Налоги с прогрессивной налоговой ставкой

Самое важное на тему: "Налоги с прогрессивной налоговой ставкой" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Налог на прибыль

Налог на прибыль в России платят все организации, применяющие общий режим налогообложения, а также в определенных случаях организации на специальных налоговых режимах. Посмотрим, какова сегодня ставка налога на прибыль.

Налог на прибыль организаций 2019: сколько процентов

Налог на прибыль организаций в 2019 году в большинстве случаев рассчитывается по основной ставке 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Налоговые платежи в 2019-2024 гг. распределяются между бюджетами следующим образом:

  • 17% поступают в бюджет субъектов РФ;
  • 3% — в федеральный бюджет.

Вместе с тем ставка налога на прибыль организаций 2019, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, региональным законодательным актом может быть снижена.

Налог на прибыль 2019: другие ставки

В отношении некоторых видов доходов установлены иные ставки налога на прибыль. Сколько процентов они составляют и в каких случаях применяются, указано в таблице ниже.

Вид дохода Налог на прибыль: ставка 2019
Дивиденды, полученные российской организацией от российских или иностранных организаций (пп. 1,2 п. 3 НК РФ) 13%, но в определенных случаях – 0%. Проценты по ряду государственных и муниципальных ценных бумаг (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ) 15% Налоговая база организаций, которые ведут медицинскую или образовательную деятельность (кроме доходов в виде дивидендов и от операций с некоторыми долговыми обязательствами) (п. 1.1, 3, 4 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ) 0% Налоговая база по операциям, связанным с реализацией долей в уставном капитале при выполнении определенных условий (п. 4.1 ст. 284 НК РФ) 0%

Выше приведены не все виды доходов, по которым налог на прибыль предприятия должен рассчитываться по ставке, отличной от основной. Другие случаи можно найти в ст. 284 НК РФ.

Размер налога на прибыль 2019

Размер налога на прибыль в 2019 году, как и ранее, определяется как произведение налоговой базы на соответствующую ставку (п. 1 ст. 286 НК РФ).

Ставка налога на прибыль организаций является прогрессивной?

Прогрессивная шкала налогообложения предполагает применение более высокой ставки при бОльших суммах дохода. То есть чем больше доход лица, тем выше будет ставка, по которой с него должен рассчитываться налог.

Так вот ставка налога на прибыль организаций является фиксированной и не зависит от размера полученного дохода. Поэтому считать «прогрессивным» налог на прибыль организаций с этой точки зрения нельзя.

Прогрессивное налогообложение: суть, плюсы и минусы, мнение россиян

Для полноценного функционирования основных социальных институтов необходимы денежные средства. Эти деньги государство получает, взимая с членов общества налоги – обязательные платежи, отчуждаемые плательщиками с определенной, установленной нормативными актами, периодичностью.

Разные страны пользуются различными методиками пополнения налогового резерва. Прогрессивное налогообложение – это одна из систем сбора налогов.

Что такое прогрессивная система налогообложения и чем она отличается от плоской шкалы?

Ставка прогрессивного налога увеличивается с ростом доходов

Прогрессивная шкала налогов – это такой режим сбора обязательных платежей в пользу государства, при котором ставка налогового платежа повышается при росте налогооблагаемой базы.

Существует два вида прогрессии:

  1. простая (налоговая ставка применяется ко всей сумме дохода и увеличивается после того, как база, облагаемая налогом, достигает определенного уровня);
  2. сложная (доходы плательщика разбиваются на части (ступени), к каждой из которых впоследствии применяют специально установленную ставку).

При составлении представления о выборе прогрессии необходимо понимать, что такое дискреционный доход. Совокупный доход включает в себя поступления от всех доступных доходных источников без вычета обязательных расходов, направленных на жизнеобеспечение получателя доходов. Реальную платежеспособность налогоплательщика демонстрирует именно дискреционный доход, рассчитываемый по формуле: совокупная прибыль минус первоочередные расходы.

