Грант в форме субсидии бухгалтерский учет

Самое важное на тему: "Грант в форме субсидии бухгалтерский учет" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Грант в форме субсидии бухгалтерский учет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение получает средства в виде гранта от фонда. Согласно условиям соглашения грантополучатель — бюджетное учреждение вправе привлекать для выполнения комплекса мероприятий соисполнителей (бюджетное либо автономное учреждение) на основании заключенных с ними договоров. В соответствии с условиями данных договоров грантополучатель (бюджетное учреждение) обязан передать часть средств гранта для выполнения определенного объема мероприятий, а соисполнитель (бюджетное или автономное учреждение) обязан предоставить отчет о целевом расходовании средств.
Как правильно (на каком счете) в бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя отразить доходы по начислению и поступлению части средств гранта от грантополучателя? Какие коды вида расходов и статьи КОСГУ следует использовать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя начисление и поступление доходов в виде части гранта следует отразить с применением счета 0 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» по АнКВД 150 и подстатье 152 КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

[2]

————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 2 Порядка N 209н к сектору государственного управления относятся органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ, иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (смотрите также Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Механизм предоставления грантов автономным учреждениям (Зайцева Г.Г.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Понятие «грант» было введено в бюджетное законодательство еще в 2013 г., и с тех пор гранты стали отдельным видом субсидии, на которую могут претендовать в том числе автономные учреждения. Сегодня, когда многие из них столкнулись с сокращением финансирования своей основной деятельности, руководители АУ все чаще воспринимают грантовые средства как дополнительный источник дохода для учреждения. Что учесть при работе с данными средствами?

Как известно, новое понятие внесено в БК РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ , который сделал возможным получение грантов от «неродного» органа-учредителя (до этого они предоставлялись бюджетным и автономным учреждениям только исходя из принципа подведомственности и в рамках бюджета соответствующего уровня). Данная новация стала основным отличием между существовавшим ранее и действующим сегодня механизмами присуждения грантов, и чтобы при применении новой нормы на практике не возникали разногласия, в конце 2013 г. формулировки были уточнены. Теперь в п. 4 ст. 78.1 БК РФ прямо указано, что этот вид субсидии может предоставляться в том числе тем БУ и АУ, в отношении которых органы власти — организаторы конкурса не осуществляют функции и полномочия учредителя .
———————————
«О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов».
Поправка внесена Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Отличие гранта от субсидии на иные цели

Из сказанного вытекает второе отличие гранта от субсидии на иные цели — выбор учреждения-победителя происходит по результатам конкурса. В остальных случаях конкурсная основа предоставления бюджетных средств не предусмотрена.
Существует и третье отличие. Субсидия на иные цели выдается учреждениям на финансовое обеспечение расходов непостоянного характера, включение которых в состав нормативных затрат на оказание услуг в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению реальной стоимости этих услуг (см. Письма Минфина России от 30.04.2015 N 02-01-10/25454, от 12.08.2015 N 02-01-11/46373). В частности, целевые субсидии могут выделяться на капитальный ремонт, проведение разовых мероприятий, в том числе связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, приобретение дорогостоящего оборудования, музыкальных инструментов. То есть субсидии на иные цели все-таки направляются на текущие (пусть даже и неотложные) нужды учреждения, в то время как гранты предоставляются на реализацию проектов, находящихся в русле приоритетов развития той или иной отрасли.

