Назначение пенсии по возрасту в беларуси

Самое важное на тему: "Назначение пенсии по возрасту в беларуси" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Назначение трудовых пенсий по возрасту в 2019 году

В 2019 году право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам по достижении возраста 61 год 6 месяцев, женщинам – 56 лет 6 месяцев.

Соответственно на 1 год увеличивается возраст для назначения досрочных пенсий по возрасту (за работу с особыми условиями труда, в соответствии с законами Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», «О занятости населения Республики Беларусь») и за выслугу лет.

Обращаем внимание, что возраст выхода на пенсию определяется на дату обращения за назначением пенсии. Так, если женщины, родившиеся во втором полугодии 1962 г. и мужчины, родившиеся во втором полугодии 1957 г., не реализовали право на пенсию по возрасту в 2018 году, то в 2019 году пенсия им может быть назначена по достижении возраста соответственно 56 лет 6 месяцев и 61 год 6 месяцев.

Для назначения в 2019 году трудовой пенсии по возрасту, в том числе при неполном стаже работы, досрочной пенсий, а также пенсии за выслугу лет требуется не менее 17 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании (далее – страховой стаж).

Страховой стаж меньшей продолжительности требуется для назначения пенсии по возрасту отдельным категориям граждан:

не менее 5 лет — для назначения досрочной пенсии по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам;

не менее 10 лет — для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях гражданам, имеющим длительный стаж работы (не менее 40 лет у мужчин и не менее 35 лет у женщин), а также гражданам, у которых имеется не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях) при наличии общего стаж работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин и отсутствии права на пенсию в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих.

[2]

Справочно: согласно части первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Иные периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 указанного Закона, в том числе военной службы, получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в дневной форме, ухода за детьми в возрасте до 3 лет, за инвалидами 1 группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста, получения пособия по безработице и др., в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию не засчитываются. Данные периоды при наличии права на трудовую пенсию включаются в стаж работы для исчисления размера трудовой пенсии.

Лицам, реализующим право на пенсию в 2019 году, заработок для исчисления пенсии определяется за последние 25 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж.

Справочно: сведения о заработной плате до 1 января 2003 года подтверждаются справкой о размере заработка, выдаваемой работодателем (его правопреемником), архивом на основании находящихся на хранении документов бухгалтерского учета. За периоды работы после 1 января 2003 года размер заработка подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными отделами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию по возрасту, может быть назначена социальная пенсия по достижении возраста мужчинами – 65 лет, женщинами – 60 лет.

Пенсии в Белоруссии

Пенсия — денежное обеспечение выплачиваемое человеку по достижении определенного (пенсионного) возраста, а также за выслугу лет, в случае потери трудоспособности, наступления инвалидности, потери кормильца (для нетрудоспособных граждан) и по другим основаниям. Выплата пенсии может производиться из государственных фондов, средств организаций, а в определенных случая и за счет физических лиц.

Система индивидуальных счетов, используя которую работающий человек сам финансирует свою будущую пенсию из собственных отчислений, в Беларуси не распространена. Фактически средства на выплату пенсий берутся из взносов трудящихся в настоящий момент.

В Республике Беларусь права на государственное пенсионное обеспечение в определенных законодательством случаях имеют:

  • граждане Республики Беларусь и иные лица, проживающие на ее территории;
  • граждане Белоруссии, проживающие за ее пределами, в соответствии с международными договорами между Республикой Беларусь и страной проживания пенсионера.

Пенсионное обеспечение в Белоруссии

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам — по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

Условия назначения пенсии

Право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе по старости, гарантируется статьей 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В то же время, в статье 5 настоящего Закона указывается, что право на трудовую пенсию имеют граждане, с доходов которых в период трудовой деятельности делались отчисления по государственному социальному страхованию в течение не менее чем 5 лет.

Лицам пенсионного возраста, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия на определенных законодательством условиях. Такая норма содержится в статьях 5 и 72 Закона «О пенсионном обеспечении».
Источником выплаты трудовых пенсий по возрасту является Фонд социальной защиты населения. Социальные пенсии выплачиваются непосредственно из республиканского бюджета.

