Взыскание недоимки по налогам с юридических лиц

Самое важное на тему: "Взыскание недоимки по налогам с юридических лиц" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

О взыскании задолженности по налогам с лиц, зависимых с проверяемым налогоплательщиком

Автор: admin · Опубликовано 05/06/2018 · Обновлено 16/11/2018

Взыскание задолженности по налогам с взаимозависимых контрагентов.

Например: у организации N задолженности нет, но ее обяжут оплатить налоги (задолженности по налогам и сборам) за недобросовестного контрагента.

На сколько это законно?

В некоторых случаях Налоговый Кодекс предусматривает погашение недоимки налогоплательщика третьими лицами.

  • Добровольное погашение (п.1 ст. 45 НК РФ);
  • При исполнении гражданско-правовых обязательств поручителем или гарантом ( ст. 74, 74.1 НК РФ)
  • В рамках противодействия избежанию от налогообложения плательщиком может стать ИНОЕ ЛИЦО (пп. 2, п. 2 ст. 45 НК РФ)

Согласно Федерального Закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ взыскание налоговой задолженности осуществляется не только с организаций, но и с любого лица, признанного судом иным образом зависимым с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.

Перечень оснований признания лиц взаимозависимыми установлен п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

В этом перечне кроме признаков субъективной зависимости существует понятие «иной зависимости» между налогоплательщиком, к которому предъявлено требование о взыскании задолженности по налогам и сборам и иное лицо. По решению Верховного Суда понятие «иной зависимости» , используемое в п. 2 ст. 105.1 НК РФ имеет самостоятельное значение. Иначе говоря, налоговый орган вправе доказывать факт «иной зависимости» даже если отсутствуют признаки субъективной зависимости между организациями, но при этом действия налогоплательщика и иных лиц носят согласованный (взаимозависимый) характер и приводят к невозможности исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов.

Обстоятельства, которые могут указывать на «иную зависимость»

  • Переход сотрудников из одной организации в другую;
  • Взаимодействие сотрудников с контрагентами налогоплательщика от имени вновь созданной организации;
  • Безвозмездная передача бизнеса;
  • Перезаключение зависимым лицом договоров с контрагентами;
  • Тождественность у налогоплательщика и зависимого лица фактических адресов, контактных телефонов, сайтов, видов деятельности и так далее
  • Что касается передачи имущества и (или) права на получение доходов от деятельности налогоплательщика другому лицу — подобные действия также могут стать основанием для взыскания недоимки с этого лица.
  • Если речь идет о создании нового бизнеса — в этом случае налоговики будут анализировать связь между прекращением деятельности у прежней организации и началом деятельности во вновь созданной;
  • «Дробление» бизнеса также может свидетельствовать о сокрытии имущества, за счет которого могло бы производиться взыскание налога с должника
  • Помимо этого отслеживается и перевод бизнеса в подконтрольные организации.Подобный перевод может стать способом снизить налоговую нагрузку

Как ИФНС получает доказательства неправомерности действий налогоплательщика и зависимого лица?

Для получения доказательств сотрудники налоговой службы проводят анализ:

  • регистрационных документов;
  • информационных ресурсов для выявления дочерних организаций;
  • выписок по расчетным счетам налогоплательщика и организаций, которые могут быть зависимыми;
  • регистров бухгалтерского и налогового учета и иных документов;
  • текущей деятельности налогоплательщика и контрагентов

Используется направление запросов в соответствующие гос. органы, истребование необходимой информации,проведение допросов должностных лиц и сотрудников основных и дочерних организаций. В исключительных случаях сотрудники налоговой службы проводят совместные операции с органами внутренних дел.

Сохраняются ли для зависимого лица риски привлечения к уплате налога за ликвидированную организацию?

Статья 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика, однако если на момент подачи заявления налогоплательщик не был ликвидирован, то правовые основания для взыскания задолженности с его зависимого общества имеются.

