Региональные льготы организациям налог на имущество

Самое важное на тему: "Региональные льготы организациям налог на имущество" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций

Имущественные налоги: ставки и льготы

Организации уплачивают налог на имущество в соответствии с правилами, установленными главой 32 НК РФ . Организации уплачивают налоговый сбор и с недвижимого и с движимого имущества.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать предельные тарифы, указанные в статье 380 НК РФ :

Ставка, % Объект налогообложения
2 База определяется исходя из кадастровой оценки 1,9 Магистральные трубопроводы линии электропередач 1,3 Железнодорожные пути общего пользования 1,1 Движимое имущество 2,2 Остальные объекты налогообложения

Региональные законодатели могут устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории плательщика или объекта налогообложения.

Льготы могут устанавливаться на федеральном и региональном уровнях. Федеральные преференции перечислены в статье 381 НК РФ . Региональные устанавливаются законами субъекта Федерации.

Кто освобожден от уплаты налога на имущество

От уплаты налога на имущество освобождены организации:

  • уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • производители фармацевтической продукции;
  • протезно-ортопедические спецпредприятия;
  • государственные научные центры;
  • резиденты особой экономической зоны;
  • участники проекта «Сколково».

А также от налогообложения освобождены следующие виды основных средств:

  • земельные участки;
  • объекты, используемые для нужд обороны и охраны правопорядка;
  • объекты культурного наследия;
  • ядерные установки, космические объекты, ледоколы, суда, зарегистрированные в Российском международном реестре;
  • федеральные автомобильные дороги;
  • высокоэнергоэффективные объекты, в соответствии с перечнем Правительства РФ;
  • движимые основные средства, принятые на учет с 01.01.2013, если такое решение принято субъектом Федерации;
  • основные средства, отнесенные к первой и второй амортизационным группам.

Как налоговые льготы отразить в отчетности

Плательщики налога на имущество обязаны в соответствии со ст. 386 НК РФ предоставлять в ИФНС по месту уплаты фискального платежа:

  • ежегодно налоговую декларацию — не позднее 30 марта следующего года;
  • ежеквартально авансовый расчет — не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала.

Формы отчетности утверждены Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] Факт применения налогового льготирования необходимо отразить при заполнении отчета. Для этого предназначены:

  • строки 130, 160 и 190 раздела 2 в авансовом расчете;
  • строки 160, 200 и 240 раздела 2 в годовой декларации.

Коды налоговых льгот приведены в Приложении 6 к Порядку заполнения отчетных форм.

2018 год: куда пропал код налоговой льготы 2010257

До 2018 года в декларации указывался код 2010257: льгота по налогу на имущество движимое, принятое на учет с 01.01.2013. До 01.01.2018 такие основные средства освобождались от налогообложения. Их нужно было отражать в отдельном листе раздела 2 декларации (или авансового расчета), указывая код 2010257. В последний раз этому правилу необходимо было следовать при заполнении отчета за 2017 год.

С 01.01.2018 освобождение от налогообложения для таких движимых основных средств применяется, только если такое решение примет субъект РФ. В этом случае в разделе 2 отчета указывайте 2012000 код налоговой льготы.

В ином случае такие основные средства облагаются по пониженной ставке 1,1 %. При заполнении отчета следует указать код налоговой льготы 2012400.

Последние изменения в налогообложении имущества организаций

Начиная с 2019 года, все движимые основные средства будут освобождены от налогообложения. Такие изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Объектом обложения будет признаваться только недвижимость.

Если компания не является собственником зданий, сооружений, помещений, то она с 01.01.2019 не будет являться налогоплательщиком. Следовательно, организация будет освобождена от необходимости исчислять налог и сдавать соответствующую отчетность.

Кто освобождается от уплаты налога на имущество физических и юридических лиц?

В настоящее время на территории РФ действует два налога на имущество (далее ННИ) для организаций и для физлиц. Общего у двух этих платежей, кроме названия и основания для взимания, мало. Для каждого из них установлены свои сроки уплаты и представления отчетности, особенности расчета и основания освобождения от уплаты. Рассмотрим подробно какие существуют льготы по данным налогам, кто полностью освобождается от их уплаты, а кто лишь в определенной части.

Имущественный налог для граждан

Данный платеж является местным в связи, с чем порядок его исчисления и уплаты, ставки и льготы устанавливаются непосредственно местными властями.

