Проверка расчетов по налогам и сборам

Самое важное на тему: "Проверка расчетов по налогам и сборам" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам.doc

2) регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам, используемые в организации;

Регистры синтетического и аналитического учета, используемые для отражения хозяйственных операций по расчетам с бюджетом по налогам и сборам и привлекаемые аудитором для проведения проверки, зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистры синтетического учета по счету 68 « Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по субсчетам.

3) бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Бухгалтерская и налоговая отчетность, используемая аудитором при проверке, включает: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о прибылях и убытках, налоговые декларации и расчеты по налогам.

Таким образом, можно сделать вывод, что к нормативной базе бухгалтерского учета и налогообложения относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых налогоплательщиком определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, и ведется учет расчетов с бюджетом по налогам.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам.

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и свободной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. Например, в качестве направлений проверки можно выделить следующие:

1) проверка начислений и уплаты федеральных налогов.

2) проверка начислений и уплаты региональных налогов.

3) проверка начислений и уплаты местных налогов.

Ниже представлен план и программа аудита по налогам и сборам в ООО «Восток».

Общий план аудита расчетов по налогам ООО «Восток»

Проверяемая организация ООО «Восток»

Период аудита 01.01.2008-01.01.2009

Количество человеко-часов 300

Аудитор Иванов И.И.

Планируемый аудиторский риск средний

Планируемый уровень существенности средний (3%)

Аудит расчетов с бюджетом

Целью аудита расчетов с бюджетом являются формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по счетам учета расчетов по налогам и сборам (счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”) и НДС по приобретенным ценностям (счет 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”), а также проверка соответствия их учета требованиям законодательства РФ и нормативных документов.

Основные задачи аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются:

  • • подтверждение правильности расчетов по налогам и сборам, уплачиваемым в бюджет;
  • • установление полноты и своевременности перечислений в бюджет сумм налоговых платежей;
  • • оценка синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;
  • • контроль правильности начисления и отражения в учете штрафных санкций за неуплату или несвоевременную уплату налоговых платежей и др.

Объектом особого внимания для аудитора является проверка взаимоотношений с бюджетом, потому что аудиторское заключение, в котором подтверждаются достоверность расчетов и реальность задолженности в бюджет, налоговые органы могут принять, а могут поставить под сомнение и назначить налоговую проверку.

С учетом того, что в бюджет уплачивается большое количество налогов и сборов, а российское налоговое законодательство постоянно совершенствуется, вопросы правильности начисления налогов и уплаты налоговых платежей в бюджет для аудитора являются наиболее сложными.

Аудиторская практика показывает, что далеко не все организации правильно начисляют и уплачивают налоги. Отчасти это связано с тем, что расчеты по начислению налогов и перечислению их в бюджет являются довольно трудоемкими. Аудитор должен уточнить, какие нормативные документы имеются, какие выходят новые и какие упразднены, чтобы при необходимости можно было правильно применить соответствующий нормативный документ к конкретному случаю.

Исчисление и уплата названных налоговых платежей в бюджет производятся в соответствии с положениями части 2 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В этих условиях важной задачей аудитора является тщательная проверка правильности формирования налогооблагаемой базы и расчетов сумм налоговых платежей в бюджет с целью избежать переплат и предупредить штрафные санкции за неправильное исчисление и несвоевременную уплату в бюджет налогов и сборов.

Приступая к проверке, аудитору полезно ознакомиться с результатами предыдущей налоговой проверки организации органами Федеральной налоговой службы, затем выяснить, по каким налогам и сборам аудируемая организация ведет расчеты с бюджетом. После этого целесообразно оценить состояние внутреннего контроля расчетов с бюджетом.

На следующем этапе необходимо определить перечень вопросов, подлежащих проверке. Общими вопросами при проведении аудита расчетов с бюджетом по всем установленным видам налогов и сборов являются:

  • • правильность определения налогооблагаемой базы (аудитор может установить это с помощью сверки документов и регистров аналитического и синтетического учета, а также применяя такие приемы, как прослеживание, пересчет и т. п.);
  • • правильность применения ставок налогов и сборов (определяется путем прослеживания и пересчета);
  • • законность применения льгот (можно установить путем сверки с соответствующими положениями НК РФ и других нормативных документов, изучения категории организаций, характера ее деятельности и т. п.);
  • • правильность и обоснованность возмещения из бюджета НДС по приобретенным материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам (устанавливается путем изучения первичных документов (счетов-фактур, накладных, платежных документов и регистров бухгалтерского учета, а также путем пересчета);
  • • полнота и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет (определяется на основании данных налоговых деклараций и платежных документов);
  • • отражение в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате налогов и сборов и др.

