Роль налогов в доходах государственного бюджета

Самое важное на тему: "Роль налогов в доходах государственного бюджета" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Тема 8. Виды и роль налогов в формировании доходов госбюджета

Экономическая сущность налогов. Виды налогов в Российской Федерации. Роль отдельных налогов в формировании доходов бюджета.

Налогообложение — система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему субъекта.

Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований.

Налогообложение — это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.

Система налогообложения – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах. Оно регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Также оно применяется к отношениям, возникающим в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены.

Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность выбора системы налогообложения субъектами предпринимательской деятельности. Все они регламентируются соответствующими законодательными актами. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26 Налогового кодекса РФ.

На сегодняшний день в нашей стране действуют следующие системы налогообложения.

1. Традиционная. Коммерсанты, применяющие эту систему, обязаны уплачивать все предусмотренные законодательством о налогах и сборах РФ налоговые и иные платежи, за исключением установленных льгот. Налогообложение по традиционной системе состоит из трех уровней и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Данная система применяется налогоплательщиками, деятельность которых не подпадает под иные системы, а также в том случае, если они не подали заявление о переходе на другую систему.

2. Упрощенная. Налогообложение в порядке упрощенной системы удобно тем, что вместо всех предусмотренных законодательством налогов налогоплательщик уплачивает единый налог по определенной законом ставке (6% или 15 %).

3. Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Виды деятельности, при которых возможно применение данной системы, определены Налоговым кодексом. ЕНВД не зависит от прибыли. Для расчета ЕНВД применяются определенные законом ставки.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, одним из условий применения ЕСХН является производство и переработка сельхозпродукции. Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов определяется статьей 346.5 Налогового Кодекса РФ. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Налоги юридических лиц.

Наиболее важные налоги, взимаемые с юридических лиц, это налог на прибыль, налог на добавленную стоимость(НДС), акцизы, налог на имущество, страховые взносы.

Налог на прибыль — прямой личный налог, основанный на принципе резидентства. Резидентами, уплачивающими данный налог с прибыли, полученной как в России, так и за рубежом, являются юридические лица, зарегистрированные в РФ. Иностранные юридические лица уплачивают в РФ налог на прибыль, полученную от деятельности через постоянное представительство, а также налог на доходы, полученные из источников на территории РФ. Прибыль предприятия, выступающая объектом налогообложения, представляет собой доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Налоговым периодом считается год, исчисляется налог нарастающим итогом. Для резидентов РФ 20%.

Налог на имущество предприятий. Налог начисляется на имущество предприятий-резидентов, находящееся на их балансе, за исключением денежных средств на счетах и имущества, освобожденного от налогообложения. Среднегодовая стоимость облагаемого имущества определяется путем сложения стоимостей имущества на начало каждого месяца и деления полученного результата на число месяцев. Налоговая база определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия установлен на федеральном уровне и не может превышать 2%. Конкретная ставка устанавливается представительными органами власти субъектов РФ. Налоговым периодом является календарный год, налог исчисляется нарастающим итогом.

Налог на добавленную стоимость(НДС) — косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров. 18%

Налог на операции с ценными бумагами. Уплачивается только при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Его плательщиками являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг. Объект налогообложения — номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии.

Читайте так же:  Субсидия военнослужащим на жилье реестр

Страховые взносы с фонда оплаты труда: в Пенсионный фонд РФ 22%, в ФОМС 5,1%, в ФСС 2,9%.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

3.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании. Анализ доходов государственного бюджета

В республиканском бюджете выделяется доходная и расходная часть. Бюджетные доходы понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы бюджета — экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.
Форма проявления этих экономических отношений — различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи, решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет [21,с.258].

Основным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов.
Налоги — главный метод перераспределения национального дохода. Их доля составляет более 90% общей доходной части государственного бюджета [22,с.275].

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

К доходам бюджета относят государственные займы, к которым государство прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов и выплата по ним процентов осуществляются за счет дополнительных налоговых платежей либо выпускаемых займов.

Третий метод самый непопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым социально-экономическим последствиям.

[2]

Также к источникам формирования доходов бюджета относят поступления: от внешнеэкономической деятельности, от эксплуатации государственной собственности, от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды).

Прошедший финансовый год стал годом серьезных испытаний для всей финансовой системы государственного управления. Валютный кризис глубоко вмешался в стандартный бюджетный процесс и денежно-кредитную сферу, что потребовало принятия сложных, нередко непопулярных решений.

Тем самым было продемонстрировано стремление власти к принятию системных экономических решений, которые способствовали бы стабилизации ситуации. Одной из сильных сторон стабилизационной программы было сбалансированное исполнение бюджета.

