Оценка рисков проведения выездной налоговой проверки

Самое важное на тему: "Оценка рисков проведения выездной налоговой проверки" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Оценка налоговых рисков при планировании выездных налоговых проверок

«Финансы», 2008, N 12

Качество налогового контроля связано с эффективностью планирования выездных налоговых проверок, осуществляемого сегодня в соответствии с Концепцией этого планирования (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]).

Согласно указанной Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, базирующийся на отборе налогоплательщиков для их проведения по критериям риска совершения налогового правонарушения. Для обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет его алгоритм. Отбор этот основан на всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе и из внешних источников), и определении на его основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений (налоговых рисков).

На базе рассматриваемой Концепции подготовлены «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок». Но важно создать и систему критериев для оценки эффективности планирования таких проверок с учетом степени выполнения налогоплательщиками своих обязательств.

Под обязательствами налогоплательщика в настоящей статье имеются в виду суммы налоговых платежей, которые он должен уплатить в бюджет по данным налоговой отчетности, содержащимся в налоговых декларациях и доступным для анализа. При обосновании критериев для оценки уровня выполнения налоговых обязательств учитывались значения показателей, которые используются при оценке деятельности налоговых органов. В качестве объективных критериев выступают показатели (за определенный период — за календарный год):

уплаты налогов в бюджет (П1);

недоимки (по результатам проведенных камеральных налоговых проверок — КНП) (П2);

соответствия среднеотраслевому уровню налоговой нагрузки (исходя из показателей, содержащихся в Приложении к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]) (П3);

возрастания налоговых платежей (П4);

соответствия роста налоговых обязательств и финансовых показателей (П5);

правомерно примененных налоговых льгот (по результатам проведенных КНП) (П6).

Предполагается, что в зависимости от значений указанных показателей им будут присвоены баллы (по десятибалльной шкале), общее количество которых позволит выделить организации:

которые в полной мере выполняют налоговые обязательства (количество баллов — более 8);

которые выполняют налоговые обязательства частично (количество баллов — от 5 до 8);

уровень выполнения которыми налоговых обязательств незначителен, а потому требуются проведение выездных налоговых проверок и дополнительные мероприятия налогового контроля для проверки достоверности отражения в отчетности суммы налоговых обязательств (количество баллов — от 0 до 4).

В таблице 1 представлены порядок соответствующего расчета, источники информации и значения указанных показателей.

Критерии для оценки уровня выполнения налоговых обязательств

Определив указанные критерии, можно использовать их не только при планировании выездных налоговых проверок, но и для анализа контрольной работы налоговых органов.

Как следует из вышеизложенного, критерии для оценки уровня выполнения налоговых обязательств обусловлены прежде всего полнотой поступления налоговых платежей в бюджет и должны учитывать уровень развития организации. Так, при проведении налогоплательщиком рекламной кампании по привлечению новых клиентов увеличиваются расходы на рекламу, из-за чего снижаются платежи по налогу на прибыль. Непременное условие трансформирования предложенных критериев из теоретических в рабочие — создание отлаженной информационной системы с полной базой данных по каждому налогоплательщику с момента его регистрации в налоговом органе.

С целью апробации предложенных критериев предлагаются следующие действия налоговых органов в зависимости от полученных результатов. Если количество баллов от 5 до 8 баллов, то налоговые органы должны исходить из того, что существует вероятность нарушения данным налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах; если же баллов от 0 до 4 баллов, то требуется включить данного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок (ибо данные свидетельствуют о неполной уплате им налогов).

Оценив уровень выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств, следует составить план выездных налоговых проверок с учетом общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (исходя из вышеуказанной Концепции). Вопрос не только о величинах критериев для отдельных налогоплательщиков, но и о ранжировании их по степени (уровню) налогового риска.

