Проверка валютного законодательства налоговыми органами

Самое важное на тему: "Проверка валютного законодательства налоговыми органами" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Новые полномочия ФНС по валютному контролю

В связи с упразднением Росфиннадзора функции федерального органа исполнительной власти в области валютного контроля были возложены на ФНС России.

Как сообщает официальное издание ФНС России «Налоговая политика и практика», с 18 апреля 2016 года к полномочиям ФНС России отнесен контроль:

  • за соблюдением резидентами (кроме кредитных и некредитных финансовых организаций) и нерезидентами валютного законодательства (за исключением операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕвразЭС, с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, который находится в ведении ФТС России);
  • за соблюдением физическими и юридическими лицами-резидентами обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, а также за порядком представления отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).

Таким образом, на налоговые органы возложен контроль за законностью проведения всех валютных операций резидентов, не связанных с перемещением через границу товаров, а также за репатриацией выручки по внешнеторговым контрактам, предусматривающим выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав.

Относительно функции по контролю за порядком открытия и использования резидентами своих счетов в зарубежных банках, сообщается, что «отчеты о движении средств по таким счетам используются не только в целях валютного контроля, но и при планировании и проведении мероприятий налогового контроля».

Валютные операции находятся под контролем налоговых органов

Налоговая служба, помимо основной своей функции по контролю за соблюдением налогового законодательства, осуществляет государственную функцию агентов валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

В 2012 году налоговыми органами Томской области была проведена 231 проверка соблюдения валютного законодательства, по результатам которых было выявлено 67 нарушений и составлено 59 протоколов. К административной ответственности было привлечено 53 нарушителя, 6 протоколов были отправлены в суд. Итог проверок — 28 ответственных лиц заплатят штраф на общую сумму 347,3 тыс. рублей.

За первые три месяца нынешнего года налоговики Томской области провели 46 проверок соблюдения валютного законодательства, составлено 7 протоколов о нарушениях.

По итогам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях в первом квартале 2013 года были приняты четыре Постановления о назначении административного наказания на общую сумму 43 тысяч рублей и одно Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

Документы, которые может запросить налоговый инспектор при проведении проверки соблюдения валютного законодательства.

Документы, которые может запросить налоговый инспектор при проведении проверки соблюдения валютного законодательства.

Целью проведения налоговыми органами мероприятий валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ « О валютном регулировании и валютном контроле».

Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (за исключением уполномоченных банков), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 № 98.

В зависимости от осуществляемых резидентом (нерезидентом) валютных операций при проведении проверки соблюдения валютного законодательства, налоговыми органами запрашиваются у резидента (нерезидента), уполномоченного банка следующие документы (копии документов):

— документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности (экспорт, импорт);

— документы, связанные с проведением валютных операций по получению от нерезидента или предоставлению нерезиденту кредитов и займов в иностранной валюте и валюте Российской Федерации;

— документы, связанные с проведением валютных операций по приобретению резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждению резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента внешних ценных бумаг;

— иные документы, связанные с проведением той или иной валютной операции.

Помимо проверки документов при включении соответствующих вопросов в решение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства, налоговые органы проверяют соблюдение следующих норм валютного законодательства:

— соблюдение резидентом порядка открытия (закрытия) счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

-осуществление резидентами (нерезидентами) незаконных валютных операций ;

-проверка установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Заключая внешнеторговый контракт с иностранной организацией, резидент (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) обязан оформить паспорт сделки по такому договору в уполномоченном банке (банке, имеющем право проводить операции с валютой), через счета в котором будут производиться расчеты. Исключение из этого правила составляют договоры, общая сумма которых не превышает в эквиваленте 5000 долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, — в этом случае оформлять паспорт сделки не требуется. Однако оформление паспорта сделки — далеко не единственная обязанность участника ВЭД.

За совершение операций по внешнеторговому контракту резидент должен отчитаться перед уполномоченным банком.

В соответствии с частью 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ и Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами. » формами учета по валютным операциям являются:

— справка о валютных операциях;

— справка о поступлении валюты Российской Федерации;

— справка о подтверждающих документах.

