О государственном пенсионном обеспечении граждан узбекистан

Самое важное на тему: "О государственном пенсионном обеспечении граждан узбекистан" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 5 января 2012 года №ЗРУ-318

О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»

Принят Законодательной палатой 1 ноября 2011 года

Одобрен Сенатом 5 декабря 2011 года

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года N 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 9, ст.338; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 12, ст. 269; 1997 г., N4-5, ст. 126; 1998 г., N 9, ст. 181; 1999 г., N 5, ст. 112; 2001 г., N 5, ст. 89; 2002 г., N 4-5, ст. 74; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 5, ст. 152; 2007 г., N 12, ст.ст. 590, 608; 2008 г., N 12, ст. 640; 2010 г., N 5, ст. 178, N 9, ст. 334, N 12, ст. 472) следующие изменения:

в части второй слова «межгосударственных соглашений (договоров)» заменить словами «международных договоров Республики Узбекистан»;

из части третьей слова «если иное не предусмотрено межгосударственными соглашениями (договорами)» исключить;

2) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Законодательство о государственном пенсионном обеспечении граждан

Законодательство о государственном пенсионном обеспечении граждан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о государственном пенсионном обеспечении граждан, то применяются правила международного договора»;

3) в части второй статьи 27 текста на узбекском языке слово «хисса» заменить словом «баробари»;

4) текст статьи 31 изложить в следующей редакции:

«Заработок для исчисления пенсии берется за любые пять лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) в течение последних десяти лет трудовой деятельности независимо от имеющихся перерывов в работе.

Заработок для исчисления пенсии пересчитывается для приведения заработков прошлых лет к уровню заработков на день назначения пенсии в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется путем деления общей суммы пересчитанного заработка за шестьдесят календарных месяцев работы подряд на шестьдесят. При этом по желанию обратившегося за пенсией месяцы с неполным числом рабочих дней в связи с приемом на работу или прекращением трудового договора учитываются как полные календарные месяцы работы.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией проработал менее пяти лет, среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется путем деления общей суммы пересчитанного заработка за календарные месяцы работы на число этих месяцев.

При назначении пенсий работникам, занятым на сезонных работах, среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется путем деления общей суммы пересчитанного заработка за любые пять сезонов подряд на шестьдесят.

Для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не свыше восьмикратного размера минимальной заработной платы.

В тех случаях, когда среднемесячный заработок для исчисления пенсий ниже размера минимальной заработной платы или сведения о заработке полностью отсутствуют, пенсия исчисляется исходя из минимальной заработной платы»;

5) текст статьи 32 изложить в следующей редакции:

«В заработок для исчисления пенсии включаются все доходы в виде оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 3 сентября 1993 года №938-ХII

О государственном пенсионном обеспечении граждан

(по состоянию на 22 декабря 2010 года)

Настоящий Закон определяет порядок реализации конституционного права граждан Республики Узбекистан на социальное обеспечение в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, устанавливает единую систему государственных пенсий, порядок их назначения, исчисления, перерасчета и выплаты.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на государственное пенсионное обеспечение

Граждане Республики Узбекистан имеют право на государственное пенсионное обеспечение в порядке, определяемом настоящим Законом.

Пенсионное обеспечение граждан Республики Узбекистан, проживающих за ее пределами, производится на основе межгосударственных соглашений (договоров).

Постоянно проживающие в Республике Узбекистан иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено межгосударственными соглашениями (договорами).

Граждане, не имеющие стажа работы, и их семьи не имеют права на государственные пенсии по настоящему Закону. Порядок их социального обеспечения определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 2. Виды государственных пенсий

Настоящим Законом устанавливаются следующие виды государственных пенсий:

по случаю потери кормильца.

Статья 3. Обращение за назначением пенсии

Граждане могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее.

Статья 4. Право выбора пенсии

Гражданам, имеющим право на различные виды государственных пенсий, назначается одна пенсия по их выбору.

Статья 5. Пенсионное обеспечение военнослужащих

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей устанавливаются законодательством Республики Узбекистан. Им предоставляется также право на получение пенсии на основаниях, предусмотренных настоящим Законом. При этом все виды денежного довольствия военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел учитываются наравне с заработной платой гражданских лиц.

