Расчет процентов за несвоевременный возврат налога

Самое важное на тему: "Расчет процентов за несвоевременный возврат налога" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Расчет процентов при возврате налога: 360 или 365 дней?

При нарушении инспекцией срока возврата излишне уплаченного налога она обязана заплатить налогоплательщику проценты, начисленные на сумму переплаты. Ранее проценты рассчитывались исходя из 1/365 ставки рефинансирования. Однако не так давно ФНС России издала приказ, в соответствии с которым для излишне взысканных или уплаченных сумм применяется расчетная ставка, равная 1/360 ставки рефинансирования 1 .

Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14

При расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
Проценты начисляются до момента фактического исполнения денежного обязательства, определяемого исходя из условий о порядке платежей, форме расчетов и положений статьи 316 ГК РФ о месте исполнения денежного обязательства, если иное не установлено законом либо соглашением сторон.

Рассмотрим распространенные варианты расчета процентов, существовавшие в правоприменительной практике по налоговым спорам.

При расчете суммы процентов используется ставка 1/365
Налоговики в своей деятельности руководствовались положениями приказа ФНС России 4 , согласно которому при расчете сумм процентов надлежало руководствоваться 1/365 ставки рефинансирования на каждый день просрочки возврата налога, что подтверждалось формулой расчета процентов, содержащейся в указанном документе.
Однако Приказом № ММВ 7-8/[email protected] в формулу расчета сумм процентов внесены изменения. И теперь за каждый день просрочки возврата налога подлежит применению 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 78
6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

___________________________
1 приказ ФНС России от 03.07.2013 № ММВ-7-8/[email protected] (далее — Приказ № ММВ-7-8/[email protected])
2 п. 6 ст. 78 НК РФ
3 п. 10 ст. 78 НК РФ
4 приказ ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/[email protected]
5 пост. ФАС МО от 19.08.2011 № Ф05-8034/11, от 27.04.2011 № Ф05-3123/11

Расчет процентов при возврате налога: 360 или 365 дней?

При нарушении инспекцией срока возврата излишне уплаченного налога она обязана заплатить налогоплательщику проценты, начисленные на сумму переплаты. Ранее проценты рассчитывались исходя из 1/365 ставки рефинансирования. Однако не так давно ФНС России издала приказ, в соответствии с которым для излишне взысканных или уплаченных сумм применяется расчетная ставка, равная 1/360 ставки рефинансирования 1 .

Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14

При расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
Проценты начисляются до момента фактического исполнения денежного обязательства, определяемого исходя из условий о порядке платежей, форме расчетов и положений статьи 316 ГК РФ о месте исполнения денежного обязательства, если иное не установлено законом либо соглашением сторон.

Рассмотрим распространенные варианты расчета процентов, существовавшие в правоприменительной практике по налоговым спорам.

При расчете суммы процентов используется ставка 1/365
Налоговики в своей деятельности руководствовались положениями приказа ФНС России 4 , согласно которому при расчете сумм процентов надлежало руководствоваться 1/365 ставки рефинансирования на каждый день просрочки возврата налога, что подтверждалось формулой расчета процентов, содержащейся в указанном документе.
Однако Приказом № ММВ 7-8/[email protected] в формулу расчета сумм процентов внесены изменения. И теперь за каждый день просрочки возврата налога подлежит применению 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 78
6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Сноски:
1 приказ ФНС России от 03.07.2013 № ММВ-7-8/[email protected] (далее — Приказ № ММВ-7-8/[email protected])
2 п. 6 ст. 78 НК РФ
3 п. 10 ст. 78 НК РФ
4 приказ ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/[email protected]
5 пост. ФАС МО от 19.08.2011 № Ф05-8034/11, от 27.04.2011 № Ф05-3123/11

[1]

Возврат пеней

Возврат пеней

Двенадцатый пункт статьи повествует на ту же тему, которая была начата в предыдущем пункте, а именно о возврате излишних средств Федеральным казначейством налогоплательщику. Существуют ситуации, в которых проценты от просроченного платежа, например, выплачиваются не в полном размере, и тогда налогоплательщик имеет полное право обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением. Это заявление будет рассмотрено, и недостающие средства будут вам возвращены, если будет решено, что ваши требования являются законно обоснованными.