Отличие гранта от госконтракта

На практике встречаются случаи, когда органы власти утверждают нормативные акты, на основе которых потом присуждают учреждениям гранты, например, на возмещение части затрат на отдых и (или) оздоровление детей, на освещение деятельности законодательных и исполнительных органов в периодических печатных изданиях. В этих ситуациях тоже сохраняется конкурсная основа предоставления бюджетных средств, однако, на наш взгляд, здесь действуют механизмы, регулируемые Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .
———————————
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как указал Минфин в Письме N 02-01-10/59734, гранты могут иметь и поощрительный, и компенсационный характер. Однако исходя из рассмотренных выше отличий данного вида субсидий возмещение затрат не является основной целью предоставления грантов. Более того, грантовые средства выделяются не в качестве платы по возмездному договору о выполнении работ (оказании услуг), а в качестве целевого финансирования проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям развития отрасли и инициаторами и разработчиками которых становятся учреждения-претенденты.
В свою очередь, исполнение государственного (муниципального) контракта как раз и предполагает возмездный характер оказания услуг (выполнения работ). Размещая заказ, орган власти требует от подрядчика точного исполнения условий договора, а не ожидает разнообразия творческих проектов.
Поэтому описанным выше ситуациям больше соответствуют другие виды финансирования — размещение заказа на выполнение работ или оказание услуг (в случае, когда претендентами выступают не только бюджетные и автономные учреждения, но и иные юридические лица) либо выдача государственного (муниципального) задания (если исполнители — подведомственные учреждения). Отметим, что во втором случае денежные средства предоставляются уже без конкурсной основы.

Читайте так же:  Оплатить задолженность по налогам через госуслуги

Особенности предоставления грантов

Сроки предоставления грантовых средств

Заключение

Уточнение в Бюджетном кодексе механизма предоставления грантов в форме субсидий расширило для автономных учреждений возможности по привлечению дополнительных источников финансирования. В настоящее время АУ могут принимать участие в конкурсах, организуемых не только органами-учредителями, но и иными органами власти (местного самоуправления) и даже иными публично-правовыми образованиями. Порядки присуждения федеральных, региональных и муниципальных грантов устанавливаются соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть «правила игры» определяют именно организаторы конкретных конкурсов.

Грант в форме субсидии бухгалтерский учет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетному образовательному учреждению предоставляются гранты в форме субсидий. Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства от 26.12.2016 N 1489, Соглашение заключено между Минобрнауки России и образовательным учреждением субъекта РФ.
С целью возможности поступления этих средств учреждение планирует открыть в органе казначейства 41 лицевой счет.
Необходимо ли учреждению открыть 41 лицевой счет для получения гранта? Нужно ли отражать поступления на 41 лицевом счете в отчетности бюджетного учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступления грантов в форме субсидий подлежат отражению на лицевых счетах 20 или 21, открытых бюджетному учреждению в установленном порядке. Отражение грантов в бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения должно осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Выпуск от 17 декабря 2010 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Как отразить в учете средства гранта (субсидии), полученные из бюджета организацией (малым предприятием (МП)) на создание собственного дела и использованные на оплату аренды производственного помещения за период подготовки и организации производства?

Грант в сумме 100 000 руб. выделен организации и получен в сентябре 2010 г. Средства гранта используются на покрытие расходов по арендной плате за период с сентября по ноябрь 2010 г., в течение которого осуществляются операции по приобретению оборудования, его установке и наладке, набору персонала, заключению договоров с контрагентами и т.п. Ежемесячная сумма арендной платы — 47 200 руб., в том числе НДС 7200 руб.

Корреспонденция счетов:

Условия предоставления грантов (субсидий)

Предоставление грантов начинающим МП на создание собственного дела в 2010 г. предусмотрено Приказом Минэкономразвития России от 16.02.2010 N 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». В п. 11.7 Приложения N 1 к данному Приказу указывается, что субсидии юридическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос). Сумма гранта не превышает 0,3 млн руб. на одного получателя поддержки.

По мнению Минэкономразвития России (Письмо от 24.07.2009 N Д05-3675), под расходами, связанными с началом предпринимательской деятельности, понимаются расходы, предшествующие операционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и не являющиеся текущими по своей сути (такие как регистрация юридического лица, аренда помещений, приобретение основных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности).

Бухгалтерский учет

Если иное не установлено учетной политикой организации, то выделение ей из бюджета гранта (субсидии) отражается в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и дебиторской задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н).

