Признаки налогов в налоговом праве

Самое важное на тему: "Признаки налогов в налоговом праве" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Признаки и виды налогов

Из ст. 8 Налогового кодекса РФ можно выделить следующие признаки налогов:

  1. имеют обязательный характер (ст. 57 Конституции РФ);
  2. имеют индивидуальность и безвозмездность, означаюющих, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;
  3. уплачиваются в денежной форме;
  4. уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;
  5. носят постоянный (регулярный) характер, являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Налогового кодекса РФ, существуют следующие виды налогов:

  1. федеральные;
  2. региональные;
  3. местные.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательных к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях) и городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях) и городских округов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных райо нов) и городских округов о налогах (п. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 5 ст. 12 Налогового кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Пункт 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ закрепляет правило о том, что федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут.

Налоги и сборы

Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее — НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) (далее — БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Налог и иные обязательные платежи. Функции налога

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса. В нормативно-правовых актах налоговых органов, в частности в письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 2 июня 1997 г. N 04-01-11 и письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 26 июня 1997 г. N 04-01-11, отмечается приоритет стимулирующей функции. Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упор при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на «усиление стимулирующей функции налогов».

Читайте так же:  Документы к исковому на алименты

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.

Принципы налогообложения в РФ

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов — налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

4. Понятие и признаки налога

Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).

[2]

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части валового внутреннего продукта для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Признаки налога. 1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

Признаки налогов в налоговом праве

11. Признаки и виды налогов

Из ст. 8 НК РФ можно выделить следующие признаки налогов:

1) имеют обязательный характер (ст. 57 Конституции РФ);

2) имеют индивидуальность и безвозмездность, означаюющих, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;

3) уплачиваются в денежной форме;

4) уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;

5) носят постоянный (регулярный) характер, являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

Согласно ст. 12 НК РФ, существуют следующие виды налогов:

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Читайте так же:  Обжалование решения пфр о досрочной пенсии

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательных к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 12 НК РФ).

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях) и городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях) и городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных райо нов) и городских округов о налогах (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Пункт 6 ст. 12 НК РФ закрепляет правило о том, что федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут.

Признаки налогов в налоговом праве

§ 2. Понятие налогов и сборов. Налоговая система. Налоговое право. Законодательство о налогах и сборах

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.
В Налоговом кодексе РФ (ч. I) содержится легальное определение налога и сбора.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления* денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

* См. ст. 209, 294-296 ГК РФ.

* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824 (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999. № 155-ФЗ // Российская газета. 1999. 15 июля).

*В настоящем учебном пособии рассматривается только налоговое законодательство России. Налоговое законодательство зарубежных стран см.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993.

Понятие и признаки налога

Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части валового внутреннего продукта для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Признаки налога. 1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

Так, например, в настоящее время во Франции насчитывается более ста видов парафискалитетов5. В России институт парафискалитетов применяется очень редко и только на уровне местного налогообложения. В Голландии сбор за пользование мостами, шлюзами, паромами именуется ретрибуцией. Иногда можно встретить использование в качестве общего названия для пошлин и сборов термина таксы. Вышеприведенная попытка дифференцировать налоги, сборы, пошлины и иные платежи более чем условна: четко разграничить эти понятия удается далеко не всегда. Однако следует признать, что в любом случае вариант смешивания этих понятий, выбранный законодателем, не совсем удачен, так как вносит определенную путаницу в понятийный аппарат, который и без того отличается недостаточной четкостью. В этой связи можно согласиться с некоторыми авторами о введении четкого законодательного разграничения налогов, сборов, пошлин, а также с предложением отнести те или иные виды платежей (например, налог с наследств и дарений), имеющие разовый, нерегулярный характер и предполагающие получение в качестве эквивалента определенного права или услуги, не к налогам, а к сборам и платежам.

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Нормативные, научные, судебные определения налога. Признаки налога. Функции налога и налогообложения.