Пенсионный возраст в Белоруссии

Согласно Закону с 1 января 2017 г. общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет (в 2017 году он составляет для мужчин 60 лет 6 месяцев, для женщин – 55 лет 6 месяцев). Такими же темпами будет повышаться возраст для назначения досрочных пенсий.

Читайте так же:  Как узнать пенсию по инвалидности через госуслуги

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 11-13,15,24,47-49-2 Закона) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Страховой стаж ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Для назначения пенсии в 2017 году он должен составлять не менее 16 лет, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев, в 2019 году – 17 лет и т.д.

Прожиточный минимум

C 1 ноября 2016 по 31 января 2017 года БПМ в среднем на душу населения снизился и составил 174,52 рублей. Однако снижение БПМ не приведет к уменьшению размеров пенсий, пособий и других выплат, исчисляемых из его размера. По указу №726 от 18 декабря 2006 года «Об исчислении социальных выплат» при их назначении и перерасчете используется наибольшая величина БПМ за два последних квартала.

В связи с этим при перерасчете с 1 ноября 2016 г. по 31 января 2017 г. различных социальных выплат, исчисляемых из размера БПМ, будет применяться наибольшая величина БПМ за два последних квартала. В данном случае: в ценах июня 2016 г. (175 белорусских рублей 50 копеек).

Размер пенсии в Белоруссии

Минимальный размер пенсии по возрасту – 45,96 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (статья 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»)).

НПФ в Белоруссии

Кроме государственного в РБ существуют негосударственные пенсионные фонды. Их суть в том, что работающий гражданин выплачивает в фонд определенные средства, которые в дальнейшем становятся основой его дополнительного к государственному пенсионного обеспечения в течение продолжительного временного периода.

Деятельность фонда заключается в аккумулировании уплат и инвестиции полученных средств на фондовом рынке. Доход, который приносят инвестиции по договору, распределяется между участниками фонда соответственно их вкладам.

Пенсионная реформа в Белоруссии и последние новости

В Белоруссии с 1 августа вырастут минимальные трудовые и социальные пенсии, которые привязаны к размеру БПМ. Напомним, со следующего месяца этот показатель вырастет до 197,57 рубля.

Кроме того, с 1 августа увеличатся надбавки, повышения к пенсиям и доплаты белорусам 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и соцзащите, а также пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Минимальные трудовые и социальные пенсии пересматривают раз в квартал, они меняются вместе с бюджетом прожиточного минимума.

МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

С 1 января 2009 года вступил в действие Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»

В настоящее время предусмотрено более 20 видов досрочных пенсий, которые выплачивались и выплачиваются из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд). Действующее до 1 января 2009 года законодательство в части назначения и выплаты досрочных пенсий, привело к увеличению нагрузки на пенсионную систему и снижению общего уровня пенсий.

С 1 января 2009 года, в связи с вступлением в действие Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС), введен дополнительный вид социального страхования. Основными принципами профессионального пенсионного страхования (далее – ППС) являются: целевой взнос работодателя, размер которого зависит от характера выполняемой работы (размеры взносов определены Указом Президента Республики Беларусь №23 от 10.01.2009 г. «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование») ; предварительное накопление средств на будущие пенсии; право выбора работника в назначении: досрочной профессиональной пенсии, либо дополнительной пенсии; преемственность права на досрочную пенсию (возможность реализации права на профессиональную пенсию с учетом выработанного специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию до 01.01.2009 г.).

Система ППС будет основана на накопительной системе. Размер профессиональной или дополнительной пенсии, при наличии требуемого специального стажа, дающего право на профессиональную пенсию, будет зависеть от суммы накопительных взносов.

Условия исчисления профессионального стажа, дающего право на профессиональную пенсию:

право на пенсию определяется работодателем на стадии уплаты страховых взносов. Профессиональному страхованию подлежат все лица, работающие на рабочих местах, дающих право на досрочную пенсию, при соблюдении условий, предусмотренных Списком №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 года №536; текстильном производстве; работники гражданской авиации; медицинские и педагогические работники, отдельных учреждений здравоохранения и образования; отдельные работники, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции (трактористы-машинисты, животноводы, свиноводы) и т. д. по профессиям, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008г. №1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (далее – постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 г. №1490) в течение полного рабочего дня, на полную ставку до достижения общеустановленного пенсионного возраста 60/55 лет (соответственно для мужчин и женщин).

