Письмо фнс о выездных налоговых проверках

Самое важное на тему: "Письмо фнс о выездных налоговых проверках" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Налоговые проверки. Письмо ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (Сибиряков Н.)

Дата размещения статьи: 30.09.2015

Порядок проведения мероприятий налогового контроля регулируется нормами части первой Налогового кодекса Российской Федерации. При этом на практике могут возникнуть ситуации, которые не прописаны в действующем налоговом законодательстве. В представленном материале рассмотрим положения Письма ФНС России N АС-4-2/12837, в котором территориальным налоговым органам даны рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками.

Вызов налогоплательщиков в налоговые органы

Инвентаризация имущества

В разд. 3 Рекомендаций представители ФНС разъясняют, что инвентаризация имущества налогоплательщика осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным Приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39.
Инвентаризация проводится с целью:
— выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
— сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
— проверки полноты отражения в учете обязательств.
Для ее проведения налоговые органы вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов.
За воспрепятствование доступу контролеров на свою территорию или в помещение в целях инвентаризации имущества проверяемое лицо может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Направление запросов в банк

Согласно п. 4.1 Рекомендаций банки обязаны по мотивированному запросу инспекции выдавать:
— справки о наличии банковских счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на них;
— выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам);
— справки об остатках и о переводах электронных денежных средств.
Если такие сведения запрашиваются в отношении контрагента проверяемого лица, то инспекциям рекомендуется учитывать судебную практику на уровне субъекта Российской Федерации, так как в отдельных регионах суды требуют, чтобы запрос направлялся только инспекцией по месту учета контрагента. В этом случае инспекция по месту учета проверяемого лица должна одновременно или после направления поручения об истребовании документов послать в ИФНС по месту учета контрагента отдельное поручение о направлении запроса в банк.
При этом условием для запроса информации о счетах контрагента является проведение в его отношении такого мероприятия, как истребование документов (информации) о проверяемом лице или информации о конкретных сделках.

Допрос свидетеля

Обратите внимание! Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрена.

Порядок проведения осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов

Истребование документов

Проведение выемки

Назначение экспертизы

Письмо ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 «О налоговых проверках»

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями территориальных налоговых органов направляет ответы на вопросы, возникающие при осуществлении мероприятий налогового контроля:

1. Вопрос: После проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик изменил адрес регистрации и перешел на учет в налоговый орган другого субъекта. Какой вышестоящий налоговый орган может провести повторную выездную налоговую проверку (Управление ФНС России по субъекту РФ по месту прежнего учета либо Управление ФНС России по субъекту РФ по месту учета)?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) вышестоящему налоговому органу предоставлено право проводить повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Кодексом не предусмотрены ограничения по проведению вышестоящим налоговым органом повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Следовательно, поскольку проверка проводится в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, то вышестоящим налоговым органом по отношению к нему будет являться Управление ФНС России по субъекту РФ по прежнему месту учета налогоплательщика.

Данная позиция подтверждена письмом Минфина России от 29 марта 2012 г. N 03-02-08/32.

2. Вопрос: В случае отсутствия у налогоплательщика учета перечисленного НДФЛ в разрезе каждого физического лица, каким образом должен производиться расчет пени (в целом по организации или отдельно по каждому физическому лицу) и имеет ли налоговый орган право привлечь налогового агента к ответственности в случае отсутствия такого учета?

Ответ: Согласно ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 230 Кодекса налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета по каждому налогоплательщику.

В случае, если налоговым органом в ходе проведения проверок налоговых агентов выявляются факты отсутствия учета объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц в разрезе каждого физического лица, организация подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 120 Кодекса за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

[2]

Для исполнения обеспечения указанной обязанности либо исполнения указанной обязанности в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки статьей 75 Кодекса предусмотрен способ обеспечения в виде начисления сумм пени.

Согласно пункту 3 статьи 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. На основании пункта 7 статьи 75 Кодекса правила, предусмотренные указанной статьей, распространяются на налоговых агентов.

Читайте так же:  Налоговый вычет не перевели на счет

Таким образом, в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пени начисляются налоговому агенту в целом по организации с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу.

3. Вопрос: В какой срок справка о проведенной проверке будет считаться полученной, в случае направления указанной справки заказным письмом; исчисляются ли с указанного срока дальнейшие действия налогового органа при оформлении результатов проверки?

