Как проверить декларацию по налогу на имущество

Самое важное на тему: "Как проверить декларацию по налогу на имущество" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Составление декларации по налогу на имущество

Форма декларации по налогу на имущество (электронный формат) и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 (далее – приказ № ММВ-7-11/895).

Декларация по налогу на имущество включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;
  • раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;
  • раздел 3 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».

Декларация имеет сквозную нумерацию страниц. Нумерация ведется начиная с титульного листа, вне зависимости от количества листов конкретных разделов декларации.

[2]

В верхней части каждой страницы указывают идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации.
В декларации не приводится наименование и номер налогового органа, в который представляется декларация по налогу на имущество, а дается только его код.

В каждую строку по соответствующей графе заносится только один показатель.
Если данные для заполнения показателя отсутствуют, делают прочерк по всей длине показателя.

Все значения стоимостных показателей декларации даются в полных рублях.

Значения менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Текстовые показатели в ячейках вписывают слева направо заглавными буквами. Целые числовые показатели – также слева направо, при этом в последних пустых ячейках ставится прочерк.

В декларации не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

На каждом листе декларации указывается ИНН и КПП организации. Ячейки, отведенные для ИНН, заполняются слева направо. Поскольку ИНН организации состоит из 10 цифр, в двух последних ячейках, оставшихся свободными, ставится прочерк.

Об этом сказано в пунктах 1.1, 2.3–2.8 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Титульный лист

На титульном листе указывают:

  • номер корректировки (для первичной декларации – «0–», для уточненной – «1–», «2–» и т. д.);
  • отчетный год, за который подается декларация;
  • код налоговой инспекции;
  • код места представления отчетности (в соответствии с приложением 3 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом № ММВ-7-11/895);
  • полное наименование организации;
  • код вида экономической деятельности согласно классификатору ОКВЭД;
  • код формы реорганизации и ИНН/КПП реорганизуемой организации, если имела место реорганизация (приложение 2, п. 2.8 и подп. 1 п. 3.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895);
  • номер контактного телефона организации;
  • количество страниц, на которых составлена декларация;
  • количество приложенных к декларации листов подтверждающих документов (их копий), включая документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителя организации, который сдает декларацию.

Титульный лист должен содержать дату заполнения отчетности, а также подпись лица, заверяющего достоверность и полноту приведенных в ней сведений.

Если это руководитель организации, то приводится его фамилия, имя и отчество, личная подпись, заверенная печатью организации. При этом в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю» проставляется «1».

Если это представитель организации, в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю» проставляется «2». При этом представитель ставит личную подпись, указывает фамилию, имя и отчество, а также вид документа, подтверждающего его полномочия, – доверенность от имени организации. Если представитель – сторонняя организация, то приводится ее наименование, фамилия, имя и отчество сотрудника, который уполномочен заверять отчет от ее лица. Декларацию в этом случае подписывает сотрудник организации-представителя, и она заверяется ее печатью, при этом указываются документы, подтверждающие полномочия организации-представителя (например, договор).

Такой порядок предусмотрен разделом III Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

На титульном листе декларации, которая подается в ИФНС по местонахождению территориально удаленных объектов недвижимости, должен быть КПП:

  • присвоенный организации по месту госрегистрации, если такой объект числится на балансе организации;
  • присвоенный подразделению с отдельным балансом, если такой объект числится на балансе подразделения.

При заполнении других разделов указывается КПП, присвоенный организации (подразделению) той налоговой инспекцией, в которую направляется отчет.

Об этом сказано в пунктах 2.7, 3.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Этот раздел заполняется следующим образом:

  • по строке 010 указывается код ОКАТО по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413. В последние незаполненные ячейки вписывают нули;
  • по строке 020 – КБК по налогу на имущество;
  • по строке 030 – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по кодам КБК и ОКАТО, указанным по строкам 010–020 соответствующего блока. Порядок расчета этого показателя содержится в подпункте 3 пункта 4.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895. Если полученное значение отрицательное, по строке 030 ставится прочерк;
  • по строке 040 – сумма налога к уменьшению по итогам налогового периода. Этот показатель представляет собой разницу между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей по налогу (за минусом суммы налога, уплаченной за пределами территории России в отношении имущества, принадлежащего российской организации, расположенного на территории другого государства). Если полученное значение отрицательное, оно приводится без знака «минус», а если положительное, то принимается равным нулю.

Раздел 1 заполняется отдельно в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет:

  • по местонахождению организации (месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство);
  • по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • по местонахождению недвижимого имущества.

При этом учитываются особенности бюджетного устройства регионов, в которых находится недвижимость.

