Анализ расчетов с бюджетом по налогам

Самое важное на тему: "Анализ расчетов с бюджетом по налогам" с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Анализ расчетов плательщика по налогам и сборам, пути его совершенствования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3. Анализ расчетов плательщика по налогам и сборам, пути его совершенствования

3.1. Информационное обеспечение и общая методика анализа расчетов плательщика по налогам и сборам

Изучение и анализ расчетов плательщика с бюджетом по налогам и сборам является важнейшим вопросом хозяйственной деятельности любой организации. В качестве источников информации при анализе расчетов плательщика с бюджетом по налогам и сборам используются: расчеты по налогам (приложение Д, Ж, К, Л, М, Н, П, Р, С), журнал-ордер № 8 (приложение Т), главная книга, оборотная ведомость, форма № 1 “Бухгалтерский баланс” (приложение У, Х), форма № 2 “ Отчет о прибылях и убытках” (приложение Ф, Ш), форма № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” и другие бухгалтерские документы.

В бухгалтерском балансе в пятом разделе “Расчеты” по статье “Расчеты по налогам и сборам” отражается задолженность организации по всем видам платежей в бюджет, включая подоходный налог с его работников.

В отчете формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках” по строке 160 отражается сумма прибыли (убытка) отчетного периода, по строке 010 отражается выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг. По статье “Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг”, по строке 020, отражаются учтенные затраты на реализацию продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде товарам, работам, услугам. По статьям «Операционные доходы и расходы» (строка 120) отражаются данные по операциям, связанным с движением имущества организации, а по статьям «Внереализационные доходы и расходы» (строка 150) – по операциям, не связанным с реализацией продукции. По статье “Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли” (строка 170) показываются отраженные в учете суммы налога на прибыль (доход), налога на недвижимость, других налоговых сборов, уплачиваемых за счет прибыли.

Раньше в отчете формы № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” в десятом разделе “Справка о платежах в бюджет и внебюджетные фонды” содержалась подробная информация о начисленных, израсходованных и перечисленных средств в бюджет и внебюджетные фонды (в разрезе отдельных видов налогов и других обязательных платежей). Теперь данные по расчетам с бюджетом находятся во втором разделе «Дебиторская задолженность» по строке 180 «Расчеты с бюджетом и Фондом социальной защиты населения» отчета формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

В экономической литературе предлагаются различные методики анализа финансовых отношений организаций с бюджетом по налогам и сборам. Так, Ермолович Л.Л. раскрывает методику анализа структуры и динамики налогов по общей их сумме и по группам, изменения удельных весов налогов и сборов прибыли, затратах и выручке от реализации. Далее Ермолович Л.Л. приводит методику факторного анализа основных видов налогов. Русак Н.А., Савицкая Г.В., Стражев В.И. в своих работах приводят методику анализа основных налогов, уплачиваемых из прибыли предприятия, анализ их динамики и структуры, а Кравченко Л.И. предлагает методику анализа оптимальности налогообложения. Результаты изучения предложенных методик анализа обобщены в таблице 3.1.

Анализ налогообложения начинают с изучения информационно-пространственного налогового поля. Информационно-пространственное налоговое поле образуется совокупностью отношений в сфере исчисления, уплаты, сбора и распределения обязательных платежей. Исходя из этого на данном этапе анализа важно: правильно определить объект налогообложения; правильно определить налогооблагаемую базу и ее составляющие элементы; установить случаи и причины занижения объектов налогообложения; определить экономические санкции, потери и убытки для организации за счет этого; установить виновных лиц, допустивших искажения налогооблагаемых баз; правильно установить источники уплаты обязательных платежей; правильно отразить налоги и другие обязательные платежи в бухгалтерском и налоговом учете; изучить срок и порядок уплаты обязательных платежей; установить случаи, причины и виновников, допустивших несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет; определить финансовые санкции за несвоевременность расчетов с бюджетом; разработать меры по улучшению расчетно-платежной дисциплины, другой экономической работы по налогам и другим обязательным платежам.

Модель анализа расчетов плательщика по налогам и сборам

Методика проведения анализа расчетов с бюджетом.

Цель и задачи учета налогов и отчислений

Платежи в бюджет являются инструментом распределения валового внутреннего продукта, разновидностью финансовых отношений, имеющих прямое отношение к образованию централизованных фондов денежных средств государства, и косвенное — к образованию децентрализованных фондов денежных средств у субъектов хозяйствования. Для государства платежи в бюджет — основной источник его доходов, для хозяйствующих субъектов — разновидность их расходов. Это обуславливает необходимость и остроту финансового контроля расчетов предприятий с бюджетом.

Основной целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Основными методами финансового контроля, используемыми при проверке расчетов предприятий с бюджетом, являются методы документальной и фактической проверки, методы сплошной и (или) выборочной проверки.

При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).

В процессе хозяйственной и иной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с бюджетом по налоговым платежам.