Преференции по ННИ физлиц разделяются на:

Федеральные льготники

Полностью от внесения в бюджет ННИ (с учетом изменений, вступивших в силу с 2015 года) освобождены:

Местные льготники

Местные власти в дополнение к федеральному списку льгот, могут устанавливать дополнительные преференции для лиц, владеющих имуществом на территории определенного муниципального образования.

Информацию о том, какие льготы установлены на территории вашего муниципального района можно узнать на сайте ФНС РФ.

Условия для применения льгот

Получить освобождение от уплаты налога на имущество можно только если:

  • Имущество не используется для извлечения дохода;
  • И находится в собственности лица, заявляющего льготу

Особенности заявления льготы

  • Освобождение от уплаты ННИ допускается только в отношении одного объекта н/о каждого вида;

То есть если у льготника, например, одна квартира и дача, то он будет полностью освобожден от налога, а если три квартиры и дача, то льгота может быть применена только по одной квартире и даче. По остальным двум квартирам льготник будет платить налог в полном размере.

  • Физическое лицо может выбрать, по какому имуществу заявить преференцию;

Если уведомление от гражданина в Инспекцию не поступит, инспекция применит льготу в отношении объекта с наибольшей сумма налога к уплате;

  • Уведомление о выборе объекта, в отношении которого будет применена преференция, необходимо предоставить до 1 ноября года, с которого будет начинаться исчисление налога с учетом льготы.

Например, для расчета налога за 2017 год гражданину будет необходимо сдать заявление на выбор льготируемого объекта до 01.11.2017. В 2018 году при расчете ННИ налоговый орган рассчитает сумму платежа за 2017 год с учетом предоставленного заявления. Необходимо отметить, что после 1 ноября уточнять и изменять объект нельзя. И сдать уточненное заявление можно будет только в 2018 году, в связи с чем льготу по выбранному объекту гражданин сможет применять с 2018 года.

  • В случае если льгота возникла давно, заявление и документы ее подтверждающие представлены не были, и налог начислялся без ее учета, лицо может написать заявление на возврат переплаты по ННИ с приложением всех документов. Переплата подлежит возврату за три, предшествующих обращению года.
Читайте так же:  Повышение пенсии после повышения мрот

Объекты н/о, по которым может быть применена преференция:

  • Квартира или комната в ней;
  • Жилой дом;
  • Гараж (машиноместо);
  • Помещение, используемое в качестве мастерской, ателье или студии при осуществлении профессиональной деятельности;
  • Хозпостройка или сооружение, размещенное на з/у с назначением под ЛПХ, огородничество, садоводство и дачное хозяйство

Объекты, по которым льгота не может быть применена:

  • Здания, являющие ТЦ или административно-торговым центром, помещения, расположенных в них или образованных в результате разделения указанных объектов;
  • Здания с кадастровой стоимостью более 300 млн. руб.

Налоговый вычет, как отдельный вид льготы по ННИ

В связи с изменениями, связанными с порядком расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости (далее к/с) объекта, законодатель предусмотрел возможность применения налогового вычета по ННИ, выражающегося в уменьшении суммы налога к уплате, посредством уменьшения налоговой базы на установленный НК РФ размер льготы.

При определении суммы платежа (при расчете исходя из по к/с) площадь недвижимого имущества подлежит уменьшению на:

  • 10 кв.м. для комнаты;
  • 20 кв.м. для квартиры;
  • 50 кв.м. для жилого дома
  • 1 млн.руб. для недвижимого комплекса

Пример расчета ННИ с применением вычета

Кротов Б.А. имеет в собственности жилой дом площадью 150 кв.м.

К/с данной недвижимости равна 42 546 320 руб.

Стоимость одного квадратного метра – 283 642 руб.

Размера вычета составит 14 182 100 руб.

База для исчисления налога будет равна 28 364 220 руб.

