Уточненная декларация после выездной налоговой проверки

Самое важное на тему: "Уточненная декларация после выездной налоговой проверки" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

«Уточненный» итог выездной налоговой проверки (Титаева Н.)

Дата размещения статьи: 15.10.2016

Подача уточненной декларации в то время, как налоговики уже назначили выездную налоговую проверку, от штрафа за занижение налоговой базы, если таковое имело место быть, конечно, уже не спасет. Однако в подобных ситуациях подача «уточненки» и добровольное погашение налоговой недоимки может быть признано смягчающим обстоятельством. Тем самым размер штрафных санкций может быть уменьшен не менее чем в два раза. Однако не менее важным является и вопрос, будут ли учтены данные «уточненки», если таковая была подана уже после составления акта по проверке, но до вынесения решения по ней.

«Уточненный» контроль

Очевидное и вероятное

Вам же лучше

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Стоит ли подавать уточненную декларацию по НДС во время или после выездной налоговой проверки

В каком объеме будет происходить повторная проверка налоговым органом в случае подачи уточненной декларации по НДС в период или после проведения выездной проверки? Стоит ли подавать уточненную декларацию во время проверки?

Объем повторной выездной налоговой проверки ограничен скорректированными данными. В ходе принятия решения о подаче уточненной декларации целесообразно ориентироваться на размер экономической выгоды для организации от корректировки данных. Речь прежде всего идет о возмещении НДС. Поправки в Налоговом кодексе РФ о предмете (объеме) возможных повторных проверок снижают риски неблагоприятных последствий, связанных с такими мероприятиями.

Порядок действий налогового органа в случае, когда налогоплательщик в ходе проведения проверки или после ее окончания корректирует отраженные в декларации данные, законодательством четко не определен. На практике возможны разные варианты развития событий.

Так, ФНС РФ сообщала, что налоговый орган вправе, но не обязан учитывать уточненные налоговые декларации, представленные после завершения выездной налоговой проверки. При этом у налогового органа сохраняется возможность последующей проверки таких деклараций. Для проверки скорректированных данных могут использоваться следующие механизмы:

  • назначение дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • проведение камеральной проверки;
  • назначение повторной выездной проверки.

Аналогичный подход отражен в Определении Верховного Суда РФ от 13.09.2016 по делу № 310-КГ16-5041, А09-6785/2013 — при предоставлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ, либо при вынесении решения без учета данных уточненной налоговой декларации назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

[2]

Когда речь идет об изменениях, связанных с НДС, следует учитывать разъяснения, данные в п. 1 письма ФНС РФ от 21.11.2012 № АС-4-2/[email protected] В этом случае налоговый орган обязан провести самостоятельную камеральную проверку уточненной декларации по НДС, если в ней заявлено право на возмещение налога. То есть при подаче «уточненки» по НДС во время проверки ни на ход самой проверки, ни на ее итоги, это скорее всего никак не повлияет. Исключением может быть случай, когда камеральная проверка завершится раньше выездной.

Вместе с тем камеральная проверка уточненной декларации не исключает возможности проведения повторной выездной проверки в силу пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ. Согласно данной норме повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

[3]

Важным изменением в контексте рассматриваемого вопроса стали поправки, внесенные в п. 10. ст. 89 НК РФ, п. 5 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). В отличие от ранее действовавшей редакции, в которой предписывалось проверять весь период, к которому относилась «уточненка», сейчас объем проверок законодательно ограничен только внесенными изменениями. Данная поправка вступила в силу 03.09.2018.
Таким образом, мероприятия налоговой проверки не препятствуют корректировке взаиморасчетов по НДС за прошлые периоды, а изменения в законодательстве должны положительно сказаться на рисках неблагоприятных последствий при повторной выездной проверке.

«Уточненка» во время проверки (Доброва О.)

Дата размещения статьи: 27.09.2016

Налоговый кодекс никак не ограничивает фирмы в том, когда они могут подать уточненную декларацию. В том числе сделать это можно и во время проверки. Но в зависимости от того, когда именно сдана «уточненка», последствия могут быть разными.

