Проверить будет ли налоговая проверка

Самое важное на тему: "Проверить будет ли налоговая проверка" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).
Читайте так же:  Практика рассмотрения дел о взыскании алиментов

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

[2]

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка

Основание для проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:

  • организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Критерии отбора для проверки

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.

Проверка филиалов

Если у организации есть филиалы или представительства, они могут быть проверены как в рамках общей выездной проверки (в целом по организации), так и в рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству (абз. 1 и 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). В первом случае принимать решение о проведении проверки будет налоговая инспекция по местонахождению организации, во втором – налоговая инспекция по местонахождению филиала или представительства (абз. 1 и 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Обособленные подразделения

Ситуация: может ли инспекция назначить и провести самостоятельную выездную проверку в обособленном подразделении организации? Подразделение не является ни филиалом, ни представительством.

Ответ: нет, не может.

Проводить самостоятельные выездные проверки инспекция может только в филиалах и представительствах организации (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). Если организация имеет в своем составе одно или несколько обособленных подразделений, которые не обладают статусом представительства или филиала, то инспекция не вправе назначать и проводить самостоятельные выездные проверки таких подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327 и МНС России от 24 февраля 2004 г. № 09-3-02/755. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого вывода (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2009 г. № А21-5116/2008).

Читайте так же:  Возврат налога за лечение мужа

Внимание: отдельные суды считают, что проведение самостоятельных выездных проверок в обособленных подразделениях, которые не имеют статуса филиала или представительства, не противоречит законодательству (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008, Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. № А42-12847/2005).

Решение о проведении проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать:

  • полное и сокращенное наименование организации;
  • предмет проверки, то есть перечень конкретных налогов. В рамках выездной проверки по организации инспекция может оценить правильность начисления и своевременность уплаты налогов любого вида. При этом проверка может затрагивать как один вид налога, так и несколько (п. 3 и 4 ст. 89 НК РФ). В рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты любого количества региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которые будут проводить проверку.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ограничения на проведение проверок

Налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации (ее филиале, представительстве) повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Подробнее об этом см. В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки .

Еще одно ограничение касается количества выездных проверок в течение одного календарного года. В указанный период инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самой организации (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ), так и в каждом из ее филиалов или подразделений (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).

При определении общего количества выездных проверок по организации самостоятельные проверки филиалов и представительств этой организации в расчет не включаются (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ). Например, если в течение одного календарного года инспекция провела одну выездную проверку по организации в целом (в т. ч. проверила филиал) и одну самостоятельную проверку по филиалу, то до конца этого года инспекция сможет провести еще одну выездную проверку по организации.

Обратную зависимость законодательство не устанавливает. Поэтому при подсчете количества выездных проверок по конкретному филиалу (представительству) учитываются как самостоятельные выездные проверки данного филиала (представительства), так и его проверки в рамках общей выездной проверки по организации. И если, например, филиал организации в течение года в рамках общих выездных проверок был проверен дважды, назначить еще одну самостоятельную проверку по филиалу инспекция не сможет.

Ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки (абз. 2 п. 10 и п. 11 ст. 89 НК РФ). Кроме того, дополнительную выездную проверку сверх установленного предела в исключительных случаях может назначить руководитель ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). Какие случаи признаются исключительными, налоговое законодательство не уточняет.

Помимо этого налоговые инспекции не могут проводить выездные проверки за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга. Исключение составляют выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Место проведения проверки

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации при предъявлении решения (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее. Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки . Об этом сказано в письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853.

Самостоятельная выездная проверка филиала (представительства) проводится на основании решения налоговой инспекции по его местонахождению (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Как узнать о выездной налоговой проверке

Бухгалтеры, как и представители других профессий, всегда предпочитают заранее готовиться к предстоящим проверкам и инспекциям. В этой небольшой статье мы познакомим читателя с тем, как должно быть организовано оповещение о проверке с точки зрения законодательства, и порассуждаем о том, как узнать, когда будет выездная налоговая проверка.

