Экономическое значение налогов с физических лиц

Самое важное на тему: "Экономическое значение налогов с физических лиц" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Экономическое значение налогов с физических лиц

Ключевые слова: НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ; НАЛОГ; БЮДЖЕТ; БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ; THE TAX TO THE INCOMES OF THE PHYSICAL PERSONS; TAX; BUDGET; BUDGET OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION.

Согласно статье 8 части первой Налогового кодекса РФ, налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с предприятий и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог на доходы физических лиц – основной вид прямых налогов, исчисляемый в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время составляет около 13%.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) это один из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:

— обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации;
— регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан;
— стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.

Преимущество НДФЛ заключается в том, что его плательщиками является трудоспособное население страны, имеющее место работы. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.

Данный налог наибольшую значимость для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как НДФЛ, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, — поступает в региональные и местные бюджеты.

В соответствии с Налоговым кодексом и нормами Бюджетного кодекса РФ распределение НДФЛ между бюджетами бюджетной системы РФ осуществляется следующим образом: в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ, а оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты. [1]

В условиях Российской экономики НДФЛ не является доминирующим в налоговой системе страны, но входит в число первых.

Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ. [2]

Таблица 1.

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет за 2015-2017 г. (млрд. руб.)

Показатель 2015г. 2016г. 2017г.
Поступило в консолидированный бюджет РФ,

«федеральные налоги и сборы»,всего

12 126,0 12 770,4 15 419,2 Налог на прибыль организации 2 442,2 2 677,9 3 239 ,4

[3]

Налог на доходы физических лиц 2 805,2 3 017,2 3 251 ,6 Налог на добавленную стоимость 2 589,4 2 808,3 3 233 ,4 Акцизы 1 020,9 1 297,2 1 523,6 Налог на добычу полезных ископаемых 3 226,8 2 929,3 4 130,4 Остальные налоги и сборы 41,4 40,6 40,7

Из таблицы видно, что основными налоговыми пополнениями в казну государства являются: налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, у которого мы замечаем устойчивую тенденцию роста поступления. Структура поступления налогов и сборов за 2017 год представлена на рисунке 1.


Рис.1 Структура поступления налогов и сборов за 2017 г.

Об огромном значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период с 2015 по 2017 год, представленные в таблице 2. [2]

Таблица 2.

Доля НДФЛ в налоговых доходах бюджетной системы РФ (млрд. руб.)

Значение НДФЛ в консолидированном бюджете РФ Значение НДФЛ в консолидированном бюджете субъектов РФ
Год Консолидированный бюджет РФ, всего В т.ч.

НДФЛ

Доля,% Консолидированный бюджет субъектов РФ, всего В т.ч.

НДФЛ

Доля,% 1 2 3 4 5 6 7 2015

2806,5 20,5 6 905,8 2806,5 40,6 2016

3017,2 20,9 7 551,4 3017,2 39,9 2017

17 197,1 3251,1 18,9 8 179,11 3251,1 39,7

Как мы видим, динамика налоговых поступлений в период 2015 по 2017 год была незначительной, доля НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов РФ составила от 20,5 %до 18,9%. Значимость налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете субъекта РФ достаточно высока, т.к. его доля составляет практически 40% за рассматриваемые периоды. Для наглядности отобразим значение НДФЛ в рис.2.


Рис.2 Структура поступления НДФЛ по уровням бюджета за 2015-2017 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на доходы физических лиц имеет большое значение для бюджета РФ. НДФЛ занимает одно из основных мест в налоговой системе РФ, непосредственно влияя как на построение налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан.

Состав и социально-экономическое значение налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации

  1. Состав и социально-экономическ ое значение налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации

Налоги с физических лиц имеют большое социально-экономическое значение, поскольку через них государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнем доходов населения, а следовательно, и вытекающие из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов социальной напряженности.

В налоговой системе Российской Федерации выделяют следующие налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами:

  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ),
  • налог на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения,
  • транспортный налог,
  • земельный налог,
  • государственная пошлина.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, другие физические лица в случаях, предусмотренных законодательством РФ, могут выступать плательщиками иных налогов, установленных для юридических лиц (НДС, акцизов, единого социального налога, водного налога, единого налога при упрощенной системе налогообложения и т.д.).

