Камеральная проверка налога на прибыль организаций

Самое важное на тему: "Камеральная проверка налога на прибыль организаций" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Проверка налогов: вопросы камералки

После сдачи налоговой отчетности организациями инспекторы начинают камеральную проверку представленных сведений. Хорошо, если у них не возникнет вопросов или сомнений в правильности данных в декларациях и расчетах. А если в бухгалтерии раздастся телефонный звонок и инспектор попросит дать пояснения по некоторым отчетам? Как реагировать бухгалтеру? Как подготовиться к встрече с инспектором, на что обратить внимание при составлении пояснений? Какие документы и когда инспекторы вправе затребовать у компании? На эти и другие вопросы, касающиеся проведения камеральных налоговых проверок, ответил Сергей Александрович Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса.

Сергей Александрович, здравствуйте! Нередко бухгалтеры сдают декларации по налогам или расчеты по авансовым платежам и переживают, будут инспекторы проверять сведения или нет. Скажите, должен ли налоговый инспектор сообщать фирме, что началась камеральная проверка декларации?

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих должностное лицо налогового органа сообщать о начале проведения камеральной налоговой проверки. Само по себе начало камеральной налоговой проверки, которое определяется фактом представления организацией налоговой декларации, не налагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей. Однако с момента представления декларации начинает течь трехмесячный срок, только в пределах которого налоговый орган вправе провести мероприятия налогового контроля, связанные с камеральной налоговой проверкой. Например, истребовать необходимые для проверки документы.

А какие документы налоговый инспектор может затребовать у фирмы в рамках камеральной проверки декларации?

Налоговая инспекция запросила у компании документы в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Организация не может подготовить копии документов в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. Можно ли представить инспектору оригиналы?

Если налоговые инспекторы не примут оригиналы, то будет ли это означать, что фирма не представила документы? Могут ли ее оштрафовать за это?

Да, в этом случае получается, что налогоплательщик не исполнил обязанностей,

предусмотренных налоговым законодательством, не обеспечил налоговый орган необходимыми документами. В случае отказа налогоплательщика представить указанные документы на ознакомление они могут быть истребованы в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса либо может быть осуществлена выемка документов согласно статье 94 Налогового кодекса.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей влекут за собой ответственность граждан и должностных лиц 7 .
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет за собой штраф 8 в размере 50 рублей за каждый документ, который не будет представлен.

Если у инспектора после камеральной проверки нет претензий и вопросов к бухгалтеру, то будет ли по итогам проверки составлен какой-либо документ? Получит ли фирма какое-нибудь уведомление?


Н.В. Дубровин,
ведущий юрист консалтинговой группы «Налоговик»

В ходе камеральной проверки инспектор выявил ошибки и, позвонив по телефону бухгалтеру, сообщил об этом и затребовал пояснения. Можно ли считать, что таким способом бухгалтер уведомлен должным образом? В какой форме последнему надо представить в инспекцию пояснения: письменной, устной, лично или по телефону?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме осуществляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Однако, как уже было сказано, чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данной процедуры, что предполагает наличие у него доказательств ее соблюдения. Поэтому на практике налогоплательщику об ошибках сообщается в письменной форме. Также и организации рекомендуется давать пояснения именно в такой форме, так как в ее интересах, чтобы комментарии были приобщены к материалам проверки.

Может ли инспектор в рамках камеральной проверки налога на имущество затребовать документы у фирмы? Компания не пользуется никакими льготами по налогу на имущество. Правомерны ли требования инспектора?

Согласно ограничениям, установленным статьей 88 Налогового кодекса, при таких условиях истребование документов у налогоплательщика не осуществляется.

В ходе проверки инспектор выявил нарушения, которые отражены в акте. Кроме того, указана сумма недоимки по налогу, а также штраф и пени. Должен ли в акте быть также расчет сумм штрафа и пеней?

Согласно форме акта налоговой проверки 10 указание конкретных размеров штрафов не предусмотрено. В акте только предлагается привлечь налогоплательщика к ответственности и дается описание всех существенных обстоятельств, в том числе конкретных данных, необходимых для исчисления штрафов. Дело в том, что акт проверки составляется должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, но вместе с тем не имеющими прерогативы налагать штрафы. Эти полномочия 11 относятся к руководителям (заместителям руководителя) налогового органа, которые при наложении штрафа решают вопросы о наличии или отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответственности, вину, а также отягчающих и смягчающих обстоятельств. Итак, из акта должно быть видно, каким образом можно предварительно рассчитать размер штрафа. Расчет суммы пеней предусмотрен формой акта проверки.

