Принципы налоговой системы и виды налогов

Самое важное на тему: "Принципы налоговой системы и виды налогов" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Налоговая система и принципы налогообложения. Виды налогов

Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в государственные фонды и госбюджет.

Налоги — основной источник доходов государства. Они представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоги выполняют следующие функции:

— фискальную: сбор средств государством с целью финансирования госрасходов;

— социальную: обеспечение социальной и политической стабильности;

— регулирующую: государственное регулирование экономики.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

— субъект налогообложения (кто должен платить налоги);

— объект налогообложения (что облагается налогом). Налогами облагают: доходы, имущество, прибыль, выручку (оборот), добавочную стоимость (НДС), товары и услуги (акцизы, налог с продаж), определенные виды деятельности (лицензии), передаваемое имущество (дарение, наследование);

— налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налогов);

[2]

— налогооблагаемая база — величина, с которой выплачивается налог. Для экономики ею является величина совокупного (национального) дохода Y

Чтобы рассчитать сумму налога (Tx), следует величину налогооблагаемой базы (Y) умножить на налоговую ставку (t):

1) эффективности: налоговая система должна стимулировать экономический рост;

2) вертикальной справедливости: люди, получающие больше материальных благ, должны платить большие налоги;

3) горизонтальной справедливости: люди с равными доходами должны платить налог по единой ставке;

4) простота и доступность для исчисления: налоговая норма в налоговом законодательстве должна излагаться понятным языком.

По территориальному признаку:

По способу изъятия:

1. Прямые налоги — это налоги на доходы от факторов производства и имущество:

— личный подоходный налог;

— налог на прибыль;

— налог на наследство;

— налог на имущество;

— налог с владельцев транспортных средств и другие.

Налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель

(тот, кто выплачивает налог государству) — один и тот же агент.

2. Косвенные налоги представляют собой часть цены товара или услуги:

— налог на добавленную стоимость — НДС (имеет наибольший вес в налоговой системе России);

— налог с оборота;

— акцизный налог — надбавка к цене (подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха);

— таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Налогоплательщик — покупатель товара или услуги (именно он

оплачивает налог при покупке), а налогоноситель — фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

Средняя ставка налога — это отношение налоговой суммы к величине дохода, выраженное в процентах:

Предельная ставка налога — это процентное отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода:

Автономные (аккордные) налоги — это налоги, которые не зависят от уровня дохода.

Подоходные налоги — это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых определяется по формуле:

где t — предельная налоговая ставка; Y — совокупный доход (национальный доход или ВВП).

Виды налогов в зависимости от установления налоговой ставки:

— пропорциональные: средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода; сумма налога пропорциональна величине дохода;

— прогрессивные: средняя налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода;

— регрессивные: средняя налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Налоги, их функции, принципы налогообложения

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (от лат. финансы – наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную (от лат. фискалис – казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45% ВНП, (в Японии и США – 27%). Доля налогов в ВВП России в 1997 г. составляла около 20%.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:

• справедливость и равенство налогообложения;

• простота и доступность для исчисления.

Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства.

Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:

• у источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

Читайте так же:  На каких условиях можно получить субсидию

• в момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).

Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).

Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер. Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.

Второй принцип налогообложения – эффективность – касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.

Третий принцип налогообложения – простота и доступность , для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

• всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

• стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

• равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

• обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

• самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

• социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка (t) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т3Т4 равен приросту дохода Y1Y2 ;

прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а). Прирост налога Т1Т2 больше прироста дохода Y1Y2 ;

регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т5Т6 , меньше прироста дохода Y1Y2 ;

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q) и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (topt). Превышение этого уровня (до t1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q1

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9121 —

| 7230 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Лекция № 17. Налоги и налоговая система

1. В современных экономических системах роль налогов исключительна велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. В переходной экономике роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что один из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в нестабильных условиях трансформации экономической системы.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании алиментов образец украина

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов неизбежно потребовало формирование фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако их изначальное предназначение, смысл в своей основе сохраняются.

Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплателыцикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, налогоплателыцики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости.

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плателыциков сборов государственными органами, органами местного самоуп­равления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

2. Несмотря на отличия налоговых систем различных государств, разнообразие задач, которые решает на­логовая система в тот или иной период времени, на­логовые системы объединяют общие черты. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

Система налогов— это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость имущество).

Налоговый механизмпредставляет собой совокупность всех средств методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на конкретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налообложения(уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогооблажения (порядка исчисления того или иного налога) можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов.

Общепризнанно выделение следующих принципов построения налоговых систем:принцип справедливости (равенства) налогообложения; определённость налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления точно определены и понятны налогоплательщикам); удобство сроков и способов уплаты; экономичность (эффективность) сбора налогов (расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога).