Плоская же шкала вообще не предполагает роста налоговой ставки с увеличением дохода, получаемого налогоплательщиком.

В каких странах используется прогрессивная система налогов?

Прогрессивная система успешно реализуется во многих зарубежных странах. В пользу эффективности ее применения свидетельствует высокий уровень экономического развития государств, реализующих эту схему взимания налогов.

Такие лидеры мировой экономики, как Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, США, Швеция, Швейцария, ЮАР, внедрили и используют этот вид налога на своих территориях.

Каждая из указанных стран самостоятельно на законодательном уровне определила схему прогрессивной шкалы налога, а также количество ступеней налогообложения при выборе сложной налоговой прогрессии. Так, например, в Великобритании действует трехступенчатая модель, а в Китае семиступенчатая.

Практика указанных государств показывает, что экономический прогресс возможен даже в условиях мирового финансового кризиса.

Прогрессивная шкала в России

Россия имела опыт использования такой шкалы. Дифференцированная схема, установленная Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге», применялась в период 1992 – 2000 гг.

Несмотря на неоднократную корректировку налоговых ставок и подходов к взиманию платежей, практика оказалась неэффективной. Переход к плоской системе налогообложения регламентировался внесением изменений 05.08.2000 г. в ч.2 НК РФ №117-ФЗ.

Планируется ли вновь введение прогрессивной системы налогообложения в России?

В Правительстве РФ неоднократно обсуждалось введение налога с повышением ставки

После отмены прогрессивных налогов в России на рассмотрение Госдумы многократно представлялись законопроекты, целью которых было внедрение на территории РФ дифференциального налога. Члены партий КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР в разное время вносили на рассмотрение депутатов Госдумы проекты законов с различными вариантами прогрессий, однако ни один из вариантов так и не был принят.

Нарастающая социальная напряженность подталкивает многих экспертов к мысли о необходимости применения налоговой шкалы с нефиксированной ставкой на территории РФ. Её внедрение должно сопровождаться аккуратным и грамотным подходом, адаптированным именно к условиям нашей страны.

Основные риски введения дифференциального налога в России:

  • рост нарушений налогового законодательства в виде сокрытия плательщиками информации о реальных доходах;
  • обнищание части регионов, обусловленное тем, что плательщики, обладающие особенно крупной налогооблагаемой базой, преимущественно размещаются в мегаполисах;
  • неверная трактовка социальной роли бизнеса в качестве дискриминации по уровню доходов.
Читайте так же:  Какая сейчас пенсия у инвалидов 3 группы

Плюсы прогрессивной налоговой шкалы

Положительные стороны применения дифференцированного налога:

  • снижается уровень социального неравенства (бедные платят меньше, богатые больше);
  • повышается стабильность пополнения доходной части государственного бюджета (за счет возложения основной налоговой нагрузки на наиболее обеспеченных плательщиков).

Недостатки системы прогрессивного налогообложения

К минусам такой схемы налога относят:

  • развитие теневой экономики (при отсутствии государственных средств эффективного администрирования и контроля);
  • снижение мотивации налогоплательщиков к увеличению собственного совокупного дохода;
  • обогащение одних регионов и обеднение других (при условии отсутствия законодательно установленных схем перераспределения бюджетных средств между субъектами);
  • возложение обязанности декларировать доходы на плательщика.

Мнение россиян

В настоящее время большинство россиян поддерживают введение прогрессивной шкалы налогов. Это отношение граждан обусловлено катастрофическим социальным расслоением российского общества.

Единая ставка налога не устраивает малоимущих россиян

Согласно официальным данным Росстата процент граждан, живущих за чертой бедности, составил в 2018 г. 12,9% от общего числа россиян. Некоторые эксперты высказывают мнение, что в действительности неимущих россиян еще больше, а официальная статистика не отражает российской реальности. Одинаковая для бедных и богатых налоговая нагрузка, при низких доходах бедняков и сверхдоходах богачей, провоцирует рост социального напряжения.