Для анализа совокупности критериев, выделенных в упомянутой Концепции, предлагается использовать не соотношение количественных значений показателей у налогоплательщика и средних значений нормативных показателей, а отклонение первых (в процентах) от установленных величин. В зависимости от величин отклонений выделяются:

высокий уровень налогового риска (ВНР) (отклонение от установленного критерия — свыше 30%);

средний уровень налогового риска (СНР) (отклонение — от более 15% до 30%);

низкий уровень налогового риска (ННР) (отклонение — в интервале 1 — 15%);

отсутствие налогового риска (ОНР) (отклонение — менее 1%).

Система критериев налогового риска должна оцениваться во взаимосвязи. Если рассматривать всю совокупность критериев, имеющую значение 100%, то каждый из составляющих ее критериев имеет соответствующий удельный вес, исходя из его значимости для каждой из упомянутых ниже категории налогоплательщиков:

организации, работающие по общему режиму налогообложения;

индивидуальные предприниматели (не применяющие специальные налоговые режимы);

налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);

налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);

налогоплательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД) (если они осуществляют несколько видов деятельности, расчет налогового риска должен производиться по каждому ее виду).

При анализе данных, содержащихся в налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщика, можно составить карточку налоговых рисков и оценить величину налогового риска с учетом всех перечисленных в указанной Концепции и перечисляемых ниже критериев (от К1 до К11.2). Следует отметить, что при нашем определении налогового риска не учитывался критерий «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» (введен Приказом ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected]), ибо к настоящему времени еще нет достаточной практики его применения.

Упомянутые критерии следующие:

К1 — налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);

К2 — отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

Читайте так же:  Расчет региональных и местных налогов

К3 — отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

К4 — опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

К5 — выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

К6 — приближение к предельному значению установленного ст. 346.3 НК РФ показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

К6.1 — доля участия других организаций составляет не более 25% (если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения);

К6.2 — средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек (если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения);

К6.3 — остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн руб. (если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения);

К6.4 — предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, составляет не более 24,8 млн руб. (если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения);

К7 — отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

[3]

К8 — построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) (в связи с тем, что вышеуказанная Концепция не дает четкого указания по расчету данного показателя, то предлагается исходить из того, что удельный вес количества договоров, заключенных с посредниками, в общем количестве заключенных договоров будет означать величину налогового риска; если же этот удельный вес равен нулю, то налоговый риск отсутствует, если он не превышает 15% — налоговый риск низкий, если же этот удельный вес находится в интервале 15 — 30% имеет место средний налоговый риск, а при его значении более 30% — высокий налоговый риск);

К9 — непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности (как и при определении коэффициента К8, предлагается использовать соотношение количества не представленных налоговым органам пояснений с общим количеством запросов налоговых органов; уровень налогового риска определяется по аналогии с коэффициентом К8);

К10 — неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами) (в связи с тем что возникает ситуация, когда в вышеуказанной Концепции нет четких указаний по поводу этого критерия, то в расчетах предлагается использовать следующий порядок определения уровня налогового риска: если миграция происходит не больше одного раза, риск отсутствует; если миграция произошла два раза, то налоговый риск низкий; если миграция произошла три или четыре раза, налоговый риск средний; если же она имела место более четырех раз, налоговый риск высокий);

К11.1 и К11.2 — значительное отклонение уровня рентабельности (соответственно — рентабельности продаж и рентабельности активов) по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

В таблице 2 представлены удельные веса каждого критерия по каждой категории налогоплательщиков. При этом увеличивается удельный вес того критерия, который играет более важную роль при принятии решения о включении организации в план выездной проверки. Такой критерий, по мнению экспертов, в большинстве случаев проведения выездной налоговой проверки характеризует возможные нарушения законодательства о налогах и сборах. Так, для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, основной критерий — соответствие показателей налогоплательщика установленным в НК РФ значениям.

Удельный вес критериев налогового риска

После определения особо значимых критериев налогового риска для конкретной группы налогоплательщиков общий размер налогового риска рассчитывается как сумма произведений значения каждого критерия налогового риска и соответствующей ему величины налогового риска.

