Выемка в рамках выездной налоговой проверки

Самое важное на тему: "Выемка в рамках выездной налоговой проверки" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Вопрос: В рамках выездной налоговой проверки проведена выемка документов и предметов. Составление протокола выемки окончено в 23.40, при этом непосредственно действия по изъятию у налогоплательщика самих документов и предметов завершено до 22.00. Считается ли выемка произведенной в ночное время? (журнал «Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь 2017 г.)

В рамках выездной налоговой проверки проведена выемка документов и предметов. Составление протокола выемки окончено в 23.40, при этом непосредственно действия по изъятию у налогоплательщика самих документов и предметов завершено до 22.00. Считается ли выемка произведенной в ночное время?

эксперт журнала «Налоговая проверка»

Журнал «Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь 2017 г., с. 42-44.

Выемка документов и предметов, являющаяся одним из мероприятий налогового контроля, осуществляется инспекцией при проведении налоговых проверок в случае отказа налогоплательщика добровольно представить по требованию документы*(1).

Порядок проведения выемки урегулирован ст. 94 НК РФ. Положениями названной статьи, в частности, установлено, что производство выемки документов и предметов в ночное время не допускается (п. 2).

Налоговый кодекс не содержит указание на определение временных границ дневного и ночного времени. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Так, ночным временем является промежуток с 22.00 до 06.00 по местному времени (ст. 5 УПК РФ, ст. 96 ТК РФ). Аналогичного мнения придерживается ФНС (см. п. 9.2 Письма от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

Однако, что именно подразумевается под «производством выемки», в ст. 94 НК РФ не раскрывается. В связи с этим налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка и осуществляется выемка документов, интересует следующее. Что конкретно признается выемкой, не допускаемой в ночное время: только непосредственные действия по изъятию документов и предметов либо вся процедура налогового контроля в целом, включая составление и подписание протокола?

Напомним, в соответствии с п. 6 ст. 94 НК РФ о производстве выемки документов и предметов составляется протокол. Форма протокола утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] После его составления и до его подписания должностными лицами налогового органа вносятся замечания (при наличии) понятых, специалистов, представителей проверяемого налогоплательщика. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.

При этом следует помнить, что протокол должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 99 НК РФ. Так, в протоколе, помимо места и даты производства выемки, установленных существенных для дела фактов и обстоятельств, указываются время начала и окончания производства выемки, изъятия документов и предметов.

На основании вышеизложенного, время, которое необходимо для составления протокола выемки документов и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола, не входит во время производства выемки (изъятия) документов и предметов. Такова позиция официальных органов (Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-02-08/64830).

Из разъяснений контролирующих органов следует, что в случае если выемка документов и предметов произведена до 22.00 по местному времени, то окончание, к примеру, в 23.40 составления и подписания протокола о производстве такой выемки не свидетельствует об окончании выемки в ночное время. А значит, не свидетельствует о нарушении контролерами процедуры выемки документов и предметов.

Вместе с тем на практике налогоплательщики, пытаясь оспорить позицию контролеров, обращаются в судебные органы. Есть примеры из арбитражной практики, в которых суды поддерживают налогоплательщика, заявляя следующее: время завершения выемки — это время завершения проверяющими должностными лицами налогового органа предписанных ст. 94 НК РФ действий, включая составление протокола выемки и описи. При этом налогоплательщик не ограничен законом во времени ознакомления с указанными документами и также не лишен права подписать их, в том числе с возражениями, после 22.00 (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 N 10АП-9173/2015 по делу N А41-67840/2014).

Позиция налогового органа, в соответствии с которой составление описи, ознакомление с перечнем изъятых документов и подписание протокола не относятся к производству выемки, признается судами неправомерной. На основании этого делается вывод, что выемка производилась в ночное время (Постановление ФАС ПО от 10.03.2011 по делу N А12-9423/2010).

Сделаем вывод. Компетентные органы не считают нарушением норм налогового законодательства составление протокола о производстве выемки документов и предметов после 22.00. Однако полагаем, что налогоплательщику в случае возникновения подобной ситуации можно попытаться оспорить позицию налогового органа в суде. И хотя арбитражная практика представлена небольшим количеством судебных дел по аналогичным обстоятельствам, выводы, сделанные в них, дают налогоплательщику в споре с контролерами шанс на победу.

1 ноября 2017 г.

*(1) Подробнее о выемке документов читайте в статье Фирфаровой Н.В. «Как грамотно взаимодействовать с налоговиками при выемке документов?», 2017, N 1.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Выемка документов при проведении налоговой проверки

Инспекторы вправе производить выемку документов при проведении налоговой проверки в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что затребованные документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Рассмотрим особенности и порядок производства выемки документов.

