Косвенные налоги в доходах бюджета

Самое важное на тему: "Косвенные налоги в доходах бюджета" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Косвенные налоги в доходах бюджета

Налоговая система, являясь важнейшей частью финансовой и экономической системы государства, представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [7].

Основную роль в российской системе фискальных платежей играют косвенные налоги.

Косвенными налогами облагаются товары и услуги, которые взимаются через цену товара, и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций и связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно.

НДС относится к числу косвенных налогов. Впервые НДС был теоретически обоснован и начал внедряться в практику налогообложения в середине 1950-х гг. во Франции. Многолетний опыт использования показал, что НДС является эффективным фискальным инструментом гармонизации и интеграции налоговых систем разных стран. Так, в настоящее время для вхождения страны в Европейский Союз необходимо присутствие в налоговой системе НДС.

В мировой практике в конце 20 века наметилась тенденция расширения использования НДС по отдельным странам [9]. Достаточно отметить, что из 24 стран участников организации экономического сотрудничества и развития не используют этот налог только 4 страны: США, Канада, Австралия, Швейцария.

Хотелось бы отметить, что в России до 1992 г. применялся налог с оборота, суть которого заключалась в привлечении более чем 80 % разницы между фиксированными государственными розничными и оптовыми ценами.

Развитие рыночных отношений в России привело к необходимости реорганизации исчисления и взимания налога с оборота, что предопределило установление в России с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, который должен был предотвратить необоснованное завышение цен. Этот налог практически заменил ранее действовавший налог с оборота и с продаж, не только заменил, но и заметно превзошёл, как инструмент формирования доходов бюджета, так и регулирования экономики (в особенности ценообразования) [8].

В России ставка НДС составляла 28 %. Нарекание вызывали высокие ставки налога. По этой причине предполагалось уже в 1994 г. снизить ставку налога до 14 %, но это бы означало резкое сокращение средств, поступающих в бюджет, что потребовало бы либо уменьшения бюджетных расходов, ухудшив положение малоимущих слоев населения, либо инфляционного финансирования расходов, а в этом случае обострилась бы ситуация, характерная для первой половины 1990-х гг. С 1.01.2001 г. порядок исчисления и уплаты НДС регулируется положениями главы 21 части второй Налогового кодекса РФ. Развитие этого налога в России шло по линии унификации методики его исчисления. Ведущая роль НДС в формировании налоговых доходов бюджета прослеживается с самого начала ввода его в действие. С 01.01.2004 г. основная ставка налога была снижена до 18 %.

Налог на добавленную стоимость – федеральный налог, который взимается на всей территории Российской Федерации. Он является обязательным для уплаты всеми участниками рынка, за исключением льготников и освобождающихся, выделенных в особые группы.

Основным преимуществом этого налога по сравнению с другими является то, что налогом на добавленную стоимость облагается доход, который идет на конечное потребление, который впоследствии идет на инвестиции сбережений, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы.

Этот налог приводит к увеличению государственных доходов от доходов, предназначенных для потребления, поскольку у них есть база налогообложения, более широкая, чем у других налогов. В отличие от других налогов государство получает часть дохода на каждом этапе производственного цикла. Таким образом, доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей [6].

Однако, несмотря на все положительные качества НДС, возникают и споры с налоговыми органами, которые происходят в основном по вопросам исчисления НДС, оформления первичных документов (возврата, зачета) НДС, применение налоговых вычетов по НДС, добросовестности контрагентов в цепочке плательщиков НДС.

Опыт зарубежных стран показывает, что косвенные налоги имеют различное место в доходах бюджета. К примеру, для Франции основным источником доходов бюджета является НДС, который действует начиная с 1954 г. В практике применения НДС во Франции можно выделить такие положительные черты, как льготы по НДС, согласно которым от уплаты НДС освобождаются: малые предприятия; все операции, связанные с экспортом; банковская и финансовая деятельность; услуги частных врачей и преподавателей и т.д.