Подсчитав общий размер налогового риска для всей совокупности налогоплательщиков (отдельно по каждой категории), можно сгруппировать их по полученным значениям и использовать при планировании выездных налоговых проверок, выбирая налогоплательщиков с наибольшей величиной налогового риска (максимальный размер по каждой группе — 100%).

Оценка риска выездной налоговой проверки

В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами у налогоплательщика могут возникнуть потери из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных тремя кодексами Российской Федерации за совершение правонарушений.

Для крупнейших предприятий нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки формальная вероятность риска подпадания под налоговые, административные и уголовные санкции приближается к 100%. Для крупных предприятий такая вероятность также достаточно велика и заведомо превышает 50%.

Поэтому необходимо проводить анализ риска выездной налоговой проверки на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected]

Концепция определяет алгоритм отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Она также предусматривает самостоятельное проведение налогоплательщиками оценки рисков выездной налоговой проверки по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности.

Наименование критерия Результат по предприятию Критерий отбора объекта для проверки Критерий отбора объекта для проверки
1. Налоговая нагрузка 2.8 ДА 2. Наличие убытков прибыль — убыток НЕТ 3. Налоговые вычеты 0.988 89% НЕТ 4. Темпы роста расходов и доходов 0.141 НЕТ 5. Среднемесячная заработная плата 25000 29814 ДА 6. Применение специального налогового режима — НЕТ 7. Цепочка контрагентов Не используется Не используется НЕТ 8. Непредоставление пояснений Присутствовали факты непредставления налогоплательщиком пояснений по требованию налоговых органов. — ДА 9. «Миграция» между налоговыми органами Существует — ДА 10. Рентабельность продаж 0.106 11.9 ДА 11. Рентабельность активов 0.336 1.8 ДА 12. Взаимоотношения с контрагентами Высокий налоговый риск — ДА

Из 12 критериев оценки рисков 7 дали положительный результат (т.е. по этим критериям налогоплательщик попадает в поле зрения налоговых органов при планировании выездных проверок). Это позволяет оценить вероятность налоговой проверки как среднюю.

Читайте так же:  Срок действия соглашения об уплате алиментов

В связи с тем, что организация осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском, рекомендуется:

— уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Грозит ли вам выездная налоговая проверка: оцениваем риски

«Российский налоговый курьер», 2007, N 18

Выездная налоговая проверка является одним из самых эффективных способов контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. Теперь у наших читателей появилась возможность самостоятельно оценить, насколько вероятна такая проверка. Подробно рассмотрим критерии, которыми руководствуются налоговые органы при определении «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Цель налогового контроля заключается в том, чтобы обеспечить своевременное и полное поступление налогов и сборов в бюджет. При этом важно не только выявить налоговые правонарушения, но и предупредить их. Для повышения эффективности налогового контроля Федеральная налоговая служба разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Документ утвержден Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (далее — Приказ N ММ-3-06/[email protected]).

Отбор налогоплательщика для проверки происходит на основе анализа финансово-экономических показателей его деятельности. Используются как данные налоговых органов, так и информация из внешних источников (например, Росстата). Налоговые органы для оценки степени риска совершения налогового правонарушения всесторонне анализируют имеющуюся информацию по налогоплательщику.

На основе Концепции ФНС России выпустила Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок .

Документ опубликован в РНК, 2007, N 15. — Примеч. ред.

Критерии, используемые в 2007 г., приведены в Приказе N ММ-3-06/[email protected] Налогоплательщики могут самостоятельно оценить, насколько вероятны выездные налоговые проверки. Есть общие для всех налогоплательщиков критерии, а некоторые относятся только к организациям, применяющим общий режим налогообложения (анализируется налог на прибыль). Также разработаны критерии для налогоплательщиков, работающих по специальным налоговым режимам. Одни критерии являются расчетными (для них используются показатели налоговой и бухгалтерской отчетности). Другие основаны на выявлении использования налогоплательщиком так называемых серых схем с целью уклонения от уплаты налогов. Речь идет об анализе договоров с контрагентами. Критерии для налогоплательщиков-организаций указаны в табл. 1.

