Налоги и платежи за ресурсы

Самое важное на тему: "Налоги и платежи за ресурсы" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Состав и назначение платежей за природные ресурсы

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:

  • платежи за пользование лесным фондом;
  • платежи за пользование водными объектами; (вопрос 45)
  • платежи за право пользования объектами животного мира;
  • налог на добычу полезных ископаемых; (вопрос 43)
  • земельный налог; (вопрос 44)
  • плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога — это местный налог.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10222 —

| 7239 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налоги и платежи за ресурсы.

Налоги на использование ресурсов применяются для ограничения спроса, когда нет необходимости установления максимума совокупного использования ресурсов. Перед введением налога должны быть ликвидированы субсидии и другие Факторы, искажаю-щие цена на ресурсы.

Налоги и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие на-логи и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потребления, но они должны вводиться постепенно, дабы избежать экономических срывов.

Залоги и облигации.

В некоторых странах Запада применяется схема залогов — возмещений. Согласно этой схеме залог взимается с экологически грязных и нежелательных продуктов и воз-мещяется, как только этот продукт надлежащим образом уничтожается. Залоговые вклады на возмещение экологического ущерба позволяют также избежать нелегальных сбросов загрязнителей, ибо залог больше расходов на захоронение отходов.

Экологические цели могут быть достигнуты и посредством совместного несения расходов фирмами. Примером тому могут служить водные ассоциации в районе Рура в Германии. В этих ассоциациях членство обязательно для каждого загрязнителя.

Экологические фонды.

Экологические фонды обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные ме-роприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональ-ными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения круп-ных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

— эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);

— налоги и платежи за ресурсы;

— залоги-возмещения и облигации пользования;

— средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средо-охранного законодательства;

— плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);

— штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей сре-ды.

Средства крупных фондов могут расходоваться на финасирование:

— крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуще-ствления за счет собственных средств

— строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ре-монта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории

— научно — исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии

— мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.).

— работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;

— создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;

— частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.

Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образо-вывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негатив-ных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.

Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расхо-дам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.

Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг. Прин-цип “колпака”.

Управление по охране окружающей среды (ЕРА) недавно приняло ряд мер по уменьшению жесткости и негибкости своих правил. Эти меры явились результатом по-литического давления, вызванного влиянием жестких правил на региональное эконо-мическое развитие. Например, ЕРА имеет право запрещать строительство предприятий в определенных районах, если в результате этого может быть превышен допустимый уровень загрязнения. В последнее время ЕРА отказывается от таких мер, явно препят-ствующих региональному развитию.

Например, теперь во многих районах США ЕРА применяет политику “компенса-ции”. При такой политике фирмам разрешено размещать свои предприятия в тех рай-онах, где раньше это было запрещено, поскольку дополнительные выбросы могли при-вести к загрязнению воздуха выше допустимого уровня. При политике «компенсации” фирма, желающая начать производство на данной территории, должна побудить другие фирмы снизить объемы выбросов. Обычно это достигается путем выплаты некоторой суммы. Без этого условия, фирма не может получить разрешения на размещение своего производства. Например, «General Motors» получила разрешение ЕРА на строительство нового завода в Оклахоме, после того как через местную торговую палату было достиг-нуто соглашение с нефтяными компаниями, осуществляющими производство в данном районе о сокращении ими выбросов углеводорода в качестве компенсации за выбросы завода “General Motors». Заключение соглашений о компенсации, подобных этому, рав-носильно продаже существующих прав на загрязнение.

Политика ЕРА стала более гибкой и благодаря программе, прозванной “под колпа-ком у ЕРА». Данная программа заключается в том, что фирма «накрывается» вообра-жаемым «колпаком», благодаря чему ведется постоянное наблюдение за всеми видами выбросов . Если фирма превышает предельно допустимые выбросы по одному из за-грязняющих веществ, ЕРА не “замечает» этого нарушения при условии, что фирма, в то же время уменьшает объем выбросов другого загрязнителя по сравнению с норматив-ным. Более гибкий подход соблюдению стандартов позволяет фирмам добиться суще-ственной экономии на издержках.