Учитывая, что консолидированный бюджет наиболее полно отражает результаты функционирования бюджетной системы республики, представляется целесообразным анализ структуры и качества исполнения расходов бюджета провести на его основе.

По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85,6 трлн. рублей, увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении — на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к валовому внутреннему продукту (далее ВВП), составило 31,2% (в 2010 году — 29,7% ) [9].

Дополнительные доходы привлечены за счет:

увеличения ставки экспортных пошлин на калийные удобрения;

роста акцизов на алкогольные напитки и табачные изделия;

изъятия сверхдоходов предприятий монополистов.

В третьем квартале прошлого года, когда в период выхода на единый обменный курс осознанно сдерживались расходы бюджета, обязательства бюджета по финансированию первоочередных расходов возросли, а инфляционно — девальвационные последствия еще не в полной мере отразились на доходах бюджета, его наполняемости. В таких бюджетных «ножницах» финансовые органы верно определяли приоритеты финансирования, что позволило сконцентрировать ресурсы на первоочередных обязательствах и стало залогом успешного исполнения бюджета.

Рассмотрим консолидированный бюджет Республики Беларусь. В качестве исследуемой базы выбран период 2010-2011 гг.

Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2011 году в номинальном выражении представлены на рисунке 3.1.1.

Рисунок 3.1.1 — Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2011 году в номинальном выражении

В наиболее общем виде консолидированный бюджет республики за указанные периоды представлен в таблице 3.1.1[9]

Таблица 3.1.1 — Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

2.3 Значение налогов в доходах государства

Налоговые поступления — это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства: их доля составляет примерно 90% доходов консолидированного бюджета. Из всей совокупности налогов всего 4 — НДС, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц — обеспечивают около 87% налоговых доходов. Данная структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2008 году приведена в табл. 1.

Таблица 1 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2008 году

Налог на добавленную стоимость

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на прибыль организации

Налог на доходы с физических лиц

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета

определяется показателями удельных весов:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

— конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

— конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Читайте так же:  Есть ли какие изменения в пенсионном законодательстве

Ряд федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральные налоги, такие как — НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений либо по ставкам, утвержденным в законодательном порядке.

Таблица 2 Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы в 2008 г. (январь — ноябрь)

НАЛОГИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Налоги– это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Налоги выполняют следующие функции:

1. фискальную – наполнение государственного бюджета, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом.

2. распределительная (социальная) – перераспределение доходов в пользу малоимущих слоёв населения.

3. регулирующую – с помощью налоговой политики государство стимулирует или сдерживает развитие того или иного производства.

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.

Объект налога – предмет, подлежащий налогообложению (доход, имущество, товар).

Источник налога – это доход налогоплательщика, из которого оплачивается налог (зарплата, прибыль, процент).

Налоговой ставкой называют величину налога, приходящуюся на единицу обложения (рубль, гектар и т. д.).

В ряде случаев для налогоплательщиков устанавливаются налоговые льготы – частичное или полное освобождение от уплаты налогов.

Налоги могут быть:

1. Прямыми и косвенными.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества: подоходный налог, налог на наследство, поземельный налог.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу; такого рода сбор в пользу государства берется с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определённых действий (покупка, продажа): НДС, таможенные пошлины, акцизы.

2. В зависимости от органа, который взимает налоги и распоряжается собранной суммой, различают государственные и местные налоги. В РФ к федеральным налогам относятся: НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, подоходный налог, налог на прибыль, наследство, гербовый сбор, государственная пошлина и др.

К местным налогам относятся: налог на имущество граждан, земельный налог, курортный сбор, сбор за право торговли и др.

Совокупность налогов, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства.

3. Прогрессивными, регрессивными и пропорциональными. Прогрессивный налог – это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика. Пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.

После уплаты налоги поступают в госбюджет. Государственный бюджет – это свод доходов и расходов государства, который принимается высшим законодательным органом власти и имеет силу закона. Он составляется на один год и состоит из федерального и региональных бюджетов. Госбюджет состоит из доходной и расходной частей.

Доходная часть госбюджета формируется из налогов, прибыли государственных предприятий, доходов от эмиссии денег (выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков) и доходов от приватизации.

Расходы бюджета связаны с:

1. содержанием госаппарата (милиция, суды, ФСБ, зарплата госслужащих)

2. социальными выплатами (пенсии, пособия на детей, стипендии; финансирование образования, здравоохранения и пр.)

3. хозяйственной деятельностью государства (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, государственные предприятия и пр.)