Срок давности по налогам юридических лиц

Рассмотрим в течение какого срока налоговая служба имеет право взыскивать задолженность по налогам и есть ли срок давности по налогам юридических лиц и ИП.

Как исчисляется срок давности по налогам для юридических лиц

Каждая юридическая организация обязана платить налог в бюджетную систему в соответствии с законодательством РФ. Если организация не платит налог по каким-либо причинам, то налоговая служба может подать в суд за несоблюдение законодательства. Но организации не всегда оплачивают всю сумму задолженности, следовательно, остается не оплаченная сумма за должником.

У многих организаций возникает вопрос: есть ли срок давности по налогам в бюджет?

Срок давности по налогам для индивидуальных предпринимателей (ИП) законодательством не установлен и списывается в случаях:

  • если индивидуальный предприниматель признан банкротом;
  • если индивидуальный предприниматель умер.

В положении НК РФ не указывается конкретная норма, которая определяет тот или иной срок давности. Для определения срока давности, нужно исходить из трех сроков:

  • период, в течение которого налоговая служба может направить уведомление налогоплательщику об отсутствии оплаты (недостаточной оплаты) налога в бюджет;
  • период, в течение которого налогоплательщик может добровольно оплатить (доплатить) сумму налога в бюджет, которая не была оплачена в предусмотренный законодательством срок;
  • период, в течение которого налоговая служба имеет право обратиться в суд за взысканием с налогоплательщика всей неоплаченной суммы налога в бюджет.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

В течение какого срока налоговая служба имеет право взыскать задолженность

Налогоплательщик, получив акт сверки расчетов с бюджетом, может обнаружить задолженность по налогам, которая за предприятием числится более трех лет. Соответственно, каждого бухгалтера интересует, что делать с этой задолженностью? Можно ли задолженность списать: если да, то как это сделать?

Рассмотрев нормы Налогового кодекса, перечисленные в статье 59 НК РФ, можно сделать вывод, что основанием для списания задолженности по налогам является судебный акт. И только судебный акт лишает налоговый орган права взыскать налоговую задолженность в связи с истечением установленного срока для ее взыскания.

Но прежде чем обращаться в суд, необходимо разобраться с задолженностью, которая числится на лицевом счете. В течение какого срока налоговая служба имеет право взыскать задолженность? Порядок и сроки взыскания задолженности указаны в статьях 46, 47, 69, 70, 75 НК РФ.

Налоговая служба имеет право обратиться в суд за взысканием задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на расчетном счете, в течение шести месяцев или за счет имущества в течение двух лет с даты истечения срока, установленного в требовании, направленного налогоплательщику для оплаты задолженности. Срок считается с даты, указанной в требовании направленного налогоплательщику.

Срок в течение которого налоговая служба должна направить требование об оплате:

  • если недоимка выявлена в результате камеральной проверки, то требование об оплате направляется в течение 10-ти рабочих дней с момента вступления в силу Решения по акту проверки;
  • в других ситуациях требование об оплате направляется в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки.
Читайте так же:  Получить пенсию из россии в израиль

Как списывается задолженность по налогам

Итак, организация решила направить исковое заявление в суд для получения судебного акта, на основании которого налоговая служба спишет задолженность по налогам в бюджет в лицевом счете. Первое, что нужно сделать, это получить справку о расчетах с бюджетом, в которой будет указана задолженность.

В исковом заявлении нужно указать требования:

  • признать незаконным действия налогового органа, указывающие в справке задолженность перед бюджетом, которую не имеют право взыскать;
  • обязать налоговую службу выдать справку, не содержащую задолженность перед бюджетом.

Рассмотрев дело, суд может принять решение:

  • обязать налоговый орган выдать справку, в которой будет указано на то, что налоговая служба утратила возможность по взысканию задолженности по налогам;
  • выдать справку без указания задолженности по налогам;

В любом случае получим решение, в котором будет указано на невозможность взыскания задолженности налоговыми органами.