Ответ: Составленную справку проверяющие должны вручить налогоплательщику или его представителю лично (абз. 1 п. 15 ст. 89 Кодекса). Формой справки предусмотрено поле, в котором налогоплательщик ставит отметку о получении справки, в случае если справка вручается непосредственно ему, а не отправляется почтой.

Справка вручается в тот же день, когда составляется, т.е. в последний день проведения проверки (абз. 1 п. 15 ст. 89 Кодекса).

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, она должна быть направлена по почте заказным письмом (абз. 2 п. 15 ст. 89 Кодекса). В этом случае наличия подписи налогоплательщика (его представителя) на справке не требуется. Датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма адресату.

Следует отметить, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Дальнейшее исчисление сроков оформления результатов налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения, следовательно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий.

Необходимо отметить, что после составления справки сотрудники налогового органа не имеют право находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля.

4. Вопрос: Подлежат ли направлению материалы в следственные органы в порядке статьи 32 Кодекса после частичной оплаты сумм налогов, указанных в требовании?

Ответ: Согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Поскольку в соответствии с п. 3 статьи 32 Кодекса основанием для направления налоговыми органами материалов в следственные органы является факт неуплаты в полном объеме налогоплательщиком сумм недоимки, указанной в требовании, то в случае частичной уплаты сумм налогов, налоговые органы обязаны направлять материалы в следственные органы.

5. Вопрос: Возможно ли в рамках проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов, экспертиз?

Ответ: В соответствии с п. 3.1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и пп. 6 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговым органам в целях осуществления налогового контроля предоставлено право производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, предусмотренном ст. 92 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 92 Кодекса предусмотрено, что должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр территорий, помещений документов и предметов налогоплательщика в период проведения в отношении этого налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Вместе с тем, согласно пункту 2 указанной статьи осмотр документов и предметов также допускается вне рамок выездной налоговой проверки, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Таким образом, должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр документов и предметов в рамках камеральной налоговой проверки, в случаях если:

1) документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

2) если владелец этих предметов дал согласие на проведение их осмотра.

Проведение осмотра территорий в рамках камеральной налоговой проверки Кодексом не предусмотрено.

По проведению экспертиз необходимо отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 95 Кодекса эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля. Поскольку камеральная проверка является одной из форм такого контроля (п. 1 ст. 82 Кодекса), то проведение экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки правомерно.

6. Вопрос: Вправе ли налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогового агента документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки в размере 0 процентов по налогу на прибыль организаций?

Ответ: В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с положениями главы 25 Кодекса обязанности налогового агента возникают у российской организации при выплате дивидендов российским компаниям.

На основании пункта 2 статьи 275 Кодекса для налогоплательщиков — российских организаций, налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется налоговым агентом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов.

Таким образом, если на день принятия решения о выплате дивидендов соблюдены условия, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, то на день выплаты налоговым агентом доходов в виде дивидендов может быть применена налоговая ставка налога на прибыль 0 процентов.

Читайте так же:  Действует ли пенсионный вклад 3 5 в сбербанке

При этом, согласно пункту 3 статьи 284 Кодекса для подтверждения права на применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налог на прибыль в бюджет, а также в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (подпункты 1, 5 пункта 3 статьи 24 Кодекса).

Налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет. Учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации по каждому налогоплательщику (подпункт 3 пункта 3 статьи 24 Кодекса).

Помимо этого, налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 4 пункт 3 статьи 24 Кодекса).

Следовательно, действия налогового органа по истребованию документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 284 Кодекса, подтверждающих правомерность применения налоговым агентом налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, при проведении камеральной проверки являются правомерными.

7. Вопрос: Какой порядок назначения и проведения выездных налоговых проверок в части деятельности организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения к проверяемому налогоплательщику до начала проверки или во время ее проведения?

Ответ: Согласно статье 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случае присоединения одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

Переход имущественных прав и обязанностей должен быть оформлен соответствующим передаточным актом.

Согласно ст. 50 Кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей.

Таким образом, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.

Если такое присоединение произошло до начала проверки, то решение о назначении выездной налоговой проверки выносится в отношении проверяемого предприятия с отдельным указанием наименований присоединившихся организаций. Если реорганизация произошла во время проведения проверки, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.