Раздел 1 должен подписать руководитель организации или другое уполномоченное лицо. Также необходимо поставить дату составления отчетности.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2.4 и разделом IV Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Его заполняют и сдают российские организации и иностранные организации, имеющие в России постоянные представительства. Раздел 2 нужно представить отдельно в отношении:

При составлении раздела 2 указывается код вида имущества, в отношении которого он заполняется:

  • по недвижимому имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения, – «1»;
  • по каждому объекту недвижимого имущества, одновременно расположенного на территории разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ), – «2»;
  • по имуществу, принадлежащему российской организации, расположенному на территории другого государства, где уплачен налог с него, – «4»;
  • по имуществу, созданному или приобретенному резидентом особой экономической зоны в Калининградской области, – «5»;
  • по другим категориям имущества – «3».

В разделе 2 по строкам 020–140 в графах 3–4 указывается остаточная стоимость основных средств (в том числе стоимость льготируемого имущества) за отчетный период. Включаются в декларацию только те основные средства, которые признаются объектом налогообложения. Имущество, таковым не являющееся (в частности, движимое имущество, принятое к учету в 2013 году), в декларации не отражается.

По строке 141 из общей остаточной стоимости основных средств нужно выделить остаточную стоимость объектов недвижимого имущества.

По строке 150 приводится среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, определенная делением суммы строк 020–140 графы 3 на 13.

Читайте так же:  Виды налогов и неналоговых платежей

Если организация пользуется льготой, то по строке 160 записывают код льготы, установленный в приложении 6 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом № ММВ-7-11/895.

Об этом сказано в пунктах 5.1–5.3 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895. Аналогичные разъяснения даны в письмах ФНС России от 12 февраля 2013 г. № БС-4-11/2301, от 13 марта 2012 г. № БС-4-11/4175.

Раздел 3 заполняют и представляют только иностранные организации:

не имеющие постоянных представительств в России;
имеющие представительства в России по имуществу, которое расположено в России, но не связано с их деятельностью через представительства.
Правила составления данного раздела декларации определены в разделе VI Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

ФНС сообщила, как заполнить раздел 2.1 новой формы отчетности по налогу на имущество организаций

Федеральная налоговая служба сообщила, какие номера объектов указать в разделе 2.1 расчета и декларации по налогу на имущество организаций, утвержденных приказом ФНС от 31.03.17 № ММВ-7-21/[email protected] Разъяснения приведены в письме от 03.07.17 № БС-4-21/[email protected]

Напомним, что обновленная форма отчетности дополнена разделом 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости» (см. « Утверждена новая форма декларации по налогу на имущество организаций »). Здесь приводится пообъектная информация о недвижимом имуществе, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости.

Специалисты ФНС разъясняют, что строку 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 декларации нужно заполнять в случае отсутствия информации по строке 010 (кадастровый номер) или строке 020 (условный номер) раздела 2.1 отчетности.

По строке 020 раздела 2.1 можно указать условный номер объекта недвижимости, присвоенный:

  • либо в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения объектам недвижимого имущества условных номеров (утв. приказом Минюста РФ от 08.12.04 № 192);
  • либо в соответствии с Порядком присвоения объектам условных номеров (Приложение № 2 к приказу Минэкономразвития России от 23.12.13 № 765).

При отсутствии информации по строке 010 или строке 020 раздела 2.1 декларации и при отсутствии условного номера объекта недвижимости по строке с кодом 030 (инвентарный номер) указывается инвентарный номер. В качестве такого можно вписать:

  • либо инвентарный номер, присвоенный объекту в соответствии с Методическими указаниями по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.10 N 91н);
  • либо инвентарный номер объекта, присвоенный органами технической инвентаризации (например, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 17.08.06 № 244, приказом Госстроя от 26.08.03 № 322, приказом Госстроя от 29.12.2000 № 308, постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921).

В аналогичном порядке следует заполнять строку с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 налогового расчета по авансовому платежу.

Напомним, что впервые отчитаться по новой форме налоговой декларации организации должны по итогам 2017 года, а новую форму расчета по авансовым платежам нужно будет использовать, начиная с отчетности за I квартал 2018 года. Однако при желании налогоплательщики могут применять новую форму расчета по авансовому платежу по налогу на имущество уже в 2017 году (например, для применения «льготного» коэффициента Кжд). Об этом ФНС сообщала на своем сайте .

Как проверить декларацию по налогу на имущество организаций

Федеральная налоговая служба опубликовала контрольные соотношения показателей форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (утв. приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895).

Налогоплательщики могут использовать их при проверке правильности заполнения декларации.

(Письмо ФНС России от 02.07.2014 № БС-4-11/[email protected])

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Камеральные проверки по имущественным налогам. Особенности, документы, контрольные соотношения

Инесса Назарько, генеральный директор консалтингового центра РосНалог

Генеральный директор консалтингового центра РосНалог, специализирующегося на профессиональных комплексных консалтинговых услугах в сфере налогового права, бухгалтерии и кадрового учета, Инесса Назарько, рассказала нашему порталу о том, в чём заключаются особенности камеральной проверки по имущественным налогам, об основных документах и контрольных соотношениях.