Таблица 1. Критерии для налогоплательщиков-организаций в зависимости от применяемых налоговых режимов

Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен отдельный критерий по налогу на доходы физических лиц, а именно насколько суммы расходов за календарный год приближены к величине доходов по данным декларации. Так, доля профессиональных налоговых вычетов, поименованных в ст. 221 НК РФ, в общей сумме доходов не должна превышать 83%.

Соответствие всех критериев по организации норме свидетельствует об эффективной работе такого предприятия и соблюдении законодательства.

Подробно остановимся лишь на двух расчетных критериях — налоговой нагрузке и рентабельности.

Рассчитываем налоговую нагрузку

Анализ сумм исчисленных и уплаченных налогов, а также их динамика позволяют судить о полноте и своевременности перечисления налоговых платежей организацией. Для этого важно еще оценить величину налоговой нагрузки и ее соответствие среднеотраслевым показателям. (Средние показатели за 2006 г. по основным видам экономической деятельности опубликованы в РНК, 2007, N 15, с. 76.) Если налоговая нагрузка организации ниже среднего показателя по соответствующей отрасли, это станет причиной проведения выездной налоговой проверки.

Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы уплаченных налогов и выручки организаций по данным Росстата.

Обратите внимание: в расчет принимаются суммы налогов, уплаченные за рассматриваемый период, независимо от периода их начисления.

Показатель оборота (выручки) берется по данным бухгалтерского учета. В этом показателе не учитываются суммы НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Он отражается в соответствующей строке Отчета о прибылях и убытках (форма N 2).

Какие налоги включаются в расчет

Налоги, установленные в России, перечислены в ст. ст. 13 — 15 НК РФ. Если организация признана плательщиком того или иного налога, последний учитывается при расчете налоговой нагрузки. Страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм не включены в систему налогов и сборов РФ, а значит, не влияют на данный показатель. В расчет не включаются налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент.

Как определить размер уплаченных налогов

Уже отмечалось, что в расчете участвуют не начисленные, а уплаченные в бюджет в данном периоде налоги. При этом лучше использовать не ту информацию, которая отражена в бухгалтерском учете, а сведения налоговых органов о зачислении платежей в бюджет. Иными словами, нужно провести выверку расчетов с налоговой инспекцией, чтобы выяснить, все ли платежи зачислены на соответствующие счета. Дело в том, что некоторые платежи могут быть учтены по кодам невыясненных поступлений.

Пример 1. Основной вид деятельности ООО «Альфа» — оптовая торговля. Организация применяет общую систему налогообложения. Рассчитаем налоговую нагрузку за 2006 г. Данные об уплаченных налогах и взносах за январь — декабрь 2006 г. приведены в табл. 2.

Таблица 2. Налоги и взносы, уплаченные ООО «Альфа» за январь — декабрь 2006 года (по данным отчетности налоговых органов)

Выручка от продажи товаров (за исключением сумм НДС) равна 18 521 078 руб. Сумма уплаченных налогов, учитываемых в расчете, составляет 674 199 руб. (318 521 руб. + 289 256 руб. + 3847 руб. + 62 575 руб.).

Значит, величина налоговой нагрузки ООО «Альфа» за январь — декабрь 2006 г. — 3,6% (674 199 руб. : 18 521 078 руб. x 100%). Это ниже среднего показателя по данному виду деятельности, который равен 3,8%. Высока вероятность того, что организация будет включена в план проведения выездных налоговых проверок по одному или нескольким налогам.

[1]

Рассчитываем рентабельность

Рентабельность — основная характеристика эффективности деятельности коммерческого предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных в активы. Можно, например, выделить показатели для оценки эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат, показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества предприятия.

Читайте так же:  Заморозка накопительной части пенсии закон

Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью и т.д. Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности. То есть рентабельность — это важнейший показатель в финансовом анализе деятельности организации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для целей, рассматриваемых в статье, у каждого налогоплательщика определяется рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (далее — рентабельность продаж), а также рентабельность активов по данным бухгалтерского учета. Разумеется, чем выше показатель рентабельности, тем эффективнее работает организация. Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. Отклонение в сторону уменьшения допускается не более чем на 10%.

