Формы и методы построения налогов

Самое важное на тему: "Формы и методы построения налогов" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Основы построения налога

Субъект налогообложения (налогоплательщик).

Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Организации

— юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).с Местом нахождения российской организации считается место ее государственной организации. Обособленное подразделение организации любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Физические лица

[1]

граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налоговая ставка.

Это величина налоговых исчислений на единицу налоговой базы. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах к налоговой базе. Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, НДФЛ в размере 13 %) . 3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов. Размер налоговых ставок оказывает влияние на увеличение или уменьшение национального объема производства.

Налоговые льготы.

Это снижение размера (бремени) налогообложения. Это сделано для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения. Налоговые льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота. Изъятие — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий. Скидки — это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Налоговые освобождения — это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков. Налоговые кредиты — это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, та и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты.

К налоговым кредитам относятся:

> снижение ставки налога;

> сокращение суммы налога;

> отсрочка или рассрочка уплаты налога и др.

Принципы и основные методы налогообложения

Среди механизмов госрегулирования рыночной экономики особое место занимают формы и методы налогообложения. В рамках развивающегося хозяйственного сектора они выступают в качестве инструментов воздействия на негативные явления, возникающие в процессе товарооборота. Рассмотрим далее основные методы налогообложения.

Общие сведения

От того, насколько четко отлажено функционирование системы налогообложения, будет во многом зависеть эффективность экономических решений. Она выступает в качестве обязательного элемента хозяйствования с момента формирования государственности. Ее изменение и совершенствование всегда сопровождается корректированием системы налогообложения. Эти поступления считаются в современном обществе одним из главных источников дохода государства.

Методы и способы налогообложения

В практике используется несколько вариантов формирования системы обязательных платежей. Наиболее распространенные методы налогообложения — это:

  1. Равный.
  2. Пропорциональный.
  3. Прогрессивный.
  4. Регрессивный.

Первый считается самым простым и удобным. Остальные методы налогообложения требуют более сложных расчетов.

Фиксированная сумма

Метод равного налогообложения предполагает установление твердой суммы сбора по одной ставке для плательщиков. В данном случае между тарифами и базой зависимость отсутствует. Этот вариант использовался на тех или иных этапах развития государства в виде чрезвычайных либо целевых сборов. Он, таким образом, дополнял другие методы налогообложения. Установление фиксированной суммы не предполагает учет ни имущественного статуса, ни величины дохода плательщика. В качестве примера можно привести подушный налог, который считается одним из самых ранних сборов. При равном обложении бедные слои несут такое же налоговое бремя, как и богатые. Если величина отчисления 1000 руб., то при получении годового дохода в 10 тыс. руб. изъятие составит 10% (10 000 / 1000), а если 100 тыс., то 1% (100 000 / 1000).

Пропорциональная система

Она предполагает установление фиксированных ставок в процентах либо долях для каждого плательщика. Таким образом, налог увеличивается пропорционально росту облагаемой базы. В течение более 200 лет принцип справедливости выступает в качестве главного критерия построения схемы обязательных бюджетных отчислений. Как отмечал А. Смит, граждане государства должны по своим силам, способностям и возможностям участвовать в содержании власти, то есть соответственно своему доходу. Он считал, что этот принцип реализуется именно в пропорциональной системе.

Окончательно она была закреплена после французской революции. Эта система базировалась на провозглашенной в то время идее равенства. Платежеспособность определяли в соответствии с доходами граждан. В отечественной практике большинство налогов устанавливаются по пропорциональному методу. Например, по НДС существует 3 ставки — 0%, 10% и 18%. При этом ни одна из них от базы не зависит. С 2001 года с граждан взимается НДФЛ по ставке 13%.

Прогрессивная система

Она включает в себя методы налогообложения прибыли, при котором ставка возрастает вместе с увеличением базы. Сегодня выбор этой системы главным образом основывается на таком понятии, как «дискреционный доход». Он представляет собой прибыль, которая используется по собственному усмотрению. В теории дискреционный доход — это разница между общими поступлениями и средствами, расходуемыми на удовлетворение жизненно важных, первоочередных нужд.