К отчетности по валютным операциям нужно подойти со всей ответственностью. Ведь штрафы за нарушение порядка и сроков подачи справок о валютных операциях, о подтверждающих документах, о поступлении рублей грозят немалые.

Читайте так же:  Малые списки на досрочную пенсию перечень

Кодексом об административных правонарушениях (часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ) за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок предусмотрены штрафы:

— для руководителей компаний и индивидуальных предпринимателей — в размере от 4000 до 5000 руб;

— для организаций — в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Таким образом, резиденты Российской Федерации при заключении внешнеторговых контрактов должны учесть свои интересы, в том числе и в области соблюдения валютного законодательства, предусмотрев тем самым дальнейшее надлежащее исполнение контракта и предприняв возможные меры для исключения оснований привлечения к административной ответственности.

Налоговый процесс

Процессуальные особенности проведения мероприятий валютного контроля

Центральным аппаратом Федеральной налоговой службы установлен Единый процессуальный порядок организации и проведения налоговыми органами мероприятии валютного контроля по соблюдению резидентами и нерезидентами законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Единый процессуальный порядок не является нормативным правовым актом и предназначен для использования в работе налоговыми органами.

Целью проведения налоговыми органами мероприятий валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования; использование механизма валютного контроля в целях повышения эффективности налогового контроля в соответствии с обязанностями, возложенными на налоговые органы.

Налоговые органы в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются агентами валютного контроля.

Мероприятия валютного контроля осуществляются должностными лицами налоговых органов:

  • одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок;
  • в рамках проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства на основании документов и информации, полученных из внутренних и внешних источников.

При необходимости к проведению мероприятий валютного контроля могут привлекаться представители иных контролирующих и правоохранительных органов в соответствии с межведомственными соглашениями, приказами и иными совместными документами о взаимодействии.

[1]

Проведению мероприятий валютного контроля предшествует подготовительная работа: изучение и анализ всех имеющихся в распоряжении налогового органа материалов и информации из внутренних и внешних источников о внешнеторговой и иной деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

В этих целях налоговым органом используется информация:

  • сведения из информационных ресурсов: ПИК «Таможня», ПИК НДС, «Банковские счета» и других информационных ресурсов;
  • сведения об открытии резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам) и об остатках денежных средств на счетах (во вкладах);
  • информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные другими органами и агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами из иных источников;
  • любые другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;
  • информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.

На основании проведенного анализа вышеуказанной информации и документов, осуществляется отбор резидентов и нерезидентов для проведения проверки соблюдения валютного законодательства.

По окончании предварительного изучения материалов должностное лицо налогового органа, проводившее подготовительную работу, производит доклад в письменной форме на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, согласованный с непосредственным руководителем — начальником отдела (в его отсутствии заместителем начальника отдела) о необходимости проведения мероприятия валютного контроля.

При наличии оснований руководитель налогового органа (заместитель руководителя) выносит решение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства по особой специальной форме.

В зависимости от целей и задач проведения мероприятия валютного контроля в решение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства могут быть включены вопросы:

  • отражающие все виды валютных операций или имеющие тематическое содержание;
  • отражающие отдельные виды валютных операций или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации;
  • представляющие учетные и отчетные документы по валютным операциям.

Решение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется только для учета и отчетности о проведенных мероприятиях валютного контроля.

При определении проверяемого периода и сроков проведения проверки налоговыми органами учитываются сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, а также п. 2 ст. 24 Федерального закона, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В целях проведения мероприятий валютного контроля должностные лица налоговых органов вправе:

  • на основании ч. 1 и ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» запросить документы и информацию от проверяемого резидента (нерезидента);
  • в соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-Ф3, в соответствии с которой уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, запросить документы и информацию от уполномоченных банков;
  • на основании соглашений, приказов и иных документов о взаимодействии и обмене информацией документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов.

Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (за исключением уполномоченных банков), утверждены постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.