Учет средств целевого финансирования ведется на счете 86 «Целевое финансирование» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). При получении организацией уведомления о выделении бюджетных средств производится запись по кредиту счета 86 и дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в размере выделенных средств).

При начислении в учете арендной платы средства гранта (субсидии), полученные на финансирование данных затрат, относятся на доходы будущих периодов (списываются со счета 86 на счет 98 «Доходы будущих периодов») с последующим отнесением данных сумм на увеличение финансовых результатов организации (включением в состав прочих доходов записью по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Указанная запись производится при признании в учете расходов в виде арендной платы (абз. 3 п. 9 ПБУ 13/2000, Инструкция по применению Плана счетов).

В бухгалтерском учете расходы, которые произведены вновь созданной организацией в связи с подготовкой к началу производства продукции (работ, услуг) до начала получения дохода от реализации, признаются расходами будущих периодов (как расходы на освоение новых производств) и отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». С момента, когда организация начинает получать доход от реализации продукции (работ, услуг), учтенные на счете 97 расходы списываются на расходы по обычным видам деятельности (в данном случае — на счет 20 «Основное производство») и формируют фактическую себестоимость произведенной продукции (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Списание расходов будущих периодов производится в порядке, установленном в учетной политике организации (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Читайте так же:  Накопительной пенсии в случае если

Таким образом, в рассматриваемом случае отнесение средств полученного гранта на увеличение финансовых результатов организации (прочие доходы), на наш взгляд, должно производиться при признании арендной платы в себестоимости произведенной продукции (списании учтенных на счете 97 расходов на счет 20).

В данной схеме исходим из предположения, что в соответствии с учетной политикой списание расходов на подготовку производства производится единовременно в месяце начала реализации продукции (Инструкция по применению Плана счетов, п. 19 ПБУ 10/99).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумму НДС, предъявленную к уплате арендодателем, организация имеет право принять к вычету после принятия к учету суммы арендной платы при наличии счета-фактуры, выставленного арендодателем, вне зависимости от наличия или отсутствия облагаемых НДС операций в налоговом периоде (квартале) (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05 по делу N А06-2102у-4/04нр) .

В случае если по итогам налогового периода (квартала) сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) организации в порядке, установленном п. 1 ст. 176 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

Средства гранта, выделенного организации из бюджета в 2010 г., подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (как безвозмездно полученные денежные средства) на дату фактического получения денежных средств (п. 8 ст. 250, п. 2 ст. 248, пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ) .

В налоговом учете расходы на аренду помещения за период подготовки производства могут быть отнесены как к расходам по арендной плате (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), так и к расходам на освоение новых производств (пп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ) (п. 4 ст. 252 НК РФ). При этом признание данных расходов должно производиться в порядке, установленном НК РФ для учета расходов по аренде (Письмо Минфина России от 20.08.2007 N 03-03-06/2/155).

В налоговом учете расходы на аренду производственного помещения, удовлетворяющие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, относятся к косвенным расходам (если учетной политикой организации не предусмотрено иное) и признаются ежемесячно на последнее число месяца (п. п. 1, 2 ст. 318, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ) (по данному вопросу см. также Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-03-04/1/821).

Применение ПБУ 18/02

При признании в налоговом учете доходов в виде средств полученного гранта и расходов в виде арендной платы за период подготовки производства в бухгалтерском учете образуются соответственно вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы, приводящие к возникновению отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО). Указанные разницы, ОНА и ОНО будут погашаться по мере признания в бухгалтерском учете в составе доходов суммы полученного гранта, а также признания в себестоимости продаж расходов по аренде, учтенных на счете 97 (п. п. 11, 12, 14, 15, 17, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 76:

76-а «Расчеты с арендодателем по арендной плате»;

76-б «Расчеты с бюджетом по сумме предоставленного гранта».

К балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»:

68-НДС «Расчеты по НДС»;

68-пр «Расчеты по налогу на прибыль».