Проверка без выезда

Стоит отметить, что в своей основе камеральный анализ инспекции по налогообложению достаточно структурирован и имеет сходные черты по всем направлениям. В первую очередь, камеральная проверка – это вид налогового контроля, который проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 87 НК РФ). Иными словами — это дистанционное изучение налоговой инспекцией декларации о налогах (для физических лиц) совместно с бухгалтерской отчётностью (для юридически лиц).

«До 1 января 2015 года неукоснительно соблюдалось правило о том, что инспектора камерального отдела не проводят дополнительных проверок по месту нахождения предприятий, однако сейчас выездные проверки редко, но случаются. В основном, они связаны с проверкой декларации по НДС и с выявлением в документах расхождений и противоречий (п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692)»,комментирует Инесса Назарько.

3 месяца на контроль

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах (в случае, если инспекция приняла соответствующее решение). В ходе проверки достаточно копий документов или сведений, изложенных в письме.

Данные из баз

Основной особенностью камеральной проверки по имущественным налогам является использование при анализе документов, предоставляемых налогоплательщиком, данных открытых баз других регистрирующих органов. Инесса Вячеславовна поясняет:

«При начислении налога на прибыль, инспектора камерального отдела руководствуются исключительно данными, представленными в налоговой декларации и бухгалтерской отчётности. Однако при расчёте имущественного налога, в их распоряжении могут быть и базы ГИБДД и Ростехнадзора (для начисления транспортного налога), и база Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (для земельного налога) и т.д. В связи с этим нередки случаи возникновения недоверия со стороны инспекции, из-за неверного указания в отчётности, например, количества движимого имущества».

Предоставление документов

Процедура камеральной проверки непосредственно регулируется статьёй 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой подробно описан и перечень документов, которые необходимо предоставить налогоплательщику для её проведения. Помимо налоговой декларации и бухгалтерской отчётности, это могут быть и различного рода уточняющие и правоустанавливающие документы.

«К примеру, существует водный налог (п. 4 ст. 374 НК РФ), которым облагаются исключительно те предприятия, для функционирования которых необходим забор воды из скважин или близлежащих водоёмов. Водный налог начисляется исходя из объёмов потребления воды, за каждую тысячу кубических метров. В случае, если предприятие использует воду в своём хозяйствовании, помимо указания расхода непосредственно в налоговой декларации, необходимо предоставление лицензии на право добывать воду и, в течение трёхмесячной проверки, камеральный отдел может также запросить журналы забора для проверки соответствия».

Контрольные соотношения

О контрольных соотношениях камеральной проверки по имущественным налогам Инесса Вячеславовна предоставила нам следующие данные:

«В целом, процедура контрольных соотношений в данном случае достаточно стандартизирована. Если в распоряжении камерального отдела несколько отчётностей налогоплательщика, инспектор производит проверку соотношения показателей в том и другом документе. Попытаюсь пояснить на примере. В ходе деятельности предприятий налогом на имущество облагается среднегодовая стоимость основных средств (активов, непосредственно используемых для извлечения прибыли и амортизируемых в заданный предприятием срок). Организация в своей годовой бухгалтерской отчётности, а именно в форме №1 «Баланс предприятия» указывает остаточную стоимость основных средств на 01 января и на 31 декабря отчётного года. Налоговый инспектор, получая налоговую декларацию по налогу на имущество за отчётный год, сравнивает строку «остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12» и строку баланса в бухгалтерской отчётности под названием «Основные средства». В идеале, сумма, указанная в декларации, должна быть той же, что и в бухгалтерской отчётности, или разница между ними должна строго высчитываться по формуле. Если данная сумма ниже или выше, камеральный отдел обращается к налогоплательщику за разъяснениями, которые тот обязан предоставить во избежание конфликтных ситуаций.

Важно отметить, что стоимость основных средств, включённая в налогооблагаемую базу, может быть абсолютно официально ниже той, что указана в бухгалтерской отчётности, в связи с тем, что в декларацию не вносится стоимость земельных владений. Но необходимо заранее иметь при себе доказательства обоснованности более низкого показателя, поскольку уточнений от налогового инспектора избежать в любом случае не удастся.

Кроме того, производятся контрольные соотношения строк внутри самой декларации, в разделе 2, в ходе которых производится сравнение среднегодовой стоимости имущества за налоговый период (код строки 150) и частного от деления на 13 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 140 (см. в «примере заполнения раздела 2 декларации»). В случае ошибок в декларации или расчете по этой части появляется возможность неверного исчисления налоговой базы, и налоговики должны направить письменное уведомление налогоплательщику о представлении в течение пяти дней пояснений или внесении соответствующих исправлений. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно ст. 100 НК.»

Пример заполнения раздела 2 декларации:

На что обратят внимание налоговики при проверке декларации по налогу на имущество

ФНС России в письме от 16 января 2018 г. № БС-4-21/[email protected] сообщила, на что будут обращать внимание налоговые органы при камеральных налоговых проверках форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, в частности при проверке раздела 2.1 декларации.