Теперь, предоставив в налоговую инспекцию решение суда и сопроводительное письмо, на основании которого налоговики в течение 5-ти рабочих дней должны составить справку о задолженности по утвержденной форме и в течение 1-го рабочего дня принять решение о признании задолженности не реальной к взысканию и ее списания. Порядок списания задолженности нереальной к взысканию, установлен Приказом ФНС РФ от 19 августа 2010 года № ЯК-7-8/[email protected]

[2]

Но если же сумма задолженности не велика, то организация может принять решение просто заплатить задолженность по налогам и получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Принудительное взыскание недоимки по налогам

Исчисление и уплата налоговых платежей являются важнейшей обязанностью любого субъекта предпринимательской деятельности. Своевременное исполнение указанной обязанности позволяет организации оптимизировать свою налоговую нагрузку, избежать дополнительных финансовых потерь в виде штрафных санкций. Однако довольно распространена ситуация, когда у организации в силу объективных причин возникает недоимка по налоговым платежам. При принудительном взыскании налоговыми органами указанной недоимки налогоплательщик может защитить свои интересы. Рассмотрим эти возможности.

Правовое регулирование

Бесспорный порядок взыскания недоимки

Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов. Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ). В требовании в том числе должна содержаться информация о:
— сумме задолженности по налогу;
— размере пеней, начисленных на момент направления требования;
— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (Указанный срок имеет большое процессуальное значение, так как он определяет срок принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки, а также срок подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки (ст. 46 НК РФ));
— сроке исполнения требования (Требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан иной срок исполнения);
— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика

Взыскание недоимки за счет иного имущества организации

Судебный порядок взыскания недоимки

Пример 1. Причина пропуска срока — большой объем работы и недостаток специалистов у налогового органа. Суд удовлетворил ходатайство налогового органа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2009 N А13-3227/2008). Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2008 N А19-15231/07-Ф02-3485/08).

Пример 2. Причина пропуска срока — проведение налоговым органом сверки расчетов с налогоплательщиком. Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2009 N Ф03-717/2009).

Срок давности исполнения обязанности по уплате налогов

Пример 3. По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом выявлена недоимка и принято решение о привлечении организации к ответственности. Указанное решение вступило в законную силу 31 января 2011 г. Требование направлено в адрес организации заказным письмом. Определим сроки совершения возможных действий налоговым органом, направленных на принудительное взыскание недоимки с организации (см. таблицу). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

Срок, установленный
налоговым
законодательством

Дата
истечения
срока

Выставление требования об уплате
налога

Порядок взыскания налогов

Налоговое законодательство предусматривает внесудебный порядок взыскания недоплаченного налога. Налоговый орган может в бесспорном и принудительном порядке взыскать у налогоплательщика причитающиеся суммы за счет денег, которые находятся на расчетных банковских счетах организаций и ИП. Налог может быть взыскан и за счет иного имущества, находящегося у налогоплательщика.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с порядком взыскания налогов, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Взыскание налога во внесудебном порядке

Принудительное взыскание налогов вместе с пеней за их несвоевременную уплату производится в порядке, установленном статьями 46 и 47 НК РФ.

На первом этапе налоговые органы направляют плательщику требования об уплате недоимки в установленные ст. 70 НК РФ сроки.

Важно! Срок для осуществления этих требований – 3 месяца с того дня, как был выявлен факт неуплаты.
Порядок взыскания налога

Взыскание недоимки за счет денег на банковских счетах
На первом этапе налоговый орган не позднее двух месяцев после истечения срока на уплату выносит письменное решение о взыскании денег, помещенных на счета в банковские учреждения. Оно доводится до налогоплательщика в шестидневный срок после вынесения под расписку или высылается по почте заказным письмом с подтверждением о получении.
Если решение выносится позднее двух месяцев, то оно будет недействительным.

