Налоговая система сущность функции виды налогов

Самое важное на тему: "Налоговая система сущность функции виды налогов" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

13. Налоги: сущность и функции. Налоговая система и ее эффективность

Налогообложения представляет собой совокупность экономических и финансовых, а также организационно-правовых отношений, основанные на перераспределение денежной форме стоимости путем принудительного определенной части дохода в пользу государства.

Экономическая сущность налогов заключается в том, что государство изымает определенный обязательный взнос в пользу общества. Другими словами ,экономическая Сущность налога определяется денежными отношениями, которые возникают между государствами и ю.л. и ф.л., которым присуще назначения мобилизации средств в использовании государством.

Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Выделяются следующие функции налогов:

[1]

Распределительная функция раскрывает сущность налогов в виде централизованного инструмента по перераспределению общественных доходов;

Фискальная функция является одной из основных во всех государствах и выражается в обеспечении финансовыми ресурсами государства с целью ее деятельности. Данной функции характерна возможность перераспределения определенной части НД, и с развитием рыночных отношений ее роль возрастает;

Контрольная функция выражает контролирование гос-вом посредством налогов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и граждан, т.е. проводит контроль над образованием доходов и их расходованием;

Регулирующая функция подразделяется на три подфункции:

а)стимулирующую (осуществляется через систему льгот. Предпочтений, а т.ж. исключений.т.о. ее назначение предусмотрено для развития соц-эк. Процессов);

б) дестимулирующую (ее действие связано с увеличением ставок налогов, что препятствует развитию соц-эк. Процессов);

[3]

в) воспроизводственную (осуществляется через платежи за пользование природ.рес., а т.ж. посредством поступления в дорожные фонды).

Твёрдые ставки налога – это фиксированные ставки на единицу налогообложения

При регрессионных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги взимаемые в ценах всегда регрессивные.

При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных ставках налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода.

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов юр и физ лиц в соотв с действующим законодательством. К ним относятся: налогооблагаемый минимум – наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемого от обложения; скидка с исчисленной суммы налога; вычеты из облагаемого дохода.

— Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относится подоходный налог с населения, налог на прибыль, поимущественный налог. Они подразделяются на реальные и личные налоги.

Реальные – поземельный, подомовой, промысловый налоги и налог на ценные бумаги.

Личные налоги включают подоходный налог с населения, на прибыль корпораций, на доходы от денежных капиталов, на прирост капитала, на сверхприбыль, поимущественный, подушный.

— Косвенные – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Принципы и механизм налогообложения.

Прогрессивность, однократность, обязательность, простота и удобство, гибкость, эффективность перераспределения ВВП.

В зависимости от направления поступления налогов и сборов различают: федеральные, региональные и местные налоги.

В зависимости от своего использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов гос-ва, без закрепления за каким-либо определённым видом расходов. Специальные имеют целевое назначение.

В любом цивилизованном государстве налогообложение основывается на определенных принципах:

принципе соразмерности (характеризует сбалансированность интересов гос-ва и налогоплательщиков)

принципе справедливости (предусматривает, что каждый обязан соразмерно своим доходам принимать участие в финансировании расходов гос-ва. Основные идеи данного принципа закл.в том, что сумма взимаемых налогов должна быть определена исходя их величины получаемых доходов налогоплательщиком, и тот, кто получает больший объем благ от гос-ва обязан платить сумму налогов в большем размере);

принципе учета интересов налогоплательщиков (основан на принципе определенности, заключающемся в простоте исчисления налога и его уплаты, т.е. способы и время платежей должны быть точными и заблаговременно известными для налогоплательщиков, а т.ж. на принципе удобства, предполагающем. Что налог необходимо взимать понятным способом и в такое время, которое наиболее удобно для плательщика);

принципе экономичности (выражается в сокращении затрат взимания налогов и рационализации системы налогообложения, иначе говоря,сумма сборов по определенному налогу должна быть больше издержек на его обслуживание);

принципе всеобщности (согласно данному типу каждый обяза уплатить налоги и сборы, установленные законом);

принципе равнонапряженности ( означает взимание налогов с налогоплательщиков по единым ставкам от уровня прибыли).

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание^ войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели. Сформулированные еще А.Смитом 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени. Это — принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику; принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика; принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Читайте так же:  Размер алиментов на жену украина

Налоговая система выполняет следующие основные функции: фискальную — обеспечение доходов государственного бюджета; регулирующую — регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости: распределительную — перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц; социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую — микроэкономическое регулирование; контрольную — обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Усатова А.В., 3 курс, специальность Бухгалтерский учет анализ и аудит

[2]

Руководитель Пугач К.Ю.

Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
в г.Кропоткине

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоговая система РФ представлена

· совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны;

· целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов;

· компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой;

· методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность

Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.

Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, ндс, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные. К государственным налогам относятся подоходный, на прибыль, таможенные пошлины. Основным видом местного налога является имущественный налог.

Налоги по их использованию делятся на общие и специальные. Общие налоги предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом: 1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) — земельный налог, страховые взносы; 2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) — НДС, акцизы, экспортные тарифы; 3) налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы; 4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий — лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах. Способ реализации общественного назначения налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается функциями налогов.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, которая состоит в формировании денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Другая функция налогов – экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.

Льготы поощряют развитие того, за что они даются, например, если не облагать часть прибыли на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, на благотворительность- решаются социальные проблемы.

Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся, т.к. часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Совершенство налоговой системы зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцы перекладывают уплату налогов на покупателей, когда спрос неэластичен. Если неэластично предложение, то налоги перекладываются на продавцов.

Читайте так же:  Возраст выхода на пенсию по новым правилам

Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимается налог; повышение налоговых ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.

Предельный уровень налогообложения определяется по следующим признакам: 1) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются; 2) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения; 3) если растет “теневая” экономика, т.е. скрытое или явное уклонение от налогов. Основные характерные черты налоговой системы сведены в таблицу 7.

В системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого(заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штрафа в размере той же суммы и пени в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2-х и 5-и кратном размере.

Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

Для предприятий малого бизнеса, организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения и организаций, для всех, кто оказывает платные услуги возможен переход на упрощенную систему налогообложения.

1.Электронный ресурс//www.ereport.ru// Налоги и налогообложение предприятий в России.

2.Гражданский кодекс РФ. Часть первая // Российская газета. 1994. 8 декабря.

3.Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Гросс Медиа, 2006. – 544 с.

| следующая лекция ==>
Зверобойная шхуна «Капитан Поспелов». | CONSTRUCTION SETS BY OPERATIONS OVER TWO GIVEN SETS OF UNIVERSAL SET

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 290 | Нарушение авторских прав

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

Для анализа категорий налогов выделяют их признаки:

1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

1) По принадлежности к уровню управления:

а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ. лиц, земельный). Оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

2) По налогоплательщикам:

а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

3) По степени переложения:

а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

4) По объекту налогообложения:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

б) налоги с доходов (НДФЛ),

в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

Налоговая система РФ: сущность, функции и виды налогов.

Сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:

• работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Читайте так же:  Распечатать налоги в личном кабинете

Объектами налогообложения являются:• прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долговым обязательствам);• имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага);• операции по реализации товаров, работ и услуг;• стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП.

Налог- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Сбор- это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

• распределительную (социальную);• фискальную;• регулирующую;• контрольную;• поощрительную.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, накапливаемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов: контрольная. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.Суть ее в том, чтобы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция.у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.

Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством. Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:• налог на добавленную стоимость;• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;• налог на прибыль (доход) организаций;• налог на доходы от капитала;• подоходный налог с физических лиц;• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; • государственная пошлина;• таможенная пошлина и таможенные сборы; • налог на пользование недрами;• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;• лесной налог;• водный налог;• экологический налог;• федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:• налог на имущество организаций;• налог на недвижимость;• дорожный налог;• транспортный налог;• налог с продаж;• налог на игорный бизнес; • региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:• земельный налог;• налог на имущество физических лиц;• налог на рекламу;• налог на наследование или дарение;• местные лицензионные сборы.

Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные — в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

Прямые налоги подразделяются в свою очередь на: • реальные — взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий); • вмененные — взимается не с действительного, а с предполагаемого среднего дохода, получаемого в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения; такими налогами прежде всего облагается имущество.

Большую роль играют так называемые целевые налоги, в отличие от общих, т. е. налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи. Так, в 1994 г. в Москве с владельцев автотранспортных средств взимался налог, который непосредственно шел на реконструкцию кольцевой автодороги.

Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на:— регулярные — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль и— разовые — взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями.

Дата добавления: 2014-12-02 ; просмотров: 1561 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Налоги: сущность, функции, виды, принципы налогообложения.

Для того чтобы государство могло существовать и выполнять свои функции, ему необходимы денежные средства. Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Читайте так же:  Налог в орле на автомобиль

НАЛОГИ – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц на основе действующего законодательства и поступающие в бюджеты различных уровней. Налоги выражают обязательность экономических субъектов участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов, их платят все лица потребляющие, производимые государством общественные блага. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства.

Функции налогов не остаются неизменными, они расширяются по мере расширения социально-экономических и политических функций, выполняемых государством. Обычно выделяют две функции налогов — фискальную и регулирующую.

ФИСКАЛЬНАЯзаключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей.

