Как сверить налог на прибыль с налоговой

Самое важное на тему: "Как сверить налог на прибыль с налоговой" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Проверка деклараций по НДС и налогу на прибыль

ФНС России регулярно приводит контрольные соотношения к налоговым декларациям. Причем ранее налоговая служба делала это с пометкой для служебного пользования. Теперь данные соотношения выложены в открытом доступе 1 . О том, как применять эту информацию на практике и что могут означать выявленные несоответствия, расскажет статья.

В конце 2012 года ФНС России сняла пометку «Для служебного пользования» с ряда писем, устанавливающих контрольные соотношения к декларациям 2 . А в первый рабочий день этого года налоговая служба опубликовала на своем сайте «контрольные соотношения показателей» налоговой отчетности. В них содержатся математические и логические формулы по 12 основным налоговым декларациям. Как же самостоятельно использовать данные формулы и проверить декларации? Рассмотрим на примере отчетности по НДС и налогу на прибыль.

Проверяем отчетность: по НДС.
Контрольные соотношения к декларации по налогу на добавленную стоимость 3 установлены письмом ФНС России от 19 августа 2010 года № ШС-38-3/459дсп@. Рассмотрим, как налоговая служба предлагает увязывать показатели отчетности по НДС.

Первое соотношение
Проверяют строки 150 и 130 раздела 3 декларации по НДС. Если они больше 0, то строка 110 этого же раздела должна равняться строке 150. В случае если контрольное соотношение не выполняется, то, возможно, произошло занижение суммы НДС, подлежащей восстановлению*. Обратите внимание, что строки 150 и 110 раздела 3 заполняются, если принимались к вычету НДС с авансов. Вследствие чего после получения товара от поставщика необходимо восстановить данные суммы налога. В случае если этого не сделать, то возможно нарушение требований подпункта 3 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.

Второе соотношение
Графа 3 строки 200 раздела 3 должна быть меньше или равна сумме граф 5 по строкам 010, 020, 030, 040. В случае если контрольное соотношение не выполняется, то возможны два вида нарушений:

  • налоговые вычеты не обоснованы 4 . Например, была допущена ошибка, когда налогоплательщик принял к вычету НДС с полученной предоплаты, но товары покупателю еще не поставил;
  • налоговая база занижена, так как суммы отработанных авансов не включены в реализацию 5 .

Третье соотношение
Графа 3 строки 2110 «Выручка» отчета о прибылях и убытках должна быть меньше либо равна следующей величине, рассчитанной на основании раздела 3 декларации:
сумма граф 3 по строкам 010, 020, 030, 040, 050 – сумма граф 5 по строкам 030, 040, 050

Если это соотношение не выполняется, то возможно занижение налоговой базы по НДС 6 .
Таким образом, с помощью контрольных соотношений проверяются взаимосвязи не только показателей внутри самой декларации по НДС, но и показателей декларации с данными других форм отчетности.

. и по налогу на прибыль
Письмом ФНС России от 3 июля 2012 года № АС-5-3/815дсп@ установлены контрольные соотношения декларации по налогу на прибыль 7 .
Рассмотрим основные из них.

Если в отчете о движении денежных средств значение строки 4322 больше 0, то сумма строк 110 и 120 листа 03 декларации по налогу на прибыль должна быть также больше нуля.
В случае невыполнения этого соотношения проверяют заполнение листа 03 декларации при удержании налога с дивидендов, выплаченных учредителям.
Особое внимание стоит уделить тому, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Например, в налоговом учете разрешено начислять амортизационную премию 8 . В то же время в бухгалтерском учете такой порядок списания части стоимости основных средств не предусмотрен. Однако если из бухгалтерской отчетности либо пояснений к ней не будет прослеживаться поступление основных средств, а в декларации амортизационная премия заявлена (строки 042 и 043 Приложения № 2 к листу 02), то нужно быть готовым к претензиям налоговиков.
При проведении самостоятельной проверки деклараций могут обнаружиться явные расхождения в отчетности, которые, по вашему мнению, в действительности не являются ошибкой. В данном случае рекомендуем приложить к декларации пояснительную записку для налоговиков, чтобы в дальнейшем избежать необоснованных претензий и вопросов с их стороны.

