Выездная налоговая проверка малого предприятия

Самое важное на тему: "Выездная налоговая проверка малого предприятия" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Выездная налоговая проверка малого предприятия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Имеет ли право налоговая инспекция проводить выездную налоговую проверку в отношении индивидуального предпринимателя, который относится к субъектам малого бизнеса, если в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ говорится, что субъекты малого предпринимательства не проверяются три года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Наличие у индивидуального предпринимателя статуса субъекта малого предпринимательства не ограничивает право налогового органа на проведение выездной налоговой проверки в отношении этого лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 ноября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Из цикла откровений налогового инспектора: Выездная налоговая проверка «на страже» процветания вашего бизнеса. Продолжение

В предыдущей рассылке ( это здесь) мы рассмотрели основные «критерии риска» назначения выездной налоговой проверки и их привязку к доходам налогоплательщика. Установили, что налоговые органы действуют по принципу «Робин Гуда», что касается размера кошелька налогоплательщика и на этом закончили, впрочем как и закончились все сходства с этим благородным персонажем.

Сейчас перейдем к налогоплательщикам с небольшими оборотами (условно до 100 млн. руб.), которые проходят по критериям риска, но установить для них предполагаемую сумму к доначислению не удалось или она незначительна.

Такие налогоплательщики могут приглашаться налоговым органом на комиссии по легализации налоговых баз.

Комиссии создаются в как налоговых органах, так и при администрациях муниципальных образований. К работе комиссий могут привлекаться представители региональных отделений внебюджетных фондов, правоохранительных органов, инспекции по труду, а также других органов.

Здесь налогоплательщику указывают на его огрехи и предлагают уточнить свою налоговую отчетность с доплатой соответствующих налоговых платежей в добровольном порядке под угрозой назначения выездной проверки.

В рамках данных комиссий налоговики ввели интересную практику. Выявив, скажем, с десяток «проблемных» контрагентов у налогоплательщика, его приглашают на встречу и показывают только двух с просьбой сдать соответствующую уточненную декларацию по НДС и налогу на прибыль. Если налогоплательщик поддался (здал «уточненку» и доплатил налог), приглашают снова и указывают еще на пару — тройку «проблемников». Так проверяют налогоплательщика на платежеспособность и податливость к увещеваниям, являющиеся для инспектора неоценимыми качествами «налогоплательщика проверяемого»

Если же налогоплательщик по данным анализа его деятельности имеет резервы для повышения уровня уплаченных налогов, но не предпринимает никаких действий (не представляет уточненную отчетность, не соглашается повысить размер уплачиваемых налогов), то комиссией принимается решение о проведении мероприятий налогового контроля. В частности, проведение выездной проверки, если предполагаемые нарушения покрывают минимально установленный размер доначислений.

Что касается так называемых фирм-«однодневок», то специальным Порядком проведения мероприятий налогового контроля в отношении организаций (физических лиц), участвующих в схемах уклонения от налогообложения и «обналичивания» денежных средств, утвержденным ФНС, установлено, что проведение проверок в отношении налогоплательщиков, не осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность и не получающих налоговую выгоду от участия в схемах уклонения от налогообложения», не допускается, поскольку доначисления налоговых платежей таким организациям образует невозможную к взысканию недоимку.

Этим же порядком указывается на необходимость проведения налоговыми органами работы по выявлению налогоплательщиков, реально осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, получающих налоговую выгоду от участия в схемах уклонения от налогообложения, для дальнейшего решения вопроса о проведении в отношении таких налогоплательщиков мероприятий налогового контроля и выездных налоговых проверок.

Раскручивать схему начинают с выявления «номиналов», фирм- «однодневок».