Подать «уточненку» налогоплательщик обязан только в том случае, если в декларации была обнаружена ошибка, из-за которой занижена сумма налога. Во всех остальных случаях это лишь право, но не обязанность (п. 1 ст. 81 НК РФ, Письма Минфина России от 17 июля 2012 г. N 03-03-06/1/339, от 20 июня 2012 г. N 03-04-05/8-751). Более того, ошибки при исчислении налога на прибыль или налога при УСН можно исправить в декларации за текущий период (когда выявлена ошибка), если на дату подачи декларации за текущий период со дня уплаты налога по декларации с ошибкой не прошло 3 лет или ошибка привела к переплате налога.
Такая позиция изложена в Письмах Минфина России от 8 февраля 2016 г. N 03-03-06/1/6383, от 23 апреля 2014 г. N 03-02-07/1/18777. При этом чиновники ссылаются на п. 1 ст. 54 НК РФ.

К увеличению

Если вы сдаете «уточненку» в связи с тем, что ранее занизили сумму налога, то эта «уточненка» будет с суммой налога к увеличению. Однако сама по себе такая «уточненка» еще не является основанием для взыскания с вас штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Напомним, что согласно норме неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Однако для этого налоговики еще должны доказать факт занижения базы и наличие недоимки.
Это означает, что начисление штрафа неправомерно, если за вами числится переплата по налогу, которая образовалась еще до уточняемого периода. Задолженности перед бюджетом в этом случае не возникает, а переплату налоговики вправе самостоятельно зачесть в счет недоплаченной суммы налога (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57).
Кроме того, даже если переплаты у вас нет, вы можете избежать штрафа, если (п. п. 3, 4 ст. 81 НК РФ):
— сдадите «уточненку» до того, как узнали о том, что ошибку обнаружили налоговики или что в отношении вас назначена выездная проверка за период, в котором налог был занижен;
— заплатите недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до подачи «уточненки».

При камеральной проверке

При выездной проверке

Условия освобождения от штрафа, приведенные в пп. 1 п. 4 ст. 81 НК, на случаи, когда уточняющая декларация подана в ходе выездной проверки, не распространяются. Значит ли это, что никакого смысла представлять «уточненку» при выездной проверке нет?

Читайте так же:  Уменьшение суммы на размер налоговых платежей

Ситуация 1. Вы самостоятельно выявили ошибку, занижающую сумму налога в проверяемом налоговиками периоде, и акт выездной проверки еще не составлен. В этом случае есть три варианта действий:
— подать «уточненку», уплатив налог и пени, и настаивать на снижении штрафа;
— на свой страх и риск рассказать об ошибке проверяющим. Возможно, иные нарушения налоговики искать уже не будут;
— просто дождаться окончания проверки в расчете, что сами налоговики эту ошибку не найдут. За ошибки, не выявленные в ходе проверки, штрафовать вас налоговики уже не имеют права, но и в «уточненке» особого смысла нет (пп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Ситуация 2. Вы уже получили акт выездной проверки. В данном случае все зависит от того, согласны ли вы с доначислениями. Если спорить с ИФНС вы не намерены, то представление «уточненки» и добровольное погашение недоимки и пени может быть рассмотрено как смягчающее обстоятельство для уменьшения штрафа. Если же с доначислениями вы не согласны, подавать «уточненку» не стоит. Это может быть квалифицировано как одно из доказательств совершения налогового правонарушения (Постановление АС ЦО от 27 августа 2015 г. N Ф10-2516/2015).

«Уточненка» с суммой налога к уменьшению

По НДС

На особом положении находятся «уточненки» с суммой НДС к возмещению (ст. ст. 176, 176.1 НК РФ).
По такой декларации всегда проводится самостоятельная «камералка», даже если она подана в ходе выездной проверки. Проверять ее будут «камеральщики», а «выездники» учитывать данные «уточненки» не будут, разве что камеральная проверка будет закончена раньше выездной (п. 3.5 Письма ФНС России от 16 июля 2013 г. N АС-4-2/12705).

Налоговики не обязаны принимать во внимание уточненные налоговые декларации, представленные после завершения выездной налоговой проверки

InesBazdar / Shutterstock.com

Как разъяснила ФНС России на своем официальном сайте, налоговые инспекторы могут рассмотреть и учесть в работе уточненные налоговые декларации, представленные после завершения выездной налоговой проверки. Однако такая обязанность в Налоговом кодексе не закреплена. При этом у налогового органа сохраняется возможность последующей проверки таких деклараций.