(42 546 320 – 14 182 100)

Итого налог к уплате будет равен 5 673 руб. (с учетом понижающего коэффициента, установленного НК РФ):

28 364 220 * 0,1 % * 0,2

Имущественный налог для юрлиц

ННИ организаций региональный платеж и льготы по нему устанавливаются как НК РФ, так и нормативными актами субъектов РФ. Поэтому их можно разделить на:

Федеральные льготы

Данные преференции устанавливаются НК РФ и действуют на все территории РФ. Всего в Налоговом кодексе РФ поименовано 26 оснований для освобождения от уплаты налога на имущество организаций. К ним, в частности, отнесены:

Полный перечень организаций, имеющий право на освобождение от уплаты ННИ указан в ст. 381 НК РФ.

Региональные льготы

В связи с тем, что данный налог относится к региональным платежам, власти субъектов РФ правомочны устанавливать отдельные льготы для организаций, владеющих имуществом на территории данного субъекта.

Узнать, каким законом на территории конкретного субъекта введен ННИ организаций можно на сайте ФНС РФ.

Льготы по налогу на имущество организаций

Налоговым кодексом установлены льготы по налогу на имущество организаций. Причем в одних случаях под льготу подпадает имущество определенных организаций, в других –имущество определенного «типа» независимо от категории организации, которой оно принадлежит.

Также льготы могут быть установлены законами субъектов РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ). Это могут быть и льготы, например, в виде пониженной налоговой ставки или, скажем, в виде уменьшения суммы налога к уплате в бюджет.

Кто освобожден от уплаты налога на имущество

На федеральном уровне от налога освобождаются (ст. 381 НК РФ):

  • организации уголовно-исполнительной системы – в части имущества, используемого для исполнения возложенных на них обязанностей;
  • религиозные организации – в части имущества, используемого для ведения религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов, если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% всех членов общества, – в части имущества, используемого для ведения уставной деятельности;
  • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • имущество организаций, обладающих статусом государственных научных центров, присвоенным в соответствующем порядке (утв. Указом Президента РФ от 22.06.1993 N 939);
  • и другие.

Даже если организация имеет право на применение льготы (федеральные или региональные), она все равно должна представлять в ИФНС декларацию по налогу на имущество (утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 ). А также расчет по авансовому платежу, если законом субъекта РФ по данному налогу установлены отчетные периоды (п. 2,3 ст. 379, п. 1,2 ст. 386 НК РФ). И тот факт, что организация применяет льготу, безусловно, должен быть в отчетности отражен.

Коды налоговых льгот по налогу на имущество организаций

Льготы по налогу на имущество для целей заполнения декларации закодированы. Сами коды перечислены в Приложении N 6 к Порядку заполнения декларации. Коды, соответствующие льготе, в зависимости от того, в каком виде она предоставляется (освобождения определенного имущества, льготной ставки, уменьшения суммы налога) в декларации указываются в строках:

  • 160, 200 или 240 раздела 2, в котором налог рассчитывается исходя из балансовой стоимости имущества;
  • 040, 070 или 120 раздела 3, в котором налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества.

На практике нередко возникают вопросы по коду налоговой льготы 2010257, который кстати в Приложении N 6 не поименован. Но это объяснимо.

Код 2010257 соответствует льготе по налогу на имущество, освобождающей от налогообложения движимое имущество компании, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве ОС (из 3–10-й амортизационных групп), кроме имущества, принятого на учет по итогам реорганизации или ликвидации организаций, либо полученного от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ). Это правило действует с 2015 года. Однако соответствующие изменения в декларацию так и не внесли. В результате ФНС просто выпустила разъяснения о том, что при применении данной льготы указывать в декларации нужно именно этот код (Письмо ФНС от 12.12.2014 N БС-4-11/[email protected] ).

Региональная льгота по налогу на имущество

Автор: Денисова М., главный редактор журнала

Данный материал составлен на основе вопроса, который поступил от унитарного предприятия (ресурсоснабжающей организации). Он посвящен применению льготы по налогу на имущество, которая установлена в конкретном регионе законом соответствующего субъекта РФ. Речь идет о Мурманской области, где освобождено от налогообложения имущество органов местного самоуправления. Предприятие сочло, что, получив имущество в хозяйственное ведение именно от органа местного самоуправления, оно также имеет право на применение данной льготы. Однако оказалось, что налоговики против такой трактовки регионального нормативного акта. Они потребовали доначисления налога на имущество и внесения исправлений в расчет налога на прибыль. Расскажем подробнее об этой ситуации, а также дадим рекомендации, как действовать налогоплательщику в случае, если закон имеет двоякое толкование.