В этой ситуации сотрудники ФНС вправе обратиться с иском в судебный орган о взыскании с организации причитающейся суммы. Для этого закон отводит 6 месяцев по истечении двухмесячного срока исполнения требования об уплате налога.

В банковское учреждение, в котором находится расчётный счёт должника, Налоговый орган направляет поручение на списание и перечисление конкретной суммы в бюджет в банк должника. После этого ФНС вправе приостановить операции по счетам в пределах общей суммы долга.

Взыскание недоимки за счет имущества плательщика налога
На втором этапе при отсутствии у должника денежных средств сотрудники ФНС в соответствии со ст. 47 НК РФ имеют право взыскать невыплаченный налог за счет имущества плательщика. После вынесения постановления, оно должно быть направлено в трехдневный срок судебному приставу-исполнителю, который должен будет возбудить исполнительное производство.

После истечения срока исполнения требования об уплате налога фискальные органы могут принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в течение 12 месяцев после выявления факта неуплаты.

Читайте так же:  Заявление на алименты срок давности

Важно! В некоторых случаях Налоговый кодекс позволяет производить взыскание невыплаченного налога с юридических лиц и с ИП исключительно в судебном порядке. Применение внесудебного порядка в таких случаях недопустимо.

Для того чтобы правильно разобраться во всех нюансах закона в случае взыскания ФНС налога во внесудебном порядке, следует обратиться за помощью к квалифицированным юристам, владеющим нормами налогового законодательства. Это позволит избежать конфликта с контролирующими органами и дополнительных штрафных санкций.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Взыскание недоимки по налогам

Недоимка по налогам: суть и последствия

  • документ, выданный налоговой инспекцией, где отражена информация о совокупности сумм задолженности;
  • справка, выданная регистрационной палатой о том, что юридическое лицо прекратило деятельность как организация;
  • документ из службы судебных приставов, подтверждающий, что исполнительное производство в отношении физического или юридического лица прекращено, так как его предприятие больше не функционирует;
  • копия определения суда на арбитражном уровне, где зафиксирован факт окончания реализационного процесса по имуществу гражданина;
  • справка, выданная регистрационной палатой о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, так как признан банкротом;
  • свидетельство о смерти лица, которое выдается органом ЗАГС, в случае признания умершим или смерти;
  • копия документа, подтверждающего право на наследство.

Взыскание недоимки по налогам

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту вашего жительства без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа вам направляют его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа вы вправе представить свои возражения (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).

Недоимка по — налогам: что это и — стоит — ли платить

Недоимка по налогам — это задолженность налогоплательщика перед бюджетом. Возникает она в том случае, если он оплачивал величину налогов не в полном объеме или не внес налоговые отчисления в установленный законодательством срок. Помимо недоплаты, задолженностью может считаться и та сумма, которую налоговые органы ранее переплатили при возмещении налогов физическому или юридическому лицу.

Принудительное взыскание недоимки по налогам

После 2 сентября 2010 г. расширен перечень оснований, по которым недоимка по налогам признается безнадежной к взысканию. В настоящее время ст. 59 НК РФ позволяет списывать недоимку после принятия судом решения, согласно которому налоговый орган утратил возможность ее взыскания в связи с пропуском установленных сроков. Решение о признании задолженности безнадежной по данному основанию принимают налоговые органы по месту учета организации. Порядок списания такой недоимки утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]

Недоимка по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Налоги и налогообложение

  1. наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежных средств от реализации которого достаточно для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;
  2. наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, по которой он не принимает мер к взысканию в течение более одного квартала;
  3. превышение размера общей задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджет, включая штрафы, более 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика;
  4. получение налоговым органом из прокуратуры, правоохранительных и иных органов сведений, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов или намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;
  5. получение в результате анализа деятельности налогоплательщика данных, позволяющих сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, уклонении от явки в налоговый орган, о срочной распродаже имущества и переоформлении его на подставных лиц, участии в расчетах посреднических фирм, аккумулировании средств на счетах других юридических лиц.

