Налоги и налоговая система доходы бюджета

Самое важное на тему: "Налоги и налоговая система доходы бюджета" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Распределение налогов между разных уровней в современных условиях

Оценка эффективности

Большое значение для характеристики налоговой системы имеют установленные в стране методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами различных уровней. В мировой практике используются три подобных метода. (Рис.2).

Рис. 2 Распределение налогов между бюджетами разных уровней

Закрепление налогов за бюджетом соответствующего уровня. В данном случае речь идёт не о праве соответствующих органов власти устанавливать тот или иной налог и его элементы, а о закреплении на постоянной основе поступлений данного налога в бюджет определённого уровня. В связи с этим их нередко называют закреплёнными налогами. Указанные налоги не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закреплённые налоги — это налоги, которые на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом и полностью зачисляются в данный бюджет. В российской налоговой системе указанная форма используется в части местных налогов, которые целиком и полностью закреплены и поступают в местные бюджеты. Распределение налогов между бюджетами разных уровней регулируется исключительно налоговым законодательством, т. е. НК РФ.

Распределение доходов от поступления федеральных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами, а также доходов от региональных налогов — между региональными и местными бюджетами.[8] Распределение доходов от поступления налогов между бюджетами разных уровней осуществляется, как правило, не налоговым, а бюджетным законодательством. В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путём ежегодного утверждения в законе о бюджете доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим указанные налоги называют регулирующими. Таким образом, регулирующие налоги — это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ, установлено распределение (путём установления соответствующих нормативов) доходов от ряда федеральных налогов между бюджетами субъектов РФ и федеральным бюджетом на постоянной основе. Также на постоянной основе закреплено распределение отдельных федеральных налогов между федеральными и местными бюджетами. [6]

В частности, доходы от поступления налога на доходы физических лиц распределены на постоянной основе между региональными и местными бюджетами по нормативам, соответственно, 70% и 30%. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов поступает на постоянной основе в федеральный бюджет в доле равной 20%, а в региональные бюджеты — 80%.

Законами же о бюджете устанавливаются краткосрочные, до трёх лет, нормативы распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней. В частности, после зачисления по установленной ставке налога на прибыль в бюджет субъекта РФ поступления по нему распределяются между региональными и местными бюджетами в пропорциях, устанавливаемых при утверждении соответствующего регионального бюджета. Второй метод межбюджетного регулирования является самым распространённым в Российской Федерации.

Совместное использование одной и той же налоговой базы федеральными, региональными и местными властями. Указанная форма в российской налоговой системе не получила широкого распространения. К ней можно с некоторыми оговорками отнести распределение налога на прибыль организаций. В соответствии с НК РФ установлена отдельная ставка данного налога для платежей в федеральный бюджет в размере 2,0%, а также ставка по платежам в бюджеты регионов в размере 18,0% от налоговой базы. Как правило, указанная форма межбюджетного распределения налогов регулируется налоговым законодательством.

Характеристика налоговой системы с точки зрения её влияния на финансовое положение налогоплательщика и на экономику страны невозможна без классификации налогов по форме взимания, согласно которой налоги делятся на прямые и косвенные. [7]

Прямые налоги взимаются в зависимости от уровня дохода или стоимости принадлежащей налогоплательщику собственности (имущества). Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Таким образом, прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством, например, налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и др. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров (работ или услуг). Указанные налоги могут быть переложены налогоплательщиком на других лиц. Это возможно вследствие того, что данные налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также в тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога — потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются для государства наиболее простыми по форме их взимания, а для плательщика — сложными из-за невозможности уклонения от их уплаты. Для государства они привлекательны ещё и тем, что поступление этих налогов напрямую в казну не связано с финансово- хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения, поэтому фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций. Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Кроме того, косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него.[8]

Читайте так же:  Народ не принимает пенсионную реформу

В рамках изучения особенностей функционирования налоговой системы государства необходимо рассмотреть виды и показатели эффективности налоговой системы.

Эффективность налоговой системы определяется исходя из уровня ее влияния на решение социально-экономических задач с учетом системы интересов всех экономических субъектов.

В условиях переходной экономики главным показателем эффективности налоговой системы выступает ее способность стимулировать развитие производственной сферы, как базовой основы всей экономики.

Эффективность налоговой системы должна оцениваться с позиций соответствия ее методологическим принципам и функциям налогообложения. За исходный пункт принимается такое сочетание функций налогов, которое стимулирует динамичное развитие экономики, как на макро-, так и на микроуровне, создавая условия для перехода к устойчивому экономическому росту.

Особое значение приобретает комплексная реализация функций налогообложения в целях использования интеграционного (синергетического) эффекта их действия.

Налоговая система наряду с формированием достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов должна создавать условия для стимулирования экономического развития, формируя мотивы и стимулы экономического роста.