Таким образом, именно он, а не общая прибыль является критерием определения платежеспособности. При увеличении доходов снижается доля затрат на жизненно важные продукты (питание, одежду, прочие товары первой необходимости, транспорт и так далее). При этом размер дискреционных поступлений растет. Пропорциональные методы налогообложения общего дохода — менее состоятельные плательщики несут более тяжелое бремя. Это обусловлено тем, что доля свободных средств у них меньше, а величина отчислений за счет них, соответственно, больше. В этой связи необходимо разделение налога в соответствии с потребностями лица.

Несмотря на то что разные плательщики осуществляют различные по величине отчисления, будут выдержаны принципы справедливости и равенства. Другими словами, субъекты, отличающиеся высокой платежеспособностью, должны нести большее бремя, чем имеющие меньший дискреционный доход.

Читайте так же:  Когда в россии начали выплачивать пенсию

Простые виды прогрессии

Существуют следующие методы налогообложения:

Сложная прогрессия

Ее именуют также каскадной системой, или обложением террасами. Сложная прогрессия обеспечивает большую плавность исчисления. Она зависит от числа разрядов и постепенности увеличения ставки. В качестве яркого примера может служить шкала обложения, действовавшая до 2001 года, по подоходному налогу для физлиц. Вся величина общих поступлений граждан разделялась на 3 части:

  1. До 50 тыс. руб. Она облагалась 12%.
  2. От 50 001 до 150 тыс. руб. Для нее предусматривалась ставка 20%.
  3. Более 150 тыс. руб. Она облагалась 30%.

В современной практике такая схема не используется.

Скрытая прогрессия

В некоторых случаях для доходов, которые относятся к разным разрядам, устанавливаются неодинаковые суммы: для низкой прибыли — большие, для высокой — меньшие. В таком случае изменение базы будет непропорциональным. Соответственно, таким же образом будет меняться и сам налог. Прогрессия может быть достигнута посредством предоставления категориям населения с низкой платежеспособностью льгот, разных вычетов из базы либо, наоборот, введением дополнительных сборов.

Регрессивная система

Она представляет собой самостоятельное направления налогообложения. Регрессивную систему можно рассматривать как вид прогрессивной, но в которой предусматривается отрицательный коэффициент. При этой схеме ставка не увеличивается при повышении базы, а снижается. В современной практике такая система используется очень редко. Принципиальное значение отводится установлению единого порядка расчета базы для всех плательщиков-работодателей. В качестве нее выступает общая величина дохода, включающая выплаты, вознаграждения и прочие поступления наемным работникам. Снижение налоговых сумм, рассчитываемых от объемов расхода на з/п, предусмотренное НК, ориентировано на стимулирование легализации действительных затрат организаций на оплату труда сотрудников и расширение на этой основе облагаемой базы для НДФЛ.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему

С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система, которая может быть двух– или трехзвенная. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система по А.Смиту, включают нейтральность, справедливость и простоту расчета. (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцгиз, 1935. Т.2. С. 341–343). Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.

Нейтральность налоговой системы

заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости

предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты

предполагает построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые понятны и налогосборщикам, и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределенияналогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

Методы построения и взимания налогов, их элементы определяются соответствующими законодательными актами. Среди элементов налогообложения выделяют:

· субъект налога –это плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;

· носитель налога –лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Часто субъект и носитель налога совпадают;

· объект налога –это доход или имущество, с которого начисляется налог (прибыль и доход; стоимость определенных товаров; добавленная стоимость на продукцию, работы, услуги; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами и т.д.);

· источник налога –это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог (прибыль, заработная плата, процент, рента);

· единица обложения –единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.);

· ставка налога –величина налога на единицу обложения объекта или устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения). Различают предельные, средние, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Предельная налоговая ставка – это доля дополнительного (облагаемого) или приростного дохода, которую приходится выплачивать в виде налога. Средняя налоговая ставка – общая сумма выплачиваемого налога по отношению к общему размеру облагаемого налогом дохода. Это налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Налоговая ставка считается прогрессивной, если ее средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода;

· методы взимания налогов – кадастровый (предполагает использование кадастра (реестра), который содержит перечень типичных объектов (земли, домов и т.д.), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения; изъятие налога до получения владельцем дохода (подоходный налог с физических лиц); изъятие налога после получения дохода (налогоплательщик подает в налоговую инспекцию декларацию, т.е. официальное заявление о полученных доходах, а налоговые органы, исходя от величины объекта обложения и действующих ставок, устанавливают размер налога).

