Аудит расчетов по налогу на прибыль

Самое важное на тему: "Аудит расчетов по налогу на прибыль" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Содержание

Программа аудита расчетов по налогу на прибыль

Перечень аудиторских процедур Рабочие документы аудитора
1. Установление сроков уплаты налога Первичная учетная документация, регистры бухгалтерского учета, регистры налогового учета, платежные поручения, выписки банка, налоговая отчетность, расчеты аудитора, результаты получения письменных разъяснений и запросов, прочие документы
2. Проверка возможности применения налоговых льгот
3. Проверка правильности формирования налогооблагаемой базы
4. Оценка правильности расчета налоговых обязательств
5. Проверка правильности составления и своевременности сдачи налоговых деклараций
6. Проверка правильности и своевременности уплаты налога
7. Обобщение и оформление результатов Отчет аудитора

Содержание аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль.


На ознакомительном этапе аудита расчетов организации по налогу на прибыль выполняются следующие процедуры:

— оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

— оценка аудиторских рисков;

— расчет уровня существенности;

— определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели по налогу на прибыль;

— анализ организации документооборота и изучение функ­ций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уп­лату налогов.

Выполнение процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого органи­зацией порядка налогообложения прибыли нормам действующе­го законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставление организа­цией следующих основных документов: налоговые декларации по налогу на прибыль (включая все уточненные расчеты), регистры бухгалтерского и налогового учета, необходимая первичная до­кументация и т.д.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогу на прибыль предварительная оценка начинается с общего анализа элементов системы налогообложения и определения факторов, влияющих на налоговые показатели.

При этом необходимо получить информацию по следующим вопросам: как определен порядок исчисления налога на прибыль в учетной политике в целях налогообложения; как организована работа по исчислению налога на прибыль (назначены ли ответ­ственные лица, распределены ли между ними обязанности, име­ются ли в наличии должностные инструкции); каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в ре­гистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом проис­ходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база; при проведении каких операций наиболее велик риск возникно­вения ошибок (как правило, наибольшее количество искажений встречается при включении (невключении) расходов организации в состав тех, что учитываются при налогообложении прибыли); проводится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгал­тера, начальником отдела) в конце отчетного периода.

Основной этап предполагает проведение углубленной про­верки участков налогового учета, на которых выявлены проблем­ные зоны с учетом значения уровня существенности, и выполня­ются:

— оценка правильности определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

— проверка налоговой отчетности, представленной организа­цией по установленным формам;

— расчет налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодатель­ства.

Аудитору необходимо проверить:

— расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль;

— правильность учета и списания материальных расходов;

— правильность учета и списания расходов по оплате труда;

— правильность включения в состав расходов отчислений на социальные нужды;

— правильность начисления амортизации для целей налогового учета;

— правильность отнесения расходов к прямым и косвенным;

— экономическую оправданность расходов;

— порядок и дату признания выручки от реализации продукции (работ, услуг);

— полноту отражения в налоговом учете выручки от реализации продукции (работ, услуг);

— ведение аналитического учета выручки от реализации;

— налоговый учет внереализационных доходов;

— финансовый результат и расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.

Аудитор проверяет ведение налогового учета в целях форми­рования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлен­ных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) пери­ода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, пол­нотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать порядок формирова­ния суммы доходов и расходов, порядок определения доли расхо­дов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчет­ном) периоде, сумму остатков расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, поря­док формирования сумм создаваемых резервов, а также суммы задолженности по расчетам с бюджетом.

На заключительном этапе оформляются результаты аудита по налогу на прибыль, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений. Результа­ты проверки обобщаются, формулируются выводы аудитора.

В заключение перечислим основные виды нарушений, кото­рые могут быть выявлены в результате проведения аудита налога на прибыль:

а) отражение в аналитическом налоговом учете расходов, не имеющих документального подтверждения, например акта при­емки-передачи результата выполненных работ;

6) отражение в аналитическом налоговом учете расходов, при­знанных на основании первичных документов, форма которых не соответствует установленным требованиям;

в) отражение в аналитическом налоговом учете расходов, ко­торые должны увеличивать стоимость основных средств (затраты на реконструкцию, модернизацию и т.д.);

г) отражение в аналитическом налоговом учете расходов по выполненным для предприятия работам, оказанным услугам по договорам, которые могут быть признаны ничтожными (отсутс­твие государственной регистрации, отсутствие лицензии и пр.);

Читайте так же:  Положена 2 пенсия военным пенсионерам

д) неполное или несвоевременное отражение в аналитическом налоговом учете доходов от реализации.