Читайте так же:  Начисления социальных доплат к пенсии

Наконец, недавно ЕРА продвинулась еще на один шаг к модели «прав на загрязне-ние” разрешив фирмам, у которых объемы выбросов меньше нормативных “накапли-вать” экономию по выбросам для целей описанной системы. Фирма, у которой объем выбросов определенного загрязнителя меньше нормативного, получает «кредит” на превышение норм выбросов в будущем. Кроме того, фирма может продавать эти “кре-диты” другим фирмам. Этот метод стимулирует фирмы уменьшать объемы выбросов ниже установленных норм поскольку в результате они получают ”кредиты», которые они могут затем продать и увеличить таким образом свой доход.

Виды платежей за природные ресурсы

Введение

Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования. Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.

Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.

Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа — 32 %, угля -11%, железа — 26 %, никеля — 36 %, кобальта — 18%, свинца 10 %, цинка — 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал — в 150 трлн. долларов.

При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета.

Цель данной работы — рассмотреть систему платежей за природные ресурсы в России.

Сущность системы платежей за природные ресурсы

Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки — субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.

Система платежей за природные ресурсы — это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

Плата за природные ресурсы — это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся совокупность природных ресурсов делится на три группы:

1) Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.

2) Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

3) Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:

1) Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;

2) Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;

3) Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.

Принцип «платности использования ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» в 2001 году. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:

— Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

— Улучшение охраны окружающей среды;

— Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

— Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: «О федеральном бюджете», «Об охране окружающей среды» 2001 г., «Земельный кодекс» 2001 г., «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г.; «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.; «Водный кодекс РФ» 2006 г.; «Лесной кодекс РФ» 2006 г.

Виды платежей за природные ресурсы

Можно выделить следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:

· платежи за пользование лесным фондом;

· платежи за право пользования объектами животного мира;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога — это местный налог. Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м 3 воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий — нарушителей.

Водный налог

Плата за воду была введена в 1982 г. на основе затратного метода. Это плата за сбор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов лежат затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом не берется во внимание такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории. При этом методе расчета платы, повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая. Для промышленных предприятий введены лимиты потребления воды (месячный лимит забора воды исчисляется в пределах годового забора воды) и штрафные санкции за сверхнормативный забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышают базовые тарифы). Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Читайте так же:  Повышение пенсии после 70 лет

С 1998г. применялась плата за пользование водными объектами. Водный налог введён с 1 января 2005 года Федеральным законом №83-ФЗ. Понятие «водный объект» определено Водным кодексом РФ — это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водный режим — это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.

Система платежей, связанных с пользование водными объектами определена ст.123 ВК РФ. Она включает:

— плату за пользование водными объектами (водный налог);

— плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов;

[2]

— ст. 126 ВК РФ устанавливает также сбор за выдачу лицензий на водопользование;

Плательщиком за пользование водными объектами являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию. Плата взимается:

— при заборе воды из поверхностных водных стоков, территориального моря и внутренних морских вод для ее использования в производственном, технологическом процессах, для собственных, хозяйственных и бытовых нужд;

— при сборе сточных вод, попавших в водные объекты, от результатов производственной и иной деятельности;

— при пользовании водными объектами без изъятия воды сброса сточных вод — для удовлетворения гидроэнергетики в воде;

— при использовании акватории водных объектов для лесосплава и др.

От уплаты освобождено использование водных объектов в следующих целях:

— забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— забора воды для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

— проведения государственного мониторинга водных объектов;

— осуществления рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, а также учреждениями для обслуживания инвалидов, ветеранов, детей.

Объектом обложения являются:

— объем забранной из водного объекта воды;

— объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водными объектами без забора воды (для гидроэлектростанций- количество выработанной электроэнергии;

— площадь акватории водных объектов;

— объем сбрасываемых в водные объекты сточных вод.

Максимальные и минимальные ставки установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001г. №826 по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (в пределах установленных лимитов) в рублях за 1000 м. куб. забора воды и за 1000 м куб. За сброс сточных вод, а также в тысячах рублей за 1000 кв.м. используемой акватории в год; в рублях за 1000 кВт/час электроэнергии, вырабатываемой ГЭС; в рублях за 1000 м куб. сплавляемой древесины на каждые 100км сплава.

Плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономического использования и надёжной охраны водных объектов и их ресурсов и в большинстве стран стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования и охраны вод. За счёт средств, взимаемых в виде платы за водопользование, компенсируются затраты водохозяйственных систем. Однако в странах, в которых велика доля потребления на нужды орошаемого земледелия и водообеспечение сельского населения, указанные затраты компенсируются не в полной мере.

