Задолженность по налогам бюджетных учреждений

Самое важное на тему: "Задолженность по налогам бюджетных учреждений" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Задолженность по налогам бюджетных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 г. № ГД-4-8/[email protected] “Об урегулировании задолженности бюджетных учреждений”

Федеральная налоговая служба в целях совершенствования работы налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате налога) в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) в установленный срок производится взыскание обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с организаций в порядке и сроки, установленные статьями 46 и 47 Кодекса.

Взыскание налога за счет денежных средств на счетах (лицевых счетах), а также электронных денежных средств производится в порядке и сроки, установленные статьей 46 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

В целях обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в соответствии со статьей 76 Кодекса.

В случае отсутствия денежных средств, электронных денежных средств на расчетных счетах бюджетных учреждений в банке, при размере недоимки менее 5 млн. рублей, взыскание осуществляется за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах открытых в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Российской Федерации.

При отсутствии денежных средств на счетах в банках, а также при поступлении от органа Федерального казначейства и финансового органа субъекта Российской Федерации уведомления о неисполнении решения о взыскании, налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в порядке, установленном статьей 47 Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации, и не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений.

Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

1. Не реже одного раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества бюджетных учреждений, главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых они находятся, а также органам региональной власти и местного самоуправления, списки бюджетных учреждений, имеющих задолженность в бюджетную систему Российской Федерации, с указанием суммы задолженности.

2. В целях урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, а также исключения негативных последствий в виде невыплаты заработной платы сотрудникам учреждений, на постоянной основе проводить работу с администрациями субъектов Российской Федерации и иными органами региональной власти и местного самоуправления, путем проведения совместных совещаний по обсуждению складывающейся ситуации по неплатежам в бюджет данной категории должников.

3. Назначить ответственного за исполнением настоящего письма ФНС России заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Территориальным налоговым органам до применения мер по взысканию задолженности по обязательным платежам за счет денежных средств и приостановления операций по счетам бюджетных учреждений в сроки, предусмотренные Кодексом, необходимо обеспечить обязательное проведение мероприятий, направленных на информирование главных распорядителей бюджетных средств, органов региональной власти и местного самоуправления о неплатежах в бюджетную систему и суммах задолженности в отношении социально-значимых бюджетных учреждений.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.Ю. Григоренко

Обзор документа

НК РФ установлен 3-месячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки (по общему правилу). Взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. С этой целью может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

В случае отсутствия денежных средств на счетах при размере недоимки менее 5 млн руб. взыскание осуществляется за счет денежных средств на лицевых счетах в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Федерации. При поступлении от них уведомления о неисполнении такого решения налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений. Однако с учетом их социальной значимости налоговым органам следует не реже раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества госучреждений, главных распорядителей бюджетных средств, региональным и муниципальным органам списки учреждений-должников. На постоянной основе должна проводиться работа с властями по обсуждению ситуации.

Читайте так же:  До какого возраста подняли пенсионный возраст

Задолженность по налогам. О новом порядке взимания (Ланина И.)

Дата размещения статьи: 08.12.2015

Практически все граждане являются налогоплательщиками. Часть налогов за них уплачивают работодатели (в частности, налог на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых этими работодателями).

Ряд налогов обязаны уплачивать сами налогоплательщики, к ним относятся:

— налог на доходы физических лиц с доходов, полученных налогоплательщиком не у работодателя, или при невозможности последним удержать НДФЛ; такая обязанность возникает у налогоплательщика, например, в случае продажи имущества, выигрыша в лотерее, сдаче личного имущества в аренду и т.п.;

— транспортный налог (уплачивается лицами, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ);

— налог на имущество физических лиц (уплачивают лица, обладающие правом собственности на имущество, которое признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ);

— земельный налог (платят физические лица, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения).

Для расчета и уплаты НДФЛ по итогам налогового периода налогоплательщик должен оформить и представить в налоговую инспекцию по месту жительства налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected] Декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим годом, как в электронном виде (через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), так и в бумажном варианте.