Постановление о производстве выемки документов

Выемка документов производится на основании постановления о производстве выемки, изъятия документов и предметов (Приложение № 19 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]). Данный документ должен быть обязательно подписан должностным лицом налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ), а также руководителем (заместителем) данного налогового органа, вынесшим решение о проведении проверки. В противном случае постановление может быть признано в суде недействительным (пост. ФАС ЗСО от 14.09.2009 № Ф04-5552/2009(19563-А27-49)).

Читайте так же:  Налог на прибыль организации равен

Помимо отметки руководителя инспекции (его заместителя) об утверждении постановления в этом документе должны быть указаны (Приложение № 19 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]):

  • дата его составления;
  • фамилия, имя, отчество, должность инспектора, который вынес постановление, и наименование налогового органа, в котором он работает;
  • полное наименование организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), в которой проводится выемка документов, ее ИНН и КПП;
  • мотивы проведения выемки документов;
  • описание изымаемых документов (наименование и иные реквизиты);
  • дата, подпись, Ф.И.О. ответственного лица организации, получившего документ (для представителя также указывают наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия).


Обратите внимание, в Налоговом кодексе прямо установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для выемки документов, должны быть обоснованы и мотивированы (п. 1 ст. 94 НК РФ). Однако проверяющие, следуя рекомендациям ФНС России (письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected], от 15.03.2012 № АС-4-2/4378, от 11.03.2012 № АС-4-2/4018), зачастую игнорируют данный факт и указывают в постановлении лишь то, что у инспекции есть основания для предположения об угрозе уничтожения, сокрытия, изменения или замены документов. Также в постановлениях можно увидеть следующие обстоятельства, отмечаемые инспекторами:

  • воспрепятствование налогоплательщиком доступу должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, на его территорию или в помещение;
  • необеспечение налогоплательщиком должностным лицам налогового органа, проводящим выездную налоговую проверку, возможности ознакомиться с подлинниками документов на своей территории при проведении проверки по месту его нахождения (месту нахождения филиала, представительства, иного обособленного подразделения);
  • уклонение налогоплательщика от представления в налоговый орган оригиналов документов для ознакомления с ними, если выездная проверка проводится на территории ИФНС;
  • отказ налогоплательщика от представления заверенных надлежащим образом копий запрашиваемых документов.

Суды не одобряют такой подход и однозначно указывают, что при вынесении мотивированного постановления недостаточно формального указания на наличие оснований для производства выемки документов. Инспекции следует именно обосновать свои действия. Под обоснованием в данном случае понимают конкретные обстоятельства, факты, свидетельствующие о намерении налогоплательщика уничтожить, скрыть или подменить документы (пост. ФАС МО от 19.09.2013 № Ф05-11271/13, от 18.01.2013 № Ф05-15235/12, от 12.10.2012 № Ф05-8651/12, ФАС ЗСО от 15.05.2013 № Ф04-2024/13, ФАС УО от 29.02.2012 № Ф09-112/12, от 25.04.2011 № Ф09-2131/11, ФАС ПО от 07.12.2011 № Ф06-10631/11, от 09.06.2011 № Ф06-4905/11, от 02.08.2010 № А72-16467/2009, ФАС СКО от 03.11.2011 № Ф08-6751/11, ФАС СЗО от 15.02.2010 № Ф07-422/2010, ФАС ВВО от 01.11.2010 № А31-2591/2010).

Как предотвратить неправомерные действия инспектирующих органов? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый блок «Советы экспертов.
Проверки, налоги, право»
.

Такие обоснования, как отсутствие контрагентов по юридическим адресам, суды считают необоснованными, а следовательно, и выемку — незаконной (пост. ФАС ЗСО от 19.01.2009 № Ф04-8162/2008(18805-А03-15), ФАС ВВО от 13.11.2007 № А11-13963/2006-К2-21/874/18).

По мнению судей, есть лишь один случай-исключение, когда инспекторы не обязаны доказывать свое право на выемку документов: если в постановлении о производстве выемки указано, что оригиналы документов необходимы для проведения экспертизы (пост. Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 18120/10).

Что касается перечня изымаемых документов, то ФНС России и суды в этом вопросе солидарны и признают, что в мотивированном постановлении необязательно указывать конкретный перечень, поскольку из пункта 1 статьи 94 Кодекса вовсе не следует обратное. Достаточно лишь обозначить круг таких документов (письма ФНС России от 15.03.2012 № АС-4-2/4378, от 11.03.2012 № АС-4-2/4018; пост. ФАС МО от 27.02.2012 № Ф05-759/12, ФАС ВСО от 18.06.2008 № А33-10182/2007-Ф02-2601/2008, от 15.05.2008 № А33-11245/2007-Ф02-1931/2008).