Совершенствованию расчетов с другими субъектами предпринимательской деятельности способствует правильно организованный бухгалтерский учет. Учет расчетов с бюджетом должен быть направлен на обеспечение правильности и своевременности проведения всех необходимых расчетов по налогам.

Основные задачи учета расчетов с бюджетом следующие:

— своевременное и правильное документирование операций по движению расчетов с бюджетом;

— обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам налоговых платежей в бюджет;

— своевременное и полное отражение в учетных регистрах наличия и движения операций по расчетам с бюджетом;

— проведение в установленные сроки инвентаризации состояния расчетов с бюджетом и др. [2, с. 414]

Целью учета налогов и отчислений является своевременность и правильность удержания налогов и перечисления в бюджет для избежания штрафов и пеней за неуплату и несвоевременное перечисление налоговых платежей.

Проверка расчетов по платежам в бюджет по налогам, пошлинам и сборам состоит в установлении соблюдения налогового законодательства Республики Беларусь. Поэтому при осуществлении финансового контроля расчетов по платежам в бюджет устанавливают:

)Своевременность постановки на налоговый учет;

2)Соблюдение порядка открытия счетов в банке;

)Своевременность получения лицензий и сертификатов;

)Правильность определения объектов налогообложения;

)Своевременность исчисления налогов;

)Своевременность представления налоговых деклараций в таможенные и налоговые органы;

)Своевременность и полноту перечисления налогов в бюджет;

)Своевременность и полноту представления сведений в налоговые и статистические органы.

По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор должен проверить:

Состояние внутреннего контроля этих расчетов;

Правильность определения налогооблагаемой базы;

Установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом;

Правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;

Правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

Правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;

Полноту и своевременность начисления налоговых платежей;

Правильность составления налоговой отчетности;

Причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

Читайте так же:  Во сколько лет медики выходят на пенсию

Правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).

При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли

Основные нормативные правовые акты, регулирующие объекты проверки:

üНалоговый Кодекс Республики Беларусь

[2]

üТаможенный Кодекс Республики Беларусь

üБанковский Кодекс Республики Беларусь

üГражданский Кодекс Республики Беларусь

üЗакон Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности в Республике Беларусь» от 28.05.1991 №813-XII (с изм. и доп.)

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Курсовая АХД.doc

В 2005 году организация ООО «Орвест» стала победителем конкурса «Лучший международный перевозчик СНГ-2005» и на торжественной церемонии награждения в Женеве получила Почетный диплом.

Основным видом деятельности ООО «Орвест» являются перевозки и экспедирование опасных, дорогостоящих, сборных, срочных грузов в/из стран ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Франции, Италии, Голландии.

Организация имеет Лицензию на осуществление международных перевозок, Лицензию таможенного перевозчика и Лицензию на перевозку опасных грузов.

Юридический адрес организации ООО «Орвест» : Республика Беларусь, 220014, г. Минск, пер. С. Ковалевской, дом 63, офис 305.

Списочная численность работающих в ООО «Орвест» за 2010 год составляет 51 человек.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется на основании разработанной учетной политики и в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности. Руководство бухгалтерией осуществляет главный бухгалтер (Игнатова А.А.), который подчиняется непосредственно директору.

Бухгалтерия ООО «Орвест» оснащена компьютерами, принтерами и другой оргтехникой. Для автоматизированной обработки учётно- аналитической обработки используется программа «1С: Предприятие 7.7», а также для правильности ведения бухгалтерского учета используется программное обеспечение «Консультант +», «Бизнес-инфо» и осуществляется подписка на журнал «Главный бухгалтер».

Для удаленного управления денежными средствами в национальной и иностранной валюте в организации установлено программное обеспечение « Клиент-банк», что позволяет сократить время на осуществление расчетных операций.

Бухгалтерия ООО «Орвест» производит обработку, систематизацию и хранение первичной учетной документации, ведет учет всех операций, имущества и обязательств, формирует бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Рассмотрим финансовые показатели. В активе баланса на конец 2010 года наибольшую долю занимают внеоборотные активы (остаточная стоимость основных средств) — 1417 млн. руб.

Образовавшаяся на конец года дебиторская задолженность составляет 623 млн. руб., из них 507 млн. руб. — задолженность покупателей за оказанные услуги, 108 млн. руб. — задолженность поставщиков; образовавшаяся по причине оплаченных, но неполученных по состоянию на 31 декабря 2010 г. товарно-материальных ценностей.

В пассиве баланса отражено создание добавочного фонда в результате дооценки первоначальной стоимости основных средств на сумму 1180 млн. руб., что на конец года составляет 1376 млн. руб.;.

Размер кредиторской задолженности на конец 2010 года составил 1032 млн. руб., из которой 317 млн. руб. составляет задолженность перед поставщиками запчастей для ремонта автомашин, 19 млн. руб. перед покупателями (авансы), 18 млн. руб. — задолженность перед персоналом по заработной плате за декабрь 2010г., 5 млн.руб. — задолженность перед ФСЗН,; 258 млн. руб. по лизинговым платежам; 413 млн. руб. 2 млн. руб. — задолженность перед прочими кредиторами.

