Развитие пенсионного обеспечения в российской федерации

Самое важное на тему: "Развитие пенсионного обеспечения в российской федерации" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

История пенсионного обеспечения в России

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечениистали осуществляться после социалистической революции. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 г.Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам…

Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее — формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию — инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку — ст. 39, «Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин.

Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.

36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель.

6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов (что такое «инвестирование» и как оно может увеличить будущую пенсию, читай в следующей главе).

Как устроена система обязательного пенсионного страхования

Все работающие молодые люди формируют будущую пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Это предстоит и тебе. Поэтому рассмотрим его подробнее.

Читайте так же:  Куда обратиться по расчету пенсии

Обязательное пенсионное страхование — это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая – например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет.

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

Застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Ты тоже станешь застрахованным лицом. Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования — страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка).

Оформить его ты можешь самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве будут указаны персональные данные и номер твоего персонального счета в ПФР — СНИЛС.

СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно твое личное участие. Необходимо будет заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР.

Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги – от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Права и обязанности застрахованного лица

Став застрахованным лицом, ты имеешь право:

— контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

-получать в органах ПФР по месту жительства выписку из индивидуального лицевого счета (также это можно сделать через отделения Сбербанка России ил через сайт государственных услуг);

— получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР, в том числе и информацию об уплаченных за тебя страховых взносах.

— получить страховое свидетельство, хранить и предъявлять по требованию страхователя или работников пенсионных органов;

— сообщать в органы ПФР об изменениях сведений, содержащихся в лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства;

— предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

100 000 000 человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования – застрахованными лицами.

Основными плательщиками взносов на обязательное пенсионное страхование являются работодатели. В системе ОПС их называют страхователями.

Страхователи – это работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.). Они уплачивают страховые взносы с фонда оплаты труда своих работников, которые поступают на их индивидуальные лицевые счета.

Ты также сможешь делать собственные взносы в фонд своей будущей пенсии. Но об этом мы поговорим позже.

ОПС в России осуществляется страховщиком – Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страховщик — Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет ОПС в России. ПФР постоянно взаимодействует с каждым из 10 000 000 страхователей страны.

Взаимоотношения в системе пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы:

Развитие пенсионного обеспечения в российской федерации

В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения [1, 7–9].

Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

— неполная индексация пенсий;

— отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

— продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

— упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

— повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля [6].

Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей [6].

Читайте так же:  Подсудность дел о взыскании алиментов на детей

Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая – в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая – в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц – клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).

По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн [2]

Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8–4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде [4, 5].

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию – женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности [3]. Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере – 75 % – с 3 лет до 10 лет и более.

Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла [8]. На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

Формирование на законодательном уровне системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсионный фонд России (иначе – ПФР или ПФ РФ) является крупнейшей системой в сфере оказания социальных услуг гражданам Российской Федерации. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Свою деятельность Государственный пенсионный фонд начал с 22 декабря 1990 года. Он был основан постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Предполагалось, что после принятия ряда документов, данное направление работы финансового обеспечения будет выделено в самостоятельный внебюджетный фонд, как, собственно, и произошло[67].

Читайте так же:  Форма справки для получения налогового вычета

Бюджет ПФР утверждается отдельным законом одновременно с принятием федерального бюджета РФ. Средства для выплаты пенсий формируются за счет поступлений страховых взносов граждан, а также работодателей. Данные взносы носят обязательный характер.

В состав ПФР входит 7 управлений по Федеральным округам, а также 81 отделение в соответствующих субъектах. Сейчас подразделения Пенсионного фонда есть в каждом регионе и районном центре страны. Помимо этого в структуру ПФР входят Казахстанское ОПФР в г. Байконур, а также более 2,5 тысяч территориальных управлений. ПФР обслуживают более 133 тысяч соцработников[68].

Руководит ПФР правление и исполнительная дирекция. Правление

[3]

отвечает за выполнение надлежащих функций фонда, определяет вектор его дальнейшего развития и ставит текущие задачи. С июля 2008 года по настоящее время председателем правления является Антон Викторович Дроздов. Руководители ПФР по республикам, а также руководители ведомств, министерств РФ и Банка России обладают правом совещательного голоса.