Как вернуть (зачесть) переплату по налогам, пеням, штрафам

Срок подачи заявления – в течение одного месяца со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании. Если этот срок пропущен, то взыскать переплату можно только через суд. Обратиться в суд с исковым заявлением организация может в течение трех лет. Такие правила установлены пунктами 2 и 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Возврат пеней с нарушением сроков

В части оснований начисления пени по налогу в размере 213 тыс. руб. в решении о привлечении к ответственности указано, что ее расчет произведен исходя из суммы задолженности по удержанному, но не перечисленному налогу, установленному предыдущей выездной налоговой проверкой и не уплаченному на момент принятия решения. Однако, при рассмотрении суд учел решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 апреля 2008 г. по делу № А40-8115/08-118-36, которым признано незаконным доначисления недоимки по НДФЛ, пени по налогу и привлечение к налоговой ответственности; постановлением ФАС Московского округа от 20 августа 2008 г. № КА-А40/7557-08 решение суда первой инстанции от 8 апреля 2008 г. было оставлено без изменения.

Читайте так же:  Пенсия после службы по контракту

Возврат пеней

Ст. 9 ФЗ № 118-ФЗ от 05.08.2000 «ВВодный закон к ч. 2 НК РФ) указывает, что с 1.01.01 контроль за уплатой ЕСН в социальные внебюджетные фонды (в т.ч. ПФР) осуществляется налоговыми органами. Налоговые органы производят возврат-зачёт излишне уплаченного ЕСН в порядке, установленном НК РФ.

Зачет (возврат) налогов, сборов, пеней и штрафов (М

Решением суда первой инстанции от 07.08.2007 требования общества были удовлетворены в полном объеме. Суд счел неправомерным выставление вышеуказанных требований при наличии сумм НДС, заявленных к возмещению из бюджета за определенный налоговый период, поскольку установление факта наличия либо отсутствия недоимки в последующем налоговом периоде (выявление недоимки) не могло быть произведено до подтверждения (либо отказа) налоговым органом права на возмещение НДС из бюджета.

ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ (ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ) СУММ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ И ИХ ВОЗВРАТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ-ОРГАНИЗАЦИИ

Возврат излишне уплаченных (излишне взысканных ) сумм налогов (пеней, штрафов) в бухгалтерском учете отражается как поступления на расчетный счет. Записи делаются по дебету счета 51 и кредиту счета 68 на основании выписки банка по расчетному счету (Инструкция по применению Плана счетов).

Как рассчитать проценты за просрочку возврата налога

Президиум ВАС РФ (постановление от 21.01.2014 № 11372/13) придерживается точки зрения, что правила расчета процентов должны быть едиными, в т. ч. для начисляемых за несвоевременный возврат сумм НДС, подлежащего возмещению из бюджета, и других излишне уплаченных (взысканных) налогов. И заключаются они в следующем:

Инструкция по — возврату налоговой переплаты

При этом всем известно, что данные налоговиков и плательщиков часто не совпадают. Поэтому, перед тем как подать в налоговую инспекцию заявление на возврат либо зачет налога, лучше сначала провести с ней совместную сверку расчетов с бюджетом или хотя бы запросить справку о состоянии таких расчето в подп. 5.1 п. 1, п. 2 ст. 21, подп. 10, 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ . Если вы не сделаете этого и подадите в налоговую инспекцию заявление на бо ´ ль ­шую сумму, чем числится по данным налоговиков, ИФНС все равно предложит вам произвести совместную сверку. И скорее всего, вернет вам заявление с тем, чтобы вы представили после сверки ново е пп. 3.2.2, 3.3.4, 3.4.6 Методических рекомендаций . Правда, вы этого делать не обязаны, достаточно и уже поданного заявлени я п. 4 ст. 78 НК РФ; Письмо Минфина от 20.09.2012 № 03-02-07/1-226 .

Возврат пеней

ИП-навигатор по налогам

Некоторая путаница может возникнуть, если была смена налоговой в тот период, когда вопрос с зачетом / возвратом был «в процессе». Например, предприниматель подал заявление и сменил ФНС до вынесения решения налоговой. В такой ситуации налоговый орган по старому месту регистрации должен завершить вопрос, – это не прописано в НК РФ, но следует из судебной практики.