Управлениям ФНС России по субъектам РФ довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Письмо ФНС по вопросам проведения выездных налоговых проверок

1. На основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Отсутствие в таком уведомлении указания на то, какое конкретно решение будет вручено представителю налогоплательщика, не может нарушать прав налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Срок для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, установлен п. 1 ст. 101 НК РФ с учетом разъяснений, приведенных в п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». При этом вручение налоговым органом налогоплательщику решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля за пределами вышеуказанного срока, не приводит к нарушению существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в случае ознакомления налогоплательщика со всеми материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и обеспечения возможности представления им соответствующих возражений, а также его участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

3. В соответствии с положениями ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Для проверки обоснованности заявленных расходов налоговый орган в рамках проводимой выездной налоговой проверки вправе запрашивать документы, подтверждающие реальность произведенных работ (оказанных услуг), в том числе осуществленных силами контрагента или собственными силами налогоплательщика, а также документы, подтверждающие соблюдение налогоплательщиком должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и заключении договоров.

Непростые ситуации при проверках: комментарии от Федеральной налоговой службы

К сожалению, не все положения о проверках прописаны в Налоговом кодексе достаточно четко. На практике у инспекторов возникает немало вопросов о том, как действовать в тех или иных непростых ситуациях. Некоторые из них прокомментировала ФНС России в письме от 29.12.12 № АС-4-2/22690*. Хотя разъяснения адресованы инспекторам, они будут полезны и для налогоплательщиков. В частности, помогут разобраться, какие действия проверяющих не соответствуют закону. В статье мы подробно описали ситуации и выводы, которые сделали специалисты Федеральной налоговой службы.

Повторную проверку налогоплательщика, который сменил инспекцию, может провести УФНС по прежнему месту учета

После того, как инспекторы проведут выездную проверку, начальство из регионального Управления ФНС может назначить повторную ревизию того же налогоплательщика по тем же налогам и за тот же период. Цель повторной проверки — проконтролировать, насколько успешно сотрудники «рядовой» инспекции справились со своей задачей. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 10 статьи 89 НК РФ.

Однако порядок проведения повторной проверки прописан не достаточно четко. В частности, в НК РФ не говорится, кто должен проводить повторную проверку, если после первичной проверки налогоплательщик сменил юридический адрес и инспекцию. Авторы комментируемого письма объясняют, что сделать это должно УФНС по прежнему месту учета. Недавно этой темы касался и Минфин России. Чиновники подчеркнули, что переход в другую инспекцию — не повод для отмены повторной проверки (письмо от 29.03.12 № 03-02-08/32).

Читайте так же:  При какой зарплате положена субсидия

Ранее вопрос о повторных проверках разбирался в Конституционном суде. В постановлении от 17.03.09 № 5-П сделан следующий вывод: если арбитражный суд отменил штрафные санкции, вынесенные по итогам первичной проверки налогоплательщика, то при повторной проверке контролеры не вправе заново оштрафовать налогоплательщика по тем же основаниям.

При камеральной проверке инспекторы не вправе осматривать территорию, и помещение, но вправе назначить экспертизу

В рамках выездной проверки инспекторы могут осматривать территорию, помещение, документы и предметы, а также проводить экспертизу. Вне рамок выездной проверки (в том числе при «камералке») осмотры документов и предметов тоже возможны, но не всегда, а в особых случаях. А именно, если предметы и документы были получены в результате более ранних действий налогового контроля, либо владелец предметов дал свое согласие на осмотр (п. 2 ст. 92 НК РФ). Что касается осмотра территории и помещений, то в рамках камеральной проверки его ни при каких условиях проводить нельзя.

Все вышесказанное относится и к камеральной проверке декларации, в которой указан НДС к возмещению. Это значит, что осмотр документов и предметов возможен, только если налогоплательщик дал свое согласие, или предметы были получены в рамках предыдущих контрольных мероприятий, а осмотр помещений и территорий вообще невозможен.

С экспертизой дело обстоит следующим образом. Согласно пункту 1 статьи 95 НК РФ привлечь эксперта можно при любых видах налогового контроля. Камеральная проверка является одной из форм такого контроля. Следовательно, экспертиза при «камералке» не запрещена.

Также напомним, что в ходе камеральной проверки разрешено допрашивать свидетелей и использовать их показания при вынесении решения. На это не раз обращал внимание Минфин России (см., например, письмо от 30.11.11 № 03-02-07/1-411).