Государственный Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет следующие социально значимые функции[69]:

Формирует средства пенсионных накоплений и организует их инвестирование

Устанавливает и выплачивает все виды пенсий;

Назначает и реализует федеральную социальную доплату к пенсиям до уровня прожиточного минимума;

Назначает и реализует социальные выплаты (с 2005 г.);

Выдает сертификаты на получение семейного (материнского) капитала и выплачивает его средства (с 2007 г.);

Администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС);

Ведет индивидуальный учет пенсионных прав участников системы ОПС;

Реализует программу государственного софинансирования пенсии (с 2010 г.), в которой можно принять участие до 1 октября 2013 года.

Пенсионная система России во многом изменилась за последние десятилетия. Пережив несколько реформ, она продолжает модернизироваться до сих пор.

Первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) в 1990 году. Он выступал в качестве места аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, которые направлялись на выплату пенсий. Вплоть до 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Согласно условиям данной пенсионной системы пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан. Таким образов пенсия была исключительно распределительной, а все собранные деньги шли на выплату текущих пенсий[70].

Современная распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 года. С этого времени начала действовать новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. А после 2010 года – из двух частей[71]:

Страховой (16% от фонда оплаты труда, не превышающего 568 тыс. рублей в год (по данным на 2013 год));

Накопительной (6% от фонда оплаты труда).

Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданами до 2002 года. В нее включен фиксированный базовый размер (бывшая базовая часть), который выплачивается государством в обязательном порядке. Ежегодно он индексируется и увеличивается государством. По состоянию на 1 апреля 2013 года базовый размер страховой части трудовой пенсии составляет 3610.31 рублей в месяц.

Накопительная часть будущей пенсии инвестируется, а получаемый доход приплюсовывается к будущей пенсии. Априори страховая и накопительная часть пенсии находится в управлении Пенсионного фонда России. Согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании РФ», каждый гражданин может самостоятельно управлять накопительной частью своей пенсии[72]. Накопительную часть пенсии можно перевести в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды в России существуют с 1998 года и, как правило, показывают более высокую инвестиционную доходность пенсионных накоплений. Именно поэтому перенос накопительной части пенсии в НПФ позволит увеличить размер будущей пенсии.

На сегодня структура ПФ состоит из 8 Управлений по Федеральным округам, а еще 81 Отделения ПФ по субъектам государства. Помимо этого, в регионах страны действуют более 2500 территориальных отделений при Пенсионном фонде.

Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации (стр. 1 из 10)

Глава 1.Пенсионное обеспечение: исторический аспект

§1.Формирование пенсионного законодательства в советский период

§2.Реформа пенсионного обеспечения РФ

Глава 2.Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

§1.Основные понятия и система современного пенсионного законодательства РФ

§2.Особенности назначения, перерасчета и расчета трудовой пенсии РФ

Глава 3.Проблемы реализации пенсионной реформы в юридической практике: региональный аспект (Сыктывдинский район, Республика Коми)

§1.Проблема реализации пенсионного законодательства

[2]

§2.Проблема взаимодействия органов ПФР с органами государственной власти, а так же со страхователями-работодателями

Список использованной литературы

Пенсионное обеспечение граждан – комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни.

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

С января 2002 года в России началась реформа системы социального обеспечения – пенсионная реформа. Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял соответствующие законы: пенсионная система была перестроена на базе нового законодательства.

Важно понять, что пенсионная реформа затрагивает все слои общества и ее проведение невозможно без достижения общественного согласия.

Стоит отметить, что на протяжении последних лет пенсионная реформа является одним из важнейших приоритетов работы Правительства, соответствующих министерств и ведомств. Однако кардинальных изменений в пенсионной системе, заявленных в начале реформы, по факту не происходит. Дискуссия о направлениях и механизмах реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации остается уделом узкой группы специалистов.

Опубликованные официальные документы не дают полной картины обо всей глубине и сложности стоящих проблем, о возможных альтернативных решениях и аргументации в выборе той или иной модели развития, поэтому исследование проблематики пенсионного законодательства является актуальным в наше время. Только подробный разбор и эмпирический анализ позволяет выявить различные точки зрения и найти решения выявленных проблем.

