Проблема пенсионного обеспечения в россии

Самое важное на тему: "Проблема пенсионного обеспечения в россии" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Секция: 11. Экономика

XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Любое государство должно обеспечивать базовые социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система является одной из составляющих системы социальной защиты. Необходимость реформирования социальной сферы приобрела особое значение в период радикальной экономической перестройки в России. Решение о создании Пенсионного фонда Российской Федерации стало ключевым в переходе от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» [1].

Создание Пенсионного фонда решило две основные задачи:

1. Формирование средств для выплаты пенсий за счет страховых взносов работодателями за лиц застрахованных.

[3]

2. Выведение пенсионных средств из государственного бюджета и становление самостоятельного бюджетного процесса.

Несмотря на то, что средства Фонда имеют статус государственных средств, формируются они не за счет государственного бюджета, а за счет страховых взносов.

Пенсионный фонд выполняет ряд важных функций, среди которых:

1. Назначение и реализация социальных и пенсионных выплат.

[2]

2. Индивидуальный учет застрахованных, а также учет поступающих страховых средств.

3. Выдача сертификатов и выплата средств семейного капитала.

В настоящее время используется накопительная система пенсионного обеспечения. Размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Государство финансирует только базовую часть, это фиксированная сумма, индексируемая государством и составляющая с 2012 года 3170 рублей. Страховая же образуется из взносов, направляемых на страховую часть пенсии, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц и зависит от стажа работы. Что касается накопительной части, то она формируется из сумм обязательных страховых взносов на накопительную часть пенсии. Однако застрахованный имеет право отказаться от накопительной части пенсии в Пенсионном фонде России и направить эти средства в негосударственные пенсионные организации, тем самым получив дополнительный доход.

Согласно законодательству пенсии разделяют на 2 основные группы:

1. Трудовые пенсии.

· по случаю потери кормильца.

2. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Назначение и выплата трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Достигая пенсионного возраста и имея стаж не менее пяти лет, гражданин имеет право на получение трудовой пенсии по старости. Для мужчин пенсионным возрастом является 60 лет, для женщин — 55 лет. Возможно также и снижение пенсионного возраста в случаях, установленных законодательством. При наличии инвалидности 1, 2 или 3 группы, ограничивающей возможность трудовой деятельности, и страхового стажа гражданину назначается трудовая пенсия по инвалидности. Нетрудоспособные члены семьи, потерявшие кормильца также получают соответствующую пенсию [2].

Пенсии по государственному обеспечению являются компенсационными. Социальная пенсия предоставляется гражданам, которые не наработали достаточный стаж для получения трудовой пенсии, но не имеют гарантированный источник доходов. Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим, работникам авиации, флота, МВД и прокуратуры, гражданам, занимающимся педагогической деятельностью, горными и подземными работами, театральной деятельностью и спортом.

Для того, чтобы обеспечить социальную стабильность необходимо достичь устойчивой пенсионной системы. Однако в российской пенсионной системе имеются проблемы, среди которых особенно выделяют низкий уровень пенсионного обеспечения, несмотря на политику России по повышению размера пенсий до приемлемого уровня. Главной причиной многие эксперты считают большую долю теневой экономики, вследствие чего в бюджет не поступает достаточное количество обязательных взносов. Большое влияние также оказывает увеличивающаяся инфляция в стране.

Немаловажным является и увеличение с каждым годом числа пенсионеров. Низкий уровень рождаемости обуславливает разницу между трудоспособным населением и гражданами пенсионного возраста, что приводит к старению населения, увеличению нагрузки на пенсионную систему и в последствии — к дефициту Пенсионного фонда.

Еще одной проблемой является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.

Возможным решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Однако население категорически против таких мер. Также следует учитывать и сокращающуюся среднюю продолжительность жизни и уровень медицинского обслуживания. Компромиссом в этом вопросе может стать увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. Пожилые люди являются ценным и продуктивным ресурсом для экономики любой страны. Поэтому изменив свою политику на рынке труда, ориентированную исключительно на молодых людей, страна не только снизит нагрузку на бюджет, но и сможет полностью раскрыть их потенциал.

