Определение налоговой базы по ндс по оплате

Самое важное на тему: "Определение налоговой базы по ндс по оплате" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Налоговая база по НДС

Минфин сообщил, какой должна быть база по НДС у продавца по сделкам в у. е. или в инвалюте, подлежащим оплате в рублях, если отгрузка состоялась до 1 октября 2011 г., а оплата получена после. В финансовом ведомстве считают, что «отгрузочную» базу по НДС в таких случаях нужно определять по прежним, действовавшим до этой даты, правилам, а новые применять только к отгрузкам, состоявшимся начиная с этого дня.

Борьба налогоплательщиков за право на вычет НДС при отсутствии налоговой базы по этому налогу в соответствующем налоговом периоде имеет многолетнюю историю. Через десять лет после ее начала ВАС РФ вынес-таки вердикт в пользу налогоплательщиков. Однако понадобилось еще около шести лет и море судебной практики в поддержку вердикта ВАС РФ, чтобы Минфин России изменил свою традиционную позицию об отказе в таких вычетах на противоположную. На этот шаг его фактически «уговорили» налоговики, которым, очевидно, надоело тратить свои силы и бюджетные средства на заведомо проигрышные судебные тяжбы с налогоплательщиками.

Согласно п. 2 ст. 159 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации.

В Письме Минфин сообщил, что если по отгруженным начиная с 1 октября товарам счет-фактура выставлен в валюте или в у. е., то покупатель рассчитывает вычет исходя из курса на день принятия товаров на учет, а не на день отгрузки продавцом. Очевидно, эти две даты могут не совпадать, ведь нередко право собственности на товары переходит к покупателю позже их отгрузки. Вместе с тем в НК РФ не сказано, исходя из какого курса нужно рассчитать сумму вычета. Если счет-фактура выставлен в рублях, то все понятно: покупатель принимает к вычету ту сумму НДС, которую указал в счете-фактуре продавец. А как быть, если счет-фактуру продавец выставил в иностранной валюте или в у. е.? НК РФ по-прежнему это допускает. Тут возможны два подхода.

Моментом определения налоговой базы согласно ст. 167 НК РФ является день отгрузки или день оплаты. Несмотря на то что объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг), налоговая база в части товаров, по мнению ФНС России, может возникать до перехода права собственности. То есть начисление НДС осуществляется до признания дохода от реализации в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли.

Общие правила определения налоговой базы установлены ст. 153 НК РФ. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При реализации недвижимого имущества датой отгрузки в целях настоящей главы признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества. Еще одно исключение, которому нужно уделить внимание, — это п. 14, на основании которого если моментом определения налоговой базы является день получения предоплаты, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет поступившей ранее оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

Консультации

Множество сложностей возникает и у российских импортеров, ввозящих товары из стран Таможенного союза (ТС). Рассмотрим вопросы, связанные с применением «импортных» положений Протокола о товарах (Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»). Но сначала рассмотрим общий порядок действий российского импортера товаров из Беларуси и Казахстана, касающихся НДС.

Здесь следует обратить внимание на такой момент, который подметил и ВАС РФ. Изменение цены (тарифа) и уточнение количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров названы в гл. 21 НК РФ в качестве частных случаев, влекущих изменение стоимости отгруженных товаров. Однако они являются единственно определенными как основанные на соответствующем соглашении сторон, о котором упоминается в п. 10 ст. 172 НК РФ. Более того, из Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1137, усматривается: названные счета-фактуры рассчитаны исключительно на случаи изменения цены (тарифа) и уточнения количества (объема) отгруженных товаров и не предусматривают возможности их применения к иным случаям, оказывающим влияние на стоимость товаров.

Форма декларации по НДС, равно как и Порядок ее заполнения, а также ее электронный Формат утверждены Приказом ФНС от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] Декларация более чем объемна, и, видимо, именно поэтому на законодательном уровне было принято решение установить единый способ ее представления — в электронной форме по ТКС. В соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 174 Кодекса декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, а была подана на бумажном носителе, не считается представленной.

Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий

Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий

Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий регламентируется п. 2 ст. 154 НК РФ. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В то же время, в п. 2 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Иными слова налоговая база равна сумме, предъявляемой к оплате покупателям.

