Контроль сделок вне рамок налоговой проверки

Самое важное на тему: "Контроль сделок вне рамок налоговой проверки" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок

Екатерина Гостева
налоговый консультант

Иногда налоговики вне рамок налоговой проверки хотят получить документы или информацию по определенной сделке. Сразу скажем, что налоговое законодательство (ст. 93.1 НК РФ) это разрешает. Разберемся, как выглядит данная процедура, что необходимо представить контролерам, а на что они претендовать не вправе.

Когда может прийти требование вне рамок налоговой проверки

Существует единственный законный повод для запрашивания документов за пределами налоговых проверок – закреплен он п. 2 ст. 93.1 и состоит в следующем: если у фискалов есть обоснованная необходимость получить документы (или информацию) по определенной сделке, они вправе запросить их у сторон этой сделки либо у иных лиц, которые о ней что-то знают.

Обратите внимание: требование необязательно должно касаться операций с вашим прямым контрагентом, с которым вы заключили договор (Письмо ФНС № СА-4-7/[email protected] от 17.07.2015, Определение ВС РФ № 306-КГ14-1989 от 17.09.2014). Так, у вас могут запросить сведения об отгруженном товаре, даже если вы не контактировали напрямую с его производителем, попавшим в поле зрения контролеров, а приобрели этот товар у посредника.

Важно!

В п. 1 ст. 93.1 говорится еще об одной возможности для истребования сведений. На этот раз речь идет о деятельности конкретного контрагента. Однако запрос в рамках данной нормы возможен только при проведении у него выездных или камеральных проверок.

Как запрашиваются документы

Порядок проведения данной процедуры изложен в п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, а также в Письме ФНС от 27.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected] Перечислим основные правила:

  • Просить документы и информацию у вас может только та ИФНС, где вы состоите на учете. Однако «первоисточником» для такого запроса будет поручение, присланное другой инспекцией, которая непосредственно проводит контрольные процедуры (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
  • На основании этого поручения ваша ИФНС сформирует требование, где перечисляются сведения, позволяющие однозначно понять, о какой именно сделке идет речь (п. 4 ст. 93.1 НК РФ): стороны сделки, ее предмет, условия и др. (Письмо ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).
  • Требование (с обязательным приложением к нему копии поручения) ИФНС передает руководителю вашей компании или уполномоченному представителю одним из следующих способов: лично под расписку, в электронной форме по ТКС, заказным почтовым отправлением (п. 1 ст. 93, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

С формами поручения и требования можно ознакомиться в Приказе ФНС от 08. 05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Как ответить на требование

После того как вы получили запрос, у вас есть 10 дней, чтобы подготовить и отправить необходимые инспекторам документы, информацию или сообщить им, что вы не располагаете такими сведениями (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Ответ о том, что компания не располагает информацией

Важно!

Даже если вы не знаете контрагента, о котором вас спрашивают, и не можете сообщить никакой «ценной» информации, отмалчиваться нельзя! Это будет расценено как неисполнение требования и влечет наложение штрафа по ст. 129.1 НК РФ — от 5 до 20 тыс. руб.

Может случиться и так, что для отработки запроса вам понадобится гораздо больше времени, нежели установлено НК РФ. Ведь сделкой может быть как отдельная хозяйственная операция, так и целый договор, по которому составлялись сотни первичных документов. Если вы не укладываетесь в отведенные 10 дней, необходимо об этом оповестить сотрудников ИФНС и ходатайствовать о продлении срока (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Ходатайство о продлении срока представления документов

Однако рассчитывать на то, что проверяющие гарантированно увеличат срок, нельзя: ведь это их право, но не обязанность.

Тем не менее практика показывает, что в большинстве случаев ИФНС увеличивает срок для исполнения требования, потому что главная задача контролеров – получить документы или информацию, а не оштрафовать компанию за просрочку.

Важно!

Если вы не успеете вовремя собрать все бумаги и не предупредите об этом ИФНС, последует штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ — 10 тыс. руб. Такое же наказание предусмотрено, если вы откажетесь исполнять требование или подадите ложные сведения.

Ответ на запрос разрешается:

  • привезти в ИФНС лично;
  • отправить через представителя;
  • послать заказным отправлением;
  • передать в электронном виде по ТКС.