В рассмотренном примере налогоплательщик подал жалобу на решение налогового органа по выездной налоговой проверке из-за того, что после ее завершения в день составления справки о проведенной проверке налогоплательщиком были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за проверенные периоды, в которых была отражена сумма налога к уплате в бюджет в размере большем, чем в ранее представленных первичных декларациях. При вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки факт подачи уточненных налоговых деклараций не был учтен налоговым органом. Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился с жалобой в ФНС России. В жалобе он указал, что налоговый орган был обязан проверить и учесть уточненные налоговые декларации для определения реального размера налоговых обязательств.

В ответе представители налогового ведомства уточнили, что нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять в рамках каких мероприятий налогового контроля будут проверены указанные декларации. Это могут быть дополнительные мероприятия налогового контроля, камеральная налоговая проверка или повторная выездная налоговая проверка.

В ходе рассмотрения жалобы также было установлено, что налогоплательщик в уточненных налоговых декларациях указал к доплате сумму налога равную сумме, доначисленной по результатам выездной налоговой проверки. Тем самым он фактически признал правомерность доначисления спорной суммы налога и правильность определения налоговым органом его реальных налоговых обязательств. При этом сумма налога не была уплачена им в бюджет.

Налоговики также отметили, что вывод ФНС России согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 12 декабря 2017 г. № 301-КГ17-14742).

Узнать, какие права и обязанности имеет налоговый орган в ходе мероприятий налогового контроля, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока (п. 1 ст. 81 Налогового кодекса).

В свою очередь,если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Уточненка и повторная выездная проверка

Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ налоговые органы имеют право провес­ти повторную выездную проверку в случае, если налогоплательщик представит уточненную декларацию, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При этом действует лишь одно ограничение: в рамках такой повторной выездной налоговой проверки проверяется только период, за который представлена уточненка.

В Налоговом кодексе не закреплен специальный порядок проведения налоговиками повторных выездных ревизий. Поэтому в их отношении следует применять общие правила, установленные в ст. 89 НК РФ для обычных выездных проверок.

Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ при проведении выездной проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Следовательно, в рамках повторной проверки ИФНС также имеет право на подобное истребование.

В пункте 5 ст. 93 НК РФ сказано: в ходе проведения проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, которые ранее уже представлялись им в ИФНС при проведении камеральных или выездных проверок. Это ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, если при первой налоговой проверке документы, послужившие основанием для формирования суммы убытка, не были представлены проверяющим или представлялись в подлинниках и были возвращены, то налоговики имеют полное право истребовать такие документы, а налогоплательщик обязан их представить.

Обращаем внимание, что Налоговый кодекс не дает ответа на вопрос, правомерно ли в принципе проведение повторной налоговой проверки в случае, если в уточненной декларации по налогу на прибыль заявлено увеличение суммы полученного убытка, а не уменьшение ранее заявленной суммы налога.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 16.03.2010 № 8163/09 пришел к выводу, что положения абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключают возможности проведения повторной выездной проверки налогоплательщика в случае представления им уточненной декларации по налогу на прибыль, в которой увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

Свою позицию арбитры обосновали тем, что согласно п. 8 ст. 274 НК РФ при превышении расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, над доходами сумма убытка, полученная в текущем налоговом периоде, принимается в целях налогообложения и переносится на будущее путем уменьшения налоговой базы последующих налоговых периодов в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ. Из этого следует, что в целях налогообложения прибыли правовое значение имеет не только положительный финансовый результат — полученная прибыль, при наличии которой налог подлежит исчислению, но и отрицательный результат — убыток. А значит, налоговый орган имеет право на проведение повторной выездной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, в которой увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

Читайте так же:  Пенсия в 1998 году в россии

Повторная выездная проверка при подаче уточненки

Когда вы подаете уточненные декларации, то решение о проведении повторной выездной проверки принимает та же ИФНС, которая проводила первую выездную проверку.

При подаче уточненки с уменьшенной суммой налога или с увеличенной суммой убытка есть такие нюансы.