Существует несколько классификаций налогов. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8638 —

| 7427 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налоговая система государства: основные элементы и принципы построения

Налоговые отношения в государствах организационно оформляются, что находит отражение в таком понятии, как налоговая система. Налоговая система — это система диалектически связанных между собой таких трех элементов, как совокупность налогов и сборов как форм проявления объективных налоговых отношений, форм, принципов и методов их построения (налоговый механизм), а также совокупность налоговых органов [1] .

Важнейшим элементом налоговой системы выступает совокупность взимаемых государством с организаций и физических лиц (налогоплательщиков) различных видов налогов, сборов, пошлин, установленных в законодательном порядке.

Классификация налогов — это их группировка по наиболее существенным признакам. Любая классификация носит условный характер и в зависимости от целей показывает тот или иной функциональный срез. В результате классификация позволяет составить более полное представление о налогах, обо всем многообразии налоговых форм и методов. Выделение специфики отдельных групп налогов предопределяет особые условия налогообложения и взимания, а также административно-финансовых мер. Например, группировка налогов, имеющих одинаковую природу, может использоваться для недопущения двойного налогообложения. Группировка налогов используется и при решении задачи гармонизации налоговых систем разных стран, особенно при формировании экономических союзов. Наиболее распространенными содержательными признаками классификации налогов выступают:

  • 1) способ взимания (принципиальная возможность переложения);
  • 2) уровень публичной власти и государственного управления, определяющего и устанавливающего отдельные элементы налогообложения;
  • 3) по платежеспособности налогоплательщика:
    • — объект налогообложения,
    • — категория налогоплательщика (субъект налогообложения),
    • — порядок использования (или отношение к государственным расходам);
  • 4) способ уплаты:
    • — учетно-экономический источник уплаты.
Читайте так же:  Сколько денег тратится на пенсии в россии

Широкое распространение получило деление налогов по способу взимания, а именно на прямые и косвенные налоги. Прямые налоги — это налоги на доходы и имущество, которые уплачиваются из доходов налогоплательщиков, а также бремя уплаты которых лежит обычно на самом налогоплательщике.

Косвенные налоги — это налоги на расходы и на потребление. Косвенными налогами не облагаются сбережения. Косвенные налоги включаются в цену (тариф) в виде надбавки, соответственно, бремя их уплаты классически перекладывается с налогоплательщика на покупателя товаров (т.е. с налогоплательщика на носителя налога). В результате субъект (налогоплательщик) и носитель налога теоретически не совпадают. Однако в современных условиях возможность переложения налогов претерпела такие модификации, что стала носить относительный характер.

Чем выше уровень экономического развития, тем большую, нередко доминирующую долю в налоговых доходах бюджетов бюджетной системы страны занимают прямые налоги. Вместе с тем есть государства, где прямых налогов с населения практически нет (Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт).

Вторая классификационная группировка налогов является результатом группировки налогов исходя из государственного устройства и компетенций государственных органов (статусная классификация):

  • — государственные (федеральные и региональные);
  • — местные;
  • — межгосударственные.

По платежеспособности налогоплательщика выделяют налоги личные (учитывающие платежеспособность налогоплательщиков) и реальные (прямо не зависящие от платежеспособности субъектов налогообложения, от уровня доходности объекта налогообложения).

Классификация налогов по налогоплательщикам различает три группы налогов: с организаций (юридических лиц), физических лиц, организаций и физических лиц (смешанная).