При исчислении профессионального стажа следует строго руководствоваться:

ст. 5 Закона о ППС; результатами аттестации рабочих мест по рабочим местам, дающим право на досрочную пенсию по Списку №1 и 2, работникам текстильной промышленности; соблюдением критериев попадания работников в систему профессионального страхового стажа ( оценивается совокупность соблюдения критериев ), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 г. №1490.

Критерии для определения права на профессиональную пенсию оцениваются работодателем. В спорных случаях, заключения об условиях труда при определении права на досрочную пенсию с учетом профессионального стажа – даются соответствующими отраслевыми министерствами.

Исчисление профессионального стажа:

В стаж, дающий право на профессиональную пенсию, засчитывается: работа в течение полного рабочего дня по соответствующей профессии, предусмотренной ст. 5 Закона о ППС с соблюдением условий, дающих право на профессиональную пенсию при условии уплаты работодателем страховых взносов на профессиональное пенсионное обеспечение.

В специальный стаж засчитывается только работа в условиях, предусмотренных Законом о ППС и трудовые отпуска.

При определении права на профессиональную пенсию, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. №1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию», учитывается стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по Закону «О пенсионном обеспечении» и по Закону о ППС.

Лица, отработавшие требуемый специальный стаж для права на досрочную трудовую пенсию по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» до 01.01.2009 г. и продолжающие работать после 01.01.2009 года на должностях, дающих право на профессиональную пенсию – при наличии профессионального стажа не менее половины требуемого в соответствии с законодательством приобретают право только на профессиональную пенсию.

Лица, реализовавшие своё право на досрочную пенсию по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» , не достигшие на 1 января 2009 года общеустановленного пенсионного возраста и продолжающие работать на должностях, предусмотренных ст. 5 Закона о ППС право на профессиональную пенсию не приобретают . В данном случае, в соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» отчисляемые работодателем взносы идут на возмещение выплаты уже назначенной досрочной пенсии.

Не засчитываются в профессиональный стаж: социальный отпуск, в том числе с сохранением заработной платы; оплата больничных листов; время нахождения в командировке, если в этот период выполнялась работа, не дающая право на профессиональную пенсию; простои, в т. ч. простои водителя на линии и т. д.

Читайте так же:  На сколько увеличат социальную пенсию

Документами, подтверждающими работу во вредных условиях труда, являются:

— за период работы до 01.01.2009 года справка работодателя по утвержденной форме, подтверждающая работу во вредных условиях труда;

— за период работы после 01.01.2009 г. – справка Фонда о продолжительности профессионального стажа и уплате страховых взносов на профессиональное пенсионное обеспечение.

При представлении документов для назначения пенсий в управления по труду, занятости и социальной защите райисполкомов (далее – управления) справку из Фонда о продолжительности профессионального стажа и уплате страховых взносов истребует работодатель , поскольку с учетом данного стажа работодателем определяется право заявителя на досрочную пенсию.

Если на день обращения за назначением пенсии заявитель не работает — справка Фонда о продолжительности профессионального стажа и уплате страховых взносов на профессиональное пенсионное обеспечение запрашивается управлениями.

В настоящее время назначение досрочных пенсий, в том числе и с учетом профессионального стажа за периоды работы после 1 января 2009 года, осуществляется управлениями по месту жительства пенсионера.

При наличии профессионального стажа за периоды работы после 1 января 2009 года не менее половины требуемого , назначение и выплата профессиональной пенсии будет осуществляться органами Фонда. Размер досрочной профессиональной пенсии определяется индивидуально для каждого застрахованного лица и зависит от суммы накопительных профессиональных взносов конкретного заявителя.

Дополнительная пенсия:
Право на дополнительную пенсию по Закону о ППС имеют лица, не реализовавшие своего права на профессиональную пенсию. Дополнительная профессиональная пенсия будет выплачиваться по достижении заявителем общеустановленного пенсионного возраста к трудовой пенсии по возрасту в размере БПМ в пределах суммы накопленных профессиональных взносов (ст. 17 Закона о ППС).