Если налоговый орган затребовал копии документов в рамках проверки контрагента, а компания отказывается их представлять, могут ли фирму оштрафовать за это?

Да, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации подать имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет за собой взыскание штрафа 12 в размере 5000 рублей независимо от количества документов, которые не были переданы в срок.

Компания в рамках налоговой проверки контрагента получила требование, в котором указано следующее: «Предоставить документы по хозяйственным операциям с ООО «Ромашка» за I квартал 2008 года». Как бухгалтеру понять, какие именно документы хочет увидеть проверяющий инспектор? Или ему необходимо ксерокопировать все договоры, накладные, акты и т. д. без исключения?

Читайте так же:  С какого года началась накопительная часть пенсии

Способ описания запрашиваемых документов в требовании о представлении документов (информации), предусмотренном статьей 93 Налогового кодекса, должен позволять их идентифицировать, с тем чтобы дать возможность налогоплательщику четко определить состав истребуемых документов и представить их налоговому органу. Указание на документы по хозяйственным операциям с конкретным контрагентом в совокупности со ссылкой на проверяемый налоговый период в этой связи представляется правомерным.

А если ситуация обратная. У компании с контрагентом было всего 2—3 операции, а в требовании налоговой инспекции указано представить книгу продаж за I квартал 2008 года с отражением счетов фактур по реализации. Надо ли компании распечатывать всю книгу продаж за этот период или достаточно выписки по операциям с этим контрагентом?

Думаю, что в данном случае достаточно представить выписку из книги продаж по операциям с данным контрагентом и одновременно в сопроводительном письме указать на отсутствие иных продаж этому контрагенту.

Как часто может проходить выездная проверка? Может ли она следовать сразу за камеральной по тому же налогу за один и тот же период?

Ограничения на проведение выездных налоговых проверок, закрепленные в Налоговом кодексе, не допускают проведения более 2 выездных налоговых проверок за один и тот же период. Исключение составляют повторные проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом, и проверки, проводимые ранее проверявшим налоговым органом, в случае представления организацией уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Факт проведения выездных проверок до камеральных при назначении следующих выездных проверок не учитывается. Ведь камеральные проверки проводятся в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Как правило, налоговые органы стараются проводить выездные налоговые проверки сразу за календарный год и по всем налогам и сборам, так как комплексный подход является более целесообразным с точки зрения эффективности контрольных мероприятий. Кроме того, налоговые органы учитывают, что они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Камералка по-французски

Во Франции в год проверяется примерно 45 000 деклараций от организаций. Имеющаяся в базе информация сравнивается со сведениями, содержащимися в представленном отчете. При обнаружении каких-либо расхождений инспектор вправе затребовать у компании объяснения. Если таковые проверяющих не удовлетворят, то они могут потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более внимательной проверки. Отметим, что в ходе проверки в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации небезупречны. В результате налоговики применяют различные санкции. Так, за просрочку представления отчета взимается штраф в размере 9 процентов в год от просроченной суммы. Если выявлены умышленные действия по сокрытию доходов, то штраф будет 40—80 процентов от суммы налога.
Подготовила Елена Полянских

Беседу провела
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

1 п. 7 ст. 88 НК РФ
2 п. 6 ст. 88 НК РФ
3 п. 7 ст. 88 НК РФ
4 п. 8 ст. 88 НК РФ
5 п. 9 ст. 88 НК РФ
6 подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ
7 ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
8 п. 1 ст. 126 НК РФ
9 определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О
10 утв. приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]
11 ст. 101 НК РФ
12 п. 2 ст. 126 НК РФ

Срок камеральной проверки декларации по налогу на прибыль

Какой срок проведения камеральной проверки по налогу на прибыль?

Порядок проверочных мероприятий зафиксирован в статье 88 Налогового кодекса.

В ходе «камералки» отслеживают даты подачи декларации, полноту заполнения данных, сопоставляют цифры.

Сроки камеральной проверки по налогу на прибыль организаций не более трех месяцев. Период подсчитывают с даты направления отчета.