Что говорит закон

Выездные проверки организуются сотрудниками налоговых служб непосредственно на рабочем месте налогоплательщика, и для их проведения никаких разрешений не предусмотрено. За редким исключением, например, тогда, когда плательщик налогов не имеет возможности предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Читайте так же:  Социальная пенсия по старости для женщин

Решение о проведения выездной проверки принимает руководитель инспекции по налогам и сборам. Цель таких проверок – выполнение комплексного анализа разного рода показателей работы организаций и предприятий, оценка качества ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, налоговых рисков.

Как правило, проверка начинается с даты, когда руководитель налоговой инспекции принял решение о ее проведении.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности предупреждать налогоплательщиков о том, что к ним придут налоговики. Однако сотрудники налоговых служб предпочитают заранее оповещать бухгалтерии о предстоящей проверке. Делают они это или по телефону, или путем отправки письма. Прецеденты, когда налоговые инспекторы приходят с проверкой внезапно, случаются крайне редко, потому что такая практика невыгодна самим налоговикам.

Кроме того, в самом ведомстве имеется рекомендация (письмо ФНС № АС-4-2/13622), которая говорит о желательности предварительного оповещения о выездной проверке путем отправки соответствующего решения. Факт ознакомления должен подтверждаться отметкой работника бухгалтерии о получении документа. Исключения возможны лишь в том случае, если у налоговиков есть основания полагать, что компания может скрыть или уничтожить документы, подтверждающие совершение экономических или иных преступлений.

Имеется еще одно законное обстоятельство, которое склоняет работников инспекций к предварительному ознакомлению налогоплательщиков с предстоящей проверкой. Дело в том, что в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговикам должен быть обеспечен доступ ко всем материалам по уплате налогов. А это потребует дополнительного времени на подготовку документации, что задержит проверяющих. Поэтому предварительное сообщение о том, что налоговая планирует прийти с проверкой, удобна и выгодна обеим сторонам.

Узнаем сами

Налогоплательщиков всегда волнует вопрос, как узнать о выездной налоговой проверке заранее самостоятельно. В этом нет ничего предосудительного, скорее наоборот, эта информация может сделать проверку гораздо более эффективной и быстрой. Как рассказывают сами работники налоговой инспекции, в большей мере выездная налоговая проверка грозит тем предприятиям и организациям, у которых были обнаружены недостатки и нарушения в ходе предыдущих камеральных проверок. Если это относится к вам, такие обстоятельства косвенно могут стать причиной тому, что налоговики приедут лично.

Информация о сроках проведения выездных проверок не публикуется, она является конфиденциальной и может на протяжении года изменяться. Тем не менее, существует Концепция планирования выездных проверок, в которой указаны конкретные критерии, по которым налогоплательщик может с высокой степенью вероятности оценить, будет ли на его предприятии проводиться такая проверка или нет.

Данный подход позволяет существенно повысить качество организации выездных проверок, улучшить взаимодействие между налоговиками и налогоплательщиками и способствовать повышению налоговой дисциплины.

Проверить будет ли налоговая проверка

На наших каналах свежие новости, интересные посты, связанные с налогами , законами и лайфхаками:

  1. Советы для начинающих предпринимателей.
    Какую систему налогообложения выбрать, что лучше выбрать ООО или ИП, в каком банке лучше открыть расчетный счет.
  2. Советы для опытных предпринимателей.
    Как уменьшить НДС, как снизить Налог на прибыль , как оптимизировать систему налогообложения, как добиться от сотрудников 100% отдачи.
  3. Как бороться с налоговиками
    Какие документы использовать для встречных и камеральных проверок, когда налоговая не имеет право Вас тревожить.

Подписывайтесь!

[3]

Как узнать будут ли проверять налоговики твою компанию??

октябрь 15, 2017

Всем привет! сегодня статья про то как взвесить свои риски на включение в план выездной налоговой проверки!

Многие клиенты меня часто спрашивают есть ли возможность узнать будут ли проверять именно меня? в каком размере безопаснее всего платить налоги, да еще что бы не переплачивать и спать спокойно?
И так в этом письме я постараюсь русским языком, как можно более доходчиво обьяснить способы которыми пользуются налоговые инспекторы при составлении плана проверок.
Существует такой приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. Вот о нем сегодня и поговорим.

Всем хорошего дня, делитесь постом и пишите отзывы мне в личные сообщения!