Как сверить налог на прибыль с налоговой

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По итогам сверки начисленных (уплаченных) платежей по налогу на прибыль с налоговым органом выявлена разница. Организация не будет уведомлять налоговый орган о наличии расхождений и хочет привести данные своего учета в соответствие с данными налогового органа. Предположительно, возникшая разница обусловлена тем, что в 2010, 2011, 2012 годах организация не засчитывала авансовые платежи по налогу на прибыль в счет уплаты налога по итогам года, тем самым переплатив налог на прибыль за указанные периоды. Организация приняла решение вернуть эту переплату.
Как отразить переплату в бухгалтерском и налоговом учете? Подлежит ли она обложению налогом на прибыль?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

[1]

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций

Проводится ли камеральная проверка в случае, если декларация не была представлена в налоговый орган? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Недавно ФНС России выпустила письмо с контрольными соотношениями для проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (письмо ФНС России от 14 июля 2015 г. № ЕД-4-3/[email protected] «О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций»). Письмо предназначено в первую очередь для налоговых инспекторов, принимающих налоговые декларации и проводящих камеральные проверки. Но и налогоплательщики могут самостоятельно им воспользоваться как при заполнении декларации, так и при проверке уже сданной отчетности.

Читайте так же:  Федеральные органы осуществляющие пенсионное обеспечение

Полный перечень контрольных соотношений можно найти в письме ФНС России, мы же рассмотрим наиболее интересные и полезные из них.

Лист 02 «Расчет налога»

Порядок заполнения большинства строк этого листа уже прописан в декларации: в конце наименования строки в скобках указывается, из какой строки какого листа декларации нужно взять сведения. Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Строка 090 «Суммы льгот, предусмотренных законодательством РФ». Если в этой строке организация отразила сведения по применяемым льготам, то как прописано в письме ФНС России о контрольных соотношениях, налоговые инспекторы обязаны будут запросить документы, подтверждающие право применения льготы. Поскольку на выполнение требования налогового органа организации отводится всего 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), то лучше заранее подготовить необходимую документацию.

Строки «Налоговая база для исчисления налога» (стр. 120, 130) и «Ставка налога» (стр. 140-170). Если организация является участником региональных инвестиционных проектов, резидентом особой экономической зоны или субъект федерации, в котором она зарегистрирована, снизил налоговую ставку, зачисляемую в региональный бюджет, то налоговая инспекция уделит внимание порядку заполнения этих строк.

Если налоговая база полностью получена от инвестпроектов, в регионе со сниженной ставкой или в особой экономической зоне (стр. 130 = стр. 120), то ставка налога (стр. 140) складывается из ставки налога в федеральный бюджет (ст. 150) и ставки налога в бюджет субъекта РФ, понизившего ставку (стр. 170). А вот в случае, когда в общей сумме налоговой базы присутствуют и доходы не от инвестдеятельности или полученные в прочих субъектах РФ (то есть стр. 130 ФОРМЫ

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (КНД 1151006)

Отчет о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик)

Для организаций-страховщиков предусмотрена и междокументарная проверка некоторых показателей налоговой отчетности с бухгалтерской. Так, сумма доходов от реализации, указанных в строке 010 Листа 02 декларации по прибыли должна быть не меньше суммы полученных страховых премий по страхованию жизни (стр. 1100 формы № 2-страховщик, утв. приказом Минфина России от 27 июля 2012 г. № 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков») и заработанных страховых премий по иным видам страхования (стр. 2100 формы № 2-страховщик), указанных в Отчете о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик). Такое правило основывается на порядке учета доходов от реализации, указанном в п. 1-2 ст. 293 НК РФ.