По результатам проверки разрабатываются и представляются рекомендации об использовании организацией налоговых льгот и предложения по созданию системы внутреннего контроля орга­низации за правильностью исчисления налога на прибыль.

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 1207 . Нарушение авторских прав

Аудит расчетов по налогу на прибыль

Введение1.doc

Тема исследования очевидно актуальна, потому как в современных условиях задачи бухгалтерского учета не сводятся к простой регистрации фактов хозяйственной деятельности, а поднимаются до уровня принятия решений на основе профессионального суждения работников финансовых служб организации. Это касается и учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Если раньше бухгалтеру на данном участке работы достаточно было составить несколько бухгалтерских записей, то сейчас помимо записей на счетах бухгалтерского учета необходимо произвести налоговые расчеты с учетом альтернативных вариантов исчисления налоговой базы, реально отразить текущие и отложенные налоги.

Наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации оказывают налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, вызывающие больше всего трудностей, как при расчете, так и при проведении проверки.

Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. Сложность заключается еще и в том, что изменения в законодательстве, в связи с налоговой реформой, которая никак не подойдет к концу, вот уже несколько лет, зачастую вступают в силу задним числом.

Говоря об актуальности выбранной темы необходимо отметить, что налог на прибыль среди налоговых платежей, поступающих в федеральный бюджет является одним из крупных налогов по собираемости. По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом.

Следует отметить, что тема данной курсовой работы – одна из самых ключевых в аудите финансово-хозяйственной деятельности организации, ведь искажение налогооблагаемой прибыли и, вследствие, суммы налога на прибыль, ведет к неправильному определению финансовых результатов и расчетов с бюджетом.

Несовершенство, противоречивость налогового законодательства, отсутствие необходимой информации и квалифицированной помощи со стороны налоговых органов приводят к возникновению ситуаций, когда сложно найти правильное решение конкретного вопроса по исчислению налога. С выходом новых нормативных актов, разъяснений по вопросам налогообложения растет потенциальный риск допущения ошибок при исчислении налоговых платежей. Поскольку неправильное определение налогооблагаемой и налоговой (по НК РФ) базы приводит к финансовым санкциям, а принятие нормативных документов по налогообложению опережает все допустимые для их изучения сроки, требуется проведение аудиторских проверок налоговых платежей, что обеспечит своевременное исправление расчетов по налогам.

Основными задачами, поставленными в работе, являются следующие:

  • изучение нормативно-законодательной базы организации бухгалтерского учета и аудита расчетов по налогу на прибыль;
  • изучение методики проверки расчетов по налогу на прибыль в ООО «ЕвроТрактДеталь»;

При написании данной курсовой работы была использована литература из учебных изданий, нормативно-правовая, а также информация из периодических изданий.

Целью данной курсовой работы является аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль, а так же рассмотрение структуры и порядка ведения бухгалтерского и налогового учета на примере организации ООО «ЕвроТрактДеталь».

Глава 1. Нормативно-законодательные аспекты организации бухгалтерского учета и аудита расчетов по налогу на прибыль

    1. Состав, классификация и основные виды налогов в Российской Федерации. Особенности проведения налогового аудита

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов.[16]

По форме взимания различают налоги:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.[16]

В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:

  • налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
  • налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);
  • налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).[15]

По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

  • налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
  • налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);
  • налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;
  • налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

По степени обложения выделяют три группы налогов:

  • прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
  • пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль ор ганизаций и др.);
  • регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес). [16]
Читайте так же:  Личный кабинет сбербанк мир пенсионная

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какиелибо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.

В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. В Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущест во организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете.

По времени уплаты налоги бывают:

[3]

Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита в законодательстве не выделен, а отнесен к сопутствующим аудиту услугам и, следовательно, не является обязательным. Он может быть частью обязательной либо инициативной аудиторской проверки, а может выступать и как отдельно оказываемая сопутствующая аудиту услуга.[19]

В случае проверки правильности исчисления и уплаты налогов проверка осуществляется с позиции влияния налоговых статей отчетности на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, а потому ряд факторов, влияющих на достоверность именно налоговой отчетности, может быть не учтен, так как не оказывает существенного влияния на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторами выборочным способом проверяется правильность исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. Однако аудиторская проверка не может охватить весь объем информации, влияющей на налоговые обязательства организации, и не может служить единственным основанием для выражения мнения о достоверности налоговой отчетности. Поэтому многие организации, для которых общий аудит является обязательным, при заключении договора с аудиторскими организациями особо акцентируют внимание аудиторов на налоговом аудите и отдельно указывают объем работ по налоговому аудиту.