Повторная выездная проверка за тот же период

Инспекторы могут проверить только тот период, за который вы представили уточненку, а не весь ранее проверенный перио Причем ФНС и Минфин считают, что ИФНС имеет право провести повторную выездную проверку, даже если период, за который представлена уточненка, находится за пределами 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверк

В декабре 2015 г. ИФНС закончила выездную налоговую проверку организации, у которой проверялись 2012, 2013 и 2014 гг. После окончания проверки организация в январе 2016 г. представила уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2012 г., в которой увеличила сумму убытка на 100 000 руб. В 2016 г. ИФНС вправе вынести решение о проведении повторной выездной проверки организации за 2012 г.

И многие суды с этим согласны. Как они указывают, в противном случае у налогоплательщиков было бы неконтролируемое право снижать свои налоговые обязательства до нуля путем подачи уточненок за пределами такого ­него срок

Проверка по данным уточненки

По мнению ВАС, налоговики могут проверить только те данные уточненной декларации, которые вы изменяли или которые связаны с соответствующей корректировкой чего и уменьшилась сумма ранее исчисленного налог

С одной стороны, ВАС сказал вроде бы все правильно. Но вот как это налоговики должны применять на практике, не совсем ясно. К примеру, в форме декларации по налогу на прибыль не предусмотрено выделение каждого вида расхода, то есть различные виды расходов отражаются по укрупненным группам, таким как: прямые расходы, косвенные расходы и др. А отдельно выделены только те расходы, которые учитываются при определении налоговой базы в особом порядке (так скажем, специфически И если организация увеличила, допустим, расходы на рекламу, то их сумму отдельной строкой в декларации не видно, поскольку они отражаются в составе общей суммы косвенных расходов. А потому налоговики, получив уточненку с большей суммой косвенных расходов, просто не смогут узнать, что увеличены именно расходы на рекламу.

В связи с этим подачу уточненки лучше сопроводить письмом, в котором сразу пояснить, какая строка декларации меняется, на какую сумму и по какой причине. Тогда при повторной проверке ИФНС будет проверять у вас подлинники именно тех документов, которые подтверждают измененную сумму конкретного вида расхода (то есть документов на разницу между суммой расхода, отраженной в первоначальной декларации, и суммой расхода, отраженной в уточненной декларации).

В то же время один из судов указал, что если ИФНС не располагает первичными документами, подтверждающими размер заявленного в первоначальной декларации конкретного вида расхода, то при представлении уточненной декларации с увеличенной суммой этого вида расхода налоговики вправе запросить все документы, подтверждающие этот вид расхода (а не только документы, изменяющие сумму этого расхода). Ведь без проверки всех документов невозможно установить, что конкретно относится к первоначально отраженным в декларации расходам и подтверждает их, а что — к отраженным в уточненк

Если вдруг инспекторы при повторной проверке будут проверять документы, не связанные с корректировкой, и сочтут, что эти документы расход не подтверждают, предъявить вам претензии они не смогут.

Если было обжалование в суде

Когда ИФНС проводит повторную проверку вашей организации (ИП) уже после того, как вы оспорили результаты первоначальной проверки в суде, то она не должна переоценивать выводы суда и изменять налоговые последствия для организации

При проверке первичных деклараций по НДС за IV кварталы 2014 г. ИФНС выявила у вас недобросовестного контрагента и сняла сумму вычетов по нему, сочтя сделку с ним нереальной. Суд признал факт совершения сделки и обоснованность расходов и отменил решение ИФНС. В 2016 г. вы подаете уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2014 г. и заявляете вычеты по этому контрагенту в еще большем размере. ИФНС вправе провести у вас повторную проверку за IV квартал 2014 г. по вновь заявленным вычетам. Но они уже не могут ссылаться в решении на то, что сделка нереальна, поскольку это будет противоречить решению суда.

Если вам нужно откорректировать налоговые обязательства, а навлекать на себя повторную проверку вам не хочется, то есть такой выход. Вы можете не подавать уточненки за прошлые периоды. Ведь ошибки (искажения) в расчете налоговой базы, которые привели к излишней уплате налогов, в частности налога на прибыль и налога при УСН, вы можете исправить в периоде их выявлени Но, по мнению Минфина, это возможно, только если в текущем периоде есть прибыл Также Минфин настаивает на представлении уточненки и в том случае, если ошибки были допущены в убыточном

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Отмечая, что даже после вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик может уточнить свои налоговые обязательства, автор напоминает, что налогоплательщику в таком случае нужно учитывать, что с его правом в данной ситуации корреспондируют полномочия налогового органа, позволяющие провести налоговую проверку уже проверенного налогового периода с учетом уточненных сведений. Автор анализирует разные точки зрения по вопросу представления уточненной налоговой декларации после окончания проведения налоговой проверки, ответные действия налоговых органов, судебную практику.