Остальные налоги рассчитываются налоговой инспекцией. Для их уплаты налогоплательщику высылается налоговое уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected]

По всем налогам оформляется одно общее уведомление. Одновременно с ним в этом же конверте направляются и платежные документы для уплаты сумм налогов через банк или почтовое отделение либо также через личный кабинет. Данные о сроках уплаты налогов налогоплательщиками — физическими лицами представлены в таблице.

Данные о сроках уплаты налогов налогоплательщиками — физическими лицами

Не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налог на имущество физических лиц

Не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом

При очевидной простоте и многообразии возможностей уплаты налогов многие граждане не торопятся это сделать. В таких случаях налоговые органы предпринимают соответствующие действия.

В Письме от 21.10.2015 N ГД-4-8/[email protected] Федеральная налоговая служба разъяснила порядок урегулирования задолженности физических лиц, а порядок действий налоговых органов по взысканию налогов был изложен в Письме ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/[email protected]

Если выясняется, что на момент наступления срока уплаты соответствующего налога он не уплачен, налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа, процентов).

Срок выставления требования зависит от суммы долга. Если общая сумма налога (сбора, пеней, штрафов), подлежащая включению в требование об уплате:

— превышает 3 тыс. руб., — требование об уплате направляется не позднее 10 календарных дней со дня выявления недоимки;

— составляет от 500 до 3 тыс. руб., — не ранее одного месяца, но не позднее двух месяцев со дня выявления недоимки;

— не превышает 500 руб., — не позднее 10 месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате оформляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/[email protected]

Способы передачи требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа, процентов) могут быть такими:

— вручение налогоплательщику лично;

— направление заказным письмом;

— передача в электронной форме в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/[email protected];

— передача через личный кабинет согласно Порядку ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/[email protected]

[3]

Срок исполнения требования об уплате соответствующих сумм устанавливается в зависимости от способа его передачи: не менее 30, но не более 45 календарных дней.

Если и в эти сроки налогоплательщик не исполнит своей обязанности по уплате налога, то налоговый орган информирует его по телефону о наличии задолженности, а также о его правах и обязанностях по осуществлению обязательных платежей.

Телефонные звонки делаются при следующих условиях:

а) если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему РФ, составляет более 10 тыс. руб., а для г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга — более 50 тыс. руб.;

б) номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе с использованием справочников АТС).

Звонить разрешается только в рабочие дни с 8 до 20 часов по местному времени, соответствующему месту жительства физического лица.

Если по истечении месяца после установленного в требовании об уплате налога срока задолженность так и не оплачена налогоплательщиком, то налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных сумм в бюджетную систему РФ. Форма информационного письма приведена в Письме ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/[email protected]

Целью направления такого информационного письма является «публичный позор» налогоплательщика. От работодателя в данном случае требуется только проинформировать налогоплательщика и, безусловно, предупредить его о возможных последствиях.

В случае если и данная мера не возымеет действия, то налоговый орган передает в суд заявления о взыскании соответствующих сумм за счет имущества физического лица в следующие сроки:

— в течение 4 месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превысила 3 тыс. руб. и по которым не были ранее направлены заявления о взыскании в суд общей юрисдикции;

[2]

— в течение 3 месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, в случае, если такая сумма не превышает 3 тыс. руб.

Читайте так же:  Реквизиты для оплаты советскую налоговую

Обратите внимание! Налоговые органы подают в суд на неплательщиков налогов после того, как сумма неуплаты превысит 3 тыс. руб.!

После вступления в законную силу решения суда налоговый орган передает в территориальный отдел Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) судебный акт и ходатайство о наложении ареста на имущество должника. Территориальный отдел ФССП России возбуждает исполнительное производство.

Если сумма задолженности превышает 10 тыс. руб., налоговый орган в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направляет судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Если налоговый орган знает о счетах налогоплательщика, то эти данные он передает в территориальный отдел ФССП России, при этом последний может получить эту информацию непосредственно от банков.