Тщательной проверки требует учет расчетов с бюджетом по НДС. Особое внимание аудитор должен обращать на операции по выделению на счете 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” НДС и операции по возмещению из бюджета указанного налога (Дт 68 Кт 19). Детальной проверки также требуют учет расчетов по налогу на доходы физических лиц, учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, так как именно на долю этих налогов приходится основная масса налоговых платежей в бюджет. По этим видам налогов наблюдается больше всего нарушений налогового законодательства, влекущих и штрафные санкции.

[2]

Если организация является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленной проверке следует подвергнуть налогообложение экспортно-импортных операций.

Аудитору целесообразно проанализировать результаты налоговой проверки аудируемой организации на предмет установления обоснованности предъявления к организации штрафных санкций (если таковые имели место). Это рекомендуется делать в связи с тем, что аудиторам приходится сталкиваться с ошибочным толкованием налогового законодательства налоговыми инспекторами. Такая ситуация возникает потому, что в различных нормативных документах встречается различное толкование одного и того же вопроса. Арбитражная практика показывает, что при различном толковании одного и того же вопроса в разных нормативных документах решение принимается в пользу предприятия.

Читайте так же:  Как взыскать алименты за прошедшие года

При проверке расчетов с бюджетом по налогам и сборам аудитору нужно помнить, что в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми органами должны быть согласованы с ними и идентичны, т. е. суммы по расчетам с бюджетом, показанные в балансе, должны быть отрегулированы.

На заключительном этапе проверки расчетов по налогам и сборам аудитор обрабатывает и систематизирует материалы проверки, проводит их анализ и составляет аудиторский отчет.

Чтобы организовать проверку более эффективно, аудитор должен определить круг вопросов, подлежащих проверке, последовательность их выполнения, источники необходимой информации, исполнителей и т. п. Для этого составляется программа проверки. Она может быть примерно такой формы.

Программа аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам ЗАО “Престиж”

Счета: 68 “Расчеты по налогам и сборам”

19 “НДС по приобретенным ценностям”

Период, дата проверки_

Содержание (примерный перечень вопросов, подлежащих проверке)

Аудит расчетов по налогам и сборам

Цель аудита расчетов по налогам и сборам

подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременно­сти перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Источниками информации являются

:расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, книга продаж, учетные регистры (карточки, ве­домости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др. Главная книга, «Бухгалтерский баланс» (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), расчеты (декларации) по отдельным на­логам и платежам, Положение об учетной политике предприятия и др.

По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— правильность применения налоговых ставок;

— правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

— правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фонда­ми, аудиторы должны помнить, что налогооблагаемая база, ставки и дру­гие параметры начисления налогов в предыдущем периоде наверняка из­менялись, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными доку­ментами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Следует также ознакомиться с результатами предыдущих ауди­торских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить ха­рактер ошибок, если такие были допущенные в учете в предыдущем от­четном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.

В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных нало­гов аудиторы, используя результаты предыдущих разделов проверки, вы­полняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные показа­тели с данными предприятия. Аналитический учет организу­ется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уп­латы: за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, зара­ботной платы персонала. При этом могут использоваться такие приемы контроля, как прослеживание, проверка платежных документов, налого­вых расчетов, сверка данных различных регистров учета и др.

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполне­ния, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в фор­мах отчетности. Кроме того аудиторы должны установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» данным син­тетического учета в Главной книге и показателям отчетности. Взаимоувяз­ка показателей форм бухгалтерской и налоговой отчетности для предпри­ятий, исчисляющих и уплачивающих НДС с полной суммы выручки, от­ражаемой на счете 90 «Продажи».