Если во время выездной проверки компания была реорганизована в форме присоединения, то в отношении присоединенной фирмы должно быть отдельное решение о проверке

Согласно статье 50 НК РФ в случае реорганизации обязанность по уплате налогов переходит от реорганизованной компании к ее правопреемнику. Поэтому инспекторы вправе проверить правопреемника за период деятельности его предшественника. Главное, чтобы этот период не превышал трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Это правило в полной мере распространяется на компании, в которых произошла реорганизация в форме присоединения. При назначении проверки сотрудники ИФНС должны учитывать один нюанс. Если присоединение состоялось во время выездной проверки, то решений о проведении проверки должно быть два: одно в отношении предшественника (т.е. присоединившейся организации), и одно в отношении правопреемника (т.е. компании, к которой присоединилась другая фирма). Если же присоединение состоялось до начала налоговой проверки, то выписывается только одно решение — в отношении правопреемника. Но в этом решении инспекторы должны отдельно указать присоединившуюся организацию.

Два месяца, отведенные на оформление акта по выездной проверке, отсчитываются с даты составления справки о проверке, а не со дня ее вручения налогоплательщику

По окончании выездной проверки инспекторы должны составить справку о проведенной проверке. Передать ее налогоплательщику можно двумя способами: лично в руки, либо по почте. В первом случае датой получения будет день, указанный в специальном поле справки, во втором случае — дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма адресату.

Но дата вручения, какой бы она ни была, не влияет на начало отсчета двухмесячного срока, отведенного на оформление акта по результатам проверки. Дело в том, что два месяца отсчитываются от даты составления (а не вручения) справки. Таким образом, даже если контролеры вручили справку с опозданием, или вовсе не вручили, срок для составления акта не увеличится.

Частичное перечисление суммы, указанной в требовании об уплате налога, не снимает с инспекторов обязанность передать материалы следственным органам

Если по итогам проверки ИФНС начислила налоги, пени и штрафы, но налогоплательщик отказался их перечислить, инспекторы должны передать материалы в следственные органы. Но такая обязанность возникает не всегда, а при выполнении двух условий. Первое — деньги в бюджет не поступили в течение двух месяцев по окончании срока, указанного в требовании об уплате налога (сбора). Второе условие — размер недоимки позволяет предполагать, что налогоплательщик совершил нарушение, которое содержит признаки преступления, предусмотренного статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса. Это следует из пункта 3 статьи 32 НК РФ.

Возникает вопрос: должны ли налоговики передать материалы следственным органам в случае, когда налогоплательщик исполнил требование об уплате, но не в полном объеме, а частично? Авторы комментируемого письма ответили утвердительно. Другими словами, перечисление налогоплательщиком части недоимки не освобождает инспекторов от необходимости передать информацию следователям. И только уплата всей суммы, указанной в требовании, избавит компанию или предпринимателя от общения с полицией.

*В этом же письме чиновники ответили на вопрос о начислении пени по НДФЛ (см. «ФНС разъяснила, как начислить пени за несвоевременную уплату НДФЛ»).

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

ФНС России подготовила рекомендации по проведению выездных налоговых проверок

В письме ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/[email protected] описаны рекомендации по проведению выездных налоговых проверок для территориальных налоговых органов. Документ призван обеспечить единообразие соответствующих процедур.

Читайте так же:  Почему в июле пенсия стала меньше

Так, служба подчеркивает, что целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В связи с этим выявления в ходе проверки нарушений в иных сферах, отражаются в акте проверки только в случае, если ими обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений.

Кроме того, в письме освещен порядок вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки, порядок и ограничения при ее проведении, особенности привлечения к проверке сотрудников органов внутренних дел.

В частности, решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику, а в случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков – ответственному участнику этой группы. Отмечается, что внесение изменений и дополнений в ранее принятое решение в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо.

При этом факт ознакомления налогоплательщика с решением отражается на его экземпляре путем заполнения налогоплательщиком (его представителем) отметки «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен» с указанием соответствующей даты.

Предъявление решения вместе со служебными удостоверениями является основанием доступа должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

Помимо этого, служба подчеркивает, что предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах, не допускается.

Также отмечается, что налогоплательщики имеют право получать копию акта налоговой проверки. Однако вручение лицу, в отношении которого проводилась проверка, выписок из акта, промежуточных и рабочих материалов проверки, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено и не допускается.

О порядке проведения налоговыми органами выездных налоговых проверок и повторной выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ не установлено право вышестоящего налогового органа повторно рассматривать жалобу налогоплательщика на вступившее в силу решение инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в той части, которая была обжалована в апелляционном порядке.