[1]

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражено выделение организации гранта на создание собственного дела 76-б 86 100 000 Решение о выделении гранта
Получены средства выделенного гранта 51 76-б 100 000 Выписка банка по расчетному счету
Отражен ОНА (100 000 x 20%) 09 68-пр 20 000 Бухгалтерская справка-расчет
Ежемесячно в период подготовки производства
Отражена сумма начисленной арендной платы (47 200 — 7200) 97 76-а 40 000 Договор аренды, Счет за аренду
Отражено ОНО (40 000 x 20%) 68-пр 77 8 000 Бухгалтерская справка-расчет
Отражена сумма НДС, предъявленная арендодателем 19 76-а 7 200 Счет-фактура
Отражен вычет суммы НДС, предъявленной арендодателем 68-НДС 19 7 200 Счет-фактура
Отражено использование средств полученного гранта 86 98 40 000 Бухгалтерская справка
Выплачена сумма арендной платы 76-а 51 47 200 Выписка банка по расчетному счету
В месяце признания расходов на подготовку производства
Признана в составе расходов арендная плата за период подготовки производства (40 000 x 3) 20 97 120 000 Бухгалтерская справка
Погашено ОНО (120 000 x 20%) 77 68-пр 24 000 Бухгалтерская справка-расчет
Признаны доходом средства полученного гранта 98 91-1 100 000 Бухгалтерская справка
Погашен ОНА (100 000 x 20%) 68-пр 09 20 000 Бухгалтерская справка-расчет

Заметим, что Минфин России по данному вопросу придерживается иной точки зрения. Так, в Письмах от 25.12.2007 N 03-07-11/642, от 30.03.2007 N 03-06-06-06/4 разъясняется, что, в случае если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по НДС не определяет и, соответственно, сумму этого налога не исчисляет, принимать к вычету в этом налоговом периоде суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) оснований не имеется.

В данной схеме исходим из предположения, что организация руководствуется позицией, изложенной в приведенном выше Постановлении ВАС РФ, и принимает НДС к вычету вне зависимости от наличия у нее оборота, облагаемого НДС.

Напоминаем, что до 01.01.2010 бюджетные средства, полученные коммерческими организациями на финансирование целевых расходов, не включались при налогообложении прибыли в состав доходов на основании п. 2 ст. 251 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). С 01.01.2010 п. 2 ст. 251 НК РФ действует в новой редакции, в частности, из него исключены слова «целевые поступления из бюджета». Соответственно, с 01.01.2010 у коммерческих организаций отсутствуют основания для исключения из состава доходов полученных бюджетных средств.

Государственная поддержка творческих проектов театров — предоставление грантов в форме субсидий (Солнцева А.)

Дата размещения статьи: 25.06.2015

Театрам, находящимся в ведении региональных и местных властей для реализации творческих проектов предоставляются федеральные гранты на создание и показ новых постановок спектаклей и проведение гастролей в России и за рубежом, а также на проведение фестивалей, мастер-классов, лабораторий, семинаров, выставок по актуальным проблемам современного театра (п. 7 Правил N 354 ). В этой статье рассмотрим правила проведения конкурсного отбора творческих проектов театров, порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению грантов на их лицевые счета.

Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов на оказание государственной поддержки (грантов) театрам, являющимся бюджетными и автономными учреждениями субъектов РФ, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, для реализации творческих проектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 354.

Правовые основания предоставления грантов в форме субсидий

Видео удалено.
Читайте так же:  Расписка об отказе алиментов образец
Видео (кликните для воспроизведения).

Возможность предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (по результатам проводимых ими конкурсов) грантов в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям независимо от их подведомственности предусмотрена п. 4 ст. 78.1 БК РФ.

То есть в конкурсах на получение грантов вправе принимать участие бюджетные и автономные учреждения, находящиеся в ведении не только организатора конкурса, но и иных органов государственной власти (органов местного самоуправления).

По мнению финансового ведомства, изложенному в Письме от 30.08.2013 N 02-13-09/35843, участие таких учреждений в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий возможно при условии согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений (далее — учредитель) на участие учреждений в конкурсе, оформленного на бланке учредителя (далее — разрешение учредителя).

