Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги

Самое важное на тему: "Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Содержание

Вопрос: В соответствии со ст. 14 Закона «О плате за землю» органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления. Могут ли органы местного самоуправления предоставлять льготы по земельному налогу отдельным гражданам в 2000 г.? («Финансовая газета. Региональный выпуск», N 39, сентябрь 2000 г.)

В соответствии со ст. 14 Закона «О плате за землю» органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления. Могут ли органы местного самоуправления предоставлять льготы по земельному налогу отдельным гражданам в 2000 г.?

Статьей 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 9.07.99 г. N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации») установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Согласно п. 5 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Таким образом, со дня вступления в силу Федерального закона N 154-ФЗ индивидуальные налоговые льготы по уплате земельного налога представительными органами местного самоуправления не должны устанавливаться.

Кроме того, ст. 2 этого Закона предусмотрено, что индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 г. до дня вступления в силу данного Федерального закона, действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого они могут применяться, то указанные льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 г.

Р. Габбасов, Н. Голубева,

советники налоговой службы I ранга

27 сентября 2000 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета «Финансовая газета. Региональный выпуск»

Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника «Финансовая газета»

Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Вопрос: Вправе ли органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливать налоговые льготы по федеральным налогам и сборам в части, подлежащей зачислению в областной бюджет? (ответ ДНП Минфина РФ)

Вправе ли органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливать налоговые льготы по федеральным налогам и сборам в части, подлежащей зачислению в областной бюджет?

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 26 апреля 2000 г. N 04-02-04/1

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом (до введения в действие части второй Кодекса федеральные налоги устанавливаются федеральными законами о конкретных налогах, действующими в части, не противоречащей части первой Кодекса). Согласно пункту 6 указанной статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (пункт 2 статьи 17 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено соответствующее пункту 5 статьи 3 указанного Кодекса правило о признании налогов и сборов, устанавливаемых Кодексом, федеральными и обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что статьи 12, 13, 14 и 15 части первой Кодекса вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Кроме того, в пунктах 2 и 3 статьи 12 Кодекса конкретизированы правила относительно полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению соответственно региональных и местных налогов и сборов. Так, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации при установлении регионального налога определяются налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, а также могут предусматриваться налоговые льготы по этому региональному налогу и основания для их использования налогоплательщиком. Иные элементы налогообложения должны устанавливаться Кодексом.

Читайте так же:  Кто выходит на пенсию в 45 лет

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 1999 года не вправе устанавливать элементы налогообложения и сборов, в том числе ставки и налоговые льготы, по федеральным налогам и сборам.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утратившим силу согласно статье 2 этого Федерального закона, действуют в части не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на прибыль и налог на пользователей автомобильных дорог отнесен к федеральным налогам.

[3]

В силу части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 71) федеральные налоги и сборы являются предметом ведения Российской Федерации, а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации — предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72).

Некоторые субъекты Российской Федерации не привели свое законодательство, действующее до 1999 года, в соответствие с частью первой Кодекса, а в 1999 году устанавливали новые льготы по федеральным налогам и сборам. В силу пункта 3 статьи 6 части первой Кодекса законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие дополнительные льготы по федеральным налогам и сборам, могут быть признаны не соответствующими Кодексу и не подлежащими применению в судебном порядке.

Органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, принявшие такие акты, а также соответствующие вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить акт, не соответствующий Кодексу, или внести в него необходимые изменения.

Одновременно сообщается, что Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлена льгота, в соответствии с которой не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн. рублей, при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производством производство, организованное на базе произведенных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 августа 2011 г. N 03-05-04-02/88 Об освобождении органа местного самоуправления муниципального образования от уплаты земельного налога за земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования

Вопрос: Просим дать разъяснение или высказать мнение Министерства финансов Российской Федерации по следующему вопросу:

Обязан ли орган местного самоуправления муниципального образования производить уплату земельного налога за земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Понятия «организации» и «физические лица» для целей актов законодательства о налогах и сборах определены пунктом 2 статьи 11 Кодекса.