С развитием малого и индивидуального предпринимательства, а также проектной формы организации научно-производственных коллективов все сложнее однозначно разграничивать налоговые платежи по субъектам налогообложения.

Группировка налогов по объекту обложения также нередко используется в научной литературе. При этом различаются налоги на доходы, имущество, действия (реализация товаров (работ, услуг), обороты, финансовые операции, хозяйственные активы), расходы, использование ресурсов (ресурсно-рентные), иные обстоятельства, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

В последние годы стала использоваться классификация налогов по такому критерию, как направление использования налогов или назначение налогов. При этом выделяют общие, специальные (целевые) и чрезвычайные налоги.

Одним из классификационных признаков может использоваться и способ уплаты налогов. Выделяют четыре основных способа уплаты налога:

  • 1) способ начисления (по декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган). Декларация — официальное заявление о налоговых обязательствах налогоплательщика исходя из доходов, расходов, налоговых льгот, налоговых ставок;
  • 2) способ удержания (для налогоплательщика это означает автоматическое удержание налога, а обязанность по исчислению налога возложена на третье лицо, которое по законодательству обязано выступить налоговым агентом);
  • 3) кадастровый способ (уплата налога не связана с моментом получения дохода);
  • 4) уведомительный способ (налог исчисляется налоговым органом и выставляется для уплаты налогоплательщиком в виде уведомления).

Критерий классификации налогов, исходя из учетно-экономического источника уплаты налоговых платежей, диктует прикладной характер группировки налогов, взимаемых с организаций:

  • — налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • — налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
  • — налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);
  • — налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

В учебной литературе встречается еще один аспект рассматриваемой классификации, а именно по характеру отражения в системе национальных счетов (СНС):

  • 1) налоги на производство и импорт;
  • 2) налоги на доходы и имущество.

Второй элемент налоговой системы — принципы, формы и методы построения налогов как результат деятельности законодательных и исполнительных органов власти на основе их компетенция в сфере налоговых отношений (глава 4).

На становление и развитие налоговой системы оказывают влияние различные факторы: как объективные (исторические, экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные (политические явления, войны, природные катаклизмы), как внешние, так и внутренние. Поэтому налоговые системы разных стран имеют существенные различия. Основные факторы, определяющие структуру налоговой системы:

  • — уровень экономического развития;
  • — общественно-экономическое и государственное устройство страны;
  • — господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны).

Формирование налоговой системы осуществляется исходя из установленных принципов. Так, Дж. Стиглиц сформулировал следующие:

  • 1) принцип экономической эффективности;
  • 2) принцип административной простоты;
  • 3) принцип гибкости;
  • 4) принцип политической ответственности;
  • 5) принцип справедливости по отношению к разным индивидам.

В учебной и научной литературе принципы построения налоговой системы России классифицируют также в зависимости от направленности действия и реализации в них принципов налогообложения на три группы [2] , а именно принципы, обеспечивающие:

  • — реализацию Конституции РФ (принципы публичности, приоритетности государственных интересов, законности);
  • — права налогоплательщиков (принципы нейтральности, защищенности налогоплательщика, экономического равенства налогоплательщиков, соразмерности налогового бремени);
  • — интересы субъектов государственной власти исходя из федеративного устройство государства (принципы единства налогообложения и налогового федерализма).

Организационные принципы построения российской налоговой системы декларируются в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ.

Особо следует обратить внимание еще на один принцип, заложенный в законодательстве о налогах и сборах, а именно «презумпции невиновности» налогоплательщика: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Отдельным элементом налоговой системы как предпосылка ее эффективности и управляемости является совокупность налоговых органов с определением их функций и задач, которые организуют и осуществляют работу по контролю за правильностью исчисления налогов и за полнотой и своевременностью их уплаты, а также привлекают к ответственности за нарушение налогового законодательства (глава 3).