Налогоплательщик имеет право представить уточненную налоговую декларацию после окончания проведения налоговой проверки за проверенный налоговый период. НК РФ не содержит запрета на уточнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки проверяемого периода (Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09).

Даже после вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик может уточнить свои налоговые обязательства. Но при этом налогоплательщику надо понимать, что с его правом в данной ситуации корреспондируют полномочия налогового органа, позволяющие провести налоговую проверку уже проверенного налогового периода с учетом уточненных сведений.

Последствия уточнения проверенных налоговых деклараций

Последствия представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после налоговой проверки могут быть разными, и в первую очередь они зависят от того, на каком этапе рассмотрения находятся материалы проверки: получен ли акт проверки или вынесено решение по ее результатам.

Исходя из анализа сложившихся обстоятельств у налогового органа есть право выбора ответного действия на представление уточненной налоговой декларации за проверенный период:

1. Назначить дополнительные мероприятия налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ в отношении уточненных данных по представленным налоговым декларациям (если еще не вынесено решение о привлечении/об отказе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения).

2. Провести камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации в рамках ст. 88 НК РФ, если уточненная декларация была представлена после окончания выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Отказ пфр в назначении льготной пенсии педагогу

3. Назначить повторную выездную налоговую проверку в части уточненных сведений в представленной после проверки налоговой декларации (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Налоговый орган имеет право принять решение по результатам проверки без учета уточненных налоговых деклараций

Представляя уточненную налоговую декларацию после окончания налоговой проверки, но до вынесения решения по ее результатам, налогоплательщику не удастся избежать ответственности за установленные в акте проверки правонарушения. Налоговый орган имеет право принять решение в данном случае без учета представленных уточненных налоговых деклараций. НК РФ не устанавливает критерии для проверки показателей уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ней, исключительно в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной налоговой проверки, либо проведения повторной выездной налоговой проверки, оставляя указанные правомочия на усмотрение налогового органа. Данный вывод сделан в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2017 по делу N А79-10989/2015.

Вынесение решения по результатам налоговой проверки без учета сданных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не ведет к отмене решения вышестоящим налоговым органом или в судебном порядке (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2017 N Ф07-9692/2017 по делу N А05-11855/2016).

Для отмены решения по результатам налоговой проверки по формальным основаниям нужен весомый повод. Безусловным основанием для отмены является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, когда налоговый орган не обеспечил налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Также решение может быть отменено по иным основаниям формального характера, указанным в абз. 1 и 3 п. 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 НК РФ, если такое нарушение привело к принятию налоговым органом неправомерного решения, когда права налогоплательщика были существенно ущемлены.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Уточненная налоговая декларация может представлять вид возражений налогоплательщика на акт проверки

По вопросу представления уточненной налоговой декларации после окончания проведения налоговой проверки есть и иная точка зрения. В части судебных решений сделан вывод о том, что декларация, представленная после завершения налоговой проверки и до вынесения решения, является формой информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно доводов, изложенных в акте проверки.

Таким образом, уточненная декларация, представленная вместе с возражениями на акт проверки, может рассматриваться в качестве доводов и пояснений налогоплательщика. Если налоговый орган в таком случае не учтет данные уточненной декларации, то он тем самым лишит налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений.

В решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должны указываться все обстоятельства, послужившие основанием для вынесения такого решения, ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, а также доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Вместе с тем реализация права налогоплательщика не исключает возможности проверки сведений, содержащихся в уточненной декларации, поскольку налоговый орган в случае необходимости может воспользоваться своим правом на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, а если сумма налога в уточненной декларации уменьшена, то провести повторную выездную налоговую проверку периода, за который представлена уточненная налоговая декларация (Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 N 310-КГ16-5041).