При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) принимается решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.

Рентабельность продаж рассчитывается так. Это соотношение величины сальдированного финансового результата от продаж (прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг) и полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (затраты на производство товаров, работ, услуг).

Итак, рентабельность продаж исчисляется по такой формуле:

Необходимые данные берутся из Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) организации за рассчитываемый период.

Если сальдированный финансовый результат от продаж отрицательный (расходы от продаж превышают доходы), величина рентабельности будет отрицательной, а значит, имеет место убыточность.

Под рентабельностью активов понимается соотношение сальдированного финансового результата (чистая прибыль) и стоимости активов организации (средняя арифметическая величина валюты баланса на начало и на конец периода). Эта формула выглядит так:

Для расчета потребуются показатели из Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), а также итоговые данные Бухгалтерского баланса (форма N 1) за соответствующий период.

Как и при расчете рентабельности продаж, отрицательная величина чистой прибыли показывает убыточность.

Пример 2. Определим рентабельность продаж и активов для ООО «Альфа» по итогам 2006 г. (пример 1).

Данные Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) приведены в табл. 3.

Таблица 3. Данные из Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) за 2006 год (фрагмент)

Валюта баланса на начало отчетного периода — 13 270 тыс. руб., на конец отчетного периода — 16 582 тыс. руб. (форма N 1).

Рассчитаем рентабельность продаж. Прибыль от продажи товаров составляет 1760 тыс. руб. (строка 050 формы N 2). В себестоимости проданных товаров учитываются расходы по строкам 020, 030 и 040 формы N 2, т. е. 16 761 тыс. руб. (16 391 тыс. руб. + 112 тыс. руб. + 258 тыс. руб.).

Рентабельность проданных товаров составит 10,5% (1760 тыс. руб. : 16 761 тыс. руб. x 100%).

Среднеотраслевой показатель рентабельности продаж равен 11,5%. Допускается отклонение этого показателя в сторону уменьшения на 1,15% (11,5% x 0,1), то есть минимальный уровень рентабельности в пределах нормы не должен быть меньше 10,35% (11,5% — 1,15%).

Как видим, у ООО «Альфа» рентабельность проданных товаров (10,5%) ниже среднего по отрасли, но в пределах 10-процентного отклонения. Вероятность выездной проверки по налогу на прибыль за рассматриваемый период минимальна.

Теперь рассчитаем рентабельность активов. Для этого нужна величина чистой прибыли, то есть значение строки 190 (равно разнице показателей строк 140 и 150) формы N 2, — 915 тыс. руб.

Стоимость активов составляет 14 926 тыс. руб. [(13 270 тыс. руб. + 16 582 тыс. руб.) : 2]. Рентабельность активов за полугодие 2007 г. — 6,13% (915 тыс. руб. : 14 926 тыс. руб. x 100%). Средний показатель по отрасли — 9,9%, причем допустимо иметь 8,91% (9,9% — 9,9% x 0,1). А рентабельность активов ООО «Альфа» существенно ниже.

Полную картину деятельности организации можно получить при анализе критериев в совокупности. Однако из рассматриваемых критериев показатели либо близки к предельным значениям (рентабельность продаж), либо существенно ниже (налоговая нагрузка, рентабельность активов). Это говорит о том, что налоговые органы оценят риск совершения такой организацией налогового правонарушения как достаточно высокий. Значит, скорее всего, она будет отобрана для проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль или по нескольким налогам.

Методика оценки риска налоговой проверки

Самым быстрым способом получить дополнительные налоги с бизнеса является выездная налоговая проверка. Стремление налоговой службы достичь 100-процентной результативности таких проверок привело к тому, что ею был изменён подход к планированию контрольной работы. В настоящее время руководством к действию является «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», в соответствии с которой, выход инспектора всегда должен быть обусловлен предположением, что существуют нарушения налогового законодательства.