Цель данного вида пенсии – как можно дольше заинтересовать работника на рынке труда.

Размеры минимальных трудовых и социальных пенсий увеличатся в Беларуси

С 1 мая 2019 г. вырастут размеры трудовых и социальных пенсий в связи с изменением бюджета прожиточного минимума, сообщили в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь.

  • минимальные трудовые пенсии;
  • социальные пенсии;
  • доплаты пенсионерам в возрасте 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите;
  • надбавки к пенсиям и повышения пенсий отдельным категориям пенсионеров;
  • пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Минимальный размер пенсии по возрасту (назначается лицам, имеющим стаж 25 (20) лет у мужчин и женщин) с учетом доплаты в размере 20 % средней заработной платы для исчисления пенсий составит 229,05 руб., в том числе 56,01 руб. – минимальный размер, 173,04 руб. – доплата.

Социальная пенсия (назначается при неполучении трудовой пенсии):

  • инвалидам 1 группы, в том числе инвалидам с детства, – 246,42 руб.;
  • инвалидам с детства 2 группы – 212,86 руб.;
  • инвалидам 2 группы, детям в случае потери кормильца – 190,42 руб.;
  • инвалидам 3 группы – 168,02 руб.;
  • лицам в возрасте старше общеустановленного пенсионного возраста – 112,01 руб.;
  • детям-инвалидам до 18 лет при степени утраты здоровья:
    • первой – 179,22 руб.;
    • второй – 190,42 руб.;
    • третьей – 212,82 руб.;
    • четвертой – 246,42 руб.

Доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, достигшим:

Надбавки к пенсиям:

  • инвалидам 1 группы – 56,01 руб.;
  • пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, – 28,01 руб.

Пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста:

  • при осуществлении ухода за одним лицом – 224,02 руб.;
  • при осуществлении ухода за двумя и более лицами – 268,82 руб.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

В Беларуси определен новый порядок назначения и выплаты пенсий

Постановлением Минтруда и соцзащиты от 8 июля 2019 г. № 35 установлен порядок обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий.

Документом утверждена Инструкцию о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий.

Согласно Инструкции обращение за пенсией осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) и необходимых документов, перечень которых определен постановлением, в управление лично гражданином или через представителя.

В частности, к документам, необходимым для назначения всех видов пенсий, относятся документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, место жительства, гражданство лица, обратившегося за пенсией (в отношении детей – свидетельство о рождении).

Заявление подается в управление по месту жительства гражданина. При этом предъявляется документ, удостоверяющий личность обратившегося за пенсией. Нотариально удостоверенное заявление может быть направлено в управление по почте.

Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Республики Беларусь, подают заявление в управление по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, где они зарегистрированы.

Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица подает его законный представитель в управление по месту жительства законного представителя, который предъявляет документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие его полномочия. Стоит отметить, что несовершеннолетний, приобретший в соответствии с законодательством дееспособность в полном объеме, вправе обратиться за пенсией самостоятельно.

Прием заявления о назначении пенсии осуществляется в день обращения заявителя в управление с указанным заявлением и необходимыми для назначения пенсии документами. Они рассматриваются в срок, предусмотренный в части первой статьи 78 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»., т.е. не позднее 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления недостающих документов для назначения пенсии.

Решение об отказе в назначении пенсии принимается комиссией по назначению пенсий и оформляется протоколом в двух экземплярах, один из которых приобщается в отказное пенсионное дело, а другой в пятидневный срок после вынесения комиссией решения выдается (высылается по почте) заявителю.

После принятия решения о назначении пенсии пенсионеру выдается пенсионное удостоверение по форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 255 «Об утверждении форм пенсионных удостоверений».

Кроме того, документом определен перечень утративших силу нормативных правовых актов, которые ранее предусматривали назначение пенсий.