Так, организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, а физические лица — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В силу положений пункта 2 статьи 11 Кодекса муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, указанные публично-правовые образования не могут быть признаны налогоплательщиком земельного налога.

Таким образом, если земельные участки находятся в собственности муниципального образования, то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами, либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин
Читайте так же:  Какой процент снимают за алименты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 августа 2011 г. N 03-05-04-02/88

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Земельный налог уплачивается организациями и физлицами, в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении которых находятся участки, признаваемые объектом обложения.

Муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организаций или физлиц. Следовательно, эти публично-правовые образования не признаются плательщиками земельного налога.

В отношении участков, находящихся в собственности муниципального образования, плательщик земельного налога отсутствует, пока они не переданы организациям или физлицам в собственность либо в постоянное (бессрочное) пользование.

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

Бухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации из бухгалтерских изданий 2006

Вопросы бухгалтеров — ответы специалистов по финансам 2006

Публикации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы бухгалтеров — Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопрос: Ряд налогов, частично или полностью подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, установлен федеральными законами, которыми предусмотрено право органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлять дополнительные налоговые льготы в пределах средств, зачисляемых в соответствующие бюджеты. Могут ли в н.в. эти органы предоставлять такие льготы.

Вопрос: Ряд налогов и сборов, частично или полностью подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, установлен федеральными законами, которыми предусмотрено право органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлять дополнительные налоговые льготы. Согласно ст.7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса. Имеют ли право в настоящее время органы государственной власти субъекта Федерации и органы местного самоуправления предоставлять дополнительные льготы по налогам, установленным федеральными законами, в пределах средств, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 февраля 2000 г. N 01-ММ-8/04

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев Ваше письмо по вопросу о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предоставлять льготы по налогам в пределах средств, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, сообщает следующее.

В соответствии с п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) федеральные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются Кодексом. Согласно п.6 указанной статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. В п.1 ст.17 Кодекса предусмотрены элементы налогообложения, в т.ч. налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, после установления которых и определения налогоплательщиков налог считается установленным. Налоги должны быть установлены (все элементы налогообложения должны быть определены) в порядке, предусмотренном Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налог, установленный в ином порядке, чем это определено Кодексом (п.5 ст.3 Кодекса). В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п.2 ст.17 Кодекса).

В ст.56 Кодекса определено понятие «льгота по налогам», предусмотрено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера, а также предусмотрено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Представляется целесообразным отметить зафиксированные в части первой Кодекса следующие принципы, существенные для рассматриваемого в настоящем письме вопроса:

1) федеральные налоги устанавливаются и изменяются Кодексом (п.5 ст.3).

Региональные налоги устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.

[1]

Местные налоги устанавливаются и изменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

2) федеральными налогами признаются налоги, устанавливаемые Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п.2 ст.12);

3) все элементы налогообложения по федеральным налогам, в т.ч. налоговая база, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, устанавливаются (изменяются) Кодексом (п.п.5 и 6 ст.3, п.2 ст.12, п.1 ст.17, п.4 ст.58);

4) в случаях, предусмотренных Кодексом, только Правительство Российской Федерации может быть наделено полномочиями по установлению ставок федеральных налогов в порядке и пределах, определенных Кодексом (п.1 ст.53);

5) налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот в порядке, предусмотренном Кодексом (ст.52 Кодекса);

6) налоговая льгота (используемая, например, при исчислении налоговой базы и налога) признается элементом налогообложения, установление которого не является обязательным для признания налога установленным (п.2 ст.17);

7) если налоговая льгота устанавливается, то она устанавливается при установлении налога (п.2 ст.17).

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации не делегированы полномочия по установлению льгот по федеральным и местным налогам.