Особенности взыскания задолженности по налогам

  1. Ликвидация организации, в соответствии с законодательством РФ. В этом случае компания не может погасить долг, по причине недостаточности имущества и денежных средств.
  2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя, в части недоимки, непогашенной по причине недостаточности имущества.
  3. Принятием судом акта, согласно которому налогоплательщик освобождается взыскания долга в связи с истечением срока взыскания.
  4. Смерти физического лица.

Взыскание недоимки по налогам

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета — дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

О процедуре принудительного взыскания недоимки

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.

В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором – в течение двух лет после истечения срока его исполнения.

В каком порядке взыскивается недоимка по налогам (штрафам, пеням)

В-третьих, решение о приостановлении операций по счетам в первую очередь принимается в отношении ответственного участника. А если денежных средств недостаточно – последовательно (по усмотрению инспекции) в отношении других участников группы. Об этом сказано в пункте 13 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Взыскание налога (недоимки) с физического лица

Порядок взыскания налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем регулируется статьей 48 НК РФ («Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем»).

Взыскание недоимки по налогам

На практике бывают ситуации, когда вы получили требование, а затем размер вашей задолженности изменился, и налоговики присылают вам новое требование на новую сумму. В этом случае второе требование имеет статус уточненного, и в нем должна содержаться ссылка на первоначальный документ. Налоговики часто игнорируют это правило и присылают новое требование без ссылки на старое. Этим они искусственно увеличивают себе сроки для принудительного взыскания задолженности. Если у вас возникла такая ситуация, можете смело писать жалобу в УФНС, поскольку данную ситуацию можно расценивать как нарушение прав налогоплательщиков.

Сроки взыскания задолженности по налогам

Если индивидуальный предприниматель и организация пропустит сроки уплаты налогов, при этом нарушив ст. 45 НК РФ (п.1 пп. 2), то у них появляется долг перед бюджетом. Это считается недоимкой по налогам. Помимо того, встречаются случаи при проверке налогоплательщиков, когда обнаруживаются излишне возмещенные ими суммы налогов из бюджета, например, по НДС — это также есть недоимка по налогам.

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка бухгалтерской отчетности

Взыскание недоимок по налогам и сборам с организации и индивидуального предпринимателя

В случае получения налогоплательщиком права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите решение о взыскании отменяется, поручения налоговых органов из банков отзываются в срок не позднее трех рабочих дней со дня предоставления права на реструктуризацию, отсрочки (рассрочки), заключения договора об инвестиционном налогов кредите или после поступления в налоговый орган информации о предоставлении права на реструктуризацию, предоставления отсрочки (рассрочки) и заключения договора об инвестиционном налоговом кредите.

Порядок взыскания недоимки по налогам и сборам

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Взыскание налога, сбора, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, ИП или налогового агента-организации

Не выполняя обязательства, плательщики нарушают нормы.

Решение о взыскании недоимки

Обязанность уплаты сборов и налогов полностью ложится на плечи начальника организации, индивидуального предпринимателя или же налогового агента, представляющего интересы организации.

Под недоимкой в налоговом законодательстве понимается определенная задолженность физических или юридических лиц, ИП перед государственным бюджетом. Образовывается такая задолженность в том случае, если плательщик (следует понимать в этом случае и физических, и юридических лиц, а так же ИП) вовремя не оплачивает установленные к нему налоги, сборы и платежи. В том числе и стразовые отчисления.

В случаях, если юридическое лицо или ИП, а также налоговый агент не уплачивают вовремя или уплачивают не в полной мере (не в полном объёме) налоги или сборы (с том числе и страховые сборы, возложенные на плательщика), то согласно статье 46 Налогового кодекса к ним могут быть применены принудительные меры по взысканию недоимок, числящимися за плательщиком.

При этом налоговому органу, который обнаружил недоимку, дается ровно три месяца на то, чтобы направить должнику уведомление с требованием выплаты. В случаях, когда размер недоимки составляет менее 500 рублей, то срок об отправке требования устанавливается на один календарный год.