Каждый пятый пенсионер не достигает установленного пенсионного возраста, а является досрочным получателем. Соотношение пенсионеров и трудоспособных граждан влияет на дефицит Пенсионного фонда, однако не является его главной причиной. Основной проблемой является тот факт, что не все категории работников уплачивают взносы, а индивидуальные предприниматели, число которых постоянно растет, пользуются льготным правом формирования своих пенсионных прав, т. е исходя из минимального размера заработной платы. Таки образом, бремя по финансовому обеспечению пенсионной системы почти целиком перекладывается на наемных рабочих. Для ликвидации проблемы дефицита Пенсионного фонда РФ целесообразно распространить систему обязательного страхования и на государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих силовых ведомствах, по аналогии с государственными гражданскими служащими, получающими пенсию на общих основаниях.

В настоящее время уровень информированности граждан касательно пенсионных вопросов очень низкий. Опрос, проведенный ФОМ наглядно это демонстрирует.

text-align:center;line-height:normal;page-break-after:avoid»>

text-align:center»> Рисунок 1 . Результаты опроса граждан по пенсионным вопросам

На вопрос о том, знают ли граждане о продлении моратория на передачу накоплений в НПФ на 2015 год большинство опрошенных ответили отрицательно. Также сравнительно небольшое количество людей реализовало свое право на инвестирование пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные компании. Для преодоления проблемы слабой информированности необходимо проведение серьезной информационной работы с населением. Причем решать эту задачу необходимо не только на уровне государства, но и на уровне самих управляющих компаний.

Читайте так же:  Народ смирился с пенсионной реформой

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главная цель — обеспечение достойного уровня жизненных благ, с помощью перераспределенных и накопленных средств во времени и в пространстве. Вне зависимости от места проживания, человек своим трудом и с помощью прошлых социальных отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Накопившееся множество изъянов и несовершенств в старой модели российской пенсионной системы может оказать негативное влияние на экономику страны и помешает ее развитию. Именно поэтому реформирование на данном этапе является необходимым.

Проблема пенсионного обеспечения в россии

В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения [1, 7–9].

Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

— неполная индексация пенсий;

— отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

— продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

— упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

— повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля [6].

Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей [6].

Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая – в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая – в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

Читайте так же:  Пенсия при двойном гражданстве в россии

В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц – клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).

По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн [2]

Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8–4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде [4, 5].

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию – женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности [3]. Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере – 75 % – с 3 лет до 10 лет и более.

Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла [8]. На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

Проблемы пенсионного обеспечения

Вернуться назад на Пенсионное обеспечение

Действующая в настоящее время система государственного пенсионного обеспечения населения базируется на принципах солидарности поколений и распределении части доходов работающих в пользу пенсионеров.

В условиях государственной плановой экономики и сравнительно благоприятной демографической ситуации распределительная система работала надежно и достаточно эффективно. Государственные пенсии обеспечивали покрытие минимальных потребностей пенсионеров. Средняя пенсия составляла около 40 % средней заработной платы.

В силу комплекса экономических (перехода с планового на рыночные принципы функционирования экономики, приватизации большей части предприятий, снижения реальной заработной платы, роста стоимости жизни и др.), демографических и ряда других причин покупательная способность государственных пенсий упала до уровня, который не обеспечивает пенсионерам удовлетворение минимальных потребностей.

Несмотря на мероприятия, проводимые Правительством РФ для увеличения размеров пенсионных выплат, в последнее время не наблюдается ощутимого улучшения материального положения пенсионеров.

Читайте так же:  Строка 180 декларации по налогу на имущество

Вместе с тем, уровень государственной пенсии находится на крайне низком уровне, не покрывая минимальные потребности пенсионера. Причем чем выше заработок у человека, тем коэффициент замещения ниже (у значительной части работников он ниже 10–15 %).

Этот показатель существенно ниже не только показателей развитых стран, но и развивающихся стран, где он составляет 60–70 %. По стандартам Международной организации труда (МОТ) для развивающихся стран минимальный уровень пенсии не должен быть ниже 40 % среднего заработка.

Таким образом, уровень пенсии в России не покрывает минимальные потребности пенсионеров.