Многие эксперты уверены, что введение дифференцированного налога принесло бы гражданам помимо экономических выгод еще и моральное удовлетворение.

Прогрессивная налоговая система имеет свои положительные и отрицательные стороны. Реформация схем взимания налогов не должна проводиться спонтанно. Применение того или иного варианта налогообложения должно быть обусловлено спецификой социальной, экономической и политической сфер жизни государства.

С мнением доктора экономических наук по поводу введения в России прогрессивной шкалы налогообложения вы можете ознакомиться в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Регрессивная система налогообложения

О прогрессивной системе налогообложения мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о регрессивной налоговой системе.

Что такое регрессивное налогообложение

Напомним, что при прогрессивном налогообложении налоговая ставка растет по мере увеличения облагаемого дохода или иной налоговой базы. Пропорциональное налогообложение – наиболее привычная схема взимания налогов, когда величина ставки не зависит от величины налоговой базы. При единой налоговой ставке по мере увеличения или уменьшения, к примеру, облагаемого дохода исчисляемый налог соответственно увеличивается или уменьшается пропорционально. А вот если налоговая ставка снижается с увеличением налоговой базы, мы говорим о регрессивном налогообложении. В этом отличия трех систем налогообложения – пропорциональной, прогрессивной и регрессивной. Регрессивное налогообложение также часто именуется дегрессивным.

Регрессивное налогообложение в РФ

В основе применения дегрессивного налогообложения лежит использование регрессивной налоговой ставки. В российской практике нет налогов, исчисляемых по регрессивным ставкам. Но примером регрессивного обязательного платежа можно назвать страховые взносы (гл. 34 НК РФ).

Так, если база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2017 году превысит по конкретному работнику 876 000 рублей, общий тариф снижается с 22% до 10% (п. 1 ст. 426 НК РФ, абз. 3 п. 1 Постановления Правительства от 29.11.2016 № 1255). А если база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году превысит по работнику 755 000 рублей, общий тариф 2,9% и вовсе обнуляется (абз. 1 п. 2 ст. 426 НК РФ, абз. 2 п. 1 Постановления Правительства от 29.11.2016 № 1255).

Системы налогообложения

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (систем налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода (табл. 1).

Таблица 1. Пропорциональный налог

Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста (табл. 2).

Таблица 2. Прогрессивный налог

Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог 1 . Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается (табл. 3).

Таблица 3. Регрессивный налог

Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму налога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко 1 . Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Поскольку косвенный налог — это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные налоги. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., — лишь 0,05%.

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Влияние налогов на совокупный спрос

Читайте так же:  Срок рассмотрения заявления на алименты в суде

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2 на рис. 1,а), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 на рис. 1,б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до Р2) и объема выпуска (от Y1 до *). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

а) Снижение налогов б) Рост налогов

Рис. 1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

Для чего был создан прогрессивный налог

Налоговая система любой страны создаётся для того, чтобы своевременно пополнять бюджетные средства государства. С целью повышения эффективности поступления денег, а также для перераспределения налоговой нагрузки между разными слоями населения законодателями была разработана прогрессивная система начисления платежей. Такая модель применялась на практике до 2000 года и впоследствии была отменена в связи с изменением экономического курса.

Чем интересно прогрессивное налогообложение

Для того чтобы понять, что такое прогрессивный налог, нужно более детально разобраться в механизме его начисления. Такой метод характеризуется увеличением ставки налога по мере роста дохода. Иными словами, чем выше доход, тем больше налоговых платежей нужно перечислить в бюджет.

В экономике применяется два вида прогрессий: простая, которая увеличивает ставку налога по мере роста налогооблагаемой базы, и сложная, где доход делится на части, каждая из которых имеет свою ставку. Причём во втором варианте прогрессивным налогом облагается только та часть дохода, которая выходит за рамки установленного лимита. Общая сумма платежа определяется путём сложения всех начислений.