Читайте так же:  Какие налоги я плачу государству

Установление льготы на усмотрение субъекта РФ.

В силу ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно данному положению Налогового кодекса Законом Мурманской области от 26.11.2003 № 446-01-ЗМО «О налоге на имущество организаций» (с изменениями на 09.04.2018) дополнительно к налоговым льготам, установленным ст. 381 НК РФ, от налогообложения освобождено имущество органов местного самоуправления Мурманской области (п. «ж» ст. 4).

В свою очередь, в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления приобретают и осуществляют имущественные и иные права от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ч. 1, 2 ст. 41 данного закона).

Государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

Это определение из ст. 6 БК РФ. Правовое положение казенных учреждений установлено, в частности, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, согласно ст. 3 данного закона некоммерческая организация (в том числе муниципальное казенное учреждение) имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Из совокупности приведенных норм и буквального прочтения п. «ж» ст. 4 Закона Мурманской области № 446-01-ЗМО следует, что в Мурманской области данную льготу могут применять только органы местного самоуправления. Соответственно, требование налогового органа пересчитать налоговую базу по налогу на имущество и налогу на прибыль можно расценить как обоснованное.

Последствия для унитарного предприятия.

Поскольку унитарное предприятие (получившее спорное имущество) не является органом местного самоуправления, оно не может применять льготу по налогу на имущество, установленную п. «ж» ст. 4 Закона Мурманской области № 446-01-ЗМО.

Обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество на общих основаниях (если нет повода для применения иных льгот, предусмотренных Законом Мурманской области № 446-01-ЗМО) очевидна, но неоднозначна.

Дело в том, что отдельные налогоплательщики Мурманской области получали противоречивые разъяснения от налоговых органов относительно возможности применения данной льготы. Некоторым предприятиям налоговики давали «зеленый свет» для применения льготы, установленной только для органов местного самоуправления. Опираясь на одно из таких разъяснений (данных другому налогоплательщику), предприятие планировало отстаивать свою правоту в вопросе необложения налогом на имущество объектов, закрепленных за ним при участии органа местного самоуправления. Это неверный путь, так как разъяснение, адресованное другому налогоплательщику, и ссылка на него не будут приняты судом во внимание (если дело, конечно, дойдет до судебного разбирательства).

По нашему мнению, при желании отстаивать необложение налогом на имущество объектов предприятия ему следует делать акцент на нечеткости формулировок п. «ж» ст. 4 Закона Мурманской области № 446-01-ЗМО и вероятности их двоякого толкования. Ведь, в сущности, одно и то же имущество принадлежит муниципальному образованию на праве собственности, органу местного самоуправления – на праве оперативного управления, унитарному предприятию – на праве хозяйственного ведения. И для понимания воли законодателя относительно освобождения от налогообложения данного имущества в региональном акте должно быть максимально четко закреплено не только то, чье имущество подпадает под льготу, но и то, кем она применяется. Ведь согласно ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (п. 7).

Какие выводы можно сделать? Во-первых, нужно внимательно читать региональные нормативные акты в части установления льгот (и не только). Во-вторых, при появлении малейших сомнений в правомерности применения льготы надо запрашивать разъяснения у налогового органа. В-третьих, при несогласии с трактовкой налогового органа следует подготовить доказательную базу в поддержку собственного прочтения нормы с применением правила п. 7 ст. 3 НК РФ о толковании всех неясностей закона в пользу налогоплательщика.

Льготы по налогу на имущество организации

В данной статье мы рассмотрим льготы по налогу на имущество организации. На какое имущество распространяются льготы. Порядок получения льготы, куда обращаться.

Объектом налогообложения имущества организаций являются основные средства, используемые в деятельности предприятием на правах собственности. Земельные участки и имущество, переданное организациям на правах управления или ведения, договоров аренды налогообложению не подлежат. Освобождены от уплаты налога предприятия, применяющие специальные налоговые режимы.

Льготирование организаций и категорий основных средств

При исчислении налога применяются льготы, предоставленные федеральным законодательством или субъектами Федерации на основании актов, изданных в регионе. Целью регионального льготирования выступает потребность в снижении налогового бремени предприятий важных значений для области.