Согласно этой Концепции для оценки вероятности существования нарушений инспектор обязан провести всесторонний анализ всей имеющейся у него информации о предприятии, а затем отнести налогоплательщика в категорию тех, кто требует повышенного налогового контроля, или тех, для кого достаточно текущего мониторинга.

Частью такого анализа является проверка на соответствие 12-ти критериям

По данным ФНС «План выездных налоговых проверок на 2008 год» был составлен на 90% из организаций, показатели финансово-хозяйственной деятельности которых соответствуют первым 11-ти критериям. «План выездных налоговых проверок на 2009 год» сформирован аналогично, но уже с учётом 12-го.

Руководители предприятий, у которых нет ни одного попадания в критерий, скорее всего, могут не ждать визита инспектора, вместе с тем наличие соответствий не обязательно должно повлечь проверку. Налоговые инспекторы осознают, что организации с проблемными показателями могут являться вполне законопослушными налогоплательщиками. А поскольку налоговики не заинтересованы тратить время на нерезультативные проверки, то они, возможно, ограничатся объяснениями с вашей стороны. Но подготовить эти объяснения нужно заранее.

Таким образом, предприятиям выгодно самим систематически анализировать свою деятельность, используя нижеизложенные методики по каждому критерию:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения.
Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций, очищенной от НДС и акцизов. В расчёт не включаются Страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм, а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).
Уровни среднеотраслевых налоговых нагрузок опубликованы в приложении к приказу о принятии Концепции.
Обращаем ваше внимание на то, что в расчёт берутся уплаченные, а не начисленные налоги. В связи с этим советуем проводить сверки с налоговой, чтобы ваши деньги не «висели в невыясненных поступлениях», а были учтены налоговым инспектором при расчёте критерия.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка проводится по месту

Подсказка для бухгалтера
Уменьшение нагрузки может быть вызвано и вполне законными обстоятельствами. Например, организация выходит на рынок с новым товаром, назначая минимальную наценку на него, или реализует залежалый товар с большими скидками. Причину всегда можно найти, но для начала следует самим проверить свою налоговую нагрузку.

В 2007 году «Рога и копыта» уплатили налогов на сумму 180 тыс. руб.,
выручка организации составила 6 млн. 600 тыс. руб., следовательно

Основная сфера деятельности — торговля (рогами и копытами). Средняя нагрузка для данной отрасли — 3,8%.
Получается, что, нагрузка ниже средней и «Рогам и копытам» может грозить выездная проверка.
Однако при анализе структуры продаж выяснилось, что одна треть реализации (на сумму 2млн. 200 тыс. руб.) — это новый товар, проданный с минимальной наценкой. Если не принимать эту реализацию в расчёт, то налоговая нагрузка на постоянный ассортимент:

достаточна высокая, и оснований подозревать «Рога и копыта» в недобросовестности нет.

2. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет

По мнению налоговых органов, убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение нескольких календарных лет тенденций к его погашению или уменьшению — это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности, с целью занижения налогов.

Подсказка для бухгалтера
Очевидно, что при открытии бизнеса убытки возможны, но работать с ними можно только до тех пор, пока предприятие выходит на запланированные обороты.
В настоящее время доля убыточных предприятий в общем количестве юридических лиц достаточно велика — это 21%. Всех проверить не по силам, поэтому одним из методов работы налоговых органов с такими организациями в настоящий момент является приглашение на комиссии, созданные в Управлениях и инспекциях ФНС субъектов РФ для выяснения причин убыточности. При отборе кандидатов на комиссию дополнительным аргументом является наличие соответствий и другим критериям из Концепции.

По итогам 2007 года «Рога и копыта» получила убыток в связи с чем, налоговая инспекция попросила предоставить объяснения в произвольной форме.

Проанализировав структуру своих расходов, был составлен ответ: «Наша организация в 2007 году развивала новое направление продаж. Для того чтобы завоевать нишу на рынке, нами была произведена большая организационная работа по поиску клиентов в связи с чем, был увеличен штат сотрудников, что повлекло увеличение расходов на оплату труда, транспортные расходы, арендную плату, были привлечены кредитные средства в связи с чем, появились расходы на уплату процентов».