Целью данного исследования является подробное изучение проведения, а так же результатов реформы пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи:

· Проследить развитие пенсионной системы России в историческом разрезе

· Рассмотреть особенности современного пенсионного законодательства в свете проведенной реформы 2002 – 2010 гг.

· Выявить основные проблемы реализации пенсионной реформы РФ в настоящее время, а так же предложить способы их решения

Объектом работы является система современного пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом можно отметить, что временными рамками, в которые заключен процесс развития пенсионного обеспечения России является постреволюционный период, обозначивший зарождение пенсионной системы и до настоящего времени, так как процесс её реформирования до сих пор не завершен.

Предметом же является массив пенсионного законодательства РФ, регулирующий его деятельность на данном отрезке времени.

Теоретико-методологические основания. В исследовании использованы такие методы, как системно-структурный, а так же сравнительное правоведение.

Степень изученности темы. Отечественные исследователи обратились к активному изучению проблем пенсионного обеспечения с начала его функционирования. Но особенное внимание оно привлекло исследователей постсоветской эпохи. Среди отечественных исследователей можно выделить таких как: Астапович А.З., Баскаков В.Н., Гришина Т.С., Голикова Л.В., Гонтмахер Е.И., Гудков А.В., Джанчурина А.С., Крючкаова П.В., Лельчук А.Л., Луковкина Е.А., Люблин Ю.З., Орлов-Карба П.А., Помазкин Д.В., Табах А.О., Роик В.Д., Якушев Л.П. В целом, проблема пенсионного обеспечения в России на настоящий момент является открытой для дискуссий.

Читайте так же:  С какого возраста военные получают пенсию

Для достижения поставленных цели и задач наша работа разделена на введение, три главы и заключение. Первая глава раскрывает исторический аспект: в ней изложены основные этапы развития пенсионной системы с зарождения до современного вида. Вторая – теоретическая: в ней рассмотрены основные понятия пенсионного законодательства. Третья глава – практическая: в данной главе рассмотрены основные проблемы функционирования пенсионной системы, а так же предложены пути их решения. В заключении работы сделаны основные выводы.

Глава 1. Пенсионное обеспечение: исторический аспект

§1. Формирование пенсионного законодательства в советский период

Пенсионная система — совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, гораздо позднее, чем в большинстве европейских стран. В своем развитии оно охватило только часть населения России. Но после революции 1917 года оно было отменено, поскольку отражало западный тип формирования социальных гарантий.

Так же еще в 1932 году для отдельных категорий трудящихся решением Совнаркома СССР было установлено пенсионное обеспечение по старости с понижением общеустановленного пенсионного возраста и уменьшением для других категорий необходимого трудового стажа, для чего был утвержден «Временный список вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсии». Согласно этому нормативному акту пенсия по старости на льготных условиях назначалась на 10 лет раньше как мужчинам, так и женщинам при наличии 20-летнего трудового стажа, из которых трудовая деятельность, дающая право на пенсионные льготы, должна была быть не менее 10 лет. В течение десяти послевоенных лет (после окончания Великой Отечественной войны) в 1945 году льготы по пенсионному обеспечению предоставлялись только по отраслевому признаку. В этот период была создана особая система пенсий, которые обычно именовали «повышенными». Однако точнее их следует называть пенсиями на льготных условиях, так как для определенных категорий работников устанавливались не только повышенные размеры пенсий, в том числе по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, но одновременно были понижены требования к возрасту и стажу.

Причинами быстрого развития пенсионного обеспечения на льготных условиях состояли в следующем.

1. Экономическое развитие страны, которое в это время уже позволило назначать пенсии в более раннем возрасте и в повышенном размере тем рабочим и служащим, которые заняты на работах с вредными и опасными условиями труда в важнейших отраслях народного хозяйства.

2. Общие размеры пенсий явно отставали от роста заработной платы. За 15 лет, прошедших после 1932 года, заработная плата резко возросла. В 1932 году среднемесячная заработная плата по народному хозяйству СССР составляла немногим больше 90 рублей; в 1946 году — 481 руб., в 1950 году — 642 руб., а в 1955 году — 718 руб[3] .

Таким образом, до 1990 г. средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. То есть пенсионная система была основана на централизованной программе финансирования выплаты пенсий и зависела государственного бюджета страны.

Кроме того, с середины 1960х. гг. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца[4] .

Глава і і. Тенденции развития пенсионной системы в России

2.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства

Законы и сопутствующие им нормативно-правовые акты развивают основные положения пенсионной реформы, предложенные Президентом России. Они устанавливают основные правовые, организационные и финансовые принципы формирующейся в Российской Федерации пенсионной системы. Целью данных законов является закрепление именно направления пенсионной реформы в Российской Федерации и создание условий для построения трёхуровневой пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют друг друга и обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в старости, при наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивость системы.

Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации пенсионное обеспечение относится к предметам совместного ведения России и её субъектов.

Устанавливаются следующие виды пенсий: по старости, или по возрасту, пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия. Система пенсионного обеспечения состоит из обязательного и дополнительного пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение осуществляется посредством нестрахового государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется посредством коллективного и индивидуального пенсионного обеспечения и страхования. Все уклады системы дополняют друг друга.

Базовым укладом является нестраховое государственное пенсионное обеспечение. Базовые пенсии устанавливаются с учётом прожиточного минимума в одинаковом для всех размере. Они призваны обеспечить минимальный уровень пенсий всем пенсионерам и ликвидировать проблему их бедности. Источником финансирования базовых пенсий является федеральный бюджет. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование базовых пенсий, формируются за счёт налоговых поступлений, включая часть единого социального налога, и определяются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Через нестраховое государственное пенсионное обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).

В дополнение к базовому уровню предусматривается обязательное пенсионное страхование. Обязательные страховые пенсии дифференцированы по размеру в зависимости от экономического вклада застрахованного в пенсионную систему. Обязательному пенсионному страхованию подлежат все лица, занятые трудовой деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное страхование осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей народного хозяйства и застрахованных. Финансирование страховых пенсий осуществляется за счёт части единого социального налога, пеней, штрафов, налагаемых за неисполнение своих обязательств налогоплательщиками. Учёт пенсионных прав застрахованных осуществляется через механизм условного накопления.

За последние десять лет в России получило развитие дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое на добровольной основе негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» закрепляет сложившуюся практику этого уклада и разделяет его на дополнительное коллективное и дополнительное индивидуальное пенсионное обеспечение и страхование, которые осуществляются негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями и специализированными паевыми инвестиционными фондами на основании договоров о дополнительном пенсионном обеспечении.

[1]

Реализация пенсионного обеспечения разделяется на четыре основные функции: аккумулирование средств, учёт пенсионных прав граждан, назначение и выплата пенсий, управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы. Управление системой пенсионного обеспечение базируется на принципе разделения властных и финансовых функций.

Для управления пенсионными потоками и резервами обязательного пенсионного страхования создаются специализированные финансово-кредитные учреждения. Они осуществляют аккумулирование средств, размещают резервы и управляют финансами.

Основой существовавшей в течение последних лет пенсионной системы являлся Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. №340-1. Социальная сущность данного закона заключалась в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, в солидарности поколений. Эта пенсионная система называется распределительной (нефондируемой).

В течение последних десяти лет в Закон 1990г. был внесён целый ряд изменений и дополнений, принято несколько новых законов в пенсионной сфере, на правительственном уровне были разработаны Концепция и Программа пенсионной реформы в России. Основная цель этих изменений – усиление в пенсионном обеспечении страховых начал.

Важную роль в развитии пенсионной системы играет принятый в 1996г. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования». Он явился основой создания новой инфраструктуры пенсионной системы, безусловно необходимой для материализации страхового аспекта а построении пенсионного обеспечения.

Читайте так же:  Пенсия по первой группе инвалидности сумма

Для упорядочения деятельности негосударственных пенсионных фондов большое значение имеет Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998г. №75-ФЗ. Он создал основу регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и установил основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Существовавшая нормативно-правовая база пенсионной системы позволяла Правительства РФ проводить работу по частичному улучшению пенсионного обеспечения в стране. Однако коренного прорыва в этом вопросе не могло быть в силу ограничений, диктуемых распределительной сущностью действующей системы и рядом объективных внешних факторов. Внесение в Государственную Думу пакета законопроектов, направленных на создание новых принципов функционирования пенсионной системы, стало следующим этапом проведения пенсионной реформы. Среди них стоит выделить следующие законы:

«Об обязательном страховании в Российской Федерации», который устанавливает общие основы обязательного пенсионного страхования;

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который регулирует права граждан на трудовую пенсию по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца;

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который устанавливает порядок предоставления пенсий государственным служащим, военным, а также гражданам, которые не приобрели права на трудовую пенсию;

«О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», который затрагивает платежи на обязательное пенсионное страхование;

«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», который устанавливает принципы управления направляемой на накопление частью пенсионных взносов.

Устойчиво функционирующая пенсионная система – залог социальной стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальную напряжённость.

Соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возрастов, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы в нашей стране, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинстве развитых стран (за исключением Франции и Италии). Это происходит, несмотря на то, что Россия в настоящее время существенно отстаёт от развитых стран по средней продолжительности жизни.

Столь низкое соотношение между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами вызвано не только демографическими факторами и уровнем занятости в экономике, но и широким распространением в России практики досрочного выхода на пенсию, по существу снижающим фактический возраст выхода на пенсию по сравнению с общеустановленным на 1,5-2 года. До 25 % общей численности пенсионеров получили пенсию досрочно. В частности, в целях привлечения работников на должности, связанные с неблагоприятными условиями труда, а также в районы Крайнего Севера, принят целый ряд нормативных правовых актов, предусматривающих снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5, 10 или даже 15 лет. Также существенную роль играет более низкий в России возраст выхода на пенсию по сравнению с некоторыми другими странами. За границей этот показатель в основном равен 65 годам для мужчин и для женщин 1 .

Значительные преимущества установлены для назначения пенсии за выслугу лет. Такие пенсии нередко назначаются трудоспособным лицам в возрасте около 45 лет (педагогическим работникам, работникам учреждений здравоохранения, творческим работникам театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов и т. д.), причём многие из них продолжают трудовую деятельность, получая и пенсию, и зарплату.

Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит в неравные условия трудящихся и создаёт ситуацию, когда лица, меньше платившие взносы, получают более высокий размер пенсии.

Нагрузка пенсионной системы на экономически активную часть населения с каждым годом возрастает. Уровень пенсионного обеспечения падает, число пенсионеров растёт, число же занятых в различных сферах налогоплательщиков, наоборот, снижается.

Современный уровень пенсионного обеспечения большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни пенсионеров. Углубившейся в августе – сентябре 1998 года финансовый кризис и последовавший за ним резкий скачок цен на потребительские товары привёл к существенному ухудшению финансового положения самого уязвимого социального слоя – получателей государственных пенсий, для которых пенсия является единственным источником существования.

Сложившаяся в Российской Федерации пенсионная система имеет государственный и всеобщий характер.

Пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе, насчитывающей свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов. Подавляющее большинство лиц, достигших пенсионного возраста обеспечивается пенсиями в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, военнослужащие, государственные служащие, лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС и некоторые другие категории пенсионеров получают пенсии на основании других законодательных актов.

Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью. После принятия в 1990г. Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в него более 30 раз вносились изменения и дополнения, а в последующие годы был принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан 1 . Пенсионное законодательство становится всё более громоздким и сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии на основе введённого с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными нормативными актами, что усложняет ознакомление с ними широкого круга граждан.

Федеральным законом РФ от 21.07.1997г. №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» дана новая редакция статьи 7 Закона «О государственных пенсиях в РФ», регулирующая исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая ранее существовавший и, безусловно, несовершенный порядок исчисления размеров пенсии. Этим законом с 01.02.1998г. введён порядок исчисления государственных пенсий путём применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в статье 7 положения, согласно которому не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

К Закону «О государственных пенсиях в РФ» непосредственно примыкают законы общего плана: Закон Российской Федерации от 02.07.1993г. № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», Закон РСФСР от 19.04.1991г. № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями) «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте, Закон РФ от 14.07.1992г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», также предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых работников.

Ряд законов регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде всего, это Закон РФ от 18.06.1992г. № 3061-1 «О внесении изменении и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», регламентирующий особый порядок пенсионного обеспечения данной категории граждан с учётом степени радиационного воздействия.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  3. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
  4. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
  5. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
Развитие пенсионного обеспечения в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here