Налог основной источник доходов государства

Самое важное на тему: "Налог основной источник доходов государства" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

ТЕМА 4. НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

Налоги как основной источник доходов бюджетной системы представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаками налогов являются:

императивность, т. е. предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа;

смена собственника (доля частной собственности, выраженная в денежной форме, становится государственной или муниципальной, создавая бюджетный фонд);

безвозвратность, т. е. налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются определенному плательщику;

безвозмездность (уплата налогов не дает плательщику материальных, хозяйственных или иных прав);

денежная форма (налоги уплачиваются только в денежной форме; они не могут уплачиваться в натуральной форме, например продуктами);

К методам налогообложения относятся исчисление

в твердых абсолютных суммах с единицы объекта;

путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу;

фиксированной процентной ставки к цене реализации.

Основными способами взимания налогов являются:

у источника выплаты дохода, т. е. налог уплачивается субъектом до получения дохода;

в процессе расходования доходов (например, при совершении покупок);

кадастровый, при котором используется реестр, содержащий перечень типичных объектов. В основе данного способа заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению;

декларационный, при котором изъятие налога осуществляется после получения дохода субъектом и предоставления им декларации о всех годовых доходах;

[2]

административный, т. е. изъятие налога осуществляется налоговыми органами после определения ими вероятного размера ожидаемого дохода и вычисления подлежащего к уплате налога.

Налоги классифицируются по следующим основаниям:

по периодичности взимания — на налоги:

по объекту обложения — на налоги:

за выполнение определенных действий;

на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу;

по видам налогоплательщиков — на налоги:

с юридических лиц;

по механизму изъятия:

на прямые, взимаемые непосредственно с налогоплательщика;

косвенные (на обращение и потребление), взимаемые в виде фиксированной добавки к цене с покупателя, выступающего носителем налога;

по порядку отражения в бухгалтерском учете — на налоги:

относимые на себестоимость; на увеличение цены товара; финансовый результат;

уплачиваемые с чистой прибыли;

по уровню органа государственной власти — на налоги:

по характеру использования:

на общие, поступающие в бюджеты бюджетной системы;

целевые, поступающие во внебюджетные фонды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10131 —

| 7768 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налоги и сборы как источники государственных доходов. Роль налогов.

Налоги и сборы как источники государственных доходов

Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финан­сово-экономическим фундаментом института государства, который состоит в изъятии части дохода, извлекаемого из по­требления факторов производства, в пользу государства для формирова­ния его централизованных финансовых ресурсов (бюджета).


Националь­ное богатство, по методологии Всемирного банка, представляет собой стоимостную оценку совокупности:
  • физического капитала (под ним понимаются основные производственные и непроизводст­венные фонды, оборотный капитал);
  • человеческого капитала (на­копленных населением здоровья, знаний, умений и навыков, ис­пользуемых в производственной деятельности);
  • природного капи­тала (окружающей природной среды и запасов природных ресур­сов).

Данные виды капитала традиционно определяют как факторы производства. При их использовании (потреблении) в определен­ный промежуток времени (обычно за год) создается валовый внут­ренний (ВВП).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Сущ­ность прямой взаимосвязи налогов, экономики и государства:

  • частичное изъятие доходов в пользу государства, т.е. перераспределение уже распределенного ВВП.

Сущность обратной взаимо­связи налогов, экономики и государства:

  • посредством налогообложения, созданно­го в процессе производства ВВП, происходит его перераспределение в интересах всего общества;
  • выбор приоритетов расходования централизованных финансовых ресурсов государства и возможности создания благоприятных условий для увеличения национального богатств.

Роль налогов

Большинство государственных расходов (за ис­ключением административно-управленческих) должно стимулировать спрос на факторы производства, повышать эффективность их использова­ния и непосредственно увеличивать их накопление в стране. В этом заключается сущность позитивной взаимосвязи налогов, обеспечи­вающих государственные доходы, государства, осуществляющего за счет этих доходов общественно значимые расходы, общества, улуч­шающего свое социальное самочувствие за счет гарантированного объема публичных благ, и экономики, формирующей базу для нало­гообложения и получающей за счет государственных расходов сти­мулы для своего развития.

Однако эта взаимосвязь не всегда бывает столь позитивна. Она бывает нейтральной, когда расходование го­сударственных средств осуществляется неэффективно либо средства распыляются между секторами экономики, объективно не нуждаю­щимися в них, и при этом не оказывают сколько-нибудь заметного воздействия на социально-экономическое развитие страны.