В случае, налогового аудита аудиторская проверка направлена исключительно на подтверждение достоверности показателей, содержащихся в налоговой отчетности аудируемого лица, а также на оценку имеющихся налоговых рисков.

В настоящее время отсутствует единый подход к трактовке понятия «налоговый аудит». Согласно Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (утв. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г., Протокол № 1; далее — Методика налогового аудита) налоговый аудит есть выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим объектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.[4]

Основной целью налогового аудита является получение необходимых аудиторских доказательств и формирование мнения относительно полноты и достоверности информации о расчетах с бюджетом по уплачиваемым организацией налогам и сборам, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности и пояснениях к ней. [18]

1.2. Объекты, источники информации и задачи аудита по налогу на прибыль

Под объектом аудита понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно.[20]

Аудит расчетов по налогу на прибыль (на примере ООО «Тандем») (стр. 1 из 6)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра бухгалтерского учета и контроля

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: Аудит расчетов по налогу на прибыль (на примере ООО «Тандем»)

1 Цели, задачи и нормативное регулирование аудита расчетов по налогу на прибыль

1.1 Цели и задачи аудита налога на прибыль

1.2 Нормативная база, регулирующая аудит расчетов по налогу на прибыль

2 Методология аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль

2.1 Методика В. Газаряна

2.2 Проведение аудита расчетов по налогу на прибыль на основе Методических рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг

2.3 Аудит налога на прибыль согласно лекционному материалу Г.Н. Михмель

2.4 Обоснование выбранной методики

3 Аудит расчетов по налогу на прибыль на примере ООО «Тандем»

3.1 Общие сведения об организации

3.2 Планирование аудиторской проверки

3.3 Аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль ООО «Тандем»

3.4 Выводы по результатам аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль ООО «Тандем»

Рыночные экономические отношения повышают потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укрепления дисциплины принадлежит аудиту. Аудит способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения аудита.

Прибыль является основным обобщающим качественным показателем деятельности предприятия и характеризует конечный финансовый результат, эффективность производства. В связи с этим огромное значение имеет четкая организация контроля за формированием прибыли и со стороны налоговых, аудиторских и внутрихозяйственных служб в пределах компетенции каждого из них.

Читайте так же:  Она сумма налога не должно

Аудит расчетов по налогу на прибыль – является одним из ключевых в аудите финансово-хозяйственной деятельности организации, ведь искажение налогооблагаемой прибыли и вследствие, суммы налога, ведет к неправильному определению финансовых результатов и расчетов с бюджетом.

Главная цель данной работы – спланировать и провести аудиторскую проверку расчетов по налогу на прибыль, установить правильность и полноту применения налогового законодательства, достаточность отражения в отчетности, своевременность и полноту уплаты налога в бюджет, составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие

— Изучить экономическую характеристику предприятии, особенности организации бухгалтерского и налогового учета;

— Определить цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль, выделить источники информации, используемые для проверки выбранного участка;

— Спланировать аудиторскую проверку и представить оценку системы внутреннего контроля, рассчитать аудиторский риск и представить план проверки;

— Провести аудиторскую проверку налога на прибыль, согласно разработанного плана проверки;

— Оформить результаты аудиторской проверки, составить аудиторское заключение, сделать выводы и дать практические рекомендации для объекта исследования.

1 Цели, задачи и нормативное регулирование аудита расчетов по налогу на прибыль

1.1 Цели и задачи аудита налога на прибыль

Основными задачами аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом является получение доказательств по вопросам:

— правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей;

— отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

— отражение сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;

— классификации и раскрытии в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— полноты и своевременности уплаты экономическим субъектом в бюджет налога на прибыль.

При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие.

Цель аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль по качественным аспектам отчетности представлена в таблице 1.

Таблица 1. Цели аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль по качественным аспектам отчетности

Качественный аспект отчетности Цели аудита
Существование Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду
Полнота Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме
Оценка (измерение) Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и отражают результат деятельности организации
Классификация Налоговое обязательство правильно распределено на текущее и отложенное
Представление и раскрытие Обязательство по уплате и возврату налогов, а так же расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации

Иными словами, целью аудита формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль является подтверждение достоверности информации бухгалтерской и налоговой отчетности, которая является одним из главных критериев качественности информации.