Читайте так же:  Если заканчивается срок пенсионной карты

В свою очередь, сами суммы полученных из бюджетов субсидий при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

Следует отметить, что контролирующие органы выделяют два вида субсидий в целях применения главы 21 НК РФ:

1) на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением льгот в отношении отдельных лиц. При получении такого рода субсидий оснований для исчисления НДС не возникает (см. письма ФНС России от 28.02.2013 N ЕД-19-3/26, Минфина России от 26.03.2013 N 03-07-11/9457, от 08.02.2013 N 03-07-11/3144, от 07.05.2008 N 03-07-11/175, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.02.2012 N А22-926/2011, ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 N А42-1074/2007, ФАС Уральского округа от 17.01.2008 N Ф09-11182/07-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2007 N А10-4927/06-Ф02-2385/2007, ФАС Поволжского округа от 05.04.2007 N А49-6006/06-283А/17).

2) на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) льготным категориям граждан. При получении таких субсидий, по мнению уполномоченных органов, необходимо исчислить НДС (см. письма Минфина России от 26.03.2013 N 03-07-11/9457, от 08.02.2013 N 03-07-11/3144, от 12.05.2010 N 03-07-11/172, от 06.09.2007 N 03-07-11/389, от 20.04.2007 N 03-07-11/123, от 30.03.2007 N 03-07-11/89, от 02.10.2006 N 03-04-11/183, ФНС России от 18.06.2007 N 03-1-03/1164 и др.). Обоснованность такого подхода подтверждается и судебной практикой (см. постановления ФАС Московского округа от 22.06.2010 N КА-А40/5976-10, ФАС Центрального округа от 21.05.2010 N А35-9384/2009, ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 N А56-67664/2009).

Порядок определения налоговой базы по НДС

Что является налоговой базой для исчисления НДС

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в качестве налоговой базой по НДС при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Ее величина определяется на основании всех доходов экономического субъекта, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг и пр.). То есть в общих случаях базой для определения НДС становится стоимость активов, прописанная в договоре поставки (выполнения работ, оказания услуг).

Однако в Налоговом кодексе перечислены операции, по которым существуют некоторые особенности определения налоговой базы по НДС. Например:

  • При безвозмездной передаче имущества налоговой базой является рыночная стоимость таких активов, определяемая на основании гл. 14.2 НК РФ.
  • В случаях реализации сельхозпродукции, закупленной у граждан, или автомобилей, также приобретенных у граждан без статуса ИП, налоговая база определяется как разница между рыночной ценой (с учетом НДС) и покупной ценой.
  • Также особенности формирования базы по НДС есть у операций по реализации:
    • имущественных прав;
    • товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами РФ;
    • активов, учтенных ранее по стоимости, включающей НДС;
    • услуг по производству продукции из давальческого сырья;
    • товаров (работ, услуг) по срочным сделкам, производных фининструментов, не обращающихся на организованном рынке.

Регулирование порядка определения базы по всем представленным случаям осуществляется в соответствии с нормами ст. 154 НК РФ.

Момент определения налоговой базы по НДС: понятие и особенности

Моментом определения налоговой базы по НДС является тот момент времени, в который у налогоплательщика появляется обязанность исчислить и уплатить налог в госказну. Когда же это происходит? В соответствии со ст. 167 НК РФ база по НДС считается сформированной:

  • в день отгрузки;
  • день поступления на расчетный счет налогоплательщика-продавца денежных средств по отгружаемой им продукции.

День отгрузки характеризуется оформлением документов на реализацию (накладной, счета-фактуры, универсального передаточного документа и пр.) или подписанием акта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Срок, установленный для выписки счета-фактуры, составляет 5 календарных дней с момента оформления накладной или акта.

[1]

Поступление оплаты на расчетный счет можно отследить по банковским выпискам, в кассу — по приходным кассовым ордерам и данным кассовой книги. Если деньги пришли раньше, чем продукция отгружена, продавцу следует исчислить налог к уплате именно с сумм поступивших средств. При последующей отгрузке исчисленный ранее НДС с аванса принимается к вычету, и уже с самой отгрузки происходит начисление налога в бюджет. Так порядок расчетов, установленный в договоре между партнерами, влияет на момент времени, в который формируется база.