Ревизии проводят не сплошным методом. Ревизионные действия не продлевают. Продление предусмотрено в случаях подачи уточненных отчетов за день до завершения «камералки». Организуют следующую ревизию, даты коей фиксируют, считая три месяца от даты направления «уточненки». Проверку декларации по налогу на прибыль проводят за отчетный период.

При выявлении недочетов, доказать которые нельзя в ходе «камералки», сотрудник инспекции оформляет докладную о создании выездной ревизии.

Срок камеральной проверки декларации по налогу на прибыль 3 месяца. В ходе контрольных действий проверяют выдерживание дат предоставления отчетов, полноты внесения данных. Сам процесс организуют по завершению отчетного периода.

[3]

Задача сотрудников ФНС – контроль за корректностью подсчета налоговой базы. Мероприятие включает период, прописанный в отчете. Документ, который используют налоговики при контроле – это отчетность о доходах. Проверку декларации по налогу на прибыль разрешено проводить вторично.

При обнаружении ошибок или нестыковок данных, фирме предлагают дать пояснения и подтвердить документами цифры отчета.

Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций

Проводится ли камеральная проверка в случае, если декларация не была представлена в налоговый орган? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Недавно ФНС России выпустила письмо с контрольными соотношениями для проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (письмо ФНС России от 14 июля 2015 г. № ЕД-4-3/[email protected] «О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций»). Письмо предназначено в первую очередь для налоговых инспекторов, принимающих налоговые декларации и проводящих камеральные проверки. Но и налогоплательщики могут самостоятельно им воспользоваться как при заполнении декларации, так и при проверке уже сданной отчетности.

Полный перечень контрольных соотношений можно найти в письме ФНС России, мы же рассмотрим наиболее интересные и полезные из них.

Лист 02 «Расчет налога»

Порядок заполнения большинства строк этого листа уже прописан в декларации: в конце наименования строки в скобках указывается, из какой строки какого листа декларации нужно взять сведения. Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Строка 090 «Суммы льгот, предусмотренных законодательством РФ». Если в этой строке организация отразила сведения по применяемым льготам, то как прописано в письме ФНС России о контрольных соотношениях, налоговые инспекторы обязаны будут запросить документы, подтверждающие право применения льготы. Поскольку на выполнение требования налогового органа организации отводится всего 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), то лучше заранее подготовить необходимую документацию.

Читайте так же:  Как меняется пенсия работающим пенсионерам

Строки «Налоговая база для исчисления налога» (стр. 120, 130) и «Ставка налога» (стр. 140-170). Если организация является участником региональных инвестиционных проектов, резидентом особой экономической зоны или субъект федерации, в котором она зарегистрирована, снизил налоговую ставку, зачисляемую в региональный бюджет, то налоговая инспекция уделит внимание порядку заполнения этих строк.

Если налоговая база полностью получена от инвестпроектов, в регионе со сниженной ставкой или в особой экономической зоне (стр. 130 = стр. 120), то ставка налога (стр. 140) складывается из ставки налога в федеральный бюджет (ст. 150) и ставки налога в бюджет субъекта РФ, понизившего ставку (стр. 170). А вот в случае, когда в общей сумме налоговой базы присутствуют и доходы не от инвестдеятельности или полученные в прочих субъектах РФ (то есть стр. 130 ФОРМЫ

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (КНД 1151006)

Отчет о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик)

Для организаций-страховщиков предусмотрена и междокументарная проверка некоторых показателей налоговой отчетности с бухгалтерской. Так, сумма доходов от реализации, указанных в строке 010 Листа 02 декларации по прибыли должна быть не меньше суммы полученных страховых премий по страхованию жизни (стр. 1100 формы № 2-страховщик, утв. приказом Минфина России от 27 июля 2012 г. № 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков») и заработанных страховых премий по иным видам страхования (стр. 2100 формы № 2-страховщик), указанных в Отчете о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик). Такое правило основывается на порядке учета доходов от реализации, указанном в п. 1-2 ст. 293 НК РФ.

Что касается внереализационных доходов (стр. 020 Листа 02), то они должны быть больше суммы трех составляющих: отраженной в Отчете о прибылях и убытках страховщика суммы изменения страховых резервов по страхованию жизни (стр. 1500 формы № 2-страховщик), изменения иных страховых резервов (стр. 2300 формы № 2-страховщик), а также изменения резервов убытков (стр. 2240 формы № 2-страховщик).