Когда к индивидуальному предпринимателю может прийти выездная проверка

Когда к индивидуальному предпринимателю может прийти выездная проверка

Если вы считаете, что «ипэшники никому не нужны», или, что «налоговая не станет терять время, выезжая к предпринимателям», то, к сожалению, вы глубоко заблуждаетесь. Выездная проверка удел не только юрлиц. Налоговики с «большим удовольствием» посещают «простых» ипэшников, особенно если знают, что ехать есть зачем…. Не теряйте времени! Прочитайте статью до конца и узнаете, как проверяет налоговая ИП, какие 12 факторов риска должен знать каждый до того, как к нему навстречу двинутся инспекторы и как избежать их визита.

Содержание статьи:

  • Незваные гости: почему налоговая выезжает к предпринимателям
  • Как проверяет налоговая ИП: самое важное о выездной проверке «ипэшников»
  • Навстречу неприятностям: 12 факторов риска любого ИП
  • «Поймай меня, если сможешь!» Как не попасть под выездную налоговую проверку

Незваные гости: почему налоговая выезжает к предпринимателям

В планах налоговой всегда отводится местечко для «ипэшников», а все потому что:

  • Нельзя полностью освободить от проверок предпринимателей, веди они, наряду с юрлицами, допускают нарушения, «уличить» в которых возможно только при личном визите инспектора. «Преступные» схемы ИП ничем не уступают любым другим, а потому, встречи с проверяющим неизбежны.
  • Инспектор едет на предприятие только с одной целью – доначисление налогов. И в этом смысле работать с ИП, иной раз проще, чем с юридическими лицами.

Например, «триошники» в сложной ситуации могут прикрыться «ограниченностью» своей ответственности, и чтобы получить что-то большее, налоговикам придется идти в суд. В делах с ИП все иначе. Индивидуальные предприниматели изначально отвечают по долгам компании всем своим имуществом, а значит, есть все шансы взыскать доначисленные суммы в полном объеме, если продать некоторое имущество должника. Поэтому, последствия визита инспекторов для ИП может оказаться куда серьезнее, чем для юрлица.

Давайте разберемся, как именно проходит налоговая проверка индивидуальных предпринимателей.

[1]

Как проверяет налоговая ИП: самое важное о выездной проверке «ипэшников»

Группа экспертов-налоговиков выезжает к вам офис и начинает изучать документы, которые только пожелает. В случае, если у «ипэшника» вообще нет ни офиса, ни склада, ни производственного помещения, то выездная проверка может превратиться в «гостевую», когда вы сами понесете бумаги компании в ФНС. Однако, такая ситуация скорее исключение из правил, поскольку мелкие предприятия налоговую не интересуют. А именно у таких может не оказаться никаких помещений.
Любая проверка это трата бюджетных денег, и ее результаты должны как минимум покрывать расходы, а в идеале приносить казне прибыль. Чем меньше предприятие, тем меньше суммы, которые удастся доначислить, а с падением сумм, падает и интерес налоговой.

Читайте так же:  Изменения в пенсионной системе россии

Сроки проведения

Стандартная проверка длится 2 месяца, но бывают исключения. Ситуации, когда все может растянуться до полугода это ИП с обособленными подразделениями, выявленные нарушения, требующие доп проверки, задержки в предоставлении документов налоговикам и форс-мажор в виде пожаров, наводнений и прочих бедствий.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ это, в своем роде, «отборочный тур», где среди всех «ипэшников» отбирают тех, у кого точно найдут нарушения. И как показывает статистика, механизм предпроверки очень эффективен. За прошлый год налоговая выезжала с визитами 13,5 тыс. раз и только 128 случаев оказались без нарушений, во всех остальных несоответствия нашлись.

На этом этапе налоговая «сканирует» ни в чем неподозревающего предпринимателя вдоль и поперек пользуясь собственной отчетностью, данными из МВД, Росрееста, ГИБДД, сведениями коммерческих банков, таможенной службы и даже интернета. В распоряжении налоговиков несколько автоматизированных программ, которые сами оценивают степень «пригодности» ИП к выездной проверке.