Читайте так же:  За счет государственных налогов формируются

В российском законодательстве о налогах и сборах отсутствует какой-либо один закон, регулирующий налогообложение физических лиц. Взимание каждого из налогов регулируется федеральным законодательством, специальными главами Налогового кодекса РФ.

Каждый налог, уплачиваемый физическими лицами, имеет свои особенности и свое назначение.

Налоги с физических лиц можно разделить на четыре группы:

1. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при получении дохода. Эти налоги, как правило, взимаются у источника получения дохода, например, при выплате заработной платы, дивидендов. Подоходный налог является наиболее значимым среди налогов, взимаемых с населения.

2. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при использовании дохода: налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации). В Российской Федерации индивидуальные предприниматели уплачивают такие налоги с оборота, как НДС и акцизы на отдельные виды товаров. В 1991 г. и в 2002 – 2003 гг. в налоговой системе России присутствовал налог с продаж.

3. Налоги, уплачиваемые физическими лицами, с возникновения, прироста и движения имущества. Например, налог на имущество, находящееся в распоряжении собственника на конкретную дату.

[1]

Налог на движение имущества взимается при передаче его в собственность другого лица, например, налог с наследств и дарений. С 2006 г. налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, отменен в части наследуемого имущества а что касается дарений – фактически включен в налог на доходы физических лиц.

Большинство поимущественных налогов взимается регулярно (налоги на имущество физических лиц или организаций), но могут быть и разовые, нерегулярные платежи (налог с наследств).

В зависимости от величины налогового бремени различают, как правило, номинальные и реальные поимущественные налоги. Источником погашения задолженности по номинальным налогам выступает обычно доход, приносимый имуществом. Для уплаты же реальных налогов необходимо привлекать другие источники дохода, включая продажу имущества. На практике, как правило, все поимущественные налоги, за исключением налогов с наследств и дарений, носят номинальный характер из-за своих невысоких налоговых ставок.

4. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при использовании природных ресурсов.

Основное назначение платежей за пользование природными ресурсами – стимулирование рационального природопользования и обеспечение ресурсами финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий. В российской налоговой системе к данной группе налогов можно отнести, к примеру, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налог на имущество физических лиц

Порядок взимания налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 9 декабря 1991 г., Инструкцией МНС РФ № 54 от 02.11.1999 г. «По применению закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» и соответствующими законами местных органов власти. Налог относится к местным налогам, а по способу взимания – к прямым налогам. Органы местного самоуправления могут устанавливать отчетные периоды, ставки (в пределах ставок, закрепленных в Федеральном законе), порядок и сроки уплаты, а также льготы по налогу.

Налог на имущество физических лиц зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения по нормативу, определяемому Бюджетным кодексом РФ в размере 100 %.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. В данном случае не имеет значения, было ли зарегистрировано право собственности на это имущество. Следовательно, физическое лицо является плательщиком налога с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос.

Право собственности на имущество может принадлежать как одному лицу, так и одновременно двум и более лицам. Право собственности двух и более лиц на один и тот же объект называется правом общей собственности.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Не являются плательщиками налога на имущество физических лиц:

  • персонал иностранных дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним в отношении налоговых привилегий, официальных представительств иностранных государств и международных организаций согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях;
  • лицо, обладающее правом на льготу;
  • индивидуальный предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения, уплату ЕСХН, уплату ЕНВД, в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

В настоящее время объектом налогообложения является недвижимое имущество, принадлежащее физическим лицам на праве собственности:

  • жилые дома;
  • квартиры;
  • дачи;
  • гаражи;
  • иные строения, сооружения, помещения;
  • доля в праве общей собственности на указанное имущество.

Гражданским кодексом предусмотрен ряд оснований возникновения права собственности на имущество. При этом их можно разделить на две основные группы.