А вот переход права собственности в подавляющем большинстве случаев не является фактором, изменяющим момент определения базы: при произошедшей отгрузке налог тут же должен быть начислен к уплате, даже если право собственности до определенных обстоятельств остается за продавцом.

В каких ситуациях момент определения базы по налогу отличается от общеустановленного

Кодексом установлен перечень операций, при совершении которых момент определения базы не попадает на дату отгрузки или получения аванса. Разберем отдельные примеры:

  1. Невозможность произвести отгрузку и транспортировку по активам. Для недвижимого имущества база по налогу сформируется при передаче актива по акту приемки-передачи, а для движимого — при переходе права собственности.
  2. Реализация товаров с применением ставки НДС 0%, требующей последующего подтверждения. Формирование налоговой базы произойдет в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов.
  3. Реализация имущественных прав. Налог должен быть исчислен к уплате в бюджет в день уступки требования или день прекращения/исполнения соответствующего обязательства либо в день передачи имущественных прав.
  4. Выполнение строительно-монтажных работ собственными силами для себя. НДС начисляется в последний день квартала.
  5. Передача активов для собственных нужд. Моментом определения базы по налогу станет дата совершения указанной передачи.
  6. Реализация товаров, переданных налогоплательщиком на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства. Налоговая база сформируется в день реализации складского свидетельства.

Полный перечень операций с нюансами формирования базы по налогу приведен в ст. 167 НК РФ.

Итак, мы рассказали, что налоговой базой по НДС при реализации признается выручка. Определяется база по налогу в наиболее раннюю из дат: либо день отгрузки, либо день поступления авансового платежа продавцу. В Налоговом кодексе отражены все типы операций, по которым расчет базы по налогу либо определение момента ее формирования отличается от стандартных принципов.

23. Ндс: налоговая база и порядок ее определения

Налоговая база при реализации ТРУ определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне. При определении налоговой базы выручка от реализации ТРУ, передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Читайте так же:  Списываются ли пени по налогам

В большинстве случаев налоговая база определяется как стоимость реализованных ТРУ, исчисленная исходя из цен определяемых с учетом акцизов и без включения в них НДС. Налоговая база при ввозе ТРУ на таможенную территорию РФ:

сумма таможенной стоимости, таможенной пошлины, подлежащие уплате по подакцизным товарам – это порядок определения налоговой базы применим за исключением отдельных случаев

при ввозе на таможенную территорию РФ продуктов переработки ранее вывезенных с нее для переработки в нетаможенные территории налоговая база – это стоимость переработки

если в соответствии с международными договорами отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых товаров на территорию РФ, то налоговая база – это сумма:

— стоимость приобретенных товаров, включая затраты на доставку товаров до границы РФ

— акцизов, подлежащих уплате для подакцизных товаров

Налоговая база по НДС формируется с учетом сумм связанных с расчетами по оплате ТРУ. Налоговая база увеличивается на:

— суммы полученные за реализованные ТРУ в виде финансовой помощи на пополнение фондов спец назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных ТРУ

— суммы, полученные в виде %, в счет оплаты за реализованные ТРУ, облигации, векселями, процентов по товарному кредиту в части превышения размера %, рассчитанного по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

— суммы страховых выплат по договорам страхования риска не исполнения договорных обязательств контрагентом страхователя кредитора.

Момент определения налоговой базы:

*день отгрузки, передачи ТРУ

*день поступления оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок ТРУ

24. Ндс: порядок определения налога, налоговые вычеты, порядок и сроки уплаты налога.

Налог определяется как правило налогоплательщиками, а в отдельных случаях налоговыми агентами, а иногда налоговыми органами. Сумма налога подлежащая уплате в бюджет = общая сумма налога – налоговые вычеты.

Налоговые вычеты – это суммы:

1). Предъявленные налогоплательщику при приобретении ТРУ, имущественных прав.

2). Уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию России, тамож. режимов выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки

Условия применения налоговых вычетов:

— товары приобретены для осуществления операций признаваемых объектами налогообложения

— приобретенные товары, предназначенные для перепродажи

— ТРУ, принятые на учет при наличии соответствующих первичных документов

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, фактически подтверждающих уплату сумм налога и др.