Какой налог начислялся по прогрессивному методу

В России такой метод применялся по отношению к НДФЛ. Прогрессивный подоходный налог начислялся по нескольким процентным ставкам. Если совокупный доход превышал определённые цифровые значения, то к нему применялась повышенная ставка.

Такой метод начисления налоговых платежей имел своё стратегическое значение. В связи с тем, что богатые граждане платили повышенный налог, происходило справедливое уравнивание между слоями населения. Кроме того, государство получало дополнительный приток средств в бюджет.

В каком виде может вернуться прогрессивный налог

В связи с тем, что в последнее время законодателями довольно часто поднимается вопрос прогрессивного налогообложения, есть вероятность, что система вернётся в нашу страну.

Современное экономическое развитие диктует свои правила, поэтому применение старой модели, возможно, не принесёт должного эффекта. Законодатели разработали новый многоступенчатый метод начисления налога, в основе которого лежит прогрессивная шкала налогов, ограниченная определёнными нормативами. Для граждан, получивших доход до 60 тыс. руб., предлагается использовать ставку 5 %. К такой категории людей относится примерно 13 % работоспособного населения. Следующая планка дохода ограничена 600 тыс. руб. В рамках этого лимита предложено использовать 15% ставку. К такой категории относится основная масса людей (45 %). Налогоплательщики, получившие доход более 600 тыс. руб., будут обязаны платить налог по максимальной ставке 25 %.

Новый законопроект находится в стадии доработки, так как до сих пор не доказана его исключительная эффективность. Кроме того, в результате проведённых расчётов было выяснено, что такая система потребует больших капиталовложений для её внедрения, а в период послекризисного оздоровления такие траты не совсем уместны.

Прогрессивная система налогов с дифференцированной ставкой

В альтернативной системе прогрессивного налогообложения предлагается брать за основу стоимость приобретаемых товаров. В этом случае под понятие «прогрессивный налог» попадают такие определения, как НДС и налог с продаж. Суть дифференцированной системы состоит в том, чтобы освободить от налогообложения товары первой необходимости, а на предметы роскоши ввести повышенный налог. Смысл идеи состоит в том, чтобы перераспределить налоговое бремя между разными слоями населения.

Регрессивные, пропорциональные, прогрессивные налоги − что выгоднее?

Если проводить параллельное сравнение наиболее популярных моделей налогообложения, то можно заметить, что все системы имеют право на существование, но в определённый экономический период. Эффективность использования всех моделей очевидна, так как любая система приносит дополнительный доход в бюджет.

При использовании той или иной модели происходит стимуляция налогоплательщика, направленная на достижение определённой цели. Например, прогрессивный налог нацелен на устранение социального неравенства, а регрессивный — на легализацию дохода. В свою очередь, пропорциональное налогообложение гарантирует стабильность поступления платежей.

Отрицательные стороны прогрессивного метода

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наряду с положительными характеристиками, прогрессивный метод имеет ряд отрицательных сторон. Наиболее значимым минусом следует считать тот факт, что при увеличении суммы налога в связи с ростом налогооблагаемой базы происходит массовое сокрытие реальных платежей. Работникам становится невыгодно получать много, поэтому по договорённости с работодателем принимается решение о сокрытии «белой» заработной платы. Кроме того, в стране возможен рост безработицы.

Анализируя прогрессивный метод налогообложения, можно сделать вывод, что такая система способна, с одной стороны, обеспечить хороший доход казне, а с другой -спровоцировать уход части дохода на теневую сторону.

Новые модели налогообложения, возможно, станут наиболее приемлемыми для нашей экономики и помогут удовлетворить интересы государства и работающих граждан. В настоящий момент плоская шкала налогообложения является наиболее приемлемой.

Читайте так же:  Почта россии доверенность на получение пенсии

«Грозит» ли россиянам прогрессивное налогообложение?