Следует понимать, что позитивный характер данной взаимосвя­зи начинает проявляться не столько при переходе государства к умеренному налогообложению, сколько при активности и эффек­тивности государства в реализации социальных функций .

Ряд развитых европейских стран характеризуется высоким уров­нем налоговой нагрузки на экономику, обобществляя через налоги от 40 до 50% валового продукта, но при этом значительная часть налоговых изъятий (до 70%) возвращается социуму в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образо­вания, культуры, различных трансфертов социального характера). В результате существенных перераспределительных процессов повы­шается качество жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике.

Читайте так же:  Борис миронов о пенсионной реформе

Таким образом, в современных условиях логичным будет вывод о необходимости восприятия не столько экономической, сколько социально-экономической сущности налогов . Такой подход с уве­ренностью можно охарактеризовать как более продуктивный для формирования толерантного отношения к ним. Если экономическая сущность налогов состоит преимущественно в прямом изъятии госу­дарством части валового продукта в свою пользу для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета), т.е. выступает как средство обеспечения расходов государства, то социально-экономическую сущность налогов следует определить как перераспре­деление государством определенной части валового продукта, доста­точной для обеспечения всестороннего развития человека, общества и экономики.

Источники доходов государства. Классификация налогов. Налоговая ставка

Среди доходов государства основное место занимают налоги. Это связано не только с их долей в объеме государственных финансов. При налогообложении ярко проявляются главные особенности формирова­ния ресурсов общественного сектора. На физических и юридических лиц государством возлагаются налоговые обязательства, установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в госу­дарственные фонды. Налоги могут взиматься в денежной и натуральной форме (воинская обязанность). Натуральные и денежные налоги являют­ся взаимозаменяемыми: если, например, отменить всеобщую воинскую обязанность, то необходимо будет увеличить финансирование профес­сиональной армии за счет налогов.

Другим важным источником доходов государства выступает предпринимательская деятельность, которая формирует такие источники доходов, как доходы госпредприятий, доходы от сдачи в аренду госимуще­ства, от продажи лицензий, от развития концессионных соглашений, от эмиссии государственных ценных бумаг.

Все денежные фонды государства относятся к понятию бюджет. Различают бюджеты разного уровня: государственные и муниципаль­ные. Существуют также внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды формируются через определенные источники и имеют целевое назначение, т. е. средства направляются на конкретные нужды. В России за счет средств единого социального налога формируются Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования, фонд занятости.

Изъятие государством в свою пользу определенной части дохода экономических субъектов в виде обязательного взноса составляет сущ­ность налога. Поскольку налоги — основной источник государственных средств, то они выполняют четыре ключевые функции:

— фискальную (аккумуляция средств в госбюджет);

— экономическую (стимулирование развития экономики, активиза­ция предпринимательской деятельности за счет ослабления на­логового бремени).

Налоги могут оказывать как стимулирующее, так и дестимулирующее воздействие на производство и представляют собой тонкий инстру­мент госрегулирования. Посредством налогового механизма государство может воздействовать на экономику и решать определенные социальные задачи: поддерживать неимущие слои общества, перераспределять до­ходы и т. п.

Налоги обладают регулирующим воздействием, масштабы которого варьируются от отдельных локальных экономических процессов до макроэкономики в целом.

Отрицательно относятся к росту воздействия государства на эконо­мику, в том числе реализуемого посредством налогово-бюджетной по­литики, монетаристы. Отстаивают эффективность мер государственного вмешательства фискалисты (дирижисты).

Исторически сложились две модели в сфере налогообложении — административная и демократическая (Абалкин Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. — 2006. — № 12. — С. 11.).

Административная модель, характерная для диктаторских или административно-командных систем, отличается редистрибутивностью по отношению к формам и методам налогообложения. При администра­тивной модели формы и методы налогообложения создаются путем пря­мого изъявления властью своих намерений.

Для демократической модели характерно налогообложение в форме самообложения коммерческих структур и граждан. При демократиче­ской модели изменение системы налогообложения является итогом вы­ражения общенародной воли через законодательные органы власти.

Все налоги, применяемые в российской практике, можно классифи­цировать по следующим критериям:

— направленность использования (цель взимания);

— уровень бюджетной системы.