Управление системой налоговых органов в нашей стране возглавляет Минфин России, оперативное же управление осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС России), находящаяся в ведении Минфина России. Система налоговых органов страны обеспечивает контроль за исполнением налогового законодательства, сбор и анализ информации по начислению и уплате налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы страны, формирование процедур и методики налогового контроля. Однако ФНС России не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование налоговой системы, кроме законодательно установленных случаев, а также оказывать платные услуги. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять схемы по уклонению от уплаты налогов, принимать превентивные меры, а также привлекать к ответственности недобросовестных налогоплательщиков. Этому способствуют новые технологии, построенные главным образом на применении больших баз данных, обрабатываемых в автоматическом режиме.

Система налоговых органов построена исходя из административного и национально-территориального деления и состоит из трех звеньев. Федеральное звено представлено ФНС России, второе звено включает управления ФНС по субъектам Федерации, наконец, основной элемент этой системы — налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.

Читайте так же:  Какой налог платят во франции

Каждый налоговый орган признается самостоятельным учреждением, но одновременно находится в иерархической вертикальной подчиненности, входит в единую централизованную систему. В результате структурирован сбор и обмен информацией, методическое обеспечение и порядок взаимодействия при проведении налоговых проверок. В современной налоговой системе выделяют специализированные межрегиональные инспекции ФНС России (по крупнейшим налогоплательщикам по отраслевому принципу, по централизованной обработке данных, по ценообразованию, по камеральному контролю), межрегиональные инспекции ФНС России, Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, специализированные межрайонные инспекции ФНС России (по осуществлению налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками), межрайонные инспекции ФНС России (как единые регистрационные центры), инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления.

Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Во-первых, насколько полно действующая налоговая система охватывает (выявляет) источники доходов в целях обложения их налогом. Отсюда вытекает тенденция усложнения налоговой системы, специализация и дифференциация форм, методов налогообложения.

Вторым фактором эффективности налоговой системы выступает минимизация расходов по взиманию налогов. В результате, наряду со специализацией налоговой системы, идет процесс упрощения в управлении налогами, в том числе через укрупнение налогов.

Сущность, формы и методы налогообложения

В современном обществе налоги — это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. [15,С.120].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налогообложение организаций осуществляется в соответствии с частью первой и второй Налогового кодекса РФ, отдельными федеральными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, а также используются нормативные документы ФНС РФ.

В соответствии с действующим налоговым законодательством в РФ классификацию налогов взимаемых с организаций можно представить в виде следующих групп: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги уплачивают непосредственно налогоплательщики при получении ими доходов (прибыли). Косвенные налоги оплачиваются в конечном счете потребителями товаров (работ, услуг).

В соответствии с налоговым законодательством в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. Федеральными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ, региональными — обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а муниципальными — обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Различают следующие формы налогообложения: общий, специальный режим налогообложения. В общую систему налогообложения организаций входят следующие налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц, транспортный налог и земельный налог, ЕСН.

К специальным налоговым режимам относятся:

· Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

· Система налогообложения в свободных экономических зонах;

· Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

· Система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;

· Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Метод налогообложения — это порядок применения налоговой ставки, размер которой меняется в зависимости от роста налоговой базы.

Известны четыре основных метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Налоговая ставка совпадает с налоговым окладом. Равное налогообложение было широко распространено в средневековье. В современных условиях оно используется редко. В Российской Федерации данный метод используется при построении некоторых местных налогов (сбор за уборку территорий, налог на содержание милиции и другие), когда величина налоговой ставки определяется кратно законодательно установленному минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Равное налогообложение обеспечивает простоту исчисления и взимания налогов. Однако рассматриваемый метод считается несправедливым, так как он совершенно не учитывает платежеспособности налогоплательщиков. Налоги, построенные по равному методу, наиболее тяжелы для малоимущих и легки для лиц с большими доходами.

Метод пропорционального налогообложения. Русский экономист начала XX в. Д. Боголепов так определяет метод пропорционального налогообложения: «Пропорциональным называется такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой квоты (единицы) обложения, например, по рублю с каждой сотни рублей». Налоговая ставка при пропорциональном методе может быть как в твердой, так и в долевой форме.

1.1 Сущность, формы и методы налогообложения

В современном обществе налоги — это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. [15,С.120].