Приложение № 4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»

В соответствии с законодательством уменьшить базу можно либо на всю сумму убытка, либо на ее часть, перенеся оставшуюся часть на следующие налоговые периоды (п. 1 ст. 283 НК РФ). Поэтому стоит помнить, что по стр. 150 «Сумма убытка или часть убытка» отражается полученный налогоплательщиком убыток не в полном размере, а только в той сумме, которая не превысит налоговую базу налогового периода. То есть значение стр. 150 не должно превышать значение стр. 140 «Налоговая база за отчетный (налоговый) период».

Если же налоговая база за отчетный период (стр. 140) будет равна нулю, то и сумма убытка, отражаемая по стр. 150, также должна быть нулевой.

Приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения»

Данное приложение предназначено для расчета и распределения суммы налога между обособленными подразделениями организации. Начать проверку его заполнения лучше со сравнения данных строк этого приложения с информацией, указанной в Листе 02. Так, налоговая база, по стр. 030 Приложения № 5 должна совпадать с налоговой базой, отраженной в стр. 120 Листа 02. А в стр. 031 Приложения № 5 не должны попасть сведения из приложений, заполненных по закрытым обособленным подразделениям (суммируются показатели только тех приложений, у которых в строке «Расчет составлен» не проставлен код «3»). Также сумма долей налоговой базы, указываемых по стр. 040, должна быть равной 100 при сложении показателей по всем обособленным подразделениям, у которых в этом приложении в строке «Расчет составлен» указаны коды «1», «2» и «4».

Если организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи, то сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), должна равняться сумме налога (стр. 070 Приложения № 5), уменьшенной на выплаченный за границей налог (стр. 090 Приложения № 5), и ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в следующем за отчетным периодом квартале (стр. 120 Приложения № 5) (п. 1-2 ст. 286 НК РФ).

В случае, когда налогоплательщик уплачивает авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, равенство будет другим: сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), равна разнице между суммой налога за предыдущий отчетный период (стр. 070 Приложения № 5) и суммой налога, выплаченной за пределами России и засчитываемой в уплату налога тоже за предыдущий отчетный период (стр. 090 Приложения № 5).

Лист 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)» Раздел А. «Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации)

ФОРМЫ

Отчет о движении денежных средств

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Показатели этого листа можно сравнить с данными Отчета о движении денежных средств (Форма № 4). Так, если значение по строке «на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)» Формы № 4 (или стр. 3220 Формы № 4-страховщик для организаций-страховщиков) больше нуля, то и сумма строк 110 и 120 (сумма налога начисленная с дивидендов, выплаченных в предыдущие отчетные периоды и в последний квартал отчетного периода) также должна быть положительной.

Бывает так, что уже после подачи декларации организация замечает неточность или ошибку в отчетности. Чтобы разобраться с последствиями этого, нужно прежде всего понять, является ли она грубой, то есть приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате, или несущественной – не влияющей на размер уплачиваемого налога. В первом случае организация обязана подать уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ), причем чем быстрее она это сделает, тем лучше. Ведь если успеть исправить ошибку до истечения срока уплаты налога и до того момента, как сама налоговая сообщит об этой ошибке организации, то никакие штрафы, предусмотренные ст. 120 НК РФ или ст. 122 НК РФ, платить не придется (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Читайте так же:  Платит ли банк налог с депозита

Если же ошибку нашли уже после истечения срока уплаты налога, но до обнаружения ее налоговым инспектором или до вынесения решения о проведении налоговым органом выездной проверки по этому налогу и за этот период, то организация также может избежать штрафов, если уплатит самостоятельно необходимую сумму налога и соответствующие пени, а затем подаст уточненную декларацию (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Обращаем внимание, что для освобождения от штрафа обязательно нужно заплатить сумму пеней. Это не раз подчеркивалось как Минфином России, так и судами (Определение КС РФ от 7 декабря 2010 г. № 1572-О-О, письмо Минфина России от 12 августа 2013 г. № 03-02-07/1/32578). При этом уплатить налог и пени нужно будет до подачи уточненной декларации, поскольку в обратном случае в карточке расчетов с бюджетом автоматически отразится недоимка.