Что касается внереализационных доходов (стр. 020 Листа 02), то они должны быть больше суммы трех составляющих: отраженной в Отчете о прибылях и убытках страховщика суммы изменения страховых резервов по страхованию жизни (стр. 1500 формы № 2-страховщик), изменения иных страховых резервов (стр. 2300 формы № 2-страховщик), а также изменения резервов убытков (стр. 2240 формы № 2-страховщик).

Приложение № 4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»

В соответствии с законодательством уменьшить базу можно либо на всю сумму убытка, либо на ее часть, перенеся оставшуюся часть на следующие налоговые периоды (п. 1 ст. 283 НК РФ). Поэтому стоит помнить, что по стр. 150 «Сумма убытка или часть убытка» отражается полученный налогоплательщиком убыток не в полном размере, а только в той сумме, которая не превысит налоговую базу налогового периода. То есть значение стр. 150 не должно превышать значение стр. 140 «Налоговая база за отчетный (налоговый) период».

Если же налоговая база за отчетный период (стр. 140) будет равна нулю, то и сумма убытка, отражаемая по стр. 150, также должна быть нулевой.

Приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения»

Данное приложение предназначено для расчета и распределения суммы налога между обособленными подразделениями организации. Начать проверку его заполнения лучше со сравнения данных строк этого приложения с информацией, указанной в Листе 02. Так, налоговая база, по стр. 030 Приложения № 5 должна совпадать с налоговой базой, отраженной в стр. 120 Листа 02. А в стр. 031 Приложения № 5 не должны попасть сведения из приложений, заполненных по закрытым обособленным подразделениям (суммируются показатели только тех приложений, у которых в строке «Расчет составлен» не проставлен код «3»). Также сумма долей налоговой базы, указываемых по стр. 040, должна быть равной 100 при сложении показателей по всем обособленным подразделениям, у которых в этом приложении в строке «Расчет составлен» указаны коды «1», «2» и «4».

Если организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи, то сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), должна равняться сумме налога (стр. 070 Приложения № 5), уменьшенной на выплаченный за границей налог (стр. 090 Приложения № 5), и ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в следующем за отчетным периодом квартале (стр. 120 Приложения № 5) (п. 1-2 ст. 286 НК РФ).

В случае, когда налогоплательщик уплачивает авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, равенство будет другим: сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), равна разнице между суммой налога за предыдущий отчетный период (стр. 070 Приложения № 5) и суммой налога, выплаченной за пределами России и засчитываемой в уплату налога тоже за предыдущий отчетный период (стр. 090 Приложения № 5).

Лист 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)» Раздел А. «Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации)

ФОРМЫ

Отчет о движении денежных средств

Показатели этого листа можно сравнить с данными Отчета о движении денежных средств (Форма № 4). Так, если значение по строке «на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)» Формы № 4 (или стр. 3220 Формы № 4-страховщик для организаций-страховщиков) больше нуля, то и сумма строк 110 и 120 (сумма налога начисленная с дивидендов, выплаченных в предыдущие отчетные периоды и в последний квартал отчетного периода) также должна быть положительной.

Бывает так, что уже после подачи декларации организация замечает неточность или ошибку в отчетности. Чтобы разобраться с последствиями этого, нужно прежде всего понять, является ли она грубой, то есть приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате, или несущественной – не влияющей на размер уплачиваемого налога. В первом случае организация обязана подать уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ), причем чем быстрее она это сделает, тем лучше. Ведь если успеть исправить ошибку до истечения срока уплаты налога и до того момента, как сама налоговая сообщит об этой ошибке организации, то никакие штрафы, предусмотренные ст. 120 НК РФ или ст. 122 НК РФ, платить не придется (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Читайте так же:  Какие налоги можно не платить пенсионерам