По субъектам налогообложения все применяемые в России налоги делятся на налоги с юридических лиц (уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями в случае оформле­ния ими юридического лица) и на налоги с физических лиц, которые взи­мают с граждан и лиц без гражданства.

По объектам налогообложения различают прямые и косвенные на­логи. Прямыми налогами обременены доходы и имущество (налог на прибыль предприятия, подоходный налог с физических лиц), косвен­ными — ресурсы, деятельность, товары и услуги (налог на добавлен­ную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

По источнику обложения различаются налоги с заработанных дохо­дов: заработной платы, гонораров, доходов (прибыли) предприятий, и налоги с находящихся в собственности экономических субъектов ресур­сов — налоги с дивидендов, процентов по вкладам, ресурсные платежи (плата за землю, за право пользование недрами).

По назначению различают целевые и нецелевые налоги. Целевые на­логи предназначены для финансирования конкретных программ обще­ственных расходов. Их называют маркированными. Они зачисляются в государственные и муниципальные внебюджетные фонды (платежи в фонды общественного страхования, местные целевые сборы на бла­гоустройство территории). Если средства могут расходоваться по усмо­трению власти, утверждающего бюджет, то такие налоги называются немаркированными. К ним относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налог на имущество и т. д. Преимуществом нецелевых налогов является то, что они позволяют сохранять стабильность налоговой системы и осуществлять гибкую бюджетную политику путем перераспределения государственных дохо­дов между различными направлениями.

По уровням бюджетной системы различают федеральные, регио­нальные и местные налоги. Каждый из них формирует соответствующий бюджет и является условием самостоятельного хозяйствования и приня­тия управленческих решений, например, на муниципальном уровне. Со­гласно российскому законодательству (Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ, Федеральный закон от 01.07.2005 № 78-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ.) к федеральным налогам и сборам относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль организаций;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— сборы за пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов;

К региональным налогам относятся:

— налог на имущество организаций;

— налог на игорный бизнес;

Читайте так же:  Лизинговые платежи налог на прибыль у лизингополучателя

К местным налогам относятся:

— налог на имущество физических лиц.

Важнейшим элементом налоговой системы являются налоговые ставки. Именно посредством изменения их величины и видов, приспо­собления к циклическим колебаниям в экономике (высокие ставки для предотвращения инфляции и достаточно низкие для обеспечения занято­сти) можно сгладить негативные последствия развития экономики.

Налоговую ставку определяют как величину налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли и т. п.).

Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в де­нежных единицах, на количество облагаемых товаров, выраженное в на­туральных единицах, то такой налог называется специфическим.

Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в про­центах, на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов, то такой налог называется стоимостным.

В зависимости от того, как изменяется удельный вес (доля) налогово­го платежа в доходе с увеличением последнего, различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные виды налоговых ставок.

Твердая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу (объект) обложения независимо от размера дохода.

Пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный про­цент с дохода независимо от его размера.

Прогрессивная ставка устанавливается как увеличивающаяся по мере роста облагаемого дохода.

Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода.

При повышенных налогах налогоплательщики теряют стимулы ра­ботать в легальной экономике, и налоговые поступления в государственный бюджет уменьшаются. Снижение налогового прессинга приводит к росту налогооблагаемой базы, и доходы казны вновь могут вырасти. Налоговым прессингом объясняется высокая доля теневого оборота в экономике России. А. Лаффер показал, что рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, сокращение доходов бюджета. По Лафферу предел наступает при изъятии в бюджет более 30% доходов (Рис. 4.1).

[3]

Рис. 4.1. Кривая Лаффера (Составлено Михалкиной Е.В.)

Долю дохода налогоплательщика называют нормой налогообло­жения.

Различают среднюю и предельную нормы налогообложения. Сред­няя норма равна удельному весу налога во всем доходе налогоплательщика (отношение суммы налога к размеру дохода). Предельная норма представляет собой долю налога в последней единице дохода, произво­дную налога по доходу.

Если I — доход, Т — сумма дохода, уплачиваемая в виде налога, то средняя норма налогообложения равна

тогда предельная норма налогообложения рассчитывается по формуле

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги различа­ются соотношением средних и предельных норм обложения. При про­порциональном налогообложении предельная норма равна средней, при прогрессивном — превышает среднюю, а при регрессивном не достигает средней.