Если в течение двух месяцев с даты возбуждения исполнительного производства задолженность не будет погашена, то не позднее 10 календарных дней с этой даты налоговый орган направляет уведомление о наличии у налогоплательщика имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество должника, а в случае невозможности — для вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом. При этом учитываются требования Письма ФССП России и ФНС России от 11.09.2015 N 00014/15/69320-СВС/СА-4-8/[email protected]

Налоговые органы по согласованию с территориальными отделами ФССП России проводят совместные рейды по наложению ареста на имущество должника в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов, но только в случаях, если задолженность составляет более 50 тыс. руб. — по имущественным налогам, более 250 тыс. руб. — по НДФЛ.

Если же сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб., после получения из суда исполнительного листа налоговый орган запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации информацию о работодателе-страхователе, осуществляющем обязательные платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) данному налогоплательщику-должнику. Не позднее 10 рабочих дней налоговый орган направляет работодателям, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств, после получения которого работодатель обязан удержать сумму недоимки из выплачиваемого должнику дохода.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Работодатель или лицо, производящие иные периодические платежи должнику (вуз — стипендию, ПФР — пенсию и т.д.), со дня получения исполнительного документа обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в указанном документе. В трехдневный срок со дня выплаты заработной платы или совершения иных периодических платежей они обязаны переводить или перечислять удержанные денежные средства налоговому органу. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника (п. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон N 229-ФЗ).

В случае перемены должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические суммы, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

Если работодатель проигнорирует данное требование налогового органа, то последний направляет в территориальный орган ФССП России по месту нахождения работодателя заявление о неисполнении им судебных актов в течение более двух месяцев.

В этом случае приставы оштрафуют как организацию-работодателя, так и ее руководителя (п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ):

[1]

— организацию — на 50 000 — 100 000 руб.;

— руководителя — на 15 000 — 20 000 руб.

Теоретически к работодателю может быть применена даже уголовная ответственность по ст. 315 «Неисполнение решения суда» УК РФ.

Напоминаем, что размер удержания не может превышать 50% заработной платы и иных доходов должника (ст. 138 ТК РФ, ст. 110 Семейного кодекса РФ, ст. 99 Закона N 229-ФЗ).

Кроме воздействия на неплательщиков налогов с помощью работодателей налоговые органы совместно с территориальными органами ФССП России и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ участвуют в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т.д.).

Таким образом, налоги могут взыскиваться во всех местах, где у людей с собой будут явно немалые денежные суммы.

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ, СБОРАМ, ПЕНЯМ И ШТРАФАМ С БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЗЫСКИВАЕТСЯ ТОЛЬКО В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Взыскать налоговые органы с бюджетных учреждений, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов), задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения во внесудебном порядке не имеют право.

Об этом Письмо Минфина РФ от 25.06.2008 N 03-02-07/2-109.

Взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу п. п. 2 и 8 ст. 45 , п. 3 ст. 105 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога, сбора, соответствующих пеней и штрафа с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации исключений из установленного порядка взыскания соответствующих недоимки, пеней и штрафов с указанных организаций не предусмотрено.

Читайте так же:  Образец изменения соглашения об алиментах

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 »О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что взыскание с бюджетных учреждении задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной ст. ст. 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Уплата Администрацией сельсовета долгов по налогам за МУП

Вопрос-ответ по теме

Администрация сельсовета являлась учредителем МУП. МУП находится в стадии банкротства, Администрация продала здание, которое МУП передал в администрацию перед банкротством. Возможна ли уплата Администрацией сельсовета долгов по налогам за МУП, если да, то как и по какому КБК

Если ликвидируемая организация не может полностью уплатить долги кредиторам, то оставшаяся задолженность погашается учредителями в порядке, установленном законодательством РФ. Однако это касается только учредителей, которые несут субсидиарную ответственность по долгам организации (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9). То есть тех, которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если само учреждение как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ)

В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Погасить задолженность за ликвидируемый МУП учредитель вправе только в случае, если он несет субсидиарную ответственность или такая ответственность возложена на него судом. Во всех остальных случаях, учредитель муниципального унитарного предприятия не может оплатить задолженность по налогам за муниципальное унитарное предприятие