За непредставление или несвоевременное представление агенту валютного контроля сведений (информации), а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 19.7. КоАП РФ. Протокол и материалы дела направляются для рассмотрения в суд общей юрисдикции (мировому судье).

Читайте так же:  Во сколько выходят на пенсию в мвд

В зависимости от осуществляемых резидентом (нерезидентом) валютных операций и целей проверки при проведении проверки соблюдения валютного законодательства налоговыми органами запрашиваются у резидента (нерезидента), уполномоченного банка следующие документы (копии документов):

  • документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности (экспорт, импорт);
  • документы, связанные с исполнением резидентом обязанности по обязательной продаже части валютной выручки;
  • документы, связанные с проведением валютных операций по получению от нерезидента или предоставлению нерезиденту кредитов и займов в иностранной валюте и валюте Российской Федерации;
  • документы, связанные с проведением валютных операций по приобретению резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждению резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента внешних ценных бумаг;
  • иные документы, связанные с проведением той или иной валютной операции.

Помимо проверки документов при включении соответствующих вопросов в решение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства налоговые органы проверяют соблюдение следующих норм валютного законодательства:

  • соблюдение резидентом порядка открытия (закрытия) счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • осуществление резидентами (нерезидентами) незаконных валютных операций;
  • проверка установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

При получении запрашиваемых документов должностное лицо налогового органа проводит их анализ на предмет соответствия нормам валютного законодательства.

По результатам проверки соблюдения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства и актов органов валютного регулирования должностным лицом налогового органа составляется акт проверки, независимо от наличия либо отсутствия фактов нарушения валютного законодательства.

В акте проверки отражаются все осуществленные мероприятия валютного контроля с перечнем проверенных документов (сведений, информации).

Акт проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. При отсутствии нарушений валютного законодательства делается соответствующая запись.

По всем стоимостным показателям, отраженным в акте проверки, производится пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

Акт проверки соблюдения валютного законодательства регистрируется в «Журнале регистрации проверок соблюдения валютного законодательства». Копии документов и другие материалы дела об административном правонарушении помещаются в материалы валютного контроля (досье) резидента (нерезидента) и хранятся налоговым органом не менее трех лет.

Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения валютного и налогового законодательства организациями при осуществлении экспорта сырьевых товаров

Название документа: Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения валютного и налогового законодательства организациями при осуществлении экспорта сырьевых товаров
Вид документа: Методические рекомендации ГНС России Принявший орган: ГНС России

Статус: Действующий Опубликован: Финансовая газета N 13, апрель 1997 года

Экспересс закон № 25, июнь 1997 года

Досье бухгалтера N 13, 1997 год


Налоги и налоговое планирование N 6, 1997 год

Нормативные акты (приложение к журналу «Финансы») N 5, 1997 год

Бухгалтерский учет и налоговое планирование. Журнал, N 4, 1998 год

Налоговый контроль валютных операций

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) в алютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются в том числе налоговые органы.

Налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

[2]

Кроме этого, налоговые органы, а также их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке , установленном валютным законодательством.

Порядок налогового контроля валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами РФ (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н.

Кто проводит проверки

Проверки осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (п. 17 регламента).

Сроки проведения проверки

При определении проверяемого периода и сроков проведения проверки налоговые органы должны учитывать (п. 13 регламента):

— сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

— положение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Основание для проведения проверки

Основанием для назначения проверки является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок), изучение и анализ этой информации.

К такой информации относится:

информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;

Читайте так же:  Какие налоги платить в конце года

сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);

другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;

информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.

Поручение на проведение проверки

Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций, или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций, или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках (п. 22 регламента).

Запрос на предоставление документов

Должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от (п. 25 регламента):

— проверяемого резидента (нерезидента);

Запрос налогового органа о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием:

— соответствующего нормативного правового акта;

— известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения);

— информации, необходимой для идентификации резидента;

— срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ):

1) представлять налоговым органам следующие документы и информацию:

а) документы, удостоверяющие личность физического лица;

б) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

д) документы , удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

е) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

ж) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

з) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

и) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

к) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

л) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

н) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ;

о) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

[3]

Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2011 № 98.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства , а в случае выявления нарушений валютного законодательства также составляется протокол об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ.