Современное нормативное определение налога дано в п. 1 ст. 8 НК РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Видео удалено.
Читайте так же:  За сколько лет стажа добавляют пенсию
Видео (кликните для воспроизведения).

В постановлении КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16 П, принятом еще до НК РФ, было дано определение налогового платежа (по сути – налога): налоговый платеж представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности; указанный сбор поступает в специальный бюджетный фонд.

Один из ведущих российских ученых С.Г. Пепеляев еще в 1995 году предложил следующее определение: налог – единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

1) Обязанность по уплате налога возникает в результате совершения указанных в законе правомерных действий (деятельности) частного субъекта, имеющих экономическое содержание и результат. Действия (деятельность), порождающие обязанность по уплате налога, должны являться именно правомерными, налог не носит характера наказания. В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги должны иметь экономическое основание.

2) Безвозмездность. Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога не порождает каких–либо встречных обязательств со стороны государства. Тот объем социальных услуг, которые может получить от публично–правового образования конкретное лицо, никак не связан с суммой налогов, которые оно уплатило (должно уплатить). В частности, для получения гарантированных государством минимальных услуг (образования, пособий, медицинской помощи, перемещения по дорогам общего пользования и т.п.) объем налогов, уплаченных некоторым лицом, значения не имеет.

3) Индивидуальность. Возникшая обязанность по уплате налога по общему правилу должна быть исполнена налогоплательщиком лично, из его денежных средств. Исключения из этого правила относительно немногочисленны:

– уплата транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц (поимущественных налогов) наследниками умершего наследодателя – подп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ;

– уплата налогов учредителем (участником) ликвидируемой организации, если субсидиарная ответственность допускается гражданским законодательством – п. 2 ст. 49 НК РФ, п. 15 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57;

– уплата налогов правопреемником реорганизованной организации – п. 1 ст. 50 НК РФ;

– уплата налога поручителем за налогоплательщика – п. 2 ст. 74 НК РФ;

– уплата налога банком, предоставившим банковскую гарантию – п. 2 ст. 74.1 НК РФ;

– уплата НДС, излишне возмещенного налогоплательщику в заявительном порядке, банком, предоставившим банковскую гарантию – подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ;

– уплата налога руководителем или главным бухгалтером за организацию в рамках уголовного дела по ст. 199 УК РФ – п. 2 примечания к ст. 199 УК РФ, ст. 28.1 УПК РФ, п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64, постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 15555/07;

– субсидиарная уплата налогов руководителем организации, своевременно не исполнившим обязанность по подаче заявления должника о банкротстве в арбитражный суд – Обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г.);

– субсидиарная уплата налогов (как убытков), ликвидатором (директором) недобросовестно ликвидированной организации – постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. № 17044/12 и др.

4) Налог устанавливается публично–правовым образованием в фискальных целях, но не исключена цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов. Определенные платежи обладают некоторыми признаками налогов. Так, алименты и штрафы являются обязательными и индивидуально безвозмездными платежами. Можно обнаружить сходные правила в п. 9 ст. 226 НК РФ (уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается) и в п. 1 ст. 116 СК РФ (алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями) и ст. 383 ГК РФ (переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, не допускается). Но только налоги, имея те же признаки, как правило, уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично–правовых образований (фискальная цель).

5) Обязательность. Обязанность по уплате налога, как и большинство юридических обязанностей, обеспечена государственным принуждением. Неисполненная в срок обязанность по уплате налога может быть исполнена принудительно путем обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Но ее возникновение зависит только от правомерной экономической деятельности самого налогоплательщика и норм права, установленных государством. Обязанность по уплате налога не может ни возникнуть, ни прекратиться в силу добровольно заключенного договора с государством. Также обязанность по уплате налога не может возникнуть, но в очень редких, специально указанных случаях может прекратиться в силу принятия органом власти индивидуального акта (например, списание безнадежных долгов по налогам – ст. 59 НК РФ).