В 2015 году и последние 14 лет в России действует единая система взимания налогов. Применяется ставка 13%, причем она равна для граждан с любым уровнем дохода. Большинство же стран сегодня использует прогрессивное (иногда даже экстремальное) налогообложение, устанавливая градацию уровней доходов, и соответственно взимая НДФЛ.

Суть прогрессивного налогообложения

Налогообложение доходов граждан подоходным налогом применяется во всех развитых странах. Однако в подавляющем меньшинстве случаев ставка налога является фиксированной. Чаще же используется прогрессивный подоходный налог – взимание его осуществляется по ставке, размер которой напрямую зависит от величины дохода.

В настоящий момент в России применяется плоская (единая) шкала налогообложения. Фиксированная ставка в 13% для резидентов страны используется вне зависимости от размера прибыли, источников ее поступления и статуса плательщика.

Единая шкала сегодня существует в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. Прогрессивная шкала подоходного налога используется во многих европейских странах. Показательным примером выступает Франция: там действует экстремальное прогрессивное налогообложение.

С дохода граждан до 6000 евро (очень низкий уровень) налог не взимается вовсе. Наибольшая ставка 45% действует для доходов на уровне 150 тысяч – 1 миллион евро. С 2013 года 75-процентной ставкой облагаются доходы миллионеров с уровнем дохода выше 1 млн. в год. Вместо планируемого покрытия дефицита бюджета такой шаг правительства привел к оттоку капиталов из страны.

В Великобритании размер ставки колеблется на уровне 14–45%. Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции. В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов – США – 10%, Китай – 5%.

Плюсы и минусы

Плоская шкала налогообложения действует в РФ с 2001 года со ставкой 13%. Повышенная 35-процентная ставка применяется исключительно для нерезидентов. И, тем не менее, все последние десятилетия регулярно возникает вопрос о введении прогрессивной ставки подоходного налога в РФ.

Предполагается, что от такого нововведения выиграют почти все:

  • В первую очередь наполнится бюджет и как минимум в большей части будет покрыт его дефицит. Однако опыт Франции говорит о том, что далеко не все так однозначно.
  • Стабилизация региональных бюджетов. Многие налоги и сборы, которые ранее перечислялись полностью или частично в местную казну, в последние годы стали поступать в полном объеме в государственный бюджет (например, налог на добычу полезных ископаемых). Наметилась тенденция нехватки денег «на местах», которую позволили бы решить увеличенные налоговые поступления.
  • Установление социальной справедливости. Только за два года – 2005–2007 – в три раза увеличилось количество российских миллионеров. А в кризисный 2008 год в 2 с лишним раза выросло число рублевых миллиардеров. Единая ставка НДФЛ, естественно, вызывает недовольство, поскольку те же 13% налогоплательщики перечисляют с дохода в 20 тысяч рублей и 2 млн. рублей в общем порядке.

Но есть и минусы возможного введения прогрессивной шкалы:

  • обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов – налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
  • необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;
  • уклонение от налогов, возврат к серым зарплатам и теневому бизнесу;
  • увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Возможно ли введение прогрессивной шкалы в России?

В этом году депутатами Госдумы было внесено предложение о введении прогрессивного подоходного налога и в России. Предлагается следующее:

  • установление прежнего размера ставки в 13% для доходов, не превышающих отметку в 24 миллиона рублей за 12 месяцев;
  • для доходов, превысивших эту отметку, предлагается использовать ставку в 25%;
  • при «заработке» 100–200 миллионов в год ставка составит 35%;
  • если же доходы превысили 200 миллионов рублей, ставка будет равна 50%, то есть половине всей прибыли гражданина.

О справедливости и целесообразности планируемых нововведений не утихают споры. Предполагается, что применение такой прогрессивной системы позволит прибыль крупных организаций и предприятий направлять на их же развитие и модернизацию, а не на личностное обогащение фактических руководителей.

Однако есть и пессимистические прогнозы. Например, самые состоятельные граждане РФ, выплачивающие, как и все прочие налогоплательщики, сборы по месту работы, могут просто зарегистрировать компании в другой юрисдикции, где налогообложение не заставит их «уполовинить» прибыль.