НДС в Бельгии также играет важную роль в формировании доходов бюджета. Здесь действуют стандартная (21 %) и пониженные (12 % – строительство жилых домов и 7 % – на сельскохозяйственное сырье, медикаменты, книги и т.д.) ставки НДС.

[2]

Самый низкий показатель ставки по НДС в Европе – в Швейцарии, где фиксированная ставка по НДС составляет 8 % от товарооборота, также здесь действуют сниженные ставки в размере 3,5 % – в сфере гостиничных услуг и 2,5 % – на товары первой необходимости.

Таким образом, позитивные факторы применения НДС в зарубежных странах можно учесть для совершенствования механизма эффективной налоговой системы в России.

Для того чтобы определить место и экономическую роль НДС, необходимо провести анализ динамики и структуры всех налоговых платежей по данным налоговых органов.

Анализ данных по Российской Федерации с 2014 по 2016 г. в части налоговых и неналоговых доходов, администрируемых налоговыми органами (таблица), показывает, что доля налоговых доходов в общей структуре доходов значительная и стабильная (99,4 %).

Удельный вес неналоговых доходов, администрируемых налоговыми органами, не превышает 0,6 %. Удельный вес НДС на ввозимые товары колеблется от 1,12 до 1,30 %, доля НДС – от 20,75 до 22,94 % [4].

Рассмотрев данные о налоговых и неналоговых доходах за последние три года, можно сделать вывод об увеличении налоговых поступлений.

За 2016 г. общий объем налоговых доходов составил 12 170 млн руб., что на 22,66 % больше налоговых поступлений 2015 г.

Проведённый анализ поступлений по видам налогов показал увеличение поступлений по всем видам налогов в 2016 г. и составил 12 170 млн руб. поступлений в консолидированный бюджет России. Это на 22,2 % (2 249 млн руб.) больше, чем в 2015 г. (рисунок).

Сборы НДС выросли и составили 2540,2 млн руб., что на 11,5 % выше, чем в 2015 г.

Положительная динамика собираемости НДС, прежде всего, связана с запуском новой программы федерального ЦОДа АСК «НДС-2», благодаря которому выявляются все случаи уклонения от уплаты данного налога и попытки мошенничества при его уплате.

Динамика бюджетообразующих налогов РФ в 2014–2016 гг. [11]

Читайте так же:  Размер пенсии по уходу за инвалидом детства

Структура поступлений по налоговым платежам, администрируемых налоговыми органами РФ за 2014–2016 гг., (млн руб.)

1. Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т.е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Главную часть косвенных налогов составляют налоги с потребления разных предметов.

1) Оно может практиковаться в виде акцизов, т. е. налогов на предметы внутреннего производства. При этом может быть облагаемо производство известных предметов, или торговля ими, или, наконец, самое их потребление.

2) В виде таможенных пошлин, т. е. налога на товары, перевозимые через границу государства.

3) Государство может облагать предметы потребление посредством удержание за собою права монопольного производства, монополия торговли или ввоза известных предметов из-за границы.

Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета — Часть 1

В зависимости От метода взимания Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые Налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные Налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

1. Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т.е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Читайте так же:  Учет налоговых платежей в бюджет

Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Главную часть косвенных налогов составляют налоги с потребления разных предметов.

1) Оно может практиковаться в виде акцизов, т. е. налогов на предметы внутреннего производства. При этом может быть облагаемо производство известных предметов, или торговля ими, или, наконец, самое их потребление.

2) В виде таможенных пошлин, т. е. налога на товары, перевозимые через границу государства.

3) Государство может облагать предметы потребление посредством удержание за собою права монопольного производства, монополия торговли или ввоза известных предметов из-за границы.

Прямые налоги (стр. 6 из 14)

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Главой 31 НК РФ определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый и отчетный период, налоговую ставку, льготы и порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.

Налог на имущество физических лиц установлен Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1, который введен в действие с 1 января 1992 года.