Предоставляются льготы в виде:

  • Освобождения от уплаты налога. Предусмотрено 2 вида освобождения: всех объектов ОС предприятия или их части, используемых для отдельных форм деятельности.
  • Снижения ставки, установленной на определенный год. По ряду объектов применяются дифференцированные ставки по годам использования имущества.
  • Уменьшения величины налога.

О праве на льготу необходимо заявить в ИФНС. Налогоплательщик обязан представить декларацию с указанием кода льготы, дающей право на освобождение от уплаты налога. Предприятия со специальными режимами декларации не представляют. Начисленные в декларации суммы основываются на данных бухгалтерского учета с определением базы в виде среднегодовой стоимости. Читайте также статью: → “Льготы по налогу на прибыль организаций”

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Льготы по налогу на имущество организации для предприятий различных видов деятельности

Преимущественное большинство льгот предоставлено на федеральном уровне.

Получатель освобождения Особенности
Религиозные организации По имуществу целевого назначения
Объединения инвалидов с числом лиц ограниченных возможностей составляет не менее 80% По имуществу, применяемому для ведения уставной деятельности
Учреждения уголовно-исполнительного назначения Для имущества, используемого в деятельности
Научная деятельность Не облагаются объекты предприятий, признанных на государственном уровне научными центрами
Культурная деятельность Не облагаются объекты, отнесенные к культурному наследию
Медицинская деятельность Имущество протезно-ортопедических организаций
Читайте так же:  Расчет ухода на пенсию по новому

Объекты ОС, отнесенные к первой и второй амортизационной группе, не подлежат обложению налогом.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Способы подачи декларации с заявленной льготой

Декларация представляется в ИФНС по месту учета организации или нахождения имущества. Допускается личная подача документа, почтовым отправлением, через информационный центр и сайт госуслуг. Предприятия с численностью более 100 человек или вновь зарегистрированные представляют отчетность в электронном виде. Налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу, распределяет стоимость по различным ставкам с отражением данных в декларации.

Наиболее оперативными способами представления декларации является передача через оператора или сайт госуслуг. Минусом электронной формы является дополнительные расходы по оплате оператора или получению электронной подписи. Наименее затратным является представление декларации с личным участием, требующего для реализации значительного времени. Пересылка по почте является длительным способом представления, но подходит для лиц, не имеющих программного обеспечения. Организация может выбрать, какие из затрат его больше устраивают. Читайте также статью: → “Сроки сдачи декларации по УСН в 2017 году”

Пример использования освобождения от уплаты

Организация ООО «Смета» имеет на балансе имущество среднегодовой стоимостью 250 370 рублей, включая необлагаемые объекты на сумму 157 800 рублей. Организация внесла промежуточные платежи в размере 510, 509, 512 рублей. В учете производится расчет налога:

  1. Определяется сумма облагаемого имущества: С = 250 370 – 157 800 = 92 570 рублей.
  2. Исчисляется величина размера годового налога: Нг = 92 570 х 2,2% = 2037 рублей.
  3. Определяется сумма годового платежа с учетом авансов: 2037 – 510 – 509 – 512 = 506 рублей.

Вывод: Сумма 506 рублей указывается к уплате за год.

Применение льгот 2010257 2012000 2012400

С 2015 года не включаются в налоговую базу движимые имущественные объекты, произведенные и поставленные на учет с 2013 года. Под движимым имуществом подразумевают транспортная техника предприятия. Льгота не распространяется на не полностью самортизированные объекты, полученные в собственность предприятий после реорганизации, ликвидации или от взаимозависимых лиц. Данный вид льгот сопровождается указанием в декларации кода 2010257.

Региональным законодательством отдельным организациям может предоставляться пониженная ставка или другие виды льгот (п.2 ст. 372 НК РФ). На основании регионального льготирования применяются коды, по которым декларируются налоговые послабления:

  • Код 2012000 для всех видов льгот, за исключением снижения ставки или сумы налога.
  • Код 2012400 в форме снижения ставки.
  • Код 2012500 в форме снижения налога.

Часть налоговых льгот не имеет отдельных присвоенных кодов. Если у организации возникло право на снижение налога или освобождение без установленной кодировки, необходимо применить 2010257. Рекомендуем ознакомиться с инструкцией по заполнению декларации.

Дополнительные региональные льготы в городах Москве и Санкт-Петербурге

В таблице ниже представлены льготы по Москве и Санкт-Петербургу.