Если же ошибку нашли уже после истечения срока уплаты налога, но до обнаружения ее налоговым инспектором или до вынесения решения о проведении налоговым органом выездной проверки по этому налогу и за этот период, то организация также может избежать штрафов, если уплатит самостоятельно необходимую сумму налога и соответствующие пени, а затем подаст уточненную декларацию (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Обращаем внимание, что для освобождения от штрафа обязательно нужно заплатить сумму пеней. Это не раз подчеркивалось как Минфином России, так и судами (Определение КС РФ от 7 декабря 2010 г. № 1572-О-О, письмо Минфина России от 12 августа 2013 г. № 03-02-07/1/32578). При этом уплатить налог и пени нужно будет до подачи уточненной декларации, поскольку в обратном случае в карточке расчетов с бюджетом автоматически отразится недоимка.

Если же инспекторы уже начали проверку декларации, то при обнаружении грубой ошибки они должны направить налогоплательщику требование о предоставлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ). После этого у налогоплательщика будет пять рабочих дней для того, чтобы выполнить требование налоговой инспекции. Если по рассмотрении представленных пояснений и подтверждающих документов налоговики сочтут, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство, то будет составлен акт проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). В нем будет указана сама ошибка, обоснование позиции налоговой инспекции, подлежащая уплате сумма налога, а также начисленные пени и штрафы за неуплату полной суммы налога в срок.

Что касается несущественной ошибки, которая не влияет на размер подлежащего уплате в бюджет налога, то она не влечет начисление штрафа вне зависимости от того, когда и кем она была обнаружена. Однако налогоплательщик все же вправе подать уточненную декларацию и в этом случае (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

У современных выездных проверок есть свои нюансы и отличительные особенности. Налогоплательщику лучше узнать о них заранее, чтобы встретить инспекторов во всеоружии. Чтобы разобраться во всех тонкостях, мы изучили два документа: рекомендации по проведению выездных налоговых проверок (приведены в письме ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/[email protected]) и рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (приведены в письме ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/[email protected]). Самые интересные с практической точки зрения моменты мы осветили в этой статье.

Что такое предпроверочный анализ

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок». К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские. Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей. Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию. Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам. Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается. Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной. Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации. На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Читайте так же:  Выплата пенсии нпф благосостояние в мае

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним. К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч. При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку. Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства. Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции. Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме. Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен. При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

[3]

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.

Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?

Проверка налога на прибыль – необходимое условие для успешной сдачи отчетности. Налоговые органы осуществляют камеральную проверку налога на прибыль не только логически, но и во взаимосвязи с другими отчетными материалами. Любые выявленные при проверке неувязки приводят к требованию о предоставлении дополнительных пояснений. Рассмотрим, на какие моменты при составлении декларации по прибыли необходимо обратить особое внимание и как подготовиться к камеральной проверке по налогу на прибыль.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Налогоплательщикам, представляющим декларации по прибыли, следует обратить внимание на следующие положения этого порядка.

1. Проверке подлежит только представленная в налоговый орган декларация (п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако если декларация не представлена, налоговый орган вправе камерально в те же сроки проверить информацию о налогоплательщике по имеющимся у него источникам (п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) и без уведомления налогоплательщика.

3. Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с даты представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

4. При получении декларации с убытком, выявлении ошибок, расхождений и несоответствий с другими сведениями налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений по выявленным несоответствиям или внесении соответствующих исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

5. Пояснения должны быть представлены налоговому органу любым доступным организации способом в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

6. В подтверждение данных, входящих в пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно предоставить бухгалтерские и налоговые регистры, а также любые другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Сколько будет платить алименты неработающий отец

7. Если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за проверяемый период, то срок камеральной проверки начинает отсчитываться заново от даты представления уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

8. Если уточненная декларация представлена по истечении 2 лет после срока, установленного для сдачи этой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период, и налог в ней начислен в меньшей сумме или увеличена сумма убытка, то налоговый орган вправе истребовать не только пояснения, но и первичные документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

9. У налогоплательщиков, пользующихся льготами, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение такой льготы (пп. 6 и 12 ст. 88 НК РФ).