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов окажется больше суммы налога, то полученная разница подлежит возмещению, а именно зачету или возврату. За исключением случаев, когда налоговая декларация подана по истечении 3 лет после окончания соотв. Налогового периода.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации ТРУ, в т.ч. для собственных нужд за прошедший период равными долями не позднее 20 числа каждого из 3ех месяцев.

Налогоплательщик, перечисливший в бюджет больше, чем треть общей суммы налога, засчитывают разницу в счет следующих двух сроков. Если сумма налога не делится равными долями на 3 части, округление в большую сторону проводится в последнем сроке уплаты. Неуплата или неполная уплата налога в бюджет по соотв.срокам является нарушением законодательства.

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

Регулирование порядка уплаты и учета данного налога производится НК РФ.

Учет сумм НДС

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог, который является формой, в которой взимается и перечисляется в бюджет определенная сумма, рассчитанная по установленным законом налоговым ставкам.

Данная сумма прибавляется к стоимости товаров (работ или услуг).

Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, его применение обязательно на всей территории РФ. Объектом налогообложения данным налогом являются четыре разновидности операций:

  • реализация товаров (работ или услуг), которая производится на территории РФ, включая реализацию залога и передачу имущественных прав;
  • передача на территории РФ товаров (работ или услуг) выполненных для собственных нужд, если расходы по ним принимаются к вычету при расчете налога на прибыль;
  • строительно-монтажные работы, которые выполнялись для собственного потребления;
  • операции по ввозу товаров на территорию РФ.

Определение налоговой базы с целью исчисления налога добавленную стоимость производится от стоимости реализуемых товаров (работ или услуг) с учетом акциза (если товар является подакцизным).

Цена товаров, которая устанавливается сторонами сделки, должна соответствовать рыночным ценам.

Контроль за правильностью применения цен осуществляют налоговые органы.

Особенностью исчисления налога на добавленную стоимость является то, что принять к вычету НДС по товарам, которые приобретены налогоплательщиком, он имеет право в том налоговом периоде, в котором им производится исчисление НДС, включая получение авансовых платежей.

Важное значение в учете НДС играет момент определения налоговой базы, которым является более ранней из таких дат:

  • дата отгрузки товаров;
  • дата оплаты предстоящей поставки товара.

Налоговый период для исчисления и уплаты налога добавленную стоимость принимается равным в один квартал.

Налоговые ставки зависят от вида товаров и устанавливаются в размере 0%, 10%, 18%.

Когда производится реализация товаров работ, услуг продавец дополнительно к цене своего товара прибавляет сумму НДС.

Основанием принять к вычету НДС, который предъявлен продавцом у покупателя является счет-фактура.

Плательщики налога обязаны вести журнал учета счетов-фактур, которые они получили и выставили, а также книгу покупок и продаж.

Исчисление налога на добавленную стоимость

При совершении налогооблагаемой операции у налогоплательщиков появляется обязанность исчислить НДС. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость устанавливают положения статьи 166 НК РФ.

Исчисление сумм НДС производится по соответствующей налоговой ставке, которая составляет процентную долю от налоговой базы.

Если операции облагаются по разным ставкам, ведется раздельный учет, а сумма НДС определяется путем сложения сумм налогов, рассчитанных отдельно по каждой операции.

Раздельный учет налогоплательщик обязан вести также в том случае если, часть осуществляемых им операций освобождена от налогообложения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исчисление НДС производится по итогам каждого налогового периода, а оплата не позднее 20 числа месяца, который следует за истекшим налоговым периодом.

Исчисленный НДС уменьшается на сумму налогового вычета. К вычету принимается сумма налога, которую покупатель уплатил, приобретая товар на территории РФ либо при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

Право использовать налоговый вычет есть только у плательщиков НДС.

Если налогоплательщик не производит исчисления налоговой базы по НДС, то принять к вычету уплаченную в стоимости приобретенного товара сумму НДС, он не имеет оснований.

Читайте так же:  Как узнать план проверок налоговой

Принимать входной НДС к вычету налогоплательщик может только в том случае если принял к учету приобретенные им товары, работы, услуги, что подтверждается соответствующими первичными документами и счетами-фактурами, выставленными поставщиком.