Выручка от реализации оказанных услуг и реализации основных средств составила 4415 млн. руб. в том числе от реализации оказанных услуг – 4303 млн. руб., и основных средств –112 млн. руб;

Себестоимость реализованных товаров, работ и услуг составила 4371 млн. руб.

Валовая прибыль = 25 млн. руб., соответственно рентабельность от основной деятельности 0,6%. Обществом «Орвест» получены операционные доходы в размере 798 млн. руб., в том числе прочие доходы от продажи и конверсии иностранной валюты 798 млн. руб.;. операционные расходы составили 917 млн. руб. [8]

От внереализационных доходов и расходов сложилась прибыль в сумме 159 млн. руб. На внереализационные расходы (не учитываемые для исчисления налога на прибыль) в 2010 году отнесены: пособие по временной нетрудоспособности (производственная травма) в размере 0,8 млн. руб.

Общий размер прибыли за 2010 год составил 68 млн. руб. соответственно рентабельность по предприятию 1,6%; 23 млн. руб. израсходовано на уплату налогов и сборов из прибыли и штрафы. Размер нераспределенной чистой прибыли составил за 2010 год 45 млн. руб.

По состоянию на 01.01.2011 года не погашен кредит под основные средства ОАО « Приорбанк» в сумме 95 млн. руб. и 30 млн. руб. долгосрочный займ Мобил-Плюс.

Чистые активы на конец 2010 года увеличились на 1521 млн. руб., в том числе за счет увеличения стоимости основных средств — 1146 млн. руб., за счет вкладов денежных средств на депозитные счета — 213 млн. руб., а пассивы увеличились только на 1225 млн. руб. за счет кредиторской задолженности.

Соответственно стоимость чистых активов на конец года возросла на 1225 млн. руб., что говорит о положительных результатах работы за 2010 год.

На 2011 год предприятием принят метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по мере выполненных работ, услуг.

По решению Учредителей:

— чистая прибыль за 2010 год в сумме 45 млн. руб. остается не распределенной и соответственно по состоянию на 01.01.2011 года по предприятию сложилась нераспределенная прибыль в сумме 100 млн. руб. [8]

С каждым годом организация «Орвест» развивается и расширяется, приобретая новые транспортные средства и набирая новых сотрудников, увеличивает объем оказанных услуг, что приводит к увеличению дохода.

Анализ расчетов по налогам и сборам

Анализ расчетов по налогам и сборам представляет собой процесс комплексного изучения и оценки налогообложения предприятия с целью выявления возможных и прогнозных резервов оптимизации налоговой нагрузки.

Анализ расчетов по налогам и сборам помогает тщательнее изучить систему налогообложения, а также измерить влияние налогообложения на результаты хозяйствования предприятия.

Налоговая составляющая финансовых потоков играет существенную роль в формировании финансовой устойчивости предприятия. Это объясняется тем, что, являясь, неотъемлемой частью финансов предприятия, налоговые потоки оказывают значительное воздействие на финансовое состояние, рентабельность, ликвидность.

В первую очередь проведем анализ объема платежей МУП «ЖКХ и водоснабжение» по налогам и сборам. В процессе анализа рассмотрим динамику и структуру расчетов по налогам и сборам. Результаты анализа представлены в приложении «Анализ динамики и структуры платежей «МУП «ЖКХ и водоснабжение» по налоговым платежам»

Данные анализа показывают, что общий объем платежей в бюджет по МУП «ЖКХ и водоснабжение» в 2008 году составил 4451,88 тыс. рублей, что на 122,62 тыс. рублей меньше чем в 2007 году и на 814,86 тыс. рублей, чем в 2006 году. Наблюдается общее снижение платежей в бюджет по исследуемому предприятию. Выясним с чем это связано.

Наибольший удельный вес в общей сумме налогов имеют налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.

Читайте так же:  Куда надо подавать документы на алименты

В 2008 году доля НДС в общем объеме платежей в бюджет составила 34,47%, что заметно ниже его удельного веса за предыдущие годы, а именно, в 2006году его удельный вес составлял 45,19%, в 2007 году 35,68%.

Удельный вес единого социального налога в общей сумме платежей в бюджет в 2008 году равен 32,04%, что меньше его удельного веса в 2007 году на 4,66%, но больше его удельного веса за 2006 год на 5,92%.

По налогу на доходы физических лиц наблюдается ежегодный рост его удельного веса в общем объеме платежей в бюджет. Более ясную картину ежегодного изменения структуры уплачиваемых МУП «ЖКХ и водоснабжение» налогов можно увидеть на рисунке…

В 2008 году в структуре платежей появляются пени, которые составляют 3,45%. Данная доля платежей обусловлена решение о реструктуризации задолженности в бюджет.

