Когда в россии начали выплачивать пенсию

Самое важное на тему: "Когда в россии начали выплачивать пенсию" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

С каких средств выплачивали пенсии в ссср

Более того, можно было стать пенсионером еще на 5–10 лет раньше: такие льготы предоставлялись за работу во вредных условиях труда и в тяжелых климатических условиях, их финансировало государство и использовало как важный инструмент политики занятости. Несмотря на различные надбавки и компенсации за работу во вредных условиях и на Крайнем Севере, уровень пенсионного обеспечения в СССР оставался низким, причем даже по сравнению с другими социалистическими странами [15]. В законодательстве не был закреплен порядок индексации пенсионных выплат в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста зарплаты. Не был прописан и механизм изменения максимальной и минимальной пенсии. Размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни.

Когда в ссср начали платить пенсии по старости

Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он оставался неизменным с начала 1930-х годов, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать [15].
С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат.

Как формировалась пенсия в советском союзе?

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России.

При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере.

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников [15]. Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца.

Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.

Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они из своих доходов ничего в пенсионную систему не платили. Пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, складывавшихся из средств государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли) [15].

Пенсии в ссср. просто факты

На сегодняшний день существуют три вида пенсий:

  • Москва и область:
  • Санкт-Петербург и область:
  • Общероссийский:
  • трудовая пенсия по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Сегодня возраст выхода на пенсию у мужчин — 60 лет, женщины становятся пенсионерами на пять лет раньше, впрочем, как и в СССР. Пенсия в России — это страховая часть и накопительная.

Средняя величина выплат пенсионерам составляет чуть более 11 тысяч рублей. Это — 40 процентов от зарплаты. Социальная пенсия – 7500 рублей.
В отличии от советских времен сегодня не существует такого понятия как минимальная пенсия. Она высчитывается исходя из величины прожиточного минимума в каждом регионе. Максимального размера также не существует.

Marina_ogor

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники. Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников.

Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости. В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца. Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами. …

Пенсии в СССР: от начала до краха, возраст, размер, категории

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, что пенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Читайте так же:  Пенсия по старости в 70 лет

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата в рублях Процент от заработной платы Размер пенсии
до 50 85 40
50 – 60 75 42,5
60 – 80 65 45
80 – 100 55 52
выше 100 50 55

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Особые категории

Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Система начислений пенсий в СССР была сложной и громоздкой. Индексация не проводилась многие годы. Увеличилась численность граждан пожилого возраста. Пенсия в 1980 году зависела от пополнения бюджета за счет продажи ресурсов. Падение цен на нефть в середине восьмидесятых сыграло роковую роль с производством и социальными пособиями. Наступил другой мир, в котором обеспечение возрастных людей происходит по другому принципу.

С какого года в ссср стали платить пенсию по старости

Несмотря на рост цен и зарплат, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно. В 1956 году под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа — средний размер пенсий по возрасту был увеличен больше чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза. Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы. В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии.

Marina_ogor

Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов. В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан.

Советские пенсии: как было при ленине, сталине, хрущеве

Первым официально ввел солидарную государственную пенсию для всех работающих в 1889 году Отто фон Бисмарк, канцлер Германии. Примечательно, что эти пенсии были основаны на обязательном социальном страховании и взносах работодателей и работников.
20 лет спустя эстафету подхватили Великобритания и Австралия, а Соединенные Штаты Америки пришли к государственной пенсионной системе только в 30-е годы ХХ века. Государство помогало вдовам и чиновникам В царской России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I.
А вот детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.
Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками».

Читайте так же:  Суды о сроках назначения пенсии

Как платили пенсии до революции и в ссср

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства. Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП.

Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям. Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы.

Когда в ссср начали платить пенсии?

История оказалась интересной. Оказывается, с 1917 по 1928 гг. пенсии по старости в СССР никто не получал. С 1928 г. их стали назначать рабочим некоторых отраслей.

Ну а служащих советская власть облагодетельствовала только начиная с 1937 г. Примерно с этого же времени колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями.

Им полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа). Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.).Если учесть, что в 1937 г.

Когда в ссср начали платить пенсии по старости

Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города! Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц. Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии. Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей. Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

  1. Непрерывный стаж от 15 лет — 10% к пенсии;
  2. Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) — 10%;
  3. Стаж более 25 лет на одном предприятии — 20%.