Первоначальные, когда право собственности на недвижимость возникает впервые, например приватизация жилого помещения или приобретение квартиры во вновь построенном доме, возведение дачи, гаража и т.д.

Производные, когда право данного собственника зависит от прав его предшественника, т.е. переходит от предыдущего собственника. Основным производным способом приобретения права собственности является приобретение имущества по какому-либо гражданско-правовому договору: купли-продажи, мены, дарения и т.п.

Читайте так же:  Пояснительная в налоговую о несвоевременной сдачи отчетности

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Если физическое лицо владеет несколькими объектами, определяется суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. —

Приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. № 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещении и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Согласно указанному Порядку оценку объектов осуществляют местные бюро технической инвентаризации, которые при необходимости привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.

Оценке для целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения:

  1. строящиеся;
  2. самовольно возведенные;
  3. признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации;
  4. бесхозяйные;
  5. назначение которых не определено.

Федеральное законодательство устанавливает интервалы стоимости имущества и размеры ставок, в пределах которых должны находиться устанавливаемые местными властями конкретные ставки. До 1999 г. была единая налоговая ставка. С 2000 г. была введена прогрессивная шкала налогообложения имущества физических лиц. Ставки налога на имущество устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в пределах федеральных ставок.

Шкала ставок налога со строений и сооружений по федеральному законодательству

Суммарная инвентаризационная стоимость имущества, руб.

До 300 000 (включительно)

От 300 001 до 500 000 (включительно)

Свыше 500 000 (включительно)

До 0,1 (включительно)

От 0,1 до 0,3 (включительно)

От 0,3 до 2 (включительно)

Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Поэтому шкала ставок может быть более развернутой (местные законы) и налог на имущество становится прогрессивно- дифференцированным.

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является календарный год.

Льготы по налогу на имущество можно разделить по типу имущества и по субъекту обложения.

Налоги с физических лиц и их экономическое значение

Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц. Роль налогообложения в экономике России. Порядок исчисления налогов. Зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц. Обоснование проблем налогообложения и направления их устранения.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 21.04.2018
Размер файла 50,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3. Барулин С.В. Финансы. Учебник/ Москва, 2017. (2-е изд., стер.) — с.480

4. Вовченко Н.Г. Налоговые системы зарубежных государств//Вовченко Н.Г., Гашенко И.В., Костоглодова Е.Д., Литвинова С.А.// Учебник для бакалавров и магистров / Ростов-на-Дону, 2016. с.217

5. Волков В.Д. НДФЛ-2017: новые возможности для налогоплательщиков и повышение ответственности для налоговых агентов//Налоговая политика и практика. 2017. № 2 (170). С. 29-33.

6. Гашенко, И. В. Некоторые направления реформирования налоговой системы России / И.В. Гашенко, З.А. Клюкович // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2012. — № 37. — С. 268-278. — Статья доступна в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (доступ к текстам в Зале информационно-библиотечных ресурсов нашей библиотеки или при регистрации на сайте www.elibrary.ru).

7. Зотиков Н.З. Налогообложение доходов физических лиц: направления совершенствования//Зотиков Н.З., Савдерова А.Ф.//Научные исследования: от теории к практике. 2017. № 1-2 (11). С. 122-129.

8. Климчева, Л. Г. Налоги в системе бюджетно-налогового федерализма / Л. Г. Климчева // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. — 2012. — № 3. — С. 95-108.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

9. Курбатова, О.В. Принципы налоговой системы / О.В. Курбатова // Налоги. — 2012. — N 2. — С. 18 — 21. — Статья доступна в СПС «КонсультантПлюс»

10. Лебедева А.Д. Характеристика налоговых доходов бюджета Российской Федерации//Лебедева А.Д., Емельянова А.В.//Актуальные вопросы экономических наук. 2017. № 57. С. 211-219

11. Липатова, И.В. К вопросу о развитии налоговой системы Российской Федерации в условиях модернизации экономики / И.В. Липатова // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — N 30. — С. 48 — 53. — Статья доступна в СПС «КонсультантПлюс»

12. Майбуров, И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров // Финансы. — 2012. — № 8. — С. 45-49.