[3]

4. содержанием армии и мероприятиями по охране и укреплению границ и безопасности государства

5. природоохранными мероприятиями

6. государственными закупками

7. борьбой со стихийными бедствиями

Если доходы государства равняются его расходам, бюджет называется сбалансированным; если расходы выше доходов, бюджет характеризуется как дефицитный; если доходы выше расходов, бюджет является профицитным. При профицитном бюджете средства могут накапливаться государством на будущее. Дефицит бюджета приводит к появлению государственного долга. Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам. Внутренний долг – задолженность государства перед собственным населением и предприятиями. Внешний долг – задолженность государства международным банкам, правительствам иностранных государств, крупным частным банкам. Кредиторы создают специальные организации – клубы, чтобы влиять на выплаты долгов. Наиболее известны Лондонский клуб, куда входят банки-кредиторы и Парижский клуб, состоящий из стран-кредиторов.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Роль налогов в формировании доходной базы гос. бюджета

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8791 —

| 7164 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Роль налогов в формировании бюджета государства

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения соответственных дирекций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, они обусловлены потребностями, которые формируют ее структуру и механизм функционирования финансовой системы страны. Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так переход к рыночной системе хозяйствования потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.
Существует целый ряд платежей, (таких как: выдача лицензии, рассмотрение ходатайства и др.), которые обязательно уплачиваются в государственную казну или поступают в распоряжение государственных органов, они устанавливаются актами правительства или других органов исполнительной власти. В отличие от них налоги предназначены для потребностей государства и общества в целом. Налоги не имеют целевого характера.

Читайте так же:  Накопительная пенсия для лиц старше 1967

После поступления в общую сумму доходов бюджета, они распределяются на финансирование расходов государства в соответствии с принятыми планами и программами. Налоги зачисляются как в бюджет, так и во внебюджетные целевые государственные или местные денежные фонды. Другие виды платежей, такие как сборы, пошлины, являются платой государству за предоставленные услуги, но они обычно разовые, как и налоги, являются обязательными к уплате и вносятся в фонды.

Налоги характеризуются следующими юридическими признаками:

· они являются обязательными платежами;

· они индивидуально безвозмездны по своей юридической форме;

· их устанавливают законодательные органы власти;

· сфера их распространения — и физические, и юридические лица;

· суммы, которые поступают от налогов, зачисляются в государственную или муниципальную казну;

· налоги уплачиваются в установленные законодательством сроки и в соответствующих размерах.

Основные роли налогов:

· фискальная – когда налоги используются в качестве источника доходов для государственной казны, которая имеет своей целью удовлетворение потребностей общества и государства в целом;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· регулирующая – т.к. налоги взимает государство, то с их помощью оно может воздействовать на социально-экономические процессы.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 548 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Роль налогов в формировании государственного бюджета Республики Беларусь

Полесский государственный университет

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет

УДК 336.2

Введение. Государственный бюджет – это самый главный финансовый документ в стране. Он включает в себя сметы каждого ведомства государства, а также госслужб и программ правительства. В государственном бюджете определяются потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт казны страны. Также в данном документе непременно указываются все ожидаемые поступления в казну и их источники.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоговые доходы выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования государственного бюджета и нуждаются в постоянном совершенствовании для формирования полноценной доходной базы государственного бюджета.

Цель исследования – выявить роль налогов в формировании доходов государственного бюджета РБ.

Основная часть.

Доходы и расходы государственного бюджета являются важнейшим элементом бюджетной системы. Существует несколько основных вариантов формирования доходов:

  1. Доходы от налогов – взимаются как центральными органами власти, так и региональными;
  2. Неналоговые доходы – относятся доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от имущества, которое находится в распоряжении государства;
  3. Целевые бюджетные фонды.

Наибольший удельный вес в формировании государственного бюджета занимают налоги. Как правило, налоги составляют более 80% всего бюджета государства, которые взимаются как центральными органами власти, так и региональными [1].

Рассмотрим структуру платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами за последние 3 года.

Таблица 1 – Структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами

Поступления, млн. рублей

Удельный вес в доходах бюджета, %

Налоговые доходы

15 730,3

17 251,5

19 011,3

81,4

83,8

85,0

Налог на прибыль

Налог на недвижимость

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

Налог при упрощенной системе налогообложения

Налог на доходы

Единый налог для производителей с/х продукции

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Налог на игорный бизнес

Прочие налоги, сборы, пошлины

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2].

Из таблицы 1 видно, что с каждый годом налоговые поступления в государственный бюджет увеличиваются и тем самым удельный вес налогов в доходах бюджета растет. Так, налоговые поступления в 2017 году увеличились на 3 281 млн. рублей или 3,6 % по сравнению с 2015.