Статья 78 НК РФ

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

С 2008 года возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета этой суммы в счет погашения вышеуказанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 НК РФ.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

ВЫПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ПРИ ВОЗВРАТЕ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ НАЛОГОВ (ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ): ПЕРИОД НАЧИСЛЕНИЯ, ПОРЯДОК РАСЧЕТА, ДОНАЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ

Стоит подчеркнуть, что по смыслу п. 5 ст. 79 НК РФ проценты на сумму излишне взысканных налогов начисляются не только в случае ее несвоевременного возврата, о котором в вышеуказанном Постановлении упомянул Президиум ВАС РФ. Налогоплательщик имеет право на получение процентов и при возврате из бюджета излишне взысканной суммы налогов в установленный срок (т.е. без просрочки). Ведь согласно абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ они начинают начисляться со дня, следующего за датой излишнего взыскания налога. Основания для применения при расчете таких процентов количества дней в году, равного 360, в Налоговом кодексе РФ также отсутствуют.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган ФК для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Расчет процентов по п.10 ст.78 НК РФ

Поясните, пожалуйста, п.10 ст.78 НК РФ:

«. . Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.»

Меня интересует — это процент в год?

Т.е. допустим мне положен вычет в 100 тысяч, а ставка рефинансирования была 8%. Тогда за год просрочки я должен получить 8000. Соответственно за каждый просроченный месяц примерно 666рублей?

Здравствуйте,Yuik ! В соответствии с п. 10 ст 78 НК РФ проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средства на счет налогоплательщика.

Пример: переплата по налогу 100 000 руб. Нарушен срок возврата с 01 июня 2010 года по 01 июня 2011 года.

1. Смотрим, какие ставки рефинансирования в этот период были:

Читайте так же:  Возврат налога в аэропорту анталии

01.06.10 по 27.02.11 — 7,75%; 28.02.11 по 02.05.11 — 8 %; 03.05.11 по 01.06.11 — 8,25 %.

2 Рассчитываем именно по этим этапам, применяя соответствующую ставку (за каждый день просрочки):

100 000 * 7,75 % * 272 дня (с 01.06.10 по 27.02.11)/ 365 + 100 000 * 8%*64дня/365 + 100 000 * 8,25% * 30 дней/365 = 5 775,34 + 1 402,74 + 678,08 = 7 856,16 — Ваша компенсация.

[2]

Пени за просрочку выплаты налогового вычета

21 мая 2015 года в ИФНС № 1по Московской области мною были отправлены по почте ценным письмам с описью вложения:

налоговые декларации 3-НДФЛ за 2013, 2014 гг.,

заявления на вычет с реестром документов за 2013, 2014 гг.,

заявления на возврат с реквизитами счета для перечисления за 2013, 2014 гг.

и документы, подтверждающие право на получение налоговых вычетов.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ камерная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Таким образом, излишне уплаченная сумма НДФЛ должна быть возвращена налоговым органом не позднее 21 сентября 2015 г.

Денежные средства по вычету потупили на расчетный счет 09 марта 2016 года.

В связи с этим прошу Вас вернуть проценты за несвоевременную выплату причитающегося мне налога за 2013, 2014 годы в общей сумме 418,31 (Четыреста восемнадцать) рублей 31 коп.

8175 (сумма, причитающаяся к возврату) х 170 дней просрочки х (11 : 365 дней в году) / 100 = 418,31 руб.

К данному обращению прилагаю:

  1. Опись вложения в ценное письмо с отметкой от 21.05.2015;
  2. Чек почты 21.05.2015.

Как рассчитываются проценты за несвоевременный возврат НДС

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр. 1
(495 ) 649-11-65; (985 ) 763-90-66

Постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что начисление процентов за несвоевременный возврат НДС в соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ должно производиться по тем же правилам, что и начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных ( взысканных) налогов по п. 10 ст. 78 и п. 5 ст. 79 НК РФ, а также начисление пеней согласно п. 3 ст. 75 НК РФ. Эти правила сводятся к следующему:

— период просрочки принимается равным фактическому количеству календарных дней просрочки с учетом дня возврата налога, т.е. дня поступления денежных средств в банк;

— ставка процентов определяется как действовавшая в дни нарушения срока возмещения НДС ставка рефинансирования ЦБ РФ, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366).