Использование разного вида ставок при обложении доходов (напри­мер, физических лиц) может снизить или, напротив, увеличить социаль­ную дифференциацию в обществе. Так, с помощью регрессивных ставок можно ослабить налоговый гнет на лиц с низким доходом, а применение прогрессивных ставок позволяет повысить налоги с богатых. Однако использование этого инструмента может при определенных обстоятель­ствах вызвать обострение социальных противоречий, подорвать стиму­лы к получению легальных доходов, повлечь за собой распространение схем уклонения от налогов и сокрытия доходов.

Посредством льготного налогообложения можно стимулировать перестройку структуры производства, воздействовать на процессы вне­дрения достижений технического прогресса (ускоренная амортизация основных фондов, инвестиционные льготы, льготы на развитие научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности) и т. п.

Сокращение налога на прибыль корпораций влечет за собой сни­жение издержек и, как следствие, рост производства. Прямое или кос­венное регулирование государством оплаты труда, например, снижение подоходного налога с физических лиц способствует сохранению опреде­ленного уровня реальных доходов работников в условиях уменьшения заработной платы.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Тема 7 Налоги как основной источник доходов бюджетной системы Рф

Читайте также:

  1. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  2. I группа. Свойства, характеризующие сущность и сложность системы
  3. III .3 Региональные транспортные системы
  4. III .4 Показатели системы ГПТ
  5. III группа. Свойства, характеризующие методологию целеполагания системы
  6. IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  7. OLTP и OLAP системы
  8. V ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. БИОГЕОЦЕНОЗ (ЭКОСИСТЕМОЛОГИЯ)
  9. VII. Препарати чоловічих статевих гормонів та їх синтетичні аналоги.
  10. АВАРИИ НА АТОМНЫХ РЕАКТОРАХ, КАК ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАДИОНУКЛИДАМИ
  11. Автоматизированные информационные системы 7. Информационное обеспечение принятия решений в юридической деятельности
  12. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции

7.1.Экономическая сущность налогов. Виды налогов и их основные элементы.

7.2. Налоговая система.

7.1 Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей.

Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государств и выполняют следующие функции:

1) регулирующую – государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики;

2) перераспределительную – с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т. д.;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3) фискальную – налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90 % доходов;

4) контрольную – с помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов;

5) стимулирующую – через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

Основные условия установления налога: категории налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок и порядок уплаты налога; налоговые льготы.

Налогоплательщики– это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз)товаров на территорию России и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Читайте так же:  В каких случаях мужчина платит алименты

Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – национальный доход.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения: равное (подушное), пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Налоговая льгота – изменение либо элемента налога, уменьшающее величину налогового обязательства налогоплательщика или изменяющие срок уплаты налога в пользу плательщика.

Виды налогов и их классификация:

1.В зависимости от плательщикавыделяются:

— налоги с организаций;

— налоги с физических лиц;

— общие налоги для физических и юридических

2. В зависимости от формы обложения налоги делятся на:

— прямые (Объектом прямого налогообложения являются доходы налогоплательщика.)

-косвенные. )Сущность косвенного налогообложения заключается во включении налога в цену товара и услуг.)

3.В зависимости от порядка использования все налоги подразделяются на

— общие — концентрируются в бюджетах соответствующих уровней, где обезличиваются и используются на общегосударственные нужды;

— целевые (специальные) – имеют строго целевое назначение

4.По территориальному уровню:

— налоги субъектов Российской Федерации;

5.В зависимости от органа, который взымает налоги и использует их, различают:

· федеральные

o налог на добавленную стоимость;

o налог на доходы физических лиц;

o налог на прибыль организаций;

o налог на добычу полезных ископаемых;

o сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

o государственная пошлин

· региональныеналоги субъектов Российской Федерации (краевые, областные, автономных образований),

o налог на имущество организаций;

o налог на игорный бизнес;

o транспортный налог.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 275 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоги как основной источник доходов государства

Налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков, они не являются санкцией. Налоги как экономическая категория выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция – основная, посредством ее образуются государственные денежные фонды. Экономическая функция означает, что налоги как инструмент распределения и перераспределения способны оказывать сильное воздействие на производителей, население, платежеспособный спрос. В настоящее время за счет налогов формируется около 80 процентов доходов бюджета.

За годы существования Республики Беларусь в ней оформилась национальная налоговая система, представляющая собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и других обязательных отчислений, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений.