Таким образом, бюджетным и автономным учреждениям наряду с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также субсидиями на иные цели могут быть предоставлены гранты в форме субсидий в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по результатам проводимых ими конкурсов.

В целях реализации указанной нормы Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), дополнены новыми видами расходов бюджета в части предоставления с 2014 г. грантов в форме субсидий бюджетным учреждениям — вид расходов бюджетов 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям» и автономным учреждениям — вид расходов бюджетов 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям».

При применении этих видов расходов следует учитывать следующее:

— если условиями проведения конкурса на предоставление гранта не установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта учредителем, предоставление гранта учреждению-победителю осуществляется организатором конкурса по виду расходов 613 или виду расходов 623, независимо от подведомственности указанных учреждений;

— если условиями проведения конкурса на предоставление гранта установлено требование об осуществлении вышеуказанного контроля учредителем, то учреждениям-победителям целевая субсидия предоставляется учредителем по коду вида расходов бюджетов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» или 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели». В этом случае, если организатор конкурса не является органом-учредителем учреждений-победителей, организатор конкурса обеспечивает передачу в установленном порядке соответствующих бюджетных ассигнований органу-учредителю по виду расходов 612 или виду расходов 622.

В отношении принятия участия в конкурсе на получение гранта казенного учреждения в Письме N 02-13-09/35843 финансовое ведомство разъясняет, что законодательство РФ не ограничивает право юридического лица, созданного в форме казенного учреждения, на участие в конкурсе на получение гранта. В случае если казенное учреждение будет определено победителем конкурса, финансовое обеспечение реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, определенных ст. 70 БК РФ, и на основании бюджетной сметы с учетом ограничений, установленных ст. 161 БК РФ.

По мнению Минфина, в целях финансового обеспечения осуществления мероприятий, на реализацию которых предоставляется грант, в случае, если государственное (муниципальное) казенное учреждение — победитель конкурса на предоставление гранта находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств:

— являющегося организатором конкурса — данный главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает доведение в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств до казенного учреждения — победителя конкурса;

— не являющегося организатором конкурса — соответствующие бюджетные ассигнования должны быть переданы в установленном бюджетным законодательством порядке главным распорядителем бюджетных средств — организатором конкурса другому главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение — победитель конкурса, для доведения до указанного учреждения соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Правилами N 354 утвержден порядок выделения государственной поддержки (грантов) на реализацию творческих проектов театров.

Порядок выделения грантов

Согласно п. 1 Правил N 354 из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ выделяются иные межбюджетные трансферты:

а) на оказание государственной поддержки (грантов) театрам, являющимся бюджетными и автономными учреждениями субъектов РФ, для реализации творческих проектов;

б) для последующего предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на оказание государственной поддержки (грантов) театрам, являющимся муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, для реализации творческих проектов.

Передача иных межбюджетных трансфертов уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ осуществляется Минкультуры в установленном порядке для последующего предоставления театрам, являющимся бюджетными и автономными учреждениями субъектов РФ, либо местным бюджетам на оказание государственной поддержки (грантов) театрам, являющимся муниципальными бюджетными и автономными учреждениями (п. 3 Правил N 354).

Иные межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, которыми приняты в установленном порядке законы или иные правовые акты, определяющие расходные обязательства субъектов РФ по предоставлению государственной поддержки (грантов) театрам субъектов РФ.

Предоставление из бюджетов субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований производится при условии принятия ими в установленном порядке правовых актов, определяющих расходные обязательства муниципальных образований по предоставлению государственной поддержки (грантов) театрам муниципальных образований.

Согласно п. 6 Правил N 354 предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется по итогам организованного Минкультуры в установленном им порядке конкурсного отбора заявок театров, являющихся бюджетными и автономными учреждениями субъектов РФ или муниципальными бюджетными и автономными учреждениями (далее — театры).