Кроме того, по смыслу п. 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по итогам налоговой проверки налоговым органом должны быть определены реальные налоговые обязательства налогоплательщика. При определении действительной обязанности по уплате налогов налоговый орган должен учитывать все показатели, влияющие на формирование налоговой базы, как выявленные в ходе проверки, так и отраженные в бухгалтерском и налоговом учете налогоплательщика.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2017 по делу N А79-10989/2015, поддержанном Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2017 N 301-КГ17-14742, суды отметили, что налогоплательщик, представив в ходе проведения налоговой проверки уточненные налоговые декларации, фактически признали правомерность доначисления налоговым органом спорной суммы налога и определение инспекцией в ходе проверки его реальных налоговых обязательств.

Аналогичный вывод содержится в п. 15 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2017 года по вопросам налогообложения (направлен Письмом ФНС России от 18.01.2018 N СА-4-7/[email protected]).

При этом налоговый орган не может вынести решение без учета и проверки уточненных налоговых деклараций, когда налоговому органу еще во время проверки было известно о не учтенных налогоплательщиком суммах расходов в составе налоговой базы. В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.05.2017 N Ф01-1445/2017 по делу N А11-1984/2016 данная ситуация, когда решение налогового органа было вынесено без учета представленных уточненных деклараций, привела к признанию решения налогового органа недействительным.

Особенности проведения повторной выездной налоговой проверки

Налогоплательщик не ограничен в сроках представления уточненных налоговых деклараций, соответственно, и у налогового органа нет ограничений по срокам проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в связи с представлением им уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (Определение ВС РФ от 05.03.2015 по делу N А40-54040/2013).

В соответствии с абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ).

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

[1]

Таким образом, проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки (Письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13473).

Однако при вынесении решения о проведении повторной выездной налоговой проверки налоговый орган должен исходить из принципа разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации (Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2018 N 305-КГ17-19973 по делу N А40-230080/2016).

В указанном Определении Судебная коллегия Верховного Суда РФ согласилась с выводами судов об отсутствии ограничения по глубине проведения повторной выездной налоговой проверки, но это не означает, что в случае подачи уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время — без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П и Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07 судами указано на недопустимость избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков, что по существу означает придание дискриминационного характера налоговому администрированию и приведет к препятствованию предпринимательской деятельности.

Таким образом, при вынесении решения о проведении повторной проверки налоговый орган должен доказать разумность срока, а также определить обстоятельства хозяйственной деятельности налогоплательщика, свидетельствующие о необоснованности изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации, установить наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (представление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов).

Читайте так же:  Налог взимаемый с какого либо дохода

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Уточненная декларация подана после вынесения решения налоговым органом

Подача уточненной налоговой декларации в период проведения выездной проверки

Налоговое законодательство не ограничивает налогоплательщика во времени подачи уточненной декларации, поэтому уточненная налоговая декларация может быть подана налогоплательщиком на любой стадии выездной проверки. Формально данному праву налогоплательщика корреспондирует полномочие налогового органа на проверку представленной уточненной декларации. Налоговый кодекс в действующей редакции прямо не разрешает вопрос о порядке администрирования в условиях подачи уточненной налоговой декларации в рамках проведения соответствующей выездной налоговой проверки.

Подают ли уточненку во время выездной проверки?

По мнению налоговиков, если представлена уточненка во время выездной проверки, но лишь незадолго до ее окончания, когда уже нет времени принять ее во внимание, этот факт отражается в акте проверки.

А сама декларация изучается уже в рамках камеральной проверки. Данная точка зрения отражена в письмах ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705, от 21 ноября 2012 г.

№ АС-4-2/19576. Вполне логично, что с позиции контролирующих органов подобный вывод распространяется и на «уточненки», поданные после того, как проверка окончена, но решение по ней еще не было вынесено. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 13 мая 2014 г.

Неделя бератора «УСН на практике»

Проверять фирму могут более 30 ведомств.

Это огромное число учреждений и еще большее число вопросов, по которым они могут к вам прийти.

В этом разделе мы расскажем о наиболее частых «гостях». Это, конечно, налоговая инспекция.

Сотрудники налоговой службы проводят (инспекторы проверяют, как фирмы и предприниматели платят налоги), и неналоговые (инспекторы проверяют не связанные с налогами вопросы, например, применение контрольно-кассовой техники) проверки.