13. Минакова Е.С. Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов//Минакова Е.С., Плахов А.В./Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 362-363.

14. Негодова А.В. Влияние налоговой системы России на уровень доходов граждан//Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (8). С. 140-142.

15. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учебник / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2013. — 996 с.

16. Петров, Ю.А. Эволюция налоговой системы России и возможности использования налоговых инструментов для стимулирования экономического развития / Ю.А. Петров // Российский экономический журнал. — 2012. — № 1. — С. 45-59.

17. Стороженко Е.С. НДФЛ: бухгалтерский и налоговый аспекты// Стороженко Е.С., Кузнецова Н.В.//Новые реалии в инновационном развитии экономической мысли Сборник научных статей по итогам V Международной научно-практической конференции. 2017. С. 145-149.

18. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение. учебник / под ред. В. Ф. Тарасовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: КноРус, 2012. — 484 с.

Читайте так же:  Пф выплата накопительной части пенсии

19. Татаринцева Д.В. Роль НДФЛ в бюджете РФ//научные достижения и открытия современной молодёжи: актуальные вопросы и инновации сборник статей победителей международной научно-практической конференции. 2017. С. 249-250.

20. Чучайцева А.Л. Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия)//Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 380-381.

Состав и социально – экономическое значение налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Состав и социально – экономическое значение налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Особенности исчисления и уплаты физ. лицами государственной пошлины.

Налог на доходы физических лиц: экономическая сущность и значение.

Порядок и условия предоставления социальных налоговых вычетов.

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

— за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй — не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

— за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй — не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

Билет №14

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

— за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй — не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

Состав и социально – экономическое значение налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

Состав и социально-экономическое значение налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации

Цель параграфа: ознакомить студентов с составом и социально-экономическим значением налогов с физических лиц в России.

Наиболее важные вопросы: значение налогов с населения, классификация налогов с физических лиц, общая характеристика налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортного налога, государственной пошлины.

Значение налогов с населения. Налоги с населения имеют большое социально-экономическое значение, поскольку через эти налоги государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнем доходов населения, а, следовательно, вытекающие из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов социальной напряженности.

В налоговой системе Российской Федерации присутствуют следующие налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог, государственная пошлина. Кроме того, индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, другие физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, могут выступать налогоплательщиками НДС, акцизов, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на игорный бизнес, единого налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В российском законодательстве о налогах и сборах отсутствует какой-либо один закон, регулирующий налогообложение физических лиц. Взимание каждого из этих налогов регулируется специальными главами Налогового кодекса.

Читайте так же:  Необходимые документы для получения пенсии по возрасту

Классификация налогов с физических лиц. Налоги с физических лиц можно разделить на 4 группы:

1. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при получении дохода. Эти налоги, как правило, взимаются у источника получения дохода, например, при выплате заработной платы, дивидендов. В экономической теории содержание понятия «доход» трактуется неоднозначно.

Установление видов налогооблагаемых доходов от «источников», из которых регулярно поступают денежные или вещественные ценности, базируется на теории источников (представителем является B. Fuisting). Согласно этой теории, в качестве дохода нужно рассматривать только те виды доходов, которые поступают всегда из определенных источников, то есть регулярно, и ни разу не выпадают.

Сторонники другой теории, получившей название «теория прироста собственности» (основоположник – G. v. Schanz), утверждают, что любой прирост собственности, независимо от источника и регулярности поступления, является доходом.

В российском законодательстве в области налогообложения доходов физических лиц действует нетто-принцип, согласно которому налогом облагается не вся сумма прироста собственности, а за вычетом издержек, связанных с ее получением и сохранением.