Данный закон определяет плательщиков налогов, объекты налогообложения, ставки налог, льготы по налогам и порядок исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, основными нормативно-правовыми актами регулирующими прямое налогообложения являются Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень налоговых доходов и нормативы их зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также определяет федеральные, региональные и местные налоги.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую база, налоговый период, ставки, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты налога.

2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджеты всех уровней

[1]

2.1 Состав и структура прямых налогов в доходах федерального бюджета

Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется удельным весом следующих показателей:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов (прямых или косвенных) в общей сумме налоговых доходов бюджета;

— конкретных налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущества и другие) в общей сумме налоговых доходов бюджета и пр.

Для определения роли и места прямых налогов в доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.1.1., составленной на основе федеральных законов о исполнении федерального бюджета на соответствующий год.

Таблица 2.1.1 Укрупненная структура доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009г.г. в млн.руб.

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год
Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, %
Доходы федерального бюджета всего 7781119,79 100,00 9 275 931,31 100,00 7 336 772,96 100,00
Налоговые доходы 4629796,82 59,50 5 231 785,21 56,40 3 895 641,85 53,10
Неналоговые доходы 2919696,27 37,52 4042792,72 43,58 3433556,65 46,80
Безвозмездные поступления 231144,70 2,97 1335,85 0,01 6206,10 0,08
Целевые отчисления от гос и мун лотерей 482,00 0,01 17,53 0,00 1368,36 0,02

По данным таблицы мы видим, что за рассматриваемый период удельный вес налоговых доходов превышал удельный вес неналоговых доходов. Однако, в 2009 году наблюдается резкое снижение налоговых доходов в абсолютной величине с 5 231 785,21 млн. руб. в 2008 году до 3 895 641,85 млн. руб. в 2009 году, что связано с последствиями финансово-экономического кризиса.

Динамику роста доходной части федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг. представим на рисунке 2.1.1.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рис. 2.1.1. Динамика роста налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.

Динамика изменения поступлений доходов федерального бюджета за 2007-2009 года показывает, что наибольшее поступление налоговых и неналоговых доходов в абсолютной величине приходится на 2008 год. В связи с финансово-экономическим кризисом мы видим, что в 2009 году наблюдается уменьшение как налоговых, так и неналоговых доходов.

Более подробно остановимся на изучении поступлений прямых и косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации. В таблице 2.1.2 представлена укрупненная структура поступлений прямых и косвенных налогов в доходы федерального бюджета за 2007-2009 года.

Таблица 2.1.2 Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн.руб.

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год
Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, %
Всего налоговые доходы, в т.ч. 4629796,82 100,00 5231785,21 100,00 3895641,85 100,00
Прямые налоги 2233284,57 48,24 2939090,99 56,18 1744136,96 44,77
Косвенные налоги 2396512,25 51,76 2292694,22 43,82 2151504,89 55,23

Из таблицы 2.1.2 видно, что структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007 и 2009 гг. характеризуется незначительным преобладанием косвенных налогов, а в 2008 году преобладанием прямых налогов. Мы видим, что в 2009 г. значительно уменьшаются всего налоговые доходы, это связано с уменьшением поступлений от прямых налогов, которые снизились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1 194 954,03 млн.руб. Это связано с последствиями финансово-экономического кризиса. Несмотря на то, что доля косвенных налогов увеличилась в 2009 г., однако в абсолютном выражении поступления по косвенным налогам остались примерно на таком же уровне.

Читайте так же:  Какой доход берется для субсидии

Доля прямых и косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг. представлена на рисунке 2.1.2.

Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом РФ и представленным в приложении 2. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налоги, сборы и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог и государственная пошлина.

Рис. 2.1.2. Структура прямых и косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг.

Детально остановимся на составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ от прямых налогов за 2006-2008 гг. и представим данные в виде таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3 Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн.руб.