Постановление вступает в силу после его официального опубликования, согласовано МВД и Министерством юстиции, также всеми областными и Минским городским исполнительными комитетами.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Назначение пенсии в 2019 году


Однако следует обратить внимание

, что возраст выхода на пенсию зависит не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Если женщина, родившаяся в июне 1963 года, не обратится за назначением пенсии в декабре 2019 года, а обратится в январе 2020 года, то возраст ее выхода на пенсию в 2020 году будет увеличен еще на полгода.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет, кроме достижения установленного возраста, требуется наличие страхового стажа установленной законом продолжительности.

Читайте так же:  До какого срока платятся алименты

Начиная с января 2017 года, страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, увеличивается на полгода в год.

Если в 2017 году требовалось наличие не менее 16 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев, то в 2019 году требуется наличие не менее 17 лет страхового стажа.

Исключение составляют многодетные матери, родившие 5 и более детей; матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; инвалиды войны; инвалиды с детства; родители детей-инвалидов (инвалидов с детства); лилипуты и карлики – этим категориям граждан для реализации права на трудовую пенсию по возрасту требуется наличие не менее 5 лет страхового стажа.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь №233 снижена продолжительность страхового стажа до 10 лет для лиц, которые длительное время осуществляли социально значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый страховой стаж, но при этом имеют общий стаж мужчины не менее 40 лет и женщины не менее 35 лет.

При такой же продолжительности страхового стажа 10 лет и наличии общего стажа у мужчин 25 лет и 20 лет у женщин , пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет без зачета в этот стаж времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу, службу в военизированных организациях и при этом не приобрели право на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

При назначении пенсии в 2019 году заработок исчисляется за последние 25 лет перед назначением пенсии (согласно законодательству период для исчисления индивидуального коэффициента заработка ежегодно увеличивается на 1 год по фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы).

Управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома.

Пенсия по возрасту: все о том, как она насчитывается

Рано или поздно все мы подходим к тому порогу, когда приходится задумываться о пенсии. Все о том, как она насчитывается, рассказывает Светлана БАХТА, начальник отдела пенсионного обеспечения управления по труду, занятости и социальной защите Копыльского райисполкома.

Когда наступает право на трудовую пенсию?

Основным нормативным документом, регулирующим порядок пенсионного обеспечения граждан Беларуси, является Закон № 1596-ХII от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» и Указ Президента Республики Беларусь № 570 от 8 декабря 2014 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Пенсия на общих основаниях назначается мужчинам по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет.

Кроме этого, с 1 января 2016 года обязательным условием для назначения трудовой пенсии по возрасту, за выслугу лет, является наличие стажа работы с уплатой страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

В стаж работы для получения пенсии засчитываются:

— период военной службы;

— период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, но не более чем до достижения им возраста 3 лет;

— период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за инвалидом 1-й группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80 лет, нуждающимся по заключению врачей в постоянном уходе;

— период получения в дневной форме профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования;

— период получения пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности и др.

От чего зависит размер пенсии?

В Республике Беларусь размер пенсии, в том числе по возрасту (за выслугу лет), зависит от продолжительности его общего (страхового) стажа работы и размера получаемой до назначения пенсии заработной платы, на которую начислялись и из которой уплачивались обязательные страховые взносы.

Пенсия по возрасту назначается в размере 55% среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии. За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на 1% заработка, но не менее чем на 1% минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20% заработка (минимального размера пенсии). У каждого пенсионера цена одного года стажа работы своя, которая зависит от величины индивидуального коэффициента заработка.

На учете в управлении по труду, занятости и социальной защите Копыльского райисполкома на 1 января 2016 г. состояло 10 465 получателей пенсий, в том числе по г. Копылю — 2878, проживающих в сельской местности — 7587 человек. Численность пенсионеров, получающих трудовые пенсии, — 10 163 человека, из них по возрасту — 8519.

Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путем соотношения его ежемесячного фактического заработка в установленном порядке и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном порядке.

Сегодня трудовая пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка, определяемого в соответствии с Законом, за последние 22 года подряд стажа работы, но не менее, чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом, начиная с 1 января 2017 года, указанный 22-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. То есть в 2017 году он будет составлять 23 года, в 2018 году — 24 года и т.д.

Следует отметить, что в некоторых периодах, определенных законодательством, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40% средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы, а именно в периодах: военной службы; отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет; получения пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности, и др.