Если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены, то камеральная проверка автоматически завершается без составления каких-либо дополнительных документов. Если же налоговики выявили в декларации ошибки и/или противоречия, далее применяется особый порядок взаимодействия контролеров и налогоплательщика (см. далее).

Что делать налогоплательщику при выявлении в декларации ошибок и противоречий

Если, несмотря на представленные пояснения и дополнительные мероприятия налогового контроля, налоговый орган считает нарушение выявленным, то в течение 10 рабочих дней с даты завершения проверки им составляется акт камеральной налоговой проверки. Акт должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней после даты составления.

В течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить возражения на акт камеральной проверки. Возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений. По результатам этого рассмотрения может быть вынесено решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Руководителем налогового органа может быть вынесено также решение о продлении сроков проверки (на срок не более 1 месяца) и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

С учетом изложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по прибыли перед сдачей ее в налоговые органы и готовность к представлению исчерпывающих пояснений в ответ на запрос налоговых органов.

Как считать налог на прибыль, узнайте здесь.

Ключевые моменты проверки налога на прибыль

Остановимся на наиболее важных моментах, имеющих место при проверке налога на прибыль у большинства организаций. Ссылки на строки декларации по прибыли мы приводим применительно к ее форме, утвержденной приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/[email protected]

1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, суммам, рассчитанным в соответствующих приложениях к листу 02. При автоматическом заполнении в бухгалтерской программе и в системах электронной сдачи отчетности такая проверка обычно присутствует.

2. Если заявлена льгота по налогооблагаемой базе или снижена ставка, налогоплательщик должен быть готов к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот.

3. Доходы от реализации в ходе проверки по налогу на прибыль обычно сверяются налоговыми органами с доходами, отраженными в декларации (или в декларациях – с учетом сопоставимости периодов) по НДС.

В сравнении с декларацией по НДС могут возникать вопросы в следующих случаях:

4. Пояснений потребует общий убыток отчетного периода и убытки, отраженные в приложении 3 к листу 02 (в частности, убытки от объектов обслуживающих производств и хозяйств, от реализации амортизируемого имущества, от реализации права требования долга).

5. При заполнении данных по начисленным за отчетный (налоговый) период авансовым платежам (строки 210, 220, 230 листа 02) необходимо проверить наличие уточненных деклараций, которые могут повлиять на сумму авансовых платежей.

6. Если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество), то по строке 041 в приложении 2 к листу 02 она должна отразить сумму начисленных за налогооблагаемый период налогов. Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости дополнительных пояснений.

7. Пояснения, скорее всего, будут затребованы налоговыми органами, если организация получает целевое финансирование и заполняет лист 07 декларации по прибыли, особенно в случае отражения в нем значительных сумм.

8. При составлении декларации по прибыли за налоговый период (год) необходимо проверить, увязываются ли данные декларации по прибыли с бухгалтерской отчетностью:

  • сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о прибылях и убытках по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
  • разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах.

9. При расчете распределения платежей по налогу на прибыль и авансовых платежей между обособленными подразделениями (приложение 5 к листу 02) рекомендуется уделить особое внимание следующим моментам:

  • правильности расчета долей налоговой базы;
  • соответствию суммы налоговых баз подразделений общей налоговой базе по организации;
  • расчету авансовых платежей на следующий период, сумма которых для каждого обособленного подразделения определяется умножением общей суммы начисленных на следующий период авансовых платежей по организации на долю налоговой базы подразделения.

