Федеральные органы осуществляющие пенсионное обеспечение

Самое важное на тему: "Федеральные органы осуществляющие пенсионное обеспечение" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Содержание

Статья 11. Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ в наименование статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

Статья 11. Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

См. комментарии к статье 11 настоящего Закона

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ в пункт «б» части первой статьи 11 настоящего Закона внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ в пункт «в» части первой статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

[3]

г) Федеральная служба исполнения наказаний — в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ часть первая статьи 11 настоящего Закона дополнена пунктом «е», распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

е) Генеральной прокуратурой Российской Федерации — в отношении лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, а также членов их семей;

[2]

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ часть первая статьи 11 настоящего Закона дополнена пунктом «ж», распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

ж) Следственным комитетом Российской Федерации — в отношении лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации после 1 января 2017 года, а также членов их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта «а» и пункте «б» статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

Органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение

Законом также четко определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц, приравненных к военнослужащим, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

г) Федеральной службой исполнения наказаний — в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;

д) Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

Минтруда России, являясь федеральным органом исполнительной власти, проводит государственную политику и осуществляет управление
В области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения Минтруда России разрабатывает предложения по вопросам.

. г.*, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим
организацию совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и Пенсионным Фондом РФ государственного пенсионного обеспечения

Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти, ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены также полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности предприятий, учреждений и организаций.

. и осуществляющие техническое обеспечение деятельности федеральных
Размер ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам федеральных органов исполнительной власти, занимающим
пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и.

Пенсионная система: понятие, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Перспективы развития пенсионной системы.

Пенсионная система: понятие

Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

  1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов , за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое право);
  2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
  3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения .
Читайте так же:  Пенсия при стаже 40 лет льготы

В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм , регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них — назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств. Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или «собственным юридическим фактом» в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав — наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть.

Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что «государственные пенсии. устанавливаются законом» (п. 2 ст. 39). Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности:

  • трудовые, т.е. заработанные трудом;
  • нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом (социальные пенсии).

Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления — по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы, депутатов и т. д.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

1.федеральные органы исполнительной власти (МО, МВД, ФСБ и т.д.);

2. Пенсионный фонд Российской Федерации- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам.
ПФР — крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Сегодня бюджет ПФР — второй по величине после федерального. Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Основной источник доходов ПФР — страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взнос. Страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, всех (штатных, нештатных, сезонных и временных) работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утверждает Правительство РФ.

3.негосударственные пенсионные фонды-обязательного медицинского,социального страхования.

38. Назначение производятся органом, определяемым Правительством РФ, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Пенсия, предусмотренная Законом о пенсионном обеспечении, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

40. Перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии, за исключением случаев:

• пересмотра степени ограничения способности к трудовой деятельности или причины инвалидности, который влечет увеличение размера пенсии;

• перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии.

Перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в которого гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой. Срок, на который назначается пенсия (в том числе при изменении ее размера), зависит от вида пенсии.

Порядок индексации пенсий Пенсии, предусмотренные Законом о пенсионном обеспечении, индексируются в следующем порядке:

• пенсии федеральных государственных служащих —при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения;

• пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) — в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу;

• пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву; пенсии участников Великой Отечественной войны; пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; пенсии членов семей перечисленных категорий граждан; пенсии нетрудоспособных граждан — в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.

41.Иждивение – это полное содержание указанных лиц умершим кормильцем и получение ими от него постоянной помощи, которая являлась для них основным источником средств к существованию. Член семьи умершего кормильца может быть признан иждивенцем, даже если он никогда не проживал совместно с кормильцем, в том числе в одном городе, однако постоянно получал от него помощь, являющуюся основным источником средств к существованию.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 174 | Нарушение авторских прав

Статья 11. Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ в наименование статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

Статья 11. Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

См. комментарии к статье 11 настоящего Закона

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ в пункт «б» части первой статьи 11 настоящего Закона внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ в пункт «в» части первой статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

г) Федеральная служба исполнения наказаний — в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ часть первая статьи 11 настоящего Закона дополнена пунктом «е», распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

е) Генеральной прокуратурой Российской Федерации — в отношении лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, а также членов их семей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ часть первая статьи 11 настоящего Закона дополнена пунктом «ж», распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

ж) Следственным комитетом Российской Федерации — в отношении лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации после 1 января 2017 года, а также членов их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта «а» и пункте «б» статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем — это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников — страховых платежей и средств государственного бюджета.

На наш взгляд, такое название пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе системы являются государственными, так как все пенсии в рамках этих систем устанавливаются законом. Финансовые средства, направляемые на пенсионное обеспечение граждан, являются государственной собственностью. Гарантом предоставления пенсий по данным системам является государство.

Было бы логичнее именовать пенсионные системы следующим образом:

  • а) пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования, или страховая пенсионная система;
  • б) пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, или бюджетная пенсионная система.

Для простоты в дальнейшем мы будем придерживаться этих наименований.