[1]

Сколько была минимальная пенсия? Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

Как формировалась пенсия в советском союзе?

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году. В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году. Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере.

С каких средств выплачивали пенсии в ссср

Изучая информацию на страницах нашего проекта по вопросам пенсионного обеспечения, помните, что в статьях мы стараемся описывать базовые аспекты, которые опираются на законодательную базу. Мы рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

  • Для Москвы и Московской области телефон:
  • Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области телефон:
  • Общероссийский бесплатный номер:
  • Вы так же можете воспользоваться консультацией с дежурным юристом через онлайн чат. Доступно в правом нижнем углу сайта.

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней. Спасибо, что посещаете наш ресурс «Пенсионный эксперт». Российская пенсионная система продолжает меняться. Так есть несколько новшеств, вступивших в силу с 2015 года.

Когда начали выдавать пенсии в ссср?

Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше, а именно:

  • шахтеры;
  • сотрудники горячего цеха;
  • работники текстильной промышленности;
  • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
  • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет — стаж не меньше 20 лет;
  • женщины, воспитывающие инвалидов детства — стаж 20 лет.

Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

  • достижение соответствующего возраста;
  • общий стаж от 5 лет;
  • стаж перед оформлением пенсионных отчислений — 3 года и выше.

Средние показатели пенсии Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

  • Когда появилась?
  • Характеристика пенсионной реформы СССР
  • Стаж работы
  • Средние показатели пенсии
  • Сколько была минимальная пенсия?
  • Максимальные критерии пенсионных выплат
  • Пенсия народных депутатов
  • Пенсионные выплаты колхозникам
  • Закон о пенсии

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии.

Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР. Когда появилась? Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

С какого года в ссср стали платить пенсию по старости

Когда в россии начали выплачивать пенсию

Пенсии в современной России (социальные реформы в 1991 — 2012 годы)

Пенсии в современной России (социальные реформы в.

Пенсии в современной России
(социальные реформы в 1991 — 2012 годы)

К началу 1990-х годов распределительная пенсионная система, существовавшая в Советском Союзе, полностью исчерпала свои возможности. Как и в целом советское государство, которое в результате резкого обострения экономического кризиса, с попутным ростом социальной и политической напряженности прекратило существование в декабре 1991 года. Но фактически распад страны состоялся гораздо раньше — с выходом из состава СССР прибалтийских республик, а затем и Российской Федерации.

Читайте так же:  Изменение декларации по земельному налогу

12 июня 1991 была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.

20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в РСФСР», который вступал в действие постепенно, в течение 1991-1992 годов.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации продолжала наследовать распределительную схему советского периода.

Текущие пенсионные выплаты формировались из поступлений в федеральный бюджет. Размер пенсий устанавливался, в соответствии с законом, пропорционально трудовому заработку. Также были сохранены все ранее действовавшие категории трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Все остальные виды пенсий, которые назначались в особом порядке, в том числе с учетом профессиональной или региональной специфики, были объединены в четвертую категорию — «за выслугу лет».

Но наряду с традиционными положениями, в новом законе о пенсиях применялись принципиально важные новшества, отличавшие пенсионную систему России от прежней советской модели. Так, например, механизмы накопления пенсионных средств не предполагали бюджетных дотаций. Источником финансирования текущих пенсий стали целевые отчисления — страховые взносы работодателей и работников.

Российское пенсионное законодательство впервые представляло собой нормативную базу социального страхования.

Начало полномасштабной пенсионной реформы было ознаменовано выходом Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года «Об организации Пенсионного фонда России».

Таким образом, впервые в стране — если не брать во внимание дореволюционную историю России — была учреждена самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая организация, на которую возлагались все задачи пенсионного обеспечения, включая формирование источников финансирования пенсий.

Новым инструментом реализации пенсионных прав граждан становилась консолидированная система обязательных и добровольных страховых платежей, отчисляемых работниками и работодателями.

Обстановку, в которой правительство России в 1990 году принимало решение о создании Пенсионного фонда, исчерпывающе объясняет следующий факт: размер федерального бюджета на момент признания государственного суверенитета Российской Федерации был сопоставим с муниципальным бюджетом Нью-Йорка (на уровне 20 миллиардов долларов в начале 90-х).

Переход от распределительной к страховой системе пенсионного обеспечения происходил в России поэтапно, с учетом практического опыта применения современных механизмов пенсионного обеспечения в развитых странах.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Характерная особенность отечественного пенсионного законодательства, которое определяло дальнейший ход пенсионной реформы: средства Пенсионного фонда были отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации.