Для возможности применения налогового вычета Налоговый кодекс устанавливает определенные требования, при неисполнении которых применить налоговый вычет налогоплательщик не может. Нельзя применять налоговый вычет если:

  • расходы налогоплательщика экономически необоснованные;
  • его хозяйственные операции нерентабельны и убыточны;
  • счета-фактуры не отражены (несвоевременно отражены) в журнале учета;
  • отсутствует государственная регистрация приобретенного объекта, в случае если она является обязательной;
  • контрагент выбран без должной осмотрительности и осторожности, контрагентом у которого налогоплательщик приобрел имущество, не соблюдаются требования налогового законодательства;
  • в действиях налогоплательщика усматривается стремление извлечь необоснованную налоговую выгоду.

Порядок исчисления налога

Сумма НДС представляет собой разницу между суммой НДС, которая уплачена налогоплательщику покупателями реализуемого им товара, стоимость которого увеличена на сумму НДС, и суммой НДС, которая уплачена непосредственно самим налогоплательщиком при расчетах с поставщиками за приобретенный им товар. Данная разница подлежит уплате в бюджет.

Если налогоплательщик применяет в единую ставку НДС ко всем своим операциям, то определять налоговую базу необходимо суммарно в соответствии с требованиями статьи 153 НК РФ.

Если по итогам расчета налога в определённом налоговом периоде сумма налогового вычета больше общей суммы НДС, рассчитанной по итогам всех налогооблагаемых операций, совершенных налогоплательщиком, полученная отрицательная разница должна возмещаться налогоплательщику (зачитываться), НДС к уплате в бюджет в данном случае принимается равным нулю.

В некоторых случаях обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДС может быть возложена на налоговых агентов.

Например, в случае с иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ и не являются российскими налогоплательщиками.

Если такие лица реализует товары на территории РФ, то на предприятия и индивидуальных предпринимателей, приобретающих такие товары, возлагается обязанность уплатить НДС.

В данном случае они выступают в качестве налоговых агентов (п. 3 ст. 166 НК РФ). Учет в данном случае осуществляется отдельно по каждой операции, связанной с реализацией товаров иностранными налогоплательщиками.

Сумма НДС, которая должна быть уплачена налоговым агентом в бюджет, определяется на основании счета-фактуры и уплачивается им в полном объеме.

Спорным моментом в вопросе начисление НДС и применение налогового вычета является отсутствие налогооблагаемых операций у налогоплательщика в отчетном периоде.

Согласно сложившейся на данный момент арбитражной практике, по мнению судов, глава 21 НК РФ устанавливает зависимость налогового вычета, право на который дает приобретение товаров с НДС от осуществления налогоплательщиком в этом же отчётном периоде налогооблагаемых операций.

По мнению судов закон не называет это обязательным условием применения налогового вычета. Такой подход разделяет большинство арбитражных судей.

Данная проблема была урегулирована в письме Минфина РФ от 19.11.2012 N 03-07-15/148 после рассмотрения обращений ФНС России и Постановления Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05.

[2]

В данном письме Минфин прокомментировал ситуацию, сославшись на то, что такая позиция может спровоцировать злоупотребление со стороны недобросовестных налогоплательщиков, а также дает необоснованные преимущества налогоплательщиком, использующем нулевую ставки НДС.

Минфин пришел к выводу, что применение налогоплательщиком налоговых вычетов в тех налоговых периодах, в которых у него не возникло налоговая база, является обоснованным. Такого же мнения придерживается ФНС России.

Определение налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (ст. 153 НК РФ).

Исходя из этой нормы налоговая база при передаче имущественных прав определяется в общеустановленном порядке.

Однако в той же ст. 153 НК РФ говорится о том, что при передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных гл. 21 НК РФ.

Такие особенности предусмотрены ст. 155 НК РФ дифференцированно в зависимости от статуса налогоплательщика и вида имущественных прав.

При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК РФ (п. 1 ст. 155 НК РФ).

Пример 2. Организация А реализовала товар организации Б на сумму 118 000 руб. В момент отгрузки был начислен НДС в сумме 18 000 руб. Далее организация А уступила право требования к покупателю организации В за 106 200 руб. Налоговая база по реализации товаров не пересчитывается. Порядок признания полученного убытка в сумме 11 800 руб. в целях исчисления налога на прибыль регулируется ст. 279 НК РФ.