Читайте так же:  Куда вложить накопительную пенсию рейтинг

Так, согласно пункту 6.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС от 31.03.2017 ММВ-7-21/[email protected], при заполнении раздела 2.1 декларации указываются:

  • по строке с кодом 010 – кадастровый номер объекта недвижимого имущества (при наличии);
  • по строке с кодом 020 – условный номер объекта недвижимого имущества (при наличии) в соответствии со сведениями ЕГРН;
  • по строке с кодом 030, заполняемой в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020, – инвентарный номер объекта недвижимого имущества;
  • по строке с кодом 050 – остаточная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря налогового периода.

То есть инвентарный номер указывается только в случае отсутствия информации о кадастровом номере или об условном номере объекта.

В случае наличия кадастровых номеров у каждого из нескольких объектов основных средств, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, то организации нужно заполнять несколько блоков строк 010 — 050, указав в каждом кадастровый номер объекта недвижимости.

При этом в каждом из заполненных с отдельными кадастровыми номерами блоков строк 010 – 050 нужно указать и соответствующую остаточную стоимость в соответствующей строке 050 каждого блока строк.

По мнению ФНС, будет целесообразным указывать в строке с кодом 050 каждого блока строк остаточную стоимость соответствующего объекта недвижимости, исчисленную расчетным путем исходя из доли площади объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке, умноженную на общую остаточную стоимость всех учтенных в инвентарной карточке объектов по данным бухучета.

ПО для контрольных соотношений декларации по налогу на имущество доработают

ФНС России в письме от 15 сентября 2017 г. № БС-4-21/[email protected] сообщила, что в программном обеспечении по проверке контрольных соотношений показателей декларации по налогу на имущество организаций необходимо учесть механизм округления.

Налоговики пояснили, что контрольное соотношение 1.19 реализует сопоставление показателя строки 141 Раздела 2 декларации с суммарным значением показателей строк 050 всех блоков строк Раздела 2.1.

При этом, согласно порядку заполнения декларации (утвержден приказом ФНС России от 31.03.2017 №ММВ-7-21/[email protected]), все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Следовательно, при сопоставлении показателей строки 141 Раздела 2 и суммы показателей строк 050 Раздела 2.1, предусмотренном контрольным соотношением 1.19, возможны расхождения, обусловленные возможным округлением указанных стоимостных показателей.

Таким образом, в программном обеспечении необходимо реализовать возможность различия значения показателя строки 141 Раздела 2 и суммарного значения показателей строк 050 на величину, не превышающую произведение 0,49 руб. на количество заполненных блоков строк 010-050 Раздела 2.1 декларации.

Контрольные соотношения показателей налогового расчета (декларации) по налогу на имущество

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo — Consulting & audit

В связи с внесенными изменениями в порядок налогообложения движимых объектов, прокомментируем контрольные соотношения, опубликованные налоговой службой в части увязки показателей налогового расчета (налоговой декларации) по налогу на имущество.

Нововведения в части исчисления налога на имущество по движимым основным средствам, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 г. №366-ФЗ, рассматривались в отдельной статье. Теперь рассмотрим вопрос: что могут проверить налоговые инспекторы в налоговом расчете (налоговой декларации) по авансовым платежам по налогу на имущество.

Контрольные соотношения показателей налогового расчета по авансовому платежу (налоговой декларации)

В конце 2014 г. налоговая служба опубликовала Письмо ФНС РФ от 24.12.2014 г. №БС-4-11/26596 «О направлении контрольных соотношений показателей форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций» (вместе с «Контрольными соотношениями. », утв. ФНС РФ 19.12.2014 г.) с обновленными данными контрольных соотношений.

Проанализируем взаимоувязку основных показателей в таблице:

п/п

Проверяемое контрольное соотношение

Суть проверяемых показателей

Действия налоговых органов

Раздел 1

В разрезе каждого кода ОКТМО и КБК должно быть обеспечено равенство:
р. 1 ст. 030 = (р. 2 ст. 180 — р. 2 ст. 200) + (р. 3 ст. 090 — р. 3 ст. 110).

Итоговая сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет за соответствующий квартал, складывается из подлежащих уплате авансовых платежей, отраженных в разделах 2 и 3 за минусом соответствующих льгот.
Начиная с отчетных периодов 2014 г. ряд налогоплательщиков рассчитывали авансовый платеж по налогу на имущество в двух разделах.
В 1-ом разделе данные рассчитывались исходя из остаточной стоимости имущества, а во 2-ом — из кадастровой стоимости недвижимости (в части объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость).

При неравенстве показателей, приводящих как к излишней уплате, так и завышению суммы авансового платежа, налоговые органы должны в течение 5 дней уведомить налогоплательщика об этом факте. Налогоплательщик должен дать пояснения или внести изменения в налоговый расчет. В противном случае при установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ).