Данная модель управления пенсионными средствами, не традиционная для зарубежного пенсионного законодательства, сыграла важную роль в дальнейшем развитии пенсионной системы России. В частности — в появлении накопительной компоненты пенсий в начале 2000-х годов.

Разработчики первой версии пенсионного законодательства России — Закона о пенсиях от 1990 года — решали одну из главных на тот момент задач: как можно более безболезненно осуществить переход от распределительной пенсионной системы к страховой.

Кроме того, стояла задача сделать пенсионное обеспечение универсальным — то есть, привести к общему знаменателю пенсионные права всех граждан России, независимо от социального статуса, условий труда и места жительства. Для этого необходимо было включить в систему пенсионного обеспечения все категории населения, включая тех, кто не имел трудового стажа.

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 годы) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые, например, позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию. По новым правилам, чтобы увеличить размер будущей пенсии, достаточно было найти более доходное место службы за пару лет до пенсионного возраста.

Изменилось и соотношение размера пенсии и оплаты труда.
Впервые было введено понятие нижней границы минимальной пенсии, которая устанавливалась исходя из индексируемого размера прожиточного минимума.

Уровень предельно допустимой дифференциации пенсий также изменился: Максимальный размер пенсии мог превышать минимальный в 3 раза, в то время как в советский период допускалась разница максимального и минимального размера пенсий не больше чем в 2,5 раза. Что отвечало принципам распределительной пенсионной системы, но в условиях накопительно-страховой системы становилось явным анахронизмом.

При том уровне дифференциации доходов, который возник в России уже в начале 90-х годов, сохранение жесткого ограничения максимального размера пенсии не могло бы стимулировать работников к участию в страховой пенсионной системе.

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Но тем не менее, главной проблемой пенсионного закона стало то, что кардинальные изменения в жизни россиян происходили гораздо быстрее, чем можно было предусмотреть в законодательстве 1990 года.

Поэтому первые поправки к нему стали вноситься еще до того, как пенсионным правом в России успели воспользоваться новые категории граждан, которые стали пенсионерами в результате лишь устранения прежних пробелов в пенсионном законодательстве.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты.

Важнейшие законы, которые в основном определили нормативную базу пенсионной реформы, были приняты во второй половине 90-х годов и начале 2000-х. В том числе — Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; Федеральный закон от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; Федеральный закон от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Спецификой реформирования пенсионной системы России было то, что ранние редакции закона о пенсиях, и последующие поправки к ним продолжали в той или иной форме наследовать прошлые стереотипы социальной справедливости, нередко вступая в противоречия друг другу и самим себе.

Читайте так же:  Налоговая рассрочка при уплате налога

Подобной проблемы не было в ходе реформирования пенсионного обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы. Там реформы происходили в более сжатые сроки, поскольку были более строгими и последовательными.

Кроме того, серьезные помехи для полноценной реализации социальных реформ в России создавались в период экономических кризисов, неоднократно поражавших мировую экономику начиная с 1998 года.

Так, в 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.

Однако реализацию пенсионной программы остановил финансовый кризис 1998 года, который существенно изменил только что стабилизировавшиеся социально-экономические условия в стране.
Уже во второй раз с начала 90-х годов реальный размер пенсионных выплат в России сократился вдвое.

К концу 1998 года средняя пенсия опустилась до 80 % прожиточного минимума пенсионера. Быстро вернулись из недавнего прошлого такие явления, как задолженность по выплате зарплат и пенсий.

Падение доходов трудящихся сказалось в целом на снижении налогооблагаемой базы. Доходы Пенсионного фонда России сократились в 1998 году почти на 80% по сравнению с предыдущим годом.

В конце 1998 года общая задолженность по выплате пенсий составила 15 % годового дохода Пенсионного фонда, или более 26 млн рублей (по курсу после деноминации).

В 1999 году сокращение выплат в Пенсионный фонд продолжилось. Минимальная пенсия с учетом компенсации не превышала в тот год 50% прожиточного минимума пенсионера, а средняя пенсия – 70%. Падение пенсионных доходов продолжалось в течение одного года.

Впоследствии, чтобы восстановить выплаты пенсий на докризисном уровне, потребовалось около четырех лет.