Земельный налог

Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ в составе местных налогов введён земельный налог и отменена ранее действовавшая плата за землю. На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 25.10.2001г. №136-ФЗ), использование земли в РФ является платным. Плата за землю взимается на всей территории РФ. Цель ее введения состоит в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества; обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Ежегодный земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установление коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативна цена земли. Данный показатель характеризует стоимость участка определенного качества и месторасположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника земли, землевладельцев и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земли в расчетный год.

Целью введения платы за землю определялось стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Земельная плата устанавливается дифференцированно для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Ставки налога на землю сельскохозяйственного назначения учитывают состав угодий, их качество, площадь и месторасположение. Средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам РФ установлены Законом РФ «О плате за землю», ст. 5 (в редакции от 25.07.2002г.).

Минимальные ставки земельного налога за 1 га. пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

Земельные участки могут передаваться в пользование на условиях аренды. В связи с этим арендодатели государственных и муниципальных земель в лице администраций районов и городов могут устанавливать любые размеры ставок арендной платы, в том числе и нулевые. При этом предоставление льгот в централизованном порядке относится только к земельному налогу, а не к арендной плате за землю.

Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за всё арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Минимальный стаж для выплаты пенсии

За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя. При аренде земель и имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности, арендная плата взимается с арендатора.

По земельному налогу установлено большое количество льгот. В частности, от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

— заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

— предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами в местах их традиционного бытования;

— научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства сельско- и лесохозяйственного профиля;

— учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджетов различного уровня либо за счет профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры и т.д.

— земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы РФ и т.д.

Налоги и платежи за ресурсы

56 Платежи за ресурсы

Производственная деятельность субъектов хозяйствования связана с привлечением значительных материальных ресурсов. Эффективность их использования непосредственно влияет на результаты хозяйственной деятельности предприятий в целях эффективного использования ресурсов, имеющихся в распоряжении или в собственности субъектов хозяйствования, государство может устанавливать соответствующие налоговые платежиі:

• налог (плата) за землю;

• налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• сбор за специальное использование природных ресурсов (плата за воду, плата за полезные ископаемые);

• сбор за загрязнение окружающей природной среды

. Налог (плата) за землю. Законом Украины»О плате за землю»от 19 июня 1996 г регулируется порядок исчисления и уплаты земельного налога. Владельцы земли платят земельный налог, за арендованные земельные участки стягует ться арендная плата, которая устанавливается в зависимости от денежной оценки земли есть объектом налогообложения является земельный участок, плательщиками — землепользователи (в том числе арендаторыислі орендарі).

Земле делятся на:

• земли сельскохозяйственного назначения (ставки земельного налога установлены с 1 гектара сельскохозяйственных угодий в процентах к денежной оценке этих угодий);

• земли населенных пунктов (ставки устанавливаются в размере 1% от денежной оценки земли)

Местные советы могут дифференцировать и утвердить ставки (исходя из средних ставок) налога в зависимости от места нахождения земельного участка на территории населенного пункта

С 1 июля 1997 ставки налога на землю была повышена в 1,81 раза по сравнению со ставками, предусмотренными. Законом»О плате за землю»

Источники и порядок уплаты налога. Налог начисляется со дня возникновения права собственности или права пользования и исчисляется по состоянию на 1 января, а до 1 февраля предоставляют соответствующие данные в налоговой администрацийї.

При общей собственности нескольких юридических лиц на земляной участок, на котором размещено здание, земельный налог начисляется пропорционально доле собственности на здание

[3]

Земельный налог уплачивается за счет прибыли предприятия, одновременно включается в состав валовых расходов, то есть уменьшает сумму налогооблагаемой прибыли, а соответственно и сумму самого налога на прибыли пр. ток. За несвоевременную уплату налога уплачивается пеня в размере 0,3% суммы задолженности за каждый день неуплати.

. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. Порядок исчисления и уплаты этого налога регулируется. Законом Украины»О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 18 февраля 1997 г с учетом изменений и дополнений, внесенных. Законом Украины от 16 июня 1999 г. № 986-XII. Налог зачисляется в бюджеты местного самоуправления (15%) и территориальных дорожных ф ондив (85%) на финансирование расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользованияо користування.

. Плательщиками налога являются владельцы транспортных средств (предприятия, организации, учреждения) — юридические лица, в том числе иностранные, имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства и, которые являются объектами налогообложения.