Решение было выдано МУП «ЖКХ и водоснабжение» 25.12.2001 г. На основании решения была предоставлена рассрочка по уплате пеней и штрафов в сумме 592,3 тыс. руб. сроком на 16 кварталов, начиная с 1 квартала 2008 года.

Рост платежей по госпошлине в 2007 году, сумма которых составила 28,69 тыс. руб. объясняется тем, что предприятие активно работает с населением по вопросу погашения задолженности за коммунальные услуги.

В связи с полученными предприятием убытками за 2007-2008 гг. платежи по налогу на прибыль за этот период отсутствуют, хотя в 2006 году бюджет получил от МУП «ЖКХ и водоснабжение» по этому виду налогов 163,81 тыс. руб.

Для более подробного изучения факта снижения платежей в бюджет исследуем динамику отдельных видов налогов, а именно НДС, ЕСН и НДФЛ. Данные по исследованию отразим в виде рисунков.

Платежи по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составили 1534,54 тыс. руб., что меньше платежей за 2007 год на 97,52 тыс. рублей и платежей за 2006год на 776,19 тыс. рублей. Хотя если вспомнить технико-экономические показатели, то выручка от реализации услуг за период 2006-2008 гг. имеет тенденцию роста. Снижение платежей по НДС можно объяснить особенностью исчисления суммы, подлежащей в бюджет по этому налогу. Начисленная за отчетный период сумма НДС с реализации услуг уменьшается на сумму предъявленного МУП «ЖКХ и водоснабжение» поставщиками и подрядчиками НДС. Темп роста затрат предприятия превышает темп рост выручки, а значит входной НДС увеличивается, а значит уменьшается сумма платежей в бюджет. Динамика платежей по НДС свидетельствует о нестабильном финансовом положении предприятия, так как нет равномерности в уплате. Кроме того, можно заметить, что в конце каждого года, а именно в декабре платежи по НДС очень малы, а в 2008 году вообще не проведена оплата. Возможно, на неоплату платежа повлиял финансовый кризис в нашей стране.

В декабре каждого года МУП «ЖКХ и водоснабжение» получает из бюджета Нижнесергинского муниципального района все недоперечисленные суммы за выполненные работы по модернизации и реконструкции водопроводных и канализационных сетей, а так же из Областного и Федерального бюджета средства на возмещение льгот населению по коммунальным услугам. В 2008 году бюджет не смог полностью рассчитаться по своим обязательствам.

Сумма единого социального налога 1678,85 тыс. руб., уплаченная в 2007году является наибольшей по данному виду налога за весь анализируемый период. Это говорит о том, что в 2007 году фонд оплаты труда в предприятии был выше, чем в 2006 г. и 2008 г.

Налог на доходы физических лиц так же в 2007 году имеет наибольший показатель 905,31 тыс. руб., что больше суммы уплаченного налога в 2008 году на 18,51 тыс. руб. Если посмотреть на рисунок, то можно заметить, что в декабре оплачиваются наибольшие суммы ЕСН и НДФЛ. Это связано с тем, что в МУП «ЖКХ и водоснабжение» в конце года производится полный расчет по заработной плате с работниками за текущий год. При выплате заработной платы производится полная оплата налогов.

Анализ расчетов по налогам и сборам будет неполным без расчета показателей налоговой нагрузки. Так как налоговая нагрузка представляет собой долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и характеризует степень налогового бремени.

В качестве источников для изучения относительной налоговой нагрузки МУП «ЖКХ и водоснабжение» используем форму 2 «Отчет о прибылях и убытках», справки о платежах в бюджет и внебюджетные фонды, налоговые расчеты (декларации).

Обобщающие показатели налоговой нагрузки рассчитаем с помощью следующих формул:

где ННД — налоговая нагрузка на доходы;

В — выручка от продажи услуг;

НИ — налоговые издержки (сумма косвенных налогов, возмещаемых через цену продаж, налогов, возмещаемых через себестоимость, налогов, относимых на прибыль до налогообложения и возмещаемых за счет чистой прибыли).

где ННР — налоговая нагрузка на финансовые ресурсы;

ВБс — среднегодовая сумма валюты баланса.

где ННК — налоговая нагрузка на собственный капитал;

СК — среднегодовая стоимость собственного капитала.

где ННП — налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения;

П — прибыль до налогообложения.

где ННПч — налоговая нагрузка на чистую прибыль;

Пч — чистая прибыль.

Рассчитанные показатели налоговой нагрузки представим в таблице 11.

Обобщающие показатели налоговой нагрузки МУП «ЖКХ и водоснабжение»

Вопрос 2. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности , хозяйственного ведения или оперативного управления ДС в целях фин. обеспечения деятельности государства и муниципального образований.

Объектами налогообложения являются:

1. Реализация на территории РФ товаров (собственного производства и приобретенных на стороне), выполненных работ, оказанных услуг.

2. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

3. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету, при исчислении налога на доходы организации, в том числе амортизационные отчисления.

4. Передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) на безвозмездной основе другим организациям или физическим лицам.

5. Реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанные услуги) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Налоговая база определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен, тарифов, без включения в них НДС и налога с продаж. При исчислении налоговой базы по товарам и сырью, с которых взимаются акцизы, в неё включается сумма акцизов.

При реализации товаров (работ, услуг) по разным налоговым ставкам налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставках налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Ставки НДС, устанавливаются в следующих размерах:

1) 0% — при реализации.

2) 10% — по продовольственным товарам и товарам для детей согласно перечню, определенному подпунктами 1, 2 п. 2 ст. 164 НК РФ.

3) 20% — по остальным товарам (работам, услугам). Предприятия, выпускающие товары, облагаемые по ставкам НДС в размере 10 и 20 %, должны вести раздельный учет реализации товаров и сумм налога по ним.

1) ежемесячно исходя от величины фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2) Ежеквартально исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предприятиями с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС и налога с продаж, не превышающим 1 млн.руб.

Читайте так же:  Право на получение пенсий и пособий

Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги обязательны к уплате, вводятся в силу законами субъектов РФ, которые могут устанавливать ставку, порядок, сроки уплаты и дополнительные льготы. Местные установлен НК и норм-прав. актами органов МСУ, обязательны к уплате на их территории.

Федеральные: НДС (18%, 10%, 0%); акцизы; НДФЛ (13%, 9% — дивиденды, 30% -нерезиденты, 35% на выигрыш), Н/п (20%: 2%фед.бюдж., 18% регион.бюдж.), ЕСН, НДПИ (на добычу полез. ископ.; водный; сборы за польз-е объектами живот. мира и объектами водных биологических ресурсов; госпошлина. Был и ЕСН, но с 2010г он переименован как «Страх.взносы» и не относится к федер. Он регулируется ФЗ.

Региональные: Транспортный Н, Н на имущество орг-ций; Н на игорный бизнес.

[1]

Для расчетов орг. с бюджетом по налогам и сборам предназ. сч 68 «Расчеты по НиС». Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям в коррес-ции с 99 на сумму налога на прибыль, с 70 «Расчеты с перс. по ОТ» — на сумму подоход. Н и т.д.). По Д отраж. суммы, перечисленные в бюджет, суммы НДС, списанные с 19 «НДС по приобр. Цен-тям». Аналитический учет по 68 ведется по видам налогов.

1. Налог на прибыль происх. в два этапа. Начисляется налог на приб, а затем корректир-ся сумма налога, отраженная в налоговом учете.

Налог на прибыль наз. условным расходом (доходом) по н/п. Расчет по форм.: Ставка Н/п * Бух. прибыль (строка 140 ф№2) = Условный расх. (дох.) по Н/п

По итогам отчетного периода будет проводка:

Д 99.суб «Усл. рас. (дох.) по Н/п » К68 — начислен усл. расход по Н/п

Д 68 К 99 суб»Усл.рас. (дох.) по Н/п » — начислен условный доход по налогу на прибыль.

Потом эту сумму скорректируют:

Постоян. налог. обяз-во + Отлож. налог.актив – Отлож. налог. обяз-во ± Услов. расх. (дох.) по Н/п = Текущий налог на прибыль (убыток)

2. Как учитывать НДС зависит от того как орг-я опред-ет выручку по отгрузке или по оплате.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При опред-и выручки по отгрузке начисление НДС отражается:

Д 90.3 К68 суб «Расчеты по НДС» — начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им т., ГП, полуфабрикаты;

Д91.2 К68 суб «Расчеты по НДС» — начислен НДС, причитающийся к получ. от пок-лей за проданные им ОС, НМА, матер., др. им-во, неявляющ. для орг-и обычным видом деят-ти (например, однократная сдача в аренду ОС).

Если орг. опред. выр. по оплате, начисление НДС отраж. на 76 «Расч. с разн. Д-ами и К-ми» суб «Расч. по неоплач-му НДС»

Д90.3;91.2 К76 суб «Расч. по неоплач.НДС» — учтена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет после поступления денег от покупателей.

После оплаты делается проводка:

Д76 суб»Расч.по неоплач. НДС» К68 суб «Расч. по НДС» — начислен НДС к уплате в бюджет.

НК РФ определяет два случая, когда орг. должна заплатить НДС :

если она покупает т.,р.,у.,с. на тер. РФ у иностр. предпр., кот. не сост. на налог.учете в РФ;

если она арендуете муниц. или гос. им-во.

Д19 К68 суб «Расч. по НДС» — удержан НДС у источника выплаты дохода.

Сумма НДС, подлеж. упл.в бюдж. опред.по форм.:

Сумма Н, начислен.в соответ.с полож. НК РФ – Сумма налог. вычетов = Сумма НДС к уплате

Д68 суб»Расч./НДС» К19 — произведен налог. вычет. Д68 суб «Расч./НДС» К51 — налог перечислен в бюджет.