В ближайшее время ситуация может существенно ухудшиться. Прогнозируется резкое увеличение нагрузки на пенсионную систему (выход на пенсию работников, родившихся во время послевоенного бума рождаемости) на фоне ускорения процесса старения населения, что потребует дополнительных затрат на пенсионное обеспечение.

При этом ускоряется процесс старения населения, главными причинами которого является снижение рождаемости и высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. Во многих регионах число умерших превысило число родившихся более чем в два раза. И в течение ближайших 10–15 лет тенденция естественной убыли населения сохранится.

В результате постепенно происходит удельное снижение участвующих в производственном процессе и повышение пенсионной нагрузки на работающих. Следствием этого является повышение пенсионной нагрузки на работающее население. В настоящее время уже всего 5 работающих обеспечивают своими взносами пенсии для 4 пенсионеров.

И уже в ближайшее десятилетие это соотношение между работающими и пенсионерами приблизится один к одному (тогда как для нормальной работы распределительной системы соотношение должно равняться не менее 3 работающих на 1 пенсионера).

По прогнозу Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) и по прогнозу, сделанному специалистами Всемирного банка, отношение средней пенсии к средней заработной плате работающих (фактически уровень покупательной способности государственной пенсии) будет ухудшаться. Специалисты делают вывод, что даже в случае успешного проведения пенсионной реформы уровень пенсионного обеспечения в силу экономических и демографических факторов не только не улучшится, но, вероятнее всего, снизится.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Происходит снижение рождаемости, ухудшение соотношения между работающим и неработающим населением. При этом увеличения налоговой нагрузки не предполагается. Наоборот, происходит постепенное снижение ЕСН. В этих условиях по объективным причинам происходит отставание роста пенсии от роста заработной платы. Иначе говоря, реальная покупательная способность государственной пенсии в уже в ближайшие годы не только не вырастет, но заметно снизится.

Основные причины хронически низкого уровня пенсий:

1) низкий уровень заработной платы;

2) незаинтересованность работодателей и населения в увеличении взносов в ПФР. Следствием является высокая задолженность плательщиков (промышленных и сельскохозяйственных предприятий) перед ПФР;

3) обремененность пенсионной системы большим числом льготных пенсий, источником выплаты которых являются взносы, поступающие за всех застрахованных. Это приводит к резким диспропорциям между размером взносов в ПФР и уровнем их пенсии.

Высокий уровень обремененности государственного ПФР идущими из СССР обязательствами (большое количество видов льготных пенсий, не обеспеченных дополнительными источниками поступлений), что не позволяет обеспечивать за счет сравнительно высокого ЕСН адекватно высокий уровень пенсии (коэффициент замещения).

4) существенное резкое ухудшение демографической ситуации (снижение рождаемости, высокая смертность в трудоспособном возрасте и пр.) ведет к сокращению числа работников, за счет отчислений зарплаты которых обеспечиваются выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

5) неразвитость системы дополнительного пенсионного обеспечения за счет работодателей и работников. Полная зависимость доходов пенсионеров от выплат из государственной пенсионной системы. Живучесть стереотипа, что пенсии, как и другие сферы социального обеспечения (здравоохранение, образование и пр.) – это сфера заботы только государства. За пенсии граждан полностью отвечает государство (заплатил налоги и не думай о будущем).

Нет понимания необходимости развития дополнительных источников финансирования пенсий. Нежелание государства развивать НПО. При этом государство не создает ощутимые экономические и социально-психологические стимулы для работодателей и работников создавать дополнительные источники повышения пенсий. Слабая информированность населения о пенсионной реформе и о перспективах снижения покупательной способности пенсий.

НПФ охватывают только 6 % населения – наиболее прибыльные крупные корпорации экспортоориентированных производств (топливно-энергетический комплекс, металлургия и др.), внедряющие западные стандарты оплаты труда, и естественные монополии. Подавляющая часть населения не имеет возможности накапливать дополнительные пенсии в НПФ – их нет в регионах.

Таким образом, без серьезных изменений действующая в Российской Федерации система пенсионного обеспечения населения не может остановить набирающие силу негативные тенденции снижения уровня пенсии. Компенсация этого падения потребует дополнительных затрат на пенсионное обеспечение.