Статья 6. Соглашения о социальном обеспечении между Республикой Узбекистан и другими государствами

В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Узбекистан и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

Глава II. ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ

Статья 7. Право на пенсию по возрасту

Право на пенсию по возрасту имеют:

мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

Статья 8. Пенсия при неполном стаже работы

Лицам, которые не имеют достаточного для назначения пенсии стажа работы (статья 7), пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу (статья 29), при наличии не менее 5 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах «а», «б», «в» и «г» части первой статьи 37 настоящего Закона.

Читайте так же:  Штраф за просрочку налога по усн
Статья 9. Пенсии на льготных условиях

Право на пенсию на льготных условиях имеют отдельные категории граждан согласно спискам, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан:

Список N1 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста;

Список N2 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет;

Список N3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет.

Право на пенсию на льготных условиях имеют также инвалиды войны, матери инвалидов с детства, лилипуты и карлики.

Статья 10. Право на льготную пенсию независимо от возраста

Право на льготную пенсию независимо от возраста имеют:

а) работники ведущих профессий горнодобывающей промышленности при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет (Список N1, часть 1);

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Бесплатная юридическая помощь

Отменен ли в узбекистане досрочные пенсии

Положения в целях установления обоснованности и достоверности представленных документов о стаже работы отдел Пенсионного фонда:

  • оценивает содержание и надлежащее оформление документов, представленных для подтверждения стажа работы, и при необходимости принимает решение о проведении проверки обоснованности их выдачи;
  • выносит в необходимых случаях решение о зачете или исключении из подсчета продолжительности стажа работы отдельных периодов трудовой деятельности.

КАКИЕ СПРАВКИ ПРИМУТ? — Правда ли, что Пенсионный фонд принимает только свежие архивные справки? — Согласно ч. 7 ст. 43 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» отделы внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз имеют право требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи.

Пенсия в узбекистане

Определён новый порядок начисления трудового стажа

Поправки коснулись вопросов предоставления права на льготную пенсию, учета трудового стажа и порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсий. 19 января 2011, 23:55 Общество С 1 января в силу вступил закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и Трудовой кодекс Республики Узбекистан». Документ, принятый Законодательной палатой 26 ноября и одобренный Сенатом 3 декабря, был подписан Президентом 22 декабря.

Досрочная пенсия в узбекистане

Если работники, имеющие право вносить страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд на добровольной основе, отказывались от их уплаты, то период работы не будет засчитываться в стаж работы и включаться в последний 10-летний период трудовой деятельности. Именно из этого периода берутся любые 5 лет подряд для исчисления пенсии.

Постановление также определяет порядок определения размера заработка в случае отсутствия архивных данных. За период после 2005 года он будет высчитываться по сведениям об обязательных взносах в накопительную пенсионную систему.

О заработке после 2015 года можно будет узнать с помощью электронного Централизованного реестра учета взносов граждан в Пенсионный фонд. Анна Ним.

Официальный сайт органов власти мо «селенгинский район»

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран бывшего СССР, регулируются Международными договорами. Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР. Государствами-участниками Соглашения, помимо Российской Федерации, являются: Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. За время существования международных соглашений, пенсионное законодательство в государствах-участниках этих соглашений претерпело существенные изменения.

Например, в Республиках Молдова, Казахстан, Грузия и Литовской Республике был повышен пенсионный возраст и отменены досрочные пенсии.
Основанные на территориальном принципе соглашения от 13.03.1992, от 10.02.1995, от 16.05.1997 и от 29.06.1999, согласно которым пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания (места жительства), предусматривают положение о том, что для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу этих соглашений. За период времени, прошедший с момента вступления в силу названных соглашений, законодательство в области пенсионного обеспечения в государствах-участниках этих соглашений претерпело существенные изменения.

Основные вопросы грамотного оформления пенсии по возрасту

Когда-то в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции была введена льгота при назначении пенсии для участников ликвидации последствий этой аварии. Но до наших дней она сохранилась только в законодательстве Республики Узбекистан, ни в одном другом государстве СНГ такая норма не предусмотрена», – пояснил автор.

«В то же время в Узбекистане имеются экологически неблагополучные территории – Каракалпакстан, города Навои, Бухара и поселок Янгиабад Ташкентской области.

В пенсионное законодательство внесены изменения

МПР) и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах госбезопасности и в ОВД; — служба в военизированной охране, в органах спецсвязи и в горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности; — индивидуальная трудовая деятельность или деятельность по выращиванию крупного рогатого скота и реализации продукции животноводства, произведенной в личных подсобных и дехканских хозяйствах, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов. Во вторую категорию включены: — время ухода:– за инвалидом I группы или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;– за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе; — очное обучение в высших образовательных учреждениях (в т.ч.