Если же инспекторы уже начали проверку декларации, то при обнаружении грубой ошибки они должны направить налогоплательщику требование о предоставлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ). После этого у налогоплательщика будет пять рабочих дней для того, чтобы выполнить требование налоговой инспекции. Если по рассмотрении представленных пояснений и подтверждающих документов налоговики сочтут, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство, то будет составлен акт проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). В нем будет указана сама ошибка, обоснование позиции налоговой инспекции, подлежащая уплате сумма налога, а также начисленные пени и штрафы за неуплату полной суммы налога в срок.

Что касается несущественной ошибки, которая не влияет на размер подлежащего уплате в бюджет налога, то она не влечет начисление штрафа вне зависимости от того, когда и кем она была обнаружена. Однако налогоплательщик все же вправе подать уточненную декларацию и в этом случае (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы

«Российский налоговый курьер», 2005, N 11

Основная форма контрольной работы налоговых органов — это камеральная налоговая проверка. Такой проверке подлежат все налогоплательщики. О совершенствовании этой сферы деятельности налоговиков, а также о перспективах ее развития пойдет речь в статье.

Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения. Такие налогоплательщики впоследствии будут подвергнуты выездной налоговой проверке.

Выездные проверки обычно проводятся один раз в два — три года, а камеральные — не реже одного раза в квартал. Иными словами, периодичность проведения последних связана с отчетными периодами по налогам.

Выездные налоговые проверки должны базироваться на данных камеральных проверок. Это и понятно, ведь объектом исследования выездной проверки являются слабые места и нестыковка данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе камеральной проверки. Это лишний раз подтверждает, что эффективность проведения камеральных проверок как инструмента систематического и сплошного контроля необходимо повышать.

Общие положения о камеральных проверках

Напомним основные положения ст. 88 Налогового кодекса о проведении камеральных налоговых проверок. Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

  • налоговых деклараций;
  • документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, которые представил налогоплательщик;
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если в результате проверки в представленных документах выявлены ошибки в заполнении или расхождения в показателях, об этом нужно сообщить налогоплательщику и потребовать внесения соответствующих исправлений в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика дополнительных сведений, а также объяснений и документов, которые подтверждали бы правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Совершенствование камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль

Камеральная проверка деклараций по налогу на прибыль проводится налоговым органом, как правило, по следующим направлениям:

  • сопоставление отдельных показателей бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам с показателями декларации по налогу на прибыль;
  • сопоставление отдельных показателей декларации по налогу на прибыль между собой;
  • проверка отдельных показателей декларации на предмет их соответствия нормам действующего законодательства о налоге на прибыль организаций.

Безусловно, налоговые органы могут расширить перечень направлений проведения камеральных проверок.

Кроме того, при проведении камеральной проверки крайне важен экономический анализ деклараций. Его цель — выявить причины, которые повлияли на величину финансово-экономических показателей и, как следствие, на размер налоговой базы. Результаты такого анализа позволяют спланировать дальнейшие действия налогового органа при подготовке и проведении выездных налоговых проверок.

Не лишним будет и анализ среднестатистических показателей финансово-хозяйственной деятельности по отрасли, в которой занят налогоплательщик. Значительное отклонение от этих показателей свидетельствует о том, что декларацию налогоплательщика следует проверить более тщательно. В нормальной экономической ситуации и при условии, что налогоплательщик действует разумно, подобные резкие скачки сложно объяснить обычаями делового оборота. Доскональное изучение среднестатистических показателей должно стать непременным атрибутом проверок (особенно камеральных) крупнейших и основных налогоплательщиков.

Остановимся подробнее на проверке отчетности крупнейших налогоплательщиков. При осуществлении мер налогового контроля в отношении указанной категории налогоплательщиков большое значение имеет использование информации из внешних источников и косвенных методов определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Внешним источником информации могут служить организации, снабжающие налогоплательщиков энерго-, тепло- и водоресурсами. Налоговые органы должны использовать подобную информацию для анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков при выборе объектов проверок или как дополнительный фактор при подготовке доказательной базы, свидетельствующей о занижении или сокрытии объектов налогообложения.

Примечание. Проблемы и планируемые изменения

Налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков представления первичных документов. Надо сказать, что в истребовании таких документов ничего предосудительного нет. Но на практике, как правило, запрашивается множество первичных документов, а анализируется только часть из них. Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок. Поэтому, прежде чем запрашивать у налогоплательщика именно первичные документы, следует убедиться в их необходимости.