Пенсионная система
Трудовые пенсии
Пенсионное право
Назначение, перерасчет и выплата пенсий

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

В статье проанализированы проблемы формирования средств Пенсионного фонда РФ, пенсионного обеспечения граждан РФ, направления реформирования пенсионной системы

Пенсионная система, проблемы пенсионного обеспечения, формирование пенсионного фонда РФ, реформирование пенсионной системы РФ.

В нынешнее время Пенсионное обеспечение населения в России характеризуется значительным количеством проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне [1,с.69]; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

[1]

На пенсионную систему России также негативно влияют демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.

Низкий размер пенсий является одной из наиболее проблемных характеристик деятельности ПФР. Недостаточная ресурсная база не позволяет достичь рекомендованного Международной организацией труда (МОТ) уровня пенсионного обеспечения. По оценке МОТ достаточный уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы [1,с. 72]. Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста — бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Соцопросы показали, что этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров [3].

Читайте так же:  Какие налоги платят в других странах

Одной из важных проблем также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях, когда граждане получают недостаточное количество информации не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.

В 2014 году в РФ начал действовать законопроект о моратории на перевод накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Накопительные взносы (6%) у всех граждан стали направляться в страховую часть пенсии до тех пор, пока НПФ не пройдут все процедуры. Для продолжения работы с пенсионными накоплениями, НПФ должны были за два года сменить организационно – правовую форму и войти в систему гарантирования. В эти годы накопительные взносы предполагалось передавать на временное хранение государственной управляющей компании – Внешэкономбанку, но мораторий был продлен еще на один год [4,с.300].

Основной задачей НПФ является обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также формирование долгосрочного инвестиционного ресурса. Согласно статистическим данным только 24 % от общего числа граждан, у которых формируются пенсионные накопления, доверяют их негосударственным пенсионным фондам [5,c.156]. Главной причиной, по которой граждане не хотят переводить свои средства в негосударственные пенсионные фонды, является мнение о том, что государственный фонд надежнее. Программой по негосударственному пенсионному обеспечению не позволяет пользоваться гражданам низкий уровень доходов. Кроме этого, продолжает снижаться в условиях кризиса склонность населения к сбережению [6,с.53].

Пенсионное обеспечение населения требует дальнейшей модернизации и совершенствования. Построение эффективного пенсионного обеспечения требует скорейшего решения институциональных проблем и повышения результативности деятельности пенсионного фонда, увеличения количества пенсионеров и повышения нагрузки на бюджет фонда в связи с присоединением новых субъектов.

1. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России /Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, научный журнал, №4. Том 6 – СПб, 2015,С.69-74.

2. Стецюнич Ю.Н. Организация казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы на примере Управления федерального казначейства по Ленинградской области // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений — сборник статей межд. науч.-практ. конф., 2016,С. 261-265.

3. Пенсионный Фонд Российской Федерации, официальный сайт: www.pfrf.ru

4. Матвеев Д.А. Проблемы Пенсионного фонда России. // Молодой ученый. – 2014. №17. С. 299-301.

5. Галимова И.В., Говорушина Т.К., Маклакова Е.А., Мамаева М.И., Стецюнич Ю.Н., Уварова Т.А., Харлампиева А.С. Теоретические основы финансовой деятельности: учеб пос.: — СПб, НИЦ АРТ, 2015, 220с.

6. Галимова И.В. Тенденции развития пенсионной системы в РФ // XVII Царскосельские чтения, под ред. В.Н. Скворцова. 2013. С. 52-56

Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России

Дата публикации: 31.03.2016 2016-03-31

Статья просмотрена: 823 раза

Библиографическое описание:

Кудлаева Ю. О. Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 75-76. — URL https://moluch.ru/archive/110/27477/ (дата обращения: 27.08.2019).

Данная статья посвящена проблемам развития дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассматриваются возможности развития и урегулирования механизма работы дополнительного пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное обеспечение, негосударственный пенсионный фонд.