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Программа аудита по налогам и сборам

1) проверка соответствия методов хозяйствования и выбранных методов учета налогов и сборов по всем основаниям соответствующих статей НК РФ:

· проверка наличия утвержденного приказа «Учетная политика» в части налогообложения и его соответствие выбранным методам хозяйствования;

· проверка наличия распоряжения руководителя (главного бухгалтера) об ответственном за расчеты по налогам и сборам;

· проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы;

· проверка правильности алгоритма расчетов при наличии компьютеризованного учета по расчетам и сборам;

2) проверка федеральных налогов:

· определение объектов налогообложения по уплате каждого вида налога и величины налоговой ставки;

· проверка наличия льгот с соответствующими ссылками на нормативно-законодательные документы;

· проверка правильности и своевременности уплаты федеральных налогов и предоставления соответствующих деклараций;

3) проверка региональных налогов:

· определение объектов налогообложения по уплате каждого вида налога и величины налоговой ставки;

· проверка наличия льгот с соответствующими ссылками на нормативно-законодательные документы;

· проверка правильности и своевременности уплаты региональных налогов и представления соответствующих деклараций;

4) проверка местных налогов:

· определение объектов налогообложения по уплате каждого вида налога и величины налоговой ставки;

· проверка наличия льгот с соответствующими ссылками на нормативно-законодательные документы;

· проверка правильности, своевременности уплаты и предоставления деклараций;

5) проверка наличия и целевого использования налогового кредита:

· проверка правильности получения отсрочки и налогового кредита;

· проверка наличия инвестиционного налогового кредита;

· проверка наличия отсрочек или рассрочек по уплате налогов и сборов.

К наиболее часто встречающимся ошибкам относят:

· отсутствие приказа руководителя/распоряжения главного бухгалтера об ответственном за ведение учета по налогам и сборам;

· отсутствие утвержденного приказа «Учетная политика» экономического субъекта в части налогообложения;

· отсутствие утвержденного перечня федеральных, региональных и местных налогов, уплачиваемых конкретным экономическим субъектом;

· отсутствие утвержденного перечня сборов;

· неумение использовать налоговые льготы (безосновательное использование налоговых льгот или уплата налогов в полном объеме без учета налоговых льгот);

· несоблюдение сроков уплаты налогов и сборов;

· отсутствие квалифицированного специалиста в области налогообложения с учетом специфики деятельности экономического субъекта.

Проверка расчетов по налогам и сборам

Расчеты по начислению налогов и сборов являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет по сч. 68 ведется по видам налогов. К сч. 68 могут быть открыты следующие субсчета: «Расчеты по доходам физических лиц», «Расчеты по при­были», «Расчеты по НДС», «Расчеты по налогу на имущество», «Расчеты по налогу на рекламу» и др.

Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность исчисления налого­облагаемой базы, применения ставок налогов и платежей, расче­тов сумм налогов, применения льгот при расчете и уплате нало­гов, полноту и своевременность уплаты платежей в бюджет, пра­вильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей, безошибочность составления и своев­ременность представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей, точность ведения аналитического и синтетического учета по сч. 68.

Читайте так же:  Налог на машину личный кабинет

Для проверок необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (инструкции, положения, ставки налогов и др.) либо в компью­тере (информационно-справочные системы типа «Гарант», «Кон­сультант-плюс» и др.), либо в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость проверок.

Порядок исчисления и взноса платежей во внебюджетные фон­ды регулируется законодательными и другими нормативными ак­тами. В настоящее время к основным видам внебюджетных плате­жей относятся налог на владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств. По каждому из видов налогов, платежей и расчетов аудитор должен проверить правиль­ность определения базы налогообложения, обоснованность приме­нения ставок налогов и платежей, правомерность использования льгот при расчете налогов и платежей, своевременность расчета и перечисления взносов по налогам, порядок отражения в бухгал­терском учете операций по начислению платежей, их перечисле­нию в фонды, а также соответствие данных аналитического (по видам платежей) и синтетического учета по сч. 68 записям в реги­страх, главной книге и балансе. Особое внимание следует обратить на качество форм отчетности по платежам в налоговые органы.

Данные аналитического и синтетического учета по сч. 68 ауди­тор проверяет по данным журнала-ордера № 8, ведомости № 7 (при журнально-ордерной форме учета) или по соответствующим регистрам (в случаях других форм учета). Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в балансе (форма № 1) и в отчете о финансовых результатах (форма № 2).

С 1 января 2001 г. вместо взносов во внебюджетные социальные фонды частью второй Налогового кодекса Российской Федерации введен единый социальный налог. Расчеты ведутся на следующих субсчетах: 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»; 69-2 «Рас­четы по пенсионному обеспечению»; 69-3 «Расчеты по обязатель­ному медицинскому страхованию».

При проверке аудитор прежде всего должен обратить внима­ние, правильно ли определена налогооблагаемая база для начис­ления соответствующих взносов, своевременно ли перечислялись взносы, как отражены в бухгалтерском учете данные по начисле­нию взносов и их перечислению в фонды.