Наименование доходов 2007 год 2008 год 2009 год
Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, %
Всего налоговых доходов, в т.ч. 4629796,82 100,00 5231785,21 100,00 3895641,85 100,00
Прямые налоги, в т. ч. 2233284,57 48,24 2939090,99 56,18 1744136,96 44,77
Налог на прибыль, доходы 641320,60 13,85 761128,76 14,55 195419,82 5,02
Единый социальный налог 404980,50 8,75 506767,60 9,69 509774,74 13,09
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1157362,18 25,00 1637515,10 31,30 1006261,32 25,83
Государственная пошлина 29621,29 0,64 33679,53 0,64 32681,08 0,84
Косвенные налоги, т.ч. 2396512,25 51,76 2292694,22 43,82 2151504,89 55,23
НДС 2261477,08 48,85 2132202,96 40,75 2049963,22 52,62
Акцизы 135035,17 2,92 160491,26 3,07 101541,67 2,61

Структуру налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2009 г. наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.1.3.

Рис. 2.1.3. Структура налоговых доходов федерального бюджета за 2009 год

Рисунок показывает, что наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость, который составляет 52,6 процентов, далее следуют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 25,8 процентов, единый социальный налог – 13,1 налог на прибыль – 5 процентов, процентов, акцизы – 2,6 процента, государственная пошлина – 0,8 процент.

Рассмотрим более подробно динамику поступлений от некоторых прямых налогов, занимающих основной удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета.

Динамика поступлений наиболее значимых прямых налогов в федеральный бюджет за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.1.4.

Рис. 2.1.4 Динамика поступления наиболее значимых прямых налогов федеральный бюджет за 2007-2009 гг.

На рисунке видно, что в 2009 году значительно снижаются поступления по налогу на прибыль и налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами, однако поступления от единого социального налога остаются примерно на том же уровне. На протяжении всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимают поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, особенно в 2008 г. поступления от данного налога значительно возросли и составили в абсолютной величине 1637515,10 млн.руб. Данные изменения вызваны, главным образом, увеличением объема доходов по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и углеводородного сырья. Это, в свою очередь, может быть вызвано благоприятной конъюнктурой мировых цен на данные виды продукции.

Косвенные налоги в доходах бюджета

НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

[3]

Зобкова Анастасия Владимировна

Коростелева Ксения Михайловна

студенты 3 курса, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

Докальская Вера Калиновна

научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов, ведь их возникновение обусловлено становлением государственности. На сегодняшний момент государственное устройство неразрывно связано с налоговой системой, поэтому его изменение коренным образом влияет на систему. Общеизвестно, что еще ни одно государство в мире не смогло обойтись без налогов, которые необходимы для выполнения функций — удовлетворения коллективных потребностей, обусловленных необходимостью определенной суммы денежных средств, которая может быть собрана посредствам налогов.

Бюджеты многих стран в основном формируются за счет поступлений, полученных от взимания налогов. На протяжении последних столетий менялась роль тех или иных налогов в формировании бюджетов. Одним из основных источников налоговых доходов государственных бюджетов стран в настоящее время стал подоходный налог с населения. Посредством этого налога государства перераспределяют до 45 % ресурсов государственного бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80—90 % [3].

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц [1]. Налоговые системы стран базируются на соответствующем законодательстве, устанавливающем определенные методы построения и взимания налогов, а также конкретные элементы налогов.

Так, неотъемлемой частью экономики любой станы мира являются налоги, играющие решающую роль в процессе перераспределения ВВП и НД, вне зависимости от политического устройства государства. У каждой налоговой системы есть свои особенности, обус­ловленные характером ее развития, состоянием экономики страны, националь­ными традициями, общественной психологией, но в основном она на организационной основе, которая позволяет ей функционировать с наименьшими издержками как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

Представим сравнительную характеристику налогов поступающих в бюджет России и в страны: США, Франция, Казахстан. Они были выбраны по принципу схожего государственного устройства — Федеративная республика, противоположному — Унитарная республика, и страна, входящая в СНГ, соответственно.

Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. К налоговым доходам относятся: налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины, сборы.

Федеральный бюджет РФ более чем на 90 % формируется за счет налогов. Основными налогами, перечисляемыми в бюджет страны, являются: НДС, который составляет примерно 45 % всех налоговых поступлений в бюджет государства и акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, каждый из которых составляет примерно по 15 % [3].

Коллегия налоговой службы подвела итоги работы в 2013 году, по которым в консолидированный бюджет РФ в минувшем году поступило 11,3 триллиона рублей, что на 3,4 % больше, чем в 2012 году. Прирост зафиксирован, несмотря на заметное ухудшение макроэкономических показателей: рост ВВП в 2013 году замедлился с 3,4 % до 1,3 %, промышленности — с 2,6 % до 0,3 %, а сальдированный финансовый результат компаний снизился на 15,6 % на фоне роста убытков в 1,6 раза. Все эти факторы в итоге сократили сборы двух из четырех бюджетообразующих налогов — это налог на прибыль и НДС. А компенсировать данный недобор удалось за счет роста двух других налогов — НДФЛ, которого собрано на 10,5 % больше, чем годом ранее и НДПИ — на 4,7 % больше, чем в 2012 году. Кроме того, сборы акцизов в 2013 году выросли на 22 %, имущественных налогов — на 15 % [6].

Читайте так же:  Задолженность по налогу на прибыль в балансе

В США главным источником финансовых поступлений в федеральный бюджет страны являются налоги, взимаемые с экономически активного населения, одновременно представляющие собой важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих уровням власти:

· верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

· среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

· нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного само управления, поступающие в местные бюджеты [4, с. 88—91].

К числу основных налогов США относят: налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами и корпорациями; налог на социальное обеспечение (взнос); налог на имущество юридических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, которые взимаются только на уровне штатов и местных органов власти; акцизы. Также в США отсутствует налог на добавленную стоимость, являющийся одним из ведущих у большинства стран Европы.

Большую часть поступлений в федеральный бюджет составляет налог на доходы физических лиц или подоходный налог, плательщиками которого являются резидентов и нерезиденты США. Ставка данного налога увеличивается пропорционально росту дохода в диапазоне от 10 % и почти до 40 % [7, с. 35].

Плательщиками корпорационного налога в США являются местные организации, созданные по закону страны, а также иностранные организации и иные юридические лица. Максимальным значением, по которому взимается данный налог, является 35 %. Анализ данного налога в динамике и в сравнении с другими немало важными налогами страны можно проследить на графике [8].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что налоговая система США не ориентирована на формирование бездефицитного бюджета, так налоги страны являются одними из самых низких среди индустриально развитых стран, ведь их доля составляет 28 % ВВП, тогда как в среднем в других государствах этот показатель достигает 38 % [7, с. 35].

Рисунок 1. Доля корпоративного налога США с 1934 года по 2012 год [8]

Французская налоговая система состоит из совокупности своеобразных налогов и сборов, а также обладает стабильным перечнем взимаемых налогов и сборов, и их применения. Ставки налогов во Франции пересматриваются ежегодно, учитывая экономическую ситуацию и направления экономико-социальной политики государства.

Денежные средства, получаемые от налогов, являются главным источником формирующим доходы бюджета страны. Они обеспечи­вают более 90% его доходной части. В налоговой системе Франции преобладают косвенные налоги, а 50 % от косвенных налогов составляют НДС.

Французская фискальная политика построена с учетом строгого деления системы сборов, идущих в центральный бюджет и местные платежи, составляющие 30 % от общего налогового бремени страны. В последнее время правительство Франции с целью сокращения дефицита бюджета страны проводит политику отмены налоговых льгот для крупных предприятий и повышения нагрузки для юридических лиц и состоятельных французов [7, с. 36].