Наибольшие доли в налоговых поступлениях в государственный бюджет занимают НДС, подоходный налог, налог на прибыль, акциз. Самую наименьшую долю занимает налог на игорный бизнес.

Реализуемая бюджетно-налоговая политика направлена на повышение устойчивости бюджетной системы и эффективности использования бюджетных средств.

Сегодня по обычной деятельности уплачивается только 5 платежей: НДС (основная ставка – 20 %), налог на прибыль (18 %), налог на недвижимость (1 – 2,5 %), земельный налог (в зависимости от вида земель и местонахождения), отчисления в ФСЗН (для организаций – 34 %, для граждан – 1 %). Все прочие платежи уплачиваются разово, при наступлении соответствующих обстоятельств (госпошлина, оффшорный, гербовый и консульский сборы и др.) или при наличии объектов налогообложения (таможенные пошлины, акцизы, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов).

Реализуемые в 2018 году меры налоговой политики направлены как на упрощение порядка применения и либерализацию отдельных норм налогового законодательства, так и на обеспечение дополнительных доходов бюджета. Доходная база бюджета сформирована с учетом реализации мероприятий в области налоговой политики по следующим направлениям:

1. Соблюдение моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), за исключением адаптации ставок налогов к инфляционным процессам.

Налоговая нагрузка в 2018 году прогнозируется не более 25,5 % к ВВП и не превысит уровня, предусмотренного в программных документах социально-экономического развития на пятилетку.

2. Улучшение условий ведения бизнеса. С этой целью в рамках отдельного Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении» предусматривается:

— увеличение на 20 % критериев валовой выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения;

— сокращение с 60 до 30 дней срока действия 12 ограничения по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому импорту;

— продление на три года «нулевой» ставки НДС в отношении работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств [3].

Заключение.

Таким образом, доходная часть бюджета Республики Беларусь формируется в основном за счет налоговых платежей. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть характеризуется множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Читайте так же:  Продлить доверенность на получение пенсии

27.03.2018, 20:55 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П и Пастушковой Д.П. на основе соответствующих данных проанализировано поступление налоговых доходов в государственный бюджет Республики Беларусь за период 2015-2017 гг. Рассмотрена структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, определена их роль. Работа дает вполне определенное представление о налоговом обеспечении доходной части бюджета. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

1.1 Система доходов государственного бюджета, роль налогов в его формировании

Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009 .

Согласно ст.41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Согласно ст.49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

налог бюджет автономный округ

Согласно ст.55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

Согласно ст.60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п.4 ст.60 БК РФ.

Доходная часть бюджета состоит из трех основных частей:

В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы.

Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

Косвенные налоги — основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС и акцизов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования.

Прямые налоги по методу взимания делятся на:

§ прямые личные — уплачиваются с дохода и и отражают фактическую платежеспособность;

§ прямые реальные — взимаются с предполагаемого среднего дохода.

К косвенным налогам, составляющим до 70?90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы.

Прямые налоги взимаются в государственный (федеральный) бюджет, а также в региональные, и местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности. К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц.

Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы. Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и прочие.

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009 .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоги играю ключевую роль в формировании бюджетов в Российской Федерации, они составляют до 90% всех поступлений в государственный бюджет и бюджеты регионов.

Роль налогов в формировании доходов бюджета

Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги.

Источником налогов является национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место. Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

Читайте так же:  Судебный иск на алименты образец

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета РФ.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, взаимоотношениями хозяйственных субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [2], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

налог на имущество предприятий;

налог на игорный бизнес;

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

налог на имущество физических лиц.

А также средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны.

Основным доходным источником для бюджетов поселений является земельный налог, который с 2005г. полностью зачисляется в местные бюджеты (от 30% до 60%).

РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Код 276034
Дата создания 01 декабря 2014
Страниц 4
Покупка готовых работ временно недоступна.

Содержание

Аннотация: Данная статья посвящена значимости налоговых доходов в государственный бюджет РФ. Рассмотрены налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за период 2012-2013 г.г. Проанализирована структура доходов бюджета, выявлен наибольший удельный вес и наименьшая доля в структуре доходов.

Ключевые слова: налоговые поступления; консолидированный бюджет; налог; Федеральный бюджет; налоговые доходы; консолидированный бюджет области.

Роль налога в формировании госбюджета РФ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8244 —

| 7896 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  2. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  3. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
  5. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
Роль налогов в доходах государственного бюджета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here