При этом постановление о производстве выемки документов, которое составлено с нарушениями статьи 94 Кодекса, может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе (в обязательном порядке) и в суде (ст. 137, 138 НК РФ).

Процедура проведения выемки документов

Выемка документов производится в присутствии ответственных лиц компании и (или) ее представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Если фирма не извещена о проведении выемки и никто при ней не присутствует, то данная процедура будет являться незаконной (пост. ФАС ВСО от 23.04.2004 № А10-5073/03-11-Ф02-1259/04-С1).

Придя в проверяемую организацию, еще до момента начала процедуры выемки документов инспекторы обязаны предъявить ответственным лицам или представителю постановление о производстве выемки документов и предметов и разъяснить всем присутствующим их права и обязанности (абз. 2 п. 3 ст. 94 НК РФ).

В свою очередь, ответственные лица или представитель должны расписаться в получении такого постановления.

Кроме того, при проведении выемки документов обязательно присутствие понятых в количестве не менее двух человек (абз. 1 п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ). В дальнейшем они будут удостоверять своими подписями в протоколе выемки факты, содержание и результаты действий, которые произведены (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Обратите внимание, не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п. 4 ст. 98 НК РФ). При этом работники компании могут быть понятыми, что подтверждает и судебная практика (пост. ФАС МО от 18.07.2003 № КА-А40/4842-03).

После вручения компании постановления о выемке должностные лица налогового органа обязаны предложить ей выдать документы (предметы) добровольно. И только в том случае, если фирма откажется это сделать, инспекторы вправе произвести выемку документов в принудительном порядке (абз. 1 п. 4 ст. 94 НК РФ).

Им разрешено вскрывать помещения или иные места, где могут находиться нужные документы, но при этом они обязаны избегать повреждения запоров, дверей или других предметов, если нет такой необходимости (абз. 2 п. 4 ст. 94 НК РФ).

Протокол о производстве выемки документов

В конце процедуры выемки документов инспекторы составляют протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов по установленной форме (приложение № 20 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]), соответствующий требованиям статьи 99 Кодекса (п. 6 ст. 94 НК РФ).

В протоколе перечисляют и подробно описывают изъятые документы, а также отражают все действия, произведенные во время выемки. Документ должен иметь следующие данные (п. 2 ст. 99 НК РФ):

  • место и дату составления;
  • время начала и окончания выемки документов;
  • должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;
  • сведения о лицах, которые участвовали в выемке (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т.п.);
  • сведения об объектах выемки (изъятых документах);
  • подробное описание результатов выемки документов.

Налоговики перечисляют и описывают изъятые документы либо в самом протоколе, либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества. Все изымаемые документы предъявляют понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки документов, и в случае необходимости упаковывают на месте выемки (пп. 7, 9 ст. 94 НК РФ).

Читайте так же:  Как узнать о плановой проверке налоговой

Как указывают суды, отсутствие подробной описи изъятых документов (например, указание лишь коробок) является основанием для признания выемки документов незаконной (пост. ФАС УО от 08.05.2013 № Ф09-3634/13, от 25.04.2011 № Ф09-2131/11, ФАС ПО от 10.03.2011 № А12-9423/2010, ФАС ЗСО от 28.10.2009 № Ф04-6657/2009, ФАС СЗО от 27.06.2008 № А56-49087/2006).

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа компании скрепить печатью или подписью изымаемые документы инспекторы делают специальную отметку об этом в протоколе (п. 9 ст. 94 НК РФ).

После составления протокола проверяющие знакомят с ним всех участников выемки (пп. 3, 4 ст. 99 НК РФ) и вручают его копию под расписку ответственному лицу или представителю компании. Если вручить копию лично невозможно (например, отсутствует представитель), то ее высылают по почте на адрес фирмы, указанный в ЕГРЮЛ (п. 10 ст. 94 НК РФ).

Обратите внимание, в случае, если изъяты оригиналы документов, инспекторы обязаны предоставить компании их копии, заверенные должностным лицом налогового органа. Если это невозможно сделать сразу при изъятии, контролеры вправе передать копии в течение пяти рабочих дней после выемки (абз. 2 п. 8 ст. 94, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Еще один очень важный момент. В Кодексе отсутствует норма об обязанности инспекторов вернуть изъятые в рамках процедуры выемки оригиналы документов.

Во избежание их невозврата компании следует направить в инспекцию, осуществившую выемку документов, письмо с просьбой вернуть изъятые подлинники.

Если налоговики все же откажутся возвращать документы, то вернуть их можно будет через суд, объяснив при этом арбитрам все негативные последствия для компании, к которым привел либо может привести такой невозврат оригиналов (пост. ФАС СКО от 26.01.2010 № А32-8547/2008-12/69, от 06.02.2007 № Ф08-173/07-83А, ФАС ЗСО от 28.05.2008 № Ф04-3281/2008(5641-А27-15), от 29.07.2008 № Ф04-4594/2008 (8820-А03-31)).