Обязательной проверке подлежит соответствие данных анали­тического и синтетического учета по сч. 69 записям в расчетах, главной книге и балансе.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Проверка расчетов по налогам и сборам.

Задачи: проверить правильность начисления налогов в соответствии с действующим законодательством, а также проверить законность и достоверность записей в учете по сч. 68.

Источники информации: Налоговая декларация, выписки банка с р/с и приложенные к ним платежные поручения, акты проверок налоговых инспекций; (регистры б/у: ЖО №8, машинограммы, главная книга, оборотная ведомость; регистры налогового учета: реестр доходов, реестр расходов;) отчет о П и У.

1) проверку начинают с установления реальности сальдо по сч. 68 на начало ревизуемого периода (ревизор смотрит в ЖО №6, затем в главную книг у, оборотную ведомость и баланс).

2) устанавливает какие налоги должна уплачивать организация согласно действующего законодательства.

3) устанавливает своевременность постановки на налоговый учет.

4) какими льготами может пользоваться организация и подтверждено ли это документально (для ПН нужно свидетельство о рождении ребенка или справка с места учебы).

5) проверяет правильность определения объекта налоговой базы (П, доход, В).

6) проверяет правильность составления расчетов по налогам, при этом обращает внимание на правильность указания налоговой базы, ставки налога и суммы налога.

7) проверяет правильность записей в ЖО по сч. 68 (выборочно в ЖО перепроверяет правильность подсчета итогов по отдельным корреспондирующим счета – Д90 К68, Д26 К90, Д99 К68;

8) в обязательном порядке дебетовый оборот (Д68 К51); Д оборот – ЖО №8 сверяет с данными ЖО по счету 51, т.е. делается встречная проверка.

9) проверяет своевременность уплаты налога (смотрит на дату платежного поручения, земельный налог не позднее 33 мая, августа, ноября, февраля).

10) полноту уплаты налогов в бюджет (сумму налога в налоговой декларации сопоставляют с суммой в платежном поручении).

11) уплачивала ли организация штрафные санкции, в какой сумме и за что и взысканы ли они с виновных лиц или списаны за счет организации.

Тщательной проверке подвергает налоговая инспекция, поэтому ревизор чаще выступает консультантом и оказывает помощь бухгалтеру в правильности расчетов по налогам, с целью избежания уплаты штрафных санкций.

[1]

Ревизия расчетов с работниками по ОПТ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Задачи: проверяет правильность и своевременность расчетов с работниками по ОПТ, в соответствии с действующим трудовым законодательством а также законность и достоверность записей в учете по сч. 70.

1) регистры б/у: главная книга, ЖО № 10, 10/1, разработочная ведомость, расчетно-платежные ведомости, ЖО, главная книга, оборотная ведомость и баланс.

2) документы: устав, штатное расписание, должностные инструкции, коллективный договор, положение об ОПТ, положение об премирование, нормы выработки, табель учета рабочего времени, больничные листы, наряды, наряд-заказы, акты выполненных работ.

1)установления реальности сальдо по сч. 70 на начало ревизуемого периода (расчетно-платежные ведомости, ЖО, главная книга, оборотная ведомость и баланс, везде суммы одинаковые).

2) Проверка соблюдения трудового законодательства по приему, перемещению и увольнению работников – проверка проводится на основании приказов , контрактов, трудовых договоров.

3) проверяют расчеты по начислению ЗП, при этом используют выборочный метод, т.е. берут 5-10 работников и проверяют за квартал, обращают внимание на правильность применения действующих тарифных ставок, окладов, на правильность сдельных расценок (могут быть завышены или занижены), на правильность указания в расчетах отработанных дней (по табелю отработано 20 дней, а в расчет принято 22 дня) на правильность арифметических подсчетов, при сдельной ЗП, особо обращают внимание на правильность указания объема выполненных работ (выпущено 100 единиц продукции, а для расчета ЗП взято 150 единиц продукции, т.е. ЗП завышена), при проверке больничных обращают внимание на причины больничного (или сам болел или больничный по уходу за ребенком), т.к. сумма пособия рассчитывается по разному (по уходу за ребенком с 1 дня больничногопо 100 % от средней ЗП, а бухгалтер может рассчитать за первые 6 дней по 80 %), при проверке расчетов отпускных перепроверяет правильность указания расчетов отпускных (т.е. 12 предшествующих месяцев), перепроверяет правильность расчета коэффициентов.