Первоначально, пока государство практически не вмешивалось в экономическую и социальную жизнь страны, роль фискальных полномочий налогов сводилась к созданию экономической базы лишь для содержания государственного аппарата, армии, полиции и т.п. В дальнейшем, с усложнением жизнедеятельности общества и возникновением необходимости государственного регулирования экономики и социальной сферы, налоги становятся инструментом перераспределения национального дохода. Круг задач, решаемых с помощью фискальной функции, расширяется,главной из нихстановится сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического и научно-технического развития страны, отдельных регионов и отраслей.

РЕГУЛИРУЮЩАЯсостоит в осуществлении косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне (то есть в стимулировании или сдерживании посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или предпринимательской активности всех макроэкономических субъектов).

Совокупность взимаемых государством налогов, сборов и обязательных платежей образует НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ. Она предполагает определенную правовую базу, то есть свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.

Функционирование налоговой системы предполагает четкое определение ее элементов:

СУБЪЕКТ НАЛОГА (налогоплательщик) – лицо (юридическое или физическое), на которое законом возложена обязанность платить налог. Поскольку через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, специально выделяется понятие «НОСИТЕЛЬ НАЛОГА», то есть лицо, которое фактически уплачивает налог. Например, налог на добавленную стоимость или акцизный сбор включается в цену товара, поэтому фактическим носителем налога (плательщиком) является не продавец, а покупатель товара.

ОБЪЕКТ НАЛОГА – доход или имущество, с которого начисляется налог. Например, зарплата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.п.

ИСТОЧНИК НАЛОГА – абсолютная величина дохода, из которого уплачивается налог.

СТАВКА НАЛОГА (норма налогообложения) – величина налога на единицу обложения. (Например, на денежную единицу прибыли или заработной платы, на 1 га площади земельного участка и т.п.).

В практике хозяйствования применяются твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налога.

ТВЕРДЫЕ СТАВКИ устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера доходов. Например, в настоящее время в Украине применяется фиксированный подоходный налог для частных предпринимателей.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СТАВКИ – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Например, налог на прибыль установлен в Украине в размере 30%.

ПРОГРЕССИВНЫЕ СТАВКИ – ставка налога повышается по мере возрастания дохода. Например, в прошлые годы на Украине ставка подоходного налога с граждан дифференцирована следующим образом: при доходе от 17 до 85 гривен ставка налога 10%, от 86 до 170 – 6,80 грн. + 15% от суммы, превышающей 85 грн.; в интервале от 171 до 1020 грн. – 19,5 грн. + 20% от суммы, превышающей 170 грн.; далее ставка налога растет вплоть до 40; от суммы, превышающей 1700 грн. Такая прогрессия называется сложной.

РЕГРЕССИВНЫЕ СТАВКИ — ставка налога снижается по мере роста доходов.

Понятно, что при прогрессивной системе налогообложения налоги наиболее сильно давят на лиц с большими доходами. При регрессивной – наоборот.

Налоги можно группировать по ряду признаков:

1.По характеру налогового изъятия налоги можно разделить на два вида – прямые и косвенные.

Прямые налоги – взимаются непосредственно с дохода или имущества собственности налогоплательщика, так что он воспринимает их как недополученный доход. В этом случае объект и источник налога совпадают. Например, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог – может взиматься прогрессивно, то есть тем больше, чем выше доход, и по единой ставке. Он может уплачиваться со всего дохода – это единый налог. И по составным элементам: зарплата; проценты, полученные по вкладам в банке; доход от ценных бумаг; от оказания платных услуг; от сдачи квартиры в аренду и др. Такое налогообложение называется щедулярным.

Налог на прибыль устанавливается, как правило, в % ставках, размер которых зависит от проводимой в стране политики. США – 34%, Англия – 35%, германия – 56%, в некоторых странах используются налоговые льготы – освобождаются от налога или облагаются по пониженным ставкам малые предприятия, НИОКР, благотворительная деятельность и др.

Косвенные налоги изымаются иным способом – посредством введения государственных надбавок к ценам на товары, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Продавец выступает лишь как «сборщик» налогов, а фактический плательщик носитель налога — покупатель.

К косвенным налогам, применяемым на Украине, можно отнести — налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные пошлины на экспорт и импорт, налог на землю, налог на наследство и дарение и др. Главная особенность этих налогов состоит в том, что они не связаны непосредственно с доходами налогоплательщика и взимаются независимо от результатов его деятельности (прибыли или убытков). В данном случае объект налогообложения и его источник не совпадают. Например, налог на землю – объектом является земельная площадь в абсолютном выражении, а источником – текущий доход собственника земли.

То есть, если прямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы.

2.По уровням управления: государственные (федеральные) и местные.

3.По субъектам налогообложения: налоги с юридических и физических лиц.

4.По целевому назначению: общие и специальные.