Объект налогообложения: автомобили (легковые, грузовые, специального назначения), колесные тракторы, мотоциклы, яхты, суда парусные, лодки моторные и катера

Не облагаются: трактора на гусеничном ходу, машины и механизмы для сельскохозяйственных работ, автомобили скорой помощи, пожарные автомобили, подъемные и самоходные транспортные средства для передачи евезення грузов на короткие расстояния (в составе.

Ставки налога с 1 января 2000 установлены в гривнах, исходя из 100 см3 объема двигателя, с 1 кВт мощности двигателя, с 100 см длины транспортного средства

Исчисление налога производится на основании данных о количестве транспортных средств по состоянию на 1 января текущего года. Если транспортные средства полученные в. П полугодии, то налог уплачивается в половин нному размері.

Налог уплачивается поквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, за период до следующего технического осмотра

. Освобождаются от уплаты налога предприятия автомобильного транспорта общего пользования (перевозки пассажиров при законодательно установленных тарифов на оплату за проезд), сельскохозяйственные предприятия-товаропроизводители и уплачивают налог на тракторы колесные, автобусы и специальные автомобили для перевозки людей (с количеством мест менее 10) в размере 50.

Ответственность: в случае снижения налога взимается вся сумма занижения и штраф в двукратном размере от той же суммы; при отсутствии учета объектов налогообложения или при ведении учета с нарушениями и установленного порядка взимается штраф в размере 50% от суммы налога, подлежащей уплате. Оплата штрафов осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприв.

Сумма налога включается в состав валовых расходов плательщика, а следовательно, уменьшает налогооблагаемую прибыль и сумму самого налога на прибыль. Таким образом, наряду с фискальной функцией назван налог выполняет р регулирующую функциию.

Плата за воду. Плата за воду устанавливается за специальное использование водных ресурсов общегосударственного и местного значения. К природным ресурсам общегосударственного значения относятся:

• поверхностные воды, которые расположены или используются на территории более одной области;

• подземные воды (в том числе минеральные)

Водные ресурсы, не отнесенные к ресурсам общегосударственного назначения, относят к ресурсам местного значения

[1]

Платежи за специальное использование водных ресурсов устанавливаются с целью стимулирования их рационального и комплексного использования и воспроизводства, выравнивание социально-экономических условий хозяин рения при использовании этих ресурсов различной доступности, природоохранных и ресурсосберегающих западе.

Читайте так же:  С н лазарев о пенсионной реформе

. Плательщиками в бюджет за специальное использование водных ресурсов являются предприятия-водопользователи, которые действуют на основе хозрасчета, имеют самостоятельный баланс и расчетный счет в банке

Платежи за специальное использование водных ресурсов включают:

• платежи за право пользования ресурсами;

• платежи на охрану и воспроизводство ресурсов

Размеры платежей за использование водных ресурсов устанавливаются на основе нормативов платы и лимитов их использования

За сверхлимитное использование водных ресурсов плата устанавливается в пятикратном размере относительно платы за их использование в пределах установленных лимитов. Указанные платежи в пределах установленных лимитов отн носят на издержки производства, а за сверхлимитное использование они изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении предприв.

Налоги и платежи за ресурсы

7.4. Екологічний податок і платежі за ресурси

Экологический налог и платежи за ресурсы принадлежат к различным подразделениям бюджетной классификации. Однако их объект объединяет то, что они являются одним из инструментов реализации государственной политики экономного природоко ористування (рис 71414).

Экологический налог и платежи за ресурсы имеют преимущества и недостатки

Среди преимуществ следует выделить следующие:

o способствуют уменьшению негативного воздействия на окружающую природную среду;

o поощряют к экономному потреблению природных ресурсов и внедрение альтернативных источников энергии

Основным недостатком экологического налогообложения является сложность администрирования

О роли экологического налога и платежей за ресурсы в структуре налоговых доходов. Сводного бюджета Украины свидетельствуют данные рис 715

Рис 715. Динамика доли экологического налога и платежей за ресурсы в налоговых поступлениях. Сводный бюджет Украины

в 2006-2010 гг,% 1

Как видно из рисунка, в 2006-2010 гг доля платежей за ресурсы в доходах сводного бюджета Украины составляла менее 5%, а доля экологического налога не превышает 1%, что свидетельствует об их низком фискал ьну эффективностьь.