Пенсионное обеспечение является одним из важных аспектов социального обеспечения, т.к. затрагивает значительную часть населения. Успешное функционирование системы пенсионного обеспечения обеспечивает социальную стабильность в обществе. На данном этапе реформирования пенсионная система имеет много недочетов и пробелов. Вопрос об успешном функционировании пенсионной системы в современный период достаточно актуален. Пенсионное обеспечение состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения. К сожалению, система государственного пенсионного обеспечения не в состоянии должным образом гарантировать населению соответствующий реальной жизни размер социального обеспечения. В связи с этим, дополнительное пенсионное обеспечение, как мера оптимизации социального обеспечения, призвана повысить уровень жизни населения, нуждающегося в поддержке государства. На данный момент механизм работы дополнительного пенсионного обеспечения не урегулирован достаточным образом, в том числе законодателем, что является огромным барьером на пути к повышению уровня жизни населения.

— на обеспечение достойных условий жизни граждан после выхода на пенсию путем перехода от распределительного к накопительному принципу формирования государственных пенсий;

— на инвестирование в экономику области пенсионных резервов и накоплений негосударственных пенсионных фондов и размещение их в надежные, реальные областные финансовые инструменты в соответствии с действующим законодательством;

— на информирование населения о ходе пенсионной реформы.

Несмотря на динамическое развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, существующие ограничения не позволяют в полной мере использовать потенциал данных компаний. Левченко Е.А. и Ажмуратова М.А выделяют следующие ограничения (проблемы) [4]:

— обеспечение сохранности пенсионных накоплений;

— ограничения на инвестирование средств пенсионных резервов;

— низкая вовлеченность населения в процесс перехода из государственной управляющей компании в негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании;

— отсутствие юридических гарантий при нарушении НПФ и частными УК своих обязательств, в частности, по договору доверительного управления;

— низкая информированность населения о доходности и структуре

— инвестиционного портфеля [5].

Учитывая выше изложенное, необходимо сделать следующие выводы:

  1. следует создать механизм обеспечения гарантий сохранности пенсионных
  1. необходимо создать систему обязательного страхования пенсионных
  1. также следует отметить, что повышение финансовой грамотности граждан, активное распространение среди них информации, способствующей осознанию того, что добровольное дополнительное пенсионное страхование необходимо для достойного уровня пенсионного возмещения;
  2. необходимо создать на федеральном уровне единый центр, который регулировал бы деятельность НПФ.

На наш взгляд, данные меры поспособствуют развитию системы дополнительного пенсионного обеспечения, и урегулирует механизм его работы.

Проблемы Пенсионного фонда России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.10.2014 2014-10-13

Статья просмотрена: 15513 раз

Библиографическое описание:

Матвеев Д. А. Проблемы Пенсионного фонда России // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 299-301. — URL https://moluch.ru/archive/76/12989/ (дата обращения: 27.08.2019).

Главная цель пенсионного фонда любой страны — обеспечение для нетрудоспособных такого уровня пенсии (в нашем контексте — только трудовых пенсий), который служил бы достойным замещением утраченного дохода. Но чтобы достичь ее в полной мере, необходимо обеспечить выполнение многих частных целей, которые зачастую лежат даже и не в плоскости самой пенсионной сферы и не являются задачами самого пенсионного фонда.

Созданный в 1990 году с целью «управления финансами пенсионного обеспечения» [1], Пенсионный фонд России представляет собой крупнейший государственный институт внебюджетного финансирования такой социально важной системы как пенсионная, что обусловливает актуальность исследования проблем, сопровождающих его функционирование и развитие в современных условиях. Рассмотрим их более подробно.

Читайте так же:  Порядок рассмотрения выездной налоговой проверки

2. Также важны и демографические факторы, как одни из самых влияющих. Следует отметить, что демография изучает процессы воспроизводства населения, которые, в свою очередь, «поставляют» ресурсы в сферу занятости, а значит, и самым тесным образом влияют на общую сумму доходов населения в стране, поскольку большая часть доходов формируется именно в этой сфере. Тем самым, через занятость и доходы работающих демографическая сфера теснейшим образом влияет на пенсионную систему, а значит, состояние и устойчивость пенсионного фонда.