Д70 К68.»НДФЛ» — удержан НД с сумм, выплаченных работникам организации;

Д75 К68.»НДФЛ» — удержан НД с сумм дивидендов, выплач-х учред-лям

Д76 К68. «НДФЛ» — удержан НД с сумм, выплач-х ФЛ-цам, если они не являются раб-ми орг-и.

6. Ни С, начисляемые по Д 91 :

а) Н/ им-во: Д91.2 К68

7. транспор.Н: Д 20 (23, 25, 26, 29) К 68

В торговых орг-ях: Д44 К68

б) сбор за польз-е объектами жив. мира:Д97 К68

ВОПРОС 2. Общие правила отражения в учете расчетов с бюджетом по налогам и сборам определены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (утв. Приказом Минфина от 31.10.2000 №94н.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога и т.д.).

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. В остальном нужно смотреть, о каком налоге идет речь. Например, учет расходов по налогу на прибыль регулируется стандартом ПБУ 18.

Организация учёта расчётов с бюджетом по налогам и сборам

Голенко Ольга Владимировна,магистрант Поволжского института управления имени П.А. Столыпина –филиала ФГБОУ ВО РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации», г. Саратов[email protected]

Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Аннотация.В статье раскрывается бухгалтерский учёт процесса налогообложения предприятия; систематизированы подходы отечественных экономистов к анализу данных о расчетах с бюджетом для целей оптимизации налогообложения.Ключевые слова: процесс налогообложения, налоговая отчётность, управленческий учёт.

уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.[1]Уплата налогов и сборов субъектом налогообложения производится строго в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах и в конкретных размерах, и при этом носит безэквивалентный, безвозвратный и стабильный характер.

выявление доли просроченной задолженности по налогам, то есть эффективность соблюдения платежной дисциплины;

анализ структуры и динамики штрафных санкций по налогам и сборам;

анализ процедуры формирования доходов и расходов по налогам, уплачиваемым с прибыли;

сравнение фактических данных с планом, прогнозами и стратегией в области налогообложения;

Рис.1.Схема взаимодействия подсистем учета, анализа и аудита для отражения расчетов с бюджетом

Возникновение в последнее время множества новых научных работ по проблематике сочетания разных видов учета, анализа и контроля и объединения их в одну систему, привело к путанице понятий и невозможности практического воплощения на предприятиях разнообразия предлагаемых авторами решений. Ведущие авторыэкономисты обычно имеют свои собственные точки зрения на составные части и сущность учетноаналитических систем, определяют их роль и место в управлении параметрами налоговой нагрузки. Можно выделить два подхода. Вопервых, часть специалистов обосновывает рассмотрение комплекса учетноаналитических систем в форме одной отдельной и независимой информационной структуры. Её формируют службы, занимающиесяуплатой и расчетом налогов. Вовторых, есть авторы, рассматривающие ту же комплексную систему расчетов с бюджетом в качестве составляющей более ёмкой учетной системы (таблица 1). Обработка информации и принятие управленческих решенийУправленческий анализОптимизация налогообложения, контроль выполнения планаВнешний аудитФинансовыйанализНалоговый анализВнутренний аудитФинансовый учётУправленческий учётНалоговыйучёт

Читайте так же:  Может ли налоговая взыскать задолженность без суда

Таблица 1Подходы отечественных экономистов к анализу данных о расчетах с бюджетом для целей оптимизации налогообложения

АвторСущность подходаМишин Ю.А. Соединение учета и анализа расчетов с бюджетом по налогам в единую систему, представляющую часть учетноэкономической системы Ульянов И.П.,Попова Л.В.Создание отдельной экономической системы, собирающей справочную информацию в фонд на основе данных учета, плана, нормативов, отчетных величин, паспортов развития. Формирование системы аналитических показателей налоговой базы Кальницкая И.В.В контексте выбранной концепции для целей управления предприятием формирование базы информации бухгалтерского учета о налоговой нагрузкеХоружий Л.И.Проведение анализа налоговых платежей через призму управленческого учета, в процессе взаимодействия информации учета и анализа Шимоханская Т.В.Сбор и обработка информации о расчетах с бюджетом для создания институциональной модели процесса управления,для создания условий устойчивого развития предприятияНикандрова Л.К.Проведение работниками службы бухгалтерского учета анализа и контроля расчетовсналоговыми органамиЗалевский В.А. В рамках стратегического менеджмента и концепции управленческого аудита применение аналитических мероприятий расчетов с бюджетом

Рассматривая содержание более ёмкого понятия «управленческая учетноаналитическая система», можно указать, что оно многогранно и его целесообразно использовать для оптимизации расчетов с бюджетом, когда это критически необходимо. В сущности, это формирование и функционирование информационной системы сбора и обработки данных о предприятии в целях эффективного управления налоговой нагрузкой. Развиваясь, управленческий учет в современной организации органически врос в информационную систему, став её важнейшим элементом. Так, управленческий учет стал представлять собой систему, охватывающую максимум видов учетной и отчетной информации, которая необходима внутренним пользователям, руководству для осуществления функций управления в пределах предприятия.