Порядок устанавливает следующие первичные признаки «номинальности» налогоплательщиков:

  • Организации (физические лица) не представляющие налоговую отчетность либо представляющие «нулевую» отчетность более одного налогового периода (календарного года) и имеющие значительное движение денежных средств, позволяющее предполагать участие в схемах уклонения от налогообложения и «обналичивания» денежных средств;
  • Организации (физические лица), у которых данные налоговой отчетности значительно отличаются от данных по движению денежных средств на расчетных счетах в банках;
  • Организации (физические лица) («однодневки» либо «проблемные»(1) в отношении которых из внешних источников получена информация об участии в схемах уклонения от налогообложения и «обналичиванию» денежных средств;
  • «Однодневки» либо «Проблемные» налогоплательщики, которые выявлены в ходе ранее проводимых мероприятий налогового контроля (камеральных и выездных налоговых проверок либо иных мероприятий).

Особый интерес для дальнейшего контроля представляют следующие «однодневки» либо «проблемные» налогоплательщики:

  • отражающие в отчетности доходы в сумме более 10 млн. руб. при почти нулевых платежах в бюджет;
  • оборот по расчетному счету которых составляет более 500 млн. руб., операции не связанны с исполнением комиссионных (агентских договоров), отсутствуют перечисления на заработную плату, на содержание бизнеса и говорят о наличии разносторонней деятельности, не соответствующей заявленному виду деятельности.

Налоговая Инспекция, анализируя движения денежных средств по расчетным счетам таких налогоплательщиков, выявляет их контрагентов (чаще всего покупателей), расчеты с которыми превышают 5 млн. рублей.

Вопрос о проведении (не проведении) мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов, расчеты с которыми не превышают 5 млн. руб., решается инспекцией самостоятельно.

Далее в отношении контрагентов проводятся следующие мероприятия налогового контроля:

  • направляются запросы в кредитные учреждения о представлении информации о движении денежных средств по расчетным счетам (с указанием назначения платежей), проводится анализ движения денежных средств;
  • анализируется информация данных содержащихся в ПК «ЭОД местный уровень» и федеральных ресурсах;
  • при необходимости, у контрагента запрашиваются документы (информация) («встречная» проверка);
  • в отношении каждого контрагента участника схемы из «цепочки» движения денежных средств устанавливается принадлежность (не принадлежность) к категории налогоплательщиков, имеющих признаки «анонимных» структур;
  • устанавливается наличие (отсутствие) взаимозависимости организаций (физических лиц), участвующих в схеме движения денежных средств;
  • в отношений руководителей и учредителей каждого контрагента участника схемы из «цепочки» движения денежных средств с использованием удаленного доступа к федеральным ресурсам устанавливается перечень организаций в которых указанные лица являются учредителями и руководителями;
  • проводятся допросы руководителей и учредителей контрагентов участника схемы либо направляются поручения на проведение допросов (при отсутствии информации о допросе в специальном информационном ресурсе «Сведения о контрольной работе в отношении «анонимных» структур).
Читайте так же:  Какое количество пенсионных баллов нужно

По мере проведения мероприятий налогового контроля, и поступления соответствующей информации по каждому участнику «цепочки» движения денежных средств, графически отображается схема движения денежных средств с суммами перечислений (доли в процентах), а также указывается принадлежность данных организаций к «однодневкам» либо организациям, реально осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность — выгодоприобретателям.

Мониторинг организаций на наличие у них признаков номинальных структур сейчас проводится районными налоговыми инспекциями в текущем режиме с использованием специальных электронных систем обработки данных. Данная работа строго регламентирована и районные инспекции ежеквартально отчитываются в вышестоящие налоговые органы о ходе ее проведения.

Делаем выводы:

Учитывая что налоговые органы предают большое значение платежеспособности налогоплательщиков, включаемых в план выездных проверок, и выручка налогоплательщика при прочих равных условиях является первичным фильтром для дальнейшего отбора, по уровню риска назначения выездной проверки можно выделить следующие категории налогоплательщиков:

Полный охват финансово-хозяйственной деятельности выездными проверками, проводимыми с периодичностью 1 раз в два года. Важно помнить, что налогоплательщик, который подпадает под критерии крупнейшего, устанавливаемые ФНС России, в соответствии с графиком переводится на учет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, о чем его уведомляют заказным письмом по установленной форме. При этом инспекция, из которой он переводится, в случае если последние три года не были охвачены выездной проверкой, обязана выйти на проверку до фактической передачи налогоплательщика в инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

2. Налогоплательщики с годовой выручкой, превышающей 100 млн. руб. в год.