6) Уплата в денежной форме;

7) Обязанность по уплате налога может быть возложена только на лиц, обладающих гражданской правоспособностью (за исключением публично–правовых образований). Налоги могут уплачиваться только из денежных средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и являются результатом его самостоятельной экономической деятельности. При этом публично–правовые образования обладают гражданской правоспособностью (гл. 5 ГК РФ), но сами не могут выступать в качестве налогоплательщиков. Впрочем, с той же точки зрения невозможно применить к публично–правовому образованию штраф (как и иной вид наказания). Например, в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ ответственность за административные правонарушения устанавливается только в отношении физических или юридических лиц, но не публично–правовых образований.

Функции налога и налогообложения:

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Читайте так же:  Оплата налогов кредитной картой сбербанка

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты

Категория — это общее понятие, отражающее наиболее сущест­венные связи и отношения реальной действительности и познания.

Признак ― показатель, характерная черта, примета, по кото­рым можно определить какое-либо явление.

В ст. 8 Налогового кодекса РФ приведены определения налога и сбора.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаки налога:

  • императивность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • уплата в целях финансового обеспечения деятельно­сти государства;
  • законность;
  • относительная регулярность.

Императивность ― безусловная обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения (т.е. налог — это обязательный платеж). Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохрани­тельных и судебных органов, которые при нежелании налогопла­тельщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно.

[1]

Индивидуальная безвозмездность как признак отличает нало­говый платеж отсутствием для конкретного налогоплательщика эквивалентного объема выгоды от государственных услуг. Налоговый платеж — это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг. Безусловно, такой встречный поток есть в связи с реализацией государством своих функциональных обязан­ностей, но эти услуги предоставляются всем на общих основаниях, а для конкретного налогоплательщика поток встречных услуг не будет эквивалентен или пропорционален величине налогового пла­тежа. Именно данный признак в наибольшей степени отличает на­лог от сбора и других неналоговых платежей (штрафов, различных санкций и т.д.).

Признак уплаты в целях финансового обеспечения деятельно­сти государства характеризует цель взимания налогов как основного доходного источника формирования бюджета государства для обеспечения его деятельности.

Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплатель­щики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Признак относительной регулярности отличает налог опреде­ленной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, т.е. налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта на­логообложения.

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора от­сутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление опреде­ленного эквивалента «юридически значимых действий» в отноше­нии плательщика сбора. И это вполне объективная рокировка при­знаков.

На этом основании некоторые исследователи, в частности Б.Х. Алиев, предлагают использовать в качестве разграничивающе­го принцип нормативно-отраслевого регулирования, согласно которо­му налоговые платежи регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. Такой подход позволяет внести определен­ную ясность в данное разграничение:

  • налоговых обязательных платежей — налогов и сборов, непосредственно входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых налоговым законодательством;
  • неналоговых обязательных платежей (квазиналогов), непосред­ственно не входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых не налоговым, а иным законодательством;
  • разовых изъятий налогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обя­занностей налогоплательщика (налоговых санкций — пеней, штрафов) и регулируемых налоговым законодательством;
  • разовых изъятий неналогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика (штрафов, конфискаций) и регулируемых не налоговым, а иным законодательством.

Большинство различных платежей достаточно логично вписыва­ется в это разграничение. Однако при такой классифицирующей ос­нове некоторые обязательные платежи, явно обладающие всеми при­знаками налогов или сборов, но не включенные в перечень ст. 13-15 НК, как, например, таможенные пошлины или плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды загрязнений, регулирование которых находится вне рамок налого­вого законодательства, следует относить к квазиналогам — ненало­говым обязательным платежам. Очевидно, что подобные разграни­чивающие классификации страдают определенными нестыковками и относиться к ним следует очень осторожно.