Подводя итог, перечислим моменты, которые нужно помнить компании о процедуре выемки документов:

  • не допускается выемка в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ) (промежуток времени с 22.00 до 06.00 по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ));
  • не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ);
  • инспекторы обязаны доказать факт отказа компании от добровольной выдачи документов и обосновать необходимость проведения выемки (пост. ФАС ПО от 15.03.2002 № А65-9220/2001-СА1-29к);
  • выемку производят в присутствии не менее двух понятых, а также ответственных лиц компании или ее представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ);
  • инспекторы обязаны перед началом процедуры выемки разъяснить всем присутствующим при ней лицам их права и обязанности (абз. 2 п. 3 ст. 94 НК РФ).

Екатерина Сыркова, ведущий юрисконсульт департамента налоговой политики компании «Мечел»

г. Москва, ул. 1-я Останкинская, д. 41 А
Тел.: 8 (499) 390-62-78
E-Mail: [email protected]

Новые видео и статьи

Нарушения налоговых органов при выемке документов и предметов

Выемка документов и предметов является одним из мероприятий налогового контроля. Как правило, она проводится в ходе выездной налоговой проверке в случае отказа налогоплательщика добровольно представить ревизорам запрашиваемые документы.

На сегодняшний день сохраняется тенденция возникновения налоговых споров относительно производства выемки документов и правомерности ее проведения.

Инспекция обязана не только доказать факт отказа налогоплательщика от добровольной выдачи документов и обосновать необходимость выемки, но и досконально соблюсти всю процедуру.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ не допускается использование налоговым органом доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если суды признают факт несоблюдения должностным лицом налогового органа своих полномочий в части порядка проведения выемки, решение по проверке может быть признано недействительным, даже если изъятые документы послужили доказательством того, что налогоплательщик нарушил положения налогового законодательства.

Именно нарушения процедурного характера могут стать ключевым моментом при решении налоговых споров и успешно оспорить решение налогового органа. Поэтому налогоплательщикам очень важно знать о том, каким образом проводится процедура выемки документов и как грамотно защитить свои права.

Выемка документов и предметов может производиться в следующих случаях:

1) Если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены:

  • в случае невозможности должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов на территории (в помещении) проверяемого лица при проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогоплательщика;
  • в случае невозможности должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов по месту нахождения налогового органа при проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа;
  • если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;
  • иных случаях.

2) Если проверяемое лица отказалось от представления запрашиваемых при проведении выездной налоговой проверки документов или непредставлении их в установленные сроки;

3) при необходимости получения предметов, имеющих отношение к предмету налоговой проверки с целью:

  • проведения осмотра предметов;
  • проведения экспертизы;
  • приобщения к материалам проверки в качестве вещественных доказательств;
  • иных целях налоговой проверки.

Основные этапы и правила процедуры выемки

1 этап. Утверждение руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки, мотивированного постановления о производстве выемки, изъятия документов и предметов (приложение № 19 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]).

2 этап. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

3 этап. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

4 этап. Изъятие документов и предметов.

5 этап. Составление протокола о производстве выемки, изъятия документов и предметов. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.

6 этап. Изготовление копий с изъятых документов. Копии заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Видео удалено.
Читайте так же:  Новая выслуга лет военнослужащих для пенсии
Видео (кликните для воспроизведения).

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

7 этап. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Нарушениями при производстве выемки чаще всего являются:

— лишение налогоплательщика добровольной выдачи документов и предметов;

— выемка документов проведена не в рамках выездной проверки (при камеральной проверке выемка не предусмотрена);

— должностными лицами налогового органа перед началом процедуры не разъяснены присутствующим лицам их права и обязанности;

— выемка произведена в отсутствии понятых (должно быть не менее двух понятых);

— выемка произведена в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени);

— изъяты предметы и подлинники документов, не имеющих отношение к предмету проверки;

— изъятые документы не перечислены и не описаны в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях;

— результаты выемки не оформлены протоколом.

Рекомендации налогоплательщику при незаконном проведении выемки документов и предметов:

1) при явных нарушениях в производстве выемки (отсутствии постановления о производстве выемки, отказ должностных лиц в предоставлении перечня документов для добровольной передачи) — отказать в пропуске в помещение со ссылкой на пп.11.п.1 ст.21 НК РФ, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие налоговому кодексу или иным федеральным законам;

2) отражать нарушения процедуры выемки в графе замечания в протоколе выемки документов и предметов;

3) обжаловать постановление и протокол.