3. Налогоплательщики с годовой выручкой до 100 млн. руб. год.

В соответствии с внутренним Порядком включения налогоплательщиков в план выездных проверок, инспекциями должен обеспечиваться в первоочередном порядке охват выездными проверками налогоплательщиков, осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность с выручкой более 100 млн. руб.

Здесь не устанавливаются требования к обязательному соблюдению периодичности назначения проверок, как в случае с крупнейшими налогоплательщиками, раз в два года. Но нужно понимать, что инспекции ведут списки таких налогоплательщиков и постоянно анализируют их финансово-хозяйственную деятельность на предмет ее «рисковости» и возможности предъявления налоговых претензий, тем самым определяя приоритетность назначения проверок в отношении отдельных налогоплательщиков уже внутри группы.

Налогоплательщики с выручкой менее 100 млн. руб. проверяются по остаточному принципу при наличии достаточных оснований полагать о совершении ими налоговых правонарушений (по совокупности «критериев риска», по информации получаемой из внутренних и внешних источников).

Данная классификация наглядно демонстрирует принцип «догоняющей и убегающей толпы»: безопаснее всего раствориться в многочисленной третьей группе налогоплательщиков (если нет условий для применения спецрежимов), при этом не использовать чрезмерно агрессивные, провоцирующие налоговые органы методы оптимизации налогообложения. Особое внимание необходимо уделять соотношению показателей финансовой и налоговой отчетности. Например, значительные отклонения в показателях, резкие скачки легко фиксируются с помощью вычислительной техники, активно используемой налоговиками.

Последовательное (с учетом реальной деловой цели) структурирование бизнеса в рамках группы компаний позволяет рассредоточить финансовые потоки, а следовательно и налоговые риски, перевести по возможности отдельные направления бизнеса на льготные специальные режимы налогообложения, и скрыться от непосредственного внимания налоговых органов в бурлящем потоке налогоплательщиков.

Сноски:

1. «Однодневки» либо «проблемные» — по сути то же, что «черное» или «темно серое», разница в оттенках. «Проблемные» контрагенты, как правило уплачивают налоги в символическом размере, явно не соответствующем их оборотам, они ведут учет и предоставляют отчетность в налоговые органы. Но эта отчетность отражает не реальные, а явно фиктивные доходы и расходы, исходя из которых и рассчитывается эта символическая величина налогов. В остальном они одинаковы: номинальные руководитель и учредитель, адрес «массовой» регистрации, отсутствие основных средств и хозяйственных операций и т.д. В общем, сути это не меняет, те и другие создаются не для осуществления реальной хозяйственной деятельности, а для недобросовестной оптимизации налоговой нагрузки и вывода денег. Такое разделение введено рассматриваемым внутренним Порядком и носит чисто условный характер, и для практики особого значения не имеет.

Мораторий на проверки малого бизнеса в 2018 году

Каникулы для малого бизнеса продлили еще на довольно длительное время, так как согласно внесенным поправкам Минэкомразвитием и генеральной прокуратурой мораторий увеличен до 2022 года. Но при этом необходимо соблюдение всех предписаний относительно соответствия требованиям и критериям малого бизнеса.

Какие организации попали под действие моратория

До указанного периода контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия:
  1. Выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий — до 120 млн. рублей, средние предприятия должны оборачивать в год не более 2 млрд. рублей – данное значение выручки было изменено в 2015 году практически для всех предприятий за исключением унитарных и государственных.
  2. Штат до 100 человек.
  3. Суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.

Для определения принадлежности бизнеса к малому необходимо соответствие именно этим трем критериям, никаких дополнительных доказательств, в том числе и документальных не требуется. Проверяющие органы должны самостоятельно найти письменные доказательства, в которых указаны цифровые показатели.