Для участия в конкурсном отборе театры должны подать в министерство заявки по форме согласно Приложению 2 к Приказу Минкультуры N 885 .

Приказ Минкультуры России от 27.05.2014 N 885 «О конкурсном отборе творческих проектов театров, являющихся бюджетными и автономными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, а также независимыми театральными коллективами» (вместе с Правилами проведения конкурсного отбора творческих проектов театров, являющихся бюджетными и автономными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, а также независимыми театральными коллективами).

Анализ и оценка заявок театров проводится экспертным советом, созданным Минкультуры. Состав экспертного совета формируется из представителей заинтересованных федеральных, региональных, муниципальных органов власти, театрального сообщества и общественных организаций (п. 9 Правил N 354).

При анализе и оценке заявок учитываются следующие критерии:

— художественная ценность творческого проекта;

— наличие квалифицированного художественно-артистического персонала для реализации творческого проекта;

— ожидаемый социально-культурный эффект от реализации творческого проекта.

Из п. 10 Правил N 354 следует, что заявка театра, участвующего в конкурсном отборе, должна содержать:

1) письменное согласие органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципального органа), осуществляющего функции и полномочия учредителя театра, на участие театра в конкурсном отборе творческих проектов с указанием объемов финансирования творческого проекта за счет средств соответствующего бюджета;

2) документы, отражающие финансово-хозяйственную и творческую деятельность театра;

3) описание творческого проекта и ожидаемого социально-культурного эффекта от его реализации;

4) информацию о составе, уровне образования, опыте и компетентности участников творческого проекта;

5) количественные и качественные характеристики работ, выполняемых в рамках реализации творческого проекта;

6) сроки реализации творческого проекта;

7) поэтапный план выполнения творческого проекта;

Читайте так же:  Перевод пенсии из россии в беларусь

8) смету затрат на реализацию творческого проекта с обоснованием размера указанных затрат;

9) показатели ожидаемой результативности реализации творческого проекта.

Согласно п. 5 Правил, утвержденных Приказом Минкультуры России N 885, победители конкурсного отбора определяются в течение 45 календарных дней после окончания приема заявок театров. Заявки, представленные в Минкультуры после окончания срока их приема, не рассматриваются.

Перечень получателей иных межбюджетных трансфертов на оказание государственной поддержки (грантов) утверждается приказом Минкультуры.

Решение о предоставлении театрам государственной поддержки (грантов) на реализацию творческих проектов в размере от 30 до 100% расходов, указанных в сметах затрат на реализацию творческих проектов, принимается экспертным советом.

Бухгалтерский учет

В Письме N 02-13-09/35843 финансовое ведомство указало, что поступление грантов в форме субсидий учреждениям-победителям подлежат отражению по ст. 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

Поступившие гранты учитываются на лицевых счетах, открытых учреждениям в установленном порядке для учета операций:

— с субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания — в случае предоставления гранта по виду расходов 613 или виду расходов 623;

— с целевыми субсидиями — в случае предоставления гранта по виду расходов 612 или виду расходов 622.

В бухгалтерском учете учреждения операции по поступлению грантов отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Учет грантов, полученных бюджетными учреждениями

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 8

Из определения, приведенного в ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ , следует, что гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. В этой статье предлагаем рассмотреть вопросы отражения в бюджетном учете поступления грантов, а также обложения их налогом на прибыль.

Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Порядок выделения и выплаты грантов

Гранты учреждаются Президентом РФ, российскими или иностранными организациями и гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами.

Например, порядок и условия выделения, а также выплаты грантов для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук, учрежденных Указом Президента РФ N 146 , определены Положением Правительства РФ N 260 , грантов, утвержденных Указом Президента РФ N 1010 , — Постановлением Правительства РФ N 1061 .

Указ Президента РФ от 09.02.2009 N 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук».
Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».

Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями. Так, порядок организации и выделения грантов, утвержденных Законом Нижегородской области N 7-З в сфере науки и техники, утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области N 99 .