Знание процедуры проведения и документирования выемки документов может помочь налогоплательщикам отстоять свои права, в том числе и в судебном порядке.

Выемка документов при выездной налоговой проверке

Статьей 94 Налогового кодекса РФ предоставлено право налоговому органу при выездной налоговой проверке применить инструмент выемки документов у налогоплательщика, учреждения, организации. Такое мероприятие является одним из инструментов налогового контроля, применяемого по отношению к налогоплательщику с целью получения необходимых сведений в рамках такого вида проверки. Если истребование документов в рамках такой проверки инспекторами осуществляется в виде копий, добровольно предоставленных самим налогоплательщиком, то выемка всех относящихся к предмету проверки документов, предметов и сведений, носит более принудительный характер. При наличии у налоговой инспекции мотивов, а также при отказе налогоплательщика самостоятельно представить нужные документы, проверяющие инспекторы могут изымать и подлинные экземпляры таких документов.

[1]

При этом статья 94 указанного Закона обязывает инспектора составить постановление на производство выемки (мотивированное. ). Нельзя производить выемку не имеющих отношения к проверке документов и материалов, об этом говорится в пункте 5 стать 94 Налогового кодекса РФ (пример из судебной практики: Постановление ФАС Уральского округа от 1 ноября 2005 г. № Ф09-4928/05-С2 по делу № А76-9316/05). Также нельзя проводить выемку документов и предметов в ночное время суток ( см. п.2 ст. 94 Налогового кодекса РФ).

Не только отказ налогоплательщика в предоставлении необходимых документов может служить основанием для их выемки в подлинниках, но и недостаточность этих копий для проведения выездной проверки (см. абз. 1 п. 8 ст. 94 Налогового кодекса РФ). Так же и в случае, если у должностных лиц проверяющего органа будет еще и достаточно оснований считать, что подлинники таких документов могут быть исправлены или уничтожены налогоплательщиком, с целью сокрытия их от налоговой, такие документы также будут подвергнуты выемки на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 31, пункта 14 статьи 89, абзаца 1 пункта 8 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

В рамках выездной налоговой проверки должностное лицо проверяющего органа вправе производить выемку следующих документов, относящихся к налоговой проверке:

  • первичные бухгалтерские документы;
  • финансовые документы, планы, сметы, декларации;
  • иные документы, непосредственно связанные с исчисление и уплатой налогов и сборов проверяемого налогоплательщика.

Процедура выемки документов у проверяемого лица традиционно начинается с вынесения должностным лицом налогового органа «Постановления о производстве выемки документов», унифицированная форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] (в ред. Приказа ФНС России от 23.07.2012 № ММВ-7-2/[email protected]). Как любой принятый нормативный акт, такое постановление должно быть подписано руководителем инспекции.

Что касается документального оформления постановления о производстве выемки документов, обязательными реквизитами в нем являются:

  • дата, место составления постановления;
  • Фамилия, Имя, Отчество должностного лица, вынесшего постановление;
  • полное наименование проверяемого налогоплательщика (организация, учреждение, ООО с указанием реквизитов ИНН, ОГРН), которого будут проверять выездной проверкой;
  • мотивы применения такой процедуры;
  • полное наименование проверяемого налогоплательщика (организация, учреждение, ООО с указанием реквизитов ИНН, ОГРН), у которого будет производится выемка документов.

[3]

Непосредственная выемка предметов либо документов у налогоплательщика оформляется протоколом. Форма протокола утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] (Приложение № 8).

Абзац 1 пункта 3 статьи 94 Налогового кодекса РФ определяет проведение процедуры выемки документов в присутствии минимум двух понятых на одного инспектора, уполномоченных представителей проверяемого налогоплательщика (учреждения, организации), и специалистов в случае такой необходимости.

Требования предъявляемые к оформлению протокола содержаться в статье 99 Налогового кодекса РФ. В процессе выемки проверяющий инспектор снимает с документов копии, заверяет и оставляет лицу, у которого такие документы были изъяты, а оригиналы оставляет в материалах проверки. Все документы, который изъял инспектор, должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью лица, у которого такие документы были изъяты. Если технической возможности изготовить такие копии у инспектора нет, оригиналы изъятых документов возвращаются собственнику в течение пятидневного срока с момента выемки (изъятия). Понятые, участвовавшие в процессе выемки также знакомятся с этими документами. Существует даже специальная Инструкция, которая регламентирует порядок проведения выемки (изъятия) документов, порядка хранения, правила передачи иным органам (к примеру: правоохранительные органы, прокуратура, судебный орган и т.д.).

Все лица, которые принимали участие в выемке документов, должны ознакомиться с протоколом (см. п. 6 ст. 95 Налогового кодекса РФ). Любое лицо, участвовавшее при выемке вправе вносить замечания, которые также вносятся в протокол выемки и приобщаются к материалам дела.