Если человек работает в государственном учреждении и при этом за ним сохраняется право на получение одной или нескольких надбавок, то их выплатой занимается работодатель. Если же человек не работает, то ответственность за своевременные выплаты несет Пенсионный фонд.

Перевод пенсии из Узбекистана в Россию Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.

После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

Читайте так же:  Продлить доверенность на получение пенсии

Отменен ли в узбекистане досрочные пенсии

Важно! Нужно знать, что в заработок для исчисления пенсии включаются не все виды доходов в виде оплаты труда, а только те, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы. Заработок для исчисления пенсии берется за любые пять лет подряд (по выбору обратившегося) в течение последних 10 лет трудовой деятельности независимо от имеющихся перерывов в работе. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПЕНСИИ К заявлению лица, обратившегося за назначением пенсии по возрасту, должны быть приложены:

  • документ, подтверждающий стаж работы, в том числе специальный стаж работы*;
  • справка о заработке;
  • накопительная пенсионная книжка заявителя (после 1 января 2005 года).

* основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Указанные выше условия являются общими для всех граждан, переселившихся на место жительства на территорию Российской Федерации из государств-участников соглашений, с которыми у Российской Федерации заключены международные договора в области пенсионного обеспечения. При определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации гражданам, имеющим стаж льготной работы на территориях других государств необходимо учитывать наличие или отсутствие института досрочных пенсий. В случае существования такового, периоды работы могут быть зачтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий. Если же института досрочных пенсий нет, то в специальном стаже учитывается период не более, чем до даты отмены досрочных пенсий.

[2]

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 3 сентября 1993 года №938-ХII

О государственном пенсионном обеспечении граждан

(В редакции Законов Республики Узбекистан от 22.12.1995 г. №179-I, 25.04.1997 г. №421-I, 29.08.1998 г. №681-I, 14.04.1999 г. №760-I, 12.05.2001 г. №220-II, 05.04.2002 г. №364-II, 23.05.2005 г. №ЗРУ-2, 07.12.2007 г. №ЗРУ-119, 28.12.2007 г. №ЗРУ-138, 31.12.2008 г. №ЗРУ-197, 20.05.2010 г. №ЗРУ-247, 09.09.2010 г. №ЗРУ-254, 22.12.2010 г. №ЗРУ-272, 05.01.2012 г. №ЗРУ-318, 07.10.2013 г. №ЗРУ-355, 04.12.2014 г. №ЗРУ-379, 25.04.2016 г. №ЗРУ-405, 26.12.2016 г. №ЗРУ-416, 27.12.2016 г. №ЗРУ-417, 03.01.2018 г. №ЗРУ-456, 16.10.2018 г. №ЗРУ-500, 24.12.2018 г. №ЗРУ-508, 22.05.2019 г. №ЗРУ-540)

Настоящий Закон определяет порядок реализации конституционного права граждан Республики Узбекистан на социальное обеспечение в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, устанавливает единую систему государственных пенсий, порядок их назначения, исчисления, перерасчета и выплаты.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Право граждан на государственное пенсионное обеспечение

Граждане Республики Узбекистан имеют право на государственное пенсионное обеспечение в порядке, определяемом настоящим Законом.

Пенсионное обеспечение граждан Республики Узбекистан, проживающих за ее пределами, производится на основе международных договоров Республики Узбекистан.

Постоянно проживающие в Республике Узбекистан иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Узбекистан.

Граждане, не имеющие стажа работы, и их семьи не имеют права на государственные пенсии по настоящему Закону. Порядок их социального обеспечения определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 05.01.2012 г. №ЗРУ-318)

Статья 2. Виды государственных пенсий

Настоящим Законом устанавливаются следующие виды государственных пенсий:

по случаю потери кормильца.

Статья 3. Обращение за назначением пенсии

Граждане могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее.

Статья 4. Право выбора пенсии

Гражданам, имеющим право на различные виды государственных пенсий, назначается одна пенсия по их выбору.

Статья 5. Пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, судей и работников органов прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания)

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, судей и работников органов прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания), а также членов их семей устанавливаются законодательством Республики Узбекистан. Им предоставляется также право на получение пенсии на основаниях, предусмотренных настоящим Законом. При этом все виды денежного довольствия военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, судей и работников органов прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания), учитываются наравне с заработной платой гражданских лиц.