Выделяют два вида эффективности налоговой системы.

Во-первых, следует выделять тактическую (текущую) эффективность, которая отражает взаимообусловленность понесенных затрат и получаемого обществом эффекта, т.е. результата функционирования налоговой системы в виде поступления сумм налогов.

Такой подход к выявлению эффективности налоговой системы обусловлен необходимостью обнаружения всех источников доходов и минимизации расходов по взиманию налогов.

Этот показатель эффективности налоговой системы можно определить как разницу между ВВП, распределяемым государством в виде налогов, и издержками взимания (т.е. как чистый доход государства от налоговых поступлений), и как соотношение этих сумм с затратами по сбору средств. Недостаток данного подхода в том, что не учитываются перспективные экономические и социальные последствия налогообложения.

Во-вторых, следует выделять стратегическую (перспективную) эффективность. Этот показатель выражает народнохозяйственный подход, основанный на учете целостного воздействия системы налогообложения на экономическое развитие. Именно это характеризует способность налоговой системы стимулировать решение задач по развитию экономики не только в ближайшем будущем, но и в перспективе.[7]

Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность налоговой системы, является коэффициент эластичности налоговой системы, который позволяет установить такой уровень налогообложения (налоговой нагрузки), который обеспечивает наряду с поступлением предусмотренных сумм налогов высокие темпы экономического развития (прироста налогооблагаемой базы). [6]

Для оценки эффективности налогообложения используют показатель налогового мультипликатора. В основе его определения лежит коэффициент эластичности налоговых систем.

Чем больше налоговая ставка и чем меньше предельная склонность к потреблению, тем меньше налоговый мультипликатор (больше знаменатель дроби). Рост налоговых ставок и снижение потребления, приводящие к некоторому росту налоговых поступлений, на самом деле сокращают возможный прирост ВВП в гораздо больших размерах

Очевидно, что разумное и обоснованное снижение налогов ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, т.е. к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции и ведет к соответствующему росту спроса на инвестиционные товары. Все это способствует увеличению внутреннего валового продукта, приводя в итоге к росту объема налоговых поступлений.

Налоги и налоговая система. Доходы и расходы бюджета

Налоги и налоговая система. Доходы и расходы бюджета — раздел Экономика, Экономика Доходы Бюджета Являются Частью Централизованных Ресурсов Государства, Необход.

Доходы бюджета являются частью централизованных ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Главным источником формирования доходов являются налоги. В доходах Федерального бюджета 90 процентов составляют налоговые поступления. Вторым методом формирования доходов является государственный кредит; а при чрезвычайных обстоятельствах государство прибегает к эмиссии бумажных денег.

Налоги — это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Для анализа налоговой системы необходима ее классификация. Классификация налогов — это их группировка, обусловленная методом взимания, характером применяемых ставок, налоговых льгот, бюджета поступления и другими признаками.

Налоги разделяют на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщика. Косвенные — это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.

Если прямые налоги всегда ориентированы на личную (коллективную) работоспособность, то косвенные налоги почти индифферентны — они ориентируются на вещи, а не на лица. Поэтому косвенные налоги всегда взимаются с производителей вещей, торговцев, купцов, содержателей товарных складов и тех, кто занимается перевозкой грузов. Но в итоге, они оплачиваются покупателями и потребителями.

В противоположность прямым налогам, ориентирующимся на способность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство), косвенные налоги более примитивны, поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадаться, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой экономикой взимают в основном косвенные налоги, в то время как прямые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой экономикой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем образования.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. После взимания регрессивных налогов степень неравенства увеличивается, так как налоговая ставка падает с ростом дохода. Пропорциональный налог предполагает одинаковую ставку для любого уровня дохода, что не изменяет степень неравенства после взимания налогов. При прогрессивном налогообложении с ростом дохода налоговая ставка увеличивается и степень неравенства сокращается.

Читайте так же:  Списываются ли пени по налогам

В зависимости от органов власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями существует зависимость, описываемая кривой Лаффера (рис.10.2)

Налоги выполняют три важнейших функции. Во-первых, фискальную – обеспечивают финансирование государственных расходов. Во-вторых, социальную — поддерживают социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. В-третьих, регулирующую – осуществляют государственное регулирование экономики, воздействуют на формирование важнейших народнохозяйственных пропорций.

Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Кроме налоговых доходов, доходная часть бюджета формируется за счет неналоговых поступлений: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; от продажи государственного имущества; от платных услуг, оказываемыми органами государственной власти; от финансовой помощи и бюджетных ссуд; от возмещения нанесенного ущерба, штрафов и др. поступлений.