Согласно законодательства по городу Санкт-Петербургу предусмотрено освобождение от налогообложения имущества:

  • Организаций с деятельностью по изготовлению приспособлений для инвалидов.
  • Учреждений власти и управления.
  • ЖСК, ЖК, ТСЖ, консолидированного имущества многоквартирных домов и компаний, финансируемых за счет бюджета.
  • Зданий, предназначенных для религиозных нужд.
  • Садоводческих товариществ.
  • Предприятия, работающие в областях науки по перечню, социально-культурной сферы, аварийно-спасательных работ и прочие.

В составе декларации представляются документы, подтверждающие льготу, если право не является безусловной нормой, вытекающие из сферы деятельности предприятия.

Дополнительные преференции по имуществу организаций Нижнем Новгороде, Ярославле, Екатеринбурге, Челябинске, Краснодаре, Владимир

Каждый из регионов РФ предоставляет снижение ставки налога или предоставляет освобождение в зависимости от потребностей региональных условий. В таблице указана часть привилегий.

Пониженные ставки и освобождение от уплаты предоставляются на основании законов, действующих в регионе. Дополнительно льготируются имущественные объекты органов власти, памятников культуры и другие предприятия регионального значения.

Дополнительные возможности, предоставляемые предприятиям регионами

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Региональные законы предоставляют льготы, позволяющие поддержать отдельные виды деятельности и снизить нагрузку на ключевые предприятия. В составе льгот преимущественно предоставляют преференции:

  • Предприятиям, финансируемым за счет государственных средств.
  • Учреждениям власти и управления.
  • Организациям, ведущим социально значимую деятельность – медицинскую, образовательную, спортивную.
  • Предприятиям, содержащим объекты особого значения.

Дополнительные возможности предоставляются организациям, используемым труд инвалидов, участвующих в инвестиционных проектах.

Обложение недвижимости в учете специальных режимов

Предприятия, преимущественно малого бизнеса, в учете могут использовать одну из специальных систем – ЕСХН, УСН, ЕНВД. Имущество предприятий не облагается налогом. Исключение составляет недвижимость организаций на упрощенном и вмененном режимах, стоимость которых определяется по кадастру.

К объектам регионального значения относят: административные строения, торговые комплексы, которые предназначены или используемые для ведения торговли, оказания услуг, общепита, размещения офисов.

Перечень объектов устанавливается ежегодно региональной властью с обязательной публикацией. Регионы самостоятельно устанавливают площадь объекта, подлежащего расчету по кадастровой стоимости. Остальное имущество организаций на специальных режимах не подлежит обложению налогом.

Отражение в отчетности используемых кодов льгот

При формировании отчетности на каждый вид льготы представляется отдельный лист раздела 2. Отдельно представляются данные о налогообложении по размерам ставок, месторасположению, кодам льгот. Данные указываются в отчетности по итогам каждого из периодов. При отсутствии льгот не заполняются строки 160, 170, 180, 200, 250 декларации. По строке 160 организации заполняют только первую часть строки, кроме случаев наличия льгот кода 2012000. Читайте также статью: → “Налоговая отчетность для ИП в 2018”

Отдельный раздел 3 предназначен для указания имущества, рассчитываемого по кадастру. Количество листов раздела должно быть равно числу объектов. При наличии льгот организации заполняют строки 070, 120 и 130.

Популярные вопросы

Вопрос № 1. Может ли компания-правопреемник воспользоваться льготой по коду 2010257 в отношении движимого имущества, полученного после присоединения?

Ответ: Льгота применяется организацией до окончания реорганизации. После окончания процедуры возможность не может быть использована правопреемником.

Вопрос № 2. Какие виды электронных подписей имеются?

Ответ: Для портала госуслуг применяются простая и квалифицированная виды подписей. Простая форма открывается на самом портале или в почтовом отделении. Для получения квалифицированной ЭЦП потребуется обратиться в аккредитованные центры.

Вопрос № 3. Как определить полный месяц для расчета налога?

Читайте так же:  Налоговые льготы по основным налогам

Ответ: Ориентироваться необходимо на 15 число месяца. Период до 15 числа в расчете не участвует.

Вопрос № 4. Имеются ли обязательства по недвижимости, исключенную из перечня объектов, рассчитываемых по кадастровой стоимости?