Причем, все это время задача по выравниванию провалов в доходах Пенсионного фонда занимала основное внимание правительства. Реформы в пенсионной системе, таким образом, снова были отсрочены на несколько лет.

Так, например, к идее укрепления привязки размера пенсии к заработку работника правительство вернулось лишь в 2000 году — когда был восстановлен баланс в Пенсионном фонде и когда, наконец, удалось ликвидировать задолженность по пенсионным выплатам.

В 2001 году соотношение заработка в расчете индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) составило 1,2 раза — что означало достижение максимального уровня, предусмотренного законом 1997 года. Такое соотношение позволяло полностью учитывать зарплату 75–80% потенциальных пенсионеров.

К концу 2001 года размер средней пенсии приблизился к прожиточному минимуму пенсионера в России.

[3]

Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.

В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.

Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании — агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц — возложены на Внешэкономбанк.

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.

Накопительная часть трудовой пенсии также есть у застрахованных лиц в возрасте до 1966 года рождения, в пользу которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд с 2002 по 2004 гг. включительно. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с поправками в законодательстве. Но все работающие старше 1967 года рождения вправе выбирать управляющую компанию или негосударственные пенсионные фонды для инвестирования средств в страховую часть будущей пенсии.

Проблема перехода к накопительному методу пенсионного страхования долгое время была предметом бурных дискуссий в российском обществе и в экспертных кругах. Вопрос в итоге был решен в пользу принятия смешанного варианта — когда пенсионное страхование сочетает в себе элементы распределительной и накопительной модели.

Но и на этом точка в дискуссии о целесообразности применения трехсоставной структуры пенсионного капитала в России не была поставлена. Настройки механизмов пенсионной системы продолжаются, в том числе с учетом практического опыта, полученного за последние 20 лет

Пенсионная система в СССР

Первые реформы, касающиеся пенсионных выплат, появились в 60-х годах. За весь период существования было создано более 80 законопроектов. На сегодняшний день реформа имеет свои положительные и отрицательные стороны. Чтобы понимать суть всех действий в отношении вносимых изменений, следует изучить, какие были пенсии в СССР.

Когда в СССР начали платить пенсии

Впервые выплаты в СССР начали выплачивать в июле 1956 года. Согласно закону пенсионный возраст имел следующие границы:

  • мужчины – после 60;
  • женщины – после 55.

Однако, представительницы прекрасного пола должны были иметь официальный трудовой стаж не мене 20 лет. Для мужчин этот показатель был чуть выше и составлял 25 лет.

В законе регламентировались более ранние сроки выхода, если человек пожилого возраста относится к одной из групп граждан:

  • осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях — на крайнем Севере или на других подобных участках;
  • работа гражданина определялась как социально значимая для общества страны – педагогика, медицина.

В законах СССР учитывались некоторые нюансы начисления:

  • общие требования;
  • возрастные ограничения;
  • стаж работы;
  • порядок выплаты обеспечения;
  • тип расчета и начисления денежной суммы;
  • размер надбавок.

Такая пенсионная система СССР впервые запустила обеспечение граждан пожилого возраста.

Как формировалась пенсия в Советском Союзе

При формировании большое значение имела заработная плата работника. Исходя из этого показателя производили все расчеты. Средняя пенсия в СССР для граждан пожилого возраста находилась в пределах 70-120 рублей.

При этом государство заботилось и о тех людях, которые не имели необходимого стажа и не располагали постоянным источником дохода. В таких обстоятельствах назначалась минимальная сумма.

Кроме стандартных государственных выплат для некоторых граждан были доступны дополнительные надбавки. Они выплачивались в процентном соотношении за следующие заслуги:

  • за стаж работы, не прерывающийся на протяжении 15 лет и более – 10%;
  • за общий стаж работы, который превышал 30-35 лет для женщин и мужчин соответственно – 10%;
  • если стаж работы на одном предприятии был непрерывным на протяжении 25 лет, а общий на протяжении 35 лет – 20%.
Читайте так же:  Субсидия на квартплату многодетным семьям

При этом во всех случаях начисляться могла только одна надбавка.

Таким образом, способ формирование пенсии в Советском Союзе позволяют увеличивать выплаты по мере роста стажа.

Важную роль играл размер заработной платы. В момент подачи документов на получение, он мог выбрать, с какой суммы она будет начисляться:

  • средняя заработная плата за последний трудовой год;
  • средняя заработная плата за определенный рабочий период, длившийся пять (из 10 лет непрерывной работы).