Данная норма предусматривает исчисление заработка для определения индивидуального коэффициента заработка пенсионера за последние периоды стажа работы перед назначением пенсии, имевшее место, в основном, с 1994 года (при отсутствии перерывов в общем стаже).

Как можно увеличить свою пенсию?

Принятый Президентом Республики Беларусь № 136 от 18 марта 2012 года Указ «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» дает возможность работающим пенсионерам повлиять на размер своей пенсии. Достигнув пенсионного возраста, человек может отказаться от выхода на заслуженный отдых и продолжать трудиться. Размер пенсии все это время будет прогрессивно увеличиваться.

В пенсионном законодательстве норма о стимулировании отложенного выхода на пенсию принята еще в 1998 году. Так, если человек достиг пенсионного возраста и не получал пенсию, то за каждые 2 месяца работы ее размер в последующем увеличивался на 1% заработка, принятого для исчисления пенсии. С 1 октября 2012 года эти проценты увеличены.

Читайте так же:  Сзв стаж для пенсии как заполнить

За каждый первый полный год пенсия вырастает на 6%, за второй — на 8, третий — на 10, четвертый — на 12, за пятый и последующие годы — на 14%. Если год неполный, то за каждые 2 месяца начисляется 1%. При этом все проценты суммируются.

Кроме того, время работы засчитывается в стаж. И если сегодня при исчислении полной пенсии есть ограниченный размер — 75% заработка, из которого исчисляется пенсия (при стаже работы у мужчин 45 лет, женщин — 40 лет), то в данном варианте верхнего предела нет. Предположительно, за три года отложенного обращения за пенсией ее размер возрастет приблизительно в 1,4 раза, а за пять лет — 1,7-2 раза (это зависит от стажа и заработка конкретного пенсионера).

Действие Указа распространяется как на лиц, которые впервые обращаются за назначением пенсии по возрасту, так и на лиц, которые отказались от получения назначенной им пенсии по возрасту.

Повышение пенсии гражданам при длительном стаже работы

С 1 января 2015 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Указ предусматривает комплекс мер, направленных на повышение уровня пенсий граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста, исчисленных при длительном стаже работы.

Согласно Указу лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы более 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35/30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера. За стаж работы 45 лет и более у мужчин и 40 лет и более у женщин данное увеличение устанавливается, начиная с 26-го года стажа работы у мужчин и с 21-го у женщин. Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

В нашей стране 25% вышедших на пенсию жителей продолжают работать (в Копыльском районе этот показатель составляет 20%). Сегодня пенсионеры составляют 27% среди экономически активных граждан, к 2020 году, по прогнозам, эта цифра может увеличиться до 29%.

С 1 января 2016 года лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются за стаж работы сверх 40 лет по 45-й включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно для женщин — на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5% среднемесячного заработка (либо на 0,7% средней заработной платы работников — в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок).

Кроме того, с 1 января 2016 года лицам со стажем работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться заработок в размере до пятикратной средней заработной платы работников в республике, что соответствует индивидуальному коэффициенту фактического заработка пенсионера 5,0.

Пенсии, назначенные до 1 января 2016 года, пересмотрены с учетом приведенных норм Указа. То есть они перерассчитаны в автоматическом режиме без участия пенсионеров.

Если не выработан минимальный страховой стаж

С 1 января 2016 года увеличивается с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда (далее — страховой стаж), необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет. Начиная с 1 января 2017 года страховой стаж постепенно будет увеличиваться ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Так, социальная пенсия по возрасту будет назначаться мужчинам по достижении возраста 65 лет и женщинам по достижении возраста 60 лет.

При этом действующие нормы назначения социальной пенсии сохраняются для детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, и детей, потерявших кормильца.

Телефоны отдела пенсионного обеспечения: 51-1-15, 55-1-75, 55-2-84.