При этом существует перечень исключений, из-за которых предприятие не может подпадать под мораторий, даже если оно представитель малого бизнеса:

  • деятельность в сфере образования и здравоохранения;
  • работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, применяющие государственные тайны;
  • аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.

Кроме этого под действия моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее, чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии.

Читайте так же:  Смягчение пенсионной реформы последние новости сегодня

При этом следует помнить, что такое лицо вправе ходатайствовать об отмене проверок, на основании включения его в список ежегодных контролирующих мероприятий с нарушением требования ФЗ №246.

Полный перечень критериев, при которых предприятие не может воспользоваться послаблением, указан в ст. 26.1 ФЗ №294.

Какие именно контрольные мероприятия отменены

Действие моратория распространяется только на плановые проверки в любом виде – выездные или документальные для малого бизнеса, которые осуществляются в пределах действия ФЗ №294.

Невозможно полностью убрать проверки в следующих случаях:

  • не подпадает под надзорные каникулы налоговый контроль, контроль над выплатой средств во внебюджетные фонды, таможенные сборы, на прокурорскую проверку.

Кроме этого существует перечень, указанный в ФЗ №246, в частности это:

  • государственный федеральный надзор в сфере промышленной и пожарной безопасности в отношении предпринимателей и промышленных лиц, которые применяют в своей деятельности производственные объекты 1 и 2 класса опасности;
  • федеральный государственный надзор в области радиационной безопасности;
  • внешнего контроля качества роботы предприятий, занимающихся деятельностью в сфере аудита.

Следует понимать, что мораторий касается только плановых проверок, от внеплановых инспекций со стороны любого контролирующего органа, такого как ФФОМС, ФСС, Роспотребнадзор, никто не застрахован, они могут инициироваться любым лицом с различным статусом одним только заявлением, тема которого касается:

  • нанесения вреда здоровью или жизни человека, а также возникновения угрозы такого нанесения;
  • причинения вреда жизни и здоровью животных, а также растительному миру;
  • нарушения прав потребителей, ущемления их возможностей и свободы выбора

При этом любая из таких проверок регулируется статьей 10 ФЗ №294.

Как следует действовать в спорных ситуациях

Нередко происходят несправедливые действия в отношении организации, например, ее включение в план проверок, хотя на это нет оснований.

В данном случае требуется обратиться в орган, осуществляющий проверки с заявлением об отмене надзорного мероприятия в отношении объекта или документации при этом приложить к нему пакет документации: копия отчета о финансовых итогах за истекший год, справка о численности штата, для АО — выписка из реестра акционеров.

В случае уже начавшейся проверки можно ей препятствовать, аргументировав действия необоснованностью всего процесса и подкрепляя доводы документами.

Любое юридическое лицо может знать о предстоящей проверке, изучив информацию на сайте https://proverki.gov.ru/. Ресурс является носителем сведений относительно плановых и неплановых мероприятий, при этом указан полный перечень предприятий и адресов, а также даты выполнения надзора.

Чтобы использовать ресурс, следует в его поисковике указать название компании и нажать на кнопку «Найти».

[1]

Законодательная база

Федеральный закон №246, согласно которому был введен трехлетний мораторий, а впоследствии продлен был подписан Президентом РФ в 2015 году. Этим документом были внесены изменения в ФЗ №294, в котором приведены меры защиты хозяйствующих субъектов, в отношении которых выполняются проверки.

Вступил закон о моратории в силу со дня его публикации, то есть с 14 июля, согласно этому документу плановые проверки отменены только в отношении субъектов, которые, согласно ФЗ №209, имеют отношение к малому бизнесу.

Продление моратория на период 2019-2022 годов было выполнено на основании поправок к ФЗ №294.