Читайте так же:  Социальная пенсия и ее правила

Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

Во-первых, планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов. Наконец, необходимо закрепить на законодательном уровне требование о том, что результаты камеральных проверок при обнаружении налоговых правонарушений должны оформляться актом.

Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.

Основная трудность, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения.

Другими источниками внешней информации являются органы статистики, кредитные учреждения, лицензирующие и таможенные органы, миграционная служба, МВД России, валютные и фондовые биржи и др. В качестве свидетелей можно привлекать и физических лиц.

Так, запросы о движении денежных средств по расчетным счетам в банки, которые обслуживают организации, не представляющие отчетность (либо представляющие «нулевую» отчетность), позволяют привлекать к налоговой ответственности данную категорию налогоплательщиков.

Нередко налоговые органы используют материалы встречных налоговых проверок контрагентов проверяемых организаций (в том числе материалы, представляемые банками). Причем организация и ее контрагенты могут находиться как в одном, так и в разных регионах. Как показывает практика проведения встречных проверок, зачастую сведения о запрашиваемых контрагентах отсутствуют в базе данных ЕГРЮЛ.

[1]

Достаточно распространенным способом увеличения расходов в целях занижения налогооблагаемой базы является использование подставных фирм. В этом случае при наличии так называемых фиктивных затрат у налогового органа есть все основания не признать их расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, и доначислить налог. Если фирмы-контрагента не существует, суды поддерживают позицию налоговых органов о непринятии расходов и доначислении налога на прибыль.

Как видим, при проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов. Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизированно.

После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации.

Углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное — сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.

Советник налоговой службы РФ

Управление налогообложения прибыли (дохода)

Какие документы могут требовать при камеральной и встречной проверках

Е. А. Скаковская, руководитель налоговой практики КГ «НЕОТАКС»

На практике налоговики при камеральной и встречной проверках запрашивают даже те документы, которые требовать не вправе. Часто требования бывают необоснованными. Что на них ответить? Ситуации и образцы – в статье.

Что налоговики вправе проверить

Контролеры могут потребовать документы и провести другие необходимые мероприятия.

Дополнительный контроль бумаг при камералке

Инспекторы проверяют каждую декларацию и расчет.

Камеральная проверка длится три месяца (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Если возникнут вопросы, придется потратить немало времени на письменные пояснения. Когда доказать свою правоту компании не удастся, ей грозят санкции. В каких случаях инспекторы проявят к вам повышенный интерес? Ситуации – в таблице:

Основания для дополнительного контроля в ходе камеральной проверки

Особенно тщательно проверяют декларации по НДС. В письме от 10 августа 2015 г. № СД-4-15/[email protected] налоговая служба сообщила, что сверяет данные из деклараций, журналов учета и книг покупок (продаж) разных налогоплательщиков по одним и тем же операциям.

Если окажется, что налог компания недоплатила, то проверяющие запросят дополнительные документы (см. таблицу): книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур.

Напомним: обязанность вести журнал учета счетов-фактур установлена, в частности, для застройщиков (п. 3.1 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Иные мероприятия

Кроме того, налоговики могут на основании отдельного постановления:

  • допросить свидетелей (ст. 90 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411);
  • назначить экспертизу, привлечь специалиста, переводчика (ст. 95–97 кодекса, п. 5 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690);
  • осмотреть территорию, помещения, предметы. Но это возможно только при проверке декларации по НДС. И только в трех случаях: когда заявили налог к возмещению либо занизили к уплате или завысили сумму возмещения.

Требования при встречной проверке

Например, у вас могут попросить документы о деятельности вашего партнера, декларацию которого проверяют (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

При этом в Налоговом кодексе ограничений по периоду, к которым относятся требуемые документы или к их перечню, нет.

Подрядная организация (ООО «Подрядчик») занимается монтажными работами. ИФНС запросила у нее информацию и документы по договору подряда с заказчиком – ООО «Квартал». Это было вне рамок проверки подрядчика, что было прописано в требовании. При этом налоговики также интересовались данными о деятельности ООО «Квартал». В требовании были вопросы о фактических видах его деятельности, дате снятия с учета в связи с ликвидацией, среднесписочной численности работников контрагента, наименовании иных партнеров-подрядчиков и т. д.