Взыскание с банковских счетов производится исключительно на основе решения налогового органа, который обнаружил недоимку.

Данное решение направляется в банк, через который осуществляет финансовые операции плательщик. Форма направления может быть и электронной, и письменной. Как показывает практика, для взыскания недоимки с физических лиц чаще всего отправляются обе формы решения, а с юридических лиц и ИП – преимущественно в электронной.

Налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки в том случае, если после отправки требования об уплате задолженности плательщик на него не отреагировал и не уплатил в указанный срок долг. Срок на вынесение решения установлен в размере двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании. О решении юридическое лицо, ИП или налоговый агент уведомляются в течение 6 дней после вынесения.

Приостановка действия решения о списании средств со счетов должников

Существует несколько оснований для приостановки списания средств плательщика-должника в пользу государственного бюджета. Все они прописаны в статье 46 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • решение налогового органа, в который заинтересованным лицом (следует понимать, как налогоплательщика) было направлено заявление о приостановке;
  • решение вышестоящего налогового органа, которое уполномочено на контроль за работой подведомственных ему налоговых органов (например, областное Управление федеральной налоговой службы решает приостановить исполнение решения районной Федеральной налоговой службы);
  • постановление об аресте счетов, которое направляется судебными приставами, исполняющими решение суда.

Для того чтобы решение о взыскании средств со счетов плательщиков-должников перестало действовать, в банки, осуществляющие операции по счетам таких клиентов, должно быть направлено одно из вышеперечисленных решений.

В противном случае в рамках налогового законодательства со счетов плательщиков будут удержаны те суммы, которые полностью или частично покрывают задолженности, а затем переданы в государственный бюджет в качестве оплаты по недоимке.

Решение об отзыве средств со счетов плательщиков-должников

В рамках действия статьи 46 Налогового Кодекса налоговый орган может вынести решение об отзыве ранее отправленных решений в банк, которое подразумевает остановку списания средств в счет государственного бюджета со счетов налогоплательщиков. Для этого существует несколько оснований:

  • информация от банков о том, что на других счетах плательщиков-должников имеются суммы, которые покрывают или частично покрывают задолженности;
  • невозможность списания средств в счет бюджета по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством;
  • срок уплаты сборов или налогов, а так же пени и штрафов был изменен в рамках действия налогового законодательства;
  • уплата налогов и сборов за счет средств, которые ранее были излишне уплачены (следует понимать, как переплата по налогам и сборам, в том числе и страховым, со стороны плательщика, совершенная до образования недоимки);
  • уменьшение налоговой ставки и ставки по сборам, которые были изменены после отправки плательщиком-должником уточненной налоговой декларации.

Очередность при ликвидации юридического лица и очередность списания средств с банковского счета

Невозможность списания средств в счет бюджета со счетов юридических лиц может быть связана с процедурой ликвидации этого юридического лица или уже полученным статусом ликвидированной организации. При этом при ликвидации всегда действует определенный порядок списания средств со счетов организации.

Так, прежде всего списываются те суммы, которые необходимы для выплаты юридическим лицом компенсаций по причинению вреда здоровью или жизни гражданам, перед которыми ликвидируемое лицо несет ответственность.

Во вторую очередь всегда списываются суммы, которые необходимы для выплаты пособий, заработных плат и прочих выплат по трудовому договору сотрудникам юридического лица.

И только в третью очередь – суммы, необходимые для выплаты задолженности по налогам и сборам, в том числе и по страховым сборам.

Если при ликвидации и выплате первоочередных задолженностей, остатка средств не хватает для уплаты недоимок, такие задолженности называются безнадежными.