Нужно или нет в России прогрессивное налогообложение – вопрос спорный. Еще сейчас, на этапе обсуждения законопроекта, необходимо четко спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена. Положительные моменты очевидны – сглаживание социальной диспропорции в доходах наиболее богатых и самых бедных россиян. Но и минусов немало: уход доходов в тень или за рубеж, возобновление выплат заработных плат «в конвертах».

Прогрессивная шкала НДФЛ

Незавершённая статья
Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) действовала в России в 1990-х годах, а в 2010-х годах начал обсуждаться вопрос о возвращении данной налоговой нормы.

Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.

По оценке экспертов в результате данного шага в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 45 %, а в 2002 году еще на 40 %.[1] Этот рост произошел в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.

Читайте так же:  Пенсии в германии и россии сравнение

В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.

Содержание

[править] Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России

В 2011 году экономист Владимир Назаров озвучил следующие аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России[2]:

[править] НДФЛ и бюджет России

Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %

Данные МинФина РФ, в млрд руб.:

  • 2005—707.05 / 8 579.64
  • 2006—930.38 / 10 625.81
  • 2007 — 1 266.61 / 13 368.26
  • 2008 — 1 666.32 / 16 169.10
  • 2009 — 1 665.82 / 13 599.72
  • 2010 — 1 790.50 / 16 031.93
  • 2011 — 1 995.81 / 20 855.37
  • 2012 — 2 261.48 / 23 435.10
  • 2013 — 2 499.05 / 24 082.39
  • 2014 — 2 700.72 / 26 371.06

Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.). Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).

Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.

[править] Прогрессивная шкала и социальная справедливость

Равномерная прогрессивная шкала из 5-ти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

[1]

  1. 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка;
  3. 20 % — 15 %, 100—150 % от среднего заработка;
  4. 23 % — 10 %, 150—400 % от среднего заработка (40-100 тысяч руб.);
  5. 27 % — 5 %, 400 %+.

Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.

Неравномерная прогрессивная шкала из 2-x градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 48 % — 5 %, 400 %+.

Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться как можно реже продавать квартиры, машины и прочую собственность, что может отрицательно сказаться на экономической активности в стране.

В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.

[править] Прогрессивная шкала и налоговые льготы

Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

К налоговым льготам относятся налоговые вычеты. По НДФЛ Налоговым кодексом предусмотрено пять групп налоговых вычетов:

1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ). 2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. 3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья и т. д. 4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ). 5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).

Согласно Сводному отчету по форме 5-НДФЛ (Статистические формы) в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4 830 млрд руб., то есть 18,7 %.

При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путем предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом в настоящее время получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается Законопроект № 1148107-6, который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.

Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:

— если доход человека составит 180 тыс. рублей в год, платить НДФЛ не придется;

— для тех, у кого годовой доход составит от 180 тыс. рублей до 2,4 млн рублей, предлагают установить ставку НДФЛ 13 %;

— для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 2,4 млн рублей — повышенную ставку 30 %;

— к доходам свыше 100 млн рублей применят ставку 70 %.

Подробнее см. таблицу:

[2]

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода Налоговая ставка
До 180 000 руб. 0,00 %
От 180 001 руб. до 2 400 тыс. руб. 13 % с суммы, превышающей 180 тыс. руб.
От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб. 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2 400 тыс. руб.
От 100 000 001 руб. и выше 29 568,6 тыс. руб. + 70 % с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб.
Читайте так же:  Как списать долг по алиментам у приставов

Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2 000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.

Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.

[править] НДФЛ и доходы населения

Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40-45 %, из которых после НДФЛ собираются 15-20 %.