Структура поступлений экологических платежей в. Государственный бюджет Украины приведена в табл 76

. Таблица 76

. СТРУКТУРА. ПОСТУПЛЕНИЙ. ЭКОЛОГИЧЕСКИХ. ПЛАТЕЖЕЙ. ЗА 2006-2010 гг% *

2006

2007

2008

2009

2010

Уплаченные экологические платежи, всего

Сборы за загрязнение окружающей природной среды, всего

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ

за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

за размещение отходов

Штрафы за административные правонарушения в области охраны природы

Иски о возмещении убытков и потерь, причиненных в результате нарушения законодательства об охране природы

Структура поступлений экологических платежей характеризуется нестабильностью, за период 2009-2010 гг доля сборов за загрязнение окружающей природной среды уменьшилась на 8,9 процентного пункта в (в п), тогда как иски о возмещении убытков и потерь, причиненных в результате нарушения законодательства об охране природы за этот период выросли на 8,8 в п. Эта тенденция может свидетельствовать о попытках двух илитися от уплаты экологического налога, негативно влияет на состояние доходной части. Государственного бюджета Украинраїни.

Согласно. Директиве о реструктуризации. Концепции. ЕС по вопросам налогообложения энергоносителей и электроэнергии потери бюджета от снижения уровня налогообложения труда и капитала должны компенсироваться во двищенням налоговой нагрузки на природные ресурсы. В результате снижения налоговой нагрузки на капитал в странах — новых членах. ЕС повышается налоговая нагрузка на природные ресурсы, пр о чем свидетельствуют увеличение в течение 1995-2006 гг доли соответствующих налогов в валовом внутреннем продукте в среднем с 2,1 до 2,7 % 1 .

В Украине удельный вес экологического налога и платежей за ресурсы в. ВВП за период 2006-2009 гг уменьшалась, однако в 2010 г был зафиксирован рост

Экологический налог

Впервые необходимость применения экологического налога на официальном уровне была подтверждена в первой. Программе действий. Европейского. Союза по охране окружающей среды (1973 г.), она связана с с реализацией принципа»загрязнитель платит»В финансовой литературе еще бывшего. Советского. Союза эти вопросы впервые рассматривались украинскими экономистами-финансистами. В. Андрущенко и. В. Федосовым т а российским ученым. А. Букиным в 70-е годы. ХХ с0-ті роки. ХХ ст. 2

Принятие. Налогового кодекса Украины обусловило трансформацию сбора за загрязнение окружающей среды в экологический налог, который функционирует с 1 января 2011 г

В принципе система экологического налогообложения отражает взаимозависимость негативного воздействия на окружающую среду (объемы, виды, категория выбросов и сбросов) и ставок налогообложения (система дифференциальной ференци-рованы ставок), что способствует прогрессивности экологического налогообложения.

. Экологический налог — общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с:

o фактических объемов выбросов в атмосферный воздух;

o сбросов в водные объекты загрязняющих веществ;

o размещение отходов;

o фактического объема радиоактивных отходов, временно хранятся их производителями;

o фактического объема образованных радиоактивных отходов;

o фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 г

Изучая экологический налог, в первую очередь следует установить плательщиков и основания уплаты. Плательщики:

— юридические лица, не осуществляющие хозяйственной деятельности;

— общественные и другие предприятия;

— учреждения и организации;

— постоянные представительства нерезидентов;

— лица без гражданства

. Основания для уплаты: при осуществлении деятельности указанных субъектов ведения хозяйства на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны имеют место:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

— сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

— размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объект объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья (налог не уплачивается в сроки, предусмотренные ст 240. НКУ);

— образование и хранения уже накопленных радиоактивных отходов (налог не уплачивается в сроки, предусмотренные ст 240. НКУ);

— временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срок (налог не уплачивается в сроки, предусмотренные ст 240. НКУ);

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива

К основным трансформационных моментов экологического налогообложения в Украине относятся:

Читайте так же:  Пересмотрят ли пенсионный возраст в россии

1. Установлено налоговую ставку за выбросы двуокиси углерода (СО2): 0,2 грн за 1 т. По расчетам, Украина получит из углеродного налога не более 60-70 млн грн в год, что составляет не более 0,010,02%. ВВП. Итак, фискальная роль углеродного налога очень слабая

2. Установлено налоговую ставку за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива, то есть следует ожидать поступлений от авиационного в транспорту.

3. Расширена база налогоплательщиков, справляются с передвижных источников загрязнения в случае использования ими топлива, следовательно, экологический налог платить не только государственные и коммерческие пред приятия, но и владельцы частного транспорта, то есть все те, кто использует топливо для передвижных источников загрязненияя.