Расходы бюджета направляются на выполнение государственных функций, основными из которых являются государственное управление, оборона страны, охрана общественного порядка, социальная защита населения, поддержка функционирования экономик страны и финансирование внешнеэкономической деятельности. Кроме структуры доходов и расходов бюджета очень важное значение имеет их соотношение. Ясно, что превышение доходов над расходами особых проблем не порождает, а вот бюджетный дефицит или превышение расходов над доходами создает очень серьезные трудности.

[1]

Налоговые доходы (понятие налоговых доходов, элементы налога, налоговая система и т.д.)

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

Большая часть поступающих доходов (более 80%) – это налоги.

[3]

Налог — это обязательный взнос (платеж) в бюджет, осуществляемый плательщиками налога в соответствии с законодательными актами.

Налогообложение представляет собой метод распределения доходов (прибавочной стоимости) между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. В налогообложении участвуют субъекты и объекты.

1)Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей.

2) Регулирующая функция заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного развития тех или иных производств и отраслей экономики, т. е. регулирует экономику.

3) Социальная функция поддерживает общественное равновесие между домашними хозяйствами и фирмами путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Используется прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий (малоимущих, инвалидов, пенсионеров), низкое обложение социально значимых товаров и услуг (понижение ставок НДС) и т.д.

4) Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

Налоговая политика используется государством в целях обеспечения финансовых потребностей государства, стимулирования экономического развития и повышения доходов населения. Методы реализации налоговой политики: налоговое планирование, регулирование, контроль.

Налоговая система — это совокупность: налогов и сборов; налоговых органов; принципов, форм и методов построения налогов; методов налогового контроля и форм ответственности за нарушение налогового законодательства.

1) Субъект налога — это налогоплательщики (организации и физические лица), на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налог.

2) Объектами налога выступают операции по реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, прибыль, имущество, доход и пр.

3) Источник налога — доход или иной хозяйственный результат субъекта, за счет которого уплачивается налог.

4) Единица обложения — единица измерения объекта налога.

5) Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения (существуют твердые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и нулевые ставки).

6) Налоговые льготы — скидки, вычеты при определении налоговой базы.

7) Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения, которая устанавливается НК РФ для конкретного налога.

8) Налоговый период — календарный год или иной период времени для конкретного налога, по окончании которого исчисляются налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

9) Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект за налоговый период, которая уплачивается в бюджет.

10) Срок уплаты налога — момент оплаты налога, устанавливаемый НК РФ применительно к каждому налогу.

Классификация налогов и сборов:

1. В зависимости от характера использования:

общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход государства.

целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, ЕСН).

2. В зависимости от государственного органа, который устанавливает налог и в распоряжение которого они поступают:

федеральные налоги и сборы;

региональные налоги и сборы;

местные налоги и сборы.

3. В зависимости от механизма уплаты:

— прямые налоги, которые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Денежные отношения при этом возникают между государством и налогоплательщиком, который вносит налоги непосредственно в государство. Среди прямых налогов различают:

— косвенные налоги — налоги, включаемые в виде надбавки в цену товара (работы, услуги). Косвенные налоги оплачивает непосредственно покупатель данных товаров (работ, услуг).

4. В зависимости от вида налогоплательщика выделяются налоги:

  • с физических лиц (налог на имущество с физических лиц);
  • с юридических лиц (налог на прибыль, акцизы);
  • смешанные, уплачиваемые как физическими, так и юридическими лицами (транспортный налог, земельный налог).

5. В зависимости от соотношения между ставкой налога и объектом налогообложения различают налоги:

  • прогрессивные (средняя ставка повышается с ростом дохода);
  • регрессивные (средняя ставка понижается с ростом дохода);
  • пропорциональные (средняя ставка не зависит от изменения дохода)
Читайте так же:  Выплата пенсии нпф благосостояние в мае

6. Существуют и другие признаки классификации налогов — по способу взимания, по способу измерения налоговой базы и т.п.

Современная налоговая система существует с января 1992г. Базовым законом, определившим ее устройство и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (1991г.).

В соответствии с НК РФ (ст. 13, 14, 15) современная налоговая система РФ в зависимости от уровней бюджетной системы включает:

  • федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, роялти, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);
  • региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);
  • местные налоги (земельный и на имущество физических лиц).

Специальные налоговые режимы (раздел VIII НК РФ):

1) система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог ЕСХН);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2) упрощенная система налогообложения (УСНО);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Принципы построения налоговой системы РФ:

1) законность налогов и обязательность их уплаты;

2) всеобщность, равенство, справедливость налогообложения;

3) экономическая обоснованность налогов;

4) определенность (известность) налогов и удобство их применения;

5) не дискриминационный характер налогообложения.

Планирование налоговых доходов это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей.

В зависимости от уровня хозяйствующего субъекта налоговое планирование делится на два вида:

1) налоговое планирование на макроуровне (в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов);

2) налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта или организации.

Оперативное планирование, осуществляемое на месяц или квартал, призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время. Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней власти на очередной год. В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования.