Раздел 2

При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно быть обеспечено равенство:

-расчет за 1 квартал:
р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050) / 4;

-расчет за полугодие:
р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050 + р. 2 гр. 3 ст. 060 + р. 2 гр. 3 ст. 070 + р. 2 гр. 3 ст. 080) / 7;

-расчет за 9 месяцев:
р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050 + р. 2 гр. 3 ст. 060 + р. 2 гр. 3 ст. 070 + р. 2 гр. 3 ст. 080 + р. 2 гр. 3 ст. 090 + р. 2 гр. 3 ст. 100 + р. 2 гр. 3 ст. 110) / 10.

Читайте так же:  Суды о сроках назначения пенсии

Средняя стоимость имущества за соответствующие отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется как частное от деления суммы в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст.376 НК РФ).
При этом значение остаточной стоимости на 01.01, в большинстве случаев, расходится с данными бухгалтерского баланса (в связи с наличием льготных объектов, а также имущества, не подлежащего налогообложению).

Те же действия, как в п.1.

При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно быть обеспечено равенство:

-расчет за 1 квартал:
р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050) / 4;

-расчет за полугодие:
р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050 + р. 2 гр. 4 ст. 060 + р. 2 гр. 4 ст. 070 + р. 2 гр. 4 ст. 080) / 7;

-расчет за 9 месяцев:
р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050 + р. 2 гр. 4 ст. 060 + р. 2 гр. 4 ст. 070 + р. 2 гр. 4 ст. 080 + р. 2 гр. 4 ст. 090 + р. 2 гр. 4 ст. 100 + р. 2 гр. 4 ст. 110) / 10.

Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за соответствующие отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется аналогично порядку, указанному в п.2.
В графе 4 по соответствующим кодам строк 020-110 приводится остаточная стоимость льготируемого имущества.
С 1 января 2015 г. в этих строкахдолжна отражаться остаточная стоимость движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г.(за исключением имущества реорганизованных, ликвидированных организаций, а также от взаимозависимых лиц).

Те же действия, как в п.1.

При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно выполняться следующее соотношение:

-если р. 2. ст. 130 0,

-то р. 2. ст. 140 0;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

-если р. 2. ст. 130 = 0,

-то р. 2. ст. 140 = 0. ,

-Если р. 2. ст. 130 = 0 и р. 2. ст. 140 0, то возможно неправомерное применение льготы по налогу на имущество.

В строке 130 проставляется код налоговой льготы. Так, в отношении льгот:

по п. 25 ст. 381 НК РФ проставляется присвоенный данной налоговой льготе код 2010257;

по п. 26 ст. 381 НК РФ проставляется присвоенный данной налоговой льготе код 2010258 (Письмо ФНС РФ от 12.12.2014 г. №БС-4-11/25774).

На практике может возникнуть ситуация, при которой налогоплательщик ошибочно не проставил код льготы в строку 130, но привел показатели льготируемого имущества в строке 140. Тогда налоговыми органами будут осуществлены те же действия, как в п.1.

По умолчанию:
р.2. ст. 130 = 0, если р.2. ст. 130 0, то возможно неправомерное применение льгот.

Налоговые органы будут проверять обоснованность применения заявленных льгот.
Налогоплательщику будет выставлено требование о представлении документов, подтверждающих льготу. Такими документами могут быть акты о приеме-передаче объектов основных средств, инвентарная карточка учета объекта основных средств.

При установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ).

По умолчанию:
р.2. ст. 140 = 0, если р.2. ст. 140 0, то возможно неправомерное применение льгот.

В строке 140 приводятся данные о средней стоимости не облагаемого налогом имущества за соответствующие отчетные периоды.

Обратите внимание! Движимые основные средства, принятые к учету с 01.01.2013 г., подпадают в разряд льготной категории только в 2015 г., а поэтому требовать представления документов при проведении камеральной проверки декларации за 2014 г. в части этого имущества налоговые органы не вправе.

Раздел 3

При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно выполняться следующее соотношение:
если р. 3. ст. 80 «-» (пробел), то р. 3 ст. 090 = 1 / 4 (р. 3 ст. 020 — р. 3 ст. 030) x р. 3 ст. 050 x р. 3 ст. 070 x р. 3. ст. 080 / 100.

Несмотря на то, что в пп. 7 п. 6.2 Порядка заполнения авансового расчета, строка 080 предназначена только для иностранных организаций, которые в отчетном периоде купили либо продали недвижимость, аналогичный порядок заполнения действует и в отношении российских организаций (Письма ФНС РФ от 19.05.2014 г. №БС-4-11/9523, от 19.06.2014 г. №БС-4-11/11793).
Такой коэффициент рассчитывается в случае приобретения (продажи) недвижимости в середине года как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный объект находился в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. В этом случае налоговыми органами проверяется расчет правильности применения специального коэффициента владения (п.5 ст.382 НК РФ).
Например,
организация приобрела объект недвижимости в апреле 2015 г., тогда коэффициент владения в годовой декларации будет отражен как 0,75.