4) правильность удержания из ЗП, при этом ревизор учитывает имеющиеся льготы по ПН и подтверждены ли они документально, правильность применения бухгалтером льгот, правильность расчета суммы ПН (440 000 — на работника, 230 000 – на ребенка).

5) проверяет правильность записей согласно расчета по начислению ЗП, по удержанию из ЗП в расчетно-платежной ведомости и в ЖО по сч. 70.

6) в ЖО по сч. 70 выборочно перепроверяет правильность подсчета итогов по отдельным корреспондирующим счетам (Д44 К70); Д и К обороты и выведение сальдо.

Читайте так же:  С какого возраста военные получают пенсию

7) обязательно проводится встречная проверка Д оборота, ЖО по сч. 70 (Д70 К50), с ЖО по сч 50 кассу (70 К50), суммы д.б. одинаковые.

8) правильность отражения в балансе сальдо по сч. 70 , в 5 разделе пассива баланса,т.е. его соответствие главное книге и оборотной ведомости.

9)при проверке платежных ведомостей на выплату ЗП, ревизор обращает внимание на фамилии, т.е. чтобы один и тот же работник не был включен в ведомость 2 раза, обращают внимание на подписи, особенно при выплате ЗП, т.к. ее могут присвоить (работник уволен или уехал, а окончательный расчет с ним не произведен, по правилам по истечении срока исковой давности эти суммы списывают на сч. 91. т.е.Д76/3 К91. Могут быть выявлены случаи что работник по ведомости проходит, а на самом деле он в этой организации не работает (фиктивно работает).

10) если в счет ЗП выдают товары, то обращает внимание удержано ли за них из ЗП, особенно по уволенным работникам (может уволились, а за ним числиться дебиторская задолженность).

Все выявленные нарушения накапливают в рабочей тетради, группируют в ведомостях, таблицах, а затем отражают в соответствующем разделе Акта документальной проверки.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 33 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Аудит расчетов по налогам и сборам

Цель аудиторской проверки — определить правильность и обоснованность начисления налогов по всем основаниям, предусмотренным соответствующими статьями Налогового кодекса РФ.

Аудитор должен знать, что для учета расчетов по налогам и сборам Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 68 «Учет расчетов по налогам и сборам». К нему открываются субсчета, соответствующие различным налогам, плательщиком которых является конкретный экономический субъект.

[3]

Основные методы получения аудиторских доказательств при аудите расчетов по налогам и сборам:

· сканирование — прослеживание взаимосвязей по бухгалтерским документам разного уровня;

· наблюдение — наблюдение за процессом или процедурой расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

· пересчет — контрольная проверка правильности арифметических расчетов;

· аналитические процедуры — анализ и оценка полученной аудитором информации с целью выявления искажений, ошибок по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, а также выявление причин таких ошибок и искажений.

Согласно НК РФ налоги и сборы экономических субъектов образуют три группы:

I группа — федеральные налоги и сборы (согласно ст. 13 НК РФ). К ним относятся:

· налог на добавленную стоимость — Дебет сч. 90-3 «НДС по продажам», сч. 60, субсчет «Авансы выданные», сч. 91-2 «НДС по прочим доходам и расходам» Кредит сч. 68;

· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) — Дебет сч. 90-4 «Акцизы по продажам» Кредит сч. 68;

· налог на прибыль — Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 68;

· налог на доходы физических лиц — Дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», сч. 75 «Расчеты с учредителями» Кредит сч. 68;

· Социальные взносы — Дебет сч. 20, 23, 25, 26, 44 (затратные счета) Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». На этом счете учитываются расчеты по обязательному социальному страхованию;

· государственная пошлина — Дебет сч. 91-2 «Прочие доходы и расходы» Кредит сч. 68;

· таможенная пошлина и таможенные сборы — Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», сч. 10 «Материалы», сч. 41 «Товары», сч. 44 «Расходы на продажу» Кредит сч. 68;

· налог на добычу полезных ископаемых — Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит сч. 68;

· сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — Дебет сч. 26 Кредит сч. 68;

· лесной, водный, экологический налоги — Дебет сч. 26 Кредит сч. 68;

· федеральные лицензионные сборы — Дебет сч. 26 Кредит сч.68.