Органам местного самоуправления не делегированы полномочия по установлению льгот по федеральным и региональным налогам;

8) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации при установлении регионального налога могут предусматривать налоговые льготы по этому региональному налогу и основания для их использования налогоплательщиком (п.3 ст.12);

9) представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п.4 ст.12).

Читайте так же:  Система налогов и других обязательных платежей

До введения в действие части второй Кодекса ссылки в статьях его части первой, например в ст.ст.3 и 53, на Кодекс приравниваются в соответствии со ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ к ссылкам на отдельные законы, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов (в части федеральных налогов — на соответствующие федеральные законы). Согласно ст.7 указанного Федерального закона федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

В силу ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Согласно Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы являются предметом ведения Российской Федерации (п.»з» ст.71), а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации — предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп.»и» п.1 ст.72).

В отношении вопроса об иерархии федеральных законов Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 1999 г. N 182-О сформулировал правовую позицию, согласно которой ни один федеральный закон в силу ст.76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Статьей 76 Конституции Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Учитывая изложенное, полагаем, что положения федеральных законов, вступивших в силу до 1 января 1999 г. и устанавливающих порядок уплаты конкретных федеральных налогов, в которых полномочия по установлению дополнительных льгот и ставок по федеральным налогам переданы субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, с 1 января 1999 г. не действуют в силу ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ. В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 1999 г. не вправе устанавливать элементы налогообложения, в т.ч. ставки по федеральным налогам, а также льготы по федеральным налогам.

Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу (например, принятого после 1 января 1999 г. федерального закона, который не соответствует Кодексу) и не подлежащим применению осуществляется в судебном порядке (п.3 ст.6 Кодекса). Органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, принявшие такие акты, а также соответствующие вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить акт, не соответствующий Кодексу, или внести в него необходимые изменения. До признания указанных актов не подлежащими применению либо их изменения, по нашему мнению, налогоплательщики вправе использовать установленные законодательными актами о налогах и сборах налоговые льготы.

Налог на имущество органов местного самоуправления

Финансовая газета», 2005, N 23 Вопрос: Обязаны ли органы местного самоуправления уплачивать налог на имущество организаций в отношении имущества, находящегося на балансе органов местного самоуправления? Ответ: В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Мсу в гражданско-правовых отношениях

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей.

Налоги муниципального образования

Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) определено, что под бюджетным учреждением подразумевается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.Ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальным учреждением не связано с выполнением муниципальным образованием в лице муниципального учреждения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.В соответствии с гл.

Местные налоги

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.При этом государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество) на основании п. 2 ст. 2 Закона N 178-ФЗ.В соответствии с п. 4 ст.

Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам

Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами. Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.
Читайте так же:  Куда отнести пени по налогам

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие государства, субъектов РФ и муниципальных образований в российских организациях не приравнивается к взаимозависимости.

НК РФ организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде сдачи имущества в аренду, получают от этой деятельности внереализационные доходы в виде арендных платежей.Средства от реализации земли, приватизации и аренды муниципального имущества, полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, от коммерческой деятельности не отвечают понятиям целевого финансирования и целевых поступлений и, соответственно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. При этом такие доходы при определении налоговой базы могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст.

Налог на имущество органов местного самоуправления

Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.При этом бюджетные учреждения, как это предусмотрено ст. 321.1 НК РФ, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, — доходов от коммерческой деятельности, которыми признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл.
Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;

  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств.

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям 214 и 215 ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи 374 и 375 НК РФ).

Не стоит забывать и утвержденный список налоговых льготников.

Налог на имущество органов местного самоуправления в 2017 году

Главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), вступившей в действие с 1 января 2004 г., в отношении имущества органов местного самоуправления налоговых льгот и исключений из объекта налогообложения не предусматривается. В связи с этим органы местного самоуправления, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, являются налогоплательщиками налога на имущество организаций. Вместе с тем, пунктом 2 статьи 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога на имущество организаций, законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

[2]

Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06. 10.2003 №131-ФЗ, ст. 10

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Конституция РФ, с. 132

В области налогообложения органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для органов местного самоуправления муниципальных районов ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06. 10.2003 №131-ФЗ, ст. 15.