При неравенстве показателей налоговые органы должны в течение 5 дней уведомить налогоплательщика об этом факте. Налогоплательщик должен дать пояснения или внести изменения в налоговый расчет. В противном случае при установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ).

В части нового порядка обложения налогом на имущество движимых объектов, налоговая служба выпустила разъяснения (Письмо ФНС РФ от 20.01.2015 г. №БС-4-11/503), в котором подчеркнула, что если организация приобретает оборудование, относящееся к III-Х амортизационной группе после 1 января 2015 г., то редакция пп.8 п.4 ст.374 НК РФ на него не распространяется. Вместе с тем, данное имущество может подпадать под льготу, установленную п.25 ст.381 НК РФ.

В п.25 ст.381 НК РФ речь идет о движимом имуществе, принятом на учет после 1 января 2013 г., без указания диапазона амортизационных групп. Но, исходя из того, что имущество I-II амортизационной группы не является объектом налогообложения (независимо от даты принятия на учет такого имущества), законодатель отнес имущество III-Х амортизационной группы к льготируемому.

Статья актуальна на 03.03.15

Налог на имущество: проверка декларации

ФНС раскрыла секрет проверки показателей финансовой отчетности. Теперь перед сдачей декларации ее можно проверить с помощью специальных формул, которые покажут, есть ли ошибки в отчетности.

В письме от 25 мая 2017 года № БС-4-21/[email protected] Федеральная налоговая служба рекомендует организациям использовать контрольные соотношения для выявления искажений и неточностей в расчетных показателях декларации по налогу на имущество.

Эти показатели позволяют сопоставить данные бухгалтерской и налоговой отчетности. Можно не только проверить суммы текущего отчетного периода, но и проанализировать данные за предыдущий квартал или год. Такой инструмент несомненно полезен, тем более, им предложено пользоваться не только предприятиям. Сами налоговые органы пересчитывают показатели с помощью этих формул. Так что, проверив заранее данные в декларации, можно обезопасить себя от ошибок.

Расчет по имуществу

Чиновники раскрыли секретную формулу проверки показателей декларации и налогового расчета по авансовому платежу налога на имущество организаций, которые были утверждены Приказом ФНС России от 31 марта 2017 года № ММВ-7-21/[email protected] «Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения».

Для того, чтобы использовать проверочные формулы, налоговики предлагают воспользоваться специальной таблицей, в которой содержатся контрольные параметры. Во-первых, это исходные документы, а именно раздел отчетности, который предполагается проанализировать, а также номер показателя по порядку. Во-вторых, это само контрольное соотношение, в котором прописывается показатель, и формула его расчета исходя из данных декларации по имуществу. Далее следует ссылка на российское законодательство, а именно Налоговый кодекс, где указывается статья, которая может быть нарушена при обнаружении ошибки в расчете показателя. В следующей колонке описано само нарушение, которое будет выявлено. В последней графе указаны действия проверяющего, если ошибка в отчетности не будет выявлена заранее бухгалтером компании, а ее найдет инспектор.

Читайте так же:  Уменьшение суммы задолженности по алиментам

Перечень показателей

Стоит отметить, что в письме ФНС от 25 мая 2017 года № БС-4-21/[email protected] приведен полный перечень отчетных показателей, правильность заполнения которых можно проверить. Так, предлагается проверить заполнение показателей: ОКТМО, код вида имущества, ИНН, КПП, КБК, налоговая ставка, код льготы и налогового органа, номер корректировки, код периода и другие. Что касается анализа суммовых показателей, то здесь основное внимание уделяется сумме налога, подлежащей уплате в бюджет, а также размеру вычета к уменьшению. Предложено также проверить данные для расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый период с контролем входящих остатков и их соответствия декларациям за предыдущие периоды. Остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектом налогообложения, также может быть проверена с помощью указанных формул. При этом каждый из объектов должен содержать свой инвентарный номер, а также, при наличии, кадастровый. Отдельно контролируются расчет налоговой базы, сумма авансовых платежей за отчетный период, не отрывать предлог также размер льготы, уменьшающий налоговую базу.

Надеемся, что налоговики не остановятся на достигнутом и расскажут об аналогичных проверочных инструментах по другим налогам. В этом случае у организаций практически не будет возможности совершить ошибку при формировании отчетности.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Заполнить по налогу на имущество — декларацию и расчет по авансовому платежу

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/[email protected] от 14.03.2018

ФНС России дала рекомендации по заполнению декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, формы которых утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

1. Представление одной декларации (одного расчета по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций.

Организация обязана представлять отчитываться по налогу на имущество (ст. 386 НК РФ):

по своему местонахождению;

по местонахождению ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс;

по местонахождению объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации и указанных подразделений.