Ответ: Региональные власти ежегодно пересматривают состав недвижимости, при исключении которой из Перечня обязанность перед бюджетом отсутствует.

Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу

Автор: Ларцева Л., редактор журнала

С 1 января 2018 года отменена федеральная льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года в качестве основного средства. Теперь такую льготу будут устанавливать регионы. Об особенностях применения указанной льготы расскажем в статье.

Нормы НК РФ.

Пунктом 25 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основного средства, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года данная налоговая льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Стоит отметить, что регионы вправе освободить от налого­обложения перечисленное имущество полностью либо установить в отношении него пониженную налоговую ставку. Причем такая ставка в 2018 году не должна превышать 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Кроме того, законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения этого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).

Региональное законодательство.

Поскольку полномочия по установлению налоговой льготы или пониженных налоговых ставок в отношении движимого имущества переданы на региональный уровень, приведем обзор законов субъектов РФ, из которых выясним, какие налоговые ставки по указанному имуществу определены в регионах на 2018 год.

Нормативный акт субъекта РФ

Ставка налога на 2018 год (в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года)

Закон от 27.12.2017 № 135-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

[1]

Закон от 29.11.2017 № 116-ОД

[2]

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 28.12.2017 № 4269-ОЗ

Освобождаются от уплаты налога организации, осуществляющие инвестиции в объекты основных средств в объеме не менее 100 млн руб. в год

Еврейская автономная область

Законы от 30.11.2017 № 194-ОЗ, от 20.12.2017 № 196-ОЗ

Более низкие ставки установлены для организаций здравоохранения области и организаций, получивших статус резидентов территории опережающего развития

Закон от 11.12.2017 № 94-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 28.11.2017 № 118

От уплаты налога освобождаются организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, спорта, строительства и прочих областях, перечисленных в региональном законе, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общем объеме выручки

Закон от 02.10.2017 № 147

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 24.11.2017 № 78-ЗКО

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 29.12.2017 № 92-ОЗ

При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет

Закон от 29.11.2017 № 785-129

Закон от 14.09.2017 № 106-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 08.11.2017 № 152-З

При этом в данном регионе установлена льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду. Однако такая льгота действует только для определенных организаций, например для учреждений, финансируемых из областного или местных бюджетов

Закон от 20.12.2017 № 3127-ЗПО

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 22.12.2017 № 97-ЗРТ

Закон от 15.11.2017 № 144-З

Закон от 30.11.2017 № 82-ЗТО

Закон от 24.10.2017 № 74

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Закон от 20.12.2017 № 92-оз

Закон от 27.11.2017 № 45-РЗ

Льгота распространяется на все организации

Чукотский автономный округ

Закон от 19.12.2017 № 103-ОЗ

Данная налоговая льгота действует в отношении государственных органов (органов местного самоуправления), а также казенных, бюджетных и автономных учреждений, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета Чукотского автономного округа

Закон от 31.10.2017 № 44-З

При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года. Таким образом, ставка 1,1 % применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года по 2015 год

Анализируя таблицу, можно отметить, что из 22 субъектов РФ решение о сохранении льготы на 2018 год приняли лишь шесть регионов (Владимирская, Ивановская, Липецкая, Московская области, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ). Причем в Чукотском автономном округе данная льгота установлена только в отношении государственных органов и учреждений госсектора.

[3]

Другие регионы предпочли определить в отношении движимого имущества пониженную ставку от 0,5 до 1,1 %.

В отдельных субъектах по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, налоговая ставка не установлена, при этом введено освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого на учет в более поздние сроки, например:

в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге освобождается от уплаты налога движимое имущество учреждения, с даты выпуска которого прошло не более трех лет;

в Нижегородской области – движимое имущество учреждения, принятое на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду (для отдельных организаций).

Если льгота не продлена, пониженная ставка не установлена…

На сегодняшний день не по всем регионам изданы нормативные акты, регулирующие порядок взыскания налога на имущество в отношении движимого имущества.

И даже в тех законах, которые уже приняты, зачастую приводятся ставки не по всему движимому имуществу, принятому на учет в 2013 – 2018 годах. Например, установлена ставка 0 % в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2016 года, а по имуществу, учтенному с 2013 года по 2015 год, ставка налога не определена.

Что делать в этих случаях, какую налоговую ставку применять?