Права проверяемого налогоплательщика, у которого производится выемка документов, относящихся к выездной налоговой проверке, закреплены в пункте 7 статьи 95 Налогового кодекса РФ. Проверяемый налогоплательщик, у которого провели выемку документов в рамках выездной налоговой проверки, может и отказаться от подписания протокола, при этом причина отказа от его подписания также должна быть им обоснована. Такой отказ тоже должен быть приобщен к протоколу выемки, либо делается соответствующая запись инспектором в самом протоколе.

По окончании процедуры выемки документов, протокол подлежит вручению налогоплательщику, у которого была проведена выемка предметов и документов, или направляет в адрес налогоплательщика по почте (заказным письмом с уведомлением).

Читайте так же:  Повышается ли пенсия ветеранам боевых действий

Часто должностные лица налоговой инспекции нарушают сам процесс выемки документов: проводят ее не на территории проверяемого налогоплательщика, допускают ошибки при составлении протокола, в качестве понятых выступают должностные лица налогового органа (что вообще запрещено), проведение выемки документов и предметов в ночное время.

Все эти нарушения со стороны налоговиков, дают право налогоплательщику, у которого были изъяты документы в рамках выездной налоговой проверки, обжаловать такие неправомерные действия налоговиков в суде.

По мнению судов, неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов может повлечь за собой выемку этих документов только в том случае, когда такое требование направлено налогоплательщику в ходе текущей выездной налоговой проверки.

[2]

Если требования налогового органа о представлении документов не имеют отношения к рассматриваемой выездной налоговой проверке, такие действия не могут являться обоснованием правомерности вынесения постановления о производстве выемки документов у этого налогоплательщика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2009 № Ф04-3822/2009(9598-А70-41).

Также судам важно, чтобы требование налоговиков было обоснованным, то есть налоговики должны обосновать и аргументировать основания для производства выемки документов, а также ответить на вопрос, почему именно налогоплательщик может уничтожить, сокрыть, изменить или заменить важные для налогового органа документы. При этом суды достаточно жестко следят за соблюдением этих требований.

Такую формулировку как «Для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица. Кроме того, у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть сокрыты, исправлены или заменены», суды указывают, что одно лишь формальное указание на возможность или вероятность сокрытия и уничтожения документов налогоплательщиком без подтверждения конкретных обстоятельств, не свидетельствует что такое постановление налогового органа является мотивированным и обоснованным (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 25.04.2011 № Ф09-2131/11-С3 по делу № А76-17130/2010-39-453, ФАС Волго-Вятского округа от 01.11.2010 по делу № А31-2591/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2010 по делу № А33-9196/2009 и т.д.).

В каждом конкретном случае суд индивидуально оценивает доводы налогового органа о наличии опасности сокрытия, уничтожения, изменения или подмены налогоплательщиком документов. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.04.2011 № 18120/10 разъяснил, что отсутствие в постановлении о выемке документов мотивов их возможного уничтожения, сокрытия, исправления, изменения или замены не имеет предопределяющего значения для оценки законности этого постановления, если налоговый орган способен доказать обоснованность применения такой меры.

Пять мифов о выемке документов в рамках налоговой проверки

«Российский налоговый курьер», 2015, N 17

Как проверяющие обосновывают свои опасения утраты документов.

Почему не всегда удается оспорить выемку в рамках «камералки».

Инспекторы могут не возвращать подлинники, переданные в ОВД.

Когда у налоговиков есть опасения, что компания может уничтожить важные документы, они могут изъять такие бумаги в рамках выемки (ст. 94 НК РФ). Рассмотрим, когда компания заблуждается в отношении процедуры выемки документов, а когда, наоборот, ошибки налоговиков ей на руку.

Миф первый: инспекторы обязаны истребовать копии документов, прежде чем изымать оригиналы

Налоговики вправе изъять оригиналы документов, если их копий для проверки недостаточно (п. 8 ст. 94 НК РФ). Либо есть опасения, что документы будут утрачены. Некоторые компании интерпретируют это правило по-своему, путая его с п. 4 ст. 94 НК РФ: прежде чем изымать бумаги, инспекторы обязаны истребовать их копии. А если требование о представлении документов компания не получала, то и выемка незаконна.

Так, в одном из дел суд отклонил довод налоговиков о том, что документы и предметы изъяты в связи с неисполнением требований о представлении документов. Поскольку спорные требования были направлены в рамках иных налоговых проверок (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2009 N Ф04-3822/2009(9598-А70-41)).