Организация, имеющая обособленные подразделения, вправе сдавать одну декларацию (один расчет по авансовому платежу) в одну налоговую инспекцию по своему выбору, если:

организация и ее подразделения расположены в одном субъекте РФ;

законодательством этого субъекта РФ предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований;

имущество облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Чтобы отчитываться централизованно, нужно ежегодно, до завершения года согласовывать такой порядок с УФНС по субъекту РФ, на территории которого находится выбранная инспекция. После чего в течение налогового периода (календарного года) сменить выбранную налоговую инспекцию нельзя (письма ФНС России от 13.09.2017 № БС-4-21/[email protected], от 06.04.2016 № БС-4-11/[email protected]). Если же организация обратилась за согласованием до завершения года, но 30-дневный срок ответа на него до 31 декабря не истек, то проводить согласование можно в начале нового календарного года.

В расчетах по авансовому платежу и в декларации нужно указывать ОКТМО территории, подведомственной инспекции, в которую сдается отчетность.

Централизованный способ сдачи отчетности неприменим, если организация платит налог по (подп. 1 — 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

административно-деловым и торговым центрам;

жилым домам и жилым помещениям, которые не отражены в бухгалтерском учете в качестве основных средств.

По этим объектам налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и отчитываться по ним по налогу на имущество организаций нужно в инспекции по их местонахождению.

2. Заполнение строк 010 — 030 раздела 2.1 декларации по налогу на имущество организаций.

В действующих формах налоговой отчетности в разделе 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости» в каждом блоке строк с кодами 010 — 050 указываются:

по строке 010 — кадастровый номер объекта недвижимости (при наличии);

по строке 020 — условный номер объекта недвижимости (при наличии) в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости;

по строке 030, заполняемой в случае отсутствия информации о кадастровом или об условном номере объекта — инвентарный номер объекта недвижимости (при наличии);

по строке 040 «Код ОКОФ» — код объекта недвижимости в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов;

по строке 050 — остаточная стоимость объекта недвижимости по состоянию на:

— 1 апреля — в случае заполнения раздела 2.1 расчета по авансовому платежу за I квартал;

— 1 июля — в случае заполнения раздела 2.1 расчета по авансовому платежу за полугодие (II квартал);

— 1 октября — в случае заполнения раздела 2.1 расчета по авансовому платежу за девять месяцев (III квартал);

— 31 декабря — в случае заполнения раздела 2.1 декларации.

По строке 030 в качестве инвентарного номера может заполняться номер, присвоенный объекту:

в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2010 № 91н;

органами технической инвентаризации при проведении технического учета, технической инвентаризации — например, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 17.08.2006 № 244, с приказом Госстроя России от 26.08.2003 № 322, с приказом Госстроя России от 29.12.2000 № 308, с постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 (письмо ФНС России от 03.07.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Аналогичные разъяснения ФНС России уже давала в письмах от 16.01.2018 № БС-4-21/[email protected], от 03.07.2017 № БС-4-21/[email protected]

3. Заполнение строки 040 раздела 2.1 декларации по налогу на имущество организаций.

По строке 040 «Код ОКОФ» раздела 2.1 декларации указывают код объекта недвижимости в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов.

[1]

С 01.01.2017 был отменен Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОКОФ ОК 013-94), и применяется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

В связи с этим возникает вопрос: как заполнить строку 040 раздела 2.1 декларации по налогу на имущество, если основному средству присвоен девятизначный код по ОКОФ ОК 013-94?

По мнению ФНС России, следует применять правила пункта 2.4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] (далее – Порядок) — заполнять строку 040 слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

Пример заполнения строки 040 раздела 2.1 расчета по авансовому платежу за полугодие смотрите в НА № 19, 2017 – в комментарии к письму ФНС России от 24.08.2017 № БС-4-21/[email protected]

4. Заполнение строки 050 раздела 2.1 декларации по налогу на имущество организаций в случае учета нескольких объектов недвижимости в качестве одного инвентарного объекта.

Инвентарным объектом основных средств признаются, в том числе, несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, предназначенные для выполнения определенной работы и выполняющих свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Кадастровые номера могут быть присвоены каждому из объектов недвижимости, отраженных в одной инвентарной карточке как один инвентарный объект — с общей первоначальной стоимостью. В этом случае организации следует заполнять несколько блоков строк 010 — 050, указав в каждом кадастровый номер объекта недвижимости и соответствующую остаточную стоимость в строке 050 каждого блока строк.

Читайте так же:  Проверки налоговых органов правоохранительных органов

Рассчитывать остаточную стоимость каждого из объектов недвижимости, отраженных в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, ФНС России рекомендует исходя из доли площади каждого объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке, умноженной на общую остаточную стоимость всех учтенных в инвентарной карточке объектов по данным бухгалтерского учета. Пример расчета смотрите в НА № 5, 2018 – в комментарии к письму ФНС России от 16.01.2018 № БС-4-21/[email protected]

5. Отражение кодов налоговых льгот, действие которых продлено на 2018 год субъектами РФ.