Подготовила Маргарита САКОВИЧ

Что влияет на размер пенсии и чем общий стаж отличается от трудового? Управление по труду, занятости и соцзащите ответило на вопросы светлогорцев

В редакцию «Светлагорскiх навiн» нередко обращаются читатели с рассказом о непростых жизненных ситуациях, в которых они оказались. Особенно часто поднимается тема социальной защищенности и важных материальных гарантий: пенсий, пособий и льгот для малообеспеченных семей. Чтобы жители города и района могли лично задать вопрос компетентному специалисту, на прошлой неделе «СН» организовала «прямую линию» с начальником управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Натальей Дорошевич.

Фото: Константин Крылов, «СН»

Пенсионное обеспечение

— У меня 38 лет стажа, а коэффициент — 0,6, чем я провинилась? Итог: в 2014 году получила пенсию 1800. Такую пенсию получили те, кто почти не работал!

Лидия Артамонова, вопрос в группе «СН» в «Одноклассниках»

— Размер пенсии зависит от стажа работы и среднемесячного заработка, из которого исчисляется коэффициент. В соответствии со ст. 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» при назначении пенсии в 2014 году индивидуальный коэффициент для расчета пенсии исчислялся за 20 лет из последних 30 лет работы перед назначением пенсии. Определяется индивидуальный коэффициент заработка пенсионера так: его ежемесячный фактический заработок в установленном периоде соотносится со средней зарплатой работников в республике в тех же месяцах, а затем рассчитывается среднее арифметическое значение полученных за каждый месяц коэффициентов.

В соответствии со ст. 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55% среднемесячного заработка. За каждый полный год работы сверх 20 лет у женщин размер пенсии увеличивается на один процент заработка. Вам исчисляется пенсия в размере 73% (за 20 лет стажа работы — 55% плюс за 18 лет сверх 20 лет — 18%) заработка. Размер пенсии по возрасту при стаже 38 лет и индивидуальном коэффициенте 0,6 по состоянию на 1 августа 2018 составляет 297,62 рубля.

— Имеет ли право организация брать пенсионный налог у работающего пенсионера, если он гражданин РФ и получает пенсию РФ?

Виктор Михальцов, вопрос в группе «СН» в «Одноклассниках»

— Плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются лица, определенные в ст. 1 Закона «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». К ним относятся и иностранные граждане, и даже лица без гражданства, работающие по трудовым или гражданско-правовым договорам. В соответствии со ст. 3 данного закона у работающего гражданина размер обязательных страховых взносов составляет 1%.

— Здравствуйте, вас беспокоит Алексей Иванович Головач. Меня интересует, обязан ли работник подавать заявление о назначении пенсии и в какой период это делается?

Звонок по телефону

— Работающие граждане в соответствии со ст. 75 Закона «О пенсионном обеспечении» подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые для назначения пенсии документы и направляет их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии с необходимыми документами непосредственно в осуществляющий пенсионное обеспечение орган по месту жительства заявителя.

— Наталья Александровна, оформляю пенсию, возник ряд вопросов. Поясните, пожалуйста, что такое общий стаж и страховой трудовой?

[3]

Алла Петровна Шандрак, звонок по телефону

— Страховой стаж — это работа с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда. В нем не учитываются периоды обучения на дневной форме, нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, ухода за инвалидом I группы, престарелым, достигшим 80-летнего возраста и нуждающемся в постоянном уходе, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также периоды получения пособия по безработице. Общий стаж — это страховой стаж плюс перечисленные выше периоды, которые не включаются в страховой стаж.

Читайте так же:  Прибавка лет ухода на пенсию

— Отношусь к категории низкооплачиваемых работников. Как будет формироваться моя пенсия?

Светлана Владимировна, звонок по телефону

— В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской и творческой деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда соцзащиты. При этом, если среднемесячный фактический заработок или доход, из которого уплачены взносы, за календарный год (либо менее, если в этом году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов и другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной зарплаты, установленной законодательством, такие периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента.

Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка на среднеарифметическую величину минимальной зарплаты за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов. Сегодня месячная минимальная заработная плата, используемая при исчислении стажа работы с применением поправочного коэффициента — 305,00 рублей. Хочу обратить ваше внимание, если ваш доход составляет меньше этой суммы, год работы за год стажа не зачтется.

— Так сложилось, что 2 года я была безработной и получала пособие по безработице. Войдут ли они в стаж при назначении пенсии?