Налоговый инспектор принял объяснения и в план проверок на 2008 год «Рога и копыта» не включил.

3. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев.

Критерий рассчитывается на основании данных Деклараций по НДС, и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6) к сумме начисленного НДС (раздел 3 стр. 180 гр. 6)., умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%

При расчёте доли вычетов за 9 месяцев 2007 года «Рога и копыта» получили 91%:

Руководство фирмы, не желая привлекать к себе внимание налоговых органов, решило, что уровень вычетов за год должен соответствовать норме, т.е. быть не больше 89%. Исходя из прогноза суммы выручки на 4 кв., посчитали предполагаемый НДС к начислению в 4-м квартале — 297 тыс. руб. т.о. должно выполняться условие:

Следовательно, вычеты за 4 кв. 2007 года должны быть менее 246 тыс. руб. Для соблюдения данного условия нашли возможность одну из крупных покупок перенести на 1 кв. 2008 года.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчётности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчётности».
Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:
1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Подсказка для бухгалтера
Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырьё и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

Выбирая кандидатов на выездную проверку, инспектор проанализировал декларации по налогу на прибыль ООО «Рога и копыта» за 2007 и 2006 года.

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]
«Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

С изменениями и дополнениями от:

14 октября 2008 г., 22 сентября 2010 г., 8 апреля 2011 г., 10 мая 2012 г.

Читайте так же:  Выход на пенсию опекуну ребенка инвалида

См. комментарий к настоящему приказу

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Критерии), согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Утвердить значения Критерия 1 согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

4. Утвердить значения Критерия 11 согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

5. Утвердить рекомендуемую форму Пояснительной записки к уточненной(ым) налоговой(ым) декларации(ям), представленной(ым) в связи выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, согласно приложению N 5 к настоящему приказу.

См. информацию ФНС России от 31 июля 2015 г. «Типовой способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты НДС при осуществлении сделок с драгоценными металлами в слитках» (приложение 6)

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] пункт 6 настоящего приказа изложен в новой редакции

6. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Аналитического управления ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев NN 1 и 11 и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России.

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] пункт 7 настоящего приказа изложен в новой редакции

7. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления совместно с начальниками (исполняющими обязанности начальников) Управления налогообложения, Правового управления и Управления досудебного аудита по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками.

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] в пункт 8 настоящего приказа внесены изменения

8. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Управления информатизации разместить настоящий приказ и приложения к нему на официальном Интернет-сайте ФНС России в разделе «Налоговый контроль», подраздел «Налоговые проверки».

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] в пункт 9 настоящего приказа внесены изменения

9. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления обеспечивать обновление информации о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском на официальном Интернет-сайте ФНС России.

10. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями настоящего Приказа и приложениями к нему.

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] в пункт 11 настоящего приказа внесены изменения

11. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего деятельность Контрольного управления.

Руководитель Федеральной
налоговой службы

О Способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском см. информацию ФНС России от 15 октября 2008 г.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля на сегодняшний день являются выездные налоговые проверки. В результате проведения таких проверок налоговыми органами одновременно решаются несколько задач, наиболее важными из которых являются выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также предупреждение налоговых правонарушений.

В целях эффективного решения названных задач подготовлена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора налогоплательщиков для проведения указанных проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Важно отметить, что ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Приведены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

Текст приказа опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 5 июня 2007 г. N 21, в газете «Экономика и жизнь», июнь 2007 г., N 23, в журнале «Документы и комментарии» от 13 июня 2007 г. N 12, в «Финансовой газете» от 21 июня 2007 г. N 25

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Приказ ФНС России от 8 апреля 2011 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Приказ ФНС России от 22 сентября 2010 г. N ММВ-7-2/[email protected]

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/[email protected]

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  2. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
  4. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
Оценка рисков проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here