Данные МинФина РФ на 2011 год, в млрд руб.:

  • НДФЛ — 1 995.81
  • Страховые взносы — 3 528.33
  • НДС — 1 753.58 + 1 497.17 (так или иначе оплачивается населением)
  • Акцизы — 603.88
  • Бюджет — 20 855.37

Можно подсчитать, что уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0.5 — 20 %*0.07 = 5 % — 1,5 % = +3.5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.

При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0.07 = +3.1 %.

Задание 8. Сложный прогрессивный налог

Ранее, решая задачи о прогрессивном налоге в разных странах, вы имели дело с простым прогрессивным налогом, при котором налог исчислялся от конкретной суммы. Например, одна из ведущих партий России предлагает с дохода более 1 миллиона руб. взимать повышенный налог, составляющий 35%. Это значит, что если вы заработали 1 миллион, то заплатите 13% налога, а если 1 миллион и 1 рубль – то 35 % со всей суммы. Это многим состоятельным гражданам кажется «не совсем справедливым». Поэтому в практике некоторых стран используется сложный прогрессивный налог, при котором доход делится на диапазоны, соответствующие разным ставкам. В каждом диапазоне взимается налог по соответствующей ставке, затем части налога суммируются. Для нашего примера это будет означать, что с 1-ого миллиона вы заплатите 13 % налога, а с 1 рубля – 35 %, т.е. суммарный налог составит 130000р. 35к.

Задание состоит из 2-х частей:

· в 1-ой части предлагается применить данную систему налогообложения к исходным данным задания 7 для закрепления навыков использования логической функции ЕСЛИ() со сложным условием и вложением;

· во 2-ой части предлагается сравнить расчетные данные заданий 7 и 8, связав формулами данные двух листов книги Excel.

Задание выполняется на листе «Сложный прогрессивный налог» файла-заготовки

Технология выполнения задания

1. Откройте файл-заготовку.

2. Откройте лист Сложный прогрессивный налог. Цветом выделены ячейки, в которые следует ввести формулы для расчетов.

3. В ячейке D16 подсчитайте сумму, с которой будет браться налог по самой высокой ставке – это сумма, превышающая 472,081тыс. р. Если сума заработка превышает эту сумму, то Сумма 6-ого уровня вычисляется как разница заработка и указанной границы, иначе – 0 (не с чего платить самый высокий налог).

Для ячейки D16: =ЕСЛИ(C16>$C$13;C16-$C$13;0)

[3]

4. Последующие суммы с 5-ого по 1-ый уровень вычисляются при помощи вложенных ЕСЛИ() из 3-х вариантов: если предыдущая сумма была равна 0, то это может быть неполный диапазон.

5. Интерпретируйте эту формулу для сумм с 4-ого по 1-ый уровень самостоятельно.

6. В ячейках J16: J35 подсчитайте суммарный налог по отрезкам, соответствующим разным ставкам.

7. В ячейке C39 подсчитайте суммарный заработок сотрудников

8. В ячейках E39 и E40 посчитайте суммарные налоговые отчисления при простом и сложном прогрессивном налогообложении соответственно. В E39 должны суммироваться ячейки L16:L35 предыдущего листа книги, а в E40 – ячейки J16:J35 текущего листа.

Для суммирования ячеек с другого листа книги:

· выделить ячейку E39 на текущем листе;

· вызвать функцию суммирования СУММ();

· щелкнуть на вкладке листа «Сложный прогрессивный налог»;

· выделить диапазон L16:L35 на открывшемся листе;

Формула ячейки E39 будет иметь вид:

=СУММ(‘Простой прогрессивный налог’!L16:L35).

Обратите внимание! Относительная ссылка на диапазон, находящийся не на текущем листе, начинается с имени этого листа и отделяется от диапазона знаком «!».

9. Установите для ячеек G39 и G40 формат Процентный.

10. В ячейках G39 и G40 найдите отношение простого и сложного налогов к суммарному заработку. Сравните с % плоского налога в России.

11. Сохраните выполненную работу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8301 —

| 7248 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

  2. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  3. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.
  4. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  5. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
Налоги с прогрессивной налоговой ставкой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here