Налогообложение организаций осуществляется в соответствии с частью первой и второй Налогового кодекса РФ, отдельными федеральными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, а также используются нормативные документы ФНС РФ.

В соответствии с действующим налоговым законодательством в РФ классификацию налогов взимаемых с организаций можно представить в виде следующих групп: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги уплачивают непосредственно налогоплательщики при получении ими доходов (прибыли). Косвенные налоги оплачиваются в конечном счете потребителями товаров (работ, услуг).

В соответствии с налоговым законодательством в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. Федеральными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ, региональными — обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а муниципальными — обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Различают следующие формы налогообложения: общий, специальный режим налогообложения. В общую систему налогообложения организаций входят следующие налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц, транспортный налог и земельный налог, ЕСН.

К специальным налоговым режимам относятся:

· Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

· Система налогообложения в свободных экономических зонах;

· Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

· Система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;

· Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Метод налогообложения — это порядок применения налоговой ставки, размер которой меняется в зависимости от роста налоговой базы.

Читайте так же:  Ежемесячная выплата производимая государством из пенсионного

Известны четыре основных метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Налоговая ставка совпадает с налоговым окладом. Равное налогообложение было широко распространено в средневековье. В современных условиях оно используется редко. В Российской Федерации данный метод используется при построении некоторых местных налогов (сбор за уборку территорий, налог на содержание милиции и другие), когда величина налоговой ставки определяется кратно законодательно установленному минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Равное налогообложение обеспечивает простоту исчисления и взимания налогов. Однако рассматриваемый метод считается несправедливым, так как он совершенно не учитывает платежеспособности налогоплательщиков. Налоги, построенные по равному методу, наиболее тяжелы для малоимущих и легки для лиц с большими доходами.

Метод пропорционального налогообложения. Русский экономист начала XX в. Д. Боголепов так определяет метод пропорционального налогообложения: «Пропорциональным называется такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой квоты (единицы) обложения, например, по рублю с каждой сотни рублей». Налоговая ставка при пропорциональном методе может быть как в твердой, так и в долевой форме.

Суть метода заключается в том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый налоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства. Метод пропорционального налогообложения считается более справедливым, так как он учитывает платежеспособность налогоплательщиков. Однако и при пропорциональном методе налоговое бремя ослабляется по мере роста дохода плательщика. Пропорциональный метод налогообложения получил широкое распространение в эпоху Великой французской революции. В настоящее время по пропорциональному методу построено подавляющее большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и др.).

Метод прогрессивного налогообложения. «Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением квоты увеличивается и ставка налога. Например, с сотни рублей взимается один рубль, а с двухсот рублей — уже не два, а три и более и т. д.»1. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.

Теории прогрессивных налогов получили развитие во второй половине XIX в. под влиянием экономического развития и борьбы рабочего класса. Широко использовалось прогрессивное налогообложение и в эпоху Великой французской революции.

В настоящее время используются три формы прогрессии: простая поразрядная, относительная поразрядная, сложная.

При простой поразрядной прогрессии доходы делятся на разряды (классы). Для каждого разряда указывается «вилка» доходов (минимальная и максимальная величина дохода) и твердая сумма налогового.

Для простой поразрядной прогрессии характерен резкий скачок суммы налога при переходе в следующий разряд, что ведет к несправедливости. Получатель дохода в 999 руб. заплатит налог в сумме 1 руб., а получатель дохода 1001 руб. заплатит уже 10 руб. Получается, что при росте дохода на 2 руб. налог увеличивается в 10 раз.

Относительная поразрядная прогрессия построена следующим образом. Облагаемая налогом база также делится на разряды. Каждому разряду присваивается своя ставка налога (в денежной или процентной форме).

разряда сохраняется пропорциональность обложения, однако при переходе к следующему разряду, так же как и при простой прогрессии, происходит резкий скачок. Кроме того, возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога останется в распоряжении сумма меньше, чем у владельца низкого дохода. Эта несправедливость устраняется применением сложной прогрессии.