Цель аудита формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль достигается путем решения в ходе аудита следующих основополагающих задач по проверке:

— соблюдения действующего законодательства в части формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль;

— правильности оформления первичных документов, на основании которых начисляется налог на прибыль, определение необлагаемых налогами сумм, налоговых вычетов и льгот по налогу;

— ведения в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;

[2]

— правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей;

— правильности расчета сумм, подлежащих уплате в бюджет;

— правильности отражения задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль в учете и отчетности;

— наличия представления в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций, а также документов, необходимых для исчисления и уплаты налога на прибыль;

— полноты и своевременности уплаты налога на прибыль в бюджет.

В оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитор должен использовать следующие критерии:

1. требования законодательно – нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

2. требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

3. требования международных стандартов финансовой отчетности.

Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль представлены в таблице 2.

Таблица 2. Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль

Показатель отчетности Форма отчетности Источник информации
Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учета Отчет о прибылях и убытках Регистры бухгалтерского учета
Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета
Текущий расход по налогу на прибыль Отчет о прибылях и убытках, Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета
Текущее обязательство по налогу на прибыль Баланс, Декларация по налогу на прибыль Регистры бухгалтерского учета
Отложенное налоговое обязательство или актив Баланс Регистры бухгалтерского и налогового учета

Этапы аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на прибыль приведены в таблице 3.

Таблица 3. Этапы аудита

№ п/п Наименование этапа Суть этапа
1 Планирование — оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности); — анализ учетной политики; — составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.
2 Проведение аудита по существу — проведение аудиторских процедур; — детальное тестирование; — аналитические процедуры; — сбор аудиторских доказательств; — оформление рабочих документов.
3 Завершение аудита — обобщение и оценка результатов аудита; — документальное оформление результатов.

На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

11.1. ЦЕЛЬ АУДИТА

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Читайте так же:  Пенсия в 85 лет в россии

Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.

По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:

• состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);

• правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);

• правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

• правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);

• правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);

• полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);

• правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., Главная книга, Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

Учитывая нестабильность налогового законодательства РФ, аудитор еще на стадии предварительного этапа аудиторской проверки должен выяснить, какие налоги должен платить аудируемый объект, насколько полно он выполняет свои обязательства и какими нормативными документами пользуется при расчете налогов.

Полезно также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия налоговыми органами. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам с продаж, налогу на доходы физических лиц, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.

Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом»; по сборам во внебюджетные фонды (социальное страхование, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу и сбору на соответствующих субсчетах указанных счетов.

11.2. АУДИТ РАСЧЕТОВ И УПЛАТЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

Поскольку налогооблагаемая база для косвенных налогов (акцизов и НДС) связана с оценкой реализации продукции, то при аудите косвенных налогов проверяющий опирается на данные проверки учета реализации продукции.

Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли предприятия, заработной платы персонала).

В соответствии с действующим налоговым законодательством учет реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может осуществляться одним из двух методов: по начислению или кассовым методом. Доходы от внереализационных операций подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания) независимо от поступления денежных средств. Расходы по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты.

В заключение аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 и 69 с данными синтетического учета в Главной книге и в отчетности.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии указания на него в расчетно-платежных документах отдельной строкой.

Выявленные в ходе проверки нарушения регистрируются в рабочей документации аудитора.

11.3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налогооблагаемой базой для расчета сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц является фонд начисленной заработной платы. При проверке правильности учета этих налогов необходимо, во-первых, проверить правильность учета заработной платы и выделения той ее части, которая облагается соответствующими начислениями. Аудитор руководствуется правилом, что начисления на заработную плату проводятся по всем основаниям, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, используемой для расчета пенсий, выплат отпускных пособий и больничного листа.

При аудите начисления сборов во внебюджетные фонды аудитор учитывает формы договора, заключенного с физическим лицом и как следствие – те социальные гарантии, за предоставление которых организация несет ответственность. Например, выплаты по договору подряда не учитываются при определении базы для начислений в фонд социального страхования.

11.4. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» учет расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), должен обеспечиваться системой налогового учета организации.

Основным источником информации являются налоговая декларация и регистры налогового учета.