Закон Нижегородской области от 01.02.2007 N 7-З «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники».
Постановление Правительства Нижегородской области от 03.04.2007 N 99 «О порядке предоставления грантов Нижегородской области в сфере науки и техники».

Постановлением Главы г. Иванова N 3639 утверждено Положение о грантах в целях финансовой поддержки ведущих спортсменов города, защищающих честь города на соревнованиях межрегионального, всероссийского и международного уровня, усиления мотивации спортсменов на достижение высоких результатов и тренеров на подготовку спортсменов высокой квалификации.

Постановление Главы г. Иванова от 01.12.2008 N 3639 «Об учреждении гранта главы города Иванова спортсменам за высокие достижения в области физической культуры и спорта и гранта главы города Иванова тренерам за подготовку спортсменов высокой квалификации».

Постановлением Правительства г. Москвы N 665-ПП утверждено Положение о выделении гранта в сфере образования.

Постановление Правительства г. Москвы от 05.09.2006 N 665-ПП «О грантах Москвы в сфере образования».

Несмотря на разнообразие положений об утверждении грантов, порядок и условия выделения которых могут отличаться друг от друга, следует заметить: общим их моментом является то, что для участия в конкурсе на получение гранта организации нужно оформить заявку и приложить необходимый пакет документов (перечни документов также могут различаться).

Оформление взаимоотношений

Порядок оформления взаимоотношений грантодателей с участниками, победителями конкурса рассмотрим на примере порядка выделения грантов для государственной поддержки молодых российских ученых, утвержденного Положением Правительства РФ N 260.

Данным документом определено, что на основании решения конкурсной комиссии Федеральным агентством по науке и инновациям (Роснаукой) заключается договор об условиях использования гранта с организациями — участниками конкурса, имеющими трудовые отношения с молодыми учеными и членами коллективов ведущих научных школ РФ, работы которых были представлены этими организациями на конкурс и стали победителями (п. 7 Положения Правительства РФ N 260).

Проект договора об условиях использования гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых представлен в Приказе Роснауки N 48 .

Приказ Роснауки от 18.04.2006 N 48 «О Порядке бюджетного финансирования в Роснауке грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых — докторов наук на 2006 год».

В договоре указывается предмет договора, порядок предоставления гранта, права и обязанности сторон, дополнительные условия, адреса и реквизиты сторон. В договоре также предусматривается право Роснауки осуществлять проверку целевого использования выделенного гранта.

К договору прикладываются приложения, в которых указывается:

  • тема научных исследований (техническое задание): цель, задачи и исходные данные для проведения работы, основные требования к ее выполнению и так далее;
  • план работ, в котором отражается наименование этапов и указывается, чем они заканчиваются, то есть что получается в результате их выполнения, срок выполнения и объем финансирования по каждому этапу;
  • смета расходов на проведение научных исследований, форма которой утверждена Приказом Роснауки N 48. Приведем ее образец.

СМЕТА РАСХОДОВ по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых N МК, МД-_____________ за счет средств федерального бюджета на 2009 год

К смете расходов могут быть затребованы расшифровки перечисленных видов расходов. При составлении сметы расходов нужно также соблюдать условия, определенные соответствующим положением о грантах. Так, в Постановлении Правительства РФ N 260 предусмотрены ограничения оплаты труда кандидата и доктора наук и его соисполнителей. Например, при выделении кандидатам наук гранта в размере 600 000 руб. оплата труда кандидата наук и его соисполнителей не может превышать 360 000 руб. Что следует понимать под таким ограничением: средства, предназначенные только на оплату труда или на оплату труда с учетом начислений на заработную плату? По мнению автора, под ограничение подпадают средства на оплату труда без учета начислений (подстатья 211 КОСГУ).