В большинстве случаев после исчерпывающих пояснений, не противоречащих данным декларации, вопросы налоговыми органами снимаются. При этом ошибки в заполнении декларации, связанные с неправильным отражением сумм по ее строкам, но не приводящие к искажению итоговой суммы начисленного налога, возможно также объяснить в пояснениях. Уточненная декларация в этом случае не потребуется (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Чтобы без проблем пройти камеральную проверку декларации по налогу на прибыль, заранее проверьте арифметические ошибки и основные контрольные соотношения. Кроме того, будьте готовы представить налоговикам пояснения и документы, если применяете льготы по этому налогу, получили целевое финансирование и др.

Расчет налога на прибыль на примере для чайников

Каждая организация с коммерческим уклоном независимо от сферы деятельности стремится максимизировать прибыль, по которой обязательно должен выплачиваться налог государству. Самостоятельно провести нужный расчет налога на примере будет несложно даже для чайников.

Расчет налога на прибыль – суть бухгалтерской операции для чайников

Налог на прибыль составляет один из ключевых источников для финансирования государственного бюджета. Относится к налогам федерального исчисления и регламентируется соответствующим законодательством.

Налог на прибыль выплачивается в госбюджет с доходов, которые были уменьшены на величину суммы расходов, то есть по следующей формуле:

  • УД – ПНО + ОНА – ОНО = ТНП УР – ПНО + ОНА – ОНО = ТНУ

Данные аббревиатуры расшифровываются таким образом:

  • УД – условная величина доходов;
  • УР – расходы компании;
  • ПНО – постоянное налоговое обязательство;
  • ОНА – отложенные налоговые активы;
  • ОНО – отложенные налоговые обязательства;
  • ТНП – текущий налог прибыли;
  • ТНУ – текущий налоговый убыток.

К налогооблагаемым доходам относятся те, что получает компания вместе с реализацией товаров или услуг, работ собственного производства и приобретенные у других лиц. Исключением являются: положительные курсовые или суммовые разницы, пени или штрафы, безвозмездно полученное имущество, проценты по займам:

Читайте так же:  Возврат налога в аэропорту анталии

Все фирмы платят в бюджет процент от своей прибыли, за исключением тех, которые функционируют по специальным налогам: ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), УСН (упрощенная система).

Плательщиками налога являются все отечественные компании на общей системе и зарубежные, получающие прибыль в государстве или работающие через государственные представительства. Не платят также индивидуальные предприниматели, а также фирмы, участвующие в подготовке значимых событий (олимпиады, мировой чемпионат по футболу и др.):

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

По последним актуальным данным общая ставка по налогу на доходы составляет 20%, из которых 3% по обновленному законодательству идет в общий бюджет, а 17% — в региональный. Минимальная налоговая ставка в 13,5% в федеральный бюджет может быть применимой только для тех предприятий, что трудоустраивают инвалидов, занимаются производством автомобилей, ведут деятельность в особых экономических зонах и выступают в качестве резидентов индустриальных парков и технополисов.

Расчет налога на прибыль — примеры

Фирма за 1-й квартал деятельность дала доход, равный 2 350 000 руб.:

  1. Из этой суммы НДС составляет 357 000 руб.;
  2. Затраты на производство продукции – 670 000 руб.;
  3. Затраты на выплаты заработной платы персоналу – 400 000 руб.;
  4. Взносы на страховые нужды – 104 000 руб.;
  5. Размер амортизации – 70 000 руб.;
  6. Кроме этого, компания выдала другой фирме кредит, по которому получила 40 000 руб. процентов;
  7. Налоговый отчетный убыток за прошлый период составил 80 000 руб.

Рассчитаем по полученным данным прибыль предприятия: ((2 350 000 – 357 000) + 40 000) – 670 000 — 400 000 — 104 000 – 70 000 — 80 000 = 709 000 руб. Исходя из этого, получаем расчет налога на прибыль: 709 000 х 20% = 141 800 руб.