Сложная прогрессия на сегодняшний день считается наиболее полно удовлетворяющей требованию справедливости в налогообложении физических лиц. При сложной прогрессии возросшая налоговая ставка применяется не ко всей налогооблагаемой базе, а лишь к той ее части, которая превышает предыдущий разряд. Рассмотрим сложную прогрессию на примере подоходного налога, взимаемого с физических лиц в России.

Прогрессия в налогообложении может носить не только явную, но и скрытую форму. Фактическая прогрессия может достигаться посредством установления неодинаковых сумм вычетов из облагаемого дохода (для низких доходов устанавливают более высокие суммы вычетов, чем для высоких доходов).

Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога. В явном виде регрессивное налогообложение сегодня не применяется. Однако регрессия налогообложения может носить скрытый характер. Скрытая форма регрессии присуща косвенным налогам. Именно по этой причине косвенное налогообложение признается несправедливым.

Принципы и методы налогообложения

Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов) налогообложения. Наиболее точно впервые они были сформированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776г.). Эти принципы налогообложения (справедливость, определенность, удобство и экономия) актуальны и сегодня, и поэтому их называют классическими. Рассмотрим их содержание.

1.Принцип справедливости предусматривает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2. Принцип определенности требует, чтобы способ, сумма и время платежа были точно заранее известны плательщику.

[3]

3. Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.

4. Принцип экономии заключается в сокращении издержек взимания налога, рационализации системы налогообложения.

Классические принципы относятся к общенациональным экономическим принципам построения идеальной (оптимальной) системы налогообложения, и, так или иначе, используются в налоговых системах разных стран.

Наряду с общенациональными (классическими) принципами налогообложения выработаны современные внутринациональные принципы, учитывающие тип государства, политический строй, возможности экономики и сложившиеся социальные условия развития конкретной страны. Эта подсистема принципов налогообложения включает экономические, организационные и правовые (юридические) принципы построения системы взаимоотношений государства и налогоплательщиков.

К группе экономических относятся следующие принципы:

— хозяйственная независимость (необходимость наличия объекта налогообложения в собственности плательщика);

— справедливость (сумма налогового изъятия с конкретного налогоплательщика должна зависеть от величины его доходов);

— соразмерность (взаимозависимость величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета).

К правовым (юридическим) принципам относятся:

— принцип нейтральности (равного налогового бремени), предусматривающий всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом;

— принцип установления налогов законами (а не подзаконными актами);

— принцип запрета обратной силы налоговых законов (вновь принятый закон, изменяющий размер налоговых платежей, не распространяется на налоговые отношения, возникшие до его принятия);

— принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами;

— принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе;

— принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений (предполагает неравенство прав участников налоговых отношений при применении налоговых законов, например, при взыскании недоимок, штрафов, возврате переплаченных налогов).

К группе организационных принципов можно отнести:

— принцип единства налоговой системы (не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ, услуг, препятствующие реализации конституционных прав граждан, позволяющие наполнять бюджеты одних регионов за счет других);

Читайте так же:  Не отображается налог в личном кабинете

— принцип стабильности (в интересах всех субъектов налоговых отношений налоговая система должна функционировать в течение многих лет без серьезных изменений);

— принцип эластичности (налоги могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства, при этом налоги должны быть уменьшаемы, или вообще отменяемы, если они сокращают потребление);

— принцип простоты, ясности (легкость и доступность для плательщиков техники расчета налогов и заполнения налоговых деклараций);

— принцип четкого разграничения полномочий между уровнями власти по установлению и взиманию налогов разных уровней;

— принцип множественности налогов (позволяет учесть разнообразие форм организации бизнеса, видов деятельности, доходов, обеспечить подвижность (эластичность) налоговой системы, перераспределить налоговое бремя по плательщикам);

— принцип исчерпывающего перечня общегосударственных и местных налогов (направлен на недопущение дискриминации налогоплательщиков по каким-либо основаниям);

— принцип гармонизации налогообложения с другими странами (направлен на создание условий для участия страны в интеграционных процессах, устранение двойного налогообложения).