Проверяют IP адреса, связь с фирмами однодневками, участие контрагентов в арбитражных делах, разрывы в уплате НДС, информацию о зарубежных счетах, жалобы бывших сотрудников и многое другое. «Кастинг» считается пройденным, если нарушения предприятия найдены, планируемая к взысканию сумма достаточна для ФНС, а вероятность получить с ИП деньги высока. Если три фактора сошлись, то билет в «финал» для «ипэшника» обеспечен, и очень скоро проверяющие придут с личным визитом.

Узнать заранее, стоит ли бояться попасть в список визитеров можно, если вам известны факторы риска, которые интересуют налоговую. О них и поговорим далее.

Навстречу неприятностям: 12 факторов риска любого ИП

О факторах риска индивидуального предпринимателя позаботилось государство, опубликовав список критериев для самостоятельной оценки налогоплательщиков. В приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 написано, что эти критерии могут использоваться налоговыми органами при планировании выездных проверок. А значит, чтобы избежать личных визитов инспектора, нужно убедиться в том, что ваше предприятие не имеет ничего общего с этими 12-ю пунктами.

Будьте осторожны, если у вас отсутствует какая-либо информация о партнерах. С точки зрения налоговой вы должны знать все о тех, с кем работаете, а именно фактическое местонахождение, документальное подтверждение полномочий руководителя или представителя, сведения о регистрации в ЕГРЮЛ и даже то, как именно вы нашли данного партнера.
Если нигде не окажется рекламы или упоминания о компании, а их конкуренты широко известны, «замечены» в СМИ, и предлагают цены ниже, то это серьезный повод проверить ваше предприятие.

Еще хуже, если такой контрагент выступает в роли посредника, не имеет реальных возможностей (площади, оборудование) для выполнения условий договора или договор с ним имеет нестандартные пункты, выбивающиеся из существующих правил ведения бизнеса.

Что делать, если проверив себя самостоятельно, вы нашли нарушения? И как вести бизнес, чтобы в дальнейшем избежать выездных проверок? Об этом расскажем далее!

«Поймай меня, если сможешь!» Как не попасть под выездную налоговую проверку

Суммы, за которыми «выезжает» налоговая, растут день ото дня. За последние 4 года средний размер взысканий вырос с 3 млн. руб. до 15. Попадают в эту статистику и индивидуальные предприниматели. Такие высокие показатели говорят о том, что компании для проверок отбираются налоговиками крайне эффективно. И если с первого взгляда, кажется, что у всех найдутся какие-либо нарушения, и не попасть под проверку просто не получится, то в реальности все обстоит иначе.
Выездная проверка проводится только в отношении тех ИП, кто нарушает много, часто, а иногда, и целенаправленно. Небольшие нарушения не заинтересуют инспекторов, поскольку сумма взыскания в этом случае окажется меньше затрат, понесенных на саму проверку.

Поэтому, самый лучший способ профилактики «выезда» налоговиков состоит в ведение честного бизнеса. Следуйте законодательству, не ведите дел с подозрительными компаниями, не оставляйте вопросы налоговой без ответа и вовремя сдавайте отчетность. Эти простые правила позволят избежать личных визитов налоговой и больше никогда не интересоваться вопросом «Как проверяет налоговая ИП?».

Если у Вас остались вопросы или требуется более детально разобрать именно вашу ситуацию обращайтесь за консультацией через форму на сайте. Будем рады помочь.

Интервью с чиновником: выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки являются значимой формой налогового контроля. Знать правила проверок — чрезвычайно важно для всех, поскольку контролеры могут нагрянуть в любую организацию. Редакция «Время Бухгалтера» задала наиболее злободневные вопросы по проверкам, советнику государственной гражданской службы РФ 3 класса, Селяниной Жанне Сергеевне.

Вопрос: Что может послужить поводом для назначения выездной налоговой проверки?

Ответ: Поводом для назначения выездной налоговой проверки, могут послужить: нарушения допущенные в ходе деятельности предприятия, использование схем ухода от налогообложения, использование для вывода денежных средств сомнительных контрагентов, жалобы от работников или клиентов предприятия и другие.

Вопрос: Как происходит отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки?