Ольга Ивановна, звонок по телефону

— В соответствии с пунктом «з» ст. 51 Закона «О пенсионном обеспечении» период получения пособия по безработице засчитывается в общий стаж, но не более 6 месяцев в общей сложности.

— Когда введут закон о наследстве и передаче всех пенсионных накоплений близким родственникам в случае смерти плательщика ФСЗН?

Сергей Расюк, вопрос в группе «СН» во «ВКонтакте»

— Вопросы введения новых законодательных актов вне компетенции нашего управления: это решается на уровне государства. В связи с переменами в белорусской пенсионной системе, в настоящий момент обсуждается возможность изменения существующих норм, однако о принятии конкретных решений в интересующей вас области говорить пока не приходится.

Кроме того, сейчас в нашей стране выплата пенсий производится по распределительной системе. Отчисления из заработной платы работающих сегодня граждан направляются Фондом социальной защиты населения на выплату пенсий «сегодняшних» пенсионеров.

Социальное обеспечение

— Являюсь инвалидом 3-й группы с 1995 года, группа установлена бессрочно. Обязательно ли предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида (в те годы такую программу не выдавали) при обращении в службу занятости для получения помощи в трудоустройстве?

Валентина Викторовна, звонок по телефону

— Регистрация граждан в качестве безработных является административной процедурой. В соответствии с перечнем административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан, который утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2018г. №200, при обращении для регистрации в качестве безработного инвалид действительно должен предоставить свою индивидуальную программу реабилитации. Также без предоставления этого документа наниматель согласно ст. 26 Трудового кодекса не имеет право принять инвалида на работу и заключить с ним трудовой договор.

— 11 января этого года я был зарегистрирован безработным без выплаты пособия по безработице и с 12 марта снят с учета за неявку более 2 месяцев без уважительных причин. Могу ли я пройти обучение по направлению службы занятости?

[1]

Андрей Павлович, звонок по телефону

— Да, вы можете обучаться по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, если повторно обратитесь для регистрации в качестве безработного.

Согласно ст. 3 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» снятые с учета по указанной вами причине безработные, обратившись в органы по труду, занятости и соцзащите, повторно могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода со дня предыдущей регистрации.

Господдержка семей, воспитывающих детей

— Подскажите, пожалуйста, каким семьям положена материальная помощь к школе? Какой перечень документов требуется для получения помощи?

Светлана Григорьевна, звонок по телефону

— Семьям, воспитывающим троих и более детей, на каждого учащегося, получающего общее среднее и специальное образование (на уровне общего среднего), выдается материальная помощь к школе. Документы на выплату единовременной материальной помощи к учебному году принимают в Светлогорском территориальном центре социального обслуживания населения по адресу: ул. Привокзальная, 2Б, кабинет № 6. При себе необходимо иметь: выписку карт-счета либо расчетного счета ОАО «АСБ Беларусбанк»; паспорт родителя, на которого открыт счет, и его копию; свидетельства о рождении детей, которые учатся и копии; справка из учреждения образования об обучении детей; удостоверение многодетной семьи и его копию. Опекунские и приемные семьи также предоставляют договоры на право воспитания детей в семьи и их копии. Дополнительную информацию вы можете получить по телефону 4-67-93.

— Каким семьям предоставляются услуги няни на бесплатной основе?

Ольга Андреевна, звонок по телефону

— Светлогорский территориальный центр соцобслуживания населения предоставляет без взимания платы услуги няни в двух случаях. Бесплатной помощью в уходе за ребенком-инвалидом могут воспользоваться неполные семьи и семьи, воспитывающие двух и более детей-инвалидов (в дневное время по рабочим дням, не более 20 часов в неделю до достижения ребенком 4-летнего возраста). А семьи, воспитывающие двух и более детей, родившихся одновременно, могут пользоваться услугами няни, пока детям не исполнится 3 года (в дневное время по рабочим дням, не более 20 часов в неделю для двух детей и не более 40 часов в неделю для трех и более детей).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Источники


  1. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  2. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.

  3. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.
  4. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
  5. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Назначение пенсии по возрасту в беларуси
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here