В другом споре проверяющие не смогли попасть на территорию компании (подробнее читайте также во врезке ниже). Опасаясь, что документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, инспекторы вынесли постановление об их выемке. Тем более что за последний год организация несколько раз меняла свое местонахождение, а незадолго до начала проверки и вовсе подала заявление о снятии с учета. ФАС Уральского округа в Постановлении от 20.12.2011 N Ф09-8308/11 решил, что спорная выемка документов незаконна. По мнению суда, прежде чем делать выводы о возможном уничтожении бумаг, налоговикам следовало бы запросить у компании их копии в рамках ст. 93 НК РФ.

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов

Доступ на территорию или в помещения проверяемой компании может закрыть сторонняя служба охраны. К примеру, если на одной территории расположено несколько организаций и сотрудники КПП не знают, что в отношении одной из них проводится выездная налоговая проверка.

Большинство посетителей сайта www.rnk.ru считают, что такие действия охранника могут привести к негативным налоговым последствиям для проверяемой компании. Аналогичного мнения придерживается и действующий налоговый инспектор.

Но есть мнение, что если вход в офис блокирует стороннее лицо (охранник ЧОПа), с которым у организации нет прямых отношений (например, компания арендует офисный центр, где установлен пропускной режим), то привлекать к ответственности компанию не за что.

Подробные аргументы в пользу обеих позиций читайте на сайте e.rnk.ru в статье «Рискует ли компания, если наемный охранник ЧОПа не пускает проверяющих на территорию офиса?» // РНК, 2014, N 20.

Но в основном суды считают, что налоговики перед проведением выемки вовсе не обязаны направлять требование о представлении документов (Постановления ФАС Поволжского от 02.08.2010 N А72-16467/2009, Северо-Западного от 04.05.2010 N А05-17032/2009 и Восточно-Сибирского от 18.06.2008 N А33-10182/07-Ф02-2601/08 округов). Действительно, если компания не исполнила требование, налоговики вправе инициировать процедуру выемки (абз. 2 п. 4 ст. 94 НК РФ). Но если у проверяющих есть основания полагать, что необходимые для проверки документы компания может уничтожить или исправить или копий бумаг для проведения проверки недостаточно, они вправе изъять оригиналы без предварительного направления требования (п. 8 ст. 94 НК РФ).

Поэтому тот факт, что инспекторы пришли в компанию с выемкой, ранее не истребовав документы, не является безусловной гарантией того, что суд признает такую выемку незаконной.

Миф второй: чтобы изъять документы, налоговики обязаны доказать риск их утраты

Если налоговики не смогут представить в суд доказательств того, что изъятые документы компания могла уничтожить, то решение о проведении выемки признают незаконным. В деле, которое рассмотрел ФАС Поволжского округа (Постановление от 25.06.2014 N А12-23096/2013), инспекторы решили, что подлинники документов в электронном виде и информация, содержащаяся на сервере налогоплательщика, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. В связи с чем им пришлось изъять информацию в электронном виде с сервера базы данных.

Суд установил, что организация не уклонялась от представления документов. Инспекторы же не доказали угрозу уничтожения, сокрытия или исправления подлинников документов в электронном виде, а также информации на сервере. Более того, выемку серверов инспекторы провели в первый же день проверки. Поэтому суд решил, что инспекторы формально применили п. 14 ст. 89 и ст. 94 НК РФ.

Читайте так же:  Расчет 5 процентов накопительной пенсии

В другом споре налоговики в качестве основания проведения выемки документов назвали неявку гендиректора для дачи пояснений. ФАС Московского округа в Постановлении от 19.09.2013 N А40-150985/12-140-1096 посчитал, что этот факт не свидетельствует о возможном уничтожении или исправлении документов, подтверждающих ведение налогового учета.

Примечание. Неявка гендиректора для дачи пояснений не повод для проведения выемки документов.

Вместе с тем в ст. 94 НК РФ не разъясняется, каким именно образом налоговики обязаны мотивировать решение о проведении выемки. В частности, должны ли приводить перечень документов, которые, по их мнению, налогоплательщик может уничтожить (Письмо ФНС России от 15.03.2012 N АС-4-2/4378). По мнению контролеров, достаточно сослаться на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2008 N А33-11245/07-Ф02-1931/08 и от 18.06.2008 N А33-10182/07-Ф02-2601/08, подробнее читайте во врезке ниже). Или указать, что имеющихся в распоряжении инспекторов копий бумаг недостаточно для проведения проверки (Постановление Уральского округа от 27.07.2011 N Ф09-4589/11).

На практике. Налоговики изъяли подлинники документов, потому что компания представила исправленные копии

Получив от налоговиков требование о представлении 69 папок документов, компания передала инспекторам оригиналы всех запрашиваемых документов. Налоговики самостоятельно изготовили копии и предложили руководителю заверить их. Однако заверены были только копии части документов. От заверения копий оставшейся части документов руководитель отказался по причине занятости.