Принципы построения налоговой системы в своем ограниченном единстве должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

3. Налоговая система как единое целое и каждый от­дельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. В налоговой теории однозначное признание получило прежде всего фискальная функция.

Фискальная функциясостоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими функциями налоговой системы и налоговой политики.

Регулирующая функцияналогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

Распределительная функцияналоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капитала инвестиционных ресурсов.

Социальная функцияналогов носит многоаспектный характер. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы весьма существенна в силу того, что государство традиционно несло значительные обязательства перед населением. Многие социальные затраты, финансируемые западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (образование, здравоохранение, пенсионные расходы, соц. страхование и др.).

Стимулирующая функцияналоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. (система льгот, поощрений).

Контрольная функцияналогов выступает в качестве своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.

4.Налоговый кодекс Российской Федерации (I часть) содержит 28 различных налогов и сборов, в том числе:

Федеральные налоги и сборы:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерально­го сырья;

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

Читайте так же:  В каком году ввели пенсионные отчисления

• подоходный налог с физических лиц;

• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

• таможенные пошлины и таможенные сборы;

• налоги на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоло­гическими ресурсами;

• федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы:

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы:

— налог на имущество физических лиц;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— налог на рекламу;

— налог на наследование и дарение;

— местные лицензионные сборы.

Для характеристики структуры налогов может быть использована налоговая классификация.В соответствии с ее принципами могут быть выделены следующие структурные деления налогов. В зависимости от объекта налогооблажения — прямые и косвенные; от уровня взимания (звена бюджетной системы) — региональные и местные; от субъекта уплаты — с физических и юридических лиц; от целевого назначения — общие (без функциональной привязки к конкретным расходам бюджета) и целевые; от источника уплаты — с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж); от способа изъятия — у источника и с налоговой декларации.

Прямые налогиимеют в качестве объекта налогообложения доход с физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. К прямым налогам относятся: прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной налог; водный налог; транспортный налог; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения еще недостаточно. Они составляют по данным за 1999 год около 44% всех бюджетных налоговых доходов Российской Федерации.

Косвенные налогивзимаются с операций по реализации товаров, услуг, экспортно-импортных и тому подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или выручке от продаж (по налогу с продаж). Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 1999 году занимал НДС-25,5%, затем налог на прибыль- 19,5%, подоходный налог с физических лиц -13%, акцизы – 11%.

Дата добавления: 2015-07-24 ; просмотров: 1879 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понятие налоговой системы, ее структура и принципы построения

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, выполняющих единую задачу – изъятие налогов и сборов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. Рассматривая налоговую систему, выделяют следующие образующие ее элементы:

— система налогообложения государства;

— нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения;

— система налоговых органов;

— налоговая политика государства;

— налоговая культура населения.

Составной частью налоговой системы выступает система налогообложения, основными элементами которой являются:

— все виды налогов, установленные действующим законодательством;

— юридические конструкции налогов;

— налоговый и бухгалтерский учет для целей налогообложения;

— система учета налогоплательщиков.

К принципам построения налоговой системы относятся:

принцип единства предусматривает единую законодательную и нормативно-правовую базу в области налогообложения на всем экономическом пространстве государства;

принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного периода времени;

принцип рациональности построения налоговой системы означает, что из всех целесообразных вариантов налоговых систем самой наилучшей является только одна, которая соответствует критерию оптимальности;

принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию налоговых платежей;

принцип единоначалия управления налоговой системой предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения;

принцип максимальной эффективности налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности структуры системы;

принцип целевого поступления налогов и сборов означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего уровня осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов.

Налоговая система Российской Федерации

В соответствии с законодательством о налогах и сборах в Российской Федерации действуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы – это обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти и обязательны к уплате на всей территории РФ:

1)налог на добавленную стоимость; 2)акцизы; 3)налог на доходы физических лиц; 4)налог на прибыль организаций; 5)налог на добычу полезных ископаемых; 6)водный налог; 7)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8)государственная пошлина.

Региональные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3)транспортный налог.

Местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований:

[1]

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Участники налоговых правоотношений

Участниками налоговых правоотношений являются:

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая служба и ее подразделения (налоговые органы).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Налогоплательщики могут участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя, которыми могут быть организации или физические лица. Законные представители налогоплательщика выступают таковыми на основании закона. Уполномоченные представители налогоплательщика представляют его интересы в отношениях с налоговыми органами и органами внебюджетных фондов на основании доверенности.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

Читайте так же:  Налоговый вычет не перевели на счет

Для анализа категорий налогов выделяют их признаки:

1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

1) По принадлежности к уровню управления:

а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ. лиц, земельный). Оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

2) По налогоплательщикам:

а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

3) По степени переложения:

а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

4) По объекту налогообложения:

а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

б) налоги с доходов (НДФЛ),

в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

Сущность налоговой системы, принципы ее построения, виды налогов и источники их уплаты

Основным источником существования государства и выполнения им своих функций являются налоги.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и налоговых плате­жей представляет собой налоговую систему. Совокупность же форм и методов изъятия части доходов юридических и физических лиц в доход бюджета представляет собой систему налогообложения.