(Статья 5 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 04.12.2014 г. №ЗРУ-379)

Статья 6. Законодательство о государственном пенсионном обеспечении граждан

Законодательство о государственном пенсионном обеспечении граждан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о государственном пенсионном обеспечении граждан, то применяются правила международного договора.

(Статья 6 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 05.01.2012 г. №ЗРУ-318)

Глава II. Пенсии по возрасту

Статья 7. Право на пенсию по возрасту

Право на пенсию по возрасту имеют:

мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

Статья 8. Пенсия при неполном стаже работы

Лицам, которые не имеют достаточного для назначения пенсии стажа работы (статья 7), пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу (статья 29), при наличии не менее 7 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах «а», «б», «в» и «г» части первой статьи 37 настоящего Закона.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 25.04.2016 г. №ЗРУ-405)

Статья 9. Пенсии на льготных условиях

Право на пенсию на льготных условиях имеют отдельные категории граждан согласно спискам, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан:

Список №1 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста;

Список №2 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет;

Список №3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет.

Право на пенсию на льготных условиях имеют также инвалиды войны, матери инвалидов с детства, лилипуты и карлики.

Читайте так же:  Сроки пенсионной реформы в таблице
Статья 10. Право на льготную пенсию независимо от возраста

Право на льготную пенсию независимо от возраста имеют:

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

О государственном пенсионном обеспечении граждан узбекистан

В закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» внесли соответствующие изменения и дополнения.

Шавкат Мирзиёев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год».

Согласно закону, с 1 января 2019 года в заработок для исчисления пенсии, а также в натуральную часть заработка включаются:

— за период до 1 января 2019 года – все доходы в виде оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы;

— за период после 1 января 2019 года – начисленные в соответствии с законодательством все доходы в виде оплаты труда.

При этом, в заработок для исчисления пенсии лицам, не подлежащим государственному социальному страхованию, в соответствии с законодательством включаются все виды денежного довольствия, аналогичные доходам в виде оплаты труда.

По желанию обратившегося за пенсией выплаченная за период обучения стипендия приравнивается к заработку.

Работникам, рабочее время которых не поддается учету (индивидуальный предприниматель и нанятый им работник, член дехканского хозяйства и субъекта семейного предпринимательства), размер заработка для исчисления пенсии определяется:

— за период до 1 января 2019 года – исходя из суммы уплаченных страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов;

— за период после 1 января 2019 года – исходя из суммы уплаченного единого социального платежа.

Кроме этого, заработок для исчисления пенсии граждан, работавших за границей по найму, за исключением случая, предусмотренного в части второй настоящей статьи, определяется:

— за период до 1 января 2019 года – исходя из суммы уплаченных страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов;

— за период после 1 января 2019 года – исходя из суммы уплаченного единого социального платежа.

О государственном пенсионном обеспечении граждан

На пенсию по возрасту имеют право:

На Пособие по возрасту имеют право:

мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет

лица, не имеющие достаточного для назначения пенсии стажа работы, — при наличии не менее 5 лет стажа работы, предусмотренного Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан»

(далее — Закон N 938-XII)

лица, не имеющие стажа работы или имеющие менее 5 лет стажа:

мужчины — по достижении 65 лет;

женщины — по достижении 60 лет

на льготных условиях с правом уменьшения общеустановленного возраста:

отдельные категории граждан — согласно спискам, утверждаемым Кабинетом Министров;

матери инвалидов с детства;

лилипуты и карлики

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсии по инвалидности назначаются:

Пособия по инвалидности назначаются:

[3]

инвалидам I и II групп:

инвалидам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания — независимо от стажа работы;

инвалидам вследствие общего заболевания — при наличии ко времени наступления инвалидности (определенному возрасту) стажа работы, установленных статьей 17 Закона N 938-XII

инвалидам I и II групп, не имеющим стажа работы, независимо от возраста, в случае наступления инвалидности только при постоянной или длительной потере трудоспособности — на весь срок потери трудоспособности

На пенсию по случаю потери кормильца имеют право:

На пособие по случаю потери кормильца имеют право:

нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении:

семья кормильца, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, семье умершего пенсионера — независимо от стажа работы кормильца;

семья кормильца, умершего вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, — в случае если кормилец ко дню смерти имел стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности

нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении лица, не имеющего права на государственную пенсию:

на 3 и более нетрудоспособных членов семьи — 100% пособия;

на 2 нетрудоспособных членов семьи -75% пособия;

на 1 нетрудоспособного члена семьи — 50% пособия

РАЗМЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

(на 1 апреля 2011 года)

пенсия по возрасту:

минимальная — 97 285 сумов в месяц (установлена Указом N УП-4253);

максимальная — свыше 300 000 сумов (без учета льгот, надбавок, коэффициентов)

Пособие престарелым и нетрудоспособным гражданам — 59 690 сумов в месяц (установлено Указом N УП-4253).