Для сличения изготовленных проверяющими копий были изъяты оригиналы ранее представленных документов. Выяснилось, что заверенные копии изменены. Проверяющие заподозрили, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Поэтому они вынесли постановление о выемке спорных подлинников (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2008 N Ф04-3281/2008(5641-А27-15)).

Примечание. Контролеры не обязаны составлять список документов, которые, по их мнению, налогоплательщик может уничтожить.

Значит, отсутствие в постановлении о проведении выемки доказательства, что компания может уничтожить или исправить документы, не будет гарантией того, что суд признает такое постановление незаконным.

Миф третий: контролеры не могут провести выемку документов в рамках камеральной проверки

Зачастую компании настаивают, что такая выемка неправомерна. Поскольку п. 1 ст. 94 НК РФ позволяет проводить выемку документов инспекторам в рамках выездной проверки. Причем в судах иногда срабатывает еще более нелепый аргумент.

Так, арбитры указывают, что норма об изъятии документов, не представленных по требованию налоговиков (п. 4 ст. 93 НК РФ), помещена в Налоговом кодексе после ст. 89 НК РФ, предусматривающей порядок проведения выездных, а не камеральных проверок. В связи с чем ее требования распространяются на действия инспекторов при осуществлении контрольных мероприятий в ходе выездных проверок (Постановление ФАС Московского округа от 27.03.2006, 22.03.2006 N КА-А40/2256-06). А ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 01.07.2009 N Ф04-3822/2009(9598-А70-41) пришел к выводу, что государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок не вправе был проводить выемку документов.

При этом Минфин России напомнил, что право налоговиков провести выемку документов не ограничено рамками какого-либо вида налогового контроля (пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ). То есть прямого запрета проводить выемку документов в рамках камеральной проверки нет (Письмо от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141).

Суды также не считают выемку при проведении «камералки» незаконной. Если в остальном процедура ее проведения соблюдена (Постановления ФАС Северо-Западного от 09.02.2005 N А05-2050/04-18 и Уральского от 01.11.2005 N Ф09-4928/05-С2 округов, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2007 N А56-3449/2007).

Следовательно, если сама по себе процедура выемки документов, проведенной во время камеральной проверки, безошибочна, вероятность того, что суд признает ее незаконной, невелика.

Для справки. Выемку документов должны проводить только инспекторы, включенные в группу проверяющих

Одним из оснований для признания выемки документов незаконной является тот факт, что ее проводили лица, которые не участвуют в проверке. ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 01.07.2009 N Ф04-3822/2009(9598-А70-41) пришел к выводу, что это противоречит п. 4 ст. 93 НК РФ.

Миф четвертый: после окончания проверки изымать документы нельзя

Если компания не исполнила требование о представлении документов, полученное в рамках дополнительных контрольных мероприятий, инспекторы вправе изъять спорные документы (Постановления ФАС Северо-Западного от 18.05.2010 N А56-33713/2009 и Волго-Вятского от 16.04.2008 N А11-3197/2007-К2-24/221 округов).

ФНС России в п. 10 Письма от 23.05.2013 N АС4-2/9355 также подтвердила, что налоговики могут провести выемку документов и после завершения выездной проверки. В частности, если в рамках допмероприятий требуется почерковедческая экспертиза. В указанном Письме ведомство привело судебную практику, подтверждающую этот подход (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 02.09.2011 N А63-8481/2010 и от 27.01.2012 N А53-27001/2010, Московского от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2 и Северо-Западного от 18.05.2010 N А56-33713/2009 округов).

Примечание. Изъять документы могут и после выездной проверки, если нужна почерковедческая экспертиза.

Получается, компании вряд ли удастся оспорить результаты выемки документов, которая проведена по окончании выездной проверки, если в это время инспекторы проводили дополнительные контрольные мероприятия.

Миф пятый: изъятые при проверке документы и предметы инспекция обязана вернуть компании, даже если они переданы в другие госорганы

Так считают компании, и суды в основном их поддерживают. В частности, ФАС Западно-Сибирского округа Постановлением от 29.07.2008 N Ф04-4594/2008(8820-А03-31) обязал инспекторов вернуть оригиналы документов, полученных в ходе выемки. Поскольку не было сведений о том, что спорные подлинники переданы в следственные органы или суд.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом в НК РФ не оговорен срок, в который проверяющие обязаны вернуть изъятые бумаги и предметы. Поэтому факт окончания выездной проверки не означает, что подлинники, полученные в ходе выемки, налоговики должны передать компании обратно. Особенно если они у инспекции отсутствуют (к примеру, приобщены к материалам дела) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2010 N А52-6074/2009).

Источники


  1. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.

  2. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.

  3. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
  5. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
Выемка в рамках выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here