Существует достаточно большое количество признаков, на основании которых налоги относятся к различным классификационным группам. Прежде всего, они подразделяются на прямые и косвенные. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юридический и фактический плательщики в данном случае совпадают. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на доходы, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с граждан. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, по ним юридический и фактический плательщики не совпадают. В Беларуси основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Налогообложение в Республике Беларусь регулируется законами о налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, о государственной налоговой инспекции, пакетом законов о конкретных налогах, декретами и указами Президента в связи с введением новых налогов и сборов, а также предоставлением налоговых льгот.

Государственный кредит

С позиций права государственный кредит представляет собой урегулированные правовыми нормами отношения по поводу привлечения денежных средств предприятий и населения для финансирования государственных расходов, не покрываемых налоговыми поступлениями.

Государственный кредит выступает в трех видах:

займов Правительства у Национального банка;

[1]

государственных ценных бумаг;

Размер заимствования Правительства у Национального банка регулируется законом о бюджете на новый финансовый год. Выпуск ГКО и ГДО регулируется постановлениями Совета Министров. Привлечение иностранных источников регулируется законодательством о внешнем государственном долге, соглашениями с правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Государственный кредит имеет ряд существенных отличий от банковского кредита. Если в отношениях по банковскому кредиту кредитор и заемщик – равные стороны, то в отношениях по государственному кредиту такого равенства нет. Несмотря на то, что государство является заемщиком, оно всегда имеет верховенство над кредитором. Государство устанавливает условия займов, оставляет за собой право вносить в них изменения, не согласовывая свои действия с кредитором. Кредиторы не могут принудить государство к выполнению своих обязательств, и лишены возможности прибегнуть к административному или судебному порядку защиты своих прав и законных интересов.

Обращение государства к заимствованию на внутреннем финансовом рынке приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами, оформленная срочными долговыми обязательствами.

В том случае, если заимствование осуществляется на внешних финансовых рынках, образуется внешний государственный долг, под которым понимается совокупность финансовых обязательств Правительства иностранным кредиторам по займам, предоставленным ему либо под его гарантии, подлежащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях.

Внутренний и внешний государственный долг в Республике Беларусь регулируется одноименными законами, принятыми соответственно в1993 г. и 1998 г.

Государственный кредит. Налоги как основной источник доходов государства

Читайте также:

  1. Cутність та умови застосування міжнародних розрахунків за допомогою акредитивів.
  2. IX. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
  3. VII этап. Формирование эффективных условий привлечения кредитов
  4. Абылай хан, как государственный деятель, политик и дипломат.
  5. Автокредит
  6. Аккредитация органа по сертификации
  7. Аккредитив
  8. Акредитація
  9. Акредитація органу з сертифікації
  10. Акредитив у міжнародних розрахунках. Форми, види та конструкції акредитивів
  11. Акредитивні розрахункові операції.
  12. Альтернативные методики оценки финансового состояния кредитной организации

Налоги как основной источник доходов государства

Налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков, они не являются санкцией. Налоги как экономическая категория выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция – основная, посредством ее образуются государственные денежные фонды. Экономическая функция означает, что налоги как инструмент распределения и перераспределения способны оказывать сильное воздействие на производителей, население, платежеспособный спрос. В настоящее время за счет налогов формируется около 80 процентов доходов бюджета.

Читайте так же:  Будет ли пенсия у сотрудников мвд

За годы существования Республики Беларусь в ней оформилась национальная налоговая система, представляющая собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и других обязательных отчислений, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений.

Существует достаточно большое количество признаков, на основании которых налоги относятся к различным классификационным группам. Прежде всего, они подразделяются на прямые и косвенные. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юридический и фактический плательщики в данном случае совпадают. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на доходы, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с граждан. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, по ним юридический и фактический плательщики не совпадают. В Беларуси основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Налогообложение в Республике Беларусь регулируется законами о налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, о государственной налоговой инспекции, пакетом законов о конкретных налогах, декретами и указами Президента в связи с введением новых налогов и сборов, а также предоставлением налоговых льгот.

С позиций права государственный кредит представляет собой урегулированные правовыми нормами отношения по поводу привлечения денежных средств предприятий и населения для финансирования государственных расходов, не покрываемых налоговыми поступлениями.