При проверке аудитору следует учитывать наличие различий между правилами бухгалтерского и налогового учета. В этой связи основными источниками информации на данном этапе проверки являются аналитические регистры учета.

Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, определен ст. 253 Налогового кодекса РФ. К данным расходам относятся расходы, связанные с изготовлением, производством, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном состоянии; расходы на освоение природных ресурсов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, обязательное и добровольное страхование, прочие расходы.

Проверяя расходы, связанные с производством и реализацией, аудитор должен знать, какие расходы учитываются для целей налогообложения, а какие не принимают участия в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Читайте так же:  Как платят пенсию по потере кормильца студентам

Кроме перечисленных, к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; расходы на оплату услуг по охране имущества; расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на канцелярские товары; расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты и информационных систем; расходы на текущие исследования конъюнктуры рынка и другие расходы.

Определенная группа расходов, которая связана с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитывается при налогообложении в пределах установленных законодательством норм и условий. Такие ограничения действуют в отношении командировочных и представительских расходов, некоторых видов расходов на рекламу, расходов работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, по пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, а также расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров учитываются для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

а) услуги должны оказываться российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию;

б) подготовку, переподготовку проходят работники, которые числятся в штате организации;

в) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации работника и соответствует деятельности организации.

В ходе аудита особого внимания заслуживают расходы предприятия, которые в соответствии со ст. 270 Налогового кодекса не учитываются для целей налогообложения. К ним относятся расходы, связанные с приобретением и созданием амортизируемого имущества; материальная помощь, премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения; оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам; надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха, лечения сотрудников; платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, и некоторые другие расходы.

По итогам проверки аудитор формулирует выводы о качестве организации налогового учета расходов, связанных с производством, реализацией продукции (работ, услуг); соблюдении норм налогового законодательства в части определения расходов, участвующих в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

• нарушение сроков платежей по налогам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Задачи аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

2. Тестирование средств внутреннего контроля при аудите расчетных операций с бюджетом и внебюджетными фондами.

3. Аудит системы бухгалтерского учета расчетов с бюджетом.

4. Оценка и факторы внутрихозяйственного риска при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

5. Аудиторские процедуры при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

6. Аудит платежей налога на добавленную стоимость.

7. Аудит платежей налога на прибыль.

8. Аудит платежей в государственный пенсионный фонд.

1. При проверке правильности расчета налога на прибыль основным источником информации являются:

а) данные отчета о прибылях и убытках;

б) регистры налогового учета;

в) регистры бухгалтерского учета.

2. Учет расчетов по уплате налогов ведется на счете:

3. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор использует в качестве базы для пересчета начислений:

а) общую величину фонда оплаты труда;

б) общую величину фонда оплаты труда за минусом сумм, выплачиваемых за счет чистой прибыли организации;

в) только ту часть фонда оплаты труда, которая является базой для начислений.

4. Для проверки правильности уплаты косвенных налогов аудитор должен изучить данные, характеризующие:

а) величину имущества организации;

б) реализацию продукции (работ, услуг);

в) величину расходов на оплату труда.

5. В учетной политике организации выбран метод начисления налога на добавленную стоимость по оплате. В этом случае сумма налога на добавленную стоимость с реализованной, но не оплаченной покупателем продукции в бухгалтерском учете:

а) не учитывается;

б) отражается на счете 68;

в) отражается на счете 76.

6. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор учитывает:

а) форму договора, заключенного с работником;

б) срок договора, заключенного с работником;

в) трудовые функции работника, предусмотренные договором.

7. Из перечисленных ниже налогов к косвенным относятся:

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

б) налог на имущество.

8. Для исчисления налога на прибыль установлены нормативы для включения в расходы:

а) всех расходов на рекламу;

б) некоторых видов расходов на рекламу;

в) расходов на рекламу в прессе, радио– и телевещании.

9. Какие из перечисленных видов расходов принимаются для исчисления прибыли в полном объеме:

а) сумма компенсации за неиспользованный отпуск;

б) сумма компенсации командировочных расходов;

в) сумма компенсации за использование личных легковых автомобилей.

10. Суммы выплаченной работнику материальной помощи при расчете налога на прибыль организации:

а) учитываются в полном объеме;

[1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

б) учитываются в пределах установленного норматива;

Источники


  1. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.

  2. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.

  3. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
  4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
  5. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
Аудит расчетов по налогу на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here