Гражданский кодекс РФ

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества

Статья 399. Субсидиарная ответственность

1. До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность

2. Кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника

3. Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, — привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования)

2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества

Как платить налоги и страховые взносы при ликвидации учреждения

Ситуация: нужно ли вышестоящему учреждению (учредителю, главному распорядителю бюджетных средств) погашать задолженность по налогам (страховым взносам, пеням, штрафам) за подведомственное учреждение. Учреждение ликвидируется и не может рассчитаться с бюджетом самостоятельно

Ответ на этот вопрос зависит от того, несет ли вышестоящая организация ответственность по долгам учреждения

Если ликвидируемое учреждение не может полностью уплатить налоги (страховые взносы, пени, штрафы), то оставшуюся задолженность погашает вышестоящее учреждение (учредитель, главный распорядитель бюджетных средств) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только тех вышестоящих учреждений (учредителей, главных распорядителей бюджетных средств), которые несут субсидиарную ответственность по долгам учреждения (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 № 41/9). То есть тех, которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если само учреждение как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ)

Ответ на вопрос, несет вышестоящее учреждение (учредитель, главный распорядитель бюджетных средств) субсидиарную ответственность или нет, зависит от типа государственного (муниципального) учреждения. Так, при недостаточности денежных средств у казенных учреждений субсидиарную ответственность по их обязательствам несет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, подп. 12.1 п. 1 ст. 158, п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ч. 4 ст. 51 Закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ, п. 3 ст. 26.11 Закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ)

Читайте так же:  Заявление о накопительной пенсии сафмар образец

Учредители бюджетных и автономных учреждений по обязательствам подведомственных учреждений не отвечают (п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ). Исключение – обязательства бюджетного учреждения, возникшие до 1 января 2011 года. Субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества учреждения (его учредитель). Об этом сказано в части 12 статьи 33 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ

Взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения

Взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения производится в судебном порядке.

В текущем году вступили в силу принципиальные изменения, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006г. N137-ФЗ в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) относительно порядка принудительного взыскания налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов). Взыскание с этих организаций платежей производиться только в судебном порядке.

Так, в статью 45 (пункты 2 и 8) Кодекса внесены изменения, направленные на определение перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания задолженности, установленных статьями 46-48 Кодекса.

Указанным Федеральным законом были исключены из статьи 46 Кодекса положения о недопустимости обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках (пункт 5 статьи 46 Кодекса в редакции до вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006г. N137-ФЗ).

Поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета в силу пункта 2 статьи 45 Кодекса, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов должно производиться только в судебном порядке, взыскание этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса не производится.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Кодекса взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному арбитражным судам в связи с возникшими в судебной практике вопросами, касающимися рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с бюджетных учреждений (пункт 1 Постановления от 17 мая 2007г. N31), в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.

В тоже время, установленная статьей 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Таким образом, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», данное решение направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
В.А. Кочеткова

Налоги и Право

повышение юридических знаний

Недоимки с бюджетных учреждений

С бюджетных учреждений, возможно, начнут взимать налоговые недоимки во внесудебном порядке. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров внес на рассмотрение палаты законопроект № 515313-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект № 515313-6).

Сейчас взыскивать недоимки с бюджетных организаций можно только через суд. В пояснительной записке к законопроекту № 515313-6 говорится, что это правило было вписано в НК РФ с целью защитить социально значимые организации. Однако в последнее время размеры недоимок таких организаций растут, причем в судах обычно выясняется, что факт неуплаты бесспорен. По мнению Макарова, судебное рассмотрение в данном случае превратилось в пустую бюрократическую формальность и должно быть упразднено.

Также глава думского комитета по бюджету и налогам предлагает расширить основания для списания безнадежной ко взысканию задолженности, числящейся за налогоплательщиками более пяти лет. Согласно пояснительной записке, сейчас большинство должников не имеют средств не только для погашения налоговой задолженности, но и для оплаты судебных расходов по делу о банкротстве. По состоянию на осень 2013 года 26,5 тыс. налоговых должников находились в процедуре банкротства, а 828 тыс. должников не могли начать ее из-за неспособности оплатить судебные расходы. По мнению Макарова, отсутствие денег на процедуру банкротства должно войти в число оснований для списания налоговой задолженности.