Кассационный и апелляционный суды указывали на то, что при расчете процентов количество дней в году принимается равным 360, а в месяце – 30. Данная позиция основана на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 « О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако Президиум ВАС РФ сделал вывод, что Налоговый кодекс РФ не содержит соответствующих положений.

В связи с тем, что и налогоплательщик, и суды неправильно рассчитали сумму процентов, Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кроме того, суд надзорной инстанции отметил, что вступившие в силу акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в ином истолковании, могут быть пересмотрены, если для этого нет других препятствий.

В комментируемом Постановлении Президиума ВАС РФ содержатся, в частности, два вывода.

Во-первых, проценты за несвоевременный возврат НДС начисляются по день перечисления средств на счет в банке. Необходимо обратить внимание, что ранее арбитражные суды, в том числе Президиум ВАС РФ, придерживались иной позиции и указывали, что проценты по п. 10 ст. 176 НК РФ начисляются по день, предшествующий дню фактического возврата налога налогоплательщику. Подборку судебных актов по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС. Следует отметить, что в Постановлении от 24.12.2013 N 11675/1 Президиум ВАС РФ высказывал точку зрения, подобную изложенной в рассматриваемом Постановлении, в отношении процентов, которые выплачиваются за несвоевременный возврат излишне взысканного налога ( подробнее см. выпуск настоящей рассылки от 26 марта 2014 г. http://www.consultant.ru/law/consult/hozn2014-03-26.html).

Во-вторых, при определении ставки процентов ставку рефинансирования ЦБ РФ необходимо делить на 365 (366 ) дней в году. Ранее по этому вопросу складывалась противоположная судебная практика. Так, на основании упомянутого п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 арбитражные суды приходили к выводу о том, что при расчете ставки процентов количество дней в году принимается равным 360. Аналогичная норма ( т.е. осуществление расчета исходя из 360 дней в году) в настоящее время закреплена в Методических рекомендациях по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам ( утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/[email protected]).

Источник: « КонсультантПлюс»
Автор: Кудинова Анна

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Расчет процентов за несвоевременный возврат налога

Общество, полагая, что в нарушение положений пункта 10 статьи 176 НК РФ при возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, инспекцией не начислены и не выплачены проценты за нарушение сроков возврата названного налога, обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 2 434 337 руб. 38 коп. процентов.

Решением суда первой инстанции требование общества удовлетворено.

Суды апелляционной и кассационной инстанций признали обоснованным право общества на получение процентов за несвоевременный возврат сумм НДС в меньшем размере, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», согласно которому при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота. Проценты начисляются до момента фактического исполнения денежного обязательства, определяемого исходя из условий о порядке платежей, форме расчетов и положений статьи 316 ГК РФ о месте исполнения денежного обязательства, если иное не установлено законом либо соглашением сторон.

Читайте так же:  Какой минимальный доход для получения субсидий

В результате перерасчета, произведенного судом апелляционной инстанции, сумма процентов, подлежащих уплате обществу, уменьшена, поскольку суд определял периоды просрочки возмещения НДС, учитывая количество дней в каждом полном месяце, равное 30 дням, а не фактические календарные дни просрочки возмещения этого налога.

ВАС РФ не согласился с позицией нижестоящих судов и, направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал на следующее.

В силу пункта 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы НДС, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы названного налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

НК РФ не содержит положений, согласно которым при расчете периода просрочки исполнения указанной обязанности число дней в году (месяце) должно приниматься равным соответственно 360 и 30 дням.

Исчисление процентов за несвоевременный возврат подлежащего возмещению НДС или излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, равно как и взыскание с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты налога, носит компенсационный характер и должно осуществляться по единым правилам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно пункту 3 статьи 75, пункту 10 статьи 78 и пункту 5 статьи 79 НК РФ пени (проценты) начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности (нарушения срока возврата). Данное правило подлежит применению и к процентам, начисляемым по основанию, предусмотренному пунктом 10 статьи 176 данного Кодекса за нарушение срока возврата суммы НДС.