Однако известна позиция Минфина России о возникновении в момент уступки денежного требования второй реализации — реализации имущественных прав (Письма Минфина России от 17.02.2010 N 03-07-08/40, от 16.09.2009 N 03-07-11/227 и от 17.04.2008 N 03-07-11/150). При этом налоговая база по второй реализации определяется в общеустановленном порядке — исходя из цены реализации без НДС, к которой применяется ставка 18%.

Допустим, в примере 2 стоимость реализованного права без НДС составит 90 000 руб., а сумма НДС по ставке 18% — 16 200 руб. В результате убыток, порядок признания которого регулируется ст. 279 НК РФ, составит не 11 800 руб., а 28 000 руб.

Спор о том, нужно ли при уступке продавцом права требования отражать вторую реализацию, дважды рассматривал ВАС РФ.

В Определениях от 14.03.2008 N 10887/07 и от 07.09.2007 N 10899/07 ВАС РФ пришел к следующему выводу: имевшие место соглашения общества с третьими лицами об уступке денежных требований связаны с исполнением договоров по реализации обществом товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 155 НК РФ налогообложению в данном случае подлежали не операции по реализации имущественных прав, а операции по реализации товаров (работ, услуг).

Читайте так же:  Какие налоги я плачу государству

Реализация имущественного права происходит только у нового кредитора, который приобрел право требования.

В Постановлении ФАС Московского округа от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09 сделан вывод о том, что в силу ст. ст. 154 и 155 НК РФ при уступке денежного требования налоговой базы не возникает.

Налоговая база при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования (п. 2 ст. 155 НК РФ).

Кстати, то, что для нового кредитора законодатели предусмотрели уплату НДС только с указанного выше превышения, а не с полной суммы с применением вычета, косвенно подтверждает, что вторая реализация у продавца не отражается.

Примечание. Формулировки п. п. 1 и 2 ст. 155 НК РФ не позволяют однозначно ответить на вопрос: возникает ли объект налогообложения при уступке права требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению?

До 2006 г. указанный объект налогообложения не возникал. Но после внесения изменений в ст. 155 НК РФ существуют две точки зрения.

Первая состоит в том, что ст. 155 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы при уступке права требования, возникшего в связи с реализацией облагаемых товаров (работ, услуг). Значит, если право требования связано с необлагаемыми операциями, то налоговая база определяется в общеустановленном порядке, то есть цена уступки плюс НДС.

Вторая заключается в том, что при уступке права требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, НДС не начисляется.

Не вносит ясности в вопрос применения п. 2 ст. 155 НК РФ и Письмо Минфина России от 19.09.2007 N 03-07-05/58.

Финансовое ведомство разъясняет: порядок определения налоговой базы новым кредитором, получившим денежное требование, установлен п. 2 ст. 155 НК РФ только в отношении договоров по реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС. Соответственно, на операции, освобожденные от налогообложения, данная норма не распространяется.

Вместе с тем это разъяснение можно понимать двояко:

— если норма на них не распространяется, значит, превышение дохода над расходом не облагается НДС. По мнению автора, так и должно быть;

— или по-другому: если не распространяется, то НДС следует исчислить в общеустановленном порядке, то есть со всей полученной суммы.

Заметим, что в названном Письме говорится только о п. 2 ст. 155 НК РФ, а в отношении п. 1 разъяснения отсутствуют.

Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в указанных выше Определениях от 14.03.2008 N 10887/07 и от 07.09.2007 N 10899/07, при уступке своей дебиторской задолженности (а не приобретенной) вторая реализация не возникает.

Надеемся, что и в части необлагаемых операций позиция судов будет аналогичной.

Однако есть один нюанс.

С 1 января 2008 г. п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 26, согласно которому не подлежат налогообложению «операции по уступке (приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки».

Новая норма введена только с 2008 г. Означает ли это, что в 2006 и 2007 гг. такие операции облагались НДС? А как с другими необлагаемыми операциями, для которых при уступке прав не предусмотрено освобождение?

Точка зрения автора по поставленным вопросам следующая.

При уступке продавцом (исполнителем) права требования реализации имущественного права не происходит и объекта налогообложения не возникает, что подтверждается позицией ВАС РФ. При этом не имеет значения, какие операции — облагаемые или необлагаемые — лежат в основе права требования.