Заключение

В течение обозначенного периода субъект малого бизнеса освобождается от проверок в следующих случаях:

  • не входит в перечень исключений, который дает возможность его проверять;
  • не ведет деятельность, которая несет окружающей среде и жителям угрозы, а также не применяет опасных веществ;
  • не привлекался к административной ответственности, не было приостановки разрешительных документов.

Данное нововведение не лишает надзорные и контролирующие органы полностью возможности выполнять проверку или назначать плановое посещение предприятия.

Чтобы не происходили непредвиденные ситуации, необходимо пользоваться актуальными источниками, которые должны всегда содержать полную информацию относительно решений по конкретному предприятию.

Информация по мораторию на 2018 год представлена на видео.

Об организационных моментах, связанных с прохождением выездной налоговой проверки микропредприятия

Выездная налоговая проверка для микропредприятия — серьезное испытание для микропредприятия, будь то ИП или ООО.

Не нужно думать, что проведение выездной налоговой проверки — это удел для малых, средних, крупных и крупнейших налогоплательщиков. Практика ФНС России свидетельствует, что довольно часто объектами выездных налоговых проверок становятся ИП и ООО, чьи доходы сравнительно небольшие, т.е. микропредприятия.

Для микропредприятия проведение выездной налоговой проверки — огромное испытание, конечно. От манеры взаимодействия и общения с налоговыми инспекторами не в последнюю очередь будет зависить размер доначислений и штрафов.

Бухгалтер обобщила опыт известных налоговых консультантов по сопровождению налоговых проверок, свой собственный опыт и готова поделиться общими, но важными советами и наблюдениями.

Примерный образец заявления в налоговую инспекцию

Проверки бизнеса в 2017 году: что нужно знать

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как изменятся правила налоговых проверок и контрольных закупок Роспотребнадзора? Какие документы надзорные органы не вправе будут запрашивать? Какие новые основания для проверок появятся в 2017 году? На кого не распространяется мораторий, действующий до 2018 года?

Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «СБП»

В 2017 году налоговые органы будут обращать внимание в первую очередь на малый и средний бизнес с оборотами более 100 млн руб. в год. Все эти компании будут находиться в зоне риска.

На сегодняшний день по каждой проверке заранее установлена сумма доначислений: сколько нужно взять с компании по итогам выездной налоговой проверки.

Со стороны Управлений ФНС в каждом регионе контроль за территориальными инспекциями, выездными проверками и проверяющими инспекторами в 2016 году усилился в разы, поэтому если предприниматель знает о своих нарушениях, ему не стоит сидеть расслабленно в надежде «решить» вопрос на месте с проверяющими. Это связано с тем, что за проверяющими ведется пристальный контроль, у инспекторов неплохие премии не только за взысканные, но и за доначисленные (нарисованные) суммы, налоговики должны выполнять план по сбору налогов в бюджет, и этот план постоянно увеличивается.

Не надейтесь, что проверяющие могут «пожалеть» компанию и начислить суммы к уплате, которые компания «потянет». Проверяющим все равно, что компания обанкротится и сотрудники останутся без работы

Особое внимание в 2017 году стоит обратить на оптимизацию с помощью контрагентов. Если компания пользуется таким способом, то очень опасно доводить ситуацию до налоговой проверки: выйти сухим из воды не удастся, даже если вам обещают, что контрагент «белый», а директор «адекватный», придет в налоговую и все подтвердит.

С 1 января 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут не фонды, а непосредственно налоговики. На мой взгляд, они будут проводить проверки с большим пристрастием и более профессионально, чем фонды.

Читайте так же:  Списки на субсидию по ипотеке

Штрафы по налоговым правонарушениям в 2017 году не изменятся, они установлены Налоговым кодексом РФ. Налоговики продолжат совершенствовать администрирование налогов, поэтому суммы доначислений будут расти, а значит и штрафы, которые зависят от суммы доначислений, увеличатся.

В отношении налоговых проверок мораторий до 2018 года на проверки малых предприятий не распространяется. Налоговых проверок нет в Едином реестре проверок, и узнать заранее о них никак нельзя. Это сделано специально, чтобы компания не смогла предпринять действия по уклонению от налоговой проверки. Однако по действиям налоговиков можно заранее понять, что идет преданализ, и сделать вывод, что проверка не за горами.