II группа — региональные налоги и сборы (согласно ст. 14 НК РФ). К ним относятся:

· налог на имущество организации — Дебет сч. 91-2 Кредит сч.68;

· налог на игорный бизнес — Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит сч. 68;

· региональные лицензионные сборы — Дебет сч. 26 Кредит сч.68.

III группа — местные налоги и сборы (согласно ст. 15 НК РФ):

· земельный налог — Дебет сч. 20 Кредит сч. 68;

· налог на рекламу — Дебет сч. 91-2 Кредит сч. 68;

· местные лицензионные сборы — Дебет сч. 26 Кредит сч. 68.

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы экономического субъекта:

· первичные Документы бухгалтерского учета;

· регистры бухгалтерского учета;

· внутренние документы бухгалтерского учета — расчеты, справки, сведения;

· договоры с контрагентами;

· протоколы решений общих собраний учредителей, акционеров;

· протоколы решений совета директоров;

· приказы исполнительной дирекции;

· учетная политика организации в целях налогообложения;

· регистры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 1828 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Аудит расчетов по налогам и сборам

В настоящее время организации со всех сторон «обложены» многочисленными налогами и платежами. Это связано с фискальной политикой государства и является необходимой мерой в условиях переходного периода к рыночной экономике, сопровождающегося такими негативными явлениями, как экономический кризис, инфляционные процессы и рост дефицита бюджетов различных уровней.

Часть налогов и платежей в виде начислений относят на себестоимость продукции (работ, услуг), однако увеличение себестоимости в конечном счете означает снижение прибыли.

Научные исследования показали, что если выразить в абсолютном выражении все налоги и платежи и отнять эту сумму из стоимости всей реализованной продукции, то получится, что у отдельных организаций в виде налогов и платежей изымается вся прибавочная стоимость, а также часть оборотного капитала, вследствие чего у организации не остается средств не только для ведения расширенного процесса производства, но и для простого воспроизводства. Поэтому на практике организация использует законные и незаконные методы «оптимизации» налогов.

В этих условиях важнейшей задачей аудитора является тщательная проверка правильности расчетов сумм налогов и других обязательных взносов (сборов) и платежей в бюджет. Здесь важную роль играет консультирование организации-заказчика по вопросам налогообложения с целью своевременного и правильного расчета по этим налогам с бюджетом, а также с целью избежания переплат и предупреждения финансовых санкций.

Расчеты с бюджетом по налогам учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», и кредитуется этот счет на сумму налогов, причитающуюся к взносу в бюджет. По дебету этого счета отражаются суммы налогов, фактически перечисленные в бюджет, или задолженность бюджета данной организации. Аналитический учет по счету 68 ведется по каждому виду налогов (платежей):

ü «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

Читайте так же:  Сколько денег не облагается налогом

ü «Расчеты по налогу на прибыль»;

ü «Расчеты по НДС»;

ü «Расчеты по акцизному налогу»;

ü «Расчеты по налогу на имущество»;

ü «Расчеты по налогу на рекламу»;

ü «Расчеты по налогу на операции с ценными бумагами»;

ü «Расчеты по земельному налогу»;

ü «Расчеты по различным сборам и платежам» и другие.

При проверке расчетов с бюджетом по налогам аудитор должен помнить, что условия начисления, ставки и другие параметры ряда налогов менялись в предыдущем и текущем году, вследствие чего необходимо иметь под рукой все законы и инструкции.

Кроме того, в ближайшем будущем в стране намечаются существенные изменения в налоговой политике, что будет связано с введением в действие Налогового кодекса РФ в полном объеме. Поэтому в данное время нет необходимости излагать все вопросы, условия, ситуации и т.д. и порядок проведения аудита по расчетам с бюджетом по каждому налогу, сбору или платежу. Остановимся лишь на основополагающих вопросах, которые должен изучить аудитор и которые останутся предметом контроля в любом случае.

В начале проверки аудитор должен, путем устного тестирования, выяснить, по каким платежам и налогам организация-клиент ведет расчеты с бюджетом. После установления этого по каждому виду расчетов с бюджетом по налогам, сборам и платежам необходимо проверить:

ü состояние внутреннего контроля расчетов с бюджетом (путем тестирования);

ü правильность определения налогооблагаемой базы (здесь можно использовать такие приемы контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров бухгалтерского учета);

ü правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

ü правильность расчетов сумм налогов (путем пересчета);

ü правильность возмещения НДС по приобретенным активным ресурсам (работам, услугам) (путем прослеживания, чтения документов и пересчета арифметических данных);