Документы на бумаге сдавайте в виде заверенных копий, а при передаче по ТКС – отправляйте их по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ). При этом строгих правил заверений бумажных копий документов, предоставляемых по требованиям фискалов, законом не предусмотрено. Однако есть ряд рекомендаций, данных Минфином в Письме от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142:

  • Если вы сдаете стопку документов, допустимо заверение каждого отдельного листа, так и заверение прошитой пачки в целом.
  • Что касается сшивания пачки, ее плотно скрепляют нитками, при этом важно, чтобы каждый документ можно было без труда прочитать и скопировать.
  • Листы пачки пронумеруйте, на ее обороте укажите общее количество листов в прошитой стопке, проставьте дату и подпись сотрудника (с расшифровкой), который занимался заверением.

[3]

Итак, существуют определенные правила предоставления документации, которую требуют налоговики. Однако не все, что они у нас спрашивают, законно.

Что может, а что не вправе делать инспекция

Ниже представлены основные права и обязанности, которыми должны руководствоваться проверяющие при составлении требований:

  • Налоговый кодекс позволяет контролерам истребовать документы именно о конкретной сделке (отдельной хозяйственной операции или договоре), но не в целом о деятельности – вашей или вашего партнера.
Читайте так же:  Какие налоги платят организации в россии

Т.е. если из требования неясно, какая именно сделка имеется в виду, вы вправе не предоставлять документы или информацию (Постановление АС ДВО от 21.03.17 № Ф03-712/2017). Но и отмалчиваться в данной ситуации не стоит. Следует пояснить, по каким причинам вы не можете исполнить требование.

Письмо об уточнении запроса

  • Из требования должно быть понятно, чем обоснован запрос документов (информации). Как правило, контролеры подходят к выполнению данного условия формально – указывают, что есть «обоснованная необходимость». При этом законодательство не разъясняет, когда необходимость считается обоснованной. Но, анализируя абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ, можно заключить, что обоснованность непосредственно связана с конкретным мероприятием налогового контроля.
  • Кроме этого, в обязательном порядке требование должно содержать указание на то, что документы (информация) нужны именно вне рамок проведения налоговых проверок (Постановление АС ЗСО от 13.06.17 № Ф04-1488/2017).

Как происходит подача документов по требованию ИФНС в 1С-WiseAdvice

Мы практикуем риск-ориентированный подход в обслуживании. То есть мы против бездумного представления документов по любому запросу налоговой. Напротив, мы осознаем и взвешиваем все последствия подачи или неподачи того или иного документа. Все наши действия направлены на то, чтобы максимально обезопасить нашего клиента, а заодно – не подставить его перед поставщиками и подрядчиками.

Запросы документов по сделкам нередко достаточно объемны, и это не противозаконно. Однако запрашивать что-либо произвольно – по принципу «все, что хочется» – недопустимо. При составлении запроса ИФНС должна исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации), не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

При принятии решения о законности привлечения компании к ответственности за непредставление каких-либо документов и/или информации по требованию, данные принципы будут являться основополагающими. Так, в случае направления компанией жалобы на действия ИФНС в вышестоящий налоговый орган, инспектор, составлявший запрос, будет обязан пояснить причины и необходимость истребования именно этих документов (информация). Его пояснения могут потребоваться также в суде. В связи с этим по умолчанию принято считать, что инспектор осознанно подходит к формированию списка документов к истребованию. Но если есть основания полагать, что запрос составлен без соблюдения вышеизложенных принципов, возможно отстоять свое право не предоставлять все, что хочет видеть ИФНС (Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/[email protected] (ред. от 06.09.2017).

Полезная бухгалтерия от 1С-WiseAdvice

В рамках бухгалтерского обслуживания специалисты компании 1C-WiseAdvice проводят глубокий анализ всех требований, приходящих клиенту из ИФНС, и дают подробные рекомендации по поводу того, какие документы и в каком объеме подавать.

А теперь – несколько советов, которые помогут вам в работе.

Существует ряд особенностей, на которые стоит обращать внимание при анализе требования, полученного в рамках ст. 2 ст. 93.1. Такой анализ может помочь снизить объем представляемых документов или информации, либо вовсе сведет на нет обязанность предоставлять что-либо:

Контроль сделок вне рамок налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В полученном требовании налоговый орган со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ истребовал у организации документы, касающиеся деятельности самой организации (не контрагента или иного лица). При этом в требовании не указана информация о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребованных документов, либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку. В качестве основания для истребования документов указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации в отношении организации.
Насколько правомерно такое требование налогового органа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истребование налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок у организации документов, касающихся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц), не относящихся к конкретной сделке, без указания информации о конкретной сделке, позволяющей идентифицировать эту сделку, а также без указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в представлении истребованных документов, не соответствует нормам ст. 93.1 НК РФ и является неправомерным. Организация вправе не выполнять такое требование налогового органа.
При истребовании налоговым органом по месту учета налогоплательщика непосредственно у самого налогоплательщика документов (информации), касающихся его деятельности, необходимость оформления этим налоговым органом самому себе поручения об истребовании документов (информации) отсутствует.

Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
— Энциклопедия решений. Направление налоговым органом требования о предоставлении документов (информации);
— Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Объедкова Наталья

Ответ прошел контроль качества

9 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте так же:  Расчет пени по пенсионным взносам калькулятор

Документы по конкретной сделке вне рамок налоговых проверок

Должностное лицо налогового органа вне рамок налоговых проверок может запросить документы у участников сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Утвержденная форма требования требует указывать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

При этом налоговые органы не вправе требовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке.

Верховный Суд РФ считает, что НК РФ не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении. В НК РФ нет запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам.

Поэтому, Минфин РФ считает, что лицо, у которого истребуются документы, представляет все документы, относящиеся к конкретной сделке или нескольким сделкам.

Полный текст документа в КонсультантПлюс:

Понравилось? Поделись с друзьями

Остались вопросы? Обращайтесь к нашим Экспертам.

Консультационная поддержка по вопросам работы с СПС КонсультантПлюс, 1С, СБиС++. Заказ документов из СПС КонсультантПлюс. Клиентам Ю-Софт — без дополнительной оплаты.

Защита интересов Клиентов

Ведущие юристы-практики более 20 лет оказывают услуги по защите интересов Клиентов в государственных и судебных органах, готовят процессуальные документы, а также проводят экспресс-оценку перспективности выигрыша.

Вправе ли налоговый орган истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки

Вопрос: Вправе ли налоговый орган истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?

Ответ: Налоговый орган вправе истребовать документы и информацию по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, исходя при этом из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускается произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

Обоснование: Если вне рамок проведения налоговой проверки у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, то он вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Можно сделать вывод, что налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, причем не только у участников сделки, но и у иных лиц.

В силу п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Если истребование документов производится вне рамок налоговых проверок, то при отказе в представлении таких документов будет применяться ответственность по ст. 129.1 НК РФ (абз. 2 п. 6 ст. 93.1 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/[email protected]).

Из буквального понимания ст. 93.1 НК РФ можно сделать вывод, что требование о представлении документов (информации) должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) и по какой конкретно сделке.

В законодательстве не разъясняется, в каких случаях возникает такая обоснованная необходимость, которая является оценочным суждением и не всегда может быть проконтролирована со стороны налогоплательщика. Однако в абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в поручении обязательно указывается мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость истребования.

Можно предположить, что законодатель связывает необходимость истребования документов (информации) с проведением конкретного мероприятия налогового контроля.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (Письмо ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869).

В Письме от 27.06.2017 N ЕД-4-2/[email protected] «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок» ФНС России излагает позицию, согласно которой при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

При оспаривании налогоплательщиком штрафа по ст. 129.1 НК РФ имеют значение следующие обстоятельства:

1) существовала ли реальная необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);

2) существовала ли реальная возможность налогового органа изучить большой объем истребуемых документов, а также были ли изучены все документы (информация), представленные на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении;

3) существовала ли реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме;

4) обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов.

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 отмечено, что с учетом п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected], которым утверждены формы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

Читайте так же:  Закон о повышении пенсии работникам сельского хозяйства

При этом судом отмечено, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам.

Кроме того, в требовании не были указаны сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, а также невозможно установить, в отношении какого юридического лица запрашивается информация по конкретной сделке.

В соответствующих формах требования (поручения), утвержденных с 04.01.2019 Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected], также предусмотрено указание наименования мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации).

Таким образом, требование, возлагающее на налогоплательщика обязанность по представлению документов без обоснования причины истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, нарушают его права и законные интересы.

Однако в судебной практике встречается и иное мнение: отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования (Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2018 N 307-КГ18-14038 по делу N А42-7751/2017). Данный недостаток в оформлении спорного документа носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в п. 2 ст. 93.1 НК РФ (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.05.2017 N Ф03-1232/2017 по делу N А24-4380/2016).

По нашему мнению, требование, возлагающее обязанность по представлению документов без обоснования причины истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, нарушает права и законные интересы лица, у которого они истребуются, но правомерность подобного требования может быть подтверждена в судебном порядке.

Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента

Налоговые органы при выполнении контрольных мероприятий запрашивают необходимые бумаги не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов и связанных с ним лиц. Правомерны ли такие действия инспекторов и как к этому относятся судьи? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.

Законны ли запросы документов у контрагентов ваших контрагентов

Требования налоговиков законны: запрашивать документы им позволяет ст. 93.1 НК РФ. Из содержания этой статьи понятно, что запрашивать бумаги у контрагентов проверяемого лица или у иных лиц контролеры вправе:

  • во время проведения налоговой проверки;
  • вне рамок налоговых проверок (если у налоговиков возникает обоснованная необходимость в получении документов или информации по конкретной сделке).

Если вы получили подобное требование, имейте в виду, что:

  • законодательством не ограничен перечень истребуемых документов (информации) – запросить у вас могут любые документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию о конкретной сделке (см. письмо Минфина от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869);
  • отсутствуют ограничения по периоду времени, за который могут истребоваться документы или информация (см. письмо Минфина от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519).

Требование о представлении документов или информации по сделке в рамках проведения налоговиками проверки контрагента вашего контрагента лучше исполнить. Иначе вас оштрафуют по ст. 126 или 129.1 НК РФ.

Подробнее о размерах санкций и не только см. в наших материалах:

Удается ли оспорить действия налоговиков в суде, узнайте далее.

Как относятся судьи к запросам документов у контрагентов и иных лиц

Показательным для рассматриваемой ситуации является постановление АС МО от 07.10.2014 № Ф05-967414.

Организация получила из инспекции требование о представлении документов, касающихся ее взаимоотношений с покупателем. При этом истребование проводилось в рамках проверки не самого покупателя, а его контрагента, отношений с которым у организации не было. Сославшись на это обстоятельство, компания отказалась исполнять требование, за что и была оштрафована.

Суды трех инстанций поддержали налоговый орган и признали требование и штраф правомерными. Свою позицию они аргументировали так:

  • требование содержит данные, позволяющие идентифицировать, какая информация запрашивается по конкретной сделке (было указано, что организация является поставщиком компании, которая в свою очередь является поставщиком проверяемого лица);
  • истребуемые документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, который участвовал в хозяйственных операциях, связанных с договорными отношениями организации и ее контрагента;
  • ограничений и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций, то есть у контрагентов второго, третьего и последующего звена, НК РФ не содержит.

Следовательно, организация была обязана исполнить полученное требование и привлечена к ответственности на законных основаниях.

[2]

Позднее с арбитрами согласился и ВС РФ (см. определение от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282).

См. также:

Налоговики могут запросить у вас любые документы и информацию относительно контрагентов и иных лиц. Ограничений по количеству и виду запрашиваемых бумаг законодательство не содержит. Требования налоговиков игнорировать опасно – в ст.126 и 129.1 НК РФ за это предусмотрены штрафы.

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

Организацией (А) было получено требование от ИФНС о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности Организации (Б), в связи с «иными мероприятиями налогового контроля». Указанным требованием инспекция обязала (А) представить в течение 5 дней со дня получения требования договор, счета, счета-фактуры, товарные накладные, акт приемки-сдачи работ (услуг), путевые листы специального автомобиля, доверенность, товарно-транспортные накладные за период с 01.01.2015 по 30.09.2015, а также карточку аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами за этот же период относительно организации (Б). Организация (А) запрашиваемые документы не предоставила, ссылаясь на то, что требование не содержит указания на то, в связи с какими хозяйственными операциями между ООО (А) и ООО (Б) у налогового органа возникла обоснованная необходимость в получении запрашиваемых документов. Вправе ли налоговый орган оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.?

Требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки (выставленное вне рамок проведения налоговых проверок) должно содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).

Читайте так же:  Единый налог вмененный доход вид расхода

При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки.

Поскольку формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из его содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, полагаем, что налоговый орган не вправе оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.

Данная позиция подтверждается складывающейся судебной практикой.

Обоснование:

Порядок и основания для истребования документов у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц урегулирован ст. 93.1 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, Поручение об истребовании документов (информации) и требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).

При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки (Письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).

Исходя из условий рассматриваемого вопроса Организацией (А) было получено требование от ИФНС о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности Организации (Б), в связи с «иными мероприятиями налогового контроля». Указанным требованием инспекция затребовала договор, счета, счета-фактуры, товарные накладные, акт приемки-сдачи работ (услуг), путевые листы специального автомобиля, доверенность, товарно-транспортные накладные за период с 01.01.2015 по 30.09.2015, а также карточку аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами за этот же период относительно организации (Б).