Государственный кредит выступает в трех видах:

· займов Правительства у Национального банка;

· государственных ценных бумаг;

Размер заимствования Правительства у Национального банка регулируется законом о бюджете на новый финансовый год. Выпуск ГКО и ГДО регулируется постановлениями Совета Министров. Привлечение иностранных источников регулируется законодательством о внешнем государственном долге, соглашениями с правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Государственный кредит имеет ряд существенных отличий от банковского кредита. Если в отношениях по банковскому кредиту кредитор и заемщик – равные стороны, то в отношениях по государственному кредиту такого равенства нет. Несмотря на то, что государство является заемщиком, оно всегда имеет верховенство над кредитором. Государство устанавливает условия займов, оставляет за собой право вносить в них изменения, не согласовывая свои действия с кредитором. Кредиторы не могут принудить государство к выполнению своих обязательств, и лишены возможности прибегнуть к административному или судебному порядку защиты своих прав и законных интересов.

Обращение государства к заимствованию на внутреннем финансовом рынке приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами, оформленная срочными долговыми обязательствами.

В том случае, если заимствование осуществляется на внешних финансовых рынках, образуется внешний государственный долг, под которым понимается совокупность финансовых обязательств Правительства иностранным кредиторам по займам, предоставленным ему либо под его гарантии, подлежащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях.

Внутренний и внешний государственный долг в Республике Беларусь регулируется одноименными законами, принятыми соответственно в1993 г. и 1998 г.

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 724 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налог как основной источник доходов бюджета (стр. 1 из 6)

высшего профессионального образования

при Правительстве Москвы

по курсу «Финансы»

НАЛОГ — ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

студентка 2 года обучения

к.э.н., доцент Л.П. Киченко

Отметка о зачете ___________

1. Налоги как основной источник доходов бюджета……………………………. 5

1.1 История возникновения налогов и их значение в доходах государства…………..5

1.2 Структура налоговых доходов государства……………………………. 8

1.3 Динамика налоговых доходов………………………………………………. 12

2. Налоговая система в период мирового кризиса…. ………………………………..17

2.1 Влияние финансового кризиса на налоговую политику………………..…. 17

2.2.Регулирование налоговой политики в период кризиса…………….……………. 20

2.3 Антикризисные меры стимулирования налоговой политики…………………….22

Список использованной литературы…………………………………………………. 28

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений.

Актуальность выбранной темы состоит также и в том, что в условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

Читайте так же:  Форма квитанции на оплату налога

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

· проанализировать и дать понятие и значение бюджета как финансовой основы государства, правовые основы формирования его доходов;

· выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;

· анализ структуры и динамики налоговых доходов;

· анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки), ее влияние на структуру прогнозируемых доходов бюджетной системы;

· определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы в условиях мирового кризиса.

Наряду с общенаучными методами познания, такими как абстрагирование, диалектический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция, являются также и частнонаучные методы: системный подход, формально-юридический, социологический, логический, исторический, технико-юридический методы, метод сравнительного правоведения. Использование данных методов позволило всесторонне и глубоко исследовать правовую природу налоговых органов и определить их роль в формировании доходной части бюджетов.

В ходе изучения проблематики, связанной с темой исследования и при написании работы была использована научная и учебная литература по финансовому, бюджетному, налоговому, государственному праву, теории государства и права, общей теории систем, экономической теории, финансам и государственному управлению.

1. Налоги как основной источник доходов бюджета

Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества.

Налогообложение, являясь элементом экономической структуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Невозможно точно определить, когда появились первые налоги, так же, как и нельзя точно определить, когда появилось первое государство. Во многих источниках права Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых с населения того или иного государства для содержания органов государственной власти.

Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, директором СНК от 14 августа 1918г. был введен чрезвычайный революционный единовременный налог, которым облагалась городская буржуазия и кулачество.[1]

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920г. в СССР сложилась громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.

В годы Великой Отечественной Войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13%.

В этот период (в конце 1941г.) был также введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям. Хотя этот налог вводился как временный, он просуществовал длительный период и был отменен в 1980-е гг.[2]

К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений из народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета.

14 июля 1990г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Но августовские события 1991г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

С введения части I Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. С 1 января 2001г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение по отдельности. Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое:

· натуральная форма оплаты;

· денежная форма оплаты налогов.

Налоги — важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

Источники


  1. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  2. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  3. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  4. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  5. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
Налог основной источник доходов государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here