Таким образом, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки — фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).

(Постановление Президиума ВАС РФ № 11372/13 по делу № А53-31914/2012 опубликовано 27.05.2014.)

Расчет процентов за несвоевременный возврат налога

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр. 1
(495 ) 649-11-65; (985 ) 763-90-66

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 г. № А09-9567/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В. Н., судей Заикиной Н. В. и Мордасова Е. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О. А., при участии от заявителя — открытого акционерного общества « Клинцовский Автокрановый завод» ( Брянская область, г. Клинцы, ОГРН 1023201339700, ИНН 3203000428) — Курочкина К. В. ( доверенность от 25.02.2014), от заинтересованного лица — Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области ( Брянская область, г. Клинцы, ОГРН 1043216508500, ИНН 3203007889) — Арсеньевой Н. В. ( доверенность от 13.01.2014 N 02-01/000151), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2014 по делу N А09-9567/2013 ( судья Мишакин В. А.),

Открытое акционерное общество « Клинцовский автокрановый завод» ( далее — заявитель, общество, ОАО „КАЗ“) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области ( далее — заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе начислить и выплатить проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль за период с 12.07.2012 по 10.08.2012 в размере 61 650 рублей, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем начисления и выплаты процентов.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2014 заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае проценты за несвоевременный возврат налога соответствующего вида должны начисляться с момента окончания камеральной налоговой проверки ( с12.07.2012), в рамках проведения которой налоговому органу стало известно о наличии переплаты по налогу.

Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2014 отменить и принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на соответствующую судебную практику, указывает на то, что в данном случае проценты за несвоевременный возврат налога на прибыль организаций надлежит исчислять со дня следующего за днем, в котором истек месячный срок на возврат налога ( с 11.08.2012), исчисляемый со дня завершения камеральной проверки, поскольку на момент подачи заявления о возврате налога 28.04.2012 налоговый орган не установил факт излишней уплаты соответствующего налога.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения, ссылаясь на то, что срок для исчисления процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль должен исчисляться обществом со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки — 12.07.2012, поскольку излишняя уплата налога образовалась в результате подачи обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, 10.04.2012 общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2011 года, за 1 полугодие 2011 года, за 9 месяцев 2011 года, в которых заявлен к уменьшению налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций на общую сумму 9 247 500 рублей.

ОАО « КАЗ» 28.04.2012 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате налога на прибыль в сумме 9 247 500 рублей.

Читайте так же:  Будут ли проиндексированы пенсии военным пенсионерам

Решениями налогового органа от 30.08.2012 N 1151, 1154, 1120, принятыми по результатам камеральной налоговой проверки представленных обществом уточненных налоговых деклараций, заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в общем размере 1 130 250 рублей, а также признано необоснованным уменьшение ОАО « КАЗ» налога на прибыль в сумме 9 247 500 рублей.

Не согласившись с решениями инспекции от 30.08.2012 N 1151, 1154, 1120, ОАО « КАЗ» обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.

Решением арбитражного суда Брянской области от 25.12.2012 по делу N А09-9839/2012 признаны недействительными решения налогового органа от 30.08.2012 N 1151, N 1154, N 1120.

На основании указанного решения 24.07.2013 инспекция произвела возврат ОАО « КАЗ» излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 9 247 500 рублей.

Кроме того, 30.07.2013 налоговый орган произвел перечисление процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль в сумме 724 421 рублей 24 копеек.

Письмом от 11.10.2013 N 08-12-02/016451 инспекция разъяснила обществу, что расчет процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль произведен налоговым органом за период с 11.08.2012 по 24.07.2013.

Считая, что инспекция неправомерно определила период начисления процентов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

[3]

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий ( бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие ( бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий ( бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21, подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном Кодексом.

Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов установлен в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 данной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата ( пункт 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 « Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что срок на возврат ( зачет) суммы излишне уплаченного налога ( авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате ( зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому ( отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного месячный срок на возврат налога в силу пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации применяется в случаях, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате ( зачете).