Знакомясь с «поправками», нельзя не заметить, что пенсионное законодательство стало жестче. Довольно заметно поредел список льготников. Но главное в том, что сокращение льгот — достаточно убедительный намек на то, что отныне пенсию надо зарабатывать, а послабления будут распространяться только на тех граждан, которые в силу перенесенных заболеваний или физических недугов лишены возможности работать или заниматься предпринимательской деятельностью.

Всё о пенсионном законодательстве Республики Узбекистан и возможно предстоящей пенсионной реформе.

В связи с реформами в социальной жизни Узбекистана, стала актуальной тема повышения пенсионного возраста. Сегодняшняя наша статья направлена на разъяснение приводящихся реформ в сфере пенсионного обеспечения, а также действующего законодательства в данной отрасли права.

Для того что бы дать вам разъяснение предложенным со стороны пенсионного фонда реформам мы дадим вам общие понятия о действующем пенсионном законодательстве Республике Узбекистан.

Основным нормативно-правовым актом в сфере пенсионного обеспечения является Закон Республики Узбекистан №938-XII от 3 сентября 1993 года «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН» .

В первую очередь стоит разобраться с видами пенсий. В Республике Узбекистан существует 3 вида пений:

— по случаю потери кормильца.

Гражданин имеющий право на несколько видов пений, может выбрать только один вид.

Самым распространённым видом пенсии является: пенсия по возрасту. С неё и начнём.

Пенсия по возрасту.

Право на пенсию по возрасту имеют:

мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, которые не имеют достаточного стажа работы, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее 7 лет стажа работы.

Пенсии при неполном стаже не могут быть ниже: 50 % (180 230 сум) минимальной пенсии по возрасту (360 460 сум [1] ) — для пенсий по возрасту.

Читайте так же:  Налог на землю проверить задолженность

Право на пенсию с уменьшением возраста на 10 лет независимо от места последней работы имеют:

— работники, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда [2] :

мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины — при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим стаж на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет и 6 месяцев у женщин, за каждый полный год этих работ пенсионный возраст снижается на 1 год.

Работникам, проработавшим — мужчины не менее 5 лет, женщины не менее 3 лет 9 месяцев — на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждый полный год такой работы;

[1]

— отдельные категории артистов цирков и концертных организаций при стаже творческой работы не менее 20 лет.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 5 лет независимо от места последней работы имеют:

— инвалиды войны и приравненные к ним лица;

— работники, которые были заняты полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда:

мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, проработавшим — мужчины не менее 6 лет 3 месяцев, женщины — не менее 5 лет на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

— матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста, — при стаже работы не менее 20 лет. При назначении пенсии наравне с родными детьми учитываются пасынки и падчерицы, если женщина воспитывала их не менее 5 лет до достижения ими возраста 8 лет;

— учителя специализированных образовательных учреждений для детей — инвалидов, домов «Меҳрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет;

— врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах;

— социальные работники, которые были непосредственно заняты обслуживанием престарелых, инвалидов и одиноких граждан :

мужчины — при наличии специального стажа работы не менее 25 лет;

женщины — при наличии специального стажа работы не менее 20 лет.

Женщины , имеющие стаж работы не менее 20 лет, приобретают право на пенсию по достижении 54 лет.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 15 лет имеют больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики:

мужчины — при стаже работы не менее 20 лет;

женщины — при стаже работы не менее 15 лет.