Значительную долю бюджета Казахстана в 2012 году составил корпоративный подоходный налог, составивший 37,5 %, и НДС, на долю которого пришлось 30,3 % [7, с. 36]. Налогооблагаемый доход по корпоративному подоходному налогу страны, ставка по которому в 2013 году составляет 20 %, а к 2014 году планируется ее снижение до 15 %, представляет собой разницу между совокупным годовым доходом и расходами налогоплательщика, разрешенными к вычету [5].

Данный налог в Казахстане подлежит уплате с учетом прогрессивной шкалы ставок от 5 % до 20 %, применяемой к зависимости от размера полученного годового дохода. Однако данная шкала ставок не применяется в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей, облагаемых по ставке 15 %. При этом в Казахстане отсутствует всеобщее декларирование доходов физических лиц.

Также значительную роль в формировании доходной части бюджета страны играет налог на добавленную стоимость, ставка которого на сегодняшний момент составляет 12 %.

Ориентируясь на получение максимальных денежных поступлений в государственный бюджет, с одновременным созданием благоприятных условий для работы инвесторов и их восприятия Казахстана как государства со стабильным фискальным режимом, особое внимание уделяется налогообложению недропользователей. В настоящее время значительную часть поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет обеспечивают крупные налогоплательщики, такие как нефтяные предприятия, предприятия горнорудного сектора, обрабатывающей промышленности и другие недропользователи [4, с. 273—276].

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что в большинстве стран мира большую часть доходов бюджета страны формирует поступления от налогов и сборов.

Структура доходной части бюджетов стран за 2012 год

Косвенные налоги и их роль в формировании бюджета (стр. 1 из 6)

Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она обеспечивает финансовую базу государства, и выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить из реальностей социально-экономического состояния страны; это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.

Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

В системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика, и их размер прямо зависит от объекта налогообложения. Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.

В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес. В наше время расширилась сфера функционирования косвенных налогов, возросло их значение в перераспределении национального дохода, они стали важным способом влияния на процесс потребления, а отсюда и на процесс производства.

В данной курсовой работе объектом исследования являются косвенные налоги и налоговая система Российской Федерации.

Цель работы – изучение роли косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации.

Задачей данной курсовой работы является рассмотрение общих сведений о системе косвенного налогообложения в Российской Федерации, проведение анализа доходов бюджета Российской Федерации в 2000-х гг., рассмотрение значения отдельных видов косвенных налогов в доходах бюджета, а также рассмотрение нынешней налоговой политики государства и путей ее совершенствования.

Читайте так же:  Как снизить налог на имущество физических

1. Косвенное налогообложение. Сущность и значение.

Всоответствии со ст.8 налогового кодекса Российской Федерации «…под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [10].

Выделяют следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная.

Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью ее реализации на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Значение фискальной функции налогов в период спада деловой активности снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет прямо зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц – на рынке спроса и предложения. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в сфере производства, но и в сфере обмена и потребления. В этой своей функции проявляется весь механизм управления экономикой государством: планирование, координация, организация, стимулирование и контроль.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей через условия взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большей сумме с обеспеченных слоев населения, при этом значительная его доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите. На практике в российской налоговой системе налоги недостаточно выполняют свою социальную функцию. Это прежде всего зависит от несовершенства налогового законодательства [14, с.170–171].

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

Налоги косвенные (англ. indirect taxes) — налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы.

С управленческой точки зрения различают три вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенная пошлина. К первому виду относится, например, налог на добавленную стоимость. Ко второму — акцизы, налог на реализацию ГСМ и др. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами.

В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов — их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов – увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов — их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

К косвенным федеральным налогам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

3. таможенные пошлины.

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги [17].

Вообще подналоговыми теориями следуетпонимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Среди частных налоговых теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности ещё сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа.

Источники


  1. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.

  2. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.

  3. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
  4. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
  5. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.
Косвенные налоги в доходах бюджета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here