ü правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения характера производства, категории организации и др.);

ü правильность полноты и своевременности перечисления (уплаты) налогов, сборов и платежей в бюджет (путем проверки платежных документов, налоговых деклараций и др.);

ü правильность использования обязательных нормативных условий и составления бухгалтерских проводок по выделению (НДС), уплате поставщикам (НДС), начислению и перечислению в бюджет налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, сканирования, сверки данных различных регистров, корреспондирующих со счетом 68 счетов);

ü правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, составления альтернативных расчетов, проверки даты представления и получения письменного запроса от налоговых органов;

ü правильность оформления первичных документов, ведения аналитического и синтетического учета по расчетам с бюджетом на счете 68.

Особое внимание необходимо уделить правильности учета выделенного (на счете 19), уплаченного (поставщикам ресурсов), возмещенного (дебет счета 68, кредит счета 19), начисленного (дебет счетов 90, 91, 76, 99, кредит счета 68) и перечисленного (уплаченного) в бюджет (дебет счета 68, кредит счетов 51, 52, 66) НДС. Тщательной проверки требуют также расчеты с бюджетом по налогу на доходы физических лиц: от суммы заработной платы (оплата труда); материальной выгоды (здесь часто допускают ошибки, а иногда и злоупотребления — например, безвозмездную передачу работнику жилого помещения иногда оформляют как предоставленный заем на несколько лет или, например, вместо оплаты труда начисляют командировочные расходы по фиктивным документам и т.д.).

Аудитор должен проанализировать также результаты налоговой проверки данной организации органами Министерствам по налогам и сборам с целью установления обоснованности предъявления к организации-клиенту финансовых санкций.

Это нужно делать, потому что зачастую бухгалтерам, а также аудиторам приходится сталкиваться с ошибочным, произвольным толкованием налогового законодательства со стороны органов налогового контроля (причем в разных регионах по-разному и, более того, каждый работник налоговой службы положения налогового законодательства понимает по-своему). Поэтому аудитор по просьбе организации-клиента может высказать свое мнение и дать письменное объективное заключение по спорным вопросам со ссылкой на соответствующие нормативные документы. Здесь аудитор ни в коем случае не должен проявлять категоричность, а только объективно и корректно ответить на поставленный вопрос.

Особо тщательной проверки требуют импортно-экспортные операции и правильность налогообложения (по различным налогам) этих операций.

На заключительном этапе проверки расчетов с бюджетом необходимо установить соответствие записей на счете 68 с записями на корреспондирующих счетах. Для этого кредитовые итоги (оборот) счета 68 в журнале-ордере № 8-АПК необходимо сверить: по счету 70 — с данными сводной ведомости по расчетам с работниками № 59-АПК, по счету 81 — с таблицей аналитических данных в журнале-ордере № 15-АПК, по счетам 90, 91 — с данными ведомостей № 16, 62-АПК и т.д.

В журнале-ордере № 8-АПК оборот по дебету счета 68 дается общей суммой. Поэтому все дебетовые записи этого счета необходимо сверить с данными первичных документов по видам платежей. После этого следует установить соответствие данных аналитического учета счета 68 с данными синтетического учета в Главной книге, а также в отчетности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-03-10 ; просмотров: 1023 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Учет и аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам

экономические науки

  • Ефименко Валерия Андреевна , магистр, студент
  • Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации
  • Похожие материалы

    Актуальность рассмотрения вопросов учета и аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам не вызывает сомнения. Для повышения эффективности деятельности любого предприятия необходима четко отлаженная система организации бухгалтерского учета. Для управления и оптимизации налоговых обязательств необходим системный подход к построению системы учета и аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

    Основной задачей учета расчетов с бюджетом является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для государства, с другой стороны весьма важно и для предприятия-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность применения со стороны фискальных органов штрафных санкций за неполное и несвоевременное перечисление платежей в бюджет, что обеспечивает более высокий уровень чистой прибыли предприятия [4].

    Надлежащим образом организованный аналитический учет расчетов с бюджетом позволяет решать и такую важную задачу как анализ финансового состояния предприятия, на основе которого осуществляется как краткосрочное, так и долгосрочное планирование финансовой деятельности предприятия.

    Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и предприятия [4].

    Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

    В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций [1].

    Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.

    Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц.