У нового кредитора (п. 2 ст. 155 НК РФ) сумма превышения дохода над расходом облагается только в случае облагаемых операций. И только п. 4 ст. 155 НК РФ не связывает необходимость начислить НДС с положительной разницы между доходами и расходами с тем, какие операции лежали в основе права требования (облагаемые или необлагаемые).

При передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав (п. 3 ст. 155 НК РФ).

Как считает Минфин России, поскольку в отношении нежилых помещений особенности определения налоговой базы в ст. 155 НК РФ не установлены, следует руководствоваться п. 2 ст. 153 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы выручка от передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных имущественных прав (Письма Минфина России от 29.04.2009 N 03-07-11/122, УФНС России по г. Москве от 28.03.2008 N 09-11/30092).

При приобретении денежного требования третьих лиц налоговая база определяется как сумма превышения суммы доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов на приобретение указанного требования (п. 4 ст. 155 НК РФ).

До 1 января 2006 г. к переуступке денежных требований был применим п. 2 ст. 155 НК РФ. Он устанавливает особенности определения налоговой базы для переуступки денежных требований, вытекающих из договоров реализации товаров (работ, услуг), причем только тех, операции по реализации которых подлежат налогообложению.

С 1 января 2006 г. действует п. 4 ст. 155 НК РФ, который определяет налоговую базу при переуступке иных денежных требований, не вытекающих из договоров реализации товаров (работ, услуг). Поскольку п. 4 ст. 155 НК РФ не содержит специальных оговорок, переуступка денежных требований, вытекающих из операций, не облагаемых НДС, также подлежит обложению НДС.

При передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК РФ (п. 5 ст. 155 НК РФ).

Это правило обложения НДС сформулировано для организаций, которые передают права, связанные с правом заключения договоров, либо уступают арендные права.

Пунктом 8 ст. 167 НК РФ установлено, что момент определения налоговой базы определяется:

Читайте так же:  Перерасчет пенсии в 65 лет и стаж

— при передаче имущественных прав в случае, предусмотренном п. 2 ст. 155 НК РФ, — как день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства;

— в случаях, предусмотренных п. п. 3 и 4 ст. 155 НК РФ, — как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником;

— в случае, предусмотренном п. 5 ст. 155 НК РФ, — как день передачи имущественных прав.

Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг)

Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг)

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (первый абзац п. 1 ст. 154 НК РФ).

В п. 1 ст. 105.3 НК РФ указано, что цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются невзаимозависимые лица, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными. Согласно п. 3 ст. 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены, примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если налоговыми органами не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ. При этом налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены сделки, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной.

Если при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик применяет различные ставки по НДС, то налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех поступлений налогоплательщика, так или иначе связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). При этом учитываются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить (п. 2 ст. 153 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Для целей определения налоговой базы по НДС выручка (расходы), выраженная в иностранной валюте, должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБ РФ. Перерасчет производится на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), установленному ст. 167 НК РФ, или на дату фактического осуществления расходов (п. 3 ст. 153 НК РФ).

[3]

В соответствии с п. 4 ст. 153 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг). При последующей оплате товаров (работ, услуг) налоговая база не корректируется. Разницы в сумме НДС, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ или в составе внереализационных расходов в соответствии со ст. 265 НК РФ.

Если покупатель полностью или частично перечислил деньги за товары (работы, услуги) раньше, чем они были ему отгружены (выполнены, оказаны), то это оплата в счет предстоящих поставок (предварительная оплата, аванс). При получении оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налоговую базу определяют исходя из суммы оплаты с учетом НДС (второй абзац п. 1 ст. 154 НК РФ).

Необходимо учитывать, что в налоговую базу по НДС не включается оплата (частичная оплата), полученная в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

— длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ;

— которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ;

— которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном первым абзацем п. 1 ст. 154 НК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) может быть пересмотрена из-за изменения стоимости или количества отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В этом случае ранее исчисленная налоговая база подлежит корректировке. Это изменение учитывается при определении налоговой базы по НДС за налоговый период, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров (выполнены работы, оказаны услуги) (п. 10 ст. 154 НК РФ).

Источники


  1. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  2. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  3. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
  4. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
  5. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
Определение налоговой базы по ндс по оплате
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here