Организации могут не платить налог на имущество в отношении:

вновь вводимых энергоэффективных объектов — в течение трех лет с момента ввода их в эксплуатацию (п. 21 ст. 381 НК РФ). По данному основанию освобождаются от налога на имущество организаций только товары и жилые объекты;

движимого имущества, принятого на учет в качестве основного средства с 01.01.2013 не в результате реорганизации (ликвидации) и не от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ).

С 01.01.2018 данные налоговые льготы действует только в тех субъектах РФ, где их установили региональные власти (п. 1 ст. 381.1 НК РФ).

Причем по движимым основным средствам, отнесенным к инновационному высокоэффективному оборудованию, если с даты их выпуска прошло не более трех лет, субъекты РФ могут установить дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).

По строке 160 раздела 2 декларации указывается составной показатель:

в первой части — код налоговой льготы в соответствии с приложением № 6 к Порядку;

во второй части, заполняемой при указании в первой части кода льготы 2012000* — статья, пункт и подпункт в законе субъекта РФ, в соответствии с которым предоставлена льгота. Для каждого показателя отведено по четыре знакоместа, поле заполняется слева направо, если показатель имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями.

* Налоговые льготы по налогу, устанавливаемые законами субъектов РФ, за исключением налоговых льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Данный порядок заполнения применяется в случаях, когда в субъекте РФ продлено действие налоговых льгот по пунктам 21 и 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Так же заполняется и строка 130 расчета по авансовому платежу.

Пример 1. Заполнение строки 130 раздела 2 расчета по авансовому платежу

В г. Москве действие льготы для движимого имущества, принятого на учет в качестве основного средства с 01.01.2013 не в результате реорганизации (ликвидации) и не от взаимозависимого лица, продлено на 2018 год. Льгота сохранена на основании пункта 31 части 1 статьи 4 регионального закона.

По строке 130 раздела 2 расчета по авансовому платежу за I квартал 2018 года, а также по строке 160 декларации за 2018 год следует указать номер статьи (4), номер части (1) и номер пункта (31). Получится:

Обратите внимание: в связи с передачей льгот по пунктам 21 и 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ в ведение субъектов РФ нельзя применять для обозначения этих льгот коды:

2010337 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем из приложения к постановлению Правительства РФ от 17.06.2015 № 600;

2010338 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, в соответствии с перечнем из приложения к постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222;

  • 2010257 — в движимого имущества, принятого на учет в качестве основного средства с 01.01.2013 не в результате реорганизации (ликвидации) и не от взаимозависимого лица.
  • По налоговым льготам, установленным законом субъекта РФ в виде:

    понижения ставки налога для отдельной категории налогоплательщиков (код льготы 2012400);

    уменьшения суммы налога к уплате в бюджет (код льготы 2012500),

    заполнять строку 130 расчета по авансовому платежу и строку 160 декларации по налогу на имущество не нужно.

    6. Отражение кодов налоговых льгот в виде понижения налоговых ставок.

    Законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка по налогу на имущество для какой-либо категории налогоплательщиков. В этом случае по строке 200 раздела 2 декларации или по строке 160 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций указывается составной показатель:

    в первой части — код налоговой льготы 2012400;

    во второй части — статья, пункт и подпункт в законе субъекта РФ, в соответствии с которым предоставлена льгота. Для каждого показателя отведено по четыре знакоместа, поле заполняется слева направо, если показатель имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями.

    Если организация не относится к налогоплательщикам, для которых установлена льгота по налогу в виде понижения ставки, она ставит прочерк по строке 200 раздела 2 декларации или по строке 160 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.

    Кроме того, по строке 210 декларации или по строке 170 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций отражается пониженная налоговая ставка, установленная субъектом РФ.

    Пример 2. Заполнение строк 160 раздела 2 расчета по авансовому платежу

    В Смоленской области на 2018 год установлена льготная налоговая ставка в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой их частью, в размере 1,9 процента.

    При заполнении налоговой отчетности в отношении таких объектов следует указать:

    по строке 210 декларации или по строке 170 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций — налоговую ставку 1,9 процента;

    по строке 200 раздела 2 декларации или по строке 160 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций – прочерк.

    А в Республике Алтай не принят закон, определяющий особенности налогообложения движимого имущества, принятого на учет в качестве основного средства с 01.01.2013 не в результате реорганизации (ликвидации) и не от взаимозависимого лица. Значит, ставка налога на такое имущество равна 1,1 процента. При заполнении налоговой отчетности в отношении таких объектов следует указать:

    по строке 170 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций — налоговую ставку 1,1 процента;

    по строке 160 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций – прочерк.

    Поделиться

    Распечатать

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Электронная версия журнала
    «НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

    Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

    [3]

    Источники


    1. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.

    2. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

    3. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
    4. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
    5. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
    Как проверить декларацию по налогу на имущество
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here