Налоговая система должна включать достаточно широкий круг нало­гов разного направления, ибо за счет одного налога практически невоз­можно создать финансовую базу государства, которая бы обеспечивала его функционирование. С другой же стороны, налогоплательщиков интересует не столько количество налогов, которые они уплачивают, сколько их сум­ма и доля в получаемом доходе.

Изначальной основой построения налоговой системы является объем расходов бюджета. Виды налогов и их объем в государстве устанавлива­ются с целью покрытия его расходов.

Основным исходным принципом построения налоговой системы яв­ляется установление оптимального соотношения между величиной дохода, изымаемого государством у хозяйствующих субъектов через различные налоги и платежи в бюджет, и его частью, остающейся у них, что должно обеспечить как формирование бюджета в необходимом объеме, так и раз­витие самих предприятий

Основными принципами построения налоговой системы должны быть: однократность обложения одного и того же объекта; сумма уплачен­ного налога должна быть равной стоимости полученных от государства благ и услуг; каждый налог должен иметь целевое назначение, т.е. быть направлен на покрытие конкретного вида расходов государства, а не для покрытия дефицита бюджета; условия налогообложения должны быть простыми и понятными налогоплательщику; взыскание налога должно производиться в удобное для плательщика время и понятным для него ме­тодом; отчетность правительства об использовании налогов.

Основные критерии системы налогообложения ее экономическая эф­фективность и социальная справедливость. В этой связи налоги должны обеспечивать, с одной стороны, устойчивую и в нужном объеме финансо­вую базу государства, а с другой, — оставлять хозяйствующим субъектам столько средств, чтобы их хватало на собственное развитие и на повыше­ние материальной заинтересованности работников в результатах работы.

Существующая в Украине система налогообложения еще сложна, труднодоступна и во многом непонятна налогоплательщикам. Это касает-

ся, прежде всего, исчисления налога на прибыль. Принятый на этот счет закон размыт, не конкретен, сложен, изложенный в нем порядок исчисле­ния налогооблагаемой прибыли идет вразрез с существующей практикой исчисления прибыли в бухгалтерском учете и т.д.

Виды налогов, их плательщики, объект налогообложения, ставки, по­рядок исчисления и уплаты устанавливаются государством и местными органами власти. В настоящее время в Украине существует большое коли­чество налогов и налоговых платежей, а с учетом различных сборов и обя­зательных платежей их более двух десятков.

Существующая система налогов и налоговых платежей имеет свою классификацию, в основу которой положены следующие признаки: форма налогообложения; экономическое содержание объекта налогообложения; уровень государственных структур, которые устанавливают налоги; на­правление использования налогов.

В зависимости от формы налогообложения все налоги подразделяют­ся на прямые и косвенные(непрямые).

Прямые налоги

— это налоги, устанавливаемые на доходы и имуще­ство непосредственно налогоплательщикам и уплачиваемые ими же из своих поступлений денежных средств. К ним относятся налог на прибыль, налог на транспортные средства, налог на землю, подоходный налог с до­ходов граждан и др.

Косвенные (непрямые) налоги

это налоги, устанавливаемые на то­вары и услуги и оплачиваемые покупателем в их ценах или тарифах, а уп­лачиваемые вбюджет продавцами товаров и услуг. В данном случае поку­патель уплачивает эти налоги продавцу в ценах на покупаемые у него то­вары и услуги, а продавец потом перечисляет их государству. К косвен­ным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы.

По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги подразделяются на: налоги на доходы; налоги на потребление; налоги на имущество.

Налоги на доходы

— это налоги, взимаемые по установленным став­кам с доходов физических и юридических лиц. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с доходов граждан.

Налоги

на потребление— это налоги, взимаемые с покупателей в це­нах на продаваемые им товары и услуги. К этим налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы.

Читайте так же:  Как перечисляются алименты по исполнительному листу

Налог на имущество

— это налог, устанавливаемый на конкретное имущество юридических и физических лиц. Например, налог на транс­портные средства и другие самоходные машины и механизмы.

В зависимости от уровня государственных структур, которые уста­навливают налоги, они подразделяются на общегосударственные и мест­ные.

Общегосударственные налоги

это налоги, устанавливаемые Вер­ховной Радой Украины и удерживаемые на всей территории страны. К этим налогам относятся: налог на добавленную стоимость; налог на при­быль; налог на землю; налог на транспортные средства и другие самоход­ные машины и механизмы; налог на промысел; подоходный налог с дохо­дов граждан и др.