Полагаем что формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, поскольку запрошенный обширный перечень документов не содержит указания на то, в связи с какими хозяйственными операциями между ООО (А) и ООО (Б) у налогового органа возникла обоснованная необходимость в получении документов (информации), а также отсутствуют иные данные, позволяющие идентифицировать информацию, затребованную за длительный период времени.

Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.

Однако в данном случае, поскольку формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из его содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, полагаем, что налоговый орган не вправе оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. Данная позиция подтверждается складывающейся судебной практикой (Постановление АС УО от 24.03.2016 № Ф09-1717/16 по делу № А60-29978/2015, Постановления АС ЗСО от 27.03.2015 г. № А27-9300/2014, ФАС ВВО от 17.03.2014 г. № А31-4693/2013).

Таким образом требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки (выставленное вне рамок проведения налоговых проверок) должно содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).

При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки.

Поскольку формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из его содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, полагаем, что налоговый орган не вправе оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. Данная позиция подтверждается складывающейся судебной практикой.

Автор: Е.В. Пшеничная
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Вправе ли налоговый орган истребовать документы о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?

Статьей 31 Налогового кодекса РФ определен комплекс прав налоговых органов, при этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку налоговые органы осуществляют также и иные права, предусмотренные НК РФ.

Статья 93.1 НК РФ, предусматривающая право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, устанавливает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:

1) истребование у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

Читайте так же:  Автомобили какой мощности не облагаются налогом

2) истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Из приведенных пунктов ст. 93.1 НК РФ можно сделать вывод, что в любом случае налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания.

Из п. 2 ст. 93.1 НК РФ следует, что требовать у налогоплательщика копию договора, акта, первичных документов по сделке налоговые органы вправе.

Пунктами 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ установлен порядок истребования документов и/или информации.

В силу п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Из буквального понимания ст. 93.1 НК РФ можно сделать вывод, что требование о представлении документов (информации) должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) и по какой конкретно сделке.

В законодательстве не разъясняется, в каких случаях возникает такая обоснованная необходимость. Однако в абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в поручении обязательно указывается мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость истребования.

Можно предположить, что законодатель связывает необходимость истребования документов (информации) с проведением конкретного мероприятия налогового контроля.

Суды подходят к этому вопросу по-разному.

Часть судов приходит к выводу, что отсутствие в поручении (требовании) обоснования необходимости истребования информации является достаточным основанием для того, чтобы не исполнять требование (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 N Ф03-5016/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14), Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 N 09АП-7537/2009-АК).

В то же время некоторые суды полагают, что обоснованная необходимость может и не быть связана с проведением каких-либо мероприятий налогового контроля (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А26-1964/2007).

Таким образом, если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке. Подобный вывод сделан в Определении ВАС РФ от 13.02.2013 N ВАС-17200/12, Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 20.11.2012 N Ф03-5026/2012 по делу N А51-6350/2012 (Определением ВАС РФ от 18.01.2013 N ВАС-17802/12 отказано в передаче дела N А51-6350/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления).

ФНС России в Письме от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869 указала, что информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки. Та же позиция изложена в более раннем Письме Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что при истребовании документов (информации) по конкретной сделке:

— налоговики вправе истребовать какие-либо документы;

— они могут запросить информацию не о деятельности налогоплательщика вообще, а только по конкретной сделке. При этом контролеры вправе истребовать сведения как у контрагента, так и у любого другого лица, у которого, по мнению налогового органа, есть какие-либо документы (информация) о сделке;

— требование о предоставлении информации о сделке в обязательном порядке должно содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать;

— запросить документы (информацию) вне мероприятий налогового контроля возможно в случае возникновения обоснованной необходимости;

— могут быть затребованы необходимые сведения о конкретной сделке с учетом положений, предусмотренных п. п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Кроме того, стоит отметить, что до внесения изменений в п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то есть до 30.07.2013, на практике налоговики истребовали не только информацию, но и документы. При этом судебная практика была противоречива. Часть судов исходила из неправомерности истребования документов в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14)).

В то же время существовали и противоположные судебные решения (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 N А43-11865/2009-37-292, от 19.10.2009 N А43-8766/2009-40-141).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Т.В.Липкина
руководитель консультационно-правового отдела
Группы компаний «Ю-Софт»

Источники


  1. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  3. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.
  4. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
  5. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
Контроль сделок вне рамок налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here