Читайте так же:  Алименты безработного отца на одного ребенка сумма

Кроме того, к договору между Роснаукой и организацией прилагается договор между этой организацией и молодым ученым или руководителем ведущей научной школы РФ. В нем перечислены обязательства молодого ученого или коллектива ведущей научной школы РФ по проведению научных исследований в соответствии с планом работ. По окончании очередного этапа научных исследований представляются: отчет о расходовании средств (финансовых отчетов), научные отчеты, в том числе итоговый, а также отчет об исполнении иных обязательств, связанных с использованием гранта.

Налог на прибыль

Рассмотрим, как гранты учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Данным подпунктом перечислено имущество, относящееся к целевому финансированию, в частности в нем указаны и средства, полученные в виде грантов.

Для того чтобы средства грантов не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, их передача должна удовлетворять следующим условиям:

При этом учреждения, получившие такие средства, обязаны вести раздельный учет их доходов и расходов. В случае отсутствия такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Исходя из вышеизложенного, не освобождаются от налогообложения гранты, рассматриваемые как безвозмездно полученные средства (в том числе денежные), предоставленные:

  • не входящими в указанный Перечень иностранными, международными организациями и объединениями;
  • на не указанные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ цели;
  • на условиях, не определенных грантодателем;
  • без представления грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Такие гранты учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Однако Минфин в Письме от 03.03.2009 N 03-03-06/4/9 указал, что при исчислении налога на прибыль нет оснований учитывать доходы российских организаций — получателей грантов, не подлежащие налогообложению на основании международных договоров РФ, вне зависимости от того, указаны такие доходы в перечне доходов, не облагаемых налогом на прибыль, в национальном законодательстве или нет.

Минфин обосновывает это тем, что в соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Таким образом, учитывая, что в силу ст. 7 НК РФ положения международного договора РФ имеют приоритет перед нормами национального законодательства в области налогов и сборов, доходы, получаемые налогоплательщиком, не подлежащие обложению налогом на прибыль организаций на основании международного договора РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций вне зависимости от того, указаны в национальном законодательстве такие доходы в перечне доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, или нет.

Организация, получившая грант, не учитываемый при формировании налоговой базы, заполняет Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом Минфина России N 54н . Грантам присвоен код 010.

Приказ Минфина России от 05.05.2008 N 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения».

Бухгалтерский учет грантов

В бюджетном учете гранты следует учитывать в регистрах бюджетного учета по тому же коду, что и приносящую доход деятельность. То есть для учета грантов в 18-м разряде номера счета Плана счетов бюджетного учета используется код вида деятельности 2.

Согласно п. 149 Инструкции N 148н операцию по начислению доходов при получении грантов отражают в бухгалтерском учете грантополучателя следующей проводкой:

Дебет счетов 2 205 05 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 2 205 06 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», 2 205 07 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от международных финансовых организаций», 2 205 10 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счетов 2 401 01 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 2 401 01 152 «Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», 2 401 01 153 «Доходы от поступления от международных финансовых организаций», 2 401 01 180 «Прочие доходы».

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Приведем пример отражения на счетах бюджетного учета операции по поступлению и расходованию грантов.

Пример. Учреждению-грантополучателю от Роснауки на лицевой счет поступили средства гранта для поддержки молодых ученых в сумме 1 000 000 руб. Согласно утвержденной смете осуществлялись следующие виды расходов в полном объеме:

  • оплата труда специалистов — 600 000 руб.;
  • начисления на оплату труда — 157 200 руб. (26,2%);
  • оплата услуг сторонних организаций — 150 000 руб.;
  • приобретение материалов — 62 800 руб.;
  • оплата услуг связи — 30 000 руб.

Указанные в примере операции в бухгалтерском учете отразятся следующим образом:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя из условий примера, определим, учитываются ли средства гранта Роснауки при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, то есть выясним, отвечает ли грант условиям его передачи.

Рассматривая грант Роснауки в соответствии с установленными пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ условиями, можно утверждать, что данные средства не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку они выделены некоммерческой организацией на проведение конкретных научных исследований.

[3]

Источники


  1. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

  2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  5. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
Грант в форме субсидии бухгалтерский учет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here