Налоговая система, построенная и функционирующая по вышеизложенным правилам, способствует повышению конкурентоспособности экономики страны, улучшению социального положения в обществе.

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под методом налогообложения следует понимать установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения или налоговой базы. Разработаны следующие методы налогообложения:

1) Равное налогообложение, означающее взимание налога в равной сумме с каждого плательщика. Данный метод не учитывает имущественное положение и платежеспособность плательщика, поэтому применяется редко (например, при взимании госпошлины за оформление документов).

2) Пропорциональное налогообложение, предусматривающее взимание налога по единой ставке, установленной в процентах, не меняющейся при изменении налоговой базы. При этом с ростом налоговой базы пропорционально возрастает сумма налога. Данный метод активно применяется в налоговой системе Беларуси (например, налог на прибыль, налог на недвижимость, налог на добавленную стоимость). Пропорциональное налогообложение основывается на идее справедливости обложения соразмерно с доходами каждого. Однако при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое бремя налога, чем более состоятельный. Поэтому возникает необходимость введения прогрессивного налогообложения.

3) Прогрессивное налогообложение – метод, при котором с ростом налоговой базы растет ставка налога по заранее установленной шкале. Может применяться два вида прогрессии – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога возрастает по мере роста налоговой базы для всей ее суммы (дохода или стоимости имущества). При сложной прогрессии доходы делятся на ступени, каждая из которой облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему возросшему доходу, а только к его части, превышающей предыдущую ступень. В настоящее время для налогообложения доходов физических лиц во многих странах мира применяют систему сложной прогрессии.

4) Регрессивное налогообложение предусматривает снижение ставки налога при увеличении налоговой базы. Этот метод налогообложения применяется при установлении ставок государственной пошлины за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции, примером также может служить единый социальный налог в России (чем больше сумма фонда оплаты труда, тем ниже ставка социального налога).

В целом принципы и методы налогообложения, которые положены в основу системы налогообложения той или иной страны, зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, отношения государственной власти и населения к отдельным его группам.

3 Налоговая политика государства

Выделяется три типа налоговой политики. I тип – это политика максимальных налогов, при осуществлении которой существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и сокращению доходов бюджета (предельная налоговая ставка зависит от множества факторов, но по данным зарубежных ученых она не должна превышать 40 – 50 % ВВП). II тип – политика оптимальных (умеренных) налогов, способствующая развитию предпринимательства, в т.ч. и малого. Для создания благоприятного налогового климата предпринимательство максимально выводится из-под налогообложения. Следствием такой политики является сокращение социальных программ, т.к. снижаются государственные доходы. III тип — налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения при значительной государственной социальной защите (примером могут служить Швеция, Дания). Следует отметить, что при эффективной экономике все три типа налоговой политики успешно сочетаются. Для Республики Беларусь характерно наличие элементов налоговой политики всех типов.

Целями налоговой политики в современных условиях являются:

[2]

  1. Обеспечение государства финансовыми ресурсами (на основе перераспределения ВВП).
  2. Создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом и региональном разрезах.
  3. Сглаживание возникающего в рыночных условиях неравенства в уровнях доходов населения.

Достижение указанных целей возможно при относительном равновесии фискальной и регулирующей функций налогов.

В соответствии с поставленными целями государство в процессе реализации налоговой политики решает следующие задачи: 1) учет действия экономических законов; 2) обеспечение налоговой поддержки принятых решений по реформированию экономики, поддержанию макроэкономической стабилизации и определение мер налогового стимулирования приоритетных направлений оздоровления экономики, развития малого и среднего бизнеса; создания благоприятного инвестиционного климата; 3) определение оптимального и сбалансированного соотношения между доходами государства и субъектов хозяйствования, доли участия физических лиц в формировании государственного бюджета; 4) повышение эффективности налогового механизма за счет снижения налоговой нагрузки на экономику путем снижения ставок налогов, упрощения работы налогоплательщиков ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот, унификации налогового законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Основными направлениями реализации налоговой политики на 2011-2015 годы являются снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.

  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  3. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
  4. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.
  5. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
Формы и методы построения налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here