Вопрос: О порядке проведения налоговыми органами выездных налоговых проверок и повторной выездной налоговой проверки.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 27 июня 2013 г. N СА-19-9/[email protected]

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо, сообщает следующее.

[1]

1. По вопросу проведения налоговым органом в отношении ЗАО выездных налоговых проверок и повторной выездной налоговой проверки.

В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При этом п. 5 ст. 89 Кодекса установлено, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Согласно п. 10 ст. 89 Кодекса повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в п. 5 ст. 89 Кодекса, не действуют.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Из представленных УФНС России по краю (далее — Управление) материалов следует, что заместителем начальника ИФНС России по городу (далее — Инспекция) принято решение о проведении выездной налоговой проверки ЗАО по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2005 по 31.12.2007, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 29.02.2008.

[3]

По результатам проверки Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое ЗАО не оспаривалось.

Также заместителем начальника Инспекции принято решение о проведении выездной налоговой проверки ЗАО по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, налога на доходы физических лиц за период с 01.03.2008 по 31.03.2010, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, заместителем руководителя Управления в порядке контроля за деятельностью Инспекции, а также в связи с информацией о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах ЗАО за 2007 — 2009 гг., поступившей от Главного управления МВД России по Федеральному округу, принято решение о проведении в отношении общества повторной выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2007 по 31.12.2007.

По результатам проверки Управлением составлен акт и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, выездные налоговые проверки в отношении ЗАО проведены Инспекцией за разные налоговые периоды, а повторная выездная налоговая проверка проведена в порядке контроля за нижестоящим налоговым органом на основании п. 10 ст. 89 Кодекса.

Читайте так же:  Новая шкала выхода на пенсию

Учитывая изложенное, решения Инспекции о проведении выездной налоговой проверки и решение Управления о проведении повторной выездной налоговой проверки в отношении ЗАО приняты в соответствии с положениями ст. 89 Кодекса.

2. По вопросу применения к ЗАО штрафных санкций с учетом положений п. 10 ст. 89 Кодекса ФНС России сообщает следующее.

Согласно п. 10 ст. 89 Кодекса, если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Пунктом 1 ст. 93 Кодекса определено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Пунктом 12 ст. 89 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом, иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Согласно решению Управления общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 6200 руб. за непредставление истребуемых документов.

Таким образом, действия Управления, выразившиеся в привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, являются обоснованными, так как ЗАО не исполнило свою обязанность по представлению документов.

3. В отношении применения налоговыми органами расчетного метода при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость ФНС России сообщает, что ни Управлением в ходе повторной выездной налоговой проверки, ни Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки расчетный метод не применялся.

Кроме того, необходимо отметить, что вопрос получения ЗАО необоснованной налоговой выгоды уже исследовался ФНС России при рассмотрении апелляционной жалобы общества на решение Управления о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе рассмотрения апелляционной жалобы ЗАО ФНС России установлено, что заявителем не представлено доказательств того, что при выборе ООО им оценены не только условия сделок и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, а также риск неисполнения обязательств и наличие у контрагентов соответствующего персонала. Кроме того, ЗАО не представлены первичные учетные документы, подтверждающие взаимоотношения с указанными организациями (договоры на поставку товара, оказания работ (услуг), акты приема-передачи товаров (работ, услуг)).

Изложенные обстоятельства, установленные повторной выездной налоговой проверкой, в совокупности и взаимосвязи позволили сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае фактического оказания работ (услуг) ООО не происходило, документы в подтверждение реальных финансово-хозяйственных операций ЗАО не представлены.

При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба, исследовав в совокупности и взаимосвязи доказательства, представленные Управлением, пришла к выводу о необоснованности заявленных обществом налоговых вычетов и включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль организаций.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ЗАО Федеральной налоговой службой с учетом всех документов, представленных Управлением и заявителем, вынесено решение об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.

Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено повторное рассмотрение и принятие решения по жалобе налогоплательщика вышестоящим налоговым органом на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) в части, которая была обжалована в апелляционном порядке.

Федеральная налоговая служба также сообщает, что в настоящее время в Арбитражном суде Краснодарского края на рассмотрении находятся заявления ЗАО к Управлению о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и к Инспекции о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

По смыслу ст. 118 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 10 Конституции Российской Федерации именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, в том числе по делам, возникающим из налоговых правоотношений.

Источники


  1. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  2. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  3. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.
  4. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
  5. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
Письмо фнс о выездных налоговых проверках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here