4. Изменен порядок взимания экологического налога с передвижных источников загрязнения в случае использования ими топлива. Со вступлением в силу. Налогового кодекса доля экологического налога включается в цен на продажи топлива, но вполне ощутить его значение можно будет с началом 2014 г. Лояльным является не только постепенное введение ставок, но и учета при налогообложении содержания серы в дизельном топливе, что влияет на финансовый результат международных перевозчиковків.

5. Реформировано порядок уплаты экологического налога из стационарных источников загрязнения. К 2011 г налог уплачивался по месту регистрации объектов, однако сейчас согласно. Налоговому кодексу необходимости дно платить по месту размещения стационарных источников загрязнения, специально отведенных для этого мест или объект объектетів.

6. Увеличены ставки налога втрое за размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов

7. Увеличены ставки за сбросы загрязняющих веществ в пруды и озера в 1,5 раза

8. Отменен установления лимитов загрязнения. С 2011 г налог следует платить за фактические объемы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение отходов в специально отведенных для ц ього местах или на объект объектах (до 2011 г были установлены лимиты, превышение которых облагалось в 10-кратном размереірі).

9. Введено индексации ставок налога. Ставки налога будут корректироваться ежегодно, учитывая индексы потребительских цен, индексы цен производителей промышленной продукции (проект по изменению ставок включать в в. Верховной. Рады ежегодно до 1 июняя).

Платежи за ресурсы

. Плата за пользование недрами — общегосударственный платеж, взимаемый в виде платы за пользование недрами: для добычи полезных ископаемых в целях не связанными с добычей полезных ископаемых

. Плательщики — субъект ведения хозяйства (предприниматели), которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений

. Объект налогообложения:

o объем добытых в налоговом (отчетном) периоде полезных ископаемых (минерального сырья);

o объем погашенных в налоговом (отчетном) периоде запасов полезных ископаемых;

o объем подземного пространства (участка) недр для хранения: природного газа, нефти и т.д.

. Сбор за специальное использование воды — общегосударственный сбор, который взимается за специальное использование воды: изъятой из водных объектов для нужд других водопользователей, без ее изъятия из водных объектов для нужд гидроенергет политики и водного транспорта и рыбоводства.

. Плательщики — водопользователи, субъект ведения хозяйства независимо от формы собственности

. Объект налогообложения — фактический объем воды, использованный водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения

аудита администрирования сбора за специальное водопользование, проведенным. Счетной палатой, установлено, что в результате предоставления льгот государственный бюджет ежегодно терял более 240 млн грн сбора за специаль ьне использования водных ресурсов, а из-за применения отраслевых коэффициентов во взимании указанного сбора — 220 млн грн. Кроме того, вследствие непредоставления подразделениями. Государственного комитета по водному хозяйству налоговым органам материалов проверок по осуществлению водозабора без от1 соответствующих разрешений за три года в бюджет не поступило 7,4 млн грн 1 .

Новации. Налогового кодекса Украины относительно сбора за специальное использование воды должны способствовать:

o обеспечению поступлений бюджета увеличен и введены новые ставки сбора (за специальное использование шахтной, кар ‘погрузочной и дренажной воды);

o соблюдению единого подхода и принципа равенства плательщиков сбора — взимание в п ‘пятикратном размере сбора за фактический объем использованной воды, при отсутствии разрешения на специальное водопользование ния (с установленными лимитами.

. Сбор за специальное использование лесных ресурсов — общегосударственный сбор, который взыскивается плата за специальное использование лесных ресурсов

. Плательщики: юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица; физические лица; постоянные представительства нерезидентов; физические лица-пред-емцы, осуществляющих специальное использование лесных ресурсов

. Объект налогообложения: древесина, заготовленная в порядке рубок главного пользования; второстепенные лесные материалы; побочные лесные пользования, использование полезных свойств лесов и др.

За счет использования лесных ресурсов лесное хозяйство получает свои средства для воспроизводства лесов, проведения лесных, лесоохранных и других мероприятий (государством за последние годы финансируется около. Лизько 30% от общих затрат на ведение лесного хозяйства 1 .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Новации. Налогового кодекса Украины в части платежей за использование природных ресурсов направлены на обеспечение поступлений бюджета и стимулирования к эффективному природопользования

Источники


  1. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

  2. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
  4. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  5. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.
Налоги и платежи за ресурсы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here