Привет студент

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Основным нормативным документом, определяющим состав налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, является НК РФ.

Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и (или) физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными и иными уполномоченными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с НК РФ устанавливаются и взимаются: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; водный налог; государственная пошлина и др.

К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, транспортный налог.

Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Налогоплательщики и плательщики сборов, объекты налогообложения, ставки и сроки перечисления, действующие льготы по каждому виду налогов устанавливаются законодательными актами.

Для синтетического учета расчетов с бюджетом используются следующие счета: 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог КВ добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 77 «Отложенные налоговые обязательства».

По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты по видам налоговых платежей, в корреспонденции со счетами, на которые относятся начисленные платежи (например, Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при удержании налога на доходы физических лиц). По дебету этого счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, и суммы налоговых вычетов.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Расчеты по налогу на добавленную стоимость

Для осуществления расчетов по НДС помимо счета 68 используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Общая схема отражения операций по учету НДС следующая.

По дебету счета 19 на соответствующих субсчетах учитываются суммы НДС, выделенные в расчетных документах, по приобретенным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Суммы НДС по оприходованным материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчету «Расчеты с бюджетом по НДС» при наличии счета-фактуры и в предположении, что соответствующие материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги) используются при производстве продукции, облагаемой НДС.

По кредиту этого субсчета отражаются суммы НДС:

• начисленные (полученные) за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

• по полученным авансам;

• начисленные по СМР, выполненным хозяйственным способом;

• начисленные (полученные) в составе арендной платы и др.

По кредиту счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» отражаются также суммы НДС, восстановленные в случаях, предусмотренных законодательством.

Перечислению в бюджет по НДС подлежит сумма кредитового сальдо счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

Если организация реализует продукцию, не облагаемую НДС, то НДС, уплаченный поставщикам, включается в стоимость приобретенных ценностей или относится на затраты производства (расходы на продажу).

Расчеты по налогу на прибыль

При расчете налога на прибыль следует принимать во внимание различия между бухгалтерской и налоговой прибылью, которые возникают из-за несовпадения величины доходов и расходов, а также времени их признания в бухгалтерском и налоговом учете.

Согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденному приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, это приводит к отличию налога на прибыль, рассчитанного от бухгалтерской прибыли (условного расхода (дохода) по налогу на прибыль — УР (УД)), от налоговой прибыли (текущий налог на прибыль — ТН):

где С — ставка налога на прибыль; БП — бухгалтерская прибыль отчетного периода; БУ — бухгалтерский убыток отчетного периода; НП — налоговая прибыль отчетного периода.

Условный расход на прибыль отражается бухгалтерской записью:

Дт 99 Кт 68; условный доход на прибыль: Дт 68 Кт 99.

Бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль практически никогда не совпадают из-за разных правил признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Кроме того, некоторые доходы и расходы учитываются при расчете бухгалтерской прибыли, но не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли; некоторые расходы уменьшают бухгалтерскую прибыль на одну сумму, а налогооблагаемую — на другую сумму и т.д.

Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью обусловлена наличием постоянных разниц и временных разниц.

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые влияют на бухгалтерскую прибыль, но не влияют на налогооблагаемую прибыль. Они могут быть отрицательными и положительными.

[3]

Отрицательные постоянные разницы уменьшают бухгалтерскую прибыль. Например, разница между фактическими нормируемыми расходами и их нормативом, если фактические расходы больше норматива.

Нормируемыми расходами в соответствии с налоговым законодательством являются, например, представительские расходы.

В бухгалтерском учете представительские расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются в них в сумме фактически произведенных затрат. Согласно главе 25 НК РФ представительские расходы входят в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией и в течение отчетного (налогового) периода включаются в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Отрицательные постоянные разницы (ОПР) приводят к образованию постоянных налоговых обязательств (ПНО).

ПНО—сумма, на которую увеличивается налог в отчетном периоде.

Это отражается в учете записью: Дт 99 Кт 68.

Пример 1. За отчетный период расходы организации на оплату труда составили 326 800 руб. Представительские расходы — 15 622 руб. Нормируемая величина представительских расходов — 4% от 326 800, т.е. 13 072 руб.

Читайте так же:  Образец заявление на возврат накопительной пенсии

Отрицательная постоянная разница составит 2550 руб. (15 622 руб. — 13 072 руб.).

ПНО = 24% х 2550 руб. = 612 руб. На 612 руб. необходимо увеличить налог на прибыль, т.е. уменьшить бухгалтерскую прибыль.

Положительные постоянные разницы увеличивают бухгалтерскую прибыль. Примером положительных постоянных разниц являются положительная разница при переоценке финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость; и безвозмездно полученное имущество, стоимость которого не облагается налогом в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 НКРФ.

Положительные постоянные разницы (ППР) приводят к образованию постоянных налоговых активов (ПНА).

ПНА — сумма, на которую уменьшается налог в отчетном периоде.