Андрей Бажанов, партнер юридической компании «Приоритет»

Сейчас в России деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов, на сайте proverki.gov.ru вы можете легко узнать, когда и каких проверяющих ждать вашей компании. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, но в некоторых видах деятельности компании проверяют чаще. Это здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Возможны и внеплановые проверки, которые осуществляются по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая, когда проверка осуществляется на основании прямого распоряжения прокурора. По ряду видов государственного контроля и надзора имеются свои особенности проведения внеплановых проверок.

Роспотребнадзор вправе проводить без предупреждения внеплановые проверки компаний, связанных с общественным питанием и продажей лекарств. Результаты проверки должны быть направлены в прокуратуру в течение трех рабочих дней с даты окончания проверки.

В остальных случаях о плановых проверках компания должна быть уведомлена в срок не позже, чем за три рабочих дня до начала проверки. О проведении внеплановой проверки — за 24 часа до ее начала. Исключение составляют случаи проведения проверок по заявлениям граждан или организаций о причинении вреда им, окружающей среде или объектам культурного наследия.

С 1 января 2017 года у компаний государственные органы не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8, 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Более того, с 1 июля 2016 года проверяющие не вправе требовать документы, которые есть в распоряжении надзорного органа. Например, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-Р проверяющие не вправе требовать: разрешение на строительство, выписки из ЕГРП, ЕГРИП, ЕГРЮЛ и из реестра федерального имущества, сведения из реестра аккредитованных лиц, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Указанные сведения могут быть запрошены проверяющими у соответствующих органов государственной власти в порядке межведомственного взаимодействия.

  • Государственная противопожарная служба МЧС России

С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (Постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).

За нарушение этого требования директор будет оштрафован на 15 000 — 20 000 руб., а компания — на 150 000 — 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания.

Федеральный закон от 3.07.2016 № 277-ФЗ внес изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дополнив его новой статьей 16.1 «Контрольная закупка».

Подготовьтесь к предстоящей проверке, чтобы избежать штрафов

С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки, о которых не будут предупреждать компанию. Сделка по приобретению товара или услуги будет сделана в присутствии двух свидетелей или снята на фото и видео. По окончании мероприятия составят акт, а информацию о закупке занесут в Единый реестр проверок. За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 000 руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).

Чтобы успешно пройти контрольную закупку, проверьте, соответствует ли ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Обратите внимание, что в описании товара должны быть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы.

Олег Кириллов, партнер компании «Холдсвей»

Для внеплановых проверок в 2017 году появятся новые основания. Так законодатели вводят «индикаторы риска нарушения обязательных требований». Отклонение индикаторов от нормативов может являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю. Индикаторами будут служить такие показатели, как, например, частота жалоб на деятельность компании.

В 2017 году предпринимателей ждут как положительные изменения, так и не очень. С 1 января надзорные органы могут проводить проверки без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Например, к таким мероприятиям относятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и при размещении информации в сети и средствах массовой информации.

Другие примеры таких мероприятий:

  • плановые (рейдовые) осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр);
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По итогам подобных проверок компании может получить предупреждение, однако госорган может назначить и внеплановую выездную проверку.

Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Мораторий не действует, если в течение последних трех лет у компании были штрафы за грубое нарушение законодательства, приостанавливали ее деятельность, дисквалифицировали ее руководство или аннулировали действие лицензии.

Чтобы подготовиться к проверкам, надо знать основания, согласно которым любой контрольно-надзорный орган может назначить внеплановую проверку. Это может быть жалоба клиента, потребителя, работника или контрагента, неисполнение ранее выданного предписания, угроза жизни или здоровью людей и окружающей среды, нарушение законодательства.

Читайте так же:  Дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу

Если при получении предупреждения от надзорного органа вы исправляетесь, исполняете все предписания и оплачиваете штрафы, то вы сможете избежать проверки.