    Перейдем к характеристике аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам. В настоящее время существует два подхода к определению сущности аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

    1. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам как неотъемлемый элемент аудита бухгалтерской финансовой отчетности (как часть аудиторской проверки), представляющий собой совокупность аудиторских процедур, направленных на формирование профессионального суждения независимого аудитора о достоверности данных о налоговых обязательствах и состоянии связанных с ними расчетов, раскрытых в бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица.
    2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам как самостоятельный вид аудиторской деятельности, целью которого является выражение мнения независимого аудитора о достоверности данных, раскрытых в налоговых декларациях аудируемого лица.

    Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам не может и не должен рассматриваться как сопутствующая аудиту услуга в том смысле, что при проведении классического аудита (будь то аудит обязательный или инициативный) бухгалтерской финансовой отчетности налоговый аудит является его органичной и неотъемлемой составляющей.

    Так, с точки зрения главной цели аудита — выражение мнения о достоверности данных бухгалтерской финансовой отчетности — такое мнение может быть сформировано только в том случае, если аудитор собрал достаточное количество доказательств надлежащего характера, свидетельствующих о достоверности сведений о сальдо и оборотах по счетам бухгалтерского учета, раскрываемым в формах бухгалтерской финансовой отчетности. К числу таких сведений, бесспорно, относятся сальдо и обороты по счетам 19 «НДС по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и соответствующим субсчетам [3].

    Указанные сведения являются существенными с качественной точки зрения независимо от их стоимостной оценки и соотношения с валютой баланса или совокупным доходом. В силу того что обороты и сальдо перечисленных счетов характеризуют, с одной стороны, отношения аудируемого лица с государством, а с другой — исполнение его социальных обязательств перед трудовым коллективом, количественный подход к оценке существенности в отношении данных статей отчетности следует признать неприменимым. Именно поэтому проверка достоверности данных о налоговых обязательствах и расчетах по ним должна проводиться в рамках аудита бухгалтерской финансовой отчетности даже в том случае, если доли соответствующих статей в валюте баланса или совокупном обороте ничтожны.

    Не выдерживает никакой критики и весьма распространенная точка зрения о том, что при проведении аудита бухгалтерской финансовой отчетности аудитор должен ограничиться лишь проверкой корректности корреспонденции счетов по формированию и исполнению налоговых обязательств, поскольку (по мнению сторонников данной точки зрения) стоимостные показатели формируются в системе налогового учета, из которой транслируются в систему бухгалтерского финансового учета и далее трансформируются в показатели бухгалтерской финансовой отчетности [3].

    Сторонники характеризуемой позиции, опираясь на формальную логику и апеллируя к тому, что на законодательном и регулятивном уровне в базе наблюдения классического аудита данные налоговой отчетности прямо не упоминаются, предлагают рассматривать аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам как сопутствующую аудиту услугу, что предполагает расширение предмета договора на оказание услуг в области аудита путем внесения в него отдельного пункта о подтверждении данных налоговых деклараций. Однако, действующие нормы весьма одиозного Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, повлекшие за собой возникновение таких новых категорий учета и отчетности, как отложенные налоговые обязательства, активы и т.п., сформировали совершенно новую и весьма сложную линию обратной связи между системами бухгалтерского и налогового учета, что окончательно и бесповоротно укрепило статус аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам как неотъемлемого элемента аудиторской проверки [2].

    Из сказанного следует, что может рассматриваться и как самостоятельный вид аудита, но только в одном случае — когда речь идет об инициативной проверке аудируемого лица, не относящегося в соответствии с действующим законодательством к объектам обязательного аудита. Действительно, такая организация, не подпадая под обязательный аудит, в то же время может испытывать потребность в независимой оценке достоверности данных налоговых деклараций (например, при подготовке к выездной налоговой проверке и т.п.). В таком случае составление специального аудиторского задания и сужение подтверждаемых сведений до перечня соответствующих налоговых показателей может быть признано вполне оправданным.

    Список литературы

    1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
    2. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02»
    3. Баранов П.П., Шапошников А.А., Баранова Н.В. Налоговый аудит в России: особенности генезиса и альтернативные интерпретации // Аудиторские ведомости. 2015. N 9. С. 15 — 31.
    4. Жолболдуев П.Б. Вопросы организации учета и аудита расчетов с бюджетом // Известия Иссык-кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран центральной Азии. – 2014. – №1 (4). – с.54-72.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Читайте так же:  Рассрочка задолженности по налогам и сборам

Источники


  1. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

  2. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.

  3. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.
  4. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
  5. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
Проверка расчетов по налогам и сборам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here