Читайте так же:  Зависит ли пенсия от региона прописки

Также Макаров предлагает списывать задолженность, размер которой не позволяет потребовать признания должника банкротом. Кроме того, предлагается списывать задолженность недействующих юридических лиц.

По подсчетам автора законопроекта, данные меры позволят списать задолженность на сумму 200 млрд руб. и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц более 800 заброшенных организаций. Это позволит сократить расходы на администрирование, а также повысит актуальность ЕГРЮЛ.

Также в законопроекте № 515313-6 содержится предложение освободить индивидуальных предпринимателей от обязанности самостоятельно исчислять земельный налог и авансовые платежи на земельные участки, принадлежащие им на правах собственности или бессрочного пользования и используемые в предпринимательской деятельности. Информация об использовании земельных участков при ведении бизнеса дублируется, поступая в налоговые органы из Росреестра. По мнению Макарова, отмена подачи деклараций на такие участки позволит уменьшить количество споров и снизить документооборот.

Кроме того, Макаров предлагает внести в НК РФ определение понятия «личный кабинет налогоплательщика». Также он просит разрешить любым должностным лицам любых налоговых органов заверять электронные документы одной и той же электронной подписью. Глава комитета по бюджету и налогам поясняет, что это позволит разгрузить линии связи и оборудование, ускорить обработку документов и повысить эффективность электронного документооборота. В пояснительной записке подчеркивается, что решить эту проблему можно было бы и иначе, увеличив мощности линий и оборудования. Однако это потребовало бы больших затрат из бюджета.

Задолженность по налогам бюджетных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Федеральному бюджетному учреждению в 2015 году выделена субсидия на выполнение государственного задания. В декабре 2015 года был осуществлен авансовый платеж по уплате налога на имущество за IV квартал 2015 года за счет средств субсидии по ст. 290 КОСГУ. На 01.01.2016 образовалась дебиторская задолженность по налогу на имущество.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 введен коэффициент платной деятельности, применяемый при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
В связи с введением коэффициента платной деятельности в 2016 году финансирование на уплату налогов за счет средств субсидии на выполнение государственного задания значительно уменьшилось. Переплата по налогу на имущество перекрывается очень медленно.
Учреждение обратилось в налоговые органы с письмом о возврате переплаты по налогу на имущество, и денежные средства были возвращены на лицевой счет бюджетного учреждения.
Как отразить сложившуюся ситуацию в учете и отчетности бюджетного учреждения? Как поступить с данными денежными средствами, если по итогам 2015 года учреждением были достигнуты показатели задания, характеризующие объем выполнения государственных услуг?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Поступления сумм в погашение дебиторской задолженности прошлых лет по расходам отражаются бюджетным учреждением по забалансовому счету 17 в разрезе кодов (составных частей кодов) классификации расходов бюджета. На лицевом счете бюджетного учреждения поступившая сумма подлежит учету по статье 510 «Поступления на счета бюджетов» КОСГУ.
2. По своей сути поступившие от налогового органа суммы возврата дебиторской задолженности прошлого года по расходам на данный момент представляют собой остаток средств, сложившийся при выполнении государственного задания прошлого года (экономия). При выполнении определенных условий действующее законодательство предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного задания по собственному усмотрению. Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Формирование Отчетов (ф.ф. 0503737, 0503723) в части операций по поступлениям сумм дебиторской задолженности прошлых лет по расходам;
— Энциклопедия решений. Операции по возврату бюджетному (автономному) учреждению дебиторской задолженности;
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Порядок учета на забалансовых счетах 17 и 18 в целях формирования отчетности;
— Энциклопедия решений. Использование в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

5 октября 2016 г.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источники


  1. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.

  2. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  3. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
  4. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
  5. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
Задолженность по налогам бюджетных учреждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here