Процедуры взыскания недоимок с должников

При неуплате должником средств, указанных в направленном ему требовании, процедура по принудительному взысканию недоимок состоит из нескольких этапов:

  • вынесение решения налоговым органом, которое в дальнейшем направляется в банк-держатель лицевых счетов должника (в том числе и электронных средств плательщика);
  • перечисление банком достаточной для уплаты задолженности средств (в том числе с валютных счетов плательщика) в государственный бюджет;
  • вынесение решения о взыскании задолженности путем продажи имущества должника, в случаях, если средств на всех его счетах недостаточно для уплаты недоимки.

В случаях если на рублевых счетах плательщика средств для уплаты недостаточно, налоговый орган вправе направить в банк поручение о списании валютных средств с обменом по курсу банка. При этом уплачивает все расходы, с которым связана конвертация валюты, именно налогоплательщик. В случаях наличия электронных средств у должника, списание производится с электронных счетов на основании направленного в банк поручения от налогового лица.

Если средств у плательщика-должника на счетах недостаточно или нет вообще для оплаты задолженностей, налоговый орган вправе вынести решение о погашении недоимки в имущественной форме.

В случаях недостатка имущества для погашения задолженности, такая недоимка приобретает статус безнадежной. ИП вправе признать себя банкротом, а при недостаточности имущества для уплаты задолженности по налогам, сборам, страховым сборам, недоимка так же приобретает статус безнадежной для уплаты.

Читайте так же:  Судебные решения по льготной пенсии

В случаях недостатка средств на лицевых счетах юридического лица, ИП, налогового агента налоговый орган вправе направить в банк поручение о списании средств при их поступлении сроком не позднее одного рабочего дня.

Депозитные счета не могут быть подвержены процедуре взыскания средств, однако налоговый орган вправе вынести и передать банку решение о списании необходимых для уплаты недоимок средств при закрытии депозитного счета или истечение срока его действия.

[3]

Все формы решений, постановлений и обращений налоговыми органами к плательщикам и банкам утверждены налоговым законодательством, не могут быть составлены с нарушением норм, направляются в строго установленный законом срок, если таковой присутствует.

Особенности применения законодательства в отношении должников-участников консолидированной группы плательщиков

В случаях если должником по уплате налогов, сборов, страховых сборов является консолидированная группа участников, то налоговый орган вправе, при недостатке средств на счетах участников, вынести решение об уплате недоимки за счет имущества одного или нескольких участников группы.

При этом приоритетным для взыскания будет имущество ответственного и уполномоченного за ведение налоговой отчетности лица, равно как и в случаях списания средств в пользу государственного бюджета. То есть налоговый орган при вынесении решения о принудительном взыскании задолженности по сборам и налогам с консолидированной группы плательщиков подразумевает, что счет уполномоченной организации является приоритетным для списания недоимки.

[1]

Гражданский процесс / 8. Дела о взыскании с граждан недоимок по налогам

Глава 11. Судебный приказ

См. схему «Приказное производство»

Статья 121. Судебный приказ

1. Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 настоящего Кодекса.

2. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Комментарий к СТ 122 ГПК.

7. Под налогом в соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором согласно п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов содержится в ст. 13-15 НК РФ.

8. Обязанность по взысканию недоимок по налогам и сборам возложена на налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы (ст. 30, 31, 34, 34.1 части первой НК РФ). При этом по общему правилу в соответствии со ст. 45-47 части первой Налогового кодекса РФ недоимки по налогам и сборам с организаций взыскиваются в бесспорном порядке по решению налоговых органов, а споры по жалобам на решения этих органов рассматриваются арбитражными судами.

Взыскание недоимок по налогам с физических лиц производится по исковым заявлениям налоговых органов в судебном порядке по правилам, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством (для индивидуальных предпринимателей) или гражданским процессуальным законодательством (ст. 48 части первой НК РФ). Действуя по правилам гражданского процессуального законодательства, налоговые органы вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки (если не усматривается наличие спора о праве) или обратиться с исковым заявлением с соблюдением правил родовой подсудности, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 23 и ст. 24 ГПК.