Уточненная декларация подана после вынесения решения налоговым органом

а) факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в орган уточненную налоговую декларацию (обязанность представить уточненную декларацию); б) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в и представить в орган уточненную налоговую декларацию (право представить уточненную декларацию).

Уточненка” в финале проверки

Может ли налоговый орган вынести решение по итогам камеральной проверки, если после составления акта, но до вынесения решения по ревизии налогоплательщик подал уточненную декларацию? Организация представила в инспекцию декларацию.

По ней проведена камеральная проверка, по результатам которой был составлен акт. До момента вынесения решения компания подала уточненную декларацию.

Камеральная проверка начинается после того, как вы представили в орган налоговую декларацию или расчет (далее — отчетность).

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п.

2 ст. 88 НК РФ). По смыслу п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан проводить проверку каждой полученной декларации (расчета). На это также указывают арбитражные суды (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.

УСТАНОВИЛ: ООО «Оптифиш» (далее — заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по г.

Москве (далее — инспекция, орган) от 28.09.2012 N 16-11/1141

«О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»

в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в размере 2 332 183 руб.

Уточненная декларация после выездной проверки: позиция ВАС РФ нуждается в корректировке

Принимая решение по выездной проверке без учета поданной уже после завершения контрольных мероприятий уточненной налоговой декларации, орган лишает налогоплательщиков части прав.

Суды эти права не восстанавливают, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Через два года после объединения высших судов градус дискуссии, развернувшейся вокруг упразднения ВАС РФ, стал значительно ниже.

Юридическое сообщество постепенно свыклось с мыслью о единой судебной инстанции, тем более что слияние не привело к революционным преобразованиям в сфере экономического правосудия.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Отмечая, что даже после вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик может уточнить свои налоговые обязательства, автор напоминает, что налогоплательщику в таком случае нужно учитывать, что с его правом в данной ситуации корреспондируют полномочия налогового органа, позволяющие провести налоговую проверку уже проверенного налогового периода с учетом уточненных сведений. Автор анализирует разные точки зрения по вопросу представления уточненной налоговой декларации после окончания проведения налоговой проверки, ответные действия налоговых органов, судебную практику.

Налогоплательщик имеет право представить уточненную налоговую декларацию после окончания проведения налоговой проверки за проверенный налоговый период. НК РФ не содержит запрета на уточнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки проверяемого периода (Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09).

Даже после вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик может уточнить свои налоговые обязательства. Но при этом налогоплательщику надо понимать, что с его правом в данной ситуации корреспондируют полномочия налогового органа, позволяющие провести налоговую проверку уже проверенного налогового периода с учетом уточненных сведений.

Последствия уточнения проверенных налоговых деклараций

Последствия представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после налоговой проверки могут быть разными, и в первую очередь они зависят от того, на каком этапе рассмотрения находятся материалы проверки: получен ли акт проверки или вынесено решение по ее результатам.

Исходя из анализа сложившихся обстоятельств у налогового органа есть право выбора ответного действия на представление уточненной налоговой декларации за проверенный период:

1. Назначить дополнительные мероприятия налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ в отношении уточненных данных по представленным налоговым декларациям (если еще не вынесено решение о привлечении/об отказе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения).

2. Провести камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации в рамках ст. 88 НК РФ, если уточненная декларация была представлена после окончания выездной налоговой проверки.

3. Назначить повторную выездную налоговую проверку в части уточненных сведений в представленной после проверки налоговой декларации (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Налоговый орган имеет право принять решение по результатам проверки без учета уточненных налоговых деклараций

Представляя уточненную налоговую декларацию после окончания налоговой проверки, но до вынесения решения по ее результатам, налогоплательщику не удастся избежать ответственности за установленные в акте проверки правонарушения. Налоговый орган имеет право принять решение в данном случае без учета представленных уточненных налоговых деклараций. НК РФ не устанавливает критерии для проверки показателей уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ней, исключительно в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной налоговой проверки, либо проведения повторной выездной налоговой проверки, оставляя указанные правомочия на усмотрение налогового органа. Данный вывод сделан в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2017 по делу N А79-10989/2015.

Вынесение решения по результатам налоговой проверки без учета сданных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не ведет к отмене решения вышестоящим налоговым органом или в судебном порядке (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2017 N Ф07-9692/2017 по делу N А05-11855/2016).