Местные налоги

это налоги, устанавливаемые местными органами власти и обязательные к уплате только на данной территории. К местным налогам относятся: коммунальный налог; налог с рекламы, а также ряд сборов: гостиничный сбор; рыночный сбор; сбор за выдачу ордера на квартиру и др.

В зависимости от направления в использовании налоги подразделя­ются на общие и целевые (специальные).

Общие налоги

— это налоги, не имеющие целевого назначения и рас­ходуемые государством на общегосударственные мероприятия (содержа­ние органов управления, оборону страны и др.). К ним можно отнести на­лог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с граждан, акцизный сбор и др.

Целевые (специальные) налоги

— это налоги, устанавливаемые для финансирования специальных мероприятий. Так, налог (плата) за землю используется на финансирование мероприятий по рациональному исполь­зованию и охране земель, повышению плодородия их почв, ведению госу­дарственного земельного кадастра, землеустройству и т.д.

Каждый вид налога должен иметь соответствующий источник его уп­латы.

Источники

уплаты налогов и налоговых платежей — это доход их плательщиков, с которого уплачиваются соответствующие налоги и пла­тежи, т.е. это то, с чего уплачиваются налоги. Источник может быть непо­средственно связан с объектом налогообложения (например, когда облага­ется сам доход — прибыль, то объект обложения и источник совпадают), а может и не иметь отношения к объекту налогообложения (например, налог на транспортные средства исчисляется с объемов цилиндра двигателя ав­томобиля, а уплачивается из дохода).

В настоящее время выделяются четыре вида доходов, являющихся источниками уплаты различных налогов и платежей: рента; процент; зара­ботная плата; предпринимательский доход.

Рента

— это доход хозяйствующих субъектов, получение которого обусловлено факторами, не зависящими от их деятельности. Источники

образования ренты различны. Например, в добывающих отраслях она об­разуется на предприятиях, находящихся в более благоприятных условиях производства (меньшая глубина залегания и большая мощность пласта, более близкое расположение потребителей и т.д.), позволяющих добывать более дешевую продукцию по сравнению с аналогичными предприятиями, находящимися в сравнительно более худших условиях.

Получаемая рента как доход хозяйствующего субъекта вносится им в бюджет в виде соответствующего платежа.

Процент

— это доход на вложенный капитал или инвестированные ресурсы (средства производства и др.). Этот доход могут получать как юридические, так и физические лица. Следовательно, он может быть ис­точником уплаты как прямых, так и косвенных налогов.

Заработная плата

доход, выплачиваемый работникам за исполь­зование их труда (рабочей силы). Этот доход может быть источником уп­латы как прямых (подоходного налога), так и косвенных (НДС, акциза) налогов.

Предпринимательский доход

— это доход, полученный в результате предпринимательской деятельности. Он является источником уплаты пря­мых налогов предпринимателей — налога на прибыль, налога на землю, налога на транспортные средства и др.

Рассматривая источники платежей относительно доходов юридиче­ских и физических лиц и непосредственных плательщиков налогов следует отметить, что если источником уплаты отдельных прямых налогов (налога на прибыль) юридических лиц является непосредственно их прибыль, а косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизного сбора. ) в конечном счете прибыль (ибо отнесение их на увеличение себестоимости проданной продукции и оказанных услуг уменьшает соответствующую величину прибыли), то уплачиваются они в бюджет непосредственно из выручки. Что же касается физических лиц, то удерживаемые из их доходов (как источника налогов) прямые налоги (подоходный налог) уплачиваются в бюджет из выручки хозяйствующих субъектов. Косвенные же налоги (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор) изымаются у физиче­ских лиц через цены продаваемых им товаров и услуг, а перечисляются в бюджет продавцами товаров и услуг из полученной выручки. Таким обра­зом, если источники уплаты налогов у юридических и физических лиц различные, то уплачиваются они в бюджет хозяйствующими субъектами из выручки.

Непрямые налоги

Непрямые налоги

— это налоги, устанавливаемые на товары и услуги в виде надбавок к цене товара или услуг, оплачиваемые покупателями при их покупке, а уплачиваемые в бюджет продавцами этих товаров и услуг.

Непрямые налоги играют важную роль в формировании доходов Гос­бюджета. Поступления от них в доходах Госбюджета составляют более 45%.

Виды непрямых налогов, их плательщики, ставки, порядок исчисле­ния и уплаты в бюджет устанавливаются в законодательном порядке.

[3]

В настоящее время в Украине существуют следующие виды непря­мых налогов: налог на добавленную стоимость; акцизный сбор; таможен­ные сборы и др.

Ниже, в отдельных вопросах, раскрывается сущность важнейших ви­дов непрямых налогов, порядок их исчисления и уплаты в бюджет.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источники


  1. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.

  3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
  5. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
Принципы налоговой системы и виды налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here