При текущем планировании анализируются и определяются размеры как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же планировании нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов.

Система налоговых доходов

Вернуться назад на Система налогов

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы:

— В федеральный бюджет зачисляются федеральные налоги и сборы по нормативам определяемым в законе о бюджете; субсидии, передаваемые из бюджетов субъектов федеральному бюджету;
— В бюджеты субъектов РФ зачисляются федеральные налоги по нормативам, установленным в федеральном законе о бюджете; региональные налоги и сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов; субсидии, передаваемые из муниципальных бюджетов;
— В местные бюджеты зачисляются отчисления от федеральных и региональных налогов и местные налоги.

В соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются:

— налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет (в федеральный бюджет зачисляется 6,5% из 24%) — по нормативу 100 процентов;
— налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 20 процентов;
— налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;
— акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
— акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;
— акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
— акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

Налоговые доходы субъектов РФ. В соответствии со ст. 56 БК РФ в бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов: налога на имущество организаций; налога на игорный бизнес; транспортного налога — по нормативу 100 процентов. В бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

Налоговые доходы МО

— земельный налог — по нормативу 100%;
— на имущество физических лиц — по нормативу 100%;
— НДФЛ — по нормативу 30 %;
— ЕНВД для определенных видов деятельности — по нормативу 90%;
— государственная пошлина в соответствии с перечнем, определенным БК;
— налоговые доходы от федеральных и региональных налогов по нормативам органов государственной власти субъектов РФ.

Наиболее значимой задачей налоговой политики является обеспечение социально и экономически необходимого уровня поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ.

Важность налога на прибыль организаций определена его удельным весом в общих налоговых доходах бюджетной системы — 21,5%. При этом, являясь федеральным налогом, большая его часть зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Поэтому стабильное и бесперебойное поступление этого источника налоговых доходов напрямую влияет и на обеспечение финансовой самостоятельности субъектов РФ.

[2]

Вместе с тем, достижение фискальной функции должно сопровождаться использованием налога на прибыль организаций в целях регулирования и стимулирования деловой активности. Реализация регулирующего потенциала налога должна быть направлена на макроэкономический рост и долгосрочное развитие хозяйствующих субъектов, а не на снижение налогового бремени организаций. Для этого такие механизмы налогового регулирования как политика амортизационных отчислений, инвестиционные налоговые льготы, вычеты и т.п. должны демонстрировать высокую эффективность.

Существует два основных варианта налогового регулирования. При первом — высокие и дифференцированные ставки сочетаются с многочисленными льготами, которые значительно уменьшают базу обложения в зависимости от отраслей экономики. При втором — средние и низкие налоговые ставки сочетаются с ограниченным и умеренным использованием целевых льгот.

Читайте так же:  Оспаривание размера задолженности по алиментам

С течением времени роль налога на прибыль организаций меняется, в первую очередь, в зависимости от стоящих перед государством задач.

Приведем изменения основных элементов налога на прибыль организации и их влияния на доходы бюджетной системы, таких как:

— снижение ставки налога на прибыль с 35% до 24%, до 20% с изменением методики расчета налоговой базы исходя из данных налогового учета;
— отмена льготы по налогу на прибыль малым предприятиям, инвестиционной льготы на капитальные вложения с возможностью установления налоговых преференций лишь на региональном уровне;
— предоставление возможности отнесения на расходы 10% первоначальной стоимости основных средств при расчете налоговой базы;
— увеличение предельного размера убытков прошлых лет, позволяющих уменьшить налоговую базу на эту сумму и др.

Необходимо отметить, что налоговая система России, в какой-то мере, является производной от систем налогообложения других стран, что подтверждается наличием следующих общих моментов:

— в России ставка налога на прибыль в 24% сопоставима со среднеевропейским уровнем (27%);
— базой подоходного налога с корпораций является разность между валовым доходом от всех источников и разрешенными издержками производства;
— наличие разного рода налоговых вычетов при расчете налогооблагаемой прибыли, в том числе, схожих типов льгот (ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит и др.)

В последние годы прирост налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ вновь значительно опережает прирост налоговых доходов в целом.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Читайте так же:  Размер пособия и пенсии ребенку

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

ЛЕКЦИЯ 7. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ

Вопрос 1. Сущность налогов

Для надлежащего обеспечения функций государственной власти необходимы соответствующие денежные средства, которые аккумулируются в форме государственного бюджета.

Вопрос 2. Элементы налога

Обязанность налогоплательщика об уплате налога предусматривает обязательное наличие всех предусмотренных налоговым законодательством элементов.

Вопрос 3. Классификация налогов

Вопрос 4. Налоговая система РФ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос 5. Основные функции налогов

Источники


  1. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  2. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  3. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.
  4. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  5. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
Налоги и налоговая система доходы бюджета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here