Для отмены решения по результатам налоговой проверки по формальным основаниям нужен весомый повод. Безусловным основанием для отмены является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, когда налоговый орган не обеспечил налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Также решение может быть отменено по иным основаниям формального характера, указанным в абз. 1 и 3 п. 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 НК РФ, если такое нарушение привело к принятию налоговым органом неправомерного решения, когда права налогоплательщика были существенно ущемлены.

Читайте так же:  Какой минимальный доход для получения субсидий

Уточненная налоговая декларация может представлять вид возражений налогоплательщика на акт проверки

По вопросу представления уточненной налоговой декларации после окончания проведения налоговой проверки есть и иная точка зрения. В части судебных решений сделан вывод о том, что декларация, представленная после завершения налоговой проверки и до вынесения решения, является формой информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно доводов, изложенных в акте проверки.

Таким образом, уточненная декларация, представленная вместе с возражениями на акт проверки, может рассматриваться в качестве доводов и пояснений налогоплательщика. Если налоговый орган в таком случае не учтет данные уточненной декларации, то он тем самым лишит налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений.

В решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должны указываться все обстоятельства, послужившие основанием для вынесения такого решения, ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, а также доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Вместе с тем реализация права налогоплательщика не исключает возможности проверки сведений, содержащихся в уточненной декларации, поскольку налоговый орган в случае необходимости может воспользоваться своим правом на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, а если сумма налога в уточненной декларации уменьшена, то провести повторную выездную налоговую проверку периода, за который представлена уточненная налоговая декларация (Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 N 310-КГ16-5041).

Кроме того, по смыслу п. 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по итогам налоговой проверки налоговым органом должны быть определены реальные налоговые обязательства налогоплательщика. При определении действительной обязанности по уплате налогов налоговый орган должен учитывать все показатели, влияющие на формирование налоговой базы, как выявленные в ходе проверки, так и отраженные в бухгалтерском и налоговом учете налогоплательщика.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2017 по делу N А79-10989/2015, поддержанном Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2017 N 301-КГ17-14742, суды отметили, что налогоплательщик, представив в ходе проведения налоговой проверки уточненные налоговые декларации, фактически признали правомерность доначисления налоговым органом спорной суммы налога и определение инспекцией в ходе проверки его реальных налоговых обязательств.

Аналогичный вывод содержится в п. 15 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2017 года по вопросам налогообложения (направлен Письмом ФНС России от 18.01.2018 N СА-4-7/[email protected]).

При этом налоговый орган не может вынести решение без учета и проверки уточненных налоговых деклараций, когда налоговому органу еще во время проверки было известно о не учтенных налогоплательщиком суммах расходов в составе налоговой базы. В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.05.2017 N Ф01-1445/2017 по делу N А11-1984/2016 данная ситуация, когда решение налогового органа было вынесено без учета представленных уточненных деклараций, привела к признанию решения налогового органа недействительным.

Особенности проведения повторной выездной налоговой проверки

Налогоплательщик не ограничен в сроках представления уточненных налоговых деклараций, соответственно, и у налогового органа нет ограничений по срокам проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в связи с представлением им уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (Определение ВС РФ от 05.03.2015 по делу N А40-54040/2013).

В соответствии с абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ).

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки (Письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13473).

Однако при вынесении решения о проведении повторной выездной налоговой проверки налоговый орган должен исходить из принципа разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации (Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2018 N 305-КГ17-19973 по делу N А40-230080/2016).

В указанном Определении Судебная коллегия Верховного Суда РФ согласилась с выводами судов об отсутствии ограничения по глубине проведения повторной выездной налоговой проверки, но это не означает, что в случае подачи уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время — без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П и Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07 судами указано на недопустимость избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков, что по существу означает придание дискриминационного характера налоговому администрированию и приведет к препятствованию предпринимательской деятельности.

Таким образом, при вынесении решения о проведении повторной проверки налоговый орган должен доказать разумность срока, а также определить обстоятельства хозяйственной деятельности налогоплательщика, свидетельствующие о необоснованности изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации, установить наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (представление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Источники


  1. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  2. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.

  3. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.
  4. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
  5. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.
Уточненная декларация после выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here