Видео удалено.
Читайте также:
  1. IEEE 1063-1987 (подтвержден 1993) — Пользовательская документация на программное обеспечение.
  2. II. Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетикой
  3. III. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  4. III.Приставы, осуществляющие дознание по уголовным делам и производство по административнымправонарушениям (по преступлениям и правонарушениям против интересов правосудия)
  5. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  6. V. Учебно-методическое обеспечение курса
  7. VI МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИЛИНЫ
  8. VI. Организационное, правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности в Российской Федерации. Механизм контроля за реализацией Стратегии
  9. VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  10. VII. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Видео (кликните для воспроизведения).

Страховая пенсионная система — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система — система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др. Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения.

Источники финансовых средств. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т.е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». К таковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.

Помимо Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» предоставление материального обеспечения отдельным категориям лиц за счет государственного бюджета осуществляется в соответствии с иными нормативными правовыми актами. Так, судьи, пребывающие в отставке, вправе получать ежемесячное пожизненное содержание согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»; а лица, имеющие особые заслуги перед Отечеством, вправе получать подобную выплату в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации»*. (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении», строго говоря, не стал актом кодификационного значения в силу наличия множества норм как отсылающих к нормам других нормативных актов, так и не содержащих указаний на наличие иных правовых актов, предусматривающих имеющиеся виды пенсионных выплат гражданам.)

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Различия в нормах предоставления пенсий по двум пенсионным системам зависят и от категории лиц, о чем сказано выше.

Право на выплаты по страховой пенсионной системе определяется соответствующими условиями, установленными для той или иной трудовой пенсии. Так, право на страховые пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, и при наличии не менее пятнадцати лет страхового стажа; либо те и другие, достигшие «сниженного» возраста (в связи с особыми условиями труда, природно-климатическими условиями проживания, медико-биологическими факторами, безработицей). При отсутствии стажа устанавливается социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Страховая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному инвалидом I, II, III группы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения трудовой и (или) иной деятельности и пр. Для получения страховой пенсии в случае потери кормильца необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении; либо выполнять иные требования, предусмотренные законодательством о страховых пенсиях.

Для получения пенсий по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан установлены свои условия. Они указаны [1]

в федеральных законах и других нормативных правовых актах. Так, право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии увольнения их с федеральной государственной службы по основаниям, прямо указанным в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Условия обеспечения пенсиями других военнослужащих установлены в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, различаются по некоторым критериям. Такими критериями могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты; организационно-правовые формы социального обеспечения; категории лиц, обеспечиваемых пенсиями; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения.

Наличие названных пенсионных систем вовсе не предполагает существование только каких-либо двух конкретных органов, осуществляющих выплаты пенсий. Органы разные, что свидетельствует об отсутствии в стране единой общефедеральной пенсионной системы населения.

Статья 11. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, а также их семей;

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки), органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

г) Министерство юстиции Российской Федерации — в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта «а» и пункте «б» статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

§ 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ.

Гак как единую федеральную систему государственных пенсий России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной, не удалось создать и единую систем управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах орган Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, минюсте, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.

Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих; районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.

Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты и селения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерств труда и социального развития. Прекратило существование одно в старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозника, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категории граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом, Минсобесом, а в последнее время — Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа — организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.

Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы «своих» пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.

Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей — пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь «социальное развитие» — это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.

Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, «обычные» пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Гам, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах — в городах, районах — имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.

Статья 11. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, а также их семей;

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки), органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

г) Министерство юстиции Российской Федерации — в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта «а» и пункте «б» статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

Статья 11. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

[1]

г) Федеральная служба исполнения наказаний — в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;

д) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта «а» и пункте «б» статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

Статья 12. Дополнительные социальные гарантии

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа лиц, указанных в пункте «а» статьи 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающих на территории Российской Федерации.

Раздел II. Пенсия за выслугу лет

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статья 14. Размеры пенсии

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Статья 15. Минимальный размер пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Статья 16. Увеличение размера пенсии за выслугу лет инвалидам

Пенсии за выслугу лет, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, увеличиваются:

а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:

инвалидам I группы — на 300 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам II группы — на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам III группы — на 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон «О ветеранах»):

инвалидам I группы — на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам II группы — на 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам III группы — на 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

в) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):

инвалидам I группы — на 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам II группы — на 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам III группы — на 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Статья 17. Надбавки к пенсии за выслугу лет

К пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки:

а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, — на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах «а», «б» и «г» части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона:

при наличии одного такого члена семьи, — в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
при наличии двух таких членов семьи, — в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
при наличии трех и более таких членов семьи, — в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию;

в) пенсионерам — участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», не являющихся инвалидами, — в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, — в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Надбавка, предусмотренная пунктом «в» части первой настоящей статьи, не начисляется к пенсии, исчисленной с увеличением, предусмотренным статьей 16 настоящего Закона.

Статья 18. Исчисление выслуги лет для назначения пенсии

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается:

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Источники


  1. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  2. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.

  3. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.
  4. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
  5. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
Федеральные органы осуществляющие пенсионное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1