Это отражается в учете записью: Дт 68 Кт 99.

Временные разницы — это доходы и расходы, которые влияют на балансовую прибыль в одном отчетном периоде, а на налогооблагаемую прибыль — в других отчетных периодах.

Временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль. Отложенный налог на прибыль увеличивает или уменьшает сумму налога в последующих периодах.

Временные разницы подразделяются следующим образом:

1) вычитаемые временные разницы (ВВР);

2) налогооблагаемые временные разницы (НВР).

Вычитаемые временные разницы — это:

а) расходы, которые уменьшают бухгалтерскую прибыль в дан ном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль — в после дующих отчетных периодах;

б) доходы, которые увеличивают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль—в последующих отчетных периодах.

Вычитаемые временные разницы возникают в двух случаях:

1) расходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в на логовом учете;

2) доходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете.

Пример 2. В бухгалтерском учете применяется способ начисления амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования объектов, а в налоговом учете — линейный способ. Для объекта первоначальной стоимостью 150 000 руб. и сроком полезного использования пять лет расходы на амортизацию в первый год эксплуатации составят в бухгалтерском учете — 50 000, в налоговом учете—30 000 руб. ВВР = 20 000 руб.

Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых активов (ОНА).

ОНА — часть прибыли, на которую уменьшится налог в последующих периодах.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете записью: Дт 09 Кг 68.

В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения ВВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНА: Дт 68 Кт 09. Налогооблагаемые временные разницы — это:

а) расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль—в последующих отчетных периодах;

б) доходы, которые увеличивают бухгалтерскую прибыль в данном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль — в последующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы возникают в двух случаях:

1) расходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете;

2) доходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в налоговом учете.

В качестве примера можно привести начисление амортизации для целей бухгалтерского учета линейным способом, а для целей налогообложения — нелинейным методом.

Налогооблагаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО).

ОНО — часть отложенного налога на прибыль, на которую увеличится налог в последующих периодах.

Отложенные налоговые обязательства отражаются в учете бухгалтерской записью: Дт 68 Кт 77.

В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения НВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНО:

Аналитический учет к счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 11 «Отложенные налоговые обязательства» следует вести по видам отложенных налоговых активов и обязательств.

Иногда выбывает актив или погашается обязательство, по которым ранее были начислены ОНА или ОНО. Например, выбывает объект основных средств, амортизация по которому для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения начислялась разными способами. В таких случаях ОНА или ОНО списываются с баланса на счет 99 «Прибыли и убытки» в сумме, на которую не будет уменьшен (или увеличен) налог в последующих отчетных периодах.

Величина текущего налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, рассчитывается по формуле

ТН = УР (УД) + ПНО — ПНА + ОНА — ОНО.

Типовые проводки по учету расчетов по налогам и сборам приведены в табл. 1.

Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету расходов по налогам и сборам

1. Налоги, относимые на себестоимость;

— земельный налог, водный налог, транспортный налог, налог на имущество

— часть ЕСН, зачисляемая в бюджет

08, 20, 23, 25, 26, 44

— часть ЕСН, зачисляемая в государственные внебюджетные социальные фонды

08, 20, 23, 25, 26, 44

2. Налоги, включаемые в стоимость приобретенного имущества:

— импортная таможенная пошлина

3. Налоги, относимые на заработную плату.

4. Налоги, включаемые в счет выручки: — акциз по реализованной подакцизной продукции

— НДС по реализованной продукции, работам, услугам, основным средствам и прочим активам

5. Начислен условный расход по налогу на прибыль

6. Начислен условный доход по налогу на прибыль

7. Начислено постоянное налоговое обязательство

8. Начислен постоянный налоговый актив

9. Начислен отложенный налоговый актив

10. Начислено отложенное налоговое обязательство

11. Уменьшен или погашен отложенный налоговый актив

12. Уменьшено или погашено отложенное налоговое обязательство

13. Списан отложенный налоговый актив при выбытии объекта, по которому он был начислен

14. Списано отложенное налоговое обязательство при выбытии актива или вида обязательства, по которому оно было начислено

15. Восстановлен НДС в случаях, предусмотренных законодательством

16. Отражен НДС из полученных авансовых платежей

17. Отражен НДС из начисленной (полученной) арендной платы (у арендодателя)

18. Списан (восстановлен) НДС по материальным ценностям (работам, услугам), используемым для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), не облагаемых НДС

19. НДС по приобретаемым материальным ценностям, основным средствам, нематериальным активам, выполняемым работам, оказанным услугам

20. Принят к вычету НДС

21. Начислены в бюджет штрафы и пени за нарушение налогового законодательства

22. Перечислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды

Используемая литература: Бочкарева И. И., Левина Г. Г.
Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина;
под ред. проф. Я. В. Соколова. — М. : Магистр, 2010. — 413 с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

Источники


  1. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.

  2. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
  4. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
  5. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Анализ расчетов с бюджетом по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here