Характерные черты государствен­ной пошлины:

  • обязательный и возмездный характер , так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  • определенный регулятивный характер , так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  • фискальный характер , так как она обеспечивает бюджетам оп­ ределенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  • учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществ­ления указанными выше органами и должностными лицами соот­ветствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

Налоговое право. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016)

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Налоговое право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Читайте так же:  Процент алиментов родителям от детей

Оглавление

  • 1. Становление и развитие налогообложения в России
  • 2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства
  • 3. Источники налогового права
  • 4. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
  • 5. Принципы налогового права
  • 6. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц
  • 7. Понятие, признаки и функции налогов. Виды налогов
  • 8. Отличие налогов от иных обязательных платежей
  • 9. Понятие, признаки и структура налогового правоотношения
  • 10. Субъекты налоговых правоотношении
  • 11. Налогоплательщик как субъект налоговых правоотношений
  • 12. Налоговый агент как участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 13. Налоговые органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 14. Таможенные органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 15. Понятие и структура системы налогов и сборов в России

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Понятие, признаки и функции налогов. Виды налогов

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Можно выделить следующие признаки налогов:

• обязательность (признак основан на обязанности каждого гражданина уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 НК РФ); налог взимается вне зависимости от воли лица, обязанного его уплачивать);

• индивидуальная безвозмездность (плательщик непосредственно не получает определенного встречного предоставления в результате уплаты налога);

• форма взимания налога – исключительно денежная;

• индивидуальная безвозвратность (уплата налога предполагает не временное отвлечение средств налогоплательщика, а полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств);

• основная цель налогов состоит в обеспечении финансовой деятельности публичного субъекта.

Функции налогов – это способы достижения определенных целей в результате функционирования системы налогообложения. Выделяют следующие основополагающие функции налогов:

• фискальная – формирование бюджета сраны. Данная функция является основной, так как налоги являются основным источником пополнения доходов любого бюджета (примерно 70–80 %). Чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам;

• регулятивная – государство посредством налогов регулирует экономику страны, а также социальное положение в стране. Налоги решающим образом влияют на экономику государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства, усиливая или ослабляя процесс накопления капитала и т. п. Регулятивная функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления;

[3]

• стимулирующая – государство посредством налогов, льгот или же санкций стимулирует технический прогресс, увеличивает число рабочих мест, стимулирует рост капиталовложений в производство и т. п. Стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

• распределительная – при помощи налогов в государственном бюджете происходит концентрация денежных средств, которые потом направляются на решение различных хозяйственных задач, стоящих перед государством.

Стимулирование технического прогресса посредством налогов заключается в том, что суммы прибыли, направляемые на реконструкцию, расширение производства товаров и оборудование для него и на ряд других нужд, освобождаются от уплаты налогов.

Налоги имеют большое значение для общества, поскольку государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, существенно способствует решению актуальных для общества проблем.

– по территориальному признаку: федеральные, региональные, местные;

– по способу взимания: прямые, т. е. взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика; косвенные, т. е. включаемые в цены товаров, услуг, работ (налог на добавленную стоимость (далее – НДС), акциз и т. д.), когда плательщиком выступает покупатель товаров, работ, услуг;

– по субъектам: налоги с физических лиц (например, на имущество); налоги с организаций (на прибыль организации); смежные налоги (земельный налог);

– по целевому назначению: целевые, поступления от которых используются для финансирования конкретных расходов, нецелевые (общие), не предназначенные для финансирования конкретных расходов.

Оглавление

  • 1. Становление и развитие налогообложения в России
  • 2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства
  • 3. Источники налогового права
  • 4. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
  • 5. Принципы налогового права
  • 6. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц
  • 7. Понятие, признаки и функции налогов. Виды налогов
  • 8. Отличие налогов от иных обязательных платежей
  • 9. Понятие, признаки и структура налогового правоотношения
  • 10. Субъекты налоговых правоотношении
  • 11. Налогоплательщик как субъект налоговых правоотношений
  • 12. Налоговый агент как участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 13. Налоговые органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 14. Таможенные органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 15. Понятие и структура системы налогов и сборов в России

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Источники


  1. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.

  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  3. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
  4. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
  5. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
Признаки налогов в налоговом праве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here