Ответ: Отбор налогоплательщиков, для выездной налоговой проверки происходит путем проведения предпроверочного анализа. Анализируется деятельность предприятия в целом. Если в ходе проведения данного анализа в деятельности налогоплательщика выявляются факты сокрытия своих доходов, ухода от налогообложения, занижения показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, то он включается в план проведения выездных налоговых проверок. План проведения выездных налоговых проверок утверждает вышестоящая организация, т.е. Управление территориальной налоговой инспекции, в которой будет проводиться проверка.

Читайте так же:  Через сколько начисляют пенсию по инвалидности

Вопрос: Правда ли, что при включении налогоплательщика в план выездной налоговой проверки, у инспектора уже есть конкретная сумма, которую он должен доначислить?

Ответ: Как я говорила ранее, перед началом выездной налоговой проверки, проводится предпроверочный анализ налогоплательщика. В данном анализе собираются все нарушения допущенные предприятием. Естественно из допущенных нарушений рассчитывается сумма налогов, которую предприятие недоплатило в бюджет. Но в рамках данного анализа, невозможно увидеть всей картины нарушений предприятия, поэтому и назначается проверка. В ходе проверки все данные, указанные в анализе, проверяются, выявляются новые нарушения и тогда уже рассчитывается сумма, неуплаченных налогов. Она может быть и больше суммы указанной в анализе, может быть и меньше.

Вопрос: Всегда ли выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика?

Ответ: Нет не всегда. Есть ряд причин, по которым проверка может проводиться на территории налоговой инспекции. Но это не прихоть проверяющего, а необходимость, которую испытывает предприятие. Причины у предприятия могут быть разными, это и ремонт офиса, и отсутствие помещений и условий для размещения проверяющих. Если у предприятия возникли причины, из-за которых оно не может предоставить помещения для проведения выездной налоговой проверки, то ему следует направить заявление в письменной произвольной форме в адрес налоговой инспекции с указанием данных причин. ИФНС рассматривает данное заявление и вручает предприятию уведомление о проведении проверки в помещении налоговой инспекции.

Вопрос: Каковы сроки предоставления документов запрашиваемых при выездной налоговой проверки? Что делать если количество запрашиваемых документов очень большое?

Ответ: Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. При этом проверяемое лицо может не иметь возможности представить документы в течение 10 дней. Такая ситуация возникает если истребован большой объем документов либо место нахождение документов слишком далеко. В этом случае налогоплательщик должен в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить проверяющих должностных лиц инспекции о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием соответствующих причин, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Вопрос: Сколько может длиться выездная налоговая проверка?

Ответ: Выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке. Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до 4-х, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев. Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать 6-ти месяцев. Таким образом, максимальный срок выездной проверки с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Вопрос: Что делать, если организация не согласна с результатами выездной налоговой проверки?

Ответ: В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе в месячный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Возражения могут быть оформлены в форме протокола или акта разногласий по акту выездной налоговой проверки. Возражения будут рассмотрены в присутствии проверяемого лица или его законного представителя и принято соответствующее решение. Если налогоплательщик не согласится с выводами и нарушениями, указанными в данном решении, он вправе обратиться в УФНС по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Если у налогоплательщика возникнут разногласия и на решение принятое УФНС по субъекту РФ, то тогда он вправе обратиться в суд.

Вопрос: Если организация согласна с результатами выездной налоговой проверки, вправе ли она рассчитывать на смягчение штрафных санкций?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Руководство налоговой инспекции всегда идет на встречу, добросовестным налогоплательщикам. Для смягчения штрафных санкций предприятию необходимо, до принятия решения по результатам выездной налоговой проверки, предоставить ходатайство. Очень прошу, не путайте с разногласиями. В данном документе, налогоплательщик указывает все свои благоприятные и неблагоприятные факторы, а именно: наличие кредитов, лизинга, высокой кредиторской задолженности, признание вины по акту проверки и другие. Чем больше обстоятельств, для смягчения вы укажите, тем на большую сумму будут уменьшены штрафные санкции. При правильном составлении данного ходатайства, штрафные санкции снижаются до нуля.

Источники


  1. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  2. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.

  3. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  4. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
  5. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
Проверить будет ли налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here