Важно знать свои права и обязанности, а также права и обязанности проверяющих. Необходимо проводить обучение коллектива правильному поведению во время плановых и внеплановых проверок любых контрольных органов. Мы регулярно проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. После такой подготовки проверка не тормозит работу предприятия и сотрудники по незнанию не препятствуют проведению проверки.

Налоговые проверки субъектов малого предпринимательства

Налоговые проверки субъектов малого предпринимательства

С налоговыми проверками сталкиваются практически все представители бизнеса. Однако в период 2015-2018 годов для большинства компаний малого и среднего бизнеса действовали надзорные каникулы. Для каких организаций каникулы были продлены до 2022 года?

Пока для проведения проверок вводится риск-ориентированный подход (выборочная проверка по признакам налогового риска подозрительных компаний), каникулы для малого бизнеса продлили ещё на длительный срок. Согласно внесённым поправкам Минэкономразвития и Генеральной прокуратуры мораторий на плановые проверки увеличен на период 2019-2022 годов на основании поправок к ФЗ №294. При этом необходимо соблюдение всех предписаний относительно соответствия требованиям и критериям малого бизнеса.

В указанный период контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия:

  • выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий – до 120 млн рублей, средние предприятия (которые добавлены с 2019 г.) должны соответствовать обороту не более 2 млрд рублей в год.
  • штат до 100 человек.
  • суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.

При этом существуют исключения, когда плановые проверки проводятся, несмотря на соблюдение признаков малого предпринимательства:

  • деятельность в сфере образования и здравоохранения;
  • работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, применяющие государственные тайны;
  • аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.

Кроме этого, под действие моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии.

Тем не менее стоит проверить документацию на соответствие её законодательству, ведь внеплановые проверки возможны и при надзорных каникулах.

С 2016 года по 2019 год будут запрещены плановые неналоговые проверки малого бизнеса

На прошлой неделе Совет Федерации одобрил Федеральный закон предусматривающий, в частности, запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Запрет вводится на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Кого нельзя будет проверять? Какие именно проверки нельзя будет проводить? Распространится ли запрет на проверки, которые проводят налоговые инспекции и внебюджетные фонды? Потребуется ли представлять какие-либо документы для освобождения от проверок? Когда заперт на проверки начнет действовать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей сегодняшней статье.

Что такое неналоговые проверки

Неналоговыми или административными проверками обычно называют контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок и частота проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Обратите внимание: налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе. Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В этот перечень включен и контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды. То есть ни на налоговые проверки, ни на проверки со стороны фондов вводимый запрет не распространяется.

Кого относят к субъектам малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см. «Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Критерия отнесения к субъектам малого бизнеса

Критерий

Комментарий

1.

Средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать следующих пределов:

[3]

•до 15 человек — для микропредприятий (относятся к малым предприятиям);

• до 100 человек включительно — для малых предприятий.

2.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать:

• 60 млн. рублей — для микропредприятий;

• 400 млн. рублей — для малых предприятий.

3.

Доля участия в уставном капитале (только для организаций)

Требования к долям участия, в общем случае, следующие:

• доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25 процентов;

• суммарная доля участия иностранных юридических лиц не должна превышать 49 процентов;

• суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не должна превышать 49 процентов.

Важно отметить, что субъект может получить или утратить статус субъекта малого предпринимательства, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Виды неналоговых проверок

Закон № 294-ФЗ разрешает проводить два вида неналоговых проверок:

Плановые проверки

Уже из самого названия ясно, что плановая проверка осуществляется на основании плана. Он составляется так: различные органы государственного или муниципального контроля/надзора ежегодно составляют планы проверок, а Генеральная прокуратура РФ формирует сводный план и размещает его на официальном сайте в сети интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ; см. «В «Эксперте» появился план неналоговых проверок на 2014 год»).