Под «доходом» при отсутствии дополнительных указаний в большинстве случаев понимается лишь непосредственная выручка налогоплательщика без учета понесенных им расходов. Однако отсутствует некая универсальная форма для определения налогооблагаемого дохода. В результате каждый частный вопрос решается в отдельности. Проблемным, например, является вопрос о том, можно ли считать доходом получаемые бесплатные услуги, натуральную оплату труда, выгоду от покупки товара ниже себестоимости, дивиденды, направляемые на накопление и т.д.? Если это доход, то как быть с тем фактом, что у потенциального налогоплательщика нет средств для уплаты налога? Возможно, часть доходов, идущая на потребление, должна подвергаться подоходному обложению, а часть доходов, идущая на накопление – поимущественному. Исключение составляют доходы физических лиц от наемной работы, которые в целях соблюдения равного налогообложения, независимо от направления расходования, должны облагаться налогом на доходы физических лиц.

2. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при использовании дохода: налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации). В истории налогообложения неоднократно предпринимались попытки ввести налог на расходы. Однако в силу технических причин (невозможности увязки расходов с налогоплательщиком) они были безуспешны. Связующим пунктом между расходами и их обложением может выступать процесс покупки или предпринимательский оборот. В Российской Федерации индивидуальные предприниматели уплачивают такие налоги с оборота, как НДС, акцизы на отдельные виды товаров. В 1991 г. и в 2002-2003 гг. в налоговой системе России присутствовал налог с продаж.

4. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при использовании природных ресурсов. Платежи за пользование природными ресурсами предназначены для регулирования взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов по поводу использования конкретного природного фактора. Налоги являются наиболее известным и уже давно используемым видом экономического регулирования охраны окружающей среды. Основное назначение платежей за пользование природными ресурсами – стимулирование рационального природопользования и обеспечение ресурсами финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий. В российской налоговой системе к данной группе налогов можно отнести, к примеру, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Каждый из налогов, уплачиваемых физическими лицами, имеет свои особенности и свое назначение.

Налог на доходы физических лиц является наиболее значимым не только среди налогов, взимаемых с населения, но и стоит в центре любой современной налоговой системы. Это вызвано не только тем, что все общественные отношения так или иначе замыкаются на человека, работника, но и тем, что тяжесть индивидуального подоходного налога во многом задает уровень обложения другими налогами[11].

Исторически сложились две формы построения подоходного налога: глобальная и шедулярная. Глобальный налог устанавливается на величину совокупного дохода, независимо от его источников. При шедулярном налоге разные категории доходов (заработная плата, доходы от недвижимости, проценты от финансовых вложений, рента) облагаются по различным правилам и ставкам.

В России с 2001 г. после вступления в силу главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса стала применяться шедулярная форма подоходного налога. К разным видам доходов населения применяется соответствующая налоговая ставка. Суммы призов, страховых выплат, процентных доходов по вкладам в банках, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств с определенными оговорками облагаются по ставке 35 %. Доходы нерезидентов Российской Федерации облагаются по ставке 30 %. Доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, облагаются по ставке 9 %. Все остальные доходы облагаются по ставке 13 %. Основная масса налогоплательщиков (97,5 % их общего количества), а это более 64 млн. человек, уплачивает налог по ставке 13 %. По этой ставке исчисляется налог с 98,8 % общего дохода, полученного физическими лицами.[12]

Экономическая самостоятельность и ответственность личности за самообеспечение являются определяющими в успешном функционировании государства. Соответственно, личный подоходный налог играет не только фискальную роль организатора поступления средств в бюджет, но и социальную. В результате отмены в 2001 г. прогрессивной шкалы налогообложения в выигрыше оказались, прежде всего, высокообеспеченные слои населения. Их обязательства перед государством по закону были не только не уравнены с остальными, но и превратились в формальность. Отмена льгот для менее обеспеченных слоев населения с учетом постоянного повышения цен, девальвирующего прироста денежных доходов привела к утрате социальной роли налогов. По ВВП на душу населения Россия находится на уровне среднеразвитых стран: 8-9 тыс. долларов на человека в год. Однако 15 % всего населения получают 57 % всех доходов в стране, а остальные 85 % – 43 % доходов[13].