Нельзя забывать, что неблагоприятная демография в равной степени влияет как на солидарно-распределительную составляющую, так и на накопительную составляющую пенсионной системы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда нельзя рассчитывать на сколько-нибудь значительное пенсионное обеспечение.

Демографическая структура Костромской области такова, что нагрузка, возложенная на работающее население в связи с обеспечением пенсионеров, уже крайне велика, и она постоянно увеличивается. В 1960 г. люди в возрасте более 60 лет составляли около 5,4 % всего населения. К 1990 г. их число выросло до 8 %, а к началу 2000-х годов доля лиц в том возрасте составляла уже около 21,7 % всего населения. В 2013 г. показатель снизился до 20,8 %, но демографические прогнозы показывают рост этого показателя в ближайшем будущем — до 24 % к 2015 году и еще большему увеличению в дальнейшем (рисунок 1).

Рис.1. Люди в возрасте более 60-ти лет

В 2005 году коэффициент рождаемости был равен 9,8 на 1000 населения. В 2012 году отмечено повышение коэффициента рождаемости, который составил — 12,9 против 12,1 в 2010 году.

Рис.2. Коэффициент рождаемости

Характер рождаемости в области определяется массовым распространением малодетности (1–2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, ростом внебрачной рождаемости. Такой уровень рождаемости не может сохранить демографический потенциал области.

В 2012 г. смертность населения в Костромской области снизилась на 5,2 %, однако по-прежнему регистрируется на стабильно высоком уровне (16,1 на 1000 населения, в 2005г.- 21,3).

Рис.2. Коэффициент смертности

Отрицательный естественный прирост населения имеет место на всех территориях области. Основными причинами смерти в области остаются болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы, на их долю приходится 83 % от общей смертности населения.

Таким образом, неутешительна не только современная демографическая ситуация, но и ее прогноз. И главный акцент в современной демографической политике правительства должен быть поставлен даже не на росте рождаемости, а на снижении смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте. Если мы не можем сберечь уже имеющееся население, нет смысла его увеличивать через стимулирование рождаемости.

3. Низкий размер пенсий также может быть определен как одна из наиболее проблемных характеристик деятельности Пенсионного фонда России. Недостаточная ресурсная база Пенсионного фонда РФ до сих пор не позволяет достичь рекомендованного МОТ (Международной организацией труда) уровня пенсионного обеспечения. Так, по оценке МОТ достаточны уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы [3]. Россия планирует выйти на эти показатели только к 2020 году.

4. Имеет место тенденция расширения количества выполняемых Пенсионным фондом функций за пределы компетенции института, являющегося страховщиком в системе государственного пенсионного страхования. К дополнительным направлениям деятельности, не связанным с основной целью Пенсионного фонда, можно отнести функции назначения и осуществления социальных выплат и доплат отдельным категориям граждан, ведения регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, выдачи сертификатов и выплаты материнского капитала, администрирования страховых средств, поступающих по обязательному медицинскому страхованию (с 2010 г.) и т. д. Очевидно, что повышение нагрузки на управленческий персонал и расширение сфер деятельности ПФ РФ, требующие дополнительных ресурсов, как человеческих, так и материальных, не могут не сказаться отрицательно на эффективности основного направления — финансирования пенсионного обеспечения.

5. Не проработан правовой статус Пенсионного фонда в современных условиях, существует значительное количество разрозненных источников права в сфере пенсионного обеспечения, но до сих пор нет единого федерального закона «О Пенсионном фонде Российской Федерации», что отрицательно сказывается на правовом режиме его функционирования.

Таким образом, современная модель пенсионной системы, реализуемая Пенсионным фондом России, требует дальнейшего реформирования и совершенствования, построение эффективного пенсионного обеспечения требует скорейшего решения институциональных проблем и повышения результативности деятельности фонда, особенно в условиях дефицита, как государственного бюджета, так и бюджета ПФ РФ, увеличения количества пенсионеров и повышения нагрузки на бюджет фонда в связи с присоединением новых субъектов Федерации в 2014 году.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Постановление Верховного совета СССР № 442–1 от 22.12.1990 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1990. — № 30. — Ст.415

Источники


  1. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.

  2. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.

  3. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
  4. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.
  5. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
Проблема пенсионного обеспечения в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here