В рамках проведения плановых проверок, контролирующие/надзорные органы устанавливают (ч.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • соблюдает ли организация или ИП обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • соответствуют ли обязательным требованиям сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки могут проводить не чаще чем один раз в три года (ч.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Так, плановые проверки работодателей могут проводить, например, территориальные органы Роструда (п. п. 43-65 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н).

[2]

Внеплановые проверки

В рамках внеплановой проверки ревизоры выясняют, выполняются ли прежде выданные предписания, проводятся ли мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и др. (ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Читайте так же:  Субсидии на жилье государственным гражданским служащим

Запрет на проведение плановых проверок

Комментируемый закон предусмотрел, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года нельзя будет проводить плановые проверки в отношении юридических лиц и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). При этом на внеплановые проверки запрет не распространяется. Правила их проведения не изменятся.

В каких случаях запрет на проверки не будет действовать

Комментируемый закон предусматривает ряд исключений. Это означает, что при наличии определенных обстоятельств контролирующие и надзорные органы смогут проводить плановые проверки малого бизнеса в период 2016-2018 годов. Назовем эти обстоятельства.

Административный штраф и аннулирование лицензии

Плановые проверки субъектов малого предпринимательства можно будет проводить (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

  • если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • если было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При этом проверки будут возможны только при условии, что с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение, прошло менее трех лет.

Осуществление отдельных видов деятельности

Отмена плановых проверок не будет распространяться на организации и ИП, занимающиеся видами деятельности, которые приведены в перечне, который утвержден постановлением правительства РФ от 23.11.09 № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Этот перечень касается деятельности в сфере здравоохранения и образования, торговли лекарственными средствами и деятельности по предоставлению социальных услуг.

Отдельные виды государственного контроля/надзора

Комментируемый закон установил отдельные виды контроля/надзора, на которые запрет проведения проверок не распространяется, а именно:

  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  • федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  • государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории;
  • федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  • лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.

Соответственно, если организация или ИП, например, эксплуатируют опасные производственные объекты I или II класса опасности, то их смогут проверять в плановом порядке.

Нужно ли подтверждать освобождение от проверок

Комментируемый закон не обязывает организации и ИП документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства и, соответственно, освобождаются от плановых проверок. Напротив, законом установлено, что при составлении планов проверок на 2017 и 2018 годы, контролирующие органы должны будут проверять информацию об отнесении юридических лиц и ИП к субъектам малого предпринимательства в порядке обмена информацией между ведомствами (п. 4 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

При этом законодатели предусмотрели ситуацию, когда организация или ИП необоснованно попадут в план проверок (например, из-за ошибки). В таком случае субъект малого предпринимательства сможет подать в контролирующий/надзорный орган заявление об исключении из плана. Порядок подачи такого заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица или ИП к субъектам малого предпринимательства, должно будет определить правительство РФ (пока такой документ не принят).

Положения о запрете плановых неналоговых проверок малого бизнеса вступили в силу с 14 июля 2015 года. Соответственно, надзорные органы уже в 2015 году должны учитывать, кого можно включать в планы проверок на 2016 года, а кого нельзя.

Риск-ориентированный подход к проверкам с 2018 года

С 2018 года комментируемый закон обязывает контролирующие или надзорные органы применять при планировании проверок риск-ориентированный подход. Его смысл в том, что организации и ИП, отнесенные к невысокому классу риска, либо вообще не будут включаться в план проверок, либо для них будет снижена длительность ревизии. Периодичность проверок тоже может зависеть от определенных классов риска.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все условия применения риск-ориентированного подхода также должно будет определить правительство РФ (в частности, оно установит правила отнесения к различным категориям риска). Важно отметить, что в законе есть оговорка: для отдельных видов контроля/надзора правительство РФ может решить начать применять такой подход и до начала 2018 года. Поэтому не исключено, что в некоторых сферах деятельности организации и ИП столкнутся с риск-ориентированным до 2018 года.

Источники


  1. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  2. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

  3. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  4. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
  5. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
Выездная налоговая проверка малого предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here