Обратите внимание! Лица, высвобожденные в связи с изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекших изменение численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидацией предприятия и признанные безработными, имеют право на пенсию:

мужчины — по достижении возраста 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении возраста 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия исчисляется в следующим порядке:

Размер пенсии складывается из:

базового размера пенсии: для пенсий по возрасту — 55 процентов среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100 % официально установленной минимальной пенсии по возрасту (360 460 сум);

повышения пенсии за стаж работы : пенсии по возрасту — на 1 процент среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии;

надбавок к пенсии :

а) инвалидам войны I группы — 150 процентов минимальной заработной платы (276 450 сум [3] );

б) инвалидам войны II группы — 125 процентов минимальной заработной платы (230 375сум [4] );

г) инвалидам I группы по зрению — 100 процентов минимальной заработной платы(184 300 сум [5] );

д) инвалидам I группы — 75 процентов минимальной заработной платы (138 225 сум [6] );

е) одиноким инвалидам II группы — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [7] );

ж) участникам войны и приравненным к ним лицам — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [8] );

з) лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов, — 30 процентов минимальной заработной платы (55 290 сум [9] );

и) родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы (55 290 сум [10] );

к) лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан, — от 100 до 150 процентов минимальной заработной платы в зависимости от заслуг(от 184 300 до сум [11] ).

л) артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста, — 75 процентов минимальной заработной платы (138 225 сум [12] );

м) артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [13] );

В стаж работы засчитываются:

а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

При исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза не выполнял без уважительных причин установленного минимума трудового участия в общественном хозяйстве, учитывается время работы по фактической продолжительности.

Читайте так же:  Заработная плата без учета налогов

Работникам, занятым творческой деятельностью, стаж работы устанавливается правлениями творческих союзов, начиная со дня опубликования или первого публичного исполнения или публичного показа произведения данного автора, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

б) военная служба и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел;

в) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности;

г) индивидуальная трудовая деятельность, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном подсобном, дехканском (фермерском) хозяйстве, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

д) время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения);

е) очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре, институте стажеров-исследователей-соискателей, институте старших научных сотрудников-соискателей, базовой докторантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в том числе за границей;

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности;

з) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, но не более 10 лет;

Порядок назначения пенсии:

Пенсии назначаются районными (городскими) отделами внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее ПФ).

Заявление о назначении пенсии подается работникам через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы.

Администрация в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые документы о стаже и заработке и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районный (городской) отдел ПФ по месту жительства заявителя. Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районный (городской) отдел ПФ.

Отделы ПФ обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов.

Отделы ПФ имеют право требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи.

Предприятия и организации несут установленную законодательством ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный ему вследствие несвоевременного представления документов к пенсии (перерасчету пенсии) или представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Документы о назначении пенсии рассматриваются не позднее 10 дней со дня их поступления.

Пенсия назначается со дня достижения пенсионного возраста, если обращение за пенсией последовало не позднее шестидесяти дней со дня возникновения права на нее. Пенсия назначается пожизненно;

Перерасчет пенсий производится в случаях:

представления пенсионером дополнительных документов, влияющих на размер пенсии (о стаже работы и заработке до назначения пенсии и другие);

изменения группы инвалидности;

изменения числа членов семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца;

изменения размеров минимальной заработной платы;

Пенсионеры могут обращаться за перерасчетом пенсии в любое время после возникновения права на нее.

Пенсии налогом не облагаются.

В Апреле 2018 года на сайте Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан был опубликован проект Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения .

В начале проекта приводится статистические данные.

После чего, предлагается внедрение следующих изменений:

— Разработать и утвердить Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в новой редакции.

— Внедрение программного комплекса «Пенсия», позволяющего исключения стереотипов бумажного документооборота.

— Предоставить право на получение всеми работающими пенсионерами пенсий в полном размере.

— Увеличить размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов.

— В вести пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы.

— Предусмотреть увеличение размера пенсии за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на 2 % от среднемесячного заработка.

— Установить надбавки к пенсиям женщин, имеющих право выхода на пенсию в 54 года, но оформивших пенсию позже общеустановленного возраста.

— Увеличить размер среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии с 8-кратного до 12-кратного минимального размера заработной платы, установленной законодательством на дату, с которой назначается пенсия.

— Предоставить право гражданам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого трудового стажа, уплаты в разовом порядке сумму страховых взносов в Пенсионный фонд за каждый недостающий месяц стажа при расчете государственных пенсий.

— Предоставить право работающим супругам уплаты из доходов в виде оплаты труда дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд за неработающих жен (мужей) на добровольной основе.

— Увеличить минимальный требуемый стаж (7 лет) для назначения пенсии по возрасту до 10-15 лет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Поэтапно повысить пенсионный возраст с доведением до среднемирового уровня (для мужчин и женщин составляет 62 года).

Источники


  1. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

  2. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.

  3. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  4. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  5. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.
О государственном пенсионном обеспечении граждан узбекистан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here