Порядок составления и содержание акта проверки установлены п.п. 29 — 34 регламента.

О нюансах привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства

КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Так, за совершение незаконных валютных операций налагается штраф на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы операции (часть 1 статьи 15.25). Предусмотрены штрафы за непредоставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за рубежом (часть 2.1 статьи 15.25). Также привлекают к ответственности за несоблюдение процедуры направления отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом и (или) подтверждающих банковских документов (часть 6 статьи 15.25).

По мнению ФНС России, если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с несоблюдением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности одновременно по всем перечисленным видам нарушений.

Отмечено, что получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за рубежом, по которому им не предоставлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения проверки соблюдения валютного законодательства.

Читайте так же:  Долги по земельному налогу физических лиц

Письмо Федеральной налоговой службы

от 5 сентября 2017 г. N ОА-3-17/[email protected] «О рассмотрении обращения»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение и в дополнение к письму от 16.08.2017 N ЗH-3-17/[email protected], сообщает следующее.

По первому вопросу.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон 173-ФЗ) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Также в соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ физические лица — резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за пределами территории Российской Федерации, по которому им не представлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения в отношении такого резидента проверки соблюдения валютного законодательства и последующего возбуждения дела об административном правонарушении по частям 2.1 и 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Кроме того, в рамках такой проверки налоговые органы исследуют проведенные резидентом валютные операции по зарубежному счету на предмет соответствия их требованиям валютного законодательства.

Исходя из части 1 статьи 15.25 КоАП РФ к незаконной валютной операции относятся валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации или осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

При установлении незаконных валютных операций резидент также должен быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с нарушением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности одновременно как по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, так и по частям 2.1 и 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

По второму и третьему вопросам.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением отдельно перечисленных в указанной части статьи случаев.

При этом отсутствие конкретных документов и информации, позволяющих оценить условия договорных обязательств между сторонами и связанных с ними иных обстоятельств, не позволяет оценить законность проведения указанных в обращении валютных операций и, соответственно, дать полноценные ответы на поставленные на вопросы.

Кроме того, проведение экспертизы проведенных операций на соответствие валютному законодательству Российской Федерации, а также установление вины лица, допустившего нарушение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, осуществляется уполномоченным должностным лицом при проведении контрольных мероприятий и привлечении к административной ответственности.

Для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле рекомендуем также воспользоваться онлайн сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании отличном от положений настоящего письма.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса А.Л. Оверчук

Тема: Как налоговики проводят проверки валютного контроля?

Опции темы
Поиск по теме

Как налоговики проводят проверки валютного контроля?

последние изыски ВАСи по поводу компетенции налоргов привели к следующим размышлениям.

Итак, чем регулируются проверки валютного контроля:

10 декабря 2003 года N 173-ФЗ

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6….
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

в законе о налоргах вообще ничего толком:

Итак, с одной стороны вроде бы говорится о праве проводиться проверки, но везде идет оговорка в пределах компетенции. Как я понимаю, имеется ввиду, грубо говоря, разделение по составам как в КоАП, чтобы одно и тоже разные органы не проверяли. или нет?

Читайте так же:  Грант в форме субсидии бухгалтерский учет

Где же ее тогда найти? (в положение о службе тож не нашел) и такого НПА нет, можно ли говорить о невозможности проведения таких проверок?

Валютный контроль налоговыми органами

Валютный контроль осуществляется не только органом валютного контроля, но и агентами, в частности налоговыми органами.

Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, Внешэкономбанк, а также таможенные органы являются агентами валютного контроля. Главное отличие агента валютного контроля от органа валютного контроля заключается в отсутствии права применения мер ответственности за нарушение валютного законодательства, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. Агенты валютного контроля вправе проводить проверки соблюдения валютного законодательства и запрашивать документы. При выявлении нарушений, информация передается Банку России (если контролируемый субъект – кредитная организация) или Росфиннадзору (если контролируемый субъект – не кредитная организация), которые принимают меры по устранению нарушений. Однако, как уже было отмечено, Росфиннадзор упразднен Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г., полномочия органа переданы, в том числе ФНС РФ. Согласно пп. б п. 2 названного Указа Президента РФ функции органа валютного контроля переданы ФТС РФ и ФНС РФ. Между тем не внесены изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», подтверждающие изменение правового статуса ФНС РФ и ФТС РФ как органа валютного контроля.

Полномочия ФНС РФ при валютном контроле

Нормативно-правовую базу компетенции, порядка действий налоговых органов определены следующими актами:

  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  • КоАП РФ.
  • Постановление Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. (Положение о ФТС РФ).
  • Постановление Правительства РФ № 819 от 28 декабря 2005г. (Правила предоставления юридическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Постановление Правительства РФ № 1365 от 12 декабря 2015 г. (Правила предоставления физическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Приказ Минфина РФ № 123н от 4 октября 2011 г. (далее — Административный регламент).

Важно понимать, что положения НК РФ о налоговом контроле не распространяются на валютный контроль. «Аналогом» главы 14 НК РФ является Административный регламент. В отличие от налогового контроля, налоговые органы при валютном контроле не проводят выездные проверки, что существенно сужает компетенцию в этой части. Законодательство не классифицирует валютный контроль налоговыми органами по формам и видам, однако, исходя из анализа Административного регламента, можно говорить о существовании формы камеральной проверки.

Налоговые органы при валютном контроле, несмотря на отсутствие полномочий на применение мер ответственности, вправе возбуждать дела об административном правонарушении, а также составлять протокол об административном правонарушении. По результатам проверки налоговый орган составляет акт о проверке соблюдения требований валютного законодательства или протокол об административном нарушении валютного законодательства.

Основание и проверки сроки валютного контроля

В первую очередь, отметим, что субъектами валютного контроля, осуществляемого ФНС РФ, являются не кредитные организации. Основанием проведения проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами является получение документов и/или информации от внутренних и внешних источников (зачастую повод возбуждения административной процедуры – информация, документы, полученные в ходе выездной /камеральной налоговой проверки). Решение должностного лица о проведении проверки оформляется в форме поручения, после чего налоговые органы приступают к непосредственной проверке действий/бездействий резидентов/нерезидентов.

Что касается сроков проведения проверок, примечательно, что Административный регламент отсылает к КоАП РФ и ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Налоговые органы обязаны учитывать сроки давности, установленные КоАП РФ, а также сроки, в пределах которых резиденты и нерезиденты обязаны хранить информацию о валютных операциях.

Гарантии защиты прав резидентов/нерезидентов

Административный регламент полностью дублирует ч. 1 ст. 24 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым проверяемое лицо вправе:

  • Знакомиться с актами проверки и иными документами.
  • Обжаловать решение налогового органа (в досудебном или досудебном порядке).
  • На возмещение реального ущерба, причиненного действиями налоговых органов.

Административный регламент предусматривает досудебный порядок разрешения спора в вышестоящих налоговых органах. Согласно пунктам 47 — 49 Административного регламента налоговые органы рассматривают жалобу, прошедшую процедуру регистрации, в течение 30 рабочих дней, по общему правилу. В исключительных случаях сроки могут быть продлены на тот же срок. Следует отметить, что досудебный порядок не является обязательным, что не препятствует обращению в суд, минуя досудебное урегулирование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Единственным целесообразным способом защиты прав и интересов контролируемых лиц ввиду несостоятельности законодательства в части досудебного обжалования действий/бездействий налоговых органов при валютном контроле является судебная защита. Подсудность и подведомственность определяются ГПК РФ (если заявитель – физическое лицо) и АПК РФ (если заявитель – юридическое лицо и индивидуальный предприниматель).

Источники


  1. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.

  2. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.

  3. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
  4. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
  5. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
Проверка валютного законодательства налоговыми органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here