Статья 48. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

См. правовые акты, схемы и комментарии к статье 48 настоящего Кодекса

1. В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

2. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

3. К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

4. Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

6. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.

Читайте так же:  Как перевести пенсию по новому месту жительства

8. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов.

Согласно п. 2 ст. 48, п. 2 ст. 104 НК РФ заявление о взыскании недоимки, пеней и налоговых санкций за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано налоговым органом в суд общей юрисдикции. Дела по требованиям о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам в соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ рассматриваются и разрешаются в порядке приказного производства, если отсутствует спор о праве и нет возражений ответчика (ст. 121-130 ГПК РФ).В силу ст. 22 ГПК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в редакции от 5 апреля 2005 г. с изм. от 11 марта 2006 г.) дела о выдаче судебного приказа в качестве суда первой инстанции рассматривает мировой судья.

Таким образом, дела о взыскании обязательных платежей и санкций подведомственны арбитражному суду при следующих общих условиях:

а) участниками спора являются государственные и иные органы, осуществляющие контрольные функции, с одной стороны, и организации или индивидуальные предприниматели — с другой;

б) обязанность по уплате обязательных платежей (либо привлечение к ответственности в виде взыскания санкций) у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возникла в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Право уполномоченных органов предъявлять в арбитражные суды заявления о взыскании неуплаченных обязательных платежей и санкций с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного законом (см. ст. 31, 45 НК РФ). Следует отметить, что отсутствие предусмотренного федеральным законом внесудебного порядка взыскания обязательных платежей и санкций многие процессуалисты выделяют в качестве самостоятельной предпосылки*(13).

На наш взгляд, данное обстоятельство применительно к налоговым спорам по поводу уплаты обязательных платежей выступает особым критерием подведомственности дела арбитражному суду, так как при наличии бесспорного режима взыскания возникший спор будет подведомствен, к примеру, налоговому органу*(14). И в данном случае после принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ*(15).

Вместе с тем налоговым законодательством предусмотрены специальные условия, которые имеют юридическое значение при установлении подведомственности арбитражному суду дел о взыскании налоговой задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей. Налоговый кодекс РФ определяет следующие случаи, когда обязательные платежи и санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей взыскиваются только по решению суда:

а) если организацией открыт лицевой счет в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (подп. 1 п. 2 ст. 45);

б) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за зависимыми (дочерними) организациями, с их основных (преобладающих, участвующих) организаций в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) организаций, и наоборот (подп. 2 п. 2 ст. 45);

в) если обязанность по уплате налога организации или индивидуального предпринимателя основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика (подп. 3 п. 2 ст. 45);

г) в случае принятия налоговым органом решения о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке ст. 46 НК РФ с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ.

Следует отметить, что несоблюдение правил подведомственности влечет некоторые сложности в разрешении конкретного дела. В связи с тем что в действующем АПК РФ отсутствует существовавший ранее институт отказа в принятии заявления, в настоящее время судья арбитражного суда не вправе отказать в принятии предъявленного заявления по мотиву неподведомственности дела арбитражному суду. В данном случае арбитражный процессуальный закон предусматривает прекращение производства по делу в порядке ст. 150 АПК РФ. В гражданском процессуальном праве институт отказа в принятии искового заявления сохранился (ст. 134 ГПК РФ). И если предъявленное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, то нет необходимости возбуждать производство по делу, а потом прекращать его ввиду неподведомственности, как это происходит в арбитражном процессе.

Следующей предпосылкой права на предъявление и рассмотрение в арбитражном суде заявления о взыскании недоимки и санкций является отсутствие вступившего в законную силу принятого по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебного акта арбитражного суда (п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В отличие от основания, указанного в п. 1 ст. 148 АПК РФ, в п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ имеются в виду ситуации, когда по тождественному делу соответствующим судом уже вынесен окончательный (завершающий) акт.

Источники


  1. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.

  2. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  3. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
  4. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
  5. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
Взыскание недоимки по налогам с юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here