Поскольку местные налоги могут устанавливаться, изменяться, отменяться либо вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальной власти, то, устанавливая местные налоги, представительные органы местного самоуправления должны определять в нормативных правовых актах все существенные элементы налогообложения. Также представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Тем не менее, Налоговый кодекс РФ в пункте 4 статьи 12 вместо предоставления конституционного права «самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы» фактически наделил органы муниципальной власти правом «устанавливать налоговые ставки», то есть правом уменьшать местные налоги и сборы, устанавливая налоговые ставки, не превышающие предельные. Это касается земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Однако права органов местного самоуправления имеют и самостоятельный характер. Муниципальные органы, осуществляя принадлежащие им права в области налогообложения, не только устанавливают, но и вводят в действие конкретные виды местных налогов, определяя в своем Постановлении или Решении точную дату, начиная с которой указанные налоги считаются установленными и могут взиматься на территории соответствующего муниципального образования.

Также представительный орган муниципальной власти вправе вводить в действие не все платежи, предусмотренные исчерпывающим перечнем местных налогов и сборов. Из содержания пункта 4 статьи 12 и статьи 17 Налогового кодекса РФ следует, что представительный орган местного самоуправления имеет право по своему усмотрению устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, но не обязан это делать во всех случаях.

Читайте так же:  Алименты по исполнительному листу что делать бухгалтеру

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют формирование и исполнение местного бюджета в соответствии с Уставом муниципального образования. При этом органами государственной власти гарантируются такие права, как право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов и право самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов.

Однако помимо прав органы местного самоуправления исполняют ряд обязанностей. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.

Решением Тверской городской Думы от 14.01.2000 №2 «О положении о бюджетном процессе в городе Твери» установлены полномочия органов местного самоуправления г. Твери. Органы местного самоуправления города Твери принимают нормативно — правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции, предусмотренной также Уставом города Твери. Нормативно-правовые и иные акты органов местного самоуправления города Твери, касающиеся вопросов исполнения бюджета города на определенный финансовый год, должны соответствовать решению Тверской городской Думы о бюджете города на этот год.

Таким образом, полномочный субъект правоотношений в системе местного самоуправления — это не только уполномоченный, располагающий определенным правом субъект, но и обязанный к совершению определенных властных действий. Реализация прав органов местного самоуправления в области налогообложения представляет собой форму осуществления ими на практике предоставленных законодательством возможностей по установлению и взиманию местных налогов и сборов, проявляющуюся в области нормотворческой деятельности. Реализуя принадлежащие им права и исполняя возложенные на них обязанности в налоговой сфере, органы местного самоуправления участвуют в процессе формирования единой государственной налоговой политики на муниципальном уровне. Козлова Е.И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник — М.: Омега-Л, 2001. — с. 456

Полномочия органов местного самоуправления в части предоставления льготы по налогам

«Налоговые известия Московского региона», N 2, 2004

В соответствии с Конституцией Российской Федерации формирование бюджетов субъектов РФ не относится к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Согласно ст.73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Статьей 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ст.44 данного Закона решения органа местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления на подведомственной территории на основании ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»» с 2001 г. отменен ряд местных налогов и сборов, входящих в ст.21 вышеназванного Закона, кроме целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели, а также налога на рекламу.

На основании ст.14 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Частью 2 ст.5 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями) установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. Из изложенного следует, что местные органы власти вправе принимать решения по предоставлению льготы по налогу на имущество, по целевому сбору на благоустройство территорий и другие цели, а также по налогу на землю в части зачисления в местный бюджет и налогу на рекламу данной категории плательщиков и что данное право не противоречит действующему налоговому законодательству, поскольку не затрагивает налоговых платежей в федеральный бюджет.

Источники


  1. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.

  2. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  3. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  5. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here