Пример с вариантом по пониженной налоговой ставке

Допустим, компания на ОСН и получила за расчетный период доход 4 500 000 руб., понеся расход 2 700 000 руб. Соответственно, прибыль составит: 4 500 000 – 2 700 000 = 1 800 000 руб. В случае, когда в местности, где функционирует компания, региональная ставка основная и соответствует 17%, в местный бюджет будет заплачено – 1 800 000 х 17% = 306 000 руб., а в федеральный – 1 800 000 х 3% = 54 000 руб. Для пониженной ставки в 13,5% расчеты выполняются так: 1 800 000 х 13,5% = 243 000 руб. – для местного бюджета и 1 800 000 х 3% = 54 000 руб.

Пример расчета с таблицей проводок

В соответствие с отчетностью по форме 2 (о прибылях и убытках), компания указала прибыль в размере 480 000 руб. Издержки и особенности:

  • 1 000 руб. – постоянное налоговое обязательство;
  • 1 200 руб. – отложенный налоговый актив;
  • 28 000 руб. – амортизация, которая была начислена линейным методом;
  • 42 000 руб. – амортизация, начисленная нелинейным способом в целях налогообложения;
  • 14 000 руб. – отложенное налоговое обязательство (42 000 – 28 000).

Данные хозяйственные операции в бух.учете будут отображены такими проводками:

Счет Дт Счет Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
99 68 96 000 (480 000 х 0,2) Условный расход по налогу за календарный год Бухгалтерская справка
99 68 1 000 ПНО Бухгалтерская справка
09 68 1 200 ОНА за календарный год Бухгалтерская справка
68 77 14 000 ОНО Бухгалтерская справка

Подача налоговых деклараций компаниями осуществляется до окончания календарного года. Есть несколько вариантов перечисления налогов: сразу после завершения налогового периода и ежемесячные отчисления по всему сроку.

Заполнение декларации — основные нюансы

Декларация налога на прибыль сдается всеми компаниями на общей системе налогообложения в конце отчетного периода (первый квартал, полгода, 9 месяцев и 1 календарный год). Соответственно, отчетные даты в 2017 г. — это 28 апреля, 28 июля, 28 октября и 28 марта 2018г. Также кодексом предусмотрено предоставление отчетности для некоторых организаций один раз в месяц:

Компании со штатом сотрудников численностью до 100 чел. могут сдавать декларацию в бумажном формате все остальные — в электронном виде. Обязательно должны присутствовать такие листы:

  • Титульный (лист 01);
  • Подраздел 1.1 (раз. 1);
  • Лист 02;
  • Приложения: №1, №2, относящиеся к листу 02.

Все остальные дополнительные листы заполняются при необходимости. В титульном листе нужно заполнить полные данные про отчитывающуюся организацию:

  • КПП и ИНН;
  • Номер корректировки;
  • Отчетный (налоговый) период, по которому заполняется декларация;
  • Код налогового органа, в который будет предоставлена декларация;
  • Полное название компании;
  • Вид деятельности (указание соответствующего кода);
  • Кол-во страниц в декларации;
  • Кол-во дополнительных листов, где есть подтверждение документов либо их копий и другую информацию, которая будет зависеть от рода деятельности организации.

Сумма налога, которую требуется перечислить в бюджет, указывается в разделе 1. Необходимые данные находятся на строках 270-281 в листе 02. В учет берутся авансовые платежи. Так, если компанией в первом квартале в общих бюджет было перечислено 5 000 руб., а налог на прибыль за полгода составлял 8 000 руб., то по итогу полугодия выплачивается сумма в 3 000 руб. (8 000 — 5 000).

В листе 02 отображается налоговая база, определяющаяся как разница между прибылью организации и расходами. В строку 110 указывают убытки предыдущих лет, перенесенные на данный момент. В приложении к этому листу №1 должны быть отображены все доходы, включая внереализационного характера. В приложении №2 указываются все расходы также любого типа.

Добавить комментарий Отменить ответ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источники


  1. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.

  2. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.

  3. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.
  4. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
  5. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
Как сверить налог на прибыль с налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here