Читайте так же:  Как найти исполнительный лист по алиментам

Следующим налогом, который занимает значительное место в системе налогов с населения в Российской Федерации, является налог на имущество физических лиц.Этот налог относится к числу реальных налогов, взимаемых с имущества на основе кадастра без учета действительного дохода налогоплательщика. «Развитие института частной собственности, приватизация и расширение международной торговли способствует значительному увеличению владельцев квартир, домов, гаражей, строительству таких объектов, а также покупке российских и иностранных транспортных средств. Таких граждан учтено налоговыми органами в 2001 г. более 71 млн. человек, тогда как в 1995 г. их было всего 36 млн. человек. При этом наиболее значителен рост владельцев квартир, поскольку одновременно со строительством новых объектов происходит приватизация старых квартир и домов»[14]. В настоящее время налог на имущество физических лиц является единственным налогом, который регулируется не соответствующей главой второй части Налогового кодекса РФ, а Законом РФ. Причина кроется в проблемах нерешенности оценки имущества физических лиц и связанных с ними вопросах определения налоговой базы.

Транспортный налог.В Российской Федерациис 1 января 2003 г. взимание транспортного налога регулируется главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации «Транспортный налог».

В мировой практике существует два основных способа финансирования дорожной отрасли: плата за «внешние полезные эффекты» дорожной сети (выгоды, получаемые населением, пользователями и государством в целом от самого факта наличия дорог) и плата за непосредственное пользование дорогой, взимаемая с владельца (или пользователя) транспортного средства. Первый вид платы взимается в натуральной форме (к примеру, в СССР предприятия были обязаны ремонтировать и чистить дороги, участвовать в строительстве путепроводов и мостов, готовить и доставлять на площадку строительные материалы), а также в виде налогов, обезличиваемых в доходах бюджетов (например, части НДС). Размер взимаемой платы не зависит от интенсивности использования дорожной сети. Второй вид платы взимается в виде дорожной пошлины для проезжающих, а также в виде целевых пользовательских налогов, связанных с фактом владения (пользования) автомобилем, а также сборов, зависящих от фактического пробега транспортных средств и уровня разрушающих воздействий на дорожное покрытие и сооружения, и взимаемых через фактические затраты на моторное топливо, масла, другие эксплуатационные материалы (так называемые «road money» – «дорожные деньги»).

Транспортный налог не зависит от фактического пробега автомобиля, то есть представляет собой условно-постоянную часть тарифа за пользование дорогами, выступающего в форме налога на владельца или пользователя автомобиля. Как правило, размер налога дифференцируется в зависимости от мощности двигателя и грузоподъемности автомобиля.

В системе налогообложения физических лиц в Российской Федерации присутствуют не только подоходно-поимущественные налоги, но и налоги, взимаемые за использование природных ресурсов: земли, недр, водных ресурсов, объектов животного мира, а также государственная пошлина.

Государственная пошлина.Государство является особым субъектом права, обладающим некоторыми исключительными правами. В частности, государство в лице его органов, наделенных специальной компетенцией, может регулировать общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами, а именно: рассмотрение дел в судах, государственная регистрация, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния и т.п. Оформление этих дел производится за плату, которая затем поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам, за совершением юридически значимых действий. К юридически значимым действиям приравнивается выдача документов (их копий, дубликатов). Исключение составляют действия, совершаемые консульскими учреждениями Российской Федерации.

Механизм исчисления и взимания государственной пошлины регулируется главой 25 3 Налогового кодекса Российской Федерации «Государственная пошлина».

Большая часть налогов, порядок налогообложения физических лиц в России в целом не отличаются от практики зарубежных стран. Однако имеют место и те, которые составляют национальную специфику и существуют либо в силу традиции, либо в силу особенностей экономики страны.

Основные нормативные акты[15]:

1.Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2, главы 23, 25 3 , 28, 31.

[2]

2.Закон РСФСР от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изм. и доп.)

3.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21.03.1988 г. «О налогообложении владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» – отменен.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные налоги с населения в Российской Федерации.

2. В чем состоит социально-экономическое значение налогов с населения?

3. На какие группы можно разделить налоги с физических лиц?

4. В чем состоит назначение налога на доходы физических лиц?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. С какой целью взимаются поимущественные налоги?

6. Для чего предназначена государственная пошлина?

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  3. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
  4. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
  5. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
Экономическое значение налогов с физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here