Поскольку часть вопросов, содержащихся в требовании, была некорректна и инспекция вышла за пределы своей компетенции, ответив на вопросы, касающиеся договора подряда, компания направила в инспекцию следующий ответ (см. образец).

[2]

Сколько времени есть на то, чтобы представить документы

У компании потребовали документы в ходе камеральной проверки? Представить их нужно в течение 10 рабочих дней. Для консолидированной группы налогоплательщиков отведено 20 дней (п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Ну а по встречной проверке налоговики дают всего пять рабочих дней. Если не успеваете, надо письменно сообщить об этом инспекции в течение следующего дня после того, как вы получили требование. Укажите причину и попросите отсрочку – сообщите, когда сможете сдать документы. Инспекция согласится продлить срок или откажет. Решение налоговики должны принять в течение двух дней.

Читайте так же:  Мои налоги личный кабинет зарегистрироваться

Какая ответственность грозит, если документы не дать

Игнорировать запрос в любом случае нельзя. Надо ответить. Иначе оштрафуют.

Камеральная проверка

Если по требованию инспекторов не дать документы в установленный срок, штраф – 200 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). Тем, кого в течение 12 месяцев уже привлекали за это к ответственности, штраф удвоят (п. 2, 3 ст. 112, п. 4 ст. 114 кодекса). Для руководителя, главбуха предусмотрено еще и административное наказание в виде штрафа в сумме от 300 до 500 руб.

Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 108 Налогового кодекса РФ. Он подтвержден также в письме УФНС России по г. Москве от 17 сентября 2009 г. № 08-15/[email protected] Штрафы определены в пункте 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Встречная ревизия

Вы не передали налоговикам документы о контрагенте или представили не в срок? Ждите штрафов – 10 тыс. руб. для компании (п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ). А для должностных лиц – от 300 до 500 руб. (п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если не сообщить (или сообщить несвоевременно) запрошенную при встречке информацию, к примеру, о конкретной сделке, – штраф 5 тыс. руб. (ст. 129.1, п. 6 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). При повторном таком нарушении в течение календарного года – 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ).

Как отказать налоговикам, если требование незаконно

Инспекция, чтобы получить документы, выставляет компании требование (п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/[email protected] (приложение № 15). В ней перечисляют нужные бумаги и указывают, в какой срок их подать.

При этом нередко требование не соответствует налоговому законодательству. В этом случае организация вправе его не исполнять. Правда, тогда возможен конфликт с налоговиками. Поэтому компания должна быть готова отстаивать свои права. В инспекцию следует направить письменный ответ, в котором расписать причины отказа.

Застройщик (ООО «СтройГрад») получил от инвесторов деньги на строительство торгово-развлекательного комплекса. Для него это целевые средства, которые в доходах не учитывают и налогом на прибыль не облагают (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Учет средств, поступивших и потраченных в рамках целевого финансирования, компания ведет отдельно от других доходов и расходов.

Информацию о средствах инвесторов бухгалтер отразил в листе 07 декларации по налогу на прибыль. Инспекция запросила документы, подтверждающие их целевой характер. В требовании была следующая формулировка.

«В соответствии с п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ необходимо представить документы, подтверждающие право на освобождение от обложения налогом на прибыль денежных средств, отраженных в листе 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за _2015__ год (договор на строительство торгово-развлекательного комплекса; оборотно-сальдовые ведомости по сч. 01, 08; накладные; счета-фактуры; акты о приеме-передаче основных средств; документы, подтверждающие ведение раздельного учета по полученным целевым средствам) в связи с камеральной проверкой налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за _2015_год».

Компания решила, что налоговики не вправе при камеральной проверке требовать у нее такие сведения. По мнению организации, требование незаконно, так как при камеральной проверке инспекторам дано право дополнительно запросить документы, подтверждающие льготу. А компания льготу не заявляла.

Налоговики вправе потребовать необходимые для проверки документы. При камеральной проверке инспекция вправе также запросить у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы (ст. 93, п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим компания отказалась представить документы, направив в ИФНС соответствующее письмо. Образец:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Незаконное требование налоговиков о документах компания вправе не исполнять. Но составить письменный отказ с причинами надо обязательно.

Источники


  1. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

  2. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

  3. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.
  4. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
  5. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
Камеральная проверка налога на прибыль организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here