Стаж работы

В формировании, стаж – играл основную роль. От него отталкивались органы при начислении суммы выплаты. Женская часть населения, чтобы получить выплату должна иметь стаж работы больше 20 лет, мужская часть больше 25.

Несмотря на данные ограничения, имеются исключения, по которым человек может оформить пенсию раньше.

Необходимый стаж снижается на 5 лет в случае если гражданин:

  • трудится на шахтах;
  • является работником промышленности текстильного типа;
  • многодетная мама (если все дети достигли возраста 8 лет);
  • женщины, на иждивении которых находятся инвалиды детства;
  • граждане страны, проработавшие в условиях Крайнего Севера.

[2]

Таким образом, человек пред пенсионного возраста знал, что чем выше стаж работы у него, тем больше будут начисления.

Размер пенсии в СССР

Размер пенсий в СССР мог варьироваться в зависимости от многих факторов: зарплата, стаж, место работы и т.д.

Так человек, который проработал уборщицей или дворником не мог рассчитывать на зарплату выше 70 или 80 рублей. Городские жители, которые работали в инженерной, медицинской или педагогической сфере получали от 120 до 150 рублей.

Высокая пенсия была у людей, принадлежащих к партии большевиков. В среднем она состояла из 300 рублей.

Иные размеры пенсионных начислений были у жителей села. Они были ниже на 15%, чем у городских представителей.

В 1932 году появились новые привилегия для особых слоев населения СССР. Пенсию начисляли из трех уровней, в число которых входил:

  • общесоюзный – 200-250р;
  • местный – 140р;
  • республиканский – 160р.

В такие слои населения попадали люди, занимающиеся ученной или партийной деятельности, которым было присвоено звание Героя.

К пенсиям нередко начисляли дополнительные надбавки за определенные заслуги:

  • при наличии академического звания – 500 рублей;
  • при присвоении офицерского звания – 250 рублей, высшего чина – 300 рублей.

Не забывало государства о людях, отошедших от власти. Если пенсионер принадлежат к членам политбюро, то надбавка к пенсии была в размере 500р. Секретари ЦК могли рассчитывать на увеличение выплаты на 300р.

Минимальная пенсия

В СССР для людей, не имевших положенного стажа работы, начислялась пенсия в минимальном размере. Она составляла 35 рублей.

Для сельских жителей начисление было на 1 рубль меньше.

Размер минимальной пенсии в СССР изменился только в 1986 году – он стал на 40 рублей выше.

Согласно статистике, в Советском Союзе такие пенсии получало одна четвертая часть людей пенсионного возраста.

С каких средств выплачивали пенсии в СССР

Система, по которой в СССР происходило начисление пенсионных выплат, считалась сложной и запутанной. В тот период времени в Советском Союзе отсутствовал единый орган власти, который бы контролировал данную сферу поддержки.

Предприятия уплачивали за работников взносы стразового типа в бюджет, а оттуда средства поступали к пенсионерам. Однако помощь по возрасту работникам колхозов выплачивались с другого источника – фонд колхозной артели.

Военнослужащим средства поступали из фонда Министерства Обороны. Гражданам, относящимся к категории ветераны войны, пенсия выплачивалась из бюджета союзного типа. Из-за отсутствия скоординированной работы всех структур, направленной на обеспечение пособия для граждан пенсионного возраста, нередко возникало множество проблем.

Только в 1964 году произошла реформа систем начисления. После этого периода на государство в полной мере накладывалась функция обеспечения всех граждан СССР.

Законодательное регулирование

В СССР в тот период времени существовал один закон, регулирующий выплату и начисление пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста – закон «О государственных пенсиях». С каждым годом в документ вносилось множество коррективов и дополнений. Однако именно в нем можно найти какая была пенсия в СССР.

В результате работы государственных ведомств в СССР люди пожилого возраста получали хорошую денежную поддержку. При этом минимальная оплата гарантировалась каждому человеку. Так неработающее население получало пособия в виде 35р по безработице.

Размер пособия рассчитывался таким образом, чтобы он не находился на уровне ниже чем прожиточный минимум государства.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Без изменений законопроект существовать не мог. Коррективы вносились до и после распада Советского Союза. В настоящее время прослеживается продолжение тенденции развития и внесение изменений в законодательную базу.

Источники


  1. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  2. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.

  3. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
  4. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
  5. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
Когда в россии начали выплачивать пенсию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here