5.По объектам налогообложенияналоги на товары и услуги, на доходы, на недвижимость и имущество и т.п.

Читайте так же:  Новости о военной пенсионной реформе

6.По характеру налоговых ставокпропорциональные, прогрессивные, фиксированные.

Если проанализировать практику построения налоговых систем в ряде стран Западной Европы и познакомиться с научными разработками ученых-экономистов от Мирабо и Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) до сегодняшнего дня, то основные принципы построения налоговой системы государства можно сформулировать так:

1.ВСЕОБЩНОСТЬ – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы и пользующихся «общественными благами» производимыми в данной стране.

2.ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ – принудительность налога, неизбежность его выплаты.

3.РАВНОМЕРНОСТЬ равнонапряженность, платежеспособность, социальная справедливость — относительная налоговая нагрузка должна быть примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов. То есть налоговые ставки и налоговые льготы должны устанавливаться таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

4.ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ – единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил, четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налоговых ставок).

5.ПРОСТОТА И УДОБСТВО – условия налогообложения должны быть простыми и понятными плательщику; налоги следует взыскивать в удобное для плательщика время и благоприятными для него методами, при этом должна учитываться дешевизна взыскания налогов.

6.НЕОТЯГОЩЕННОСТЬ, то есть УМЕРЕННОСТЬ обложения каждым налогом и всей их совокупностью. Часто умеренность трактуется как относительно невысокий уровень налоговых ставок – разумный предел. Однако какой уровень считать умеренным? Для предпринимателя умеренность налогообложения обеспечивается до тех пор, пока сохраняется заинтересованность в бизнесе – в расширение производства и другой экономической деятельности. Для физических лиц – пока не приводит к снижению их жизненного уровня. Следовательно, умеренность лучше трактовать как сбалансированность, то есть сумма уплаченных налогов не должна быть намного выше стоимости полученных от государства благ и услуг. Отсюда вытекает, что даже налоговую ставку в 10% человек может воспринимать как чрезмерно высокую, все зависит от того, что дает ему государство.

7.ОБЪЕКТОМ НАЛОГА должен быть доход, а не его источник и не размер расходов.

8.ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ – все налоги должны иметь целевое назначение, то есть конкретный вид затрат в бюджете, куда они будут направлены. Обезличенный налог обусловливает возможность его непродуктивного использования правительством.

9.ПРОЗРАЧНОСТЬ – граждане, плательщики налогов, должны быть проинформированы правительством, куда использована каждая копейка уплаченных ими налогов.

10.Новые налоги вводятся только для осуществления соответствующих программ, а не для ликвидации бюджетного дефицита, возникшего в результате не рационального расходования средств.

Необходимость соблюдения этих принципов для построения рациональной налоговой системы очевидна. Однако на практике они реализуются не всегда. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных командных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики. Выше отмечалось, что налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее, одностороннее рассмотрение налогового инструментария в качестве прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно. Недопонимание или не понимание требований рынка, а также администрирование, то есть подмена объективных требований развития экономики субъективными интересами правительственных чиновников приводит к деформации налоговых систем. В результате исчезают или изменяются стимулы для экономической деятельности, растет теневая экономика, увеличивается процент населения уклоняющегося от уплаты налогов и др.

Между уровнем налогообложения (ставками налога) и доходами бюджета существует тесная зависимость, на которую обратил внимание американский экономист Артур Лафферт. (В начале 80-х годов ХХ века его выводы послужили основой налоговой политики президента США Р.Рейгана).

Согласно рассуждениям А.Лафферта снижение налоговых ставок оказывает троякое воздействие на экономику:

а).увеличиваются поступления в бюджет за счет расширения объемов производства и увеличения налоговой базы;

б).труд и капитал будут перетекать из сфер высокого налогооблажения в сферы с низким, повышая общую эффективность экономики;

в).сократиться число уклоняющихся от уплаты налогов.

Чрезмерное повышение налоговых ставок наоборот, снижает стимулы к инвестициям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в госбюджет.

Рис.1. Кривая Лафферта

T

T – ставки налогообложения

Y – доход бюджета (общая сумма налоговых

T1 – оптимальная ставка налога

T1 M

Y
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя из этих соображений, естественно предположить, что существует значение налоговой ставки T1, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины Y1. Однако, теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается, но практика показывает, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35-40% его величины, нецелесообразны с позиций поддержания интереса предприятий к наращиванию производства. Существует мнение, что налоговые ставки до 10% являются стимулирующими свободные экономические зоны, от10 до 30% — развивающими; от 30 до 40% — поддерживающими; от 40 до 60% — сдерживающими; свыше 60% — разрушающими.

Источники


  1. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.

  2. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.
  4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
  5. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
Налоговая система сущность функции виды налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here