Читайте так же:  Задолженность по налогам более 3 лет

Согласно официальным разъяснениям, если в субъекте РФ в 2018 году не будет законодательно предусмотрено продление действия льготы по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, и не будут установлены иные дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то в отношении указанного имущества налог и авансовые платежи по нему за налоговый период (отчетные периоды) 2018 года будут исчисляться по ставке, установленной региональным законодательством в пределах 1,1 %, или по ставке 1,1 % (если законодательством субъекта РФ не будет определена ставка по п. 3.3 ст. 380 НК РФ) (письма ФНС РФ от 20.12.2017 № БС-19-21/327, Минфина РФ от 19.12.2017 № 03-05-05-01/84676, от 22.12.2017 № 03-05-04-01/85757).

О применении льготы по имуществу, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

Как упоминалось выше, согласно п. 2 ст. 381.1 НК РФ регионы могут вводить дополнительные налоговые льготы, в частности в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

К примеру, такая льгота в виде полного освобождения от налогообложения введена в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге (см. п. 9, 10 таблицы).

При применении данной льготы возникает вопрос: что признается датой выпуска имущества? Ответ на него содержится в Письме Минфина РФ от 23.01.2018 № 03-05-04-01/3204. В нем разъясняется, что под термином «выпуск промышленной продукции» в нормативных правовых актах РФ понимается «изготовление продукции».

Так, Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 № 18 утверждены Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50-605-80-93 (далее – Рекомендации), которые содержат термины и определения основных понятий, применяемых в системе разработки и постановки продукции на производство при создании, производстве и эксплуатации или потреблении продукции. Согласно п. 1.5.6 Рекомендаций предприятие (организация, объединение), осуществляющее выпуск продукции, рассматривается как изготовитель (продукции). При этом под объемом выпуска (продукции) (п. 1.1.14 Рекомендаций) понимается количество изделий определенных наименований, типоразмеров и исполнений, изготовляемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени (ГОСТ 14.004-83).

Кроме того, п. 19 Порядка заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 137, установлено, что в целях классификации товара и (или) исчисления таможенных и иных платежей под датой выпуска товара понимается дата изготовления товара.

В судебной практике момент выпуска товара в обращение обусловлен по времени датой изготовления товара (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № 09АП-7491/2017-ГК, от 16.08.2017 № 09АП-32129/2017).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» дата изготовления отдельных видов техники определяется на основании технической документации изготовителя техники (технический паспорт, инструкция по эксплуатации) и таблички изготовителя, которая закрепляется на заметном, легкодоступном месте техники и не подлежит замене в процессе эксплуатации. Указано, что если в технической документации и табличке изготовителя содержится противоречивая информация о дате изготовления либо отсутствует информация изготовителя техники о дате изготовления, то считать эту технику техникой, с момента выпуска которой прошло более трех лет.

На основании вышеизложенного Минфин сообщает, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме дают пояснения по установлению даты выпуска в отношении объектов движимого имущества, изготовленных собственными силами. Сообщается, что дата выпуска такого имущества определяется датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве основного средства.

Льгота по налогу на имущество учреждения в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года в качестве основного средства, с 1 января 2018 года устанавливается законами субъектов РФ. Исходя из уже принятых региональных законов, не все субъекты сохраняют льготу. Скорей всего, это связано с тем, что не каждый регион может себе позволить отказаться от дополнительных поступлений в бюджет, ведь налог на имущество учреждения является региональным налогом, следовательно, собранная сумма налога увеличивает доход соответствующего бюджета субъекта РФ.

В случае неосвобождения указанного имущества от налогообложения субъект РФ определяет по нему пониженную налоговую ставку, которая не должна превышать 1,1 %.

Если решение об установлении налоговой льготы по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года, не принято в субъекте РФ, в 2018 году по данному имуществу применяется предельная налоговая ставка в размере 1,1 %.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо названной льготы, регионы могут вводить дополнительные льготы, например, в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет. В случае применения такой дополнительной льготы стоит отметить, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. Если же движимое имущество учреждения изготовлено собственными силами, то его датой выпуска признается дата постановки объекта на бухгалтерский учет в качестве основного средства.

Источники


  1. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.

  2. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  3. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
  5. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
Региональные льготы организациям налог на имущество
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here