Наличие переплаты налога может быть установлено также в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации составляет три месяца со дня представления плательщиком налоговой декларации.

Согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

С учетом изложенного, в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации. Продление трехмесячного срока камеральной налоговой проверки Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Как установлено судом, уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль общество представило в налоговый орган 10.04.2012, а следовательно, камеральная налоговая проверка указанных деклараций должна быть завершена не позднее 11.07.2012.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о то, что расчет процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль в данном случае должен производиться с момента окончания камеральной проверки, то есть с 12.07.2012, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.

Отклоняя довод инспекции о том, что взыскание процентов за несвоевременный возврат налога должно производиться со дня, следующего за днем, в котором истек месячный срок на возврат налога на основании заявления налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль 28.04.2012, в рамках проведения налоговым органом камеральной проверки уточненных налоговых деклараций.

При этом на момент подачи данного заявления факт наличия излишней уплаты, либо переплаты налога налоговым органом не был установлен, в связи с чем месячный срок на возврат налога, установленный пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, на данный случай не распространяется.

Читайте так же:  Где в приложении налог декларация

В рассматриваемом случае проценты за несвоевременный возврат налога должны начисляться с момента окончания камеральной налоговой проверки, в рамках проведения которой налоговому органу стало известно о наличии переплаты по налогу.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права, при этом не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2014 по делу N А09-9567/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Расчет процентов за несвоевременный возврат налогов

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр. 1
(495 ) 649-11-65; (985 ) 763-90-66

Как известно, если инспекция нарушит срок возврата излишне уплаченного налога, не вовремя возместит НДС или неправомерно взыщет налог, она должна вернуть положенную сумму вместе с процентами.

До сих пор эти проценты рассчитывались так:

— применялась расчетная ставка, равная 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата ( возмещения) налога, за каждый календарный день просрочки. То есть для расчета процентов число дней в году считалось равным 360 ( если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для них правилами или обычаями делового оборота);

— период просрочки считался по день, предшествующий дате фактического возврата налога ( поступления денег на счет налогоплательщика). С этим был согласен и ВАС.

Однако в первой половине текущего года высшие арбитры обнародовали два Постановления, в которых высказана принципиально иная позиция.

ВАС решил, что при расчете суммы процентов за несвоевременный возврат налога должны применяться следующие правила.

1. Ставку рефинансирования ЦБ нужно делить на фактическое количество календарных дней в году — 365 или 366, если год високосный. Обоснование простое — в НК не сказано, что для целей расчета таких процентов число дней в году и в месяце принимается равным соответственно 360 и 30. Кроме того, проценты должны начисляться по тем же правилам, что и пени. А они, в свою очередь, начисляются за каждый календарный день просрочки.

2. В период просрочки включается день зачисления денег на расчетный счет налогоплательщика, поскольку « в этот день имеются как незаконное удержание налоговым органом налоговых платежей, так и исполнение им обязанности по их возврату…».

Таким образом, формула расчета процентов должна выглядеть следующим образом:

Отметим, что обновленная формула менее выгодна налогоплательщикам, чем прежняя. Ведь очевидно, что число, деленное на 365 (366 ), меньше, же число, поделенное на 360.

Однако ощутить разницу смогут лишь те, у кого внушительная сумма налога к возврату ( возмещению) либо очень длительный период просрочки.

Зато те налогоплательщики, которым деньги вернули на день позже положенного срока, теперь вправе рассчитывать на проценты за этот день, а раньше им не полагалось вообще ничего.

Самое интересное, что вплоть до середины 2013 г. налоговики и так считали проценты, исходя из 365 (366 ) дней, но потом изменили формулу расчета. Как они сами признают, к этому их вынудила сложившаяся арбитражная практика.

Однако, по всей видимости, им придется вернуть прежнюю формулу, перенастроив программу, подсчитывающую проценты. Ведь проигнорировать позицию ВАС налоговики не могут.

Источник: « Главная книга»
Автор: Суховская М.

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Источники


  1. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  2. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

